Автоэлектрика является неотъемлемой частью любого автомобиля. Как только появился первый автомобиль, сразу же и появилась и автоэлектрика.
Да примитивная, плохо работающая, но она была и полностью удовлетворяла потребности автомобилей того периода.
С развитием автомобилестроения параллельно и развивалась и автоэлектрика автомобилей.
Совершенствовались электрические, а в дальнейшем и электронные схемы, облегчался запуск двигателя в различных условиях эксплуатации, добавлялось новое электронное оборудование, которое облегчало управление автомобиля и увеличивало комфортность поездки.
Но основной функцией, для выполнения которой в принципе и была создана автоэлектрика, было и сейчас остается первоначальный запуск двигателя и поддержка дальнейшей без перебойной его работы.
Автоэлектрика автомобиля, если рассматривать простую принципиальную схему, состоит из основных, вспомогательных элементов и измерительных элементов (контрольные датчики, приборы оповещения и контроля).
К основным элементом автоэлектрики можно отнести источники питания, это аккумуляторная батарея, генератор, электростартер, свечи, катушки зажигания, электронные блоки управления, переключатели, электро проводка и общая электрическая схема, без которой вам не разобраться.
Вспомогательные элементы автоэлектрики, без которых тоже не возможно управление автомобилем, это габаритные огни, все виды фар, стоп-сигнал, поворотные сигналы, противотуманные фары, звуковой сигнал, стеклоочистители, прикуриватели и другое дополнительное электрооборудование.
Измерительные приборы и датчики
Необходимость в таких приборах и датчиках, которые входят в автоэлектронику, очевидна. Ведь контролировать температуру охлаждающей жидкости, давление масла, уровень топлива необходимо постоянно. Другое дело, что в старых моделях автомобилей это выглядело очень просто, стрелочки, циферки и т.д.
В современных же авто это уже на уровне космических технологий, когда водителю практически не дано ни чего делать, только слушать и реагировать на включение того или иного индикатора опасности, а то и вовсе констатировать факт, что машина сама остановилась и дальше уже не поедет, пока проблема не будет решена.
Что касается датчиков, то если в старых автомобилях их можно было пересчитать на пальцах, то в современных они установлены повсеместно, что позволяет полностью контролировать техническое состояние автомобиля в пути.
Но прогрес не стоит на месте. С каждым годом автоэлектрика автомобиля приобретает все более совершеный вид, и если раньше появление кондиционера в автомобиле, электричесих стеклоподъемников, центрального замка, автосигнализации, новых аудио систем вызывало фурор, то сейчас это обыденное дело, и ни кого этим уже не удивиш.
Образец должностной инструкции автоэлектрика
Общие положения
- Автоэлектрик подчиняется начальнику смены.
- Автоэлектрик принимается на работу, как и увольняется с неё, главой фирмы по представлению начальника гаража.
- На срок отсутствия специалиста (лечение, повышение квалификации и др.) его обязанности выполняет другой автоэлектрик, назначенный начальником смены.
- Претендент на эту позицию должен подходить под следующие требования:
- средне-специальное образование, соответствующее данному профилю;
- опыт труда в сфере обслуживания автомобильной электроники от года;
- группа электробезопасности не ниже третьей.
- Автоэлектрик должен обладать знаниями следующих вопросов:
- законы и нормы, затрагивающие его профильную деятельность;
- основы обслуживания и эксплуатации распространенных типов и марок автомобилей;
- нормативные параметры используемых в работе узлов и механизмов;
- порядок работы с профильной документацией, в том числе технического характера;
- разновидности ремонта автомобильной электроники;
- системы прокладки и соединений проводов и узлов;
- правила тестирования и диагностики автомобильной электроники;
- особенности автомобильной электроники в машинах различных производителей;
- правила применения инструментов и аппаратуры в работе с автомобильной электроникой;
- стандарты сдачи своих инструментов и приборов на ремонт, а также их последующей приемки;
- теоретические принципы функционирования автомобиля и его электронных составляющих;
- критерии, по которым оцениваются результаты его работы;
- актуальные нормы в сфере технической и противопожарной безопасности.
- Автоэлектрик руководствуется следующими положениями:
- профильными законами и правилами;
- документацией фирмы;
- информацией из этой инструкции.
Функции
Автоэлектрик отвечает за выполнение следующих обязанностей:
- Выполнение диагностики и тестирования автомобильной электроники.
- Обеспечение ремонта электроники и электрооборудования в автомобиле.
- Проведение профилактического осмотра автомобильного электрооборудования (датчиков, блоков, проводки и других составляющих).
- Замена старой и испорченной автомобильной электроники на актуальные новые образцы.
- Осуществление текущего контроля за качеством выполняемых операций.
