Заправка кондиционера в автомобиле самостоятельно

Система кондиционирования не будет работать, если в ней недостаточно фреона. Кондиционер будет перегреваться, что приведет к поломке компрессора или всего оборудования в целом. По словам экспертов, восполнять необходимый объем фреона нужно не реже одного раза в год, а если машина новая — через три года.

«Дилеры рекомендуют посещать СТО для проверки и заправки кондиционера не реже чем один раз в год, особенно это актуально в весенне-летний период. Проверка на станции техобслуживания будет включать герметичность самой системы на предмет утечки фреона из нее, а также замену фильтра рециркуляции воздуха и замену салонного фильтра при необходимости, плюс, если возникнет такая необходимость, саму заправку фреоном и маслом», — говорит автоэксперт Дмитрий Стебаков.

Диагностику и профилактику кондиционера следует проводить в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля, обычно это — 1-2 раза в год, весной и осенью, говорит директор Центра технической экспертизы ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев.

«Поводом для дополнительной проверки кондиционера может послужить падение эффективности его работы. Однако ухудшение параметров работы кондиционера не всегда является следствием недостаточного количества хладагента. Для определения причин следует обращаться в автосервис», — говорит эксперт.

Заправка кондиционера авто в Москве

С началом летнего сезона клиенты все чаще обращаются с просьбой: “заправьте кондиционер”. На вопрос “Зачем?” они обычно отвечают: “Закончился фреон, машине уже пятый год”, “Кондиционер стал плохо дуть”, “Я заправляю каждый год” и т.д.

Действительно, заправка автокондиционера требуется в том случае, когда фреон “ушел” из системы. Но, как говорилось ранее, система кондиционера замкнутая и герметичная, поэтому фреон не является расходным материалом. Он всего лишь охлаждает испаритель, двигаясь внутри. Значит, заправка автокондиционера в данном случае не устраняет саму проблему – утечку фреона.

Разовые меры работают временно.

Что входит в обслуживание автокондиционера

Климатическая система современного автомобиля, как никакое другое устройство, нуждается в постоянном внимании и качественном обслуживании. Своевременная профилактика автокондиционера поможет избежать серьёзных поломок и убережёт от крупных трат, связанных с масштабным ремонтом установки. Как минимум, раз в год вам нужно посетить проверенный, надёжный сервис, чтобы:

  • выполнить диагностику агрегата;
  • очистить от грязи радиатор;
  • промыть наружные поверхности испарителя и дренажную трубку;
  • заменить воздушный фильтр в салоне;
  • проверить давление в системе и при необходимости заправить автокондиционер.

Некоторые из этих операций можно выполнить самостоятельно, однако лучше доверить обслуживание специалисту, в компетентности которого вы уверены. Перед тем, как обслуживать автокондиционер, он обязательно продиагностирует систему и убедится в её исправности либо выявит неполадки и предложит способ их устранения.

Утечка фреона автомобильного кондиционера

Утечки кондиционера бывают разные. Например, на каком-нибудь большом внедорожнике, приехавшем весной с твердой уверенностью заправить кондиционер, при подключении заправочной станции к нему, из-под колеса в заднем контуре кондиционера, прогнившая трубка или шланг, с предательским шипением выбрасывает клубы фреона в воздух, попутно обливая все вокруг компрессорным маслом. Разумеется, заправка автокондиционера при такой “дыре” просто невозможна.

Часто бывает, что лопается шланг высокого давления. Система теряет свою герметичность и заправить ее, попросту нельзя.

Утечки могут быть разного масштаба, иногда фреона может хватить на 3 месяца или даже полгода.

Решение

Прежде всего, фреон – это опасное для здоровья химическое соединение. Помните об этом! Это может стать настоящей угрозой здоровью, если утечка хладагента происходит в салоне (гнилой испаритель).

Странно заполнять автокондиционер фреоном как бензобак бензином. Бывает и так, что заправка автокондиционера вовсе не нужна, потому что систему “перезаправили”. Обычно это происходит по малоопытности “заправщиков”.

Люди склонны думать, что купив себе дорогую автоматическую станцию, она сделает за них все сама и деньги хлынут в их карманы рекой. Мысли о “быстром счастье” вскоре развеиваются отсутствием знаний и опыта (горе-мастера не знают всех тонкостей устройства систем кондиционирования).

Неправильной заправкой можно повредить или полностью вывести кондиционер из строя.

Заправка кондиционера всегда осуществляется после должной диагностики и качественного ремонта. Выполнять ее (диагностику) должен квалифицированный специалист, мастер, иначе вы рискуете потерять свой кондиционер или “попасть” на более дорогой ремонт.

