Система охлаждения двигателя — основные узлы, неисправности

  • Внутренние утечки водитель может выявить по тому, как выглядит масло. Вынув щуп на холодном моторе, нужно обратить внимание на наличие признаков посторонней жидкости в масле (воды). Она может образовывать небольшой слой, схожий с эмульсией. Если течь образуется из-под прокладки головки цилиндров, то достаточно ее заменить. В том случае, когда образовалась трещина в цилиндре, то блок подлежит замене. В некоторых ситуация ослабленный натяг болтов на головке может провоцировать такое перетекание.

    Слабая циркуляция жидкости

    Перегрев происходит вследствие того, что жидкость не успевает пройти по кругу и отдать тепло в атмосферу. Виновником оказывается водяная помпа. Проверить ее работоспособность быстрым способом получится на холостых оборотах мотора. Пережимаем ненадолго шланг в верхней части радиатора, а потом отпускаем, при работающем насосе будет заметен небольшой гидроудар.

    Проблемы с циркуляцией из-за термостата

    Препятствия на пути движения жидкости замедляют ее ход. В таком случае понадобится промывка системы или отдельных ее элементов, например, радиатора или печки. Промывать надо струей, которая будет идти в обратном направлении, чем при работе системы.

    В слабой циркуляции иногда виноват термостат или же малое количество охлаждающей жидкости.

    Коррозия

    Большое количество загрязнений, взвесей, мусора в жидкости не способствует правильной работе охлаждающей системе.

    Забитые каналы охлаждения

    Для избегания этого желательно применять мягкую воду или спецжидкости. Коррозия способна появляться в каналах, когда ее раствор неправильно составлен либо редко промывается система и проводится полный слив.

  • Системы охлаждения двигателя проблемы и неисправности фото описание

    Все возможные неисправности системы охлаждения двигателя можно условно разделить всего на три группы: 1. Двигатель перегревается. 2. Двигатель плохо нагревается. 3. Где-то протекает.

    Перед тем, как рассматривать любые неисправности системы охлаждения, придется познакомиться с принципами работы системы охлаждения вашего двигателя. Компрессия в цилиндрах двигателя, как правило, не превышает 14 , а чаще, к сожалению, она только чуть больше от 10 . Если бы компрессия была в несколько раз выше, то ваш двигатель работал бы почти без нагрева. Неужели такое может быть? Да. Такое огромное компрессия делала бы коэффициент корискои действия двигателя больше от 90%, двигатель работал бы почти холодным. Это только мечта. Эта ненормально высокая компрессия технически чрезвычайно сложная, почти невозможно.

    Значит, наш двигатель должен греться.

    Эта фраза является главным при поиске неисправностей системы охлаждения. Мы не можем резко уменьшить нагрев двигателя, мы можем только обеспечить лучшее охлаждение двигателя, если он перегревается, или обеспечить нормальную работу системы охлаждения, если двигатель не нагревается до нужной температуры.

    Двигатель должен работать при рассчитанной для него температуре.

    При меньшей температуре в двигателе увеличивается трение, хуже работает система смазки двигателя, двигатель быстрее изнашивается, увеличивается расход топлива. При слишком большой температуре чрезвычайно быстро выходит из строя поршневая группа, очень значительные шансы, что выйдет из строя клапанная система ( «прогорел клапан»), а если закипит охлаждающая жидкость, это может серьезно расстроить ваш двигатель. У вас должна хорошо работать система смазки двигателя, и система охлаждения. Важнее этих двух параметров — только тормозная система автомобиля.

    Проверка системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости

    Многие серьезные нарушения в работе двигателя связаны с неисправностями системы охлаждения. Если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией, то её функционирование и срок службы также напрямую связаны с работой системы охлаждения

    Проверка системы охлаждения должна производиться при холодном двигателе, поэтому лучше заняться ею перед первой за текущий день поездкой или не ранее, чем через три часа после выключения двигателя.

