Способы торможения автомобиля, которые должен знать каждый

Торможение принято считать одним из труднейших автоманевров. Уметь правильно и вовремя применить различные варианты торможения в связи со сложившейся дорожной обстановкой – это один наиболее важных моментов безопасного вождения. К несчастью для себя самих, а иногда и для окружающих, сегодня некоторые водители в экстренных случаях предпочитают использовать резкое торможение. В большей части случаев это приводит к небезопасным последствиям: авто теряет управление и увеличивает свой тормозной путь.

Поэтому, и не только, каждый водитель в обязательном порядке ознакомиться и желательно проверить на практике, различные типы торможения авто. Лучшее торможение – это не только лишь способность правильно воспользоваться сцеплением покрышек с трассой и удерживать нужное направление движения авто, но и умение пользоваться торможением с использованием мотора или даже в случае отказа тормозной системы.

Виды торможения

Торможение можно условно поделить на виды:

  • частичное — выглядит как некоторое понижение скорости до определенного предела. Такой тип торможения, в отличие от полного торможения, исключает полную остановку автомобиля.
  • Полное;
  • Служебное — используется при обычной езде на автомобиле. Оно так же может быть частичным или полным. При выполнении такого торможения, водителем целиком контролируются замедление, время и способ которым будет тормозиться автомобиль. Так же водитель должен проследить за усилием, оказываемым на систему тормозов и за комфортом перевозимых им людей и общим состоянием машины.
  • Экстренное — используется в основном тогда, когда остро не хватает времени и места. Такая надобность чаще всего возникает в экстренных случаях, либо из-за ошибочных действий самого водителя. Исходя из условий, по которым возникла необходимость в этом виде торможения, и учитывая другие влияющие на это внешние факторы, экстренное торможение применяют, обычно, для обеспечения максимального замедления машины. Общее состояние машины, перевозимых людей и сидящего за рулем, при этом при этом в расчет не берутся.
  • Стояночное – применяется для того, чтобы зафиксировать машину. этот тип торможения выполняется при помощи ручного тормоза.
  • Аварийное – используется если не получается затормозить при помощи остальных стандартных типов торможения. Иначе говоря, когда система тормозов выходит из строя. Торможение производится непосредственно частями кузова автомобиля. При этом лучше постараться чтобы автомобиль тормозил при помощи касательного, а не лобового удара кузовом.

Способы служебного торможения автомобиля

Торможение автомобиля во время движения можно условно разделить на три основных типа:

  1. служебное,
  2. экстренное
  3. и аварийное.

Служебное – это торможение в штатных условиях движения. Отличается плавностью и небольшим замедлением не более 4 м/с^2. Оно является наиболее распространенным режимом торможения и в повседневной жизни занимает более 95% общего числа торможений.

Экстренное торможение – это снижение скорости вплоть до полной остановки при возникновении критических (не штатных) ситуаций во время движения.

Аварийное торможение осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы или сильном снижении эффективности ее работы.

В этой статье будут рассмотрены основные способы служебного торможения, а также ситуации, в которых целесообразно пользоваться тем или иным способом.

Полная остановка с включенной передачей.

Нажимаем сцепление до пола и педаль тормоза с усилием, необходимым для полной остановки. При полной остановке необходимо отсоединить двигатель от колес, в противном случае он заглохнет. Одной из функций сцепления как раз и является кратковременное отсоединение двигателя от трансмиссии (и в итоге от колес).

Затем, если ситуация позволяет, выключаем передачу и отпускаем сцепление. Некоторые производят это торможение в другой последовательности: нажимают сцепление ⇒ выключают передачу ⇒ отпускают сцепление ⇒ нажимают на тормоз и производят полную остановку. Но в ряде ситуаций это приводит к большому числу лишних действий (таких как нажатие и отпускание педали сцепления).

Торможение должно быть плавным и комфортным для водителя и пассажиров. Усилие на педали тормоза необходимо поддерживать таким, при котором замедление автомобиля достаточно для конкретной ситуации.

Чтобы в момент остановки не было специфического неприятного клевка автомобиля, следует в конце торможения ослабить усилие на педали тормоза, т. е. уменьшить интенсивность торможения (когда автомобиль почти остановился, слегка приподнять ногу на педали тормоза).

Торможение с последующим переключением передачи также осуществляется с выжатой педалью сцепления.

Двигаетесь со скоростью 40 км/ч на третьей передаче, впереди знак ограничения скорости – 20 км/ч. Нажимаем сцепление и тормоз ⇒ снижаем скорость до 20 км/ч ⇒ одновременно с этим включаем вторую передачу ⇒ отпускаем тормоз и сцепление ⇒ продолжаем движение.

Аналогичные действия совершаем при проезде искусственных неровностей и крутых поворотов (например, на перекрестке). При этом отпускать тормоз и сцепление обычно следует еще до неровности и до поворота. Начало торможения с более-менее приличных скоростей правильнее производить, не нажимая на педаль сцепления.

Двигаетесь со скоростью 55 км/ч на третьей передаче, впереди знак ограничения скорости – 20 км/ч. Нажимаем тормоз ⇒ начинаем снижать скорость, не нажимая на сцепление (до ~ 30-35 км/ч) ⇒ нажимаем сцепление и продолжаем тормозить до скорости 20 км/ч одновременно с этим включаем вторую передачу ⇒ отпускаем тормоз и сцепление ⇒ продолжаем движение.

Так как проходить крутые повороты, например, на перекрестке, также следует на скорости не более 20 км/ч, чтобы была возможность повернуть, не нарушая ПДД, то порядок действий такой же. Действия при полной остановке аналогичны, просто останавливаемся без переключения передачи.

Начинать торможение в экстренной ситуации также следует, не нажимая на педаль сцепления.

Торможение в пределах одной передачи совсем не требует выжима педали сцепления. При этом тормозить можно одним из двух способов.

Используя торможение двигателем.

Двигаетесь 35 км/ч на второй передаче, впереди знак ограничения скорости 20 км/ч. Заранее отпускаете педаль «газа», обороты коленвала падают, начинается торможение двигателем. Если расстояние достаточно, скорость успеет упасть до требуемых 20 км/ч. После этого слегка нажимаем на педаль «газа», поддерживая необходимую скорость не более 20 км/ч.

Торможение рабочим тормозом.

Двигаетесь 35 км/ч на второй передаче, впереди знак ограничения скорости 20 км/ч. Если расстояние недостаточно, чтобы использовать торможение двигателем, нажимаем на педаль тормоза, снижаем скорость. После этого слегка нажимаем на педаль «газа», поддерживая необходимую скорость не более 20 км/ч.

Вот основные способы служебного торможения, которые следует освоить еще при обучении в автошколе. А в дальнейшем добавлять к ним и другие, которые будут лучше подходить для определенных ситуаций.

Техника упором

После освоения плуга, притормаживание упором дается легко. Способ предназначается для выполнения манипуляций на склонах искоса — перевертывание лыж или одностороннее скольжение.

Выполнение движения:

Спортсмен слегка присаживается, проделывает резкое толкательное движение вперед, выпрямляется (снятие нагрузки с лыж). Голеностопные суставы поворачиваются для разворота оснащения на сторону под углом. При выполнении движении работает туловище с плечами. Сила торможения зависит от величины развернутого угла. Для полной остановки, лыжа ставится поперечно спуску. Этот способ используется опытными горнолыжниками.

Управление падением

Когда отсутствует возможность применения техники упора и плуга, двигаясь на значительной скорости по трассе с неожиданным препятствием необходимо срочное торможение. Для этого используется преднамеренное падение. Такая манипуляция проделывается в случае близкого приближения к препятствию. При умелом управлении преднамеренным падением, травмирование исключается. После падения лыжник быстро поднимается и продолжает движение.

В неординарной ситуации применяются хитрости управления падением. Спортсмен присаживается, пытаясь откинуться на сторону или назад разворачивая снаряжение поперек хода. Поднимается спортсмен, опираясь на палки, после продолжается катание.

Если во время притормаживания падением снаряжение перекрестилось, лыжники ложатся на спину, поднимают ноги кверху, направляя снаряжение в правильное положение. Перевернувшись набок, спортсмен поднимается.

Существуют ситуации, когда падение не рационально. Горнолыжники тормозят с помощью палок (трасса с большим количеством снега). Однако этот способ используется любителями, в гоночных соревнованиях палки не применяются.

Приехав на горнолыжный курорт, даже новичок с помощью инструктора сможет освоить необходимую технику спуска с торможением. Зимний отдых с лыжами — это захватывающий досуг для взрослых и детей.

Варианты торможения двигателем

Скорость движения машины можно снизить, не нажимая педаль тормоза, а просто перестав давить педаль акселератора. Оптимальными для двигателя внутреннего сгорания являются обороты на холостом ходу, к которым он и стремится, если снизить подачу топлива. Соответственно, снижаются обороты коленчатого вала – автомобиль замедляется. Эти манипуляции называют торможение двигателем.

Самый простой способ – торможение двигателем и коробкой передач. Подходит автомобилям с механической КПП. Водитель перестает вжимать педаль газа и, с замедлением автомобиля, постепенно понижает передачу с пятой на четвертую и т.д. Чем передача ниже, тем сила торможения больше. Почти одновременно водителем осуществляется несколько манипуляций: корректирование движения рулем, переключение передач, работа с педалями сцепления и газа для перегазовки. Переходить на пониженную передачу нужно по достижению мотором соответствующих оборотов. Эти показатели могут отличаться для разных моделей, они указаны в техпаспорте автомобиля. Преждевременное понижение передачи может спровоцировать блокировку колес, повредить КПП или нанести вред самому двигателю.

Бывает, что ситуация экстренная, а основная тормозная система отказала. Актуально воспользоваться способом торможения двигателем с усилием. Водитель резко переключается с высокой передачи на вторую. Нагрузка на мотор и коробку передач многократно возрастает, что точно выведет их из строя. Поэтому, лучше использовать этот метод только в критичных ситуациях.

Что касается автомобилей с автоматической коробкой передач, то тут все неоднозначно. Есть автомобили с функцией ручного управления или модели с встроенной функцией торможения двигателем. А есть модели, где автоматика блокирует попытки водителя использовать двигатель как тормоз или такая возможность не предусмотрена разработчиками. Вся информация указана в инструкции по эксплуатации.

Гидравлическая муфта автоматической коробки передач призвана сглаживать и компенсировать высокие нагрузки, защищая ее от повреждений. В то же время эффективность торможения двигателем снижается. Блокировка гидравлической муфты отключается на скорости около 50 км/ч, но включается масляный демпфер, что компенсирует возросшие нагрузки и предотвращает повреждение трансмиссии, особенно на длительных спусках. Время торможения при этом возрастает. Резкое переключение с высокой передачи на первую заблокировано электронными системами автомобиля, что исключает возможность усиленного торможение двигателем. Поэтому, если у Вас автомобиль с АКП, надежнее положится на основную систему торможения.

Интенсивное торможение

Данный способ торможения лучше всего подходит в том случае, если автомобиль двигается со скоростью 100 км/час и выше. Разумеется, применяться может только на прямых участках дороги с твердым покрытием. Смысл в том, что вы резко нажимаете до максимума педаль тормоза и удерживаете ее до тех пор, пока автомобиль не начнет скользить, или как говорят водители, — «идти юзом». Далее вы отпускаете педаль тормоза, чтобы сцепление колес с дорожным покрытием восстановилось, а затем вновь резко бьете по тормозам. Разумеется, чтобы применять такой способ торможения, необходимо немного попрактиковаться. Для этого, на прямом участке дороги необходимо разогнать автомобиль до скорости в 60 км/час. Резко нажав на педаль тормоза, держим ее до тех пор, пока автомобиль сохраняет прямую траекторию движения. Вы должны подловить тот момент, чтобы автомобиль не ушел в занос, но при этом эффективно тормозил. Проведя пару пробных попыток, вы наверняка сможете понять, когда необходимо отпустить педаль тормоза, чтобы восстановить устойчивость автомобиля, а затем снова нажать, чтобы окончательно остановиться. Овладев этим способом, вы максимально эффективно и быстро сможете остановить транспортное средство, если помеха возникла, к примеру, на трассе.

Тормозящие манипуляции на лыжах — как правильно осуществить

Как тормозят на горных лыжах? Лыжное торможение применяется для регулировки скорости, остановки. Осуществление остановки обусловлено правильной постановкой снаряжения на ребро, выдерживая угол по отношению к движению. От чего зависит сила притормаживания?

  1. Уровень угла.
  2. Натиск на снежное покрытие.
  3. Закантовка лыж.

Ситуации спусков и направления диктуют правила при выборе способа торможения на лыжах. Метод приостанавливания движения подбирается исходя из ситуации и мастерства. Торможение плугом на лыжах, боковые соскальзывая, используются на прямом трассе. Полуплуг и соскальзывание используются на косых спусках.

Инструкторы не ограничивают горнолыжников рекомендуемыми способами подъема, притормаживания, спуска со склона. Туристы могут пользоваться иными разновидностями техник на свое усмотрение.

Замедляться на значительной скорости сложно, требуется много усилий. Спортсмены делают выбор в пользу бокового соскальзования параллельным снаряжением. Это способ не всегда удается применить. Каждый экстренный вариант подбирается по ситуации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]