Необходимость в заправке

Система кондиционирования позволяет реализовать несколько важнейших потребностей водителя:

  • установить оптимальную температуру внутри салона;
  • качественно проветрить воздух;
  • поддерживать нормальный уровень влажности;
  • избавить внутреннее пространство машины от неприятных технических и бытовых запахов.

Устройство кондиционера – достаточно сложное, поэтому прибор требует регулярной проверки и технического обслуживания. Если игнорировать это условие, то скоро вентиляция сломается или перегорит. Важно своевременно чистить накопитель кондиционера, заменять изношенные детали. Для охлаждения воздуха в жаркую погоду в составе конструкции применяется хладогент, который регулярно требует обновления и пополнения.

Периодически необходимо проверять уровень содержания этого вещества и заправлять прибор. Чаще всего эту функцию выполняет специалист во время профилактической проверки, но можно сэкономить время и средства, заправив хладогентом конструкцию своими руками.

Большинство ремонтных и других работ с автокондиционером выполнить нельзя – он может выйти из строя. Но заправка вполне по силам даже тем, кто недавно приобрела автомобиль и не очень разбирается в его устройстве. Важно соблюдать последовательность операций и понять общий принцип работы системы. Также пригодятся соответствующие инструменты и опыт взаимодействия с кондиционерами, если он есть.

Диагностика и ремонт автокондиционеров

Диагностика кондиционера – это ответственный процесс, который ставит диагноз системе кондиционирования и отвечает на вопрос почему она не работает. Если проблема в утечке фреона, то диагност должен ее обнаружить и рассказать клиенту о способах ее устранения.

Если причина в неисправном компрессоре, то диагност должен сделать соответствующее заключение. Причина может лежать и глубже. Нам часто приходится видеть клиентов, которые приехали к нам на ремонт, после гаражного заправщика и клиент не в силах объяснить, что ему ремонтировать.

Фреон стравливают, например, при кузовном ремонте или при демонтаже двигателя, но после этой процедуры все равно производится диагностика утечек, ведь для того, чтобы собрать систему обратно, нужны опыт и знания, которых часто не хватает.

Есть еще один способ диагностики утечек (и обойти его мы не можем) – это заправка системы фреоном с добавлением масла и ультрафиолетового красителя. Делается он в исключительных случаях, когда утечка фреона ничтожно-мала и течеискатель (прибор для обнаружения утечек) не в состоянии найти прохудившуюся магистраль.

В данном случае система заправляется фреоном, как обычно, но к фреону добавляется компрессорное масло и специальный пигмент (ультрафиолетовый краситель). Некоторое время машина ездит, и ее владелец пользуется кондиционером в обычном режиме, пока не начинает понимать, что морозить стало хуже.

Диагностика автокондиционера ультрафиолетом.

После этого хозяин авто приезжает в наш технический центр и специалист при свете специальной ультрафиолетовой лампы, надев поляризационные очки, тщательно изучает все магистрали. Дефектный участок окрашивается выдавленным изнутри красителем. Таким образом, можно безошибочно определить место утечки фреона (очага проблемы) и провести необходимые ремонтно-восстановительные работы.

Устройство кондиционера в автомобиле

В первую очередь необходимо уточнить, как именно работает система вентиляции в машине – это поможет прояснить принцип работы кондиционера. Общая основа всей конструкции есть у всех аппаратов, которые функционируют на охлаждение.

Сходство и общие базовые особенности имеют и холодильник, и рефрижиратор в грузовых фурах, и кондиционер – везде присутствует хладогент. Разница заключается только в масштабах и назначении.

Каждый вид охлаждающей системы имеет в своем составе следующие элементы:

  • конденсатор;
  • компрессор;
  • испаритель;
  • управляющий клапан;
  • магистрали, направляющие потоки воздуха.

Могут присутствовать дополнительные элементы, но вышеперечисленные играют основную роль. Основной вид хладогента в таких системах – газ фреон, именно он создает температуру в салоне и выводит тепло.

Сама конструкция представляет собой замкнутый контур, в состав которого входят основные элементы. Их соединяют две магистрали, которые перемещают фреон между элементами в условиях повышенного и пониженного давления.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Запуск двигателя кондиционера одновременно запускает в работу компрессор, который начинает создавать давление во всей системе. Газообразный фреон начинает разогреваться под влиянием давления. Постепенно начинается движение хладогента по направлению от компрессора к конденсатору по соответствующей магистрали.

В этот момент внутри конденсатора происходит резкий процесс охлаждения фреона, который преобразуется в жидкое состояние и приобретает свойство конденсации. В процессе превращения в жидкость он передвигается по магистрали компрессора в условиях высокого давления и попадает на управляющий клапан.

