Принцип работы катушки зажигания
Катушка зажигания является простейшим трансформатором, преобразующим ток низкого напряжения — 12 вольт, в ток высокого напряжения — 35000 вольт, который необходим бензиновому двигателю внутреннего сгорания для воспламенения горючей смеси. От АКБ низкий ток поступает на первичную обмотку, внутри которой находится вторичная. За счёт разницы в количестве витков и толщине медной проволоки возникает ток высокого напряжения, который через высоковольтный провод поступает на распределитель зажигания и оттуда согласно очерёдности в работе цилиндров попадает на свечи зажигания, где возникает искра, поджигающая горючую смесь.
Устройство катушки зажигания
Признаки неисправности катушки зажигания.
Поскольку катушка зажигания отвечает за генерирование искры, с помощью которой запускается двигатель автомобиля, любая ее неисправность быстро отразится на работе двигателя. Можно выделить следующие признаки неисправности катушки зажигания:
- Горит индикатор проверки двигателя. Поскольку неисправная катушка зажигания непосредственным образом влияет на работу двигателя, любая ее неполадка станет причиной включения индикатора проверки двигателя.
- Повышенный расход топлива. При снижении мощности искры процесс сгорания топлива будет не столь эффективным, что приведет к заметному увеличению его расхода.
- Прострел в выхлопной системе. Часто ранним признаком отказа катушки зажигания является прострел, возникающий, когда топливо, не сгоревшее в камере сгорания, попадает в выхлопную систему. Если не устранить эту неисправность, выхлопная система может получить значительные повреждения.
- Остановка двигателя. Неисправная катушка зажигания будет подавать ток на свечи зажигания с перебоями, что может привести к остановке двигателя. Это также может стать причиной невозможности запуска двигателя.
- Пропуски зажигания. Из-за недостаточной мощности, развиваемой одним или несколькими цилиндрами, в двигателе могут возникать пропуски зажигания, особенно во время набора скорости.
- Проблемы с запуском двигателя. Аналогичным образом, если на одну или несколько свечей зажигания не подается достаточного заряда, двигатель будет очень сложно завести. Автомобили с одной катушкой зажигания могут в этом случае вообще не завестись.
Различия в типах
Особого различия между отечественными и импортными катушками зажигания нет. Существует разница в типах устройств. Основными являются двухискровая и одноискровая. Индивидуальные катушки зажигания устанавливаются над свечой зажигания, требуют установки дополнительного датчика на распределительный вал, определяющего нахождение верхней мёртвой точки. Двухискровые катушки ранее применялись для двухцилиндровых двигателей и позволяли отказаться от распределителя зажигания. На современных моделях устанавливаются либо две катушки, либо объединяют несколько катушек в одном корпусе. Подходят только для двигателей с чётным количеством цилиндров. Признаки неисправностей у катушек абсолютно одинаковы.
Как определить неисправную катушку зажигания
Порядок проверки исправности катушки зависит от того, сколько катушек зажигания в машине. Если в вашем автомобиле установлены индивидуальные катушки зажигания, для того, чтобы с высокой степенью вероятности определить неисправную, можно поменять местами предположительно неисправную и заведомо исправную катушку. Если в результате данной замены, в цилиндре, в котором отсутствовала искра, она появляется, а в другом пропадает, следовательно, бобина действительно неисправная. Таким же образом можно проверить сдвоенные и блочные катушки, но при этом придется видоизменять схему, что не всегда удобно.
Причины выхода механизма из строя
Определенных причин выхода из строя катушки зажигания не существует. Её должно хватать не менее чем на 60–80 тысяч километров. Катушка может работать как значительно дольше заявленного производителем срока, так и намного меньше. Огромное значение имеет длительность процесса запуска автомобиля и условия его использования. Катушка не любит длительной нагрузки, поэтому нежелательно впустую включать зажигание, не заводя двигатель. Она может выйти из строя при перегреве, попадании воды внутрь или на корпус.
Основные признаки и симптомы поломки
Основные признаки, по которым можно предположить, что проблема заключается в системе зажигания, а конкретно в катушке:
- двигатель не заводится, хотя аккумулятор заряжен, стартер срабатывает;
- нестабильная работа двигателя, «троит». На тахометре это отражается особенно чётко;
- при резком нажатии на педаль газа двигатель начинает захлёбываться, чувствуются значительные провалы в работе;
- при повышенной влажности воздуха или при дожде неравномерная работа двигателя становится заметней, «троит» значительно сильней;
- во время холодов, до момента нагрева двигателя наблюдаются провалы в работе двигателя, нестабильная работа, после нагрева симптомы не исчезают, но становятся менее заметны;
- во время нестабильной работы двигателя на приборной доске загорается сигнальная лампочка check engine, которая при диагностике укажет на проблемы в работе катушки зажигания;
- после разгона при переключении на повышенные передачи чувствуются провалы;
- во время движения при нажатии на педаль акселератора чувствуются ощутимые рывки;
- при движении возникает ощущение, что сзади кто-то держит машину, не даёт разогнаться и развить необходимую скорость.
Установление причин неисправности визуально
Вне зависимости от установленной на автомобиле катушки зажигания любую диагностику необходимо начинать с визуальной проверки.
- Проверке подлежит корпус катушки и контакты. Требуется убедиться, что корпус находится в хорошем состоянии, на нём нет трещин, сколов, чёрных точек и мест частичного выгорания. Необходимо протереть корпус, убедиться в отсутствие следов подтёков масла или следов негерметичности корпуса. При обнаружении любого из перечисленных дефектов дальнейшая диагностика не требуется. Катушка зажигания не подлежит ремонту. Она только заменяется.
- После этого необходимо проверить состояние контактов. Окисленные выводы необходимо почистить и привести в нормальное рабочее состояние. Плохой контакт влияет на правильную работу двигателя и приводит к выходу из строя катушки зажигания.
Если неисправность удалось установить визуально, нет смысла искать причину внутри механизма, меняйте катушку не задумываясь
Как проверить катушку зажигания: диагностика и симптомы поломки
Проще всего это сделать, конечно, не своими, а чужими руками на сервисе. Но до него нужно ещё доехать. Если автомобиль наглухо отказывается запускаться, то среди прочих причин, виноватой может быть и катушка зажигания. Если в арсенале водителя есть сканер ошибок или диагностический адаптер для диагностики с передачей данных по технологии Блютус — отлично.
Для этого нужно иметь специальное приложение, установленное на смартфон и тогда можно с большой долей точности установить, что причина кроется именно в катушке.
Вот основные коды ошибок, которые скажут о неисправностях системы зажигания инжекторных восьмиклапанных ВАЗ-2114:
- Р3000-3004 — нет искры в цилиндре (крайняя цифра), ничего конкретного эти коды не скажут, но намекнут, где искать причину;
- Р0351 — типичная ошибка, говорящая об обрыве в модуле на обмотках первого и четвёртого цилиндров;
- Р0352 — тот же обрыв, но на обмотках остальных двух цилиндров, второго и третьего.
Это все, что может сказать сканер, модуль или специальное приложение. Не каждый из этих кодов говорит, что катушку пора выбрасывать, иногда причина может быть не столько в катушке, сколько в высоковольтных проводах или свечах.
Пробой на изоляторе свечи
Именно поэтому перед тем как проверить катушку зажигания на ВАЗ-2114 стоит идти от простого к более сложному.
Цена катушки зажигания ВАЗ-2114 и её замена
Самое простое — замена катушки. С этим справится даже школьник. Для второй Самары нужно купить новый модуль зажигания 43 3705 . Эта же катушка используется на десятках, на Приорах и на 1118 с инжекторными восьмиклапанными двигателями.
Диагностика автомобилей, не имеющих электроники
Если визуальный осмотр не выявил дефектов, то возможно замыкание одной из обмоток катушки зажигания. Требуется проверить целостность обмоток.
- Для этого снимаем крышку распределителя зажигания и проворачиваем коленчатый вал до тех пор, пока не замкнутся контакты трамблёра.
- После этого высоковольтный провод от катушки зажигания подносим к массе автомобиля. Расстояние от конца провода до массы должно составлять 5–6 миллиметров.
- После этого включаем зажигание. Если катушка зажигания исправна, то в месте приближения провода к массе будет проскакивать яркая искра. В том случае, если искра отсутствует или появляется, но очень слабая, проблема в катушке зажигания.
Этот способ возможен только для автомобилей, которые не имеют электроники. Контрольные блоки, электронный впрыск топлива, другие модули и системы могут при этом способе проверки выйти из строя!
Как проверить на примере ВАЗ (видеоподказка)
Проверка катушки зажигания с помощью мультиметра
Обычно мультиметр есть в гараже большинства автолюбителей
Как прозвонить: общие принципы работы + видео
При помощи мультиметра проверяется наличие замыкания в обмотках катушки зажигания. При работе с прибором необходимо знать технические характеристики катушки зажигания, потому как механизмы разных производителей имеют различные технические показатели.
- Первое — проверка первичной цепи на наличие короткого замыкания в межвитковом пространстве. Подсоединяем мультиметр, предварительно установив его на замер сопротивления, к концам первичной обмотки, то есть к клеммам катушки зажигания. Полученный результат сравнить с показателями, указанными в технических характеристиках. Если прибор показывает ноль, значит, в первичной обмотке однозначно произошло короткое замыкание. Если показания прибора стремятся к бесконечности, значит, произошёл обрыв цепи. При положительных результатах проверить вторичную обмотку.
- Для этого мультиметр подсоединить к плюсовой клемме катушки, а второй конец подключить к месту выхода высоковольтного провода. Полученные результаты сравнить с характеристиками катушки зажигания.
Определяем исправность индивидуальной катушки (с видеогидом)
Принцип проверки катушек зажигания, установленных над свечами, аналогичен общему, за исключением мест подключения мультиметра. При подключении прибора для проверки первичной цепи подключиться к контактам разъёмов 1 и 3. Полярность не имеет значения. Дальнейшая технология полностью совпадает с проверкой на двухискровой катушке.
Для проверки вторичной обмотки подсоединить прибор, соблюдая полярность. Красный щуп должен соприкасаться с пружиной внутри головки резинового колпачка, а чёрный щуп подсоединить ко второму контакту разъёма, то есть среднему. В случае отсутствия показаний необходимо убедиться, что пружина находится в нормальном состоянии, не загрязнена, не окислена и имеет нормальный контакт с катушкой. При необходимости можно снять резиновый колпачок и присоединить щуп непосредственно к контакту катушки зажигания. Далее свериться с техническими характеристиками детали.
Проводить диагностику катушек зажигания мультиметром стоит только на холодном автомобиле. При нагреве катушки показания сопротивления изменяются.
Как определить неисправность и выявить подделку катушки зажигания
Механические повреждения изолятора, повреждение головки цилиндра, проникновение масла внутрь катушки зажигания выводят катушку из рабочего состояния.
Загрязнения. Попадание влаги, грязи или дорожных реагентов на первичную или вторичную обмотку катушки ведет к окислению обмотки, появлению коррозии и снижению эффективности работы катушки и свечи зажигания.
Перегрев. Катушки зажигания в среднем рассчитаны на температуру до 80-100 С. Индивидуальная катушка зажигания выходит из строя при температуре выше 230 С, а корпусная – 130 С.
Повреждение свечи зажигания или кабеля.
Если свеча зажигания или коммутационный шнур повреждены и получают дополнительное сопротивление, выходное напряжение катушки зажигания резко поднимается, и возникает короткое замыкание. После короткого замыкания может упасть выходное напряжение катушки, что вызывает пропуски в зажигании, или катушка может совсем перестать выдавать какое-либо напряжение. Изоляция катушки повреждается, если выходная мощность превышает 50 000 вольт.
Трещины на разъеме свечи зажигания приводят к неплотной установке свечи и снижению эффективности работы зажигания. При повреждении кабеля зажигания катушка не получает необходимые 12 Вольт от аккумулятора автомобиля. Катушке необходимо больше времени, чтобы зарядиться, что может привести к поломке модуля зажигания и катушки.
Признаки неисправности катушки зажигания.
Обратный выхлоп. При повреждении катушки зажигания воздушно-топливная смесь не сгорает в камере полностью, и несгоревшее топливо отводится через выхлопную систему. Наблюдается черный дым и запах бензина. Несгоревшее топливо может повредить выхлопную систему, что приведет к необходимости ее ремонта или замены. Проблема запуска двигателя. Если двигатель не запускается, а со свечей зажигания все в порядке, возможно, повреждены провода, по которым подается напряжение от катушки зажигания к свече. Увеличенное потребление топлива. Когда свеча зажигания не получает необходимое напряжение, автомобиль потребляет больше топлива, чтобы компенсировать недостаток мощности зажигания. Автомобиль «кашляет» и вибрирует. Если при езде и на холостом ходу автомобиль вибрирует, «кашляет» и «чихает» это может быть признаком неисправности катушки зажигания.
Как проверить катушку зажигания мультиметром и омметром.
Основные неполадки катушки зажигания – повреждение изоляционного материала, повреждение контактов и короткое замыкание. При подозрении, что катушка зажигания неисправна, способность трансформировать напряжение катушки проверяют мультиметром или омметром. Полученные значения сравнивают с показателями производителя, и, если они не совпадают, катушку считают неисправной. Чтобы проверить сопротивления первичной обмотки, измеряют сопротивление между положительным и отрицательным контактом катушки зажигания. Значение должно находиться в пределах 0,5-3 Ом. Для проверки сопротивления во вторичной обмотке измеряют сопротивление между положительным контактом и выходом катушки.
Важно! Не проверяйте исправность катушки наличием искры между свечей и корпусов автомобиля. Это привете к поломке катушки и электронных приборов.
Работоспособность катушки можно проверить pick-up tool (приспособление с магнитом). Когда катушка заряжается и разряжается, магнитное поле вокруг катушки изменяется. Если поднести магнит к работающей катушке зажигания, то магнит начнет двигаться из-за изменяющегося магнитного поля. Катушки зажигания вышла из строя из-за короткого замыкания, то при подключении мультиметра к положительному и отрицательному контакту катушки показания сильно выйдут за пределы значений, указанных class=»aligncenter» width=»502″ height=»511″[/img] Определение сопротивления первичной (1) и вторичной (2) обмотки.
Признаки подделки.
Подделки обладают меньшей эффективностью, быстрее выходят из строя, допускают пропуски в зажигании, менее теплостойки. Видимые признаки.
1. Корпус катушки сделан из некачественного материала, видны швы, инородные включения в материал корпуса.
2. Внутрь корпуса катушки для герметизации вводится специальная смесь. В оригинальной катушке зажигания смесь должна быть однородной на вид, без примеси посторонних веществ и пузырьков. Наличие воздуха во вторичной обмотке приводит к образованию коррозии на корпусе катушки.
3. Корпус первичной и вторичной обмотки не должны быть разъединены.
Внутренние отличия. В оригинальной катушке зажигания провода и компоненты обмоток расположены упорядоченно.
Советы по условиям хранения и транспортировки:
Избегать попадания влаги, грязи и других загрязняющих веществ на корпус катушки зажигания – это может привести к коррозии контактов и обмотки катушки зажигания. При транспортировке катушек зажигания не допускать падения, механических нагрузок (не ставить груз на упаковку), попадания воды или влаги на корпус катушки.