Что такое рециркуляция воздуха в салоне машины. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Описание конструкции – сопла обдува стекол передних дверей


Плюсы

При использовании данного режима понижение температуры воздуха в салоне осуществляется в более быстрые строки, нежели режим забора воздушных масс из окружающей среды. В основном это происходит из-за неоднократного прохождения воздуха в авто, температура которого уже ниже окружающей среды, через климатическую установку.

При обратной процедуре – нагреве, всё ещё проще, так как температура в салоне значительно выше, чем вне автомобиля.

Ещё одним положительным моментом является тот факт, что расход мощности на работу компрессора значительно ниже, чем при заборе извне.

Рециркуляция – это также незаменимый режим для людей чувствительных к дорожной пыли, цветочной пыльце, неприятным запахам и другим аллергенным факторам.

В качестве примера стоит упомянуть ситуацию, которая наверняка знакома любому водителю – это идущий впереди вас КАМАЗ или любой другой автомобиль, издающий сильные специфические запахи, рециркуляция в данном случае – это отличный выход из положения.

Циркуляция — охлаждающий воздух

Циркуляция охлаждающего воздуха осуществляется до разомкнутому контуру. Холодный воздух нагнетается естественным давлением через подводящие патрубки в камеры между наружными и внутренними щитами электродвигателя.  

Основные технические данные турбогенераторов серии Т ( частота вращения.  

Циркуляция охлаждающего воздуха в турбогенераторе оеущеетвляется внутренними вентиляторами, укрепленными по обеим сторонам бочки ротора. Для уменьшения попадания пыли внутрь корпуса статора на валу предусмотрены воздушные уплотнения. Для восполнения утечек воздуха предусмотрен засос воздуха из окружающей среды; через фильтры, расположенные — на внешних щитах.  

Технические данные двигателей серии СТД ( турбодвигателей общего.  

Циркуляция охлаждающего воздуха в двигателе осуществляется посредством внутренних вентиляторов, укрепленных по обеим сторонам бочки ротора. Вентиляторы выполнены с вращающимся направляющим аппаратом, обеспечивающим безударный вход воздуха, что позволило повысить КПД и уменьшить внешние размеры.  

Циркуляция охлаждающего воздуха в турбогенераторе осуществляется внутренними вентиляторами.  

Конструкция термоэлектрогенератора, предназначенного для работы на жидком топливе.  

Циркуляция охлаждающего воздуха осуществляется за счет разности давлений в каналах И и 12, которая образуется вследствие некоторого понижения давления в каналах 4 благодаря эжекционному воздействию потока уходящих газов.  

Технические данные двигателей серии СДКМ.  

Для обеспечения циркуляции охлаждающего воздуха внутри двигателя на магнитное колесо крепят напорные вентиляционные элементы.  

Схема движения охлаждающего воздуха в синхронной машине СДНЗ-2 при замкнутом цикле вентиляции, способ охлаждения IC37A81.  

Внутренняя вентиляция электрических машин может осуществляться при разомкнутых или замкнутых циклах циркуляции охлаждающего воздуха. При разомкнутом цикле воздух из окружающей машину среды проходит по вентиляционному тракту, нагревается в процессе охлаждения машины и выбрасывается вновь в окружающую среду.  

При этом между крышками и щитами или станиной двигателя оставляются щели, необходимые для циркуляции охлаждающего воздуха. Такие двигатели могут устанавливаться только в закрытых помещениях, так как они не имеют приспособлений, защищающих от дождя.  

Сегменты набираются на Т — образный выступ корпуса турбины, в котором выполнена кольцевая канавка для циркуляции охлаждающего воздуха, отбираемого после третьей ступени осевого компрессора. Охлаждающий воздух отводит часть тепла, поступающего от сегментов к выступу корпуса, и тем самым предохраняет корпус турбины от местных перегревов. В сегментах по внутреннему диаметру проточен Т — образный паз, в котором набираются направляющие лопатки.  

Расстояния между осями проводов берут, исходя из того, что нужно создать достаточный зазор между витками для циркуляции охлаждающего воздуха.  

Система отопления

Как правило, отопительная система автомобиля Ваз 2109 состоит из нескольких основных элементов и узлов, проведенных ниже.

Отопитель

Сам отопитель или печка – главное звено в системе отопления. Крепится он 4-мя гайками в салоне автомобиля под к болтам. На печке установлены бывают воздуховоды, которые фиксируются к панели приборов снизу. В их конструкции обязательны уплотняющие прокладки.

Из чего состоит печка

Отопитель системы Ваз 2109 состоит из:

  • 2-ух пластмассовых кожухов, соединяемых между собой скобами (скобы крепления соединяются по периметру);
  • Специального жгута, закладываемого в пазы для уплотнения;
  • Электровентилятора, который принудительно подает воздух в салон и крепится винтами поверх печки;

Примечание. Моторчик установлен на печке так, чтобы его демонтаж был удобен и не вызывал никаких сложностей.

  • Радиатора подогрева, который установлен в кожухах отопителя;
  • Краника;
  • Насоса системы охлаждения, который осуществляет циркуляцию жидкости через радиатор;
  • Рукоятками печки, которые позволяют осуществлять управление отопителем.