Таким образом, осуществляется регуляция всей подачи жидкостного фреона в емкость испарителя. Именно испаритель формирует соответствующий климат и уровень температуры в салоне. Чем больше объем выпущенного фреона в испарителе, тем сильнее охлаждается воздух в салоне.

Также клапан ответственен за распыление фреона в жидком виде. Распыляясь, хладогент попадает в испаритель, там снова приобретает газообразное состояние. В процессе преобразования фреон активно поглощает тепло из воздуха, охлаждая салон.

Охлаждение салона авто

Процедура продолжается – фреон в виде газа снова идет в компрессор, но теперь по другой магистрали, с низким давлением. Из компрессора весь цикл повторяется, снова идет газ в магистраль с сильным давлением и так далее.

Основным служебным элементом в данном случае является фреон, который выполняет функцию охлаждения. Но в результате прохождения всего цикла происходит неизбежная утечка газа, которую нельзя устранить. В течение годовой эксплуатации теряется фреон в количестве примерно 15% от исходного объема. Это говорит о том, что примерно каждые три года необходимо восполнять образующиеся лакуны и дозаправлять кондиционер.

Устройство автокондиционера

Утечка происходит естественным путем, по мере использования газа, а не из-за наличия каких-то поломок, трещин или дефектов в структуре кондиционера. Если такие повреждения имеются в миниатюре – утечка будет стремительной. Не спасет починка сломанных магистралей. Если заметные дефекты легко найти и починить, то микроскопические трещины не поддаются идентификации и их невозможно выявить. Но есть некоторые способы обнаружить утечку.

Почему не стоит заправлять кондиционер самостоятельно

Заправку кондиционера осуществляют по определенным правилам, отступление от которых может стать причиной поломки. Если в системе фреона осталось менее половины, в неё может попасть вода и воздух. В этом случае потребуется очистка вакуумом, а простое пополнение хладогентом может только усугубить ситуацию. Оставшиеся посторонние вещества приводят к гидравлическим ударам, коррозии, а также чрезмерному износу компрессора.

К сведению! Некоторые заправщики доливают дешевые аналоги, выдавая их за оригинальный материал.

При самостоятельном ремонте сложно обеспечить герметичность системы. Без специального инструмента невозможно обжать рукава высокого давления, а использование кустарно изготовленных бандажей и штуцеров не дают ожидаемого эффекта. Высокая текучесть фреона накладывает свои ограничения на плотность соединений всех компонентов системы. При полной разгерметизации потребуется добавить масла в компрессор для смазки трущихся деталей.

Стоимость техобслуживания кондиционера

Стоимость ТО кондиционеров рассчитывается в индивидуальном порядке, что зависит от разных факторов: типа и мощности оборудования. Например, обслуживание промышленных кондиционеров обходится дороже, чем ТО бытовых моделей.

Стоимость работ также может увеличиваться, если блоки сплит-системы находятся в труднодоступных местах или требуется вызов промышленного альпиниста. Узнать точную стоимость профессионального ТО в своем городе можно, позвонив в сервисный центр и указав параметр мощности и другие характеристики по паспорту климатического прибора.

Выбор оборудования и инструмента для ремонта и обслуживания автомобильных кондиционеров

У каждого руководителя автосервиса при обращениии к ним клиентов с потребностью в ремонте кондиционера возникают вопросы: Где приобрести оборудование для диагностики и ремонта автомобильного кондиционера, Как правильно выбрать оборудование и инструмент при этом потратив минимальное количество финансовых средств и времени. Авто-А/С — магазин инструмента и расходных материалов для ремонта и обслуживания холодильного оборудования всех видов автотранспорта в данной статье мы распишем какие виды оборудования и инструмента сейчас представлены на рынке и для чего они предназначены, а так же составим минимальный список который необходим каждому автосервису который планирует заниматься обслуживанием автокондиционеров.

Основным и главным оборудование является заправочная станция для автокондиционера (см. рис. 1) — это устройство включающее в себя вакуумный насос, манометрическую станцию, инжектор масла, шланги, электронные высокоточные весы и быстросъемные адаптеры. Заправочная станция предназначена для выявления течей в системе кондиционирования, вакуумирования и заправки автокондиционера.

Примерные цены на ручные заправочные станции — от 30 000 руб. и до 70 000 руб.

Заправочные станции бывают ручные, полуавтоматические и автоматические. Их основное отличие заключается в удобстве эксплуатации, функциональных возможностях и стоимости. Как правило полуавтоматические и автоматические станции в дополнение имеют возможность осуществлять откачку фреона с маслом из системы кондиционирования и их разделение. Так же подобные станции оборудуются блоком управления с базой данных по каждому кондиционеру (какое количество фреона необходимо для заправки в зависимости от марки автомобиля) и мини принтером для выведения всей информации в печатном виде. Примерные цены на полуавтоматические и автоматические заправочные станции — от 100 000 руб. и до 500 000 руб.