    Медленно, соблюдая осторожность на случай, если двигатель ещё не совсем остыл, снимите крышку расширительного бачка. Тщательно промойте её изнутри и снаружи чистой водой. Проверьте уплотнительную прокладку крышки. Низкий уровень охлаждающей жидкости может быть следствием неправильного наворачивания крышки.

    Также промойте заливную горловину. Наличие следов коррозии в заливной горловине означает, что жидкость следует заменить. Жидкость внутри радиатора должна быть сравнительно чистой и прозрачной. Если она имеет буроватый цвет, опустошите систему и залейте в неё новую жидкость

    Тщательно проверьте шланги радиатора, а также шланги отопителя, которые имеют меньший диаметр. Проверяйте шланги системы охлаждения по всей длине, производя замену любого треснувшего, вздутого или изношенного шланга. Трещины легче обнаружить, если сжать шланг рукой. Обратите особое внимание на хомуты, удерживающие шланги на компонентах системы охлаждения. Эти хомуты могут порезать или проткнуть шланги, что приведёт к утечке жидкости.

    Удостоверьтесь в надёжности крепления всех шланговых соединений. Утечки жидкости обычно проявляются в виде белых или ржавого цвета отложений в области нарушения герметизации. Если на Вашем автомобиле используются хомуты проволочного типа, то возможно, есть смысл заменить их на хомуты винтового типа.

    С помощью сжатого воздуха или мягкой щётки очистите переднюю часть радиатора (а также конденсатор кондиционера воздуха, там, где он имеется). Удалите всех насекомых, листья и прочие посторонние предметы, попавшие на ребра радиатора. Будьте очень осторожны, чтобы не повредить ребра и не порезать о них пальцы.

    Если уровень жидкости постоянно падает, а Вы не обнаружили никаких утечек, следует произвести проверку давлением крышки радиатора и всей охлаждающей системы.

    Заметная утечка охлаждающей жидкости и/или наличие масла в жидкости, а также белые облачка в отработавших газах указывают на наличие дефекта в уплотнительной прокладке головки цилиндров.

    Проверка морозоустойчивости охлаждающей жидкости

    Перед началом зимнего сезона необходимо обязательно проверить концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости, особенно если в систему в процессе эксплуатации заливалась чистая вода.

    Вам потребуется специальный ареометр с градуировкой морозоустойчивости антифриза.

    Проверка

    Слегка прогрейте двигатель так, чтобы нагрелся верхний шланг радиатора. При измерении концентрации антифриза температура жидкости должна составлять около +20°С.

    При горячем двигателе пробку расширительного бачка следует открывать осторожно. Имеется опасность ожога! Необходимо положить на пробку тряпку. Пробку открывайте только при температуре жидкости не более + 90°С.

    Осторожно отверните пробку расширительного бачка.

    Наберите жидкость с помощью груши ареометра.

    Обычно достаточна концентрация антифриза, обеспечивающая защиту системы до температуры –25°С, при особо холодном климате до –35°С.

    Удаление жидкости

    Для удаления охлаждающей жидкости поместите поддон под радиатор и отверните пробку сливного отверстия радиатора.

    Полностью удалить старую жидкость из системы невозможно (без полной разборки двигателя), поэтому все объёмы, приведённые в Спецификациях, являются условными. На практике Вы сможете залить в систему около 2/3 предписанного количества жидкости.

    После заправки системы свежим антифризом поместите на расширительный бачок ярлык с указанием концентрации, марки антифриза и даты замены. Любое последующее пополнение системы (до плановой замены) должно проводиться только указанной жидкостью.

    Добавление антифриза

    При необходимости защиты двигателя до температуры –25°С концентрация антифриза в охлаждающей жидкости должна составлять 40 %. При необходимости защиты до температуры –35°С концентрация антифриза должна составлять 50 %.

    Если требуется более высокая степень защиты от замерзания, можно повысить уровень концентрации антифриза до 60%. Такая концентрация обеспечит защиту до –40°С.

