Виды и характеристики моторных масел: 6 лучших производителей в 2020 году


Каждые 15000 километров владелец обязан произвести плановое ТО автомобиля, в перечень работ которого входит замена моторного масла. Чтобы обеспечить мотору максимальный ресурс и легкий пуск в мороз, масло должно выбираться, исходя из климатических условий и рекомендаций производителя, указанных в сервисной книжке. Сегодня мы составим рейтинг моторных масел и выясним, что следует заливать в бензиновый двигатель своего железного коня.

Предназначение масла для двигателя

Все моторные масла состоят из двух основных компонентов.

  1. Базовое масло. Этот компонент является основным в моторном масле. Базовое масло смазывает детали двигателя, улучшая его технические характеристики. В качестве базового масла обычно используются продукты перегонки нефти или химического синтеза.
  2. Присадки. Присадки — это препараты, которые добавляются в моторные масла в небольших количествах для того, чтобы улучшить те или иные эксплуатационные свойства. Различают восстанавливающие, противоизносные, чистящие, антидымные и некоторые другие присадки (то есть использование различных присадок позволяет решить ту или иную техническую задачу). Присадки также получают либо путем перегонки нефти, либо с помощью химического синтеза.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно рассказывается о том, что такое октановое число бензина.

Основные технические характеристики моторных масел

Основными техническими характеристиками моторных масел являются следующие показатели.

  1. Вязкость. Под вязкостью моторного масла понимается способность масла оставаться на поверхности внутренних деталей мотора, при сохранении всех основных физических и химических своих свойств. Вязкость того или иного масла может меняться в зависимости от температуры окружающей среды.
  2. Коксуемость. Коксуемость моторного масла — это способность масла к образованию нагара и смол. Чем ниже коксуемость, тем выше вероятность образования внутри двигателя различных вредоносных смол, которые негативно влияют на его работоспособность.
  3. Зольность. Зольность — это характеристика, которая отражает содержание в моторном масле различных присадок, которые могут при работе двигателя образовывать вредоносные смолы. Зольность хорошего моторного масла составляет не более 1% (хотя для функционирования некоторых двигателей необходимо масло с большой зольностью).
  4. Содержание воды и механических примесей. Механические примеси и вода являются вредными добавками, которые снижают работоспособность двигателя. Моторные масла с большим содержанием вредоносных примесей указывают на низкую культуру производства и хранения масла.
  5. Моющие свойства. Моющие свойства моторного масла препятствуют отложению смол внутри двигателя внутреннего сгорания. Моющие свойства масла зависят от степени очистки, а также от концентрации специальных щелочных и моющих присадок, которые искусственно добавлены в масло для улучшения его технических характеристик.
  6. Температура вспышки. Эта характеристика отражает способность масла воспламеняться под действием нагрева двигателя внутреннего сгорания. Температура вспышки напрямую зависит от концентрации в масле различных примесей, которые имеют низкую температуру горения. Хорошее масло обладает высокой температурой вспышки (то есть такое масло будет возгораться при очень высокой температуре).
  7. Температура застывания. Эта характеристика указывает на то, при какой температуре масло переходит в твердое состояние (при этом жидкостные свойства масла теряются). Эта характеристика напрямую влияет на вязкость масла. Следует понимать, что температура застывания может иметь критическое значение в зависимости от температуры окружающей среды. Например, масло с высокой температурой застывания нельзя использовать при очень холодной погоде, тогда как использование этого же масла на территории с теплым климатом может быть вполне рационально.

Маркировка для коробки передач ↑

Абсолютно аналогичная стандартизация разработана и для трансмиссионных масел. Только температурные показатели несколько иные. Все данные указываются на канистрах или металлических бочках.

Иные классификации. Наряду с приведёнными выше, существует стандартизация разработанная ассоциацией европейских автоконцернов (ACEA). Предусматривается разделение всего транспорта на 12 классов по множеству отличий. Разница между группами настолько тонка и незначительна, что для отечественного автопрома, не приемлема и неэффективна. Япония, совместно с США, разработали свою технологию стандартов под названием ISLAC.

