Автоэлектрика для начинающих, как разобраться самостоятельно в электрике автомобиля

Автоэлектрика является неотъемлемой частью любого автомобиля. Как только появился первый автомобиль, сразу же и появилась и автоэлектрика.

Да примитивная, плохо работающая, но она была и полностью удовлетворяла потребности автомобилей того периода.

С развитием автомобилестроения параллельно и развивалась и автоэлектрика автомобилей.

Совершенствовались электрические, а в дальнейшем и электронные схемы, облегчался запуск двигателя в различных условиях эксплуатации, добавлялось новое электронное оборудование, которое облегчало управление автомобиля и увеличивало комфортность поездки.

Но основной функцией, для выполнения которой в принципе и была создана автоэлектрика, было и сейчас остается первоначальный запуск двигателя и поддержка дальнейшей без перебойной его работы.

Автоэлектрика автомобиля, если рассматривать простую принципиальную схему, состоит из основных, вспомогательных элементов и измерительных элементов (контрольные датчики, приборы оповещения и контроля).

К основным элементом автоэлектрики можно отнести источники питания, это аккумуляторная батарея, генератор, электростартер, свечи, катушки зажигания, электронные блоки управления, переключатели, электро проводка и общая электрическая схема, без которой вам не разобраться.

Вспомогательные элементы автоэлектрики, без которых тоже не возможно управление автомобилем, это габаритные огни, все виды фар, стоп-сигнал, поворотные сигналы, противотуманные фары, звуковой сигнал, стеклоочистители, прикуриватели и другое дополнительное электрооборудование.

Измерительные приборы и датчики

Необходимость в таких приборах и датчиках, которые входят в автоэлектронику, очевидна. Ведь контролировать температуру охлаждающей жидкости, давление масла, уровень топлива необходимо постоянно. Другое дело, что в старых моделях автомобилей это выглядело очень просто, стрелочки, циферки и т.д.

В современных же авто это уже на уровне космических технологий, когда водителю практически не дано ни чего делать, только слушать и реагировать на включение того или иного индикатора опасности, а то и вовсе констатировать факт, что машина сама остановилась и дальше уже не поедет, пока проблема не будет решена.

Что касается датчиков, то если в старых автомобилях их можно было пересчитать на пальцах, то в современных они установлены повсеместно, что позволяет полностью контролировать техническое состояние автомобиля в пути.

Но прогрес не стоит на месте. С каждым годом автоэлектрика автомобиля приобретает все более совершеный вид, и если раньше появление кондиционера в автомобиле, электричесих стеклоподъемников, центрального замка, автосигнализации, новых аудио систем вызывало фурор, то сейчас это обыденное дело, и ни кого этим уже не удивиш.

Образец должностной инструкции автоэлектрика

Общие положения

  1. Автоэлектрик подчиняется начальнику смены.
  2. Автоэлектрик принимается на работу, как и увольняется с неё, главой фирмы по представлению начальника гаража.
  3. На срок отсутствия специалиста (лечение, повышение квалификации и др.) его обязанности выполняет другой автоэлектрик, назначенный начальником смены.
  4. Претендент на эту позицию должен подходить под следующие требования:
      средне-специальное образование, соответствующее данному профилю;
  5. опыт труда в сфере обслуживания автомобильной электроники от года;
  6. группа электробезопасности не ниже третьей.
  7. Автоэлектрик должен обладать знаниями следующих вопросов:
      законы и нормы, затрагивающие его профильную деятельность;
  8. основы обслуживания и эксплуатации распространенных типов и марок автомобилей;
  9. нормативные параметры используемых в работе узлов и механизмов;
  10. порядок работы с профильной документацией, в том числе технического характера;
  11. разновидности ремонта автомобильной электроники;
  12. системы прокладки и соединений проводов и узлов;
  13. правила тестирования и диагностики автомобильной электроники;
  14. особенности автомобильной электроники в машинах различных производителей;
  15. правила применения инструментов и аппаратуры в работе с автомобильной электроникой;
  16. стандарты сдачи своих инструментов и приборов на ремонт, а также их последующей приемки;
  17. теоретические принципы функционирования автомобиля и его электронных составляющих;
  18. критерии, по которым оцениваются результаты его работы;
  19. актуальные нормы в сфере технической и противопожарной безопасности.
  20. Автоэлектрик руководствуется следующими положениями:
      профильными законами и правилами;
  21. документацией фирмы;
  22. информацией из этой инструкции.