Управление рукоятками печки

Добиться наиболее комфортных условий в салоне можно, если перемещать ручки управления печкой и регулируя положение сопел следующим способом:

  • Верхняя правая ручка регулирует подачу воздуха к ногам водителя и переднего пассажира (если положение крайнее левое – подача максимальная, если ручка в крайнем положении справа – подача перекрыта).
  • Левая верхняя ручка регулирует подачу воздуха на .
  • Нижняя ручка регулирует температуру воздуха, который поступает в салон (крайнее левое положение – холодный воздух, крайнее правое положение – горячий).
  • Левой кнопкой-вращалкой, видной на фото выше, подключается вентилятор печки. Он позволит увеличить подачу воздуха. Кнопка имеет 4 положения: 0 – выключенное состояние, 1 – начальная скорость, 2 – средняя скорость, 3 – максимальная скорость.

Если температура воздуха на улице минус 20 градусов Цельсия, печка начинает обеспечивать максимальный режим обогрева автоматически. Показатели в данном случае следующие:

  • +20 градусов Цельсия обеспечивается в салоне транспортного средства;
  • +25 градусов Цельсия обеспечивается в зоне ног пассажира и водителя.

Радиатор

Это одна из важнейших деталей системы отопления автомобиля. К сожалению, в течении прохождения определенного количества времени начинает протекать. Следы тосола на пассажирском коврике или под ковриком – симптом протечки радиатора отопителя. В этом случае на Ваз 21093 отопление салона будет стопроцентно нарушено и придется заменить радиатор.

Виды радиаторов

Для Ваз 2109 существует несколько основных видов радиатора. Самыми популярными считаются:

  • Алюминиевый оригинальный;
  • Алюминиевый неоригинальный;
  • Медный.

Из всей этой троицы самым дорогим является медный радиатор, который можно и запаять в случае чего и который в значительной степени надежнее остальных. менее надежны, зато дешевле. Оригинальный стоит примерно около 700 российских рублей, в то время, как неоригинальный можно и за 400 рублей купить. Конструкция обоих видов алюминиевых радиаторов различна:

  • Пластины в оригинальном радиаторе расположены гораздо плотнее, чем в неоригинальном варианте.
  • Площадь теплообмена в неоригинальном радиаторе меньше, чем в оригинальном.
  • Конструкция алюминиевого оригинального радиатора намного прочнее.
  • На оригинальном радиаторе воздух начинает теплеть уже при температуре ОЖ в 60 градусов, а в неоригинальном только при 90 градусах и выше.
  • Внутри радиаторов оригинальных имеются специальные завихрители ОЖ, выполненные в виде спиральных лент. Они значительно повышают эффективность работы, ведь ОЖ не «пролетает» сквозь радиатор, а медленно циркулирует, эффективнее отдавая тепло.

Замена радиатора

Нужна в том случае, если старый уже не функционирует достаточно эффективно. Проводится замена следующим способом:

  • Откручивается передняя панель.
  • Радиатор демонтируется и выводится аккуратно из своего места.
  • Устанавливается новый.

Примечание. Мастера-самоучки рекомендуют снимать радиатор снизу панели приборов, где нижняя полка и мешает это сделать. Эта полка отпиливается, а после установки нового радиатора крепится на саморезах, и в дальнейшем ее снятие будет легким делом.

На Ваз 2109 система отопления салона примечательна вытяжной вентиляцией, обеспечивающей отсос воздуха из салона. Находится эта вентиляция на Ваз 2109 сзади. Кроме обеспечения отсоса воздуха, вытяжная вентиляция осуществляется также через разряжение, которое возникает у дефлекторов при движении транспортного средства.

Клапана

Вытяжная вентиляция на некоторых версиях Ваз 2109 наделена штатно клапанами, которые служат для увеличения количества свежего проточного воздуха в салоне. В сырую же погоду эти самые клапана помогают снизить запотевание стекол. В основном, модели Ваз 2109 этими клапанами не наделены, и большинство владельцев самостоятельно устанавливают их на свои автомобили. Что нужно сделать для того чтобы установить клапана:

  • Достаточно сделать технологические отверстия в кузове.
  • Снять задний бампер.
  • Разметить посадочные места для клапанов.
  • Вставить клапана.

Монтаж системы рециркуляции

Коррекция регулировки топливовоздушной смеси
Что же делать тем автовладельцам, у которых присутствует только кнопка? Расстраиваться не стоит – смонтировать систему рециркуляции воздуха ВАЗ-2110 можно самостоятельно. Для этого понадобятся:

  • электромагнитный/пневмоэлектрический клапан (артикул 2105-1127010.02);
  • силиконовый шланг (белого цвета, присутствует в большинстве современных авто) длиной 0,5 м. в количестве двух штук;
  • электропровод 2 х 0,5 (понадобится примерно 5 метров);
  • обратный клапан (артикул 2110-8119110, хотя можно взять любой, например, применяемый в аквариумных компрессорах).

