Теги статьи: неисправности автокондиционера
2531 1
Какой бы надёжной ни была техника, рано или поздно она начинает выходить из строя. Важно, чтобы владелец автомашины смог вовремя распознать неисправности кондиционера и, не теряя времени, обратился в соответствующую сервисную службу для устранения проблемы.
Признаки неисправности автокондиционера
О неблагополучии состояния климатической установки вашего авто наиболее часто сигнализируют следующие признаки.
- На компрессоре или магистралях автокондиционера видны масляные пятна и потёки – скорее всего, система разгерметизировалась, из-за чего началась утечка хладагента и масла.
- Кондиционер самопроизвольно выключается при длительной эксплуатации в пробке – чаще всего это происходит из-за неисправности вентилятора или радиатора, который больше не обеспечивает сброс тепла. Из-за перегрева растёт давление в системе, что приводит к отключению компрессора датчиком давления. Высокое давление в низком контуре автокондиционера может говорить, кроме того, о наличии загрязнений в системе либо об избыточной заливке фреона.
- Кондиционер время от времени самопроизвольно выключается – чаще всего это происходит из-за неисправности электромагнитного клапана компрессора. Бывает, что он загрязняется и не может корректно работать.
- В салоне после включения кондиционера появляется затхлый запах, затем начинает капать вода – признак загрязнения испарителя, который нуждается в срочной чистке. Также бывает, что забивается дренажная трубка испарителя и конденсат попадает в салон.
- После включения система издаёт повышенный шум – возможно, вышел из строя компрессор, подшипник муфты или механизм сцепления шкива с валом.
- Кондиционер хуже охлаждает воздух либо вообще прекращает охлаждение – скорее всего, в системе недостаточно фреона, необходима срочная дозаправка.
- В процессе работы обмерзают трубки автокондиционера, на них сверху виден ледяной налёт – виной тому чаще всего становится сломанный ТРВ или осушитель.
Диагностика компрессора
Как проверить компрессор
Рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров.
Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Однофазные компрессоры с пусковой обмоткой
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω).
- Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен.
- Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-50 Ом. Сопротивление обмоток одинаковое, поэтому из схемы видно, что сопротивление между выводами М и С должно быть таким же как и между S и С, а между S и М в два раза большее.
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора. Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Сразу оговоримся, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки). Измерение сопротивления изоляции мегомметром. Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В.
Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус. На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки. Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неиспраностей такая же как и для однофазного компрессора.
Диагностика утечек
Очень часто сервисная служба даже обнаружив потемнение теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента ограничивается, в лучшем случае, установкой фильтра на жидкостную магистраль или устранением течи и дозаправкой кондиционера, в то время как нужны радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера.
Результат такого отношения всегда один — отказ компрессора.
Хотелось бы поделиться опытом ремонта кондиционеров именно в таких ситуациях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.
Необходимость в проведении ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в мастерской возникает не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам профилактического осмотра кондиционера. Такие ситуации могут возникнуть в следующих случаях:
- По результатам экспресс анализа масла компрессора.
- При потере герметичности фреонового контура кондиционера.
- При попадании влаги в фреоновый контур кондиционера.
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная реанимация поможет продлить жизнь кондиционера.
Экспресс анализ масла. Под этими красивыми словами скрываются достаточно простые действия:
- Нужно получить образец (взять пробу) холодильного масла из фреонового контура.
- Сравнить его цвет и запах с имеющимся образцом хорошего масла.
- С помощью имеющегося кислотного теста провести тест масла на наличие в нем кислоты.
Как взять пробу масла на анализ? Известно, что масло циркулирует вместе с хладагентом в фреоновом контуре кондиционера. При остановке кондиционера, масло, находящееся на стенках трубопровода стекает по ним вниз. Вот это масло и можно взять на пробу через сервисный порт кондиционера. Для этого понадобится:
- Шаровый кран с нажимкой на 1/4″.
- Короткий шланг со штуцером на 1/4″, (вполне подойдет шланг от манометрического коллектора).
- Емкость для сбора масла.
- Чистая лабораторная пробирка.
Порядок действий такой:
- Остановить кондиционер, в течение 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода.
- Подключить к сервисному порту шаровый кран.
- Подключить шланг к шаровому крану. Свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла.
- Открыть кран. Выходящий из шланга газ вынесет масло. Остается только собрать его в емкость. (Немного тренировки, несколько лишних масляных пятен на вашей спецодежде и уже взять пробу масла для вас не проблема.)
- Дайте маслу отстояться (поскольку масло содержит в себе растворенный хладагент — оно пенится).
