Зачем водители используют отработанное моторное масло?


Добыча и перевозка необработанной нефти не лучшим образом сказываются на состоянии природы. Из-за них грунт деградирует, воздух и водоемы загрязняются.

Для того чтобы уменьшить вредность воздействия отработанного машинного масла на окружающую среду, его необходимо правильным образом утилизировать. Утилизация отработанных масел представляет собою достаточно непростой процесс.

Загрязненная смазка

К отработанному маслу причисляется минералка, изготовленная из необработанной нефти, а также синтетика, которая загрязнена посторонними частицами. Со временем автомасло делается грязным, его показатели снижаются, следовательно, дальнейшая эксплуатация смазки не представляется возможной. Отработанное моторное масло появляется из разных источников (обычные водители, автосервисы, разнообразные заводы и станции).

Производство моторного масла

По общепринятым стандартам к отработанным масляным жидкостям причисляются:

  1. Автомобильные масла.
  • смазки для трансмиссии, заливаемые в легковушки, грузовики, работающие на бензине/дизеле/газе, а также в корабли, самолеты;
  • тормозные нефтепродукты;
  • жидкости для гидравлики.
  1. Индустриальные масла.
  • для компрессора, турбины, подшипников;
  • для гидравлики;
  • эмульсии для обработки металлов (позволяют резать, шлифовать, обрабатывать, прокатывать, штамповать, тушить и наносить покрытия);
  • для электроизоляции;
  • для холодильных агрегатов;
  • для кабелей;
  • тепловые носители.

В РФ существует специальный ГОСТ, определяющий правила переработки отработанного моторного масла.

Последовательность процесса утилизации масел

Утилизация отработанного масла происходит в несколько этапов: приём масла на специализированных пунктах экологических компаний, первичная его очистка с подготовкой к утилизации и собственно сам процесс. При этом экономится значительное количество материальных и энергетических ресурсов, ибо себестоимость масла вторичной переработки примерно на треть меньше, чем вновь произведенного, при тех же эксплуатационных и потребительских характеристик. Указанное относится к утилизации моторных отработанных масел, цена на отпуск которых существенно меньше. Пищевые масла рециклингу не подвергают, поскольку ряд канцерогенных компонентов в составе пищевых органических сред в процессе переработки нейтрализовать не удаётся.

Бочки с отработанным маслом

Критериями достижения желаемого результата служат:

Соответствие химико-физических показателей восстановленного моторного масла: вязкость, кислотное число, температура вспышки, наличие вредных примесей (прежде всего, серы), зольность, плотность и прочие параметры, которые ограничиваются соответствующими ГОСТ;

Соответствие эксплуатационных показателей, прежде всего, наличия механических примесей в составе, а также стабильности масел при их длительном хранении в диапазоне температур 20…2000С (ГОСТ 11063);

Долговечность регенерированных масел, которая оценивается так называемым коксовым числом – процентным содержанием остатка, который образуется при термическом разложении масла без доступа воздуха (ГОСТ 8859).

Если переработанное масло выдерживает подобные нормы, то утилизация прошла успешно, и продукт может быть использован вторично.

Если ряд показателей не соответствует нормам государственных стандартов, утилизацию не стоит считать неудачной. Просто отработанный продукт перерабатывается в топочный мазут, и также может быть использован вторично, на этот раз на тепловых электростанциях. Поэтому крупные пункты приёма отработанных масел всегда производят первичную оценку качества исходного сырья, после чего направляют его по назначению.

Видео — установка для утилизации отработанного масла на автобазе

Некоторые виды маслосодержащих сред – например, смазочно-охлаждающие эмульсии и присадки к ним, которые применяются в машиностроении, на станках ЧПУ, на прокатных, холодно- и горячештамповочных производствах, вообще регенерируются по замкнутому циклу. На предприятиях имеются свои участки, куда сдается отработка, там составы очищаются от механических примесей, после чего добавляются в свежие масла и смазки.

Магнитный сепаратор для очистки СОЖ от металлической стружки

Что не считается загрязненным автомаслом?

Данные жидкости не считаются отработанной смазкой:

  • использованные животные/растительные жиры (причисляются к пищевым отходам);
  • твердые отходы, которые загрязнены отработанной масляной жидкостью;
  • отходы очищения дна нефтяных резервуаров;
  • нефть, которая добыта из разлива;
  • иные отходы нефти, которые не использовались;
  • растворители (к примеру, лаковый бензин, добавки в горючее, уайт-спирит);
  • охлаждающая жидкость, керосин;
  • жидкости, которые нельзя утилизировать так же, как старое моторное масло.

Очистка масла

Есть множество разных технологий очистки подобного масла. В домашних условиях вы можете воспользоваться лишь базовыми из них — простым отставанием и фильтрацией. Этого может быть достаточно для бытового использования. Всего же обычно очистка проходит в три основных стадии:

  1. Отстаивание масла с целью отделения осадка. После этого оно пропускается через фильтр.
  2. Избавление от продуктов окисления. Могут использоваться различные коагулирующие вещества, включающие в себя раствор крахмала, хлористый цинк и другие.
  3. Вакуумно-фракционная перегонка. Осуществляется при помощи специальных вакуумных установок. Позволяет избавиться от летучих фракций, которые до сих пор находятся в составе.

Опасность загрязненной масляной жидкости

Водителям должно быть известно, что масла автомобильные отработанные считаются отходами, у которых класс опасности 2/3 (высокая/средняя). Куда сдать отработанные моторные масла? Данный вопрос регулируется Базельской конвенцией.

Смазка, которая отработала, является очень опасной для природы и человека. Ее вредность больше, чем у необработанной нефти, потому как в масле присутствуют разнообразные присадочные вещества, полиолефины, механические частицы, иные примеси. Отработанное автомасло доводит до загрязнения водоемов и грунта, считается канцерогеном и мутагеном.

Куда девать отработанное масло? Как его реализовывать? Сначала выполняют процесс сжигания нефтепродукта (определенной его доли). Некоторую его часть утилизируют как токсичные отходы. Основная часть попросту выливается в канализационные/дренажные системы, реки.

Сегодня можно сделать переработку моторного масла. Это позволит снова использовать очищенную смазку в двигателе. Печально, но в РФ переработка не слишком распространена (перерабатывается от трех до двадцати процентов черного автомобильного масла).

Применение и утилизация

Отработки остаются ценным сырьем, которое можно переработать для дальнейшего использования. Так как это опасные отходы, экологи не советуют применять их для каких-либо бытовых нужд.

Лучше всего сдать отработанное масло специализированным предприятиям. Однако многие не принимают его в небольших количествах от населения, поэтому каждый владелец автомобиля решает, куда его деть, исходя из своих возможностей.

Способы применения

Несмотря на опасность отработки, ее добавляют в битум или асфальт для повышения пластичности и находят ей разнообразное применение в домашнем хозяйстве:

  • используют как масляную смазку для петель, замков, велосипедных цепей, шарниров и т. д.;
  • покрывают деревянные заборы или обратную сторону половиц, чтобы предотвратить разрушение древесины, защитить его от вредителей, продлить срок службы;
  • применяют вместо антикоррозийных средств, смазывая днище и пороги автомобиля, металлические столбы, ограды и т. д.;
  • сжигают в печах или котлах, работающих на отработанном машинном масле.

В интернете можно найти информацию, как собрать печь самостоятельно. Однако лучше приобрести устройство заводского изготовления, например одной из немецких марок: Kroll, Gronver или Giersch. Интересно, что производители продают их только за границу. На территории Германии пользоваться такими печами запрещается, поскольку при сжигании образуются вещества, загрязняющие окружающую среду.

Продажа специализированным организациям

В небольших количествах масло принимают посредники, которые сдают отработку лицензированным утилизирующим и перерабатывающим предприятиям. Они выдают все необходимые документы. Для частных лиц лучший выход — обратиться на станцию техобслуживания. В больших объемах сдать отработанное масло легко не только в Москве, но и многих других городах России. Его принимают, например:

  • ООО “Энергосистема” (Москва): примерно от 8 руб./л, цену нужно уточнять;
  • ООО “Утилитсервис” (Бийск): объем от 5000 л, от 5 руб./л;
  • ООО “Прогресс” (Красноярск): от 200 л, от 6000 руб./т;
  • группа компаний “Чистый город” (Орск): от 100 кг, от 2 руб./кг.

Компании по утилизации

В интернете немало объявлений лицензированных компаний (лицензия № 077-103) по переработке и утилизации отработанных масел, так как это выгодный бизнес. Москвичи и питерцы в основном сдают их таким компаниям, как:

  • “Экология 24” (Москва): цена за объем от 0,4-0,5 куб. м при оплате наличными составляет 6-8 руб./л, при безналичном расчете (с НДС) — от 7 до 12 руб за 1 л;
  • “М-ОЙЛ” (Москва): 0,5-2 куб. м — 7000 руб за 1 куб. м, свыше 2 куб. м — цена договорная;
  • Oilmonster (Санкт-Петербург): принимает от 50 л до 30 т, цену нужно уточнять.

В больших объемах компании вывозят отработанные масла в собственных автоцистернах или перекачивают в специальную тару. По желанию клиентам предоставляются емкости для сбора. Цена за 1 литр зависит от количества: чем крупнее партия, тем выше цена. Значение имеют также тип, количество примесей, физико-химические свойства (вязкость, температура вспышки и др.), степень загрязненности, местонахождение клиента. Обязательно выдаются документы, подтверждающие правильность утилизации.

Процесс очистки загрязненной масляной жидкости

Как проводят очистку отработанного моторного масла? Существует несколько методов.

  1. Сжигание без предварительной обработки. При сгорании грязной смазки выделяются ядовитые вещества. Они весьма опасны для природы и людей. Подобный метод используется лишь тогда, когда автомасло и оснащение, посредством которого утилизируется нефтепродукт, находятся в соответствии со всеми стандартами. Может потребоваться получить особые сертификаты, выполнить специальные замеры.
  2. Очистка с получением горючего. Заключается в изготовлении горючего с малой концентрацией осадка и воды. Такое топливо не забивает каналы машин. Для очищения масло отстаивают и фильтруют. Метод не слишком эффективен, желательно, после его применения, очистить нефтепродукт отбеливающей глиной, дистиллировать.
  3. Восстановление на месте применения. Для того чтобы удалить посторонние частицы, используют фильтрационную систему (прямо на месте применения смазки). Данный способ эффективен для промышленных предприятий, производящих много загрязненного автомасла, которое необходимо куда-то деть.
  4. Очистка на специальном предприятии. Отработанную смазку реализуют для изготовления горючего.
  5. Восстановление с получением новой смазки. Существует много методов восстановления автомасла для повторного применения. При их использовании грязная масляная жидкость обрабатывается теплом, фильтруется, проходит гидроочистку. Сделанный нефтепродукт почти не имеет отличий от новой минералки. Его снова возможно реализовать для смазывания запчастей авто. Восстановление увеличивает эксплуатационный период смазки.

Схема очистки отработанного масла

Опасность для экологии

Моторное масло примерно на 70-80% состоит из минеральных или синтетических базовых масел. Первые представляют собой смесь углеводородных соединений, получаемых путем перегонки природной сырой нефти. Вторые содержат эфиры спиртов и разные органические кислоты.

Для улучшения смазочной способности при разных температурах и для других целей добавляют специальные химические составы — присадки: детергенты, модификаторы, антиокислители, антикоры.

Все эти вещества опасны для экологии, поэтому отработка машинного масла подлежит специальной утилизации, и ее нельзя выливать на землю или в канализацию. В природе она почти не разлагается и оказывает токсическое действие на живые организмы. Всего одной капли этой ядовитой жидкости достаточно, чтобы отравить 600-1000 л воды. Попадая в водоемы, она образует на поверхности жирную пленку, препятствующую проникновению кислорода.

В России такие отходы относят к третьему классу опасности. В ФККО им присвоен код 5410020102033. За нарушение правил утилизации отработок предусмотрена административная ответственность. Соответствующую статью под номером 8.2 содержит Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Что делать с загрязненной масляной жидкостью?

  1. Установите, можно ли ее сдать для переработки.
  2. Храните ее в емкостях без протечек и коррозии, в месте, которое защищено от непогоды.
  3. Сразу же убирайте разлитую смазку.
  4. Отправьте автомасло на переработку.
  5. Если у вас есть нужные сертификаты и оснащение, вы можете сами перерабатывать загрязненные нефтепродукты для их дальнейшей реализации.

Вне зависимости от того, кем вы являетесь – обычным автолюбителем, сотрудником автосервиса, индивидуальным предпринимателем, вам нужно понять, что правильная переработка отработанных нефтепродуктов дает возможность уберечь окружающую среду от вредного воздействия. Также из переработанной смазки можно сделать горючее/автомасло, которое будет практически ничем не хуже, чем совершенно новый продукт, только что разлитый по канистрам на заводе. Это достаточно выгодно с экономической точки зрения.

Обращение в компанию по утилизации промышленных отходов

Пожалуй, наихудший способ из всех возможных для человека, который имеет отработанное масло. Есть специализированные компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов. Они это делают за деньги, то есть, придется заплатить, чтобы они приняли у вас масло. Такие компании присутствуют далеко не во всех регионах, и нужно к ним самостоятельно прибыть с маслом, после чего оплатить утилизацию, и они все сделают.

Такие компании существуют, в первую очередь, для утилизации массовых промышленных отходов, и многие из них даже не работают с частными лицами. Поэтому не рекомендуется даже задумываться о таком варианте.

Как можно использовать

Идея перерабатывать смазочные материалы возникла около 80 лет назад, но осуществлять ее стали гораздо позже. Вначале масло сжигали и получали тепло, а затем научились очищать. Отработанное масло можно переработать и использовать повторно.

Переработать масло можно следующими способами:

  1. Очистить при помощи удаления загрязняющих веществ и использовать повторно. Это делается на крупных заводах, с применением системы фильтрации, отстойников и центрифуг, часто неоднократно пропуская масло через системы очистки.
  2. Регенерировать, продлевая срок годности масла. Данная форма переработки экономит энергию и природное масло. После регенерации отработанное масло не уступает по качеству первичному маслу.
  3. Сжигать как теплоноситель для отопления домов или энергоснабжения производства. Этот вид переработки не является экологичным, в Европе запрещено сжигание отработанных масел, а его регенерация является обязательной.

Различные технологии переработки масла отличаются методом воздействия на отработанное масло, включая очистку силовым полем и сепарацию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]