Коробка робот и автомат: в чем разница и как отличить визуально
Чтобы понять, чем отличается коробка автомат от робота, стоит разобраться с принципом работы каждой из указанных трансмиссий и устройством системы в целом.
В основе автоматики система управления, гидротрансформатор и сама КПП планетарного типа с конкретными шестернями и фрикционами. Благодаря подобной конструкции скорости переключаются в автономном режиме без участия водителя. Ориентиром в данном случае являются такие параметры, как режим движения, нагрузка и обороты двигателя.
Актуальность установки автомата наблюдается на грузовых и легковых машинах, а также автобусах. Если автомобиль переднеприводный, конструкция АКПП дополняется дифференциалом и главной передачей.
Первое, чем отличается робот от автомата — особая конструкция, сочетающая в себе возможности механической и автоматической КПП.
По сути, механика в данном случае дополнена автоматическим управлением с исполнительными механизмами, которые отвечают за переключение передач и работы сцепления.
Переключение происходит аналогичным образом, как в случае с механической трансмиссией, но водитель в этом не участвует.
Первостепенной целью создания роботизированной КПП являлось снижение стоимости трансмиссии и одновременное слияние всех преимуществ механики и автомата. Речь идёт об удобстве управления и комфорте. В результате существует несколько вариантов устройства системы.
- На примере автомобилей BMW серии M можно рассмотреть наиболее качественную и известную РКПП под названием Sequental M Gearbox (SMG). Коробка передач 6-ступенчатая, механическая, при этом электронная управляемая гидравлика отвечает за переключение скоростей и отключение сцепления. Передачи переключаются за 0,08 сек.
- На примере Mercedes-Benz A-класса можно рассмотреть другой принцип, где электрогидравлический привод сцепления установлен на базе механики. В переключении скоростей водитель участвует, но педалей здесь только две. Электрический привод самостоятельно отслеживает положение рычага и педали газа, поэтому сцепление в данном случае отсутствует и отключается в автоматическом режиме. Цифры на ABS и датчиках двигателя помогают электронике в расчеёах, чтобы избежать рывков при переключении и резкого прекращения работы двигателя.
- На примере автомобилей Ford и Opel можно рассмотреть третий принцип, где гидронасосы заменены шаговыми двигателями. Несмотря на бюджетность такого варианта, на практике он получился не слишком удачным, что выражается в задержке переключения скоростей и сильных рывках. Тем не менее на Toyota Corolla установлена аналогичная трансмиссия, и упомянутые недостатки здесь отсутствуют.
Итак, коробка робот и автомат: в чём разница между этими двумя трансмиссиями?
- Первое отличие в конструкции. В случае с роботом это механика с блоком управления, устройство автоматики совсем другое.
- Плавность и скорость переключений у автоматики лучше.
- Почти все АКПП лишены функции ручного переключения, тогда как у роботизированной трансмиссии данная функция присутствует.
- Еще одно отличие робота от автомата заключается в бюджетном ремонте и обслуживании первого.
- Экономия также выражается в том, что робот потребляет меньше масла и топлива.
Чтобы окончательно сделать выводы о том, что лучше: робот или автомат, стоит проанализировать положительные и отрицательные стороны каждой из трансмиссий.
Плюсы и минусы АКПП
Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков автоматики представлена далее.
Преимущества | Недостатки |
|
|
Плюсы и минусы РКПП
На очереди анализ преимуществ и недостатков роботизированных трансмиссий.
Преимущества | Недостатки |
|
|
Выбирая, что лучше: робот или автомат, стоит ориентироваться на три основных принципа – комфорт, стоимость и надёжность.
- АКПП стоит выбирать, если комфорт для вас имеет первостепенное значение.
- Роботизированные трансмиссии более экономичны во всех планах — стоимость коробки и самой машины, ремонт, обслуживание, потребление топлива и масла.
- В плане надёжности однозначный выбор между автоматом и роботом сделать нельзя, поскольку ни одна из этих коробок не надёжна настолько, насколько механика. Автоматика более предсказуема, если сравнивать с РКПП, не более того.
Чтобы определиться, какая трансмиссия лучше, необходимо сначала определиться с собственными представлениями о комфорте, удобстве и безопасности управления машиной.
Изучая характеристики авто во время покупки, помните о том, что отсутствие педали сцепления у обеих рассмотренных трансмиссий может привести в замешательство и неопытный водитель может роботизированную коробку принять за автомат.
Пожалуйста, оцените этот материал!
Автоматические коробки передач уверенно вытесняют механику в современных моделях автомобилей.
