Ременный привод ГРМ обладает большим количеством достоинств и одним крупным недостатком. Основные достоинства ременного привода в бесшумности и простоте. Регулировать натяжении гибкого зубчатого ремня можно при помощи одного незамысловатого устройства, состоящего из ролика и пружины, для него не требуются многочисленные успокоители, как для стальной роликовой цепи. Еще одно неоспоримое достоинство ременного привода — отсутствие необходимости в смазке. По этой причине весь механизм привода расположен вне блока и головки цилиндров и закрыт легко снимающимся пластиковым кожухом. Благодаря этому процесс осмотра и замены ремня ГРМ упрощен до предела.
Конструкция ременного привода
Ременный привод состоит из зубчатого шкива коленчатого вала, похожего по виду и конструкции зубчатого шкива распределительного вала (или двух валов), ремня ГРМ, натяжного ролика (иногда в сочетании с дополнительным паразитным роликом или роликами), шкива насоса охлаждающей жидкости. Некоторые производители предпочитают приводить в движение помпу при помощи обычного приводного ремня. В таком случае конструкция ГРМ упрощается.
Основа ремня ГРМ и его зубцы нередко делаются из разных материалов
Ремень ГРМ в обязательном порядке снабжен силовым каркасом, позволяющим почти полностью предотвратить его растяжение. Благодаря остаточной эластичности ремня и минимальному зазору в зацеплении, значительно снижается при работе механизма ГРМ. Зубцы приводного ремня имеют высокую точность отливки.
Замена ремня ГРМ
Замените ремень ГРМ, если при осмотре обнаружите:
– следы масла на любой поверхности ремня;
– следы износа зубчатой поверхности, трещины, подрезы, складки или отслоение ткани от резины;
– трещины, складки, углубления или выпуклости на наружной поверхности ремня;
– разлохмачивание или расслоение на торцовых поверхностях ремня.
4. Снимите ремень со шкива распределительного вала, натяжного ролика и зубчатого шкива водяного насоса. | ||
5. Чтобы отвернуть болт крепления шкива привода генератора, необходимо зафиксировать коленчатый вал от проворачивания. Для этого, сняв заглушку в картере сцепления, помощник должен с помощью монтажной лопатки или большой отвертки удерживать коленчатый вал от проворачивания за зубья венца маховика. | ||
6. Вывернув болт крепления шкива коленчатого вала, выньте его с шайбой и снимите шкив привода генератора с коленчатого вала. | ||
7. Снимите ремень ГРМ с зубчатого шкива коленчатого вала. | ||
8. Перед установкой нового ремня очистите от грязи и смазки шкивы и натяжной ролик, обезжирьте их уайт-спиритом. | ||
9. Установите ремень ГРМ в порядке, обратном снятию. Шкив привода генератора устанавливается в одном положении. Отверстие 1 шкива должно попасть на установочную втулку 2. | 10. При установке ремня обеспечьте натяжение его ведущей ветви. После установки ремня отрегулируйте его натяжение (смотрите тут). Если слышен шум от ремня ГРМ, есть вероятность, что вышел из строя подшипник натяжного ролика. Снимите ролик, проверьте работоспособность его подшипника и при необходимости замените ролик. | |
13. Проверьте работоспособность подшипника. Если при проворачивании подшипника чувствуется заедание, осевой люфт или заметны следы вытекания смазки из подшипника, замените натяжной ролик. | 11. Для замены ролика перед установкой ремня окончательно отверните гайку его крепления, снимите шайбу, а затем и ролик со шпильки. | 12. Под роликом установлено дистанционное кольцо. |
14. Установите новый натяжной ролик в порядке, обратном снятию. При этом отверстия под специальный ключ должны быть направлены наружу. |
Как часто менять ремень ГРМ
Ремень лучше чем цепь?
Зубчатый ремень ГРМ для привода распредвала применяется сейчас на переднеприводных ВАЗах, и подавляющем большинстве иномарок. По сравнению с шестеренчатым или цепным он работает тише и не требует смазки (отсутствие герметичных крышек упрощает доступ к ремню). С другой стороны, ремни боятся попадания масла и бензина. Некоторые автовладельцы для удобства контроля состояния ремня вообще снимают кожух. Этого делать не стоит — помимо возможного контакта с агрессивными жидкостями, появляется вероятность заклинивания привода и срезания зубьев от ненароком залетевшего под капот камешка или веточки.