(рис. 1)

Станция рекуперации (рис. 2) — это оборудование предназначено для откачки и сбора фреона с последующей его заправкой обратно в систему. Данная станция широко применяется при работе с промышленными кондиционерами, в которых содержится огромное количество фреона и его выброс в атмосферу при ремонте является экономически невыгодным. Так же подобная станция может применятся и при ремонте автомобильных кондиционеров, к примеру когда необходима откачка фреона с маслом для проведения ремонта системы и его заправка обратно. Таким образом проводят экономию, т.е. фреон в атмосферу не выпускают и новый в последующем не заправляют. В ряде случаев является дополнением ручной заправочной станции.

Совокупность функций ручной заправочной станции и станции рекуперации = автоматической заправочной станции.

Примерные цены на станции рекуперации — от 40 000 руб. до 100 000 руб.

(рис. 2)

Инструмент для выявления утечек фреона. Ручная станция для ремонта и диагностики автомобильных кондиционеров имеет в своей комплектации манометрический коллектор с помощью которого и определяются наличие утечек фреона (об этом можно прочитать в нашей статье). Так же в комплект входит инжектор масла и красителя, с помощью которого уже определяются места этих утечек. В инжектор заливается специальный краситель (рис. 3) и подается в систему. В дальнейшем уже с помощью ультрафиолетовой лампочки или течеискателя (который в принципе и есть эта лампочка) просвечиваются элементы системы кондиционирования и обнаруживают места утечек по соответствующим пятнам от красителя. Для работы с UV красителями и лампами рекомендуется использовать специальныые диагностические очки.

Ультрафиолетовая лампочка или фонарик — от 1 000 руб. до 2 500 руб.

Течеискать — от 2 000 руб до 33 000 руб.

UV краситель для определения мест утечек — от 1 500 руб до 5 000 руб.

Очки для работы с UV красителями и лампами — от 500 до 1 000 руб.

(рис. 3)

Дополнительные жидкости и газ. К ним следует отнести масло для системы кондиционирования (рис.4) и масло для вакуумного насоса (входит в комплект ручной заправочной станции). Газ или фреон, для заправки современных автомобилей необходимо использовать фреон R134 (рис. 5).

Масло для системы кондиционирования от 900 руб. до 3 000 руб.

Фреон R134 — наиболее выгодно приобретать фреон в большом баллоне и массой 13,6 кг, его цена колеблется от 5 800 руб. до 12 000 руб.

(рис.4) (рис. 5)

В процессе ремонта системы кондиционирования автомобиля может потребоваться осуществление ремонта компрессора, трубок кондиционирования или их полная замена. После такого рода замены является обязательным осуществлять чистку системы кондиционирования от пыли.

Для чистки системы кондиционирования Вам потребуется специальное моечное оборудование (рис. 6) способное осуществлять чистку в импульсном режиме. Данное оборудование представляет собой обычный компрессор с расширительным бачком предназначенным для заливки чистящего раствора.

Но как правило до такого уровня ремонта доходит дело не часто поэтому моечное оборудование и все возможный инструмент для ремонта и замены трубок в подробностях описывать не будем и внесем их в отдельный список со стоимостью.

(рис. 6)

Как показывает практика частое обращение клиентов в сервис по ремонту кондиционеров связан лишь с заправкой системы без проведения глубокого ремонта. Это связано во многом с тем, что в процессе эксплуатации автомобиля фреон по немногу улетучивается естесственным путем и с истечением времени необходимо проводить лишь его дозаправку.

Для небольших автосервисов мы рекомендуем приобретать оборудование лишь для заправки системы кондиционирования:

Ручная заправочная станция, масло для кондиционера, фреон.

Примерная цена комплекта оборудования — 50 000 руб.

Вариант для проведения полной диагностики и заправки системы кондиционирования:

Ручная заправочная станция, масло для кондиционера, фреон, UV краситель, защитные очки, течеискатель.

Примерная цена комплекта оборудования — 60 000 руб.

В случае частого обращения клиентов с поломками компрессора или же трубок систем кондиционирования, то данный комплект необходимо дополнять инструментами для ремонта трубок, компрессора и оборудованием для чистки системы кондиционирования.

Полный комплект + вспомогательное оборудование примерно обойдется от 90 000 до 130 000 руб.

Для больших автосервисов с применение дорогих автоматических станций и полного спектра инструмента и оборудования для ремонта и диагностики автокондиционеров цена будет варьироваться очень сильно, поэтому в данной статье не указывается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]