Рассмотрим основные моменты при замене механической КПП, чего не стоит делать при съеме коробки и как обкатывать после установки.
Рано или поздно приходит момент, когда стоит посмотреть к коробке переключения передач. Причин может быть несколько, ошибки водителя при вождении или же долгий срок эксплуатации, износ деталей. Любой водитель знает, что КПП это один из важных узлов автомобиля, который приводит в движение ведущие колеса.
Виды и конструкция МКПП
Коробка МКПП
может быть выполнена по одной из двух распространенных концепций:
трехвальной
или
двухвальной
. Коробки первого типа устанавливаются преимущественно на заднеприводные машины, а вторые применяются на заднемоторных и переднеприводных авто.
Схема коробки
передач каждого типа имеет свои принципиальные отличия, поэтому рассматривать их следует по отдельности.
Схема механической коробки передач.
Трехвальная КПП
Схема коробки передач этого типа предполагает наличие трех валов, именуемых ведомым, промежуточным и ведущим. Ведущий вал через шлицы подключается к сцеплению. Промежуточный вал, расположенный параллельно. Момент на него передается жестко закрепленной шестерней.
Ведомый вал с целым рядом шестерней вращается независимо от ведущего. Шестерни этого вала крепятся не жестко. Между ними устанавливаются жестко закрепленные муфты синхронизаторов, имеющие возможность только продольного скольжения по валу.
Работа механической трансмиссии
В любой современной МКПП все три вала постоянно соприкасаются через шестерни. При включенной нейтральной передаче ведомый вал ничем не фиксируется, вращаясь свободно. Включение передачи приводит к продольному перемещению синхронизатора до стыковки с шестерней, что обеспечивает жесткое соединение ведомого вала и всей КПП с двигателем. Это позволяет начать передавать выбранный крутящий момент непосредственно на колеса. Для включения заднего хода применяется отдельный вал со своей шестерней.
Как правило, трехвальная коробка передач механика
имеет косозубые шестерни, что гарантирует их прочность, бесшумность и износостойкость.
Двухвальная КПП
Здесь на подключаемом к сцеплению ведущем валу размещены неподвижные относительно него шестерни. Основное различие с предыдущей конструкцией – отсутствие промежуточного вала, поскольку здесь параллельно ведущему сразу идет ведомый, также снабженный подвижными шестернями, постоянно соприкасающимися с элементами ведущего вала.
Принцип работы здесь такой же, как и в 3-х вальных коробках за исключением отсутствия прямой передачи. Такие коробки отличаются большей надежностью и продолжительностью эксплуатации с хорошим КПД, но меньшей вариативностью передаточных чисел, чем обуславливается то, что 2-х вальная коробка механика применяется исключительно в легковых автомобилях.
Как пользоваться механической коробкой
Разборка и ремонт коробки передач
Эксплуатация автомобиля с такой коробкой передач требует определенных навыков и умений, так что у многих, особенно женщин переключение передач на механике вызывает затруднение.
Как переключать передачи
Переключение передач
Первое что нужно запомнить это положение рычага КПП для каждой передачи. Второе – научится выбирать скоростной режим, и диапазон работы каждой из передач.
Скоростные режимы:
- На 1-й передаче 15-20 км/ч;
- На 2-й передаче 30-40 км/ч;
- На 3-й передаче 50-60 км/ч;
- На 4-й до 80 км/ч;
- 5-я для скоростей свыше 80 км/ч.
Но лучше всего, при переключении передачи, ориентироваться на тахометр. Переключатся на повышенную скорость можно раскрутив обороты двигателя 1500 – 2000 об/мин дизельный мотор, или если это бензиновый, то до 2000 – 2500 тыс.
Прежде чем начинать движение всегда убеждаемся в нейтральном положении рычага переключения. Затем левой ногой выжимать сцепление и передвинуть ручки КПП в положение соответствующее первой передаче. Чтобы тронутся с места без рывков и рева мотора, нужно, плавно отпускать сцепление и также легенько давить не педаль акселератора (газа). Далее по достижению скоростного порога, переключаемся на вторую передачу, снова выжав сцепление и отпустив педаль «газ», затем плавно все повторяем.
Включая скорости, их не можно перескакивать, переключать лишь поочередно.
При замедлении нажатием педаль «тормоз» или при торможении двигателем, передачи таким же образом понижаются, только включать уже не следующую вниз по порядку, а выбрать наиболее подходящую по скоростному режиму.
3 совета по правильной эксплуатации МКПП
Несмотря на то, что механическая коробка надежный агрегат, при не правильной его эксплуатации коробка очень быстро может выйти из строя. Поэтому рекомендуется придерживаться таких советов:
Переключать передачи плавно и осторожно, больше половины поломок механической коробки связаны с выходом из строя шестерней и синхронизаторов через небрежное переключение передач.
Следите за уровнем масла в коробке. Количество и строки замены регламентированы в руководстве по ремонту
Защитить картер КПП. Поддон очень хрупкий и его можно нечаянно повредить, зацепившись об какое-то препятствие, поэтому, как правило, картер двигателя и коробки передач защищаю от механического повреждения дополнительным экраном.