- Обеспечение сохранности машины, ремонтом которой он занимается.
- Наблюдение за корректностью работы инструментов, оборудования и приспособлений, используемых при диагностике и ремонте автомобиля.
- Взаимодействие с другими специалистами в процессе обслуживания автомобилей.
- Соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности, принципов трудовой дисциплины.
- Информирование руководства смены по обнаруженным в работе проблемным моментам.
- Работа с необходимой в своей деятельности документацией.
- Соблюдение норм эксплуатации рабочих инструментов и одежды.
Ответственность
Автоэлектрик несет ответственность за следующие проступки:
- За невыполнение должностных обязанностей — в соответствии с положениями трудового законодательства.
- За нарушения норм и законов, совершенные при выполнении своих трудовых функций, — в соответствии с принципами трудового и административного, а также уголовного права.
- За ущерб, полученный фирмой по его вине, — в тех пределах, которые обозначены в документации работодателя и актуальном действующем законодательстве.
Права
За автоэлектриком закрепляются права:
- Предлагать мероприятия по улучшению рабочих процедур в зоне своей компетенции.
- Получать от служащих фирмы информацию, востребованную в процессе выполнения должностных функций.
- Знакомиться с проектами внутрифирменных решений, относящихся к его деятельности.
- Требовать от менеджеров поддержания условий, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей.
- Получать за счет нанимателя фирменную одежду и рабочие принадлежности в порядке, закрепленном в соответствующей документации фирмы.
Сложность ремонта
Ремонтировать автоэлектрику с каждым годом становится все сложней. Для этого нужно постоянно обновляющееся электронное оборудование, которое идет в ногу со временем, грамотные подготовленные кадры, которые способны постоянно самостоятельно изучать данную тему.
Поэтому ремонтировать автоэлектрику лучше всего в крупных городах, к примеру, ремонтировать автоэлектрику в Минске или другом крупном городе, где имеются в большом количестве подготовленыне специалисты.
Конструкция новых автомоблей постоянно усложняется, требования покупателей становятся все капризней, хочется больше комфорта, новых дополнительных функций, новых возможностей, и все это зацикливается на новую автоэлектрику.
Поэтому не удивительно, что современная автоэлектрика приобретает совершенно другой вид.
И чтобы разобраться во все этих современностях автоэлектрику начали делить на несколько составляющих.
Вывод
Современные транспортные средства укомплектованы большим количеством электронных устройств, и самая частая причина обращений в сервисные центры — выход из строя автоэлектрики. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя специалистам. Не пытайтесь устранять поломку самостоятельно — это первая ошибка, которую совершают автовладельцы. Соответствующие автосервисы должны выполнять следующие функции:
- Иметь в своём арсенале современное мобильное диагностическое оборудование.
- Иметь специальное оборудование для ремонта автомобиля вне сервиса (для оказания услуг автоэлектрика на выезде).
- Иметь в наличие нужные устройства, расходные материалы и детали, которые чаще всего выходят из строя и подлежат замене.
- Уровень профессионализма специалистов должен быть самым высоким.
Если ко всему вышеуказанному добавить гибкие цены и хорошее обращение с клиентом, несомненно, такой организации можно доверить своего «железного коня».
Пассивная безопасность
Автоэлектрика – системы SRS, пассивной безопасности.
В данную систему входят, подушки безопасности, размыкатель АКБ, который срабатывает в экстренных ситуациях, ремни безопасности, активные подголовники, непосредственно сама конструкция кузова, которая является безопасной, устройства натяжения ремней безопасности.
Диагностика автомобиля — зачем она нужна
Какой бы надёжностью ни обладали современные транспортные средства, в любом случае может произойти сбой какой-либо системы и за помощью автовладелец обращается в специализированный автосервис. Основной ремонт автоэлектрики заключается в её диагностировании, а затем ремонте всего электромеханического и электрического оборудования машины.
Диагностику проводят для установки рабочего состояния электромеханических и электрических частей авто. Диагностика автоэлектрики поможет выявить нарушенные контакты, загрязнившиеся или окисленные соединения в электропроводке. Квалифицированный автоэлектрик своевременно обнаружит и предотвратит поломку любого узла автоэлектрики машины.
Нынешние автомашины оборудованы многопрограммным управлением, поэтому ремонт должен проводить автоэлектрик-диагност.
Диагносты проходят обучение в крупнейших автосервисах, они тщательно изучают механическое оборудование автомашины, автоэлектрическую цепь и работу двигателя.
Некоторые думают, что подключённый прибор диагностики указывает не только ошибки в системе автомобиля, но и укажет причину поломки, но это далеко не так. Компьютер диагностики находит следствие неисправности, а вот причину сможет установить и устранить только разбирающийся в этом специалист.