Меняйте вовремя
Периодичность замены зубчатого ремня указана в инструкции, но визуально контролировать его состояние время от времени все же не помешает. Появившиеся мелкие трещины однозначно свидетельствуют о необходимости внеплановой замены. Не мешает заранее выяснить, насколько фатален для деталей мотора обрыв ремня: иными словами, чревато ли это встречей клапанов с поршнями и последующим серьезным ремонтом или дело ограничится лишь регулировкой положения распредвала.
Срок службы ремня зависит от его правильного натяжения. Слишком сильно натянутый может порваться, а ослабленный — перескочить на шкиве на несколько зубьев. У российских легковушек зубчатый ремень служит также для привода водяного насоса. Это позволяет использовать клиновой ремень только для привода генератора, и при его обрыве можно доехать до магазина запчастей, используя энергию аккумулятора (циркуляция охлаждающей жидкости не прекращается). В то же время срок службы зубчатого ремня уменьшается, а загудевший подшипник помпы надо менять в кратчайшие сроки — при его заклинивании зубья моментально срезаются.
Материал и формы зубцов приводного ремня
Форма профиля зубца приводного ремня бывает 3-х видов. Трапециевидная форма зубца является стандартной. Если для передачи больших крутящих моментов требуются повышенные эксплуатационные возможности приводного ремня, то используются зубцы округлого профиля. Гораздо реже используются зубцы смешанного профиля, сочетающие в себе эксплуатационные возможности двух предыдущих видов.
Для сохранения продольной устойчивости приводного ремня, в изготовлении гибкого корда используют стекловолокно. При этом сохраняется поперечная гибкость приводного ремня. Оболочка ремня, в которой располагаются кордовые нити, изготавливается из синтетического неопренового каучука. Это служит защитой корда от грязи и масла и препятствует преждевременному износу. Зубцы приводного ремня также изготавливаются из неопрена. Они привариваются к верхнему неопреновому слою покрытия. Зубцы обеспечивают безрывковую передачу и оптимальное сцепление между ремнем и роликами натяжителей.
IDMG
- следы масла на любой поверхности ремня;
- следы износа зубчатой поверхности, трещины, подрезы, складки и отслоение ткани от резины;
- трещины, складки, углубления или выпуклости на наружной поверхности ремня;
- разлохмачивание или расслоение на торцовых поверхностях ремня.
Ремень со следами моторного масла на любой его поверхности надо обязательно заменить, так как масло быстро разрушает резину. Причину попадания масла на ремень (обычно это нарушение герметичности сальников коленчатого и распределительного валов) надо устранить немедленно.
Рис. 4.13. Узлы двигателя, снимаемые при замене ремня привода газораспределительного механизма: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 3 — ремень привода газораспределительного механизма; 4 — передняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 5 — кронштейн правой опоры подвески силового агрегата; 6 — шкив водяного насоса
Работу проводите на смотровой канаве, эстакаде или по возможности на подъемнике.
Вам потребуются: специальные приспособления для блокировки распределительных и коленчатого валов и натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма, торцовый ключ «на 10», накидные ключи или торцовые головки «на 8», «на 13», ключ «на 18»
Снимите ремень привода компрессора кондиционера и ремень привода вспомогательных агрегатов
Снимите генератор.
Снимите расширительный бачок с кронштейнов на кузове и отведите его в сторону, не отсоединяя шланги.
Установите под двигатель надежную опору.
Снимите правую переднюю опору подвески силового агрегата, отвернув две гайки ее крепления к кронштейну на двигателе и вывернув два болта крепления к брызговику моторного отсека.
Снимите шкив 6 (рис. 4.13) водяного насоса, вывернув четыре болта его крепления.
Снимите кронштейн 5 правой опоры подвески силового агрегата, вывернув три болта его крепления (рис. 4.14).
Снимите переднюю крышку 4 (см. рис. 4.13) ремня привода газораспределительного механизма, вывернув восемь болтов ее крепления.
Установите рычаг коробки передач в нейтральное положение.
Проверните коленчатый вал двигателя за болт крепления его шкива настолько, чтобы метки на механизмах УСТ (изменения фаз газораспределения) распределительных валов установились, как показано на рис. 4.15 (одиннадцать часов по часовому циферблату).