Требования к моторным маслам

Чтобы моторное масло могло выполнять свои функции, к нему выдвигаются следующие требования.

  1. Высокие моющие показатели. Благодаря этим свойствам двигатель не будет покрываться смолами и нагаром, что позволит ему оставаться чистым долгое время.
  2. Сохранение свойств масла при изменении температуры окружающей среды. Многие масла начинают застывать при изменении температуры окружающей среды, что делает такое масло не просто бесполезным, но даже вредным для технического состояния двигателя. Моторные масла с хорошим показателем термоустойчивости будут работать в обычном режиме и при очень высоких, и при очень низких температурах окружающей среды.
  3. Хорошие противоизносные свойства. Благодаря этим свойствам масло препятствует деформации деталей двигателя при трении, что улучшает состояние двигателя. На противоизносные свойства влияет вязкость, концентрация присадок, температура вспышки и другие параметры.
  4. Некоторые другие требования: экологичность, низкие коррозионные свойства, стойкость к старению, высокая термическая устойчивость, совместимость с другими маслами, малая вспениваемость и так далее.

Интервалы замены ↑

В каждой конкретной ситуации следует индивидуально подходить к вопросу. На изменения сроков влияют такие факторы как:

  • качество смазывающей жидкости;
  • октановое число топлива;
  • географические условия эксплуатации;
  • скоростные режимы;
  • использование автомобиля по назначению;
  • стиль и манера вождения водителя.

Для всех типов разработаны средние показатели:

  • минеральное: 15 000 – 20 000 км;
  • полусинтетика: 20 000 – 25 000 км;
  • синтетика: 30 000 – 35 000 км.

Виды моторного масла по химическому составу

Моторное масло может изготовляться из различных компонентов, что влияет на его химический состав. По химическому составу различают следующие виды моторных масел.

  1. Минеральные. Минеральные моторные масла получены путем перегонки нефти. После перегонки минеральное масло подвергается дополнительной очистке, поскольку неочищенное масло содержит большое количество вредных примесей, которые напрямую влияют на работоспособность двигателя. В очищенное органическое масло могут добавляться различные химические присадки, чтобы улучшить технические свойства масла. Использование минеральных масел позволяет решить большинство технических задач, а стоит такой продукт достаточно дешево. Главным недостатком является тот факт, что минеральные масла обычно замерзают при низких температурах.
  2. Синтетические. Синтетические моторные масла получают путем органического синтеза. В качестве исходного сырья обычно используется нефть (хотя могут использоваться и другие химические соединения). За счет использования технологии органического синтеза можно получить масло с необходимыми свойствами. Также с помощью органического синтеза удается добиться высокой степени очистки масла от различных вредных примесей. Благодаря этому синтетические масла обычно превосходят минеральные по всем ключевым параметрам. Главный недостаток синтетического масла — достаточно высокая цена.
  3. Полусинтетические. Фактически полусинтетическое масло — это минеральное масло, в которое добавили немного синтетического масла (обычно в полусинтетических смесях содержится не более 30% синтетических компонентов). Полусинтетическое масло по своим свойствам хуже синтетического, но лучше минерального масла. Главным преимуществом полусинтетических смесей является хорошие технические характеристики масла и достаточно низкая цена.

Бренды и их преимущества

Моторные масла, их марки и характеристики различаются у разных производителей. Одни фирмы охватывают весь рынок и способны предложить ГСМ для любой машины, другие имеют более узкий ассортимент. На современном рынке – сотни компаний, выпускающих смазку для моторов.