- Слейте пробу в пробирку.
Следующий шаг экспресс анализа — сравнение пробы масла с имеющимся образцом по цвету и запаху. Для этого одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой:
- темный цвет масла и запах гари указывает на то, что компрессор кондиционера перегревался. Причиной перегрева могла быть утечка хладагента из кондиционера или эксплуатация кондиционера в режиме Тепло при низких отрицательных температурах. Масло при этом теряет свои смазочные свойства. В результате разложения масла на стенках трубопроводов и внутренних деталях кондиционера могут осаждаться смолистые вещества, которые в последующем способны вызвать отказ компрессора кондиционера.
- зеленоватый оттенок масла указывает на наличие в нем солей меди. Первопричина — влага в контуре. Тест на кислотность такого масла, как правило, тоже положительный.
- Прозрачное масло с легким запахом не сильно отличающееся по цвету от образца указывает на то, что реанимация кондиционеру не нужна.
И, наконец, кислотный тест либо развеет окончательно наши опасения, в случае если проба мало отличается от образца, либо подтвердит необходимость экстренного вмешательства. Если окажется что масло хорошее и компрессор кондиционера работает нормально нужно вернуть взятое на пробу масло в кондиционер. Последовательность действий при этом следующая:
- Необходимо найти подходящую посуду. Лучше всего подойдет прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см.
- К сервисному порту подключить шаровый вентиль со шлангом, так же как при взятии пробы масла.
- Опустить свободный конец шланга в стакан.
- Налить в стакан такое количество масла, чтобы оно покрыло штуцер шланга.
- Отметить на стакане уровень масла.
- На короткое время приоткрыть шаровый вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга.
- Долить в стакан такое же количество масла, какое было взято на пробу.
- Включить кондиционер на Холод.
- Закрыть жидкостной порт кондиционера.
- Когда давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного открыть вентиль и масло попадет через сервисный порт в кондиционер.
- Закрыть кран, когда уровень масла достигнет метки.
- Выключить кондиционер.
- Открыть жидкостной порт кондиционера.
Потеря герметичности фреонового контура может быть вызвана различными причинами и не всегда приводит к катастрофическим результатам.
Здесь имеет значение место возникновения утечки, количество хладагента которое успело утечь, промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки, режим работы кондиционера и другие факторы. Чем опасна утечка хладагента?
- Компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом в результате уменьшения плотности последнего перегревается.
- Температура нагнетания компрессора повышается, горячий газ может повредить четырех ходовой вентиль.
- Нарушается система смазки компрессора, масло уносится в конденсатор.
- Через образовавшееся отверстие внутрь кондиционера может попасть воздух, содержащий влагу.
Признаки сопутствующие утечке:
- Потемнение теплоизоляции компрессора.
- Периодическое срабатывание термозащиты компрессора.
- Обгорание изоляции на нагнетательном трубопроводе.
- Масло темного цвета с запахом гари.
- Часто положительный тест масла на кислотность.
Если утечка обнаружена вовремя, хладагент полностью не ушел, кондиционер работал без хладагента не долго, сопутствующие признаки отсутствуют — ремонт кондиционера в мастерской не обязателен.
Доля внезапных, катастрофических утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика, утечки чаще происходят через небольшие неплотности на вальцовочных соединениях и если постоянно следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены. На что следует обращать внимание:
- Не более чем через 5 минут после включения кондиционер, в зависимости от выбранного режима должен давать холодный или теплый воздух. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать ремонтника.
- Если при работе кондиционера трубки на наружном блоке покрыты инеем — происходит утечка, нужен мастер.
Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.
Попадание влаги в фреоновый контур чаще всего происходит при нарушении правил монтажа кондиционера.
Один из этапов монтажа — вакуумирование фреоновой магистрали преследует цель не только затруднить жизнь монтажнику, но и удалить из смонтированной магистрали воздух и водяные пары. Такие суррогаты этой процедуры как продувка смонтированной магистрали хладагентом вовсе не могут удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое черное дело.
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Дело в том, что все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Однако по косвенным признакам определить наличие влаги в кондиционере можно: об одном из признаков наличия влаги в фреоновом контуре речь уже шла; это зеленоватый оттенок масла и положительный тест на кислотность. Следует заметить что это уже крайний случай и требуется срочное вмешательство.
На более ранних стадиях влага проявляет себя при отрицательных температурах испарения, например при работе кондиционера на тепло при низких температурах наружного воздуха или при утечке хладагента. При этом влага превращается в лед и закупоривает капиллярную трубку или дюзу ТРВ. Результат — давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита. Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор.Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в мастерской.