    Если концентрация повышается до более высокого уровня, степень защиты двигателя начинает понижаться и, кроме того, ухудшаются теплоотводящие свойства охлаждающей жидкости.

    Воздушные пробки

    Если после замены жидкости двигатель перегревается, причина, скорее всего, в наличии воздушных пробок в системе. Эти пробки не позволяют жидкости циркулировать по всей системе. Они появляются в результате слишком поспешной заправки системы.

    Если Вы считаете, что в системе есть воздушные пробки, прежде всего попытайтесь по очереди сжать все видимые шланги. Вы сразу же определите, заполнен шланг жидкостью или воздухом. Как правило, все воздушные пробки исчезают после первого (после замены жидкости) запуска двигателя.

    При работающем прогретом двигателе включите отопитель и его вентилятор. Тёплый воздух должен поступать в салон в достаточном количестве. Если температура подаваемого воздуха низкая, причиной, возможно, является воздушная пробка.

    Последствия появления воздушных пробок в системе могут быть весьма серьезными (не просто снижение эффективности работы отопителя). Большая пробка может остановить циркуляцию жидкости внутри двигателя. Для того, чтобы удостовериться в отсутствии пробок внутри двигателя, потрогайте верхний шланг радиатора при работающем двигателе — он должен быть горячим. Если шланг холодный, это свидетельствует о наличии воздушной пробки в двигателе или о неисправном термостате.

    Если Вы не смогли избавиться от воздушных пробок, позвольте двигателю полностью остыть, снимите крышку расширительного бачка, попробуйте сжать шланги системы. Если и это не помогло, слейте всю охлаждающую жидкость в чистый контейнер и снова заправьте систему той же жидкостью, следуя рекомендациям, приведённым выше.

    Часть 1. Двигатель перегревается.

    Двигатель ВСЕГДА старается больше греться, если слишком низкая компрессия, если слишком позднее зажигание, если не отрегулирован газораспределительный мезанизм (как правило, не отрегулированы зазоры в клапанах). Несмотря на эти факторы, система охлаждения пытается поддерживать стабильную температуру двигателя, возможности системы охлаждения рассчитаны со значительным запасом.

    Очень важный элемент системы охлаждения — термостат.

    Термостат переключает потоки охлаждающей жидкости в двигателе. Охлажденная жидкость попадает в нижнюю часть двигателя, нагреваясь в двигателе, жидкость идет вверх, и если эта жидкость не нагрета до нужной температуры, термостат направляет ее в обход радиатора снова в двигатель. Если температура жидкости близка к рабочей, термостат направляет жидкость в верхнюю часть радиатора, жидкость проходит сверху вниз по радиатору, охлаждается и снова попадает в нижнюю часть двигателя. Помпа обеспечивает быструю и равномерную циркуляцию охлаждающей рилины в двигателе.

    Термостат управляется никакой электроникой. Никакой премудрый блок ЭБУ (электронный блок управления) не подает никакой командной сигнал на термостат. Никакая электроника не может заставить двигатель «лучше прогреваться» или «лучше охлаждаться». Режим охлаждения определяется термостатом.

    Возможны проблемы с термостатом: — термостат всегда «открыт». Двигатель плохо нагревается, особенно зимой. — термостат всегда «закрыт». Двигатель вообще не охлаждается. Просто беда. — Термостат заклинил в некоем «навиввидкритому» положении. Двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Названия «открытый» и «закрытый» — это только жаргон. «Открытый» — это значит, что термостат направляет охлаждающую жидкость в радиатор. «Закрытый» — это когда термостат направляет охлаждающую жидкость в обход радиатора. Помпа в системе охлаждения одинаково крутится, независимо от температуры двигателя. Вентилятор радиатора может останавливаться. Если двигатель недостаточно нагрет, нету мотребы крутить вентилятором. Для этого есть отдельный датчик, который включает вентилятор только при рабочей температуре двигателя.