Выверните заглушку, расположенную в передней части блока цилиндров справа (рис. 4.16), и установите в открывшееся отверстие фиксирующий стержень до упора в коленчатый вал. Осторожно проверните коленчатый вал за болт крепления его шкива до момента остановки вала фиксирующим стержнем.
Рис. 4.14. Крепление кронштейна правой опоры подвески силового агрегата
Рис. 4.15. Установочные метки на механизмах VСТ
Рис. 4.16. Заглушка отверстия для установки фиксирующего стержня коленчатого вала
Фиксирующий стержень представляет собой цилиндрическую деталь длиной около 65 мм, ступенчатую по диаметрам. Часть стержня малого диаметра (4 мм), длиной 10 мм представляет собой хвостовик, входящий в паз коленчатого вала. Остальная цилиндрическая часть большего диаметра (8 мм) служит направляющей в отверстии блока цилиндров.
Зафиксируйте распределительные валы от проворачивания, установив в специальные пазы в корпусах механизмов УСТ фиксирующее приспособление (рис. 4.17). Приспособление установите так, чтобы метки на ветвях приспособления были вверху, причем метка в виде линии должна быть со стороны выпускного распределительного вала, а метка в виде точки — со стороны впускного.
Включите IV передачу в механической коробке передач (или установите селектор автоматической коробки в положение «Р» — стоянка) и затормозите автомобиль стояночным тормозом, чтобы зафиксировать коленчатый вал двигателя от проворачивания.
Рис. 4.17. Фиксация распределительных валов от проворачивания специальным приспособлением
Рис. 4.18. Шкив коленчатого вала и его крепление
Рис. 4.19. Нижняя крышка ремня привода газораспределительного механизма и ее крепление
Выверните болт крепления шкива (рис. 4.18) к носку коленчатого вала и снимите шкив.
Болт крепления шкива коленчатого вала по вторно использовать запрещено.
Выверните три болта крепления нижней крышки ремня привода газораспределительного механизма (рис. 4.19) и снимите крышку.
Ослабьте натяжение ремня привода газораспределительного механизма, для чего переместите на максимально возможную величину ведущую ветвь ремня в направлении, показанном стрелкой на рис 4.20. При этом натяжной ролик переместится в исходное положение. Зафиксируйте натяжной ролик в этом положении, вставив в отверстия ролика и его кронштейна металлический стержень подходящего диаметра.
Снимите ремень с зубчатых шкивов механизмов VCT, коленчатого вала и натяжного ролика.
Не проворачивайте коленчатый вал при снятом ремне привода газораспределительного механизма, так как поршнями будут повреждены клапаны.
Наденьте новый ремень на зубчатый шкив механизма VCT выпускного распределительного вала. Натяните ведущую ветвь ремня и наденьте ее на зубчатый шкив механизма VCT впускного распределительного вала. Далее натяните ведущую ветвь ремня и наденьте ее на зубчатый шкив коленчатого вала. Заведите ведомую ветвь ремня за натяжной ролик.
Проверьте правильность установки ремня на зубчатых шкивах и извлеките фиксирующий стержень из отверстий натяжного ролика и его кронштейна. При этом пружина натяжного ролика установит требуемое натяжение ремня.
Установите нижнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма и шкив коленчатого вала. Болт крепления шкива коленчатого вала затягивайте в два этапа:
1-й — затяните болт моментом 40 Н м (4,0 кгс м);
2-й — доверните болт на 90o.
Снимите фиксирующее приспособление с корпусов механизмов VCT распределительных валов.
Извлеките фиксирующий стержень коленчатого вала из отверстия в блоке цилиндров
Рис. 4.20. Ослабление натяжения ремня привода газораспределительного механизма
Включите нейтральную передачу в коробке передач, проверните коленчатый вал на два оборота и остановите его в таком положении, при котором метки на корпусах механизмов VCT займут положение, показанное на рис. 4.15.
Установите в отверстие блока цилиндров фиксирующий стержень и осторожно доверните коленчатый вал до фиксации стержнем.
Установите на корпуса механизмов VCT фиксирующее приспособление (см. рис. 4.17). Если приспособление удалось установить без затруднений, ремень привода газораспределительного вала установлен правильно. Если приспособление установить не удалось (смещены фазы газораспределения), снимите ремень, установите фиксирующее приспособление и повторите установку ремня, как описано выше.