Связанные термины
- Карданный вал (кардан)
- Кулиса
- Полуось (приводной вал)
- Датчик скорости
- Задний мост
- АКПП (автоматическая коробка передач)
Неисправности
Каждый автовладелец с опытом начинает чувствовать неисправность в коробке передач автомобиля по характерным признакам. Большинство поломок КПП связаны с износом трущихся деталей, потому что они испытывают во время движения постоянную значительную нагрузку. Однако такой износ редко достигает критического состояния мгновенно. Обычно это постепенный процесс, именно поэтому начинающему водителю всегда советуют учиться «слушать» машину. Чем раньше обратить время на неполадку, точно её диагностировать и устранить, тем меньший объём ремонтных работ нужно будет выполнить и тем меньше это будет стоить.
Можно классифицировать признаки, которые говорят о поломках, следующим образом:
- Шум в МКПП. Это может быть треск, стук, шорох, скрежет, а также биение рычага переключения скоростей. Стук может возникать в разные фазы работы коробки. Опытный автомобилист по такому шороху может даже определить, какие именно детали подвергаются опасности. Например, шум при вхождении автомобиля в поворот говорит об износе шестерён дифференциала.
- Передачи тяжело включаются. Помимо износа деталей собственно КПП, неисправность может таиться и в сцеплении. Кроме того можно погрешить на деформацию тяг управления переключением передач. Помните, что детали из пластмассы ломаются значительно легче, чем металлические.
- Самопроизвольное «выпадение» передачи при движении. Со временем зубья шестерён выкрашиваются и стачиваются, становясь короче. Малейшая вибрация выводит их из зацепления и передача «вылетает». В этом случае необходимо также проверить крепление двигателя.
- Резкий щелчок и потеря плавности при переключении передачи. Если сцепление исправно, то виной такой неполадки чаще всего становится выход из строя блокирующего кольца синхронизатора нужной передачи.
- Коробка «ест» много масла. Повышенный расход масла — это прежде всего его утечка. Она может происходить через разгерметизированный картер, а также изношенные сальники, которые стоят практически на любом отверстии в корпусе коробки.
Большинство указанных неисправностей нельзя решить иным способом, кроме как заменой износившихся деталей. Коробка передач приближена к центру масс автомобиля и ломается значительно реже, чем двигатель или подвеска.
Подобные поломки шестерни невозможно устранить каким-либо способом за исключением замены узла
Поэтому если уж с ней что-то случилось, ремонт потребуется обязательно. Для того, чтобы выяснить, износ каких деталей провоцирует шум или препятствует плавному ходу рычага, нужно снять и разобрать КПП.
Причины, по которым может потребоваться ремонт КПП ВАЗ
Как произвести ремонт дисплея брелока starline a91 с малыми затратами
Пятиступенчатая коробка передач на автомобиль ВАЗ нуждается во вмешательстве при следующих ситуациях:
- При повышении шумности функционирования коробки ВАЗ. Эта проблема может быть спровоцирована различными обстоятельствами: износом зубцов на шестернях, зубцов на синхронизирующем механизме, усилением передвижения валов по оси. Подшипники также сильно изнашиваются, что может стать причиной шумов.
- При затруднениях во время переключения передач. Такая ситуация наблюдается из-за: изнашивания шарнира, находящегося внутри управляющего рычага, дефицита смазывающего вещества в коробке, из-за изменения формы селектора для переключения, возникновения заусенцев, деформации отдельно взятых элементов, попадания частиц грязи на штоки, шлицы муфты или ступицы, заклинивания подушки КПП ВАЗ, искажения конфигурации вилок для переключения с одной передачи на другую.
- Самопроизвольная деактивизация в процессе перемещения. Иногда это обусловлено изнашиванием выемов под шарики на штоках, неисправностью пружин в разнообразных фиксирующих механизмах. изнашивания зубцов, располагающихся на синхронизаторной муфте, проблемы с кулачкой (имеется в виду кулачковая система).
- Нечеткая активизация передач, из-за чего устройство выключается без постороннего вмешательства. В такой ситуации потребуется выяснить, как снять коробку на ВАЗ.
- Утечка масла из МКПП. Чаще всего это бывает спровоцировано ослаблением места присоединения картера сцепления и картера самой коробки, изнашивания сальников в коробке передач ВАЗ, ослабления крепления картерных крышек.
Коробка на штатном месте. Что дальше?
Мы выяснили, как установить КПП
, теперь завершающие штрихи.
- Проводим регулировочные работы в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
- Заливаем масло до нужного уровня, запускаем двигатель, глушим, доливаем масло. Делаем первый заезд на несколько километров, даем машине остыть и опять проверяем уровень трансмиссионной жидкости. При необходимости доливаем. Таким образом, мы заполняем все полости и пустоты гидравлики.
На ВАЗ 2114 и на других моделях семейного ряда LADA SAMARA устанавливается пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей. В принципе коробка от ваз 2114 ни чем не отличается от ваз 2108. Единственное, на ваз 2108 нет щупа, и разгон на ней будет по резвее.