    Возможны такие симптомы перегрева двигателя: — двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Плохо работает термостат. Меняем термостат. — двигатель нормально нагревается, температура нормальная при небыстро езде без частого разгона, но при частых разгонах, или быстрой езде двигатель перегревается. Надо проверить, если вентилятор радиатора крутится, значит, радиатор уже капитально забит накипью. — двигатель сразу перегревается. Здесь такие варианты: Вариант 1. Термостат заклинил в «закрытом» положении. Если при постукивании по термостата чем деревянным «становится лучше», это не выход, термостат надо менять. Особенно рассеянным надо проверить, не оборвался ремень, который крутит помпу, а в некоторых конструкциях этот ремень крутит помпу и вентилятор радиатора. Вариант 2. Немедленно проверяем количество охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения. Эта жидкость не обязательно где-то протекает. Она может «изгоняться» из системы охлаждения (такой жаргон), если у вас повреждена прокладка блока головок цилиндров, или где-то есть микротрещина в корпусе двигателя, и охлаждающая жидкость или незаметно выкипает через эту трещину, или перетекает в систему смазки двигателя (бывает и такое ). Вариант 3. Плохо отрегулированы клапаны могут быть причиной значительного перегриивання двигателя. Также двигатель перегревается при слишком позднем зажигании, но для позднего зажигания характерны также дополнительные симптомы, в первую очередь — неустойчивая работа двигателя при разгоне, расшатывание автомобиля при попытке газовать.

    Бестолковые слухи и «мнение»

    1. Нельзя доливать воду в охлаждающую жидкость. Это неправда. Когда у вас в дороге начало протекать, и вам надо как-то доехать домой, не бойтесь долить воды. Дома отремонтируете, и поменяете жидкость в системе охлаждения.

    2. Нельзя смешивать «тосол» и «антифриз», а особенно различные виды «антифриза». Это неправда, но здесь придется объяснить немного подробнее. «Антифриз» — это английское слово «anti freeze» (замерзания). Это жидкость, которая при наших температурах не замерзает. Традиционный антифриз, то есть охлаждающая жидкость для двигателя, изготавливается на основе этиленгликоля или диэтиленгликоля или пропиленгликоля. Эти три химических соединения, так сказать, «родные сестры», они как-то переживут, если их зачем смешать. «Тосол» — это лишь техническое название популярного антифриза на основе диэтиленгликоля. Он является устаревшим, ухудшенным вариантом современных жидкостей для охлаждения. Антифриз также некоторые полезные добавки против накипи. Они не ликвидируют накипь, но уменьшают его. Итак! Если поломка в дороге заставила вас доливать в систему охлаждения какой-то неизвестный антифриз, или даже воду, не бойтесь. Главное — доехать до точки ремонта.

    3. Крысы и мыши могут погрызть резиновые трубки в системе охлаждения. Это неправда. Крысы могут грызть изоляцию в электрооборудовании, но они не грызут бензостойк, высокотемпературную резину.

    4. В старом двигателе система охлаждения всегда перегревается. Это неправда. Даже в плохо отрегулированном двигателе с низкой компрессией система охлаждения держит нормальную температуру. Надо только хороший радиатор и нормально работающий термостат, и чтобы помпа крутилась нормально, ремень не пробуксовывал.

    5. В старом двигателе накипь полностью забивает водяную рубашку блока цилиндров, двигатель отремонтировать невозможно. Это спради возможно, но такая поломка — не про вашу честь. Для этого придется поездить этим двигателем лет 500. Каналы водяной рубашки блока цилиндров в несколько раз шире, чем каналы радиатора. Но система охлаждения может быть забитой черным, густым маслянистым грязью, который попадает в систему охлаждения, если через прогорела прокладка блока головок цилиндров у вас масло попадает в систему охолодення. Но отмыть эту грязь — не проблема.

    Система охлаждения — конструкция, которая очень нужна в двигателе. И она очень проста.