Словом «автомат» обозначают один из трёх видов трансмиссии: классическую автоматизированную, роботизированную или вариаторную.
У каждого из этих вариантов есть преимущества и недостатки, поэтому перед покупкой автомобиля стоит выяснить, в чём разница коробок робот и автомат, и какую из них выбрать в зависимости от собственных предпочтений.
Отличить классическую автоматическую КПП от роботизированной легко, взглянув на рычаг переключения передач. Верхнее положение АКПП обозначено значком «Р» — паркинг. Когда вместо этого значка есть только обозначения «N» — нейтраль и «R» — задняя, перед нами роботизированное устройство.
Коробка автомат – сложная, но в то же время надёжная, проверенная временем конструкция. В отличие от механики, такое устройство коробки позволяет водителю не использовать в постоянном режиме педаль сцепления и переключать передачи рычагом: всё это вместо него контролирует автоматика. АКПП в настоящее время оснащают легковые и грузовые ТС, применима такая коробка и в автобусах.
Читать далее: Коробка робот что это такое и как работает
Присутствие положения «P» на рычаге переключения передачи говорит о том, что перед нами «чистокровный автомат»
В основе автоматической коробки расположены два главных модуля:
- Редуктор. Осуществляет передачу усилия через систему различных вариаций зацепления шестерёнок. Количество ступеней в коробках различных вариаций от 4 до 6. В последних моделях авто возможно и большее количество ступеней.
- Гидротрансформатор. Аналог сцепления на механической коробке. Обеспечивает плавность переключения передач без ударов и рывков. Система получает сигнал о количестве оборотов двигателя, режиме движения и нагрузке и, на основе анализа этих сведений, переключает скорость.
Переключение передач в АКПП происходит, когда мотор достигает определённого количества оборотов, и в масляной системе нагнетается давление. Участия водителя во время переключения не требуется.
Аналогом сцепления в АКПП является гидротрансформатор, передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии
Главное отличие АКПП от привычных механических – переключение передач без разрыва мощности. При выключении одной скорости одновременно включается другая, исключая рывки.
Гасит рывки при переключении скоростей гидротрансформатор. Не могут похвастаться плавным переключением скоростей модели спортивного класса.
Толчки при переключениях в них присутствуют, и объясняются они очень быстрой сменой передач, что способствует ускоренному разгону.
Особенность искусственного интеллекта АКПП – способность «подстраиваться» под манеру вождения конкретного автомобилиста. Если водитель давит на газ плавно, размеренно, контроллер не выводит двигатель на мощностной режим работы и экономно расходует топливо.
Нервозность водителя и учащённое давление на педаль газа заставляет автоматику работать резвее. Компьютер самостоятельно переключает коробку на спортивный режим.
Как только педаль газа вновь начинает работать медленно и плавно, умная коробка переводит двигатель в штатный режим работы.
Одна из новинок – возможность переключения в режим ручного управления «Тип-троник». Можно также выделить следующие преимущества АКПП:
- Удобство и простота эксплуатации.
- Отсутствие риска перегрева при неумелом использовании;
- Плавность движения.
- Сниженная нагрузка на двигатель и ходовую часть.
- Наличие пассивной системы безопасности, предотвращающей движение при остановке машины под уклоном.
- Долговечность работы при правильном обслуживании и грамотной эксплуатации.
Минусами АКПП считаются высокая стоимость самого автомобиля и его техобслуживания, низкий КПД двигателя из-за невозможности использования динамических настроек. Существенным минусом АКПП является необходимость постоянно отслеживать уровень, состояние и качество трансмиссионной жидкости, а также менять её каждые 50-60 тысяч километров.
Роботизированная КПП
Роботизированная трансмиссия сочетает в себе функции как АКПП, так и механической коробки передач. Это по сути та же механика, но с автоматическим управлением. Система управления с помощью исполнительных механизмов управляет работой сцепления и переключением передач. При этом переключение происходит так же, как и в механике, только без участия водителя.
Изначально роботизированная КПП создавалась для того, чтобы существенно снизить стоимость коробки передач в сравнении с АКПП и в то же время объединить в себе все достоинства автомата и механики, к которым в первую очередь относятся комфорт и удобство управления.
В автомобилях спортивного класса используется несколько иной тип роботизированной трансмиссии – с двумя сцеплениями. Это позволяет добиться максимально высокой скорости переключения передач.
Преимущества и недостатки робота
Преимущества и недостатки роботизированной трансмиссии для наглядности также представим в виде таблицы. Заодно проведем сравнительную характеристику между двумя видами трансмиссий.