Снимать понадобится для замены сцепления, подшипников сцепления, ремонта коробки.
Неисправности КПП ВАЗ
Коробки передач
На ВАЗ-классике и переднеприводных вазовских моделях коробка передач может выходить из строя по различным причинам:
- в картере залито недостаточно масла, или его нет совсем (вытекло);
- автомобиль эксплуатируется с нарушением правил эксплуатации (например, водитель сделал переключение с четвертой сразу на первую передачу);
- детали трансмиссии выработали свой ресурс;
- ремонт КПП произведен с нарушением технологий, выполнен некачественно;
- коробка ремонтировалась с применением дефектных, низкокачественных запчастей.
Есть признаки, сигнализирующие о том, что МКПП неисправна:
- под нагрузкой вылетает одна из скоростей (в некоторых случаях может вылетать несколько передач);
- в КПП появился шум (хруст, вой);
- скорости (одна или несколько) стали переключаться с трудом, в некоторых случаях одна из передач не включается вовсе;
- течет трансмиссионное масло (лопнул корпус коробки передач, в картере создается повышенное давление, порвалась прокладка в соединении).
Если дефект не связан с рычагом или кулисой переключения скоростей, ремонт МКПП ВАЗ выполняется со снятием и установкой узла. Для определения причины неисправности после разборки производится дефектовка – внешним осмотром и замерами определяется детали, подлежащие замене.
Возможные причины замены
Одна из главных целей квартирного ремонта получить ровные стены, оклеенные красивыми обоями или декорированные иным способом. То, что в стене есть проводка и распределительные коробки не должно быть заметно. Поэтому, если и появляется потребность в замене распределительной коробки и проводки, то изредка и по какой-либо существенной причине:
- Со временем на рынке изменился ассортимент соответствующей фурнитуры и нечем заменить испорченную крышку;
- Появились новые идеи по дизайну комнаты, которые нуждаются в установке новых светильников;
- Ремонт сделан, но старая коробка в него не вписалась и портит весь вид. Терпение закончилось.
И тогда предстоит хлопотное дело по снятию старой и установке новой коробки вместе с монтажными манипуляциями со спрятанными в ней проводами. И прежде чем этим заниматься, надо выкрутить пробку, ответственную за подачу электроэнергии в эту комнату. А затем на всякий случай проверить индикаторной отвёрткой отсутствие напряжения в этой комнате с демонтируемой распределительной коробкой.
Традиционные неисправности КП
Основные неисправности, которые требуют капитального и оперативного ремонта в механической коробке переменных передач: самопроизвольное выключение передачи; затрудненное включение передач; утечка масла; шум в коробке передач; перегрев коробки передач. Сейчас необходимо разобрать причины вышеуказанных неисправностей.
Причины самопроизвольного выключения передач:
1. Шарики или гнезда штоков износились; 2. Зубья муфты или же блокирующие кольца синхронизатора износились; 3. Упругость пружин фиксаторов значительно снизилась.
Причинами затрудненного включения передачи могут быть:
1. Заедание сферического шарнира; 2. Рычаг или же вилки переключения передачи деформировались, вследствие чего форма изменилась и переключение заскакивает; 3. Гнезда штоков забились. Это может породить тугой ход штока, вследствие чего заклинивают блокировочные сухари.
Помимо этих проблем менее «страшными» являются: шум, утечка масла и перегрев коробки передач.
Причинами шума коробки передач могут выступать:
1. Износ подшипников, шестеренок или синхронизаторов; 2. Загрязнение масла или же его низкий уровень в самой коробке; 3. Люфт валов по оси также вызывает шум в коробке скоростей.
Причин утечки масла из коробки переменных передач также может быть множество:
1. Крышка картера может держаться на очень слабом креплении, а в этот промежуток масло и будет выливаться; 2. Крепление, которое расположено в месте соединения сцепления и коробки передач, могло ослабнуть; 3. Сальники валов пришли в негодность и вышли из эксплуатации;
4. Прокладки износились, а через щели и будет производиться утечка масла.
Наиболее «слабая» неисправность из всех, которые существуют в автомобильной природе – перегрев коробки передач. Основная причина, а точнее единственная – это недостаточный уровень масла. Самой простой неисправностью данная поломка считается из-за того, что ее решение очень просто.
Практически все перечисленные случаи ремонта механических коробок, помимо перегрева коробки передач, производятся с помощью специальных комплектов для ремонта или же простой замены поврежденных деталей коробки передач. Таким образом, полная стоимость ремонта коробки переменных передач целиком и полностью зависит от степени поломки и неисправности в каждом отдельном определенном случае.
Снятие КПП
Самой распространенной считается механическая коробка, в данной статье мы и рассмотрим принцип замены механики. Чаще всего снимают коробку переключения передач при замене , устранения протекания сальников или прокладок, ремонте самой коробки.
Первое с чего начнем, это техника безопасности, проводить работы стоит только на холодный двигатель и коробку, так как в коробке переключения передач тоже есть масло, при долгом движении оно будет нагрето и потом будет тяжело слить его без получения травм. Если все остыло, то отсоединяем клеммы аккумулятора, так как на некоторых автомобилях ставят разные датчики на КПП, далее снимаем защиту двигателя.