    Неисправности системы охлаждения двигателя: основные симптомы

    Первое и самое главное проявление проблем в системе охлаждения — это повышение рабочей температуры, порой вплоть до перегрева. Поэтому периодически обращайте внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости, особенно при движении в городском режиме.

    Колебание в несколько градусов — это нормально. Небольшие перепады вызывает открытие термостата или срабатывание вентилятора. Но если стрелка часто и интенсивно подбирается к красной зоне индикатора, то это указывает на неисправности в системе охлаждения двигателя. Нормально функционирующая система даже в большую жару не позволит мотору перегреться.

    Однако не всегда датчик температуры работает корректно. Особенно эта проблема актуальна для автомобилей с двумя датчиками. Неполадки в работе системного датчика, который замеряет температуры для ЭБУ, будут заметны сразу — двигатель начнет работать со сбоями. А вот некорректно работающий датчик, который отвечает за показания на приборной панели, может безнаказанно «врать» длительное время.

    Поэтому мы собрали несколько косвенных признаков, указывающих на нарушения в работе системы охлаждения. Если вы заметили какие-то из них, то желательно как можно скорее провести диагностику. Сразу отметим, что нижеперечисленные симптомы имеет смысл рассматривать только на полностью прогретом двигателе.

    Итак, что может свидетельствовать о возможных неполадках в системе охлаждения авто:

    1. Горячий, обжигающий воздух из отопителя салона или наоборот, очень холодный.
    2. Периодические перебои в работе мотора, его надсадная работа или падение мощности.

    3. Частые самопроизвольные остановки двигателя на холостом ходу.
    4. Выплескивание охлаждающей жидкости из бачка через клапан с образованием пара.

    Если заметили какие-либо из этих признаков, обратитесь к специалистам и проведите диагностику системы охлаждения. Перегрев мотора — опасное явление и может быть чревато капремонтом двигателя.

    Основные узлы системы охлаждения

    Двигатель внутреннего сгорания как правило содержит следующие узлы, которые так или иначе связаны с охлаждением:

    • Водяная помпа — насос, который заставляет циркулировать охлаждающую жидкость.
    • Радиатор печки — его задачей явлется нагрев воздух в салоне автомобиля.
    • Термостат — клапан, который определяет, необходимо ли пропустить антифриз через радиатор или еще рано и пусть он еще погреется на малом круге охлаждения.
    • Радиатор охлаждения — единственная деталь, которая может эффективно охладить антифриз внутри работающего двигателя.
    • Один или несколько вентиляторов охлаждения — нужны преимущественно при медленном движении или стоянке, чтобы потока воздух хватало для эффективной работы радиатора. Могут включаться на ходу, чтобы усилить эффективность охлаждения.

    Все эти узлы связаны между собой резиновыми патрубками, трубами и фланцами. Далее перечислю самые частые неисправности, которые могут встретиться в эксплуатации автомобиля.

    Основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля

    Перечислим основные поломки — это 90% от всех известных проблем в устройстве системы охлаждения двигателя.

    1. Разгерметизация системы охлаждения. Различают внешние и внутренние утечки. Внешние сопровождаются выходом рабочей жидкости наружу. Например, подтекания часто наблюдаются в стыках патрубков, через вал помпы или пробитые соты радиатора. Подобные поломки диагностируются по падению уровня ОЖ в расширительном бачке, а также визуально, при осмотре системы охлаждения.

    Часто причиной пробоя радиатора становится переохлаждение антифриза зимой. Если подобрана недостаточно стойкая к заморозкам ОЖ, то при достижении критических температур антифриз замерзает, расширяется и рвет соты.

    Внутренние утечки наблюдаются при появлении трещин в блоке цилиндров или ГБЦ, когда ОЖ попадает в цилиндры или смешивается с маслом.

    1. Отказ термостата. Некачественный или поврежденный термостат не откроется при достижении рабочей температуры и не запустит антифриз по большому кругу через радиатор. Это вызовет перегрев мотора.
    2. Выход из строя водяной помпы. Нередко обламывается крыльчатка или срезаются шлицы, удерживающие ее на валу. Визуально шкив вращается, но крыльчатка внутри водяного насоса стоит на месте, следовательно, жидкость не циркулирует. Реже заклинивает подшипники помпы.
    3. Заклинивание парового клапана в заливной пробке расширительного бачка. Система охлаждения работает под определенным давлением. И если это давление ниже или выше нормы, то жидкость не будет нормально циркулировать по системе, и нарушится теплообмен.
    4. Пробой прокладки ГБЦ. Частое явление, особенно на «горячих» моторах. При этой поломке контур системы охлаждения соединяется с системой смазки или с цилиндром, из-за чего происходит проникновение отработавших газов или масла в охлаждающую жидкость.
    5. Отказ вентилятора охлаждения. В зимний период эта проблема может никак себя не проявить. А летом, в особенности при езде по городу, некорректно работающий или полностью отказавший вентилятор — это одна из самых частых причин перегрева двигателя.

    Причины в моторе

    Недостаточное количество антифриза

    ухудшает охлаждение верхней, наиболее горячей части мотора — головки блока цилиндров, а затем приводит к полному прекращению циркуляции жидкости. Антифриз чаще всего уходит через резиновые патрубки или прохудившиеся радиаторы — основной и отопителя. Если паровой клапан пробки радиатора или расширительного бачка, призванный поддерживать повышенное давление в системе (у некоторых автомобилей до 1,5 бар), не герметичен, то температура кипения жидкости снизится. Тогда при повышенных нагрузках двигатель закипит.

    Система охлаждения: частые проблемы

    Неисправности системы охлаждения двигателя могут представлять большую опасность для силового агрегата. Дело в том, что основной задачей указанной системы является поддержание температуры двигателя в достаточно узком и ограниченном диапазоне.

    Другими словами, силовой агрегат не должен быть холодным, а также не допускается превышение его рабочей температуры. Система охлаждения постоянно поддерживает оптимальную температуру двигателя, при которой обеспечивается максимальная производительность, топливная экономичность, сохраняется моторесурс ДВС, достигаются необходимые экологические показатели и т.д.

    Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

    На современных автомобилях активно применяется комбинированная система охлаждения, которая представляет собой совокупность воздушной и жидкостной системы. Данное решение позволяет наиболее эффективно поддерживать заданный температурный режим для различных видов ДВС независимо от их типа и особенностей конструкции. В устройство таких систем включено большое количество различных элементов. По этой причине список, в который внесены основные неисправности системы охлаждения двигателя, является достаточно широким.

    При этом необходимо знать, что от уровня ОЖ, а также от состояния рабочей жидкости напрямую зависит эффективность работы всей системы охлаждения двигателя. Добавим, что срок службы такой жидкости ограничен. Тосол или антифриз рекомендуется менять каждые 2-3 года или через 40-50 тыс. км. пробега. В отдельных случаях, например, во время смены одного типа ОЖ на другой, рекомендуется дополнительно промывать систему охлаждения.

    • Теперь перейдем к самим неполадкам. Одними из самых частых проблем являются неисправности радиатора, помпы и термостата. Что касается радиатора, данный элемент начинает течь, может засориться его наружная поверхность или произойти закупорка внутренних каналов. В ряде случаев радиатору нужен ремонт. В случае проблем с термостатом двигатель может перегреваться или не выходить на рабочие температуры, оставаясь холодным. Это зависит от того, как термостат осуществляет перепускание жидкости по малому и большому кругу. В норме при нагреве ОЖ в малом кругу устройство открывает доступ к радиатору. Если этого не происходит, будет перегрев. В том случае, когда термостат постоянно держит открытым большой круг, жидкость не сможет прогреться, а мотор не выйдет на рабочую температуру.
    • Неисправности водяного насоса (помпы) приводят к подтеканию ОЖ в области посадочного места насоса, а также к тому, что циркуляция жидкости может полностью или частично прекратиться. В результате ДВС перегревается, существует риск повреждения системы охлаждения продуктами износа помпы и т.п. Особо опасно заклинивание насоса на моторах, где помпа приводится в действие ремнем ГРМ. Если центробежный насос-помпу заклинит и оборвет приводной ремень, тогда на многих силовых агрегатах в результате гнет клапана механизма газораспределения.