Последовательность работ:

Обеспечиваем доступ к отопителю (сдвиганием вверх бардачка). Вынимаем печку, провернув её против часовой стрелки, снимаем кожух, очищаем печку, кожух и другие узлы от грязи и мусора. Монтируем на штатное место салонный фильтр старого образца, если он там отсутствует. Устанавливаем заслонку рециркуляции ВАЗ-2110, прикрепив её к штоку пневмоклапана, собираем всё в обратном порядке. Смотрим, куда можно установить электромагнитный клапан. Обычно он крепится к болту, которым прикручена шумоизоляция передней части автомобиля. Это не совсем удобно, поскольку если потребуется сменить фильтр или устранить течь радиатора или патрубков, придётся демонтировать и клапан. А вот около адсорбера место вполне подходящее, поскольку ничто ничему не мешает, причём и ресивер, и пневмоклапан расположены относительно близко. Чтобы закрепить клапан, можно использовать кронштейн, просверлив в нём отверстия диаметром 8,5 мм. Желательно, чтобы кронштейн был пожёстче – в противном случае от тряски клапан может начать вибрировать на резонансной частоте с шасси, что станет причиной неприятного дребезжания. Следующий шаг – присоединение шлангов. Первый должен соединять привод заслонки отопителя (пневмоклапан) с выходом электромагнитного клапана, расположенным под углом в 45 градусов относительно центрального патрубка. Второй шланг будет соединять ресивер силового агрегата с центральным патрубком электромагнитного клапана (подключение к ресиверу можно осуществить с помощью тройника, а если дополнительный вывод у мотора не используется – он заглушён таким же силиконовым шлангом)

Важно не перепутать подключение шлангов к электромагнитному клапану, поскольку при этом будет происходить подсос воздуха извне при работающем силовом агрегате через отключённый электромагнитный клапан. Установку обратного клапана можно осуществлять в любой из шлангов

Главное – обеспечить, чтобы поток воздуха мог двигаться к ресиверу. Обратный клапан нужен для того, чтобы обеспечить открытие заслонки в момент остановки мотора (при условии, что перед этим на клапан подавалось напряжение). Переходим к подключению электропроводки. Если в точности следовать электрической схеме «десятки», то управление электромагнитным клапаном должно осуществляться минусовым проводом, идущим от выключателя рециркуляции ВАЗ-2110. Плюсовый провод берём с подсветки той же кнопки. Для этого вынимаем клавишу из штатного места, подсоединяем наши провода к клеммам, второй конец которых тянем к клапану за панелью приборов, затем в сторону «чёрного ящика», через заглушку между салоном и моторным отсеком, за аккумуляторной батареей в направлении левой фары, там поворачиваем направо и подключаем к клапану. Плюсовый провод необходимо подключить к предохранителю.

Как видим, немного повозиться придётся, но зато вы получите полноценную рециркуляцию воздуха ВАЗ-2110. Использовать её можно и нужно при зимнем прогреве автомобиля, при движении по грунтовым дорогам, в пробке, при очистке стёкол нехорошо пахнущей «незамерзайкой».

Особенности эксплуатации печки и ее доработка

Владельцы автомобиля Ваз 2109 часто бывают обеспокоены тем, что со временем печка начинает плохо греть. Не стоит говорить о том, что ехать в таком автомобиле уже будет некомфортно. В таких случаях только модернизация печки способна решить проблему.

Способы доработки

Способов множество. Ниже приведены несколько из них.

Рычаг управления заслонкой

Итак:

  • Можно просто подтянуть тросик управления заслонкой печки, чтобы проблему решить. Делается 1-2 витка троса, находящегося на рычаге управления заслонкой (сам рычаг размещен на корпусе печки, возле педали газа).

Примечание. Стыки воздуховодов и края заслонки отопителя оклеены бывают поролоном, который до конца не сжимается. В этой связи и образуется зазор в несколько миллиметров, а заслонка до конца не закрывается. Вышеописанный способ поможет настроить рычаг должным образом.

  • Добраться до рычага управления можно и иным способом. Со стороны водителя есть место и нужно попробовать дотянуться рукой и подтянуть рычаг, обязательно при включенном вентиляторе отопителя. В процессе регулировки левое ухо будет находиться в районе сопла воздуховода и таким образом, можно будет услышать, как меняется звук выходящего воздуха.

Краник отопителя

Причиной неэффективной работы системы отопления может стать и неполное открытие краника печки. Такая проблема, к слову сказать, встречается практически у всех переднеприводных автомобилей семейства Ваз.

  • Решением проблемы может стать натяжка тросика управления клапаном и последующая доводка рычага управления до максимально открытого положения.

Примечание. В этом случае возможно, что клапан теперь будет не до конца закрываться. Но проблема не в этом, а в том, что после регулировки рычага, заслонка может потерять герметичность и начать подтекать (видно на фото). В таком случае можно посоветовать обмотку места протечки тканью, которая была пропитана в герметике и фиксирование всего этого холодной сваркой.

Воздуховоды

Причиной некачественного функционирования системы отопления может стать негерметичность воздуховодов. Тот воздух, который нагнетается вентилятором отопителя, частично уходит в щели, а поток воздуха, тем самым ослабевает и остывает.

  • Решением может стать полная герметизация и проклейка соединений, которые расположены в местах следования воздуха от печки до выхода.

Воздушные пробки

Кроме того, причиной плохой работы печки могут стать воздушные пробки, образуемые в радиаторе отопителя.

  • Решением станет остановка автомобиля передней частью на какой-либо возвышенности. Затем следует открыть полностью краник отопителя и несколько раз нажать на педаль акселератора.

Выше были приведены некоторые способы устранения проблем с системой отопления и вентиляции Ваз 2109. Инструкция и советы, данные экспертами – это шанс своими руками «вылечить» свой автомобиль, тем самым неплохо экономя на ремонте. Как известно, цена техпроцедур в СТО не низкая и если регулярно их проводить, семейный бюджет заметно оскудеет. Рекомендуется в процессе самостоятельных работ пользоваться фото и видео – материалами.

