. Пользование внешними световыми приборами. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары. — презентация

Существующей системе управления приборами освещения более ста лет. Простая и надежная схема управления освещением по принципу «выключатель – лампа» практически себя изжила, и сегодня постепенно вытесняется более гибкими и мощными устройствами. Благодаря использованию микропроцессоров и программируемых автоматов оборудование управления освещением может очень точно подстраиваться под конкретную логику включения и выключения ламп, как внутри жилых помещений, так и на придомовой территории.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Цветовая дифференциация
  • 3 Типы излучательных элементов
  • 4 Опознавательные огни по кругу автомобиля 4.1 Указатель поворотов
  • 4.2 Габаритные огни
  • 4.3 Стояночные огни
  • 5 Передние огни и фары
      5.1 Фары 5.1.1 Ближний свет
  • 5.1.2 Дальний свет
  • 5.2 Дневные ходовые огни
  • 5.3 Повторители
      5.3.1 Противотуманные фары
  • 5.3.2 Раллийные и внедорожные огни
  • 5.3.3 Фара-искатель
  • 6 Задние фонари, фонари видимости и идентификации
      6.1 Боковые фонари
  • 6.2 Задние фонари 6.2.1 Стоп-сигналы
  • 6.2.2 Дополнительный центральный стоп-сигнал (CHMSL) 6.2.2.1 История
  • 6.2.3 Фонари безопасного обгона
  • 6.2.4 Сигнал заднего хода
  • 6.2.5 Задние противотуманные фонари
  • 6.2.6 Подсветка номерного знака
  • 6.2.7 Световозвращатели
  • 7 Транспортные средства специального назначения
      7.1 Автомобили чрезвычайных служб
  • 7.2 Военная техника
  • 7.3 Такси
  • 8 Общее устройство световой техники
      8.1 Типы применяемых излучателей
  • 8.2 Требования к световой технике
  • 8.3 Распространение нештатных ксеноновых фар
  • 9 Светотехнические сигналы
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Литература
  • История

    Со времен создания автомобиля и перехода его в статус полноценного транспортного средства возник вопрос о возможности круглосуточного использования автомобиля. А это в свою очередь требовало наличия осветительных приборов.

    Автомобиль Renault AG-Fiacre Paris 1910 года с ацетиленовыми фарами

    Самые первые фонари использовали керосин[1], но решали проблему освещения очень плохо. Скорее керосиновые фонари просто обозначали транспортное средство. Лётчик и авиаконструктор Луи Блерио в 1896 году предложил использовать ацетиленовые светильники. Подобные светильники к тому времени использовались в качестве паровозных прожекторов. Для получения ацетилена использовался специальный бак, установленный на подножке со стороны водителя, в который засыпался карбид кальция и вода. Для включения фар водителю приходилось открывать кран подачи ацетилена, открывать фары и зажигать встроенные в них горелки спичкой[2].

    Начиная с 1920 годов стали использоваться электрические лампы. Фары, имеющие лампы накаливания, представляли собой прожекторы, которые слепили встречных водителей. При разъезде со встречным автомобилем водителю приходилось наклонять фары вниз, используя для этих целей специальный рычаг с тросовым или гидравлическим механизмом. Другой способ снижения ослепления был основан на уменьшении интенсивности свечения путём снижения тока накала ламп с помощью реостата. Но все эти ухищрения отвлекали водителя, и не давали возможности установить фары после изменения в исходное положение.

    На более дорогие машины устанавливались индивидуальные фары для ближнего и дальнего света. Мощность таких фар была различна: для ближнего света составляла 30 , для дальнего 50 . Угол пучка фар ближнего света устанавливался для освещения дороги на 15-20 метров вперед, в то время как свет дальних — на 40-60 метров. Это позволяло водителю переключать фары на нужный режим освещения намного удобнее.

    Мощность и дальность света удалось увеличить используя разработки Ивана Петровича Кулибина в области параболического отражателя. Таким образом фара имеющая параболический рефлектор и линзы могла освещать на несколько сотен метров[3].