Какие проверки и как часто нужно производить, чтобы вовремя обнаружить болезнь кондиционера?
- Проверка работы кондиционера при каждом включении. О ней говорилось выше. Примерно через 5 минут после включения проверить дает ли кондиционер холод или тепло (в зависимости от режима). Если есть возможность увидеть краны наружного блока посмотреть есть ли на них иней. Если результаты отрицательные нужно выключить кондиционер и вызвать мастера.
- Проба масла нужна в следующих случаях:
- Для кондиционеров, принимаемых на сервисное обслуживание, при проведении ревизии технического состояния кондиционера.
- Для оборудования, которое работало зимой но не обслуживалось.
- При вызове для ремонта кондиционера не находящегося на сервисном обслуживании.
- При обнаружении утечки хладагента из кондиционера.
- В любых других подозрительных ситуациях.
Масло — кровь компрессора и для любознательного мастера может много рассказать о болезнях кондиционера. В чем-же заключается сама процедура реанимации кондиционера в мастерской и так ли она необходима?
Известно, например, что существуют различные методы очистки фреонового контура кондиционера, основанные на использовании фильтров, которые устанавливаются в разрыв фреонового контура и собирают на себя вредные вещества.Почему нельзя использовать такие методы? Зачем нужно производить эти работы обязательно в мастерской?
Дело в том, что в описанных выше ситуациях происходит прежде всего загрязнение масла компрессора или изменение его свойств. Методики, основанные на использовании фильтров при этом к сожалению неэффективны. Нет фильтров которые способны восстановить смазочные свойства масла подвергнутого термическому разложению, удаление влаги, которая находится в компрессоре под слоем масла с помощью фильтров также крайне не эффективна.
Поэтому единственный способ очистить масло компрессора — заменить его. Эта процедура может быть выполнена только после демонтажа компрессора и следовательно возможна только в условиях хорошо оборудованной мастерской. Эвакуация хладагента из кондиционера.При этом выполняются следующие мероприятия:
- Эвакуация хладагента, демонтаж компрессора.
- Освобождение компрессора от масла, промывка компрессора.
- Вакуумирование компрессора.
- Заправка компрессора маслом, испытание компрессора.
- Промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока.
- Демонтаж фильтра осушителя, монтаж технологического фильтра.
- Монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок.
- Установка компрессорно-конденсаторного блока на стенд.
- Заправка хладагентом.
- Промывка компресорно-конденсаторного блока на стенде.
- Эвакуация фреона.
- Замена технологического фильтра осушителя на рабочий.
- Вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока.
- Заправка хладагентом, тестовый прогон отремонтированного блока.
Поскольку загрязненное масло распределяется по всем элементам кондиционера, часть мероприятий по очистке фреонового контура приходится проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок. К ним относятся:
- Продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом.
- Установка технологического фильтра в фреоновую магистраль.
- Вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя.
- Пуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр.
- Конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок.
- Удаление технологического фильтра.
- Вакуумирование фреоновой магистрали.
- Пуск кондиционера в работу (тестовый прогон).
Отзывы о статье: (читать все отзывы о статье, добавить отзыв о статье)
Добавить отзыв
Дата: 23.02.2016
Диагностика автокондиционера своими силами
Рассмотрим, как проверить автокондиционер своими руками и убедиться в наличии либо отсутствии неисправностей.
- Запустите двигатель машины, после чего включите кондиционер.
- Положите ладонь на трубку обратной магистрали. Буквально за минуту она должна остыть: рука ощутит морозное покалывание.
- Выключите автокондиционер на 3-5 минут, потом снова включите. Холодный воздух должен создать после повторного включения выраженную волну.
- Если напорные трубки автокондиционера горячие, это благоприятный признак. Чем жарче на улице, тем выше должна быть температура трубок напорной магистрали.
- Возьмите обычный уличный термометр, включите кондиционер на полную мощность и вставьте градусник в дефлектор. Если система исправна, температура не должна превышать +10-12 градусов.
Описанная проверка автокондиционера не претендует на точность и не сможет выявить все неисправности. Она лишь покажет, исправна ли ваша климатическая установка, или ей необходима профессиональная диагностика с использованием специализированного оборудования.
Компрессор кондиционера авто
Чаще всего внимания требует именно этот узел. По мере необходимости, меняются подшипники, муфта. Нужно заметить, что при ремонте требуется проводить демонтаж этого элемента, что на ряде автомобилей требует определенного опыта и сноровки. Специалисты сервиса Восток Авто при необходимости могут восстановить работоспособность вышедших из строя элементов. Но иногда, к сожалению, ситуацию спасает только их замена. Нередко при сложных ситуациях помогает промывка этого дорогостоящего узла от накопившейся на крыльчатках и моторчике пыли и грязи.
