Несущие конструкции
— совокупность конструкций здания или сооружения, которые, статически взаимодействуя, выдерживают нагрузки, обеспечивают прочность и устойчивость постройки. Остальные конструкции здания называют ограждающими (самонесущими).
Основные конструкции, принимающие нагрузки, возникающие в здании, составляют несущий остов
, то есть совокупность горизонтальных (перекрытия) и вертикальных (стены, столбы, стойки, колонны и т. д.) (иногда наклонных) конструктивных элементов. Кроме остова, к несущим конструкциям причисляют фундаменты (принимают нагрузки несущего остова и распределяют их на основание здания, например, на несущий грунт), лестницы, крышу (плоскую крышу иногда относят к перекрытиям).
Классификация нагрузок
Нагрузки, которым должны противодействовать несущие конструкции, делятся на:
- постоянные
— собственный вес конструкций зданий и сооружений, давление грунта на стены подвала, а также стационарных ограждающих конструкций, отделочных и др. материалов; - временные
(длительные и кратковременные) — нагрузки от веса людей, мебели, стационарного оборудования, имущества, находящегося в здании стационарно (жидкости, сыпучие вещества, газы), длительные температурные, снеговые и ветровые воздействия; - крановые
— нагрузки от торможения тележки крана, движения и торможения самого крана; - специальные (особые)
— нагрузки от взрывов, аварий, осадки и просадки грунтов, сейсмического воздействия, вибрации оборудования и др.
Расчет
При расчете конструкций можно руководствоваться разными критериями и требованиями. До 1955 года в СССР применялись расчеты по допускаемым напряжениям. Выполнялось требование, чтобы спроектированная конструкция возможно меньшего сечения сохраняла свою прочность. Фактически, применялся единый коэффициент запаса для всех конструкций вне зависимости от способа их использования и условий работы[1].
С тех пор стал применяться метод расчета предельных состояний, учитывающий требования нормальной эксплуатации. Такой метод учитывает три предельных состояния (ПС) в зависимости от трёх требований к конструкциям[1].
- 1ПС — по несущей способности. Расчет должен был гарантировать прочность, устойчивость и выносливость конструкции.
- 2ПС — по деформации и перемещениям. Например перекрытие может прогнуться так, что не потеряет свою прочность, однако с эксплуатационной точки зрения вызовет ряд проблем, как например разрушение ограждающих конструкций, ненесущих стен, перегородок.
- 3ПС — по трещиностойкости. Ограничивается величина раскрытия трещин или не допускается их образование так, чтобы не было угрозы эксплуатации сооружения вследствие потери непроницаемости, коррозии элементов или местных разрушений.
Наибольшие нагрузки, возникновение которых не нарушит эксплуатации, называются нормативными. Произведение нормативных нагрузок на коэффициент перегрузок называется расчетными нагрузками[1].
Исходя из классификации нагрузок, все нагрузки могут действовать неодновременно. Поэтому при расчетах учитываются разные сочетания нагрузок (основные, дополнительные и особые). Основное сочетание включает все постоянные нагрузки, временные длительные и одну кратковременную, которая оказывает наибольшее влияние. Дополнительные сочетания содержат все длительные, временные длительные и все кратковременные нагрузки. В особых сочетаниях добавляется одна из особых нагрузок[1].
Снятие и установка элементов задней части кузова
Дэу Матиз. Задняя часть кузова
Крышка топливозаправочной горловины прикреплена к кармашку топливного бака на левой стороне автомобиля.
Крышка заправочной горловины
Снятие
Потяните за рычаг открытия крышки и откройте крышку заправочной горловины.
Рис. 10.130. Заправочная горловина: 1 — болты; 2 — крышка заправочной горловины |
Выверните болты 1 () и снимите крышку 2 заправочной горловины.
Установка
Установите крышку заправочной горловины и закрепите болтами.
Ручка и трос заправочной горловины
Снятие
Приподнимите панель обивки порога передней нижней части кузова.
Снимите ручку открытия крышки заправочной горловины в следующем порядке:
Рис. 10.131. Открытие крышки заправочной горловины: 1 — винты; 2 — трос; 3 — крепления ручки |
— выверните винты 1 ();
— отсоедините трос 2;
— снимите ручку 3 открытия крышки заправочной горловины.
Приподнимите нижнюю панель обивки средней стойки.
Приподнимите панель обивки порога задней нижней части кузова.
Приподнимите панель обивки ниши для запасного колеса в багажном отсеке.
Рис. 10.132. Снятие петли замка (1) заправочной горловины |
Поворачивая, снимите петлю замка 1 () заправочной горловины.
Снимите трос открытия заправочной горловины в следующем порядке:
— снимите стягивающую ленту троса;
Рис. 10.133. Расположение на автомобиле троса (1) открытия крышки заправочной горловины |
— отсоедините трос 1 () открытия крышки заправочной горловины.