Вот самые популярные бренды смазок среди российских автолюбителей:

  • Zic (Южная Корея) – создает синтетические и полусинтетические масла для разных моторов. Продукция отличается термоокислительной стабильностью, низким уровнем образования золы, устойчивостью к разным температурам. Продукцию бренда выбирают в качестве основной многие автопроизводители, в частности BMW, Renault и Volvo.
  • Xado (Голландия) – предлагает синтетические, полусинтетические, минеральные масла по различным ценам (производитель охватывает все стоимостные сегменты). В продукции задействована уникальная технология Atomic Oil, защищающая двигатель от преждевременного износа.
  • «ГазПромНефть» – синтетические, полусинтетические и минеральные масла обеспечивают высокую защиту силового агрегата от различных влияний. В ассортименте есть смазки для моторов, работающих в тяжелых условиях.
  • Petro Canada предоставляет продукты для дизельных, газовых, бензиновых, двухтактных (мотоциклетных) ДВС. Товар представлен в 3 ценовых категориях, отличается экономичностью расхода, низкой токсичностью.
  • G-Energy (Италия) – синтетические и полусинтетические масла, обладающие оптимальной стоимостью.
  • Liqui Moly (Германия) – лидер мирового рынка. Компания изначально специализировалась на создании моторных масел, использует присадки собственного производства. На каждом заводе введены уникальные технологии смешивания и контроля качества.
  • «Лукойл» – продукция отечественной компании соответствует всем международным требованиям. Она хорошо защищает двигатель, обладает оптимальной стоимостью.
  • Shell – британо-голландский концерн на сегодня является лидером в сфере нефтедобычи. Их моторные масла отличаются высоким качеством и надежностью, охватывают все типы техники. Составы для бензиновых ДВС от «Шелл» – единственные, которые признает Ferrari. Компания является официальным спонсором этого авто.
  • Castrol (Великобритания) – надежная защита двигателей различных типов. Масла признаны в десятках стран мира. Продукция бренда – не самая дешевая на рынке, но она стоит своих денег и окупается в виде экономии на ремонте двигателя.
  • Mobil – одна из самых известных марок в мире. Компания самостоятельно разрабатывает присадки и ежегодно выпускает новые продукты, отличающиеся высоким качеством и надежностью.

Классификация моторных масел

Существует несколько классификаций моторных масел. Ниже мы рассмотрим 3 основных стандарта: SAE, API и ACEA.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно описаны различные виды и марки моторных масел.

Также советуем прочитать любопытную статью нашего специалиста, посвящённую обзору моторного масла Петро Канада.

Возможно, вас также заинтересует очень интересная статья, в которой описаны особенности и преимущества моторных масел Тотачи.

По стандарту SAE

Стандарт SAE разработан Сообществом автомобильных инженеров. Этот стандарт разбивает все масла на 6 летних и 6 зимних классов, в зависимости от свойств вязкости и текучести при различных температурных условиях (также масла могут быть всесезонными — в таком случае они обозначаются сдвоенным индексом). Рекомендуемые температурные диапазоны основных масел согласно стандарту SAE представлены в таблице ниже.

Название классаТип классаМинимальная безопасная температураМаксимальная безопасная температура
0WЗимний-40 °С-10 °С
5WЗимний-35 °С-10 °С
10WЗимний-25 °С-5 °С
15WЗимний-20 °С0 °С
20WЗимний-15 °С15 °С
30Летний0 °С30 °С
40Летний0 °С45 °С
50Летний5 °С50 °С
5W-40Всесезонный-30 °С35 °С
10W-30Всесезонный-25 °С30 °С
15W-40Всесезонный-25 °С40 °С
20W-50Всесезонный-15 °С50 °С

По стандарту API

Также существует стандарт, который разработан Американским нефтяным институтом (API). Это стандарт делит все масла на множество классов, согласно их эксплуатационным свойствам (учитываются такие параметры как: закоксовывание поршневых колец, образование смол и так далее). В таблице ниже представлены основные классы моторных масел согласно стандарту API.