В поисках первопричины
Автомобильный кондиционер – сложная система, в которой все элементы взаимосвязаны. Поломка одного узла часто ведет к выходу из строя другого, за ним – третьего и так далее. Задача мастера при проведении диагностики найти все неисправности, но главное – выявить их первопричину. Часто такой первопричиной оказывается банальная грязь между радиаторами или погнутая трубка. Устранить эту неприятность можно за несколько минут, но если этого не сделать, то никакой ремонт не поможет.
Мастерство специалиста по диагностике как раз и заключается в том, чтобы выявить источник всех бед, используя опыт, знания, а иногда и интуицию.
Неисправности
- Недостаточное охлаждение салона.
- Явственный стук внутри компрессора.
- Быстрый износ ременного привода указывает на подклинивание вала или поршней накачки.
- Сгорание предохранителя цепи кондиционера сразу после замены обозначает либо замыкание в катушке муфты, либо опять же износ трущихся деталей.
Всё это могут определить опытные мастера нашего сервиса «АвтоКондей».
Важно!
Большинство автосервисов занимающихся обслуживанием кондиционеров для машин предпочитают просто заменять компрессор. Но даже тем, кто смело берётся за ремонт не всем стоит доверять!
Процесс диагностики
С чего начинается диагностика автомобильного кондиционера?
Для начала проводится
первичный осмотр, чтобы определить характер проблемы. При этом мастер проверяет:
- давление в напорной и всасывающей магистралях;
- возможность включения кондиционера (срабатывание электромагнитной муфты);
- температуру и влажность воздуха на выходе кондиционера (если он включается);
- температуру трубок на входе и выходе компрессора.
После такого осмотра специалист автосервиса уже может получить представление о том, с какой проблемой придется иметь дело. Сразу скажем, что 80% всех неисправностей связано с утечкой фреона. В такой ситуации диагностика сводится к определению места утечки.
Компрессор
Это один из основных механизмов
устройства. Он состоит из муфты включения, с электрическим приводом и нагнетателя. Именно ремонт компрессора авто наиболее сложный и трудоёмкий.
Включается компрессор сигналом с управляющего блока, через реле. Электрический ток поступает на катушку электромуфты и включает компрессор с характерным щелчком. Этот электромагнит соединяет привод с рабочим валом. На валу начинает вращаться диск, придающий поступательное движение поршням нагнетателя. Вступают в дело клапаны.
Электрические неисправности
Неисправности электрической системы случаются
нечасто и выявляются сравнительно легко. Электрик поочередно проверяет все элементы цепи – от аккумулятора до электромагнита прижимной муфты. На современных автомобилях с бортовым компьютером эта сделать еще проще. Чаще всего причиной поломки оказываются окислившиеся контакты или сгоревшие предохранители.
Профилактика
Чтобы уровень давления в кондиционере всегда сохранялся в пределах необходимых норм, следует постоянно проводить следующие профилактические мероприятия:
- Не менее чем 1 раз в неделю необходимо проводить очистку всех блоков прибора.
- Периодическая чистка и замена фильтров.
- Опустошение системы дренажа.
- Своевременное проведение заправки устройства фреоном. Проводится не менее, чем 1 раз в год.
- Очистка внутренних деталей устройства от загрязнений и пыли не реже, чем 1 раз в полгода.
- Отключение всей системы в холодное время года при температурном режиме ниже 5 градусов.
- Не пытайтесь самостоятельно разбирать ремонтировать устройство при обнаружении неисправностей. Это может привести к более серьезной поломке. Рекомендуется обратиться к специалистам.
Постоянный контроль давления в сплит – системе позволит пролить срок его эксплуатации и обеспечить правильную ее работу.
Неисправности компрессора и их причины
Стоимость компрессора составляет большую часть стоимости всего кондиционера, поэтому за его состоянием нужно тщательно следить. Как правило, замена отказавшего компрессора кондиционера связана с пренебрежением правилами монтажа и эксплуатации кондиционера. Зачастую недостаточно квалифицированные или ответственные работники сервисной службы не проводят необходимые работы, даже обнаружив потемнение теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента. Если они ограничиваются установкой фильтра на жидкостную линию или устранением течи и дозаправкой кондиционера, то вскоре произойдет отказ компрессора. Расскажем, что нужно делать в таких случаях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.
Необходимость ремонта компрессора может выясниться не только в том случае, если компрессор уже не работает, но и по результатам профилактического осмотра кондиционера. Примеры:
- По результатам анализа масла компрессора.