Если ремень привода газораспределительного механизма установлен правильно, снимите фиксирующее приспособление с корпусов механизмов VCT, извлеките фиксирующий стержень из отверстия в блоке цилиндров, установите на место заглушку этого отверстия, затянув ее моментом 20 Н м (2,0 кгс-м), и установите все снятые детали в порядке, обратном снятию.
Характерные поломки ременных приводов ГРМ
Самая распространенная неисправность ременного привода ГРМ – обрыв ремня. Если это произошло, коленчатый вал продолжает вращение, а распределительный вал останавливается. Поршни, жестко сцепленные с коленвалом, продолжают двигаться вверх и вниз, а клапана остаются в тех же положениях, и некоторые из них могут оказаться открытыми. Доходя до верхней мертвой точки, цилиндры ударяют по тарелкам открытых клапанов, деформируя их и сгибая штоки.
Вероятность деформации штоков клапанов в 8-клапанных двигателях в разы меньше, чем в сложных системах с 16 и более клапанами
В простых конструкциях ГРМ с одним распредвалом и двумя клапанами на цилиндр при обрыве ремня кулачки вала, как правило, не ударяют по штокам клапанов, а цилиндры — по их нижней части. Причина в том, что производителю удается реализовать механическую защиту от повреждения в конструкции головки блока цилиндров. Иными словами, клапана расположены в «потолке» камеры сгорания так, что даже в открытом положении тарелки не достают до поверхности цилиндров. В системах с большим количеством клапанов на один цилиндр этот принцип удается реализовать не всегда из-за пространственных ограничениях.
Ремень привода ГРМ (Газораспределительного механизма).
Схемы ремня/цепей привода ГРМ >
Приводной ремень – это элемент ременной передачи, которая служит для передачи крутящего момента за счет трения или сил зацепления.
Приводной ремень вспомогательных агрегатов автомобиля имеет важное значение для передачи крутящего момента на механизмы, такие как компрессор кондиционера, насос гидроусилителя рулевого управления (ГУР), генератора, водяного насоса системы охлаждения (Помпа).
Газораспределительный механизм (ГРМ) служит для своевременного впуска горючей смеси и выпуска из цилиндров отработавших газов. Данные функции достигается за счет открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов в соответствии с рабочим процессом в цилиндре.
К основным неисправностям ГРМ относятся:
- износ кулачков и опор кулачкового вала;
- износ стержней и тарелок клапанов;
- износ направляющих втулок клапанов;
- потеря упругости или поломка клапанных пружин;
- вытяжка цепи привода кулачкового вала;
- обрыв ремня привода, общий износ ремня;
- износ зубьев шестерен привода кулачкового вала;
- износ натяжного механизма (натяжной ролик или натяжитель);
- нарушение теплового зазора между коромыслом и торцом стержня клапана;
Диагностирование технического состояния ГРМ осуществляют путем визуального осмотра и прослушивания шумов и стуков, создаваемых деталями ГРМ, и в случае их значительного износа или стука принимают решение о направлении двигателя в ремонт.
В случае износа стержней клапанов и их направляющих втулок наблюдается прорыв смазочного масла в блок цилиндра, повышенное дымление на выпуске отработавших газов, а также заброс масла на электроды свечи зажигания и перебои в работе двигателя.
При потере упругости пружин клапанов происходит разрыв кинематической связи между стержнем клапана и коромыслом, при этом прослушиваются резкие металлические удары и стуки.
При большом зазоре между тарелкой клапана и гнездом, а также при износе посадочного пояска клапана и посадочного гнезда нарушается герметичность рабочей полости цилиндра и происходит прорыв газов, вследствие чего наблюдается сгорание горючей смеси во впускном тракте двигателя или хлопки в глушителе.
При техническом обслуживании ГРМ выполняют следующие контрольно-регулировочные работы:
- Проверка величины теплового зазора;
- Регулировка натяжения роликовой цепи привода кулачкового вала. Замена ремня привода ГРМ согласно пробегу автомобиля (регламентируется заводом изготовителем данного автомобиля). Регламент технического обслуживания автомобиля в зависимости от пробега >
Газораспределительный механизм (ГРМ) состоит из:
- Распределительный вал;
- Впускных и выпускных клапанов с пружинами;
- Роликовые рычаги (коромысло, рокер).
Схемы ремня/цепей привода ГРМ >
Распределительный вал управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов.