Что должен знать автоэлектрик
Азы автоэлектрики для начинающих — дело сложное. Попробуйте воспользоваться специальным онлайн-сервисом для подбора мастерских под названием Uremont. Это удобная современная система, которая призвана помогать автовладельцу в комфортном поиске подходящих ремонтных услуг. Здесь вам предоставлены контакты и информация о самых продвинутых мастерских вашего города. Отзывы там оставляют реальные клиенты, поэтому вы всегда можете сориентироваться по чужому опыту.
В назначенном поле введите минимальную инфо по авто, опишите суть проблемы. Так вы подберете себе автоэлектрика, который поможет провести диагностику. Профессионал узнает причины неисправности, подскажет стоимость ремонта и предполагаемые сроки, которые необходимы для восстановления автомобиля.
На агрегаторе клиент всегда может ознакомиться с наиболее подробной информацией. Например, кто из электриков работает круглосуточно и готов провести ремонт в любое удобное время.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые. 4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение. 4.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено. 4.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью. 4.5.При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс. 4.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды. 4.7. При попадании вредных веществ в желудочно – кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды. 4.8. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую помощь.
О нештатных случаях из практики автоэлектрика
Чем больше датчиков, элетрических соединений и прочего,тем более вероятны отказы. Особенно неприятны те, о которых в инструкциях ни слова. Так, «десятка» одного клиента иногда категорически не желала заводиться, извещая об этом всю округу классической мелодией сигнализации. Пытаясь что-либо понять, хозяин вдруг заподозрил связь между ней… и педалью сцепления, на что знатоки отреагировали смехом. Но электрик насторожился. И не зря. Хотя охранную систему ставили в солидной фирме, провода под ковром на полу так натянули, что при выжиме сцепления нарушался контакт в одном из разъемов. На это и реагировала «охрана». Пришлось исправлять чью-то халтуру.
Вот другой пример. Мотор ВАЗ-2112 останавливался прямо на ходу и, заглохнув‚ не заводился минуты две. А когда оживал — надолго ли, предсказать было невозможно. Электрик заподозрил‚ что где-то в цепях управления двигателем есть место с плохим контактом, оно нагревается и ток прекращается вовсе. Остыв, цепь восстанавливается. Весьма кстати хозяин вспомнил, что беды начались вскоре после того, как приятель-меломан помог обзавестись «музыкой».
Сообразив, что гореумелец наверняка вынимал предохранители, электрик тут же нашел дефект. Предохранитель главного реле был воткнут так, что одна из ножек попала в зазор между разъемом и пластмассой корпуса. Последняя сильно нагревалась, «плыла», и контакт становился все хуже. Ремонт свелся к правильной установке предохранителя.
Следующий пример — иного рода. Хозяин старого «фольксвагена-Пассат» с немалым пробегом ездил беззаботно — двигатель никогда не подводил. Дроссельное устройство с форсункой моновпрыска стояло на привычном месте, как бы взамен карбюратора, и ничуть не смущало. Но однажды машину будто сглазили: жмет водитель на газ, а в ответ провалы, рывки. Поиск мы начали с электрического разъема управления форсункой.
Он был замаслен — мотор-то старый! Не нарушается ли из-за этого контакт? Но хозяин эту версию отмел: он, мол, уже мыл разъем бензином — безрезультатно! Да и электрик гнул свое: контакты у иномарки неплохие, вряд ли масло могло им мешать. А что, если дело вообще не в масле? Узнали, что владелец часто ездит на дачу по проселкам, — не попал ли песок в разъем? Решили промыть его заново — под хорошим давлением, фирменным средством.
А когда закончили, хозяин воскликнул: «Совсем другое дело. Самолет, а не машина! Всем спасибо!» Песчинка, нарушавшая работу разъема, наконец-то уплыла. Вывод не нов-Немецкая техника живуча, но в нашей грязи не безотказна.
Следующий пример. ВАЗ-2111 неожиданно заглох, а минут через двадцать легко завелся. Потом хорошенько прогрелся, сработал вентилятор, и мотор снова встал… Так, с вынужденными остановками, измученный владелец добрался до дома. Утром подался в сервис. Там разговор был короток: менять контроллер. Но блока на складе не оказалось. Доплелась машина до наших ворот. Быстро убедились в том, что при температуре двигателя около 105 градусов он останавливается как вкопанный.
Прочистили зазор датчика положения коленвала, проверили давление топлива — всё в норме, а горячий мотор все равно глохнет. Проблемы с зажиганием? Начали с модуля: известно, что он горазд на фокусы. Действительно, оказалось, что на модуль не приходит управляющий сигнал. Значит, дело в контроллере? Дотошно изучив старый, ничего не нашли. Поставили новый — а двигатель, прогревшись, снова упрямо замолкал.