- При нарушении герметичности фреонового контура кондиционера.
- При попадании воды в фреоновый контур кондиционера.
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера продолжает работать, все равно скоро возникнет неисправность, если не принять срочные меры.
Тестирование компрессора автокондиционера
Как происходит проверка компрессора кондиционера?
Если утечек нет, кондиционер включается, но не охлаждает
воздух, скорее всего, проблема в компрессоре. Проверить это можно с помощью заправочной консоли (системы из двух манометров). Один манометр подключается к заправочному порту напорной магистрали, другой – к всасывающей. При работающем компрессоре показания приборов должны отличаться примерно в 10 раз (точные значения указаны в таблицах для конкретной модели кондиционера). Если давление на выходе ниже нормы, то компрессор неисправен. Его нужно менять или проводить его полноценную диагностику и ремонт.
Диагностика компрессора кондиционера начинается с того, что его снимают с автомобиля и подключают к диагностическому стенду. Там его тестируют в разных режимах, на высоких и низких оборотах. Иногда причину неисправности можно выявить уже на этом этапе, но чаще приходится разбирать компрессор и проводить дефектовку. Изношенные детали меняются на новые, также заменяются уплотнители и сальник. После ремонта компрессор снова проверяется сначала на стенде, а потом в составе кондиционера.
Плюсы
В нашем штате трудятся специалисты с опытом работы более 15 лет. Они регулярно повышают свою квалификацию, обучаясь в компании Ingersoll Rand — одного из мировых лидеров по производству воздушных компрессоров. Профессионализм наших сотрудников подтверждают соответствующие аттестаты.
Мы предоставляем каждому клиенту персонального инженера, который своевременно выполняет диагностику, обслуживание и ремонт компрессорного оборудования любого вида.
Поскольку «Газ Энжиниринг» является официальным дилером Ingersoll Rand, мы поставляем оригинальные запчасти непосредственно от производителя по доступной цене.
Вы можете присоединиться к программе Ultra Care. В ее стоимость входит 5-летняя гарантия на диагностику и техобслуживание компрессоров.
Мы работаем в Москве и Екатеринбурге. Если у вас возникли вопросы, позвоните нам по номеру. Наш консультант ответит на них и рассчитает стоимость услуг.
Методы работы
Выбор способа компрессорной диагностики зависит от вида оборудования и исследуемого узла. Предварительный осмотр позволяет выявить дополнительные шумы, повышенную вибрацию, повышение рабочей температуры, степень натяжения ременного привода, однако для определения источника и причин неисправностей требуется детальное инструментальное исследование.
- Визуальный контроль производится с помощью эндоскопов. Их применение дает возможность осмотреть труднодоступные участки в крупногабаритных промышленных установках. Встроенная видеокамера выводит информацию на экран монитора.
- Акустическая диагностика выполняется техническим стетоскопом. Она позволяет локализовать участки с повышенными шумами и стуками. Чаще всего применяется для проверки работы зубчатых передач и подшипников качения.
- Вибрационный метод изучает колебательные процессы в различных узлах компрессора. При возникновении дефектов на определенных участках возрастают амплитуды соответствующих гармоник. По ним локализуют неисправность и определяют степень повреждения. Наиболее распространенный способ, подходит для всех типов компрессоров, включая поршневые, винтовые, центробежные.
- Трибодиагностика исследует состояние трущихся деталей по пробам масла. По концентрации в смазке определенных материалов оценивают степень износа изготовленных из них деталей. Не подходит для безмасляных моделей.
- Анализ термогазодинамических параметров используется для оценки состояния проточной части в центробежных компрессорах, а также цилиндров и клапанов в поршневых. Специалист рассматривает такие показатели, как давление, температура газа и охлаждающей воды, расход масла, потребление тока, производительность оборудования. На основании результатов этих измерений делается вывод о работе компрессора.
- Метод поверхностной активации используется для контроля за деградационными процессами. На поверхность исследуемого узла наносят радионуклидную метку, которая постепенно смывается смазкой. По снижению интенсивности излучения измеряют степень износа.
- Компьютерное моделирование относится к вспомогательным методам диагностики. Оно дает возможность соотнести изменение функциональных и динамических показателей с износом определенных элементов оборудования, а также спрогнозировать особенности и сроки дальнейшей эксплуатации.
Диагностика компрессора в обязательном порядке проводится в рамках планового техобслуживания или срочного ремонта. По ее результатам специалист выполняет замену изношенных деталей и расходных материалов, а также дает рекомендации по эксплуатации оборудования.