Функции

Автоэлектрик отвечает за выполнение следующих обязанностей:

  1. Выполнение диагностики и тестирования автомобильной электроники.
  2. Обеспечение ремонта электроники и электрооборудования в автомобиле.
  3. Проведение профилактического осмотра автомобильного электрооборудования (датчиков, блоков, проводки и других составляющих).
  4. Замена старой и испорченной автомобильной электроники на актуальные новые образцы.
  5. Осуществление текущего контроля за качеством выполняемых операций.
  6. Обеспечение сохранности машины, ремонтом которой он занимается.
  7. Наблюдение за корректностью работы инструментов, оборудования и приспособлений, используемых при диагностике и ремонте автомобиля.
  8. Взаимодействие с другими специалистами в процессе обслуживания автомобилей.
  9. Соблюдение правил охраны труда, пожарной безопасности, принципов трудовой дисциплины.
  10. Информирование руководства смены по обнаруженным в работе проблемным моментам.
  11. Работа с необходимой в своей деятельности документацией.
  12. Соблюдение норм эксплуатации рабочих инструментов и одежды.

Ответственность

Автоэлектрик несет ответственность за следующие проступки:

  1. За невыполнение должностных обязанностей — в соответствии с положениями трудового законодательства.
  2. За нарушения норм и законов, совершенные при выполнении своих трудовых функций, — в соответствии с принципами трудового и административного, а также уголовного права.
  3. За ущерб, полученный фирмой по его вине, — в тех пределах, которые обозначены в документации работодателя и актуальном действующем законодательстве.

Права

За автоэлектриком закрепляются права:

  1. Предлагать мероприятия по улучшению рабочих процедур в зоне своей компетенции.
  2. Получать от служащих фирмы информацию, востребованную в процессе выполнения должностных функций.
  3. Знакомиться с проектами внутрифирменных решений, относящихся к его деятельности.
  4. Требовать от менеджеров поддержания условий, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей.
  5. Получать за счет нанимателя фирменную одежду и рабочие принадлежности в порядке, закрепленном в соответствующей документации фирмы.

Сложность ремонта

Ремонтировать автоэлектрику с каждым годом становится все сложней. Для этого нужно постоянно обновляющееся электронное оборудование, которое идет в ногу со временем, грамотные подготовленные кадры, которые способны постоянно самостоятельно изучать данную тему.

Конструкция новых автомоблей постоянно усложняется, требования покупателей становятся все капризней, хочется больше комфорта, новых дополнительных функций, новых возможностей, и все это зацикливается на новую автоэлектрику.

Поэтому не удивительно, что современная автоэлектрика приобретает совершенно другой вид.

И чтобы разобраться во все этих современностях автоэлектрику начали делить на несколько составляющих.

Вывод

Современные транспортные средства укомплектованы большим количеством электронных устройств, и самая частая причина обращений в сервисные центры — выход из строя автоэлектрики. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя специалистам. Не пытайтесь устранять поломку самостоятельно — это первая ошибка, которую совершают автовладельцы. Соответствующие автосервисы должны выполнять следующие функции:

  • Иметь в своём арсенале современное мобильное диагностическое оборудование.
  • Иметь специальное оборудование для ремонта автомобиля вне сервиса (для оказания услуг автоэлектрика на выезде).
  • Иметь в наличие нужные устройства, расходные материалы и детали, которые чаще всего выходят из строя и подлежат замене.
  • Уровень профессионализма специалистов должен быть самым высоким.

Если ко всему вышеуказанному добавить гибкие цены и хорошее обращение с клиентом, несомненно, такой организации можно доверить своего «железного коня».

Пассивная безопасность

Автоэлектрика – системы SRS, пассивной безопасности.

В данную систему входят, подушки безопасности, размыкатель АКБ, который срабатывает в экстренных ситуациях, ремни безопасности, активные подголовники, непосредственно сама конструкция кузова, которая является безопасной, устройства натяжения ремней безопасности.

Диагностика автомобиля — зачем она нужна

Какой бы надёжностью ни обладали современные транспортные средства, в любом случае может произойти сбой какой-либо системы и за помощью автовладелец обращается в специализированный автосервис. Основной ремонт автоэлектрики заключается в её диагностировании, а затем ремонте всего электромеханического и электрического оборудования машины.

Диагностику проводят для установки рабочего состояния электромеханических и электрических частей авто. Диагностика автоэлектрики поможет выявить нарушенные контакты, загрязнившиеся или окисленные соединения в электропроводке. Квалифицированный автоэлектрик своевременно обнаружит и предотвратит поломку любого узла автоэлектрики машины.

Нынешние автомашины оборудованы многопрограммным управлением, поэтому ремонт должен проводить автоэлектрик-диагност.

Диагносты проходят обучение в крупнейших автосервисах, они тщательно изучают механическое оборудование автомашины, автоэлектрическую цепь и работу двигателя.

Некоторые думают, что подключённый прибор диагностики указывает не только ошибки в системе автомобиля, но и укажет причину поломки, но это далеко не так. Компьютер диагностики находит следствие неисправности, а вот причину сможет установить и устранить только разбирающийся в этом специалист.