Система отопления автомобиля у многих моделей устроена и работает по схожему принципу. Понимание принципа включения и регулировки скорости работы вентилятора отопителя салона очень будут кстати при самостоятельных поисках неисправности (к примеру, если у вас ).

Вентиляция сидений своими руками

Приведенное выше описание, как работает система вентиляции в сиденьях, позволяет на основе полученных сведений своими руками сделать аналогичную систему. В этом случае установка вентиляции сидений может быть выполнена как минимум тремя различными способами.

Установка готового набора (комплекта)

Для этого используется готовый комплект деталей и узлов, имеющийся в продаже, например, как приведенный на фото ниже:

Установка своими руками подобного комплекта заключается в снятии обшивки сидений, ее перфорации, а также расположении в нужных местах и соединении вентиляторов. Как правило, такая система имеет несколько скоростей регулирования производительности вентиляторов, что позволяет подобрать оптимальный вариант, исходя из текущих климатических условий.

Статья в тему: Как выгнать воздух из топливной системы Приоры, и дизельных авто с ТНВД

Установка своими руками с помощью отдельных элементов

Для выполнения своими руками вентиляции с помощью отдельных элементов необходимо купить:

  1. компьютерные вентиляторы;
  2. пластиковую сетку вместо спейсера;
  3. кнопки, провода.

Их установка начинается с того, что проводится разборка сидений, и определяются места, где будут крепиться вентиляторы, затем в поролоне для них вырезаются отверстия.


В этих местах лишний поролон срезается и вместо него толщиной в пятнадцать миллиметров укладывается нарезанная сетка.

После того, как выполнена установка сетки, поверх нее надо уложить ранее срезанный поролон, в котором необходимо проделать отверстия диаметром один сантиметр.

Вентиляторы соединяются проводами, кнопка включения вентиляции в сиденье располагается на панели, или в любом другом удобном месте.

Система вентиляции сидений с использованием печки авто

Своими руками можно выполнить обдув без применения вентиляторов. Как это делается, должно быть понятно из приведенного рисунка и фото. При таком подходе с помощью гофры воздух из печки подводится к сиденью. Подобная система подачи воздуха позволит не только охлаждать, но и выполнять обогрев сидений. Лучше всего, если установка гофры будет произведена внутри канала.

Общая схема циркуляции воздуха

Забор воздуха в салон автомобиля осуществляется вентилятором, который может быть установлен в салоне либо за моторным щитом. Над электродвигателем располагается . При необходимости подогрева воздушный поток проходит через радиатор отопителя. Радиатор печки соединен с системой охлаждения автомобиля, поэтому при нагреве двигателя циркулирующая жидкость из системы охлаждения двигателя нагревает соты радиатора печки. Поэтому, проходя через соты, поток воздуха также становится теплым.

Воздушные заслонки

Перенаправление воздушных потоков для регулирования температуры осуществляется специальной заслонкой. Виды управления заслонкой:

  • механическое. Привод заслонки посредством тяг и тросов соединяется напрямую с переключателем в салоне. В таком случае водитель, перемещая регулятор, вручную дозирует температуру поступающего воздуха;
  • электронное. Заслонка оборудована сервоприводом. Электромотор изменяет положение заслонки, получая команды от блока управления. Такая схема применяется на автомобилях с климатическими установками. Водителю достаточно задать в бортовом компьютере желаемую температуру в салоне, после чего электронный блок управления, ориентируясь на температурные датчики, будет управлять сервоприводом воздушной заслонки.

От вентилятора печки в салон уходят каналы, по которым воздух может подаваться на лобовое стекло, в ноги либо через центральные дефлекторы. В зависимости от схемы работы, режимы могут быть как комбинированными, так и единичными, когда весь заборный воздух подается только в одну зону. Переключение режимов может осуществляться механически либо с помощью сервопривода и блока управления. Механический способ предполагает прямое соединение воздушных заслонок с переключателем на торпеде. Электропривод заслонок позволяется управлять ими нажатием клавиши, а также реализовать автоматическое управление электронным блоком системы кондиционирования салона.

Рециркуляция

В режиме рециркуляции закрывается основная воздушная заслонка, после чего вентилятор печки начинает забирать воздух из салона. Подобный режим работы позволяет заблокировать доступ неприятных запахов и загрязненного воздуха с улицы, если вы, к примеру, едете за автомобилем по пыльной гравийной дороге.

Зимой режим рециркуляции позволяет быстрее прогревать салон автомобиля, так как через радиатор отопителя проходит не морозный, а уже салонный теплый воздух. Соответственно, летом рециркуляция упрощает кондиционеру процесс охлаждения.

Виды привода рециркуляции:

Работа системы вентиляции и охлаждения

Проблема температуры в салоне — отопление и вентиляция. Для обеспечения необходимого температурного комфорта температура воздуха в салоне должна находиться в интервале 18—22°С. Проведенные измерения и эксперименты показывают, что перепад температур благоприятен для человека: на уровне головы температура должна быть на 5—8° ниже, чем в области ног как летом, так и зимой. Чтобы обеспечить такой тепловой режим, необходимо произвести расчет системы вентиляции и отопления. Добиться требуемого перепада температур можно путем продуманного распределения воздушных потоков и подогрева воздуха зимой. Установившийся температурный режим в салоне в стационарном состоянии определяется балансом между количеством теплоты, поступающим извне (солнечное излучение) и изнутри (двигатель, отопление, тепловыделение от сидящих в автомобиле людей) и теплообменом через поверхность кузова и за счет уноса теплоты вентиляционным воздухом.