Преимущества роботизированной коробки передач | Недостатки роботизированной коробки передач |
1. Более простая конструкция в отличии от АКПП | 1. Рывки при старте и переключении передач (для РКПП с одним сцеплением) |
2. Менее дорогие обслуживание и ремонт по сравнению с АКПП | 2. Необходимость перевода рычага в нейтральное положение при длительной остановке и откат автомобиля на подъеме |
3. Лучшая топливная экономичность | 3. Непредсказуемость поведения роботизированной коробки передач в тяжелых дорожных условиях |
4. Более высокий КПД | 4. Эффект «задумчивости» при переключении передач |
Преимущества и недостатки АКПП
Прежде, чем поднять вопрос о преимуществах той или иной коробки передач в автомобиле, напомним о двух неудавшихся попытках угона, которые произошли в Европе и в США. Оба преступления не удались по причине «непривычной» для злоумышленников трансмиссии.
Причём, если при попытке кражи автомобиля Smart в Италии преступник возмутился роботизированной коробкой передач, то подростки из города Ноксвилл, США, не смогли уехать на угнанном автомобиле с механической коробкой.Этим курьёзам есть вполне объяснимые причины.
Разберёмся с происшествием в США.
В этой стране вообще можно услышать в свой адрес удивлённое «You can drive with a stick!», что означает «Ты умеешь ездить на механике!». Механическая трансмиссия в последние годы с сумасшедшей скоростью теряет популярность.
Вероятно, АКПП имеет огромные преимущества перед привычной «дёргалкой»?
Механическая коробка передач
Давайте посмотрим на их принципиальные отличия. Собственно, коробка переключения передач – это механизм, который передаёт крутящий момент от двигателя к колёсам, в результате чего автомобиль и приводится в движение.
МКПП – «механика» – это ступенчатый редуктор, у которого скорость вращения выходного вала изменяется ступенчато с помощью переключения передач. А выбор передачи осуществляется вручную, водителем.АКПП – «автомат» – осуществляет автоматический выбор передаточного числа, оптимально подходящего для конкретных условий движения.
По сути, автоматическая коробка с гидротрансформатором представляет собой герметичную ёмкость, заполненную маслом, в которой располагаются лопастные колеса. Одно колесо связано с двигателем, другое — с выходным валом. Гидротрансформатор играет примерно ту же роль, что и сцепление в механической трансмиссии.
При увеличении оборотов двигателя ведущее лопастное колесо вращается и вызывает вращение масла в коробке, давление масла воздействует на лопасти ведомого колеса и вызывает его вращение.
- Автоматическая коробка переключения передачПреимущества и недостатки обоих механизмов также известны:
- Достоинства «механики»:
- Недостатки:
- Зато такие коробки передач имеют ряд серьёзных недостатков:
низкая цена;ремонтопригодность;высокий КПД;долговечность.Тут всё неоднозначно. Конечно, механическая коробка требует повышенного внимания от водителя, особенно в городских условиях, где приходится часто переключать передачи. Это для многих является недостатком, снижающим комфорт и удовольствие от управления автомобилем.
А что же с «автоматом»?Его главное достоинство в простоте управления. Механизм умный, сам всё за водителя сделает.низкий КПД (за счёт проскальзывания турбин в масляной ванне);увеличенный расход топлива;сложность устройства, что тянет за собой надёжность, меньшую, чем у «механики» и проблемы с ремонтом и обслуживанием;
высокая стоимость;динамические показатели ниже, чем у МКПП;проблемы с буксировкой.И, разумеется, при выборе из этих двух вариантов зачастую решающим аргументом является привычка человека к определённому механизму, работа с которым отработана до автоматизма.А что же с роботизированной коробкой, с которой столкнулся итальянский угонщик?
Помимо понятных «механики» и «автомата» существуют ещё два типа коробки переключения передач.Роботизированная трансмиссия – это компромисс между механической и автоматической. По техническому устройству они идентичны механике, а по удобству управления – автомату. Принцип работы практически такой же, как и у обычных МКПП, только сцепление выжимают и переключают передачи сервоприводы по команде умной электроники.
Такая трансмиссия встречается нечасто, в основном ею могут оснащать бюджетные модели массового производства (Peugeot 107) или же, другая крайность, эксклюзивные спортивные автомобили, на которых управляющая электроника может обойти даже очень опытных и подготовленных водителей (Bugatti EB 16.4 Veyron).
Роботизированная коробка передач
Но и такая, казалось бы, совершенная техника имеет ряд своих достоинство и недостатков.Достоинства:простота управления, сходная с АКПП;при этом, цена несколько ниже «автоматов».