    В дальнейшем производители стали усложнять конструкции ламп. Фирма Bosch в 1925 году первая стала изготавливать двунитевые лампы накаливания, одна нить которой использовалась для ближнего света, другая для дальнего. В массовое использование попали галогенные лампы, имеющие лучшие характеристики и большую надежность. Также стало возможным уменьшить вес аккумуляторных батарей за счёт появления в автомобилях генератора, который осуществлял питание мощных электроламп и снял проблему необходимости подзарядки батарей на станциях.

    Изменения светотехники сопровождалось введением новых правил освещения. В 1957 году в Европе был узаконен асимметричный свет, по которому свет от водителя светил ближе, чем свет со стороны пассажира. Это снижало риск ослепления встречного водителя и повышало безопасность.

    Фары автомобиля Ford Galaxy 2008 года

    Другое направление модернизации осветительной техники заключалось в изменении формы фары. Если раньше все фары имели круглый профиль, то начиная с 1961 года Citroën попробовал квадратные фары. Это позволило улучшить аэродинамику автомобиля, усилить световой поток благодаря светоотражателю Hella эллипсоидной формы с двумя осями, где две пары лучей из разных фокусов собирались в одну собирающую линзу. А в 1986 году на автомобили BMW устанавливали трёхосные фары.

    Благодаря вычислительным мощностям современных компьютеров стали возможными расчёт и изготовление фар имеющих практически любую форму подходящую по желанию дизайнера автомобиля. Сложность устройства современной фары заключается во множестве фокусов светоотражателя фары, отвечающих за освещение определённого участка дороги.

    Как проходит обряд

    Прибыв к храму, найдите батюшку и сообщите о своей готовности начать ритуал. Пока он собирается, распахните все двери авто, а также крышку капота и багажник.

    Служитель придет с кропилом, святой водой. Он прочитает молитвы и благословит как автомобиль, так и его владельца, а заодно и всех попутчиков. По этой причине желательно прибыть в церковь со всеми членами семьи.

    Многих интересует, сколько времени уходит на то, чтобы освятить машину? Весь обряд займет не более 20 минут, если батюшка придет сразу, и даже при условии, что молитвы он будет читать очень медленно.

    Цветовая дифференциация

    Цвет огней автомобиля стандартизован Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах в 1949 году, а позже указан в Конвенции Организации Объединённых Наций о дорожном движении в 1968.

    Согласно этим правилам задние фонари должны излучать красный свет, передние фары белый или отборный жёлтый, а все сигналы поворота должны излучать жёлтый или янтарный свет. Однако в Северной Америке сигналы поворота могут быть также красного цвета. Исключением являются автомобили аварийных и специальных служб, которые могут содержать специальные цвета.

    Типы излучательных элементов

    1. Лампа накаливания. Традиционный излучатель. Внутри стеклянной колбы создан вакуум, внутри которого вольфрамовая нить нагревается электрическим током до 2000 °C. Работают 500—1000 часов.
    2. Галогенная лампа. Стеклянная колба заполнена буферным галогенным газом — йодом или бромом. Благодаря галогенам работает до 4000 часов.
    3. Газоразрядная лампа (HID). В колбе из расплавленного кварца или оксида алюминия нагретый газ (ксенон) излучает свет. Работает до 25 000 часов. Ксенон — благородный газ, не имеет вкуса, цвета или запаха. Применяется в лампах накаливания, для лечения травм головного мозга, медицинской диагностики, как рабочее тело лазеров.
    4. Светодиоды (LED). Работают на явлении заполнения электронами пустых «дырок» в полупроводнике с выделением фотона. Энергоэкономичны. Работают до 50 000 часов.

    Опознавательные огни по кругу автомобиля

    Указатель поворотов

    Основная статья: Указатель поворота

    Автомобиль с включённым левым передним сигналом поворота и повторителем Механический указатель поворота с подсветкой

    Фонари сигнала поворотов размещаются на углах автомобиля, реже по бокам. Используются для предупреждения других водителей о совершении поворота, разворота или перестроения. Цвет — оранжевый или жёлтый, в России принят оттенок янтарного под названием «автомобильный жёлтый»[4], в Северной Америке допускается красный. Начиная со своего первого появления электрических поворотов в 1907 году и началом их промышленного применения с 1939 года наличие этих светотехнических приборов на автомобиле обязательно. В случае отсутствия или неисправности приборов можно воспользоваться знаками подаваемыми рукой выставленной из окна автомобиля: вытянутая влево левая рука будет означать поворот налево, согнутая в локте под прямым углом левая рука — поворот направо.