Название классаТип топливаКраткое описание
SH, SG, SF, SE и более ранниеБензинПредставляют собой совокупность классов, куда заносятся моторные масла, которые использовались в старых машинах. На сегодняшний день такие моторные масла не лицензируются.
SJБензинЭтот класс был введен в 1996 году. Эти масла обладают хорошим моющими и противоизносными свойствами. Также масла этого класса отличаются более высоким уровнем экологичности и безопасности для окружающей среды.
SLБензинЭтот класс был введен в 2001 году. Основные отличия масел класса SL — повышенная топливная экономичность, уменьшение вредоносных выбросов в атмосферу и увеличение продолжительности работы масла.
SMБензинЭтот класс был введен в 2006 году. Масла этого класса представляют собой улучшенную модификацию масел класса SL.
CCДизельное топливоЭти масла используются на двигателях с умеренным уровнем нагрузки (с турбонадувом или без него).
CDДизельное топливоЭти масла используются на двигателях с повышенным уровнем нагрузки (сам двигатель при этом должен быть оснащен турбонадувом).
CEДизельное топливоЭти масла используются на форсированных двигателях с очень высоким уровнем нагрузки (сам двигатель должен быть оснащен турбонадувом).
CFДизельное топливоМасла этого класса используются на двигателях с предкамерой (обычно масла CF используются на легковых автомобилях).
CF-4, CG-4, CH-4 и некоторые другиеДизельное топливоСовокупность масел для сверхмощных двигателей.

По стандарту ACEA

Также существует стандарт, разработанный Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). Основные критерии, на основании которых масло помещают в ту или иную категорию, — экологичность, тип двигателя, вязкость масла и так далее. Ниже в таблице представлены основные классы масел согласно стандарту ACEA.

Название классаОписание
A1/B1К этому классу относят энегросберегающие масла для дизельных и бензиновых двигателей с очень низкой вязкостью.
A2/B2К этому классу относят масла для дизельных и бензиновых двигателей; двигатель при этом работает в тяжелых условиях.
A3/B3К этому классу относят масла для дизельных и бензиновых двигателей; двигатель при этом при этом работает в тяжелых условиях, а интервал между заменой масел очень большой.
C1Представляют собой масла малозольного типа, где при работе двигателя в атмосферу выбрасывается минимальное количество вредоносных соединений на основании серы и фосфора.
C2Представляют собой масла малозольного типа, где при работе двигателя в атмосферу выбрасывается большое количество вредоносных соединений на основании серы и фосфора.
E4Используются для борьбы с вредным отложениями на тяжелых дизельных двигателях. Уровень экологической безопасности очень высокий.
E9Используются для борьбы с вредными отложениями на тяжелых дизельных двигателях (при этом во время сгорания топлива образуется большое количество вредных компонентов, которые могут нанести урон как двигателю, так и окружающей среде). Уровень экологической безопасности высокий.

Международная классификация по SAE ↑

Иными словами – данные о вязкости масла. Один из главных показателей. Для полноценной работоспособности силового агрегата, необходимо чтобы вязкость сохранялась на протяжении всего срока эксплуатации, независимо от условий использования, температурных режимов, качества топлива. Вот почему, многим производителям не удаётся добиться постоянства. Которое так важно. При заливке в мотор, все масла имеют стандартную вязкость. После пробега в 1000 км. и более, начинаются распады на молекулярном уровне из-за некачественных компонентов. Неоригинальные автомасла характеристикам не соответствуют.

Разработка ведущих инженеров – технологов SAE стала мировым эталоном для всех автоконцернов. При тестировании продукции на допуск и стандартизацию, проводятся замеры на два типа вязкости: динамическую, кинематическую. Первый характеризует способность протекать через отверстие под воздействием различных температур, второй – количество жидкости, вытекшей сквозь отверстие. Итак, под воздействием внешних температур, молекулярный состав смазки также меняется, в строну сгущения или разжижения. Принято различать: летнее, зимнее, всесезонное. Очевидно, что первые два следует использовать исключительно в ту пору года, для которой они предназначены. А последнее, годится для круглогодичного. С одной стороны в этом есть как плюсы, так и минусы. Экономия денежных средств, нет проблем с выбором. Но, насколько такие масла эффективны. Преобладающее большинство нефтяных концернов отказывается от выпуска сезонных смазок и переходит на всесезонки. Потребителю усиленно промывают мозги о полезности такого продукта. Как всегда, имеем два лагеря: согласные и несогласные с таковым мнением.