Что должен знать автоэлектрик

Азы автоэлектрики для начинающих — дело сложное. Попробуйте воспользоваться специальным онлайн-сервисом для подбора мастерских под названием Uremont. Это удобная современная система, которая призвана помогать автовладельцу в комфортном поиске подходящих ремонтных услуг. Здесь вам предоставлены контакты и информация о самых продвинутых мастерских вашего города. Отзывы там оставляют реальные клиенты, поэтому вы всегда можете сориентироваться по чужому опыту.

В назначенном поле введите минимальную инфо по авто, опишите суть проблемы. Так вы подберете себе автоэлектрика, который поможет провести диагностику. Профессионал узнает причины неисправности, подскажет стоимость ремонта и предполагаемые сроки, которые необходимы для восстановления автомобиля.

На агрегаторе клиент всегда может ознакомиться с наиболее подробной информацией. Например, кто из электриков работает круглосуточно и готов провести ремонт в любое удобное время.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые. 4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение. 4.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено. 4.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью. 4.5.При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс. 4.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды. 4.7. При попадании вредных веществ в желудочно – кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды. 4.8. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую помощь.

О нештатных случаях из практики автоэлектрика

Чем больше датчиков, элетрических соединений и прочего,тем более вероятны отказы. Особенно неприятны те, о которых в инструкциях ни слова. Так, «десятка» одного клиента иногда категорически не желала заводиться, извещая об этом всю округу классической мелодией сигнализации. Пытаясь что-либо понять, хозяин вдруг заподозрил связь между ней… и педалью сцепления, на что знатоки отреагировали смехом. Но электрик насторожился. И не зря. Хотя охранную систему ставили в солидной фирме, провода под ковром на полу так натянули, что при выжиме сцепления нарушался контакт в одном из разъемов. На это и реагировала «охрана». Пришлось исправлять чью-то халтуру.

Вот другой пример. Мотор ВАЗ-2112 останавливался прямо на ходу и, заглохнув‚ не заводился минуты две. А когда оживал — надолго ли, предсказать было невозможно. Электрик заподозрил‚ что где-то в цепях управления двигателем есть место с плохим контактом, оно нагревается и ток прекращается вовсе. Остыв, цепь восстанавливается. Весьма кстати хозяин вспомнил, что беды начались вскоре после того, как приятель-меломан помог обзавестись «музыкой».

Сообразив, что гореумелец наверняка вынимал предохранители, электрик тут же нашел дефект. Предохранитель главного реле был воткнут так, что одна из ножек попала в зазор между разъемом и пластмассой корпуса. Последняя сильно нагревалась, «плыла», и контакт становился все хуже. Ремонт свелся к правильной установке предохранителя.

Следующий пример — иного рода. Хозяин старого «фольксвагена-Пассат» с немалым пробегом ездил беззаботно — двигатель никогда не подводил. Дроссельное устройство с форсункой моновпрыска стояло на привычном месте, как бы взамен карбюратора, и ничуть не смущало. Но однажды машину будто сглазили: жмет водитель на газ, а в ответ провалы, рывки. Поиск мы начали с электрического разъема управления форсункой.

Он был замаслен — мотор-то старый! Не нарушается ли из-за этого контакт? Но хозяин эту версию отмел: он, мол, уже мыл разъем бензином — безрезультатно! Да и электрик гнул свое: контакты у иномарки неплохие, вряд ли масло могло им мешать. А что, если дело вообще не в масле? Узнали, что владелец часто ездит на дачу по проселкам, — не попал ли песок в разъем? Решили промыть его заново — под хорошим давлением, фирменным средством.

А когда закончили, хозяин воскликнул: «Совсем другое дело. Самолет, а не машина! Всем спасибо!» Песчинка, нарушавшая работу разъема, наконец-то уплыла. Вывод не нов-Немецкая техника живуча, но в нашей грязи не безотказна.

Следующий пример. ВАЗ-2111 неожиданно заглох, а минут через двадцать легко завелся. Потом хорошенько прогрелся, сработал вентилятор, и мотор снова встал… Так, с вынужденными остановками, измученный владелец добрался до дома. Утром подался в сервис. Там разговор был короток: менять контроллер. Но блока на складе не оказалось. Доплелась машина до наших ворот. Быстро убедились в том, что при температуре двигателя около 105 градусов он останавливается как вкопанный.

Прочистили зазор датчика положения коленвала, проверили давление топлива — всё в норме, а горячий мотор все равно глохнет. Проблемы с зажиганием? Начали с модуля: известно, что он горазд на фокусы. Действительно, оказалось, что на модуль не приходит управляющий сигнал. Значит, дело в контроллере? Дотошно изучив старый, ничего не нашли. Поставили новый — а двигатель, прогревшись, снова упрямо замолкал.