выбирая «робот», можете забыть о спортивном или сколько-то агрессивном стиле вождения – такая трансмиссия предназначена для спокойного перемещения;отсутствие плавности, чёткости при переключении передач в отличие от классических «автоматов».
И последний тип коробки передач – это CVT (Continous Variable Transmission — бесступенчато варьируемая трансмиссия) или проще – вариатор.
Читать далее: Бортовой компьютер на Chevrolet Lanos Cruze Aveo и Lacetti хэтчбек T250 Т300 и другие модели
Он вообще стоит особняком и представляет из себя наборный «ремень», состоящий из стальной ленты и нанизанных на нее стальных трапециидальных сегментов. Главная особенность такого механизма – отсутствие передач как таковых.
Наверное, его можно назвать идеальным двигателем, потому что передаточное число здесь меняется бесступенчато, в зависимости от нагрузки на двигатель и ряда других параметров, и благодаря этому мотор всегда работает в оптимальном режиме.
Continous Variable Transmission
Такие трансмиссии широко распространились на альтернативные транспортные средства – мотороллеры и снегоходы, а на автомобилях стали появляться только ближе к концу ХХ века.
Но и «совершенный механизм» всё равно не лишён недостатков, при всех его достоинствах:«ремень», который передаёт крутящий момент в такой коробке передач, обычно не может справиться с большими мощностями и начинает проскальзывать по шкивам;кроме того, в вариаторе всё же остаётся потеря мощности, и экономичность и динамика разгона пока что уступает аналогичным автомобилям, оснащённым механической коробкой передач.
В крупных городах автомобилисты отдают предпочтение в основном автоматической коробке передач благодаря простоте управления, но многие до сих пор сохраняют верность «старой доброй механике». Хотя, постепенно автоматы вытесняют её с рынка. Также, в последнее время приобретают растущую популярность вариаторы и «роботы».
У каждого из этих механизмов есть свои достоинства и недостатки, поэтому однозначный «идеальный вариант» назвать практически невозможно. Однако, в зависимости от условий эксплуатации и предназначения автомобиля можно ориентировать свой выбор и на тип трансмиссии при других равных условиях.
А какую коробку вы предпочитаете?
P.S Ставьте лайки! Отвечаю, подпишусь на машину каждого, кто поставит лойс.
РЕМОНТ АКПП С ГАРАНТИЕЙ КАЧЕСТВА!!!
7
Автоматическая трансмиссия стала сегодня привычным и повседневным элементом, очень многие производители легковых автомобилей оснащают свою продукцию именно коробками-автоматами. Так, в Европе более 80 процентов легковых машин оснащены автоматической трансмиссией, а в США этот показатель ещё выше.
Как и любое другое техническое решение, АКПП обладают как определёнными преимуществами, так и недостатками, которые ограничивают их применение в определённой ситуации. Большинство этих преимуществ и недостатков АКПП обусловлены особенностями устройства и работы автоматических коробок.
Как следует из названия этого узла, автоматическая трансмиссия переключает передачи без участия водителя, то есть автоматически.
Взаимодействие между этими частями осуществляется при посредстве соединительных валов, шестерён и барабанов. Управление трансмиссией осуществляется при помощи электронного блока.
Преимущества автоматического переключения передач оценило множество владельцев современных легковых автомобилей. К таковым преимуществам следует отнести, прежде всего, простоту и безопасность управления машиной. При использовании коробки-автомата водитель может не отвлекаться на ручное переключение скоростей и сосредоточиться на управлении машиной.
Особенно это может оказаться актуальным для начинающих водителей и авто-леди, использование АКПП помогает меньше утомляться при управлении и даже позволяет избежать возникновения аварийной ситуации.
Также использование автоматической трансмиссии помогает снизить износ двигателя автомобиля. За счёт автоматического переключения передач нагрузка на силовую установку машины существенно снижается, что помогает продлить срок её службы и избежать дорогостоящего и продолжительного ремонта.
Наконец, хотелось бы упомянуть о более высокой проходимости автомобиля с АКПП и более высоком уровне пассивной безопасности.
Наши мастера ответят на ваши вопросы, проконсультируют по вашей поломке и произведут расчет стоимости ремона или замены коробки. |
При том, что АКПП являются более прогрессивными и передовыми по сравнению с механическими коробками, они имеют и некоторые недостатки.
Одним из основных недостатков можно считать более высокую цену по сравнению с механикой. Также при движении по городу машина с АКПП расходует больше горючего – перерасход составляет порядка десяти процентов.
Что касается нюансов управления машиной с АКПП, следует иметь в виду, что в сильный холод её необходимо тщательно прогревать – в противном случае возможна нестабильная работа узла и даже его выход из