    Описание принципа работы СО

    На ВАЗ 2114 для остывания двигателя используется та же схема, что и на всех других инжекторных автомобилях. Все основано на теплообмен с помощью жидкости (тосола, антифриза или же воды).

    Устройство СО состоит из составляющих:

    1. Электродвигателя;
    2. Насоса (гоняет жидкость по системе);
    3. Радиатора;
    4. Термостата (нужен для регулировки работы всех составляющих).

    Под действием центробежного насоса охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по всем трубам. Специальный вентилятор включается/выключается, в зависимости от показателей датчика. Все зависит от той температуры, которая сейчас поддерживается в автомобиле. Если она превышает показатель в 87 градусов, то происходят две вещи:

    • Открывается клапан термостата, охлаждающая жидкость поступает на большой круг (проход по трубам через двигатель и охлаждает его).
    • Включается вентилятор, который дует на решетки радиатора, таким образом, уменьшая температуру ОЖ.

    Клапан термостата – это очень важный элемент всей системы охлаждения. Он изготовлен из специального технического воска, который под действием определенной температуры деформируется, пуская ОЖ (охлаждающую жидкость) по большому контуру. Чем больше температура, тем больше он деформируется. Таким образом, регулируется количество подачи ОЖ, а значит и интенсивность остывания.

    Причины неисправностей системы охлаждения ДВС

    Чаще всего причинами неполадок в системе охлаждения являются: естественный износ элементов, механические повреждения, нарушение требований и рекомендаций по эксплуатации силового агрегата. Следует помнить, что использование низкокачественной ОЖ, смешивание тосола с антифризом, установка некачественных запчастей во время ремонта зачастую являются причинами выхода из строя охлаждающей системы. Отметим, что непрофессиональное вмешательство во время обслуживания или ремонта также может привести к поломкам и сбоям в ее работе.

    Параллельно с этим нужно учитывать, что проблемы с системой охлаждения требуют немедленного устранения, так как возможны разные последствия для двигателя. В некоторых случаях перегрев, попадание антифриза в масло и другие неисправности могут становиться причиной полной замены силового агрегата без возможности его восстановления. Например, большие трещины в блоке цилиндров или в ГБЦ могут привести к гидроудару, перегрев вызывает заклинивание двигателя и т.д.

    С учетом вышесказанного система охлаждения требует постоянного контроля. За уровнем ОЖ в расширительном бачке нужно следить, а также своевременно менять рабочую жидкость. Также существует ряд признаков, по которым водитель может определить неисправности системы охлаждения. К таковым относятся:

    1. Перегрев двигателя, который заметен по показаниям стрелки температуры на приборной панели или загоранию сигнальной лампочки. Возможен и такой вариант, когда указатель работает некорректно. Тогда на перегревы может указывать постоянная работа вентилятора охлаждения. Еще повышенную температуру специалисты определяют по состоянию свечей зажигания, которые покрываются белым налетом.
    2. Еще одним признаком поломки является холодный двигатель, который долго или совсем не выходит на рабочую температуру. В таком случае печка в салоне не греет, патрубки радиатора сразу теплеют во время прогрева мотора. В этом случае частым виновником становится термостат. Кстати, в привычном режиме эксплуатировать холодный мотор нельзя. Другими словами, на непрогретом ДВС нельзя газовать и подвергать мотор даже штатным нагрузкам.