В жаркую пору года мотору необходимо чтобы смазка имела максимальную вязкость, в зимнюю – максимальную текучесть. Итак, летние жидкости имеют следующее обозначение: SAE 20, 40, 50, 60. Дифференциация происходит по градусам с дискретностью 10. Чем выше цифра, тем гуще должна быть основа.

Моторные жидкости для зимнего периода имеют иную маркировку. Цифры указываются с 0 отметки до 25. Дискретность составляет 5 единиц. Плюс ко всему, пишется латинская буква W, указывающая на отрицательную температуру. За стандарт принято считать — 40°С. От этого числа отнимается показатель, который рядом с буквой W. К примеру, для полностью синтетического масла 5W40, максимально допустимая внешняя температура использования равна минус 35°С. Ниже этих градусов, запускать мотор не рекомендовано, так как чревато заклиниванием. Да, существует и такое понятие, даже в отрицательные температуры.

Мало где об этом пишут, но необходимо знать, что наряду с вязкостью и текучестью, имеется понятие – проворачиваемость деталей. Показатель характерен для зимнего времени. Шаблоном считаются данные с отметкой 35. От этого числа отнимается число, стоящее рядом с буквой W. К примеру, 10W40, проворачиваемость равна 10 – 35 = -25. Для полусинтетики коэффициент -25.

Всесезонное имеет комбинированную маркировку, состоит из летнего и зимнего показателей. Маркировка 10W40 гласит, что запуск разрешён при температуре в -30°С, не более. В летний период – показатель термометра не должен превышать 40°С. Нарушение диапазонов рабочих температур снимает гарантийные обязательства со стороны производителя по вопросу качества продукции.

Какое моторное масло выбрать

Давайте узнаем основные советы и рекомендации, которые помогут вам выбрать какое масло лучше заливать в двигатель.

  1. При покупке масла отдать свое предпочтение нужно синтетическому или полусинтетическому маслу, поскольку такие масла обладают более высокими эксплуатационными характеристиками (по сравнению с минеральными маслами).
  2. Цвет масла указывает на количество присадок — чем темнее масло, тем больше там присадок. Однако следует понимать, что присадки могут серьезно отличаться друг от друга, поэтому цвет масла практически не имеет значения.
  3. Перед покупкой масла определитесь с температурным режимом вашей местности. Оптимальным вариантом будет покупка масла, которое будет хорошо работать как летом, так и зимой (например, на территории с умеренным климатом можно отдать свое предпочтение маслу 15W-40).
  4. При использовании масла придерживайтесь инструкции, указанной на упаковке.
  5. Основными производителями моторных масел являются такие компании как: Mobil, Totalm, Castrol, Shell, Лукойл и другие. Эти масла лицензируются API, ACEA, SEA и другими организациями, поэтому их продукты отличаются высоким качеством. Выбрать самому оптимальное масло в том или ином случае довольно сложно, поскольку нужно учесть множество параметров (подтип двигателя, температурный режим и так далее). Поэтому для подбора оптимального масла рекомендуется посетить хорошую автомастерскую или сервисный центр производителя машины.

Вязкость

Когда встает вопрос: какое из масел является лучшим, и что стоит заливать в мотор, стоит задуматься и о том, какими свойствами должна обладать смазка.

Одна из характеристик, которые обязательно учитываются в нашем рейтинге, — это вязкость моторного масла, выяснить которую можно, заглянув в сервисную книжку своего автомобиля. Как правило, в документации указываются необходимые пороги по допуску, которыми должен руководствоваться автовладелец, прежде чем заливать жидкость в картер.