Кто-то робко предложил попробовать другой датчик положения коленвала. Робко потому, что скептики-знатоки принялись иронизировать: дескать, работа этого прибора от температуры не зависит. Тем не менее датчик поставили. И что же? Двигатель прогрелся, включился вентилятор… и мотор продолжил деловито молотить. С полчаса его мучили — дефекта нет как нет. Видимо, внутри вроде бы исправного датчика скрывалась червоточинка, из-за которой при нагреве цепь рвалась. Жаль, датчик неразборный, а то докопались бы до истины.
Как видите, максимум неприятностей автомобилисту традиционно доставляет электрооборудование. Но не всегда. В одно прохладное утро не завелся «Хёндай-Акцент». Помучившись с полчаса, хозяин почти машинально снял разъем с датчика абсолютного давления и включил стартер. Двигатель как ни в чем не бывало заурчал и до конца дня, пока был теплый, пускался с пол-оборота. Однако на следующее утро всё повторилось. Владелец завел мотор уже проверенным способом и помчался в магазин за новым датчиком абсолютного давления.
Но спустя день мотор и с ним не проснулся. Поехали в солидный автосервис — там лихо заменили все приборы зажигания. Наутро оказалось, что «ковровая бомбардировка» не помогла. И вот машина у нас. Вывернув свечи, увидели подозрительно белые тепловые конусы изоляторов. Значит, смесь бедная, где-то к ней подмешивается посторонний воздух. Жидкостью WD-40 пролили возможные места подсосов‚ но ничего не нашли. И только тут на глаза попался клапан адсорбера.
Вспомнили: если он все время открыт, то через него атмосферный воздух и подсасывается в цилиндры. Тут уж холодный мотор никак не заведешь. В два счета клапан сняли, подсоединили к вакуумной установке: так и есть, убит. Для пущей наглядности слесарь даже применил испытанный метод: попытался присосать клапан к языку, — не вышло. Естественно, после замены мотор стал вести себя как положено.
А напоследок напоминаю: в холод даже мелкие неприятности имеют свойство усугубляться. Делайте выводы — зима на носу!
Вам, на заметку: Современный автомобиль оснащается системой улавливания паров бензина. С нею эти пары не теряются в атмосфере, вредя экологии, а сжигаются в двигателе, участвуя в его рабочих процессах. Главный элемент системы — угольный адсорбер с электромагнитным клапаном продувки, управляемым от контроллёра машины.
Когда клапан продувки открыт, адсорбированное активированным углем топливо в парообразном состоянии поступает во впускной трубопровод двигателя и участвует в его работе. Чтобы при этом не нарушались процессы смесеобразования, клапан включается и выключается с определенной частотой, — продолжительность этих импульсов зависит от режима работы двигателя.
Похожее
comments powered by HyperComments
Оборудование машины и автоэлектрик
Постоянными участниками процесса перемещения автомобиля в пространстве и обеспечения комфортных условий управления для водителя и пассажиров являются аккумуляторная батарея (АКБ) и генератор. Два этих элемента являются основными поставщиками движущей электрической силы. Остальное электрооборудование обеспечивается электричеством от этих элементов, то есть исправность автомобиля первостепенно зависит от состояния АКБ, генератора и стартера. Ведь электрика современного автомобиля выполняет важные функции:
- Освещение. Световые приборы, сигнальные лампочки, подсветка салона и приборной панели в тёмной обстановке;
- Диагностика. Сбор, анализ входящих сигналов, обработка параметров, сопоставление их с оптимальными данными и вывод информации на приборную панель, дисплей компьютера. Провести диагностику на месте для этого достаточно осуществить вызов автоэлектрика на месторасположения машины;
- Комфорт. Климатическая установка, электрорегулировки сидений, органов управления, функции подогрева отдельных элементов, мультимедийные устройства;
- Регулировочные. Настройки рабочих параметров агрегатов, узлов транспортного средства с помощью блока управления, бортового компьютера машины;
- Безопасность. Практически все системы пассивной и активной безопасности связаны с датчиками, которые передают данные на блок управления, а он, в свою очередь, обрабатывает информацию и отдаёт команды на устройства. Например, подушка безопасности машины открывается в зависимости от силы удара, её наполнение газом тоже зависит прямо пропорционально от усилия, приложенного в пятне контакта;
- Дополнительные. На некоторые автомобили устанавливается оборудование для повышения комфорта, увеличения экономичности транспортного средства. Например, газобаллонное оборудование. Его исправная работа зависит от правильной инсталляции аппаратуры в электросистему машины.