Есть три основных типа конфигураций: OHV (Off Highway Vehicle), SOHC (Single OverHead Camshaft), DOHC (Double OverHead Camshaft)
- OHV — распределительный вал находится в блоке двигателя с тягами. Толкатели передает движение коромыслам, которые открываются и закрываются клапаны в головке блока цилиндров (ГБЦ). Эта конфигурация практически не используются в современных автомобилях. В этой конфигурации, распределительный вал находится в блоке цилиндров, впускной и выпускной клапаны расположены сверху от цилиндра. Клапаны открываются и закрываются с помощью толкателей, штанг и коромысел. Из-за количества компонентов, используемых в этом типе, выход из строя работы клапана более вероятен, чем в других вариантах. Кроме того, конфигурация OHV является менее эффективной из-за трения и массы всех компонентов.
- SOHC — распределительный вал находится в верхней части головке блока цилиндров и имеет меньше деталей, участвующих в открытии и закрытия клапанов. Распределительный вал находится непосредственно под клапанной крышки, над клапанами. Данная конфигурация имеет пару явных преимуществ. Первым из них является сокращение деталей, необходимых для распределительного вала, чтобы открывать и закрывать клапаны. Необходимость толкателей и коромысел исключается, так как распредвал открывает клапаны при работе рокеров. Это повышает надежность и делает двигатель более эффективным.
- DOHC — распределительный вал по существу такой же как SOHC, но имеет два распределительных вала в каждой головке блока цилиндров (ГБЦ). Распределительный вал приводится в действие от коленчатого вала с помощью привода. В качестве привода распределительного вала используются ременная, цепная или шестерная передачи. DOHC по существу, та же самая конфигурация как и SOHC, с верхним расположением распределительного вала, разница в том что есть два распредвала в каждой головке блока. Предназначена для двигателей, которые используют по четыре клапана на цилиндр. Два распредвала в каждой головке блока цилиндров является более подходящим.
Как обезопасить двигатель от обрыва ремня ГРМ?
Чтобы избежать подобных поломок, ремень привода ГРМ необходимо менять в соответствии с рекомендациями производителя. Обычный срок службы приводного ремня составляет 60-80 000 км, хотя в последнее время появились ремни, эксплуатационные характеристики которых включают гарантию на 100-150 000 км.
Замена приводного ремня ГРМ требует профессионализма, определенных навыков и знаний, включающих в себя расположение коленчатого и распределительного вала друг относительно друга, степень натяжения ремня и т.д. Замена ремня ГРМ — одна из немногих операций, которые лучше поручать специалистам, знакомым с особенностями двигателей конкретной марки и модели автомобиля. Если такой возможности нет, необходимо тщательно изучить соответствующий раздел руководства по ремонту и запастись описанными в нем специальными инструментами.
Что это за услуга?
Ремень ГРМ расположен в моторном отсеке, позади приводных ремней. Его функцией является синхронизация взаимного положения коленчатого вала и распределительного вала (распределительных валов) для обеспечения надлежащей работы клапанов газораспределительного механизма, а следовательно, и двигателя.
Ремень ГРМ является важной деталью для обеспечения работы двигателя. Находится он в моторном отсеке, позади приводных ремней. Его задача заключается в синхронизации взаимного положения коленвала и распредвала для обеспечения правильной работы газораспределительного механизма, без которого сам двигатель нормально работать не сможет.
Как часто проводится замена ремня ГРМ?
Многое зависит от марки авто и условий его эксплуатации. Чаще всего в технической документации к машине указаны рекомендуемые сроки. Исходя из собственного опыта, специалисты рекомендуют совершать это процедуру после 50 тыс. км. пробега. Если вы не знаете, когда она была сделана в последний раз, то перед тем, как заменить ремень грм, осмотрите его визуально на наличие дефектов, возможно это вовсе и не требуется. Иногда бывает, что требуется замена натяжителя ремня грм — это тоже повод, что бы вызвать выездного механика.
Также причиной ремонта может быть не только обрыв ремня, но и снижение его натяжения. В таком случае лучше провести качественную диагностику и только потом решать менять его или нет. Замена ремня грм, цена и сложность которой довольно высоки – это не та процедура, делающаяся просто ради профилактики. Перед её началом проконсультируйтесь со специалистом. Замена натяжителя приводного ремня, цена на который достаточно демократична.