Кто-то робко предложил попробовать другой датчик положения коленвала. Робко потому, что скептики-знатоки принялись иронизировать: дескать, работа этого прибора от температуры не зависит. Тем не менее датчик поставили. И что же? Двигатель прогрелся, включился вентилятор… и мотор продолжил деловито молотить. С полчаса его мучили — дефекта нет как нет. Видимо, внутри вроде бы исправного датчика скрывалась червоточинка, из-за которой при нагреве цепь рвалась. Жаль, датчик неразборный, а то докопались бы до истины.

Как видите, максимум неприятностей автомобилисту традиционно доставляет электрооборудование. Но не всегда. В одно прохладное утро не завелся «Хёндай-Акцент». Помучившись с полчаса, хозяин почти машинально снял разъем с датчика абсолютного давления и включил стартер. Двигатель как ни в чем не бывало заурчал и до конца дня, пока был теплый, пускался с пол-оборота. Однако на следующее утро всё повторилось. Владелец завел мотор уже проверенным способом и помчался в магазин за новым датчиком абсолютного давления.

Но спустя день мотор и с ним не проснулся. Поехали в солидный автосервис — там лихо заменили все приборы зажигания. Наутро оказалось, что «ковровая бомбардировка» не помогла. И вот машина у нас. Вывернув свечи, увидели подозрительно белые тепловые конусы изоляторов. Значит, смесь бедная, где-то к ней подмешивается посторонний воздух. Жидкостью WD-40 пролили возможные места подсосов‚ но ничего не нашли. И только тут на глаза попался клапан адсорбера.

Вспомнили: если он все время открыт, то через него атмосферный воздух и подсасывается в цилиндры. Тут уж холодный мотор никак не заведешь. В два счета клапан сняли, подсоединили к вакуумной установке: так и есть, убит. Для пущей наглядности слесарь даже применил испытанный метод: попытался присосать клапан к языку, — не вышло. Естественно, после замены мотор стал вести себя как положено.

А напоследок напоминаю: в холод даже мелкие неприятности имеют свойство усугубляться. Делайте выводы — зима на носу!

Вам, на заметку: Современный автомобиль оснащается системой улавливания паров бензина. С нею эти пары не теряются в атмосфере, вредя экологии, а сжигаются в двигателе, участвуя в его рабочих процессах. Главный элемент системы — угольный адсорбер с электромагнитным клапаном продувки, управляемым от контроллёра машины.

Когда клапан продувки открыт, адсорбированное активированным углем топливо в парообразном состоянии поступает во впускной трубопровод двигателя и участвует в его работе. Чтобы при этом не нарушались процессы смесеобразования, клапан включается и выключается с определенной частотой, — продолжительность этих импульсов зависит от режима работы двигателя.

Похожее

comments powered by HyperComments

Оборудование машины и автоэлектрик

Постоянными участниками процесса перемещения автомобиля в пространстве и обеспечения комфортных условий управления для водителя и пассажиров являются аккумуляторная батарея (АКБ) и генератор. Два этих элемента являются основными поставщиками движущей электрической силы. Остальное электрооборудование обеспечивается электричеством от этих элементов, то есть исправность автомобиля первостепенно зависит от состояния АКБ, генератора и стартера. Ведь электрика современного автомобиля выполняет важные функции:

  1. Освещение. Световые приборы, сигнальные лампочки, подсветка салона и приборной панели в тёмной обстановке;
  2. Диагностика. Сбор, анализ входящих сигналов, обработка параметров, сопоставление их с оптимальными данными и вывод информации на приборную панель, дисплей компьютера. Провести диагностику на месте для этого достаточно осуществить вызов автоэлектрика на месторасположения машины;
  3. Комфорт. Климатическая установка, электрорегулировки сидений, органов управления, функции подогрева отдельных элементов, мультимедийные устройства;
  4. Регулировочные. Настройки рабочих параметров агрегатов, узлов транспортного средства с помощью блока управления, бортового компьютера машины;
  5. Безопасность. Практически все системы пассивной и активной безопасности связаны с датчиками, которые передают данные на блок управления, а он, в свою очередь, обрабатывает информацию и отдаёт команды на устройства. Например, подушка безопасности машины открывается в зависимости от силы удара, её наполнение газом тоже зависит прямо пропорционально от усилия, приложенного в пятне контакта;
  6. Дополнительные. На некоторые автомобили устанавливается оборудование для повышения комфорта, увеличения экономичности транспортного средства. Например, газобаллонное оборудование. Его исправная работа зависит от правильной инсталляции аппаратуры в электросистему машины.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]