Работа системы вентиляции и охлаждения особенно затруднена летом в условиях прямого действия солнечных лучей. Плотность поступающего теплового потока составляет в этих условиях примерно 990 ккал/(м2ч) и зависит от качества теплоизоляции кузова. При площади облучаемой поверхности салона автомобиля среднего размера 2,5 м2 тепловой поток составляет приблизительно 2300 ккал/ч, большая часть которого проникает через окна. Путем применения эффективной термоизоляции (прежде всего крыши), окраски кузова и салона в светлые (отражающие) цвета, а также использования тонированных стекол можно уменьшить этот тепловой поток.

Цвет обусловливает изменение температуры в салоне (если сравнивать кузова белого и черного цвета) по сравнению с температурой внешней среды в зависимости от размеров автомобиля на 8—15%. Обычные (нетонированные) стекла пропускают световое и тепловое излучение почти беспрепятственно, поэтому общепринятые в настоящее время большие окна в этом отношении не являются удачным решением. При движении автомобиля воздух, обтекающий кузов, оказывает некоторое охлаждающее действие, но если не применяются дополнительные охлаждающие устройства, температура в салоне постоянно выше температуры внешней среды на 3—4°С в основном по следующим причинам.

В результате выделения теплоты двигателем, трансмиссией и системой выпуска отработавших газов, несмотря на хорошую изоляцию, происходит подогрев воздуха салона. К этому можно добавить теплоту, выделяемую людьми, находящимися в автомобиле, которая в состоянии покоя составляет примерно 100 ккал/ч. Летом выделение указанной теплоты должно компенсироваться проветриванием таким образом, чтобы в салоне поддерживалась температура, приемлемая для людей. Столь желанная летом отдача теплоты поверхностью кузова вследствие слишком малого перепада температур в салоне и снаружи очень невелика. Поэтому, если невозможно получить приемлемую температуру в салоне посредством естественной вентиляции, то необходимо предусмотреть дополнительное охлаждение воздуха, поступающего в салон с помощью охлаждающей системы. Она может устанавливаться в автомобиль независимо от существующей системы отопления и вентиляции, однако лучше их объединять, тогда получается система кондиционирования. С помощью такой системы можно регулировать не только температурный режим в салоне, но и влажность воздуха.

Ниже приведены некоторые общие данные из области теплотехники.

Дополнительное охлаждение воздуха салона необходимо при температуре внешней среды выше 35°С и интенсивном солнечном излучении. В этом случае температура воздуха в салоне во избежание опасности переохлаждения не должна быть ниже температуры внешней среды более чем на 10°, причем температура холодного воздуха, поступающего из теплообменника, не должна быть ниже 5°С. Целесообразно охлаждать только часть свежего воздуха (примерно 30%), остальное количество поступающего воздуха следует использовать для освежения воздуха в салоне, тогда возрастает эффективность использования воздуха и уменьшаются конструктивные затраты на кондиционер. Конечно, окна автомобиля (с тонированными стеклами) должны оставаться закрытыми. Тем не менее для охлаждения воздуха потребляется большая мощность, поскольку нужно не только охладить воздух, но и компенсировать нагрев его от солнечного излучения и внутренний «подогрев» салона. По данным Фиала для среднего легкового автомобиля этот нагрев составляет примерно 4500 ккал/ч. Большое преимущество дополнительного охлаждения заключается в том, что с ним уменьшается относительная влажность воздуха в салоне. Она уменьшается примерно на 35% вследствие охлаждения конденсационной влаги в теплообменнике, что при высокой температуре внешней среды и высокой влажности воспринимается особенно приятно.

По-другому выглядят требования, предъявляемые к кондиционеру, когда необходимо повысить температуру воздуха в салоне в условиях зимней эксплуатации. Необходимую для этого тепловую энергию лучше всего получать от системы охлаждения двигателя. Система отопления от отработавших газов, применяемая на автомобилях с двигателями с воздушным охлаждением, вследствие присущих ей недостатков (сильной зависимости от реализуемой мощности двигателя, малой теплоемкости, повышенного шума по сравнению с жидкостной системой отопления) не рассматривается. При проектировании системы отопления следует учитывать, что во время проветривания, т. е. выброса нагретого воздуха через предусмотренные для этого отверстия и имеющиеся в уплотнениях щели, происходит потеря теплоты вентиляционным воздухом. Это существенно уменьшает КПД системы отопления. КПД зависит от многих параметров, часть из которых определена ниже.

В этом примере не учтена потеря теплоты через поверхность кузова (излучение, конвекция, теплопередача), а также нагрев воздуха в салоне от двигателя, системы выпуска отработавших газов и находящихся в салоне людей. Потеря теплоты зависит от разности температур воздуха в салоне и снаружи автомобиля, которая в свою очередь зависит от количества воздуха, поступающего в салон, следовательно, от скорости движения, а также от качества термоизоляции салона (крыша, двери, боковины). Поэтому обобщенные формулы привести невозможно. В приведенном выше примере потеря теплоты составила примерно 1800 ккал/ч, что можно использовать в качестве ориентировочных данных. При расчете системы отопления следует учитывать только 60% максимального притока воздуха в условиях летней эксплуатации (все отверстия для поступления воздуха открыты), поэтому в рассмотренном примере взято 3,5 м3/ч вместо 6,0 м3/ч (при полностью открытых отверстиях для поступления воздуха).