    С 1920 по 1950 год на некоторых автомобилях использовались механические указатели поворота. В отличие от сигналов поворота указатели излучали свет постоянно. Они обычно устанавливались выше передних дверей и выкатывались в горизонталь. Но сами фонари были хрупкими и часто ломались, а иногда оставались в сложенном состоянии.

    Два вида индикаторов включения сигнала поворота

    Во всех странах и регионах мира кроме Северной Америки обязательна установка боковых повторителей поворота, которые позволяют увидеть сигнал поворота не только спереди и сзади автомобиля[источник не указан 540 дней

    ]. Но устанавливать повторители на крылья совсем не обязательно, существует множество вариантов совмещения бокового и фронтального сигнала поворота в один фонарь, например на автомобиле Mercedes-Benz R170. Автомобильная мода 2010-х — располагать повторители на зеркалах заднего вида.

    Рычаг включения сигнала поворота на большинстве автомобилей располагается под рулевым колесом, чтобы водитель мог включить сигнал поворота не снимая руки с руля, путём перевода рычага в сторону предполагаемого поворота. По завершении манёвра переключатель должен автоматически возвращаться в исходное положение.

    Частота вспышек света постоянна и лежит в пределах от 60 до 120 включений в минуту[5], что соответствует 1,5±0,5 . На приборной панели автомобиля вспыхивает зелёный индикатор включения сигнала поворота, а также раздаётся звуковой сигнал, напоминая о необходимости выключения сигнала поворота, если он не выключился автоматически.

    Аварийная световая сигнализация — мигание указателей поворота обоих бортов, в некоторых юрисдикциях более быстрое, чем «обычные» поворотники. Включается кнопкой с эмблемой в виде красного треугольника. «Аварийку» принято включать при любой проблеме в автомобиле — с самим автомобилем, водителем, грузом, пассажиром (укачало), дополнительным оборудованием (GPS-навигатор свалился с крепления). Некоторые авторы рекомендуют включать «аварийку» при сложных манёврах по стоянке[6]. При аварийной остановке в дополнение к «аварийке» нужно выставлять знак аварийной остановки на безопасном расстоянии (варьирующемся от 15 до 200 м в разных ситуациях и юрисдикциях). При буксировке задний автомобиль должен включить «аварийку», а если это невозможно — прикрепить знак аварийной остановки. Также «аварийку» должны включать при остановке на дороге многие из автомобилей, связанных с опасностью (по ПДД России — производящие посадку и высадку групп детей). Как и габаритные огни, «аварийку» можно включить, даже если остальная электросеть автомобиля выключена.

    Габаритные огни

    Задний блок-фонарь на ВАЗ-2106, работающий в режиме габаритного огня. Подфарники или габаритные огни на «Волге» ГАЗ-24 1974 года.
    Габаритные огни используются для обозначения транспортного средства ночью и в условиях недостаточной видимости. В условиях тумана и плохой видимости используются совместно с задними противотуманными фонарями. Спереди белые (в Северной Америке допустим жёлтый[7]), сзади красные. Сила свечения находится в пределах от 4 до 125 , при этом нормируются углы обзора излучаемого света. На крупных транспортных средствах, например, автобусах, используются боковые жёлтые габаритные огни, а также дополнительные габаритные огни как можно выше.

    Передние габаритные огни часто называют «подфарники» — на первых автомобилях они были отдельными фонарями (в современных легковых авто они обычно в составе блок-фары).

    Современные автомобили вынуждают водителя включать габариты просто и остроумно: в сумерках водитель начинает плохо видеть приборную панель, и вместе с подсветкой включаются габаритные огни и подсветка заднего номерного знака.

    Габаритные огни могут работать, даже когда остальная электросеть автомобиля выключена — это позволяет выделить автомобиль при стоянке на неосвещённой дороге. В России правила дорожного движения обязывают водителей ночью на неосвещённых дорогах при остановке или стоянке включать габариты[8].

    Стояночные огни

    Москвич-412 со стояночными огнями.
    Стояночные огни придумали, чтобы меньше расходовать аккумулятор при стоянке на неосвещённой дороге. В СССР они появились с мая 1968 года на автомобилях Москвич-408. Фонарь устанавливался высоко на задней стойке крыши и представлял собой комбинацию из белого огня спереди и красного сзади. Фонарь включался на стоянке тумблером левый-выключено-правый и по замыслу должен был включаться на припаркованном автомобиле только со стороны дороги. Идея не нашла поддержки и после повторения на модели 412 и выпуска ранних 2140 место под стояночные огни стало закрываться глухой накладкой выкрашенной в цвет кузова. Также стояночные огни на задней стойке крыши некоторое время устанавливались на автомобилях ГАЗ 24. В настоящее время[когда?

    ] носителями этого типа фар являются в основном грузовики, автобусы и прицепы.

    На части современных легковых автомобилей функцию стояночных огней выполняют габаритные огни одного борта. Для этого на припаркованном автомобиле нужно включить указатель поворота (в зависимости от автомобиля, с включёнными габаритными огнями или нет).

    Встраиваемые потолочные устройства освещения

    Такие светильники включают в себя трубчатые люминесцентные лампы. Их стоит устанавливать вместе с подвесными потолочными системами. Эти устройства наиболее востребованы. Чаще всего они применяются для верхнего освещения помещений в офисных зданиях и гостиных в жилых домах.

    При их монтаже важно учитывать изгибы направляющих подвесной системы. Нужно также правильно подобрать размер ячейки. Стандарт, как правило – 600х600 мм. Светильник подбирается с ориентацией на данный размер ячейки. Для устранения слепящего эффекта используются такие же декоративные элементы, как и в случае с подвесными светильниками.

    Передние огни и фары

    Фары

    Работа автомобильных фар на примере Ford Focus

    Ближний свет фар

    Ближний и дальний свет фар

    Ближний и дальний свет фар в сочетании с противотуманными фарами

    Фа́ра

    — электрический светотехнический прибор, используемый на транспортном средстве и применяющийся для освещения дороги. На специальной технике может использоваться для освещения места проведения работ. Обычно фара размещается спереди транспортного средства, на специальной технике может быть и сзади, а также иметь поворотный механизм. Каждое транспортное средство должно иметь не менее 1 пары фар установленных симметрично относительно продольной оси транспортного средства (не распространяется на внешние световые приборы мотоциклов, мотороллеров и мопедов). После появления адаптивных фар понятие дальнего и ближнего света устаревает, так как световой пучок постоянно изменяется и формируется компьютером на основе многих параметров (таких как скорость автомобиля, наличие встречных автомобилей, наличия препятствий на обочине и тп.)[
    источник не указан 399 дней
    ].

    Сколько стоит

    Давайте же разберемся, как много придется заплатить батюшке после того, как он освятит автомобиль. Этот щекотливый вопрос волнует многих водителей, впервые обращающихся с просьбой совершить рассматриваемый обряд. Стоит сказать, что он не очень корректен. Дело в том, что точного прейскуранта у церкви нет.

    Потому мирянин, освящается ли его машина или квартира, сам определяет размеры пожертвования. Здесь крайне важно не впасть в крайность. Нет необходимости давать очень крупную сумму, но и мелочью ограничиваться не следует.

    Зачастую в небольших городках и деревнях освящение машины проводится бесплатно или чисто за символическую мзду.

    В мегаполисах и региональных центрах принято жертвовать от 2 до 4 тысяч. Верхнего предела, по сути, нет.

    Самый правильный подход – спросить у батюшки, сколько надо дать. Если он скажет, что его устроит любая сумма, то поинтересуйтесь, как много обычно жертвуют. В этой ситуации священник, который освятил машину, обычно сдается и указывает некие приемлемые рамки.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]