Установка
Подсоедините трос открытия крышки заправочной горловины к крышке.
Закрепите трос стягивающей лентой.
Установите петлю замка.
Установите панель обивки ниши для запасного колеса в багажном отсеке.
Установите панель обивки порога задней нижней части кузова.
Установите нижнюю панель обивки средней стойки.
Подсоедините трос открытия крышки заправочной горловины к ручке.
Установите ручку открытия крышки заправочной горловины и закрепите винтами.
Ручка и трос двери багажника
Снятие
Приподнимите панель обивки порога передней нижней части кузова.
Снимите ручку открытия двери багажника в следующем порядке:
Рис. 10.134. Снятие ручки открытия двери багажника: 1 — винты; 2 — трос; 3 — ручка |
— выверните винты 1 ();
— отсоедините трос 2;
— снимите ручку 3 открытия двери багажника.
Приподнимите нижнюю панель обивки средней стойки.
Приподнимите панель обивки порога задней нижней части кузова.
Приподнимите панель обивки ниши для запасного колеса в багажном отсеке.
Отсоедините трос с петли замка двери багажника.
Снимите трос открытия двери багажника в следующем порядке:
— снимите стягивающую ленту троса;
Рис. 10.135. Расположение на автомобиле троса (1) открытия двери багажника |
— отсоедините трос 1 () открытия двери багажника.
Установка
Подсоедините трос открытия двери багажника к петле замка.
Закрепите трос лентой.
Установите панель обивки ниши для запасного колеса в багажном отсеке.
Установите панель обивки порога задней нижней части кузова.
Установите нижнюю панель обивки средней стойки.
Подсоедините трос открытия двери багажника к ручке.
Установите ручку открытия двери багажника и закрепите винтами.
содержание .. 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 ..
Литература
- Авторский коллектив д-р. арх. проф. М. С. Туполев, доц. А. Н. Шкинев, проф. А. Н. Попов, канд. арх. доц. А. А. Попов, канд. техн. наук доц. Ю. Л. Сопоцько, канд. арх. доц. Т. И. Кириллова, канд. арх. В. Н. Карцев, канд. арх. О. В. Коретко, инж. И. А. Браунсдорфер, канд. техн. наук В. В. Беспалов, инж. В. М. Кунин.
Конструкции гражданских зданий / под редакцией М. С. Туполева, научный редактор — арх. Г. А. Довжик. — Москва: Издательство литературы по строительству, 1968. — 239 с. - С. И. Вайдман, Л. Ф. Теверовский, Д. В. Яковлев.
Строительные конструкции. — Ленинград: Издательство литературы по строительству, 1970. — 344 с.
Рис. 2. Прибор для проверки развала колес и углов установки шкворней Добившись установки пузырька уровня с шкалой 7 против нулевого деления, определяют по шкале угол развала колес и сравнивают его с требуемым.
Для проверки продольного и поперечного углов наклона шкворня управляемыми колесами заезжают на градуированные поворотные круги. Повернув колеса на 20° вправо, затормаживают их и устанавливают прибор на ступице, как было указано выше. Отпустив винт, поворачивают корпус прибора относительно шаровой опоры стойки таким образом, чтобы пузырьки обоих уровней заняли место против нулевых делений шкал.
Механический стенд для проверки углов установки управляемых колес состоит из платформы с подвижной плитой, постамента, смонтированного на одном уровне с платформой, и колонки с приборами. При наезде автомобиля одним колесом на платформу, а другим на постамент подвижная плита смещается в поперечном направлении под действием боковых сил, вызванных схождением и развалом колес. Схождение и развал определяют по приборам, показания которых зависят от смещения плиты.
Для проверки углов установки управляемых колес при помощи^ оптического стенда на колесе автомобиля укрепляют зеркальный отражатель. Направленный световой луч отражается на шкалу микроскопа стенда. По смещению светового пятна на шкале определяют углы установки колес.
Регулировку подшипников ступиц управляемых колес проверяют по осевому люфту в подшипнике и легкости вращения колеса. Вывесив колесо, покачивают его за шину в направлении, перпендикулярном плоскости вращения, и определяют люфт. Легкость вращения колеса проверяют, толкнув его рукой за шину. При тугом вращении возможно задевание тормозных колодок за поверхность барабана. Если проверкой эта неисправность не установлена, то причиной тугого вращения колеса могут быть неправильная регулировка или отказ в работе подшипников ступиц. Признаком этой неисправности является также нагрев ступицы при движении автомобиля. При правильной регулировке подшипников колесо от сильного толчка рукой должно сделать не менее 6…8 оборотов.