Снимать коробку лучше всего с помощником, вес не большой, но вот обхватить и удержать не так-то легко.
Лучше всего проводить съем коробки на смотровой, так как удобно будет опустить под автомобиль. После подготовки сливаем масло с коробки и даем постоять немного, чтоб окончательно стекло масло, далее срываем гайки приводов и колес. Если решили снимать на яме, то необходимо поддомкратить автомобиль спереди и придержать переднюю часть коробки, чтоб избежать падения коробки и других её комплектующих, при откручивании всех болтов.
Теперь предстоит снять сцепление и отсоединить трос спидометра, так как зачастую он находится в районе КПП. Переходим к шаровым опорам, не забываем, что машина должна быть поднята спереди, не сделав этого, она может просто рухнуть на землю. После шаровых опор снимаем продольную растяжку, если несколько таких, то снимаем все, чтоб не мешало отсоединить коробку от ходовой части. Если машина заднеприводная, то не забываем отсоединить кардан.
Самым важным моментом отсоединение привода от коробки, лучше всего это делать с напарником, так как придется вытягивать оба привода. С помощью монтировки один оттягивает внутреннюю гранату, а второй в этот момент выдергивает за колесо, чтоб вытянуть привод из коробки.
Когда вытянули внутреннюю гранату, нужно осторожно и без стука по коробке вставить специальную заглушку (стопор) или такую же старую гранату. Делается это для того, чтоб не провернулась коробка или не рассыпался дифференциал. Иначе тогда 100 % понадобится полностью разбирать коробку и выставлять все в первоначальное положение.
Далее снимаем все, что будет мешать для спуска коробки от кузова, это может быть и стартер, и компрессор кондиционера в некоторых внедорожниках. Часто в этом месте находится массовый провод, его тоже снимаем. Отключаем датчик включения задней передачи, снимаем кожух и маховик, кулисы для переключения передач (не забудьте заранее наметить положение).
Самый главный момент, откручиваем болты, которыми коробка крепится к двигателю. Не забывайте о двигателе, его нужно будет подстраховать гидравлическим домкратом, чтоб не упал на землю, или сделав упор на стаканы лонжерона с помощью перемычки над двигателем.
Вдвоем придерживая КПП, откручиваем и снимаем все подушки крепления к кузову. Слегка пошатывая коробку, попробуйте отвести её от двигателя, это примерно 10 см, чтоб первичный вал вышел из диска и корзины. При снятии не повредите лепестки на корзине сцепления. Теперь смело можете опускать коробку под автомобиль, если машина в таком состоянии останется на долгое время, то советуем законсервировать открытые места, чтоб избежать попадания пыли и грязи.
Как происходит разборка устройства
Вне зависимости от того, в чем заключается проблема, нужно обзавестись набором инструментов, куда входят, прежде всего, разнообразные отвертки и специальный удлинитель, который необходим для получения доступа к некоторым гайкам.
При выполнении работы поможет схема КПП ВАЗ и представленная инструкция:
- Разберите механическое устройство: снимаем коробку и выжимной подшипник, который располагается на первичном валу КПП ВАЗ. Иногда снятие коробки не требуется. В таком случае этот этап можно просто пропустить. Проверьте наличие масла: если оно присутствует внутри, то его нужно удалить.
- При помощи отвертки подденьте вилочный чехол и отведите его в бок, он остался висеть на вилке. После этого разверните вилку под прямым углом. Нужно демонтировать ее вместе с чехлом. Открутите все гайки, расположенные изнутри, извлеките их, а затем снимите пружинные шайбы, находящиеся за ними. Переложите все удаленные предметы в сторону.
- Потяните за картер сцепления, отделив его от других элементов. Сразу же за данным устройством можно обнаружить уплотняющую прокладку, которую также нужно убрать. Не забудьте о том, чтобы снять пружинную шайбу. Ее легко обнаружить, ведь на данный элемент указывает специальная стрелка.
- При помощи подходящего ключа отверните гайки, закрепляющие нижнюю крышку на картере. Удалите гайки и шайбы, находящиеся за ними. После того, как эта процедура была завершена, уберите крышку. Используя отвертку, подденьте подкладку картера, уберите ее. Затем удалите гайки, фиксирующие подушку подвески мотора, снимите подушку с картера (она входит в состав комплекта с поперечиной).
- Используя специальные инструменты, отверните крепежный элемент, фиксирующий привод от прибора для измерения скорости. Как только вы сделаете это, уберите привод с картера. Переложите коробку на другой бок, при помощи гаечного ключа выверните активатор заднего светильника. После этого отверните болт, закрепляющий вилку для переключения передач.
- Потяните за механизм, связывающий рукоятку и шток (оно называется кулиса КПП ВАЗ) и перейдите на первую передачу. В некоторых случаях при демонтаже требуется активация двух передач. Благодаря этому действию валики, располагающиеся внутри корпуса, не проворачиваются. Подденьте специальным инструментом кольцо вторичного вала, чтобы убрать его. Отверните на несколько оборотов гайку, фиксирующую фланец муфты, переместите в бок кольцо и заверните обратно гайку.