Как правило, вязкость указывается в формате «XX W XX». Первая цифра указывает минимальный температурный порог, при котором смазка сохраняет свои свойства и не густеет. Узнать, какое из масел останется пригодным для пользования в -40 или -50 градусов, можно, заглянув в таблицу стандарта SAE. Второе значение после буквы W – максимальный температурный порог, при котором смазка не станет слишком жидкой и не потеряет свои свойства.

Какое из масел возглавляет рейтинг и является лучшим? Какое значение вязкости является самым востребованным на рынке? Этот вопрос не имеет конкретного ответа, поскольку здесь обычно учитывается не только тот факт, какой двигатель установлен на машину, но и климатические условия, при которых происходит эксплуатация.

Тем не менее стоит отметить, что рейтинг моторных по вязкости возглавляют жидкости с маркировкой 5W30, которые стали заливать чаще других. Такая смазка, по сути, является универсальной и всесезонной. Она одинаково хорошо работает как при экстремальных морозах, так и в сильную жару, а потому при смене сезона замена нужна лишь в том случае, если того требует регламент.

Еще одно из масел, которые пользуются большим спросом у владельцев автомобилей с бензиновыми двигателями, — это жидкость с маркировкой 10W40, которая чаще всего применяется в летний сезон. Какое из масел выбрать — зависит от финансовых возможностей владельца и требований производителя. Однако стоит также руководствоваться тем, какая температура за окном, и делать выбор в соответствии не с рейтингом, а со свойствами самой смазки.

Советы по замене масла

При замене масла нужно учесть следующие тонкости.

  1. При обычных условиях эксплуатации заливать новое масло нужно согласно инструкции.
  2. При тяжелых эксплуатационных условиях (плохая дорога, пробки, плохая погода и так далее) рекомендуется проводить замену масла в 1,5 — 2 раза чаще.
  3. Доливать в мотор нужно то же самое масло, поскольку в некоторых случаях при смешении различных масел присадки могут вступать в реакцию друг с другом, что приведет к выпадению в осадок вредоносных веществ, которые могут повредить двигатель. Также не рекомендуется самостоятельно добавлять в масло различные присадки.
  4. Проводить замену одного масла на другое в двигателе нужно только в том случае, если вы убедились, что старое масло было использовано полностью.

Также рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он отвечает на вопрос, нужно ли промывать двигатель перед заменой масла.

Дополнительно советуем внимательно изучить статью специалиста, рассказывающую о промывочном масле для бензинового двигателя.

Возможно, вас также заинтересует статья, в которой подробно рассказывается о том, как поменять масляный фильтр.

Рекомендации по выбору масла

Теперь рассмотрим основные рекомендации специалистов, которые помогут ответить на вопрос, как выбрать моторное масло.

  • Для нового автомобиля масло лучше приобретать у официального представителя. А если имеется гарантия на машину, то задумываться о смазочной жидкости не придется. Автосервис произведет замену, опираясь на рекомендации автопроизводителя.
  • Лучше всего пользоваться одно маркой смазочного материала, чтобы не наносить вред своему мотору.
  • Чем чаще происходит замена моторного масла, тем дольше прослужит двигатель. Однако хороший продукт имеет высокую стоимость. Поэтому следует найти оптимальный интервал пробега авто.
  • Для современного автомобиля в среднем рекомендуется производить замену смазочной жидкости в двигателе после пробега 5-8 тыс. км. При езде на малых оборотах, при отсутствии нагрузок эта цифра возрастает до 10-12 тыс. км.
  • На частоту замены масла влияет и качество используемого топлива. При регулярном применении низкокачественного бензина или солярки происходит неполное сгорание топливной смеси. Оставшиеся в моторе продукты горения попадают в масляный поддон, ухудшая эксплуатационные показатели смазки.

Замена моторного масла является ответственной процедурой. Экономия на смазочном материале впоследствии оборачивается преждевременным выходом из строя двигателя. Поэтому автомобилист должен уделить максимум внимания обслуживанию мотора и подобрать моторное масло наиболее подходящее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]