Техническое состояние колес и шин проверяют осмотром. Обод колеса не должен иметь забоин, погнутостей, вмятин. Отверстия в дисках под шпильки крепления не должны быть изношенными. В шинах не должно быть застрявших предметов.
Высота рисунка протектора, измеренная по центру беговой дорожки, должна быть не менее 1 мм. Разница глубины рисунка протектора у шин, устанавливаемых на сдвоенные колеса, не должна превышать 3 мм.
Способы устранения неисправностей несущей системы. При ослаблении заклепочных соединений рамы, при трещинах и деформациях ее элементов раму необходимо ремонтировать. Коррозию удаляют, зачищая пораженные места, и обрабатывают их преобразователем коррозии. Места с поврежденной окраской подкрашивают.
Чтобы устранить осевое перемещение буксирного крюка, между опорными шайбами и упругим элементом устанавливают дополнительную прокладку. Гайка буксирного крюка должна быть навинчена только до упора в опорную шайбу, но не затянута. После этого гайку поворачивают в обратную сторону до совмещения одной из прорезей на ней с отверстием на крюке и шплинтуют. При этом осевое перемещение буксирного крюка не должно превышать 0,5 мм. Потерявший упругость или изношенный упругий резиновый элемент, а также буксирный крюк, изношенный более чем на 5 мм, заменяют.
При нарушении углов установки управляемых колес их схождение регулируют. Для этого ослабляют стяжные болты наконечников поперечной рулевой тяги и трубным ключом вращают тягу: для увеличения схождения вперед, а для уменьшения назад. Закончив регулирование, гайки стяжных болтов наконечников тяги завертывают до отказа. Наклон шкворней и развал колес грузовых автомобилей не регулируют, а восстанавливают, заменяя изношенные детали шкворневого соединения. При необходимости правят балку передней оси.
Для регулирования подшипников ступиц управляемых колес колеса вывешивают. Сняв крышку подшипника и отвернув контргайку, ослабляют затяжку гайки, отвернув ее на 1/4… 1/2 оборота. Проверяют легкость вращения колеса. При тугом вращении устанавливают и устраняют его причину: заедание тормозных колодок за барабан, заедание сальников или разрушение подшипников. Затем плавно затягивают гайку до тугого вращения колеса (начала торможения ступицы подшипниками). Затягивая гайку, одновременно поворачивают колесо, чтобы ролики разместились в подшипниках правильно. Затем отпускают гайку 3 на 1/8… 1/4 оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замочной шайбе. Затянув контргайку и отогнув стопорную шайбу на ее грань, проверяют легкость вращения колеса.
Для регулирования подшипников ступиц задние колеса вывешивают и отсоединяют полуось от ступицы. Дальнейшие действия аналогичны рассмотренным выше. Регулировочная гайка фиксируется контргайкой и стопорным кольцом.
Поврежденные листы рессор, резиновые втулки и буфера заменяют. Листы рессор, потерявшие упругость, направляют в ремонт. Гайки стремянок крепления ушков рессор подтягивают до сжатия пружинных шайб. Дальнейшая затяжка гаек не рекомендуется. При износе накладку скользящего конца коренного листа снимают и продолжают эксплуатировать автомобиль без нее. При износе сухаря 52 в зоне контакта с накладкой более чем на половину толщины стенки его переставляют так, чтобы он опирался на накладку неизношенной частью.
Шины колес обычно рекомендуют периодически переставлять. Однако трудно не согласиться с О. В. Яременко*, который утверждает, что в процессе того, как покрышка прирабатывается к дороге, уменьшается давление на отдельные выступы протектора и снижается интенсивность изнашивания покрышки. Кроме того, при крестообразной перестановке колесо получает противоположное направление вращения, что отрицательно сказывается на усталостной прочности покрышки.
Демонтаж и монтаж шин следует выполнять на специальных стендах. Если необходимость перемонтажа возникла в пути, его выполняют при помощи монтажных лопаток.
Техническое обслуживание несущей системы. При ЕО проверяют осмотром состояние рессор, колес и шин, при необходимости Доводят давление воздуха в шинах до нормального и удаляют посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между шинами.
При ТО-1 проверяют осмотром состояние рессор, амортизаторов и тягово-сцепного устройства. При необходимости подтягивают крепления деталей рессор, устраняют перекос заднего моста. Проверяют и при необходимости подтягивают гайки крепления колес.
При ТО-2 проверяют углы установки управляемых колес и при необходимости регулируют их схождение. При неравномерном износе покрышек колеса балансируют. Проверяют и при необходимости регулируют зазоры подшипников ступиц колес. Проверяют состояние рамы и ее заклепочных соединений.
Рекламные предложения:
Читать далее: Рулевой механизм и рулевой привод
К
атегория: — 1Отечественные автомобили