    Осмотр элементов системы охлаждения и самого двигателя может выявить наружные утечки охлаждающей жидкости. В этом случае можно увидеть снижение уровня ОЖ в бачке, а также выявить потеки на деталях или под машиной, ощутить характерный сладковатый запах вытекающего из системы антифриза на прогретом моторе. Более опасным явлением считается внутренняя утечка жидкости из системы охлаждения. В подобной ситуации потеков снаружи нет, но уровень ОЖ все равно падает. Двигатель при таких неполадках начинает дымить белым дымом, уровень масла в картере может начать расти.

    Отметим, что последняя ситуация представляет собой достаточно опасный случай, указывающий на активное попадание охлаждающей жидкости в систему смазки ДВС и моторное масло. На такую проблему указывает характерная эмульсия, которую видно на щупе, а также на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины. Указанная эмульсия представляет собой светлую пену. В подобной ситуации следует готовиться к ремонту ДВС, машину дальше эксплуатировать нельзя. Следует готовиться к серьезному ремонту, так как возможно возникновение трещин БЦ или ГБЦ, которые зачастую можно обнаружить и устранить только после разборки силового агрегата.

    ТО системы охлаждения

    В настоящее время систему охлаждения заполняют специальными незамерзающими жидкостями (антифризами), которые представляют смесь этиленгликоля и воды (плотность раствора 1067…1085 кг/м3) с добавлением антипенных и антикоррозионных присадок. Возможно использование и воды, но при этом на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются отложения солей кальция, магния и других металлов, содержащихся в воде.

    Накипь имеет низкую теплопроводность и затрудняет теплообмен между водой и элементами системы охлаждения, уменьшает сечение трубок радиатора, ухудшает циркуляцию воды. Например, слой накипи толщиной более 1 мм способствует увеличению расхода топлива до 20…25 %, масла — до 25…30 %, снижению мощности двигателя до 10…20 %. Для уменьшения слоя накипи в систему охлаждения заливают умягченную воду с малым содержанием солей, получаемую электромагнитной обработкой воды (воду многократно прокачивают через силовое магнитное поле в направлении, перпендикулярном к силовым линиям). В результате вода приобретает новые свойства: содержащиеся в ней соли не образуют накипи и выпадают в виде шлама. Кроме того, она способствует растворению ранее образовавшейся накипи, превращая ее в легко смываемый порошок. Умягчать воду можно также: кипячением; добавлением соды, извести, нашатырного спирта; очисткой от солей пропусканием воды через минеральные, глауконитные или натрий-катионовые фильтры.

    Если накипь все же есть, то ее удаляют, используя специальные вещества, которые подразделяются на щелочные и кислотные.

    Основа щелочных составов — каустическая или кальцинированная сода (1 кг соды и 0,15 кг керосина на 10 л воды). Щелочные составы заливают в систему на 5…10 ч, затем на 15…20 мин запускают двигатель и сливают раствор. После этого целесообразно провести промывку системы охлаждения водой, так как щелочные растворы вызывают коррозию цветных металлов (алюминиевых сплавов головки цилиндров, латунных элементов радиатора и мест их спайки).

    В качестве кислотных составов используют 5…10%-ный водный раствор соляной кислоты с добавлением 3…4 г/л утропина для предохранения черных металлов от коррозии. Шлам смывают водой, пропуская ее в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости.

    После ремонта или замены элементов системы охлаждения, а также через каждые 60 тыс. км пробега, через три года или согласно предписаниям предприятия — производителя автомобиля ОЖ следует заменить. Необходимость замены обусловлена тем, что антикоррозионные компоненты, содержащиеся в системе, в процессе ее заполнения осаждаются на новых или отремонтированных и очищенных деталях с образованием стойкого антикоррозионного слоя.

    Замена ОЖ должна производиться на непрогретом двигателе или подогретой жидкостью на прогретом двигателе во избежание его повреждения из-за резкого охлаждения металлических деталей: регулятор отопления в салоне устанавливают на максимальную степень нагрева, чтобы ОЖ заполнила радиатор отопителя, снимают крышку с расширительного бачка и открывают краники бачка радиатора и блока цилиндров (при их наличии).

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]