Используйте инструкции, чтобы разобрать своими руками приспособление и обнаружить, в чем скрывается проблема. Разные изделия отличаются по своей конструкции, следовательно, переборка КПП Лада производится по другой схеме, нежели КПП у автомобиля ВАЗ. Коробка передач Лада требует особого подхода в процессе ремонта. Если у вас остались сомнение, попросите о помощи у человека, который уже разбирал такое устройство, как секвентальная коробка передач.
Проведение процедуры демонтажа и замены неисправной детали
Разборка и демонтаж механической коробки передач должны проводиться с соблюдением некоторых обязательных правил техники безопасности и правил демонтажа сложных агрегатов (к которым относится в том числе и коробка передач):
- Так как трансмиссия является достаточно тяжелым агрегатом (особенно на автомобилях с мощными двигателями и большими размерами), при ее демонтаже необходимо быть осторожным. Лучше, если при разборке и снятии ее со штатного места владельца будет подстраховывать помощник. Часто используются балки с перекинутой цепью, так как при демонтаже в таком случае, следуя правилам рычагов, работа проводится намного легче. Для этого следует загнать машину моторным отсеком под балку и с помощью цепи поднять механическую коробку передач. Через балку перекидывается толстая цепь, а коробка снимается со штатных креплений (для этого часто приходится перемещать двигатель с его подушек) и с помощью стальных крюков поднимается на необходимый уровень. За счет оптимального распределения веса агрегата работа значительно облегчается.
- Так как трансмиссия состоит из множества частей, запутаться при ее разборке проще простого. Поэтому, когда проводится ремонт, одним из важных правил является оптимальное складирование и раскладывание составных частей коробки передач в правильном порядке. При ее разборке следует раскладывать составные части и детали в порядке обратной сборки, дабы не возникло путаницы. Это поможет при будущем монтаже трансмиссии и установке коробки передач на штатное место.
- Ремонт МКПП предполагает замену только неработоспособного элемента и никаких других. Так как агрегат достаточно сложный, и его диагностирование является трудоемкой задачей, сначала необходимо устранить именно выявленную неисправность и только после очередной сборки искать новую (при ее проявлении).
Выбор коробок передач
Присутствующие на автомобиле коробки передач задают оптимальную мощность, влияют на эффективность траты горючего. Каждая коробка имеет свои сильные и слабые стороны:
- МКПП. Данная версия является самой ходовой. Она востребована у водителей, которые имеют приличный стаж вождения. На легковых автомобилях данная КПП может иметь 5,6 или 7 ступеней, а на большегрузных авто 8, 16 скоростей. Следует отметить, что из всех типов коробок, механика имеет низкую цену, поддается ремонту. Диагностика механической коробки передач должна иметь систематический характер;
- АКПП. Ее зачастую выбирают начинающие автолюбители. Вся благодаря тому, что автовладельцу не нужно отвлекаться на ручное переключение скоростей. Данное обстоятельство позволяет добиться максимальной концентрации внимания. Однако автомобили с данной коробкой требовательны к качеству заливаемого масла. Не каждый автомобилист решает осуществить буксировку данного транспортного средства. Кроме того, автомат имеет сложное строение. Учитывая это, ремонт КПП следует доверять профессионалам;
- РКПП. Данный вариант имеет продолжительный рабочий ресурс, способствует экономии горючего на каждый километр. Роботизированная КПП подлежит ремонту. Из минусов отмечается задержка на несколько секунд переключения скоростей. Рекомендуется переходить на полуавтоматический режим, если машина стоит на светофоре.
Как заменить коробку передач на Газели
Как снять коробку? Замена КПП проводится на эстакаде или смотровой яме. Для начала вылейте масло из картера. Теперь снимаем кардан. Для этого вооружитесь надфилем и поставьте насечку на соединительном узле и продолжении коробки передач на газели. Теперь снимите крепеж опоры с помощью ключей на тринадцать и двенадцать. Ключами на семнадцать и четырнадцать снимаем фиксацию кардана к фланцу шестеренки главной передачи. Извлекаем хвостовик и просовываем ветошь в отверстие. Теперь нам нужно достать рычаг для установки КПП. Для этого избавляемся от чехла и верхушки рычага внутри кабины, разжимаем втулку, снимаем резиновую подушку, уплотнитель пола и чехол, колпак и сам рычаг.
Схемы устройства:
Далее отключаем спидометр от трансмиссии вместе с выключателем заднего света. Теперь можно снимать коробку раздаточную. Как разобрать картер КПП? Для этого избавьтесь от фиксации приемных труб и кронштейна, отсоедините трансмиссию от картера сцепления, создайте защиту из деревянного чурбана для головки блока. Переходим к снятию поперечной фиксации раздатки и извлекаем устройство. Будьте аккуратны, поскольку его вес может достигать 30 кг. Установите новый элемент. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить ступенчатую раздаточную коробку или не упустить ее.