Эффективность системы отопления можно резко увеличить путем повышения температуры воздуха, поступающего из отопителя, а также температуры охлаждающей жидкости двигателя с помощью термостатов, отрегулированных на более высокую температуру воды («зимний» термостат), кроме того, посредством предусматривания нелинейной регулировки количества поступающего воздуха, позволяющей компенсировать увеличение скоростного напора воздуха с ростом скорости автомобиля.

Как работает вентилятор печки

Вентилятор системы обогрева салона автомобиля представляет собой обычный двигатель переменного тока. Это может быть как простейший осевой вентилятор, так и диаметральный вариант, который чаще всего устанавливается на современных автомобилях. Устройство внутренней части вентилятора печки ничем не отличается от устройства обычного электродвигателя переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

Больший интерес для нас представляет работа электродвигателя на разных скоростях. Реализуется эта возможность включением в схему дополнительного сопротивления. Резисторы увеличивают сопротивление, что приводит к уменьшению протекающей в цепи силы тока. Следовательно, вентилятор начинает вращаться медленней. Номинал резистора определяет, насколько сильным будет падение тока в цепи. Последняя скорость вентилятора является прямой, поскольку в цепь не включено сопротивление. Это позволяет вентилятору отопителя оставаться работоспособным, даже если сопротивление вышло из строя.

Схема подключения

На рисунке показана простейшая принципиальная схема подключения вентилятора печки. Когда плюсовой вывод переключателя, защищенный предохранителем, замкнут с контактом H, ток протекает к электродвигателю напрямую, заставляя его вращаться с максимальной скоростью. Когда же плюсовой контакт замкнут с контактом V, ток течет через сопротивление, что снижает скорость вращения вентилятора.

Электродвигатель отопителя моделей ВАЗ 2108, 21099 имеет уже 3 скорости вентилятора. Когда плюсовой вывод переключателя режимов замкнут на 1 контакт, в цепь включены последовательно 2 сопротивления, поэтому скорость вращения электродвигателя будет минимальной. При подаче питания на второй контакт переключателя режимов ток будет протекать через один резистор, что будет соответствовать средней скорости вращения. Соответственно, 3 контакт предназначен для подачи питания в обход дополнительного резистора и соответствует самой быстрой скорости вращения.

Именно такой принцип включения электродвигателя отопителя на большинстве автомобилей. Для лучшего понимания схемы предлагаем посмотреть видео.

Система автоматизированного управления

На схеме мы все так же видим дополнительный резистор, вот только теперь все команды передаются электровентилятору не напрямую от ручки переключения скоростей, а через блок управления системой отопления (№3). Также блок управляет электромагнитным клапаном рециркуляции салона и микромоторедуктором привода заслонки. В данной схеме используется лишь один датчик температуры в салоне, но в более продвинутых вариантах присутствуют также датчики температуры заборного воздуха, а также датчики, измеряющие в нескольких точках температуру подаваемого в салон воздуха.

Хорошо это или плохо, но мы живем в стране с суровыми климатическими условиями. Летом все страдают от жары, с каждым годом все жарче, зимой — дружно мерзнем, тратя при этом денежные средства на отопление. Весна, осень тоже не радуют.

В итоге получается, что выйдя из дома и сев в автомобиль, сталкиваешься с проблемой – нет комфорта для нормальных условий для жизни в салоне машины. Повезло с системой вентиляции салона арабам и бразильцам – установил себе в автомобиль кондиционер, и катайся круглый год. И эскимосам тоже хорошо – достаточно наличия в машине.

А нам от Бреста и до Владивостока, оба эти системы необходимы, как говориться, в одном флаконе, точнее, в салоне. В какие деньги эта комбинация выходит и как много бензина «кушает» авто круглогодично – отдельный разговор, но одно невозможно отрицать – в автомобилях, ездящиv по полям и лесам, системы вентиляции салона нужны «как воздух»

.

Казалось бы, можно ездить и без них, но суровая правда жизни быстро убеждают нас в том, что кататься в нетопленном салоне автомобиля в зимний период – значит гарантировать себе всякие болезни от гайморита до простатита, не говоря уже о проблемах с гинекологической сферой.

В летний период, кажется все просто – открыл окно и наслаждаешься встречным ветерком, но в пробках, к сожалению, этого ветерка на всех не хватит. Ну а там где есть ветерок, он не приносит ничего хорошего, кроме отита, конъюнктивита и других болезней.

А вы знаете что недолгое пребывание в разогретой духовке, в которую превращается автомобиль летним днем от солнца, даже у здоровых людей может вызвать гипертонический или сосудистый криз или того хуже инфаркт, инсульт, и еще много других гадостей. А учитывая стоимость лечения, не очень хочется подцепить что-нибудь из этого набора.

Если учесть, что не так уж и дорога в обслуживание, то стоит позаботиться о своем здоровье.

Виды вентиляции с рециркуляцией

Система вентиляции устанавливается на стадии чернового строительства

Планируется на проектной стадии до начала возведения строения. Монтаж вентиляции в уже готовом доме сопрягается с тем, что нужно встраивать и размещать каналы, подвесные воздуховоды, решетки, диффузоры. В старых помещениях воздухообмен частично происходил за счет щелей в оконных рамах.

Современные герметичные конструкции ограничивают приток воздуха, не допускают сквозняков, поэтому после установки металлопластиковых заполнений требуется организация вентиляции. Усиленный приток неизменно повышает расходы на обогрев, поэтому целесообразно вторично использовать очищенную и подогретую воздушную массу.

При расчете и установке рециркуляционной вытяжки соблюдаются нормативные правила:

  • объем подаваемого уличного потока составляет минимум 20% от вторичной воздушной массы;
  • в готовой смеси после обработки содержится не больше 30% вредных компонентов от общего количества по норме.

Рециркуляционная вентиляция уменьшает нагрузку на установки обработки воздушных потоков, например, кондиционеры, калориферы.

С нагревом

Схема вентиляции с подогревом входящего воздуха

Система использует холод или тепло от технических устройств, которые нагревают новый воздух и перемешивают его с тем, что удаляется из комнаты. Включаются подающие и вытягивающие вентиляторы, нагреватель. Открываются клапаны для прохода уличного, удаляемого и рециркуляционного потока, работа каждого задается в определенном режиме.

Разновидности обменников тепла:

  • перекрестные энергообменники пластинчатого типа показывают эффективность в работе на уровне 50 – 90%, в них допускается появление конденсата;
  • регенеративные вращающиеся теплообменники роторного типа отличаются повышенной эффективностью в пределах 70 – 90%, из-за присутствия двигающихся элементов способны перераспределять запахи между смешиваемыми струями;
  • рекуператоры, имеющие в конструкции промежуточный нагреватель, работают с меньшей эффективностью (45 – 65%), преимущество выражается в хорошей изоляции образователя энергии.

При использовании системы экономится энергия на обогрев или кондиционирование. Например, циркуляционная вытяжка для кухни выводит лишнее тепло, если оно не требуется, очищает, использует его при смешивании с холодным воздухом и подает туда, где в нем есть потребность.

Без нагрева

Рециркуляционная система без подогрева обеспечивает свежий воздух и удаление используемой массы из комнат, при этом обновление происходит постоянно, а не отдельными эпизодами. При этом уменьшается шум, объем пыли, вредных насекомых, которые попадают в открытые проемы. Отводы циркуляции в вытяжке располагаются так, чтобы на присутствующих не действовали сквозняки и резкие кухонные запахи.

Назначением рециркуляционного воздуховода без обогрева является только нагнетание свежего воздуха в межсезонье, когда работает отопительная система, но воздух на улице прогревается. Это становится возможным, если технические показатели уличных потоков соответствуют санитарным нормам.

Включаются подающие и отводящие вентиляторы, калорифер не работает. Рециркуляционный клапан координирует температуру струй, поступающих в помещение. Наружный клапан регулирует температурные показатели наружного воздуха.

Приточно-вытяжная вентиляция

Схема приточно-вытяжной вентиляции

Если в такой системе открыть выводящий и приточной пневмоклапаны и закрыть рециркуляционную заглушку, магистраль будет работать в качестве простой вентиляции. Направить потоки по замкнутому кольцу без подачи атмосферы с улицы можно, ели закрыть приточной и выводной клапаны и приоткрыть рециркуляционный.

Частичное открытие трех клапанов ведет к организации подачи воздуха с подмешиванием свежей атмосферы. Так достигается оптимальное соотношение температурных показателей и степени насыщенности кислородом. Выбор одной их схем позволяет поддерживать комфорт в жарком или холодном климате. Приточно-вытяжная система ставится в больших помещениях со значительным скоплением людей, например, ресторанных, вокзальных залах, торговых площадках супермаркетов.

Дополнительные схемы

Разновидности фанкойлов для вентиляции

Используется система передвижения воздушных масс с применением канального кондиционера. Фанкойл является внутренним комплексным устройством кондиционера, функционирующим в виде активной батареи. В нем есть дренаж конденсата, энергообменник, фильтрующий прибор и вентилятор. Летом теплообменник снабжается холодной водой (10 – 12°С), зимой подается горячая жидкость из магистрали (до 60°С). Фанкойл оборудуется управляющим блоком и приборами автоматической регулировки температуры.

Схема с применением заслонок работает в виде вытяжной и подающей вентиляции или смешивает входящие и удаляемые потоки. Система используется в частных строениях, например, в качестве вытяжки с рециркуляцией для кухни. Температурные значения наружной атмосферы изменяются, а комфортная величина имеет постоянное значение. Объем подмешиваемых масс регулируется перекрытием затворов и заслонок в автоматическом или ручном режиме.

Перемещение воздушных масс внутри помещения с помощью потолочного вентилятора исключает застаивание масс в одной части зала, но не относится к полноценной схеме рециркуляции. Эти системы без фанкойла используются в больших помещениях, залах, фойе, вестибюлях.

Салонный фильтр

При работе системы вентиляции салона воздух проходит через , а потом подогревается или охлаждается, в зависимости от установленных параметров. Воздух подается для отопления или охлаждения в салон машины через единый кожух.

Температура и скорость воздушного потока регулируется с помощью специальных регуляторов на панели управления системы вентиляции салона. Вентиляция кузова машины происходит постоянным потоком воздуха.

Наружный воздух попадает внутрь машины через воздухозаборник около ветрового стекла, а наружу выходит через выпускные каналы, которые установлены под задним бампером.

Объемы воздуха регулируются посредством четырехскоростного вентилятора. При включении системы вентиляции салона при работающем двигателе тепло идет от нагретой охлаждающей жидкости, которая находится в салона. А смесительной заслонки позволяет отрегулировать необходимую температуру в салоне машины, «делая коктейль» горячего воздуха с холодным наружным.

Проблема влажности воздуха

Из многолетней практики и результатов исследований известно, что наиболее приятно воспринимается воздух, влажность которого в зависимости от температуры находится в интервале 30—70%. Относительно высокое (но в пересчете на обсолютные значения довольно низкое) содержание влаги в воздухе при низкой температуре приводит к тому, что по мере прогревания холодного воздуха относительная влажность уменьшается примерно до 20—25%. Это явление носит положительный характер, поскольку предотвращается запотевание окон. Конечно, человек, находящийся в автомобиле, выделяет в воздух в течение 1 ч 40—100 г влаги в результате испарения, дыхания, высыхания влажной одежды и т. д., поэтому при отоплении салона воздух не становится слишком сухим. Кроме того, приемлемую влажность воздуха можно получить, смешивая прогретый воздух из отопителя с холодным свежим воздухом. Удачным распределением потоков воздуха вдоль окон можно предотвратить запотевание стекол и высушить их. И напротив, при дополнительном охлаждении воздуха кондиционером из-за конденсации влаги и дополнительного подогрева автомобиля относительная влажность сильно уменьшается.

Кондиционер-отличная система вентиляци салона

Летом спасает — это отличная система вентиляции салона. В режиме охлаждения он убирает излишнюю влагу и понижает температуру в салоне машины.

Происходит это следующим образом: жидкий хладагент движется по контуру высокого давления, при перекачке в контур низкого давления хладагент испаряется и образуется газ. При этом хладагент сильно охлаждается, забирая тепло в салоне.

Охлажденный воздух вентилятором проникает в салон машины. Далее, проходя через конденсатор, жидкий хладагент возвращает тепло наружному воздуху. Поскольку хладагент постоянно ходит по замкнутому контуру, салон автомобиля охлаждается постоянно и выброс тепла может длиться очень долго.

Влага из воздушной массы салона удаляется, конденсируясь на испарителе холодильной камеры «кондишена». В результате у нас в машине автоматическая и постоянная система вентиляции салона, которая устанавливается и регулируется кондиционером.

Принцип рециркуляции с вентиляцией

Приточно-отводная система с рециркуляцией представляет собой сложную установку в техническом плане и требует организованной координации и контроля.

Элементы, входящие в комплекс:

  • два электрических вентилятора, от которых зависит приток и расход воздуха;
  • рециркуляционный энергообменник нагревает уличную атмосферу, смешивает приточный и удаляемый поток;
  • фильтры очищают струи из наружного воздуховода, обрабатывают внутренние потоки перед подачей в теплообменник;
  • электрический нагреватель греет наружный воздух, если тепла от внутреннего потока не хватает;
  • клапаны возуховода ставятся на входе и перед выходом, регулируют силу струй или перекрывают канал при выключении оборудования.

Нагревание или охлаждение атмосферы в помещении происходит быстро за счет многократного прохождения струй через циркуляционный теплообменник. Режим рециркуляции в вытяжке используется также, если необходимо прекратить поступление наружного воздуха в комнату (неприятный запах, пыль).

Думать, что кондиционер не требует обслуживания

Со временем каждая система кондиционирования воздуха теряет охлаждающую жидкость – до 15 процентов в течение года. Неудивительно, что система кондиционирования теряет мощность и в итоге перестает адекватно охлаждать. Вот почему вы должны проводить техническое обслуживание по крайней мере каждые три или даже лучше каждые два года.

В обслуживание входит не только заправка охлаждающей жидкостью, но и проверка системы кондиционирования воздуха на герметичность. Это важно, потому что потеря охлаждающей жидкости загрязняет не только систему кондиционирования, но и окружающую среду. Неприятный запах также может идти от нее.

Не избавляться от влаги в салоне автомобиля

фото: thehawaiiherald.com

Если в машине пахнет плесенью, значит, салон автомобиля переувлажнен – там скопилось много влаги, которая интенсивнее всего появляется в зимние месяцы.

Проблема усугубляется неправильным уходом за автомобилем: засоренные дренажи (сливные отверстия, через которые вода должна стекать с внутренних поверхностей кузова) или порванные, рассохшиеся дверные уплотнители являются главными пропускными воротами для воды. Снег на обуви и даже просто мокрая одежда, когда вы садитесь в машину во время дождя, не добавляет сухости.

Первые признаки повышенной влажности в салоне – это быстро запотевающие окна. Здесь могут помочь специальные автомобильные осушители или кошачий гранулированный наполнитель в носке или тканевом мешочке: Как избавиться от запотевающих стекол в машине .

Проветривайте салон, но также не забывайте включать кондиционер. Он сушит воздух и избавляет машину от излишков скопившейся влаги.

Если вы не будете действовать, рискуете не только появлением неприятных запахов, но и плесени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]