Теперь приступаем к сборке КПП Газели. Сборка коробки осуществляется в обратном порядке
Обратите внимание на то, что валы необходимо устанавливать одновременно, для этого заранее перевяжите их. Проведите осмотр первичного вала, хвостовика, втулки, картера, вторичного вала и все шестерни
Вымойте их в керосине или дизельном топливе. Если есть следы от ржавчины, отшлифуйте. Крепежные элементы покрываются герметиком, а элементы — трансмиссионным маслом.
Демонтаж коробки передач: механика и автомат
Итак, для качественного обслуживания, дефектовки агрегата и устранения поломок может понадобиться снятие КПП. Как правило, коробку механику нужно снимать, если возникают следующие неисправности МКПП:
- затрудненное перемещение рычага коробки передач;
- повышение шума в коробке при переключении с пониженной передачи на повышенную передачу и наоборот;
- необходима замена сцепления;
- требуется ремонт или замена маховика;
- нужна замена заднего сальника коленчатого вала ДВС;
- происходит утечка масла из коробки передач через уплотнения и прокладки.
В случае с коробкой автомат, демонтаж АКПП требуется:
- в ситуациях, когда АКПП пинается, передачи не включаются;
- происходит утечка трансмиссионной жидкости через уплотнения и прокладки;
- отмечены посторонние звуки, шум и скрежет в коробке автомат при переключении селектора АКПП;
- требуется замена заднего сальника коленчатого вала ДВС;
- необходим ремонт/замена гидротрансформатора и т.д.;
Снятие и установка МКПП и АКПП практически не отличаются, за исключением отдельных конструктивных особенностей привода управления этими коробками. Например, для снятия АКПП необходимо откручивание гаек крепления гидротрансформатора и отсоединение трубопроводов гидросистемы, соединяющих коробку с радиатором охлаждения.
Если нужно снимать КПП, при этом нет возможности поднять автомобиль на подъемнике, тогда в обязательном порядке необходима смотровая яма или эстакада. Для демонтажа коробки необходимо отдельно продумать, каким образом она будет фиксироваться и опускаться, так как агрегат имеет большой вес.
Как показывает практика, лучше пригласить помощника. Также необходимы специальные приспособления и различные инструменты, такие как: трансмиссионный домкрат, торцевые ключи, головки, монтажная лопатка и т.д.
Как снять коробку автомат
При демонтаже АКПП необходимо учитывать некоторые моменты, обусловленные конструктивными особенностями автоматической коробки передач, а именно наличие гидротрансформатора, который снимается вместе с коробкой.
Особенности демонтажа и установки АКПП:
- необходимо снять аккумуляторную батарею и полку крепления;
- снять воздухозаборник воздушного фильтра и отсоединить наконечник троса управления коробкой передач от рычага механизма управления;
- извлекая наконечник оболочки троса из кронштейна на АКПП, отвести его в сторону (отсоединив шланги от штуцеров радиатора, пережать шланги, во избежание вытекания рабочей жидкости);
- отсоединить разъемы электрических кабелей управления АКПП;
- отсоединить все механические приводы управления (тяги, тросы);
- отсоединить вакуумные магистрали, ведущие к вакуум -корректору (если он есть) и другим деталям коробки;
- отсоединить стартер;
- установив автомобиль на смотровую яму, эстакаду или автоподъемник, снять защитные брызговики ДВС;
- снять поперечину передней подвески и приводы передних колес;
- слить часть трансмиссионной жидкости в пустую емкость (вывернуть пробку сливного отверстия в поддоне коробки передач);
- снять гидродинамический трансформатор (ГДТ), отвинтив болты, крепящие его к мембране маховика двигателя (через специальный люк в картере маховика или через окна, расположенные на корпусе коробки, где установлен гидротрансформатор);
- снять левую опору ДВС;
- открутить все болты крепления автоматической коробки;
- с помощью монтажной лопатки отсоединить АКПП от ДВС;
Установка АКПП производится в обратном порядке (важный момент при установке – необходимость наличие на фланце картера двигателя двух центрирующих штифтов, без которых монтирование коробки невозможно). После полной установки коробки, через трубку щупа или контрольную пробку, требуется залить в нее необходимое количество трансмиссионной жидкости.
Как снять механическую коробку
Снятие МКПП или ее установка является не менее трудоемким процессом, как и в случае с автоматической коробкой. Для демонтажа и установки МКПП понадобятся ключи (на 10, 12, 14, 17 и т.д.), отвертка с плоским лезвием, пассатижи, подъемник или смотровая яма.
Особенности демонтажа и установки МКПП:
- необходимо установить автомобиль на подъемник, эстакаду или смотровую яму;
- потребуется снять аккумуляторную батарею (АКБ), воздушный фильтр, брызговики двигателя, расположенные в моторном отсеке снизу, в центре и по бокам;
- также нужно снять поперечину передней подвески и приводы передних колес;
- требуется слить рабочую жидкость из МКПП;
- отсоединить датчик скорости (поддев с помощью отвертки, извлекаем пружинный фиксатор) и выключатель заднего хода автомобиля;
- снять держатель моторного жгута;
- вывернуть болты крепления: к коробке передач кронштейна гидропривода выключения сцепления, рабочего цилиндра к картеру сцепления, усилителя картера сцепления к коробке передач, передней нижней крышки картера сцепления;
Также следует выделить необходимость замены стопорных колец на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. После полной установки коробки передач через трубку щупа или контрольную пробку следует залить в нее необходимое количество трансмиссионного масла.
Ремонт КПП ВАЗ 2109
Четырехступенчатые коробки передач ВАЗ 2108-09 устанавливались только на первых моделях «восьмерок» и «девяток», в основном на этих машинах шли «пятиступки». Частая болезнь МКПП 2109 – шум на различных скоростях, достаточно часто он возникает на холостом ходу, без выжима сцепления. Если при нажатии на педаль сцепления гул пропадает, причиной неисправности является подшипник первичного вала. Шумят коробки из-за неправильно выбранного для заливки масла. Многие автовладельцы в коробку заливает моторное масло, но оно слишком жидкое, обладает для деталей КПП недостаточными смазочными свойствами. Впрочем, и на моторном масле МПП может не шуметь – это дело случая. И все-таки рекомендуется использовать специальное трансмиссионное масло для переднеприводных авто, так меньше будет проблем с трансмиссией.
Ремонт КПП ВАЗ 2109 также проводится со снятием узла, после съема коробки разбираем ее:
- в первую очередь демонтируем кронштейн, на котором крепится трос сцепления;
- демонтируем заднюю крышку;
- раскручиваем гайки, удерживающие 5-ую передачу (ключ или головка 32 мм), крепления располагаются на хвостовиках валов (2 шт.);
- откручиваем болтик вилки 5-й передачи, демонтируем вилку одновременно вместе с муфтой;
- с другого вала демонтируем саму пятую передачу с синхронизатором;
- выкручиваем четыре винта, снимаем фиксирующую пластину;
- сбоку корпуса удаляем три фиксатора штоков (шарики и пружинки);
- разжимами демонтируем стопорные кольца подшипников;
- откручиваем гайки крепежа корпуса к «колоколу» (13 гаек), располовиниваем корпуса;
- выкручиваем болты вилок передач, вытаскиваем штоки, а затем и вилки;
- демонтируем промшестерню заднего хода;
- теперь вынимаем сразу оба вала;
- дифференциал с большой шестерней также снимается легко, руками;
- демонтируем механизм переключение скоростей;
- теперь осталось разобрать сами валы, произвести дефектовку, поставить на место новые запчасти и собрать коробку.
Диагностирование и выявление неисправности
Для того чтобы эффективно произвести ремонт МКПП, необходимо выяснить причину неисправности. (в отличие от автоматических, где используется несколько принципов конструкции) на большинстве современных автомобилей идентично, и поэтому процесс диагностики практически одинаков как для отечественных моделей, так и для иномарок. Поломки могут носить различный характер, непосредственно влияя на работоспособность механизма.
Передачи переключаются с большим трудом
Если ход рычага их переключения значительно затруднен, появились посторонние звуки при переключении (скрежет, вой, исходящий из моторного отсека), налицо явная неисправность механизмов переключения передач. При длительной эксплуатации и большом пробеге автомобиля подвижные части коробки подвергаются значительному механическому воздействию (работа под нагрузкой является ее естественным состоянием). Поэтому со временем подвижные части механизма изнашиваются, в результате чего происходит выход отдельных элементов из строя (фрикционы, синхронизаторы переключения передач).
Появление посторонних шумов как на холостом ходу, так и при нагрузке на двигатель
При проявлении нехарактерных звуков (скрежет или шумная работа агрегата) необходимо в срочном порядке провести обследование мотора, так как это является одним из самых распространенных признаков поломки. Источником шума могут являться неисправности движущихся частей (подшипников, шестерен). К сожалению, такой вид поломки не зависит от пробега и может встречаться и на новых агрегатах. Ремонт МКПП в таком случае может повлечь значительные финансовые траты.
Подтеки масла на картере двигателя
Они могут являться непосредственным виновником прямой поломки агрегата. Масляное голодание – одна из самых распространенных причин поломки механической КПП. В ввиду наличия множества подвижных частей используется специальная смазка. Зачастую многие автолюбители не забывают менять масло в моторе машины, а на уровень оного в КПП не обращают внимания. Это может привести в конечном счете к поломке коробки и дорогостоящему ремонту.
Выключение передач
Такую причину именуют выбиванием рабочей передачи на нейтральную. Это вызвано дополнительным износом рабочих элементов в коробке и автомобиля. Такая поломка грозит не только отсутствием комфорта при управлении автомобилем, но и безопасности передвижения.
Диагностирование проблем заключается не только во внешнем осмотре, но и разборке некоторых элементов. В большинстве случаев хватает внешнего осмотра при проявлении перечисленных типичных проблем. Лишь в редких случаях для диагностирования и выявления неисправности требуется разборка и демонтаж агрегата.
Возможные неисправности КПП
Случаи, в которых необходим ремонт КПП Газели, могут быть следующими:
- Переключение передач затруднено. В данном случае ремонт будет включать следующие операции:
- причиной возникновения данной неисправности могут стать: воздух в гидроприводе сцепления, нехватка жидкости в главном цилиндре. Для решения проблемы вам понадобится долить жидкость в бачок главного цилиндра до достижения ей требуемого уровня, после чего необходимо выполнить прокачку системы гидропривода,
- возможно, произошло ослабление стопорных болтов — их необходимо затянуть,
- мешать нормальной работе узла могут и заусенцы, образовавшиеся на зубьях муфт включения передач с внутренней стороны — соответственно, их необходимо зачистить,
- если в корпусе рычага переключения разбиты отверстия под штифты, рычаг нужно заменить или запрессовать ступенчатые штифты.
- Кроме того, ремонт коробки передач на Газели необходим и в том случае, когда осуществляется включение с треском, то есть налицо нарушение в синхронности включения передач. Этому могут поспособствовать следующие моменты:
- износ блокирующего кольца синхронизатора (вернее, его резьбы). Проблема решается путем замены запчасти на новую и притиркой нового кольца к соответствующей шестерне. Притирка должна осуществляться таким образом, чтобы поверхность прилегания составляла восемьдесят процентов от общей площади,
- деформация того же кольца также свидетельствует о необходимости его замены. Для притирки в данном случае можно использовать специальную притирочную пасту.
- Также ремонт коробки необходим, если передачи выключаются самопроизвольно. Такая неисправность требует следующих действий по устранению:
- в случае ослабления гаек крепления коробки к картеру сцепления необходимо восстановить их затяжку,
- нужно заменить изношенные детали, в том числе муфты, если налицо износ их зубьев,
- также может быть необходима замена пружин фиксаторов, если они ослабились.
- Шум в КПП Газели своими руками вполне устраним. Для этого нужно:
- заменить изношенные подшипники,
- произвести замену поврежденных шестерней в случае поломки их зубьев или в случае износа их рабочей поверхности,
- долить масло в картере до нормального уровня,
- восстановить соосность картера сцепления и коленчатого вала.
- При проведении подобных операций вам обязательно понадобится знание такого вопроса, как устройство КПП. В противном случае определить причину неисправности не представляется возможным (имеется ввиду, собственными силами).
- Кроме всего прочего, ремонт МКПП потребуется и в том случае, если обнаружена течь масла. Причиной тому могут стать изношенные сальники или сталебаббитовые втулки либо повреждение сапуна или прокладок, а также нарушение герметичности заглушек и пробок. В этом случае также, скорей всего, потребуется замена масла в коробке передач или хотя бы его доливка. В любом случае ремонтные работы нужно начинать, предварительно запасшись нужным количеством жидкости.
При проведении всех ремонтных манипуляций особого контроля требует сборка коробки передач. Эта проблема «отпадает» сама собой, если вы обратитесь в автосервис. Кстати, замена шкворней на Газели может быть выполнена там же.
Установка КПП
Сняв коробку, это только 50 % от работы, стоит еще правильно установить все обратно. Сам ремонт коробки рассматривать не будем, так как там целая дилемма и у каждой поломки свой подход для ремонта, характерной поломкой запоздалое переключение для автоматических КПП или хруст при переключении для механических КПП. Не забывайте пересмотреть, все ли узлы сцепления исправны, так как зачастую при ремонте КПП меняют диск сцепления, корзину и выжимной подшипник.
Перед установкой стоит смазать шлицевое соединение первичного вала и фланца выжимного подшипника. Устанавливать так же придется вдвоем. Для этого приспускаем немного двигатель с помощью домкрата, вставляем коробку до упора, не в коем случае, не стоит делать это с помощью стяжных болтов, только вручную, добившись плотной посадки вплотную к двигателю.
Теперь стоит затянуть основные болты крепления КПП к двигателю, и ставим опору для коробки. Одеваем и регулируем , для этого педаль должна быть где-то на 1 сантиметр выше, чем педаль тормоза. Устанавливаем датчик заднего движения, стартер, подключаем и регулируем механизм переключения передач (именно для этого мы и делали отметки на рычаге, чтоб точно знать положение и упростить регулировку).
После установки КПП, переходим к сбору ходовой части, вставляем приводы, помните, что вставлять их так же нужно аккуратно без стука, чтоб не нарушить дифференциал, иначе придется снова снимать коробку. Далее прикручиваем шаровые опоры и растяжки. Затянув все гайки и крепежные болты, опускаем автомобиль. Последний шаг, это заливка масла в коробку до уровня, уровень для каждого автомобиля индивидуальный, лучше всего его посмотреть в сервисной книге.
В принципе на этом и заканчивается установка механической КПП, для начала попробуйте попереключать передачи в нерабочем состоянии автомобиля, не должно быть хруста и легко включатся все передачи от первой и до последней. Проедите круг в 1 километр на низких передачах, что бы почувствовать автомобиль. После того как масло прошло по всей коробке можете и более высокие передачи 4-ая, 5-ая, 6-ая если есть такая в наличии.
Видео о том, как правильно снять КПП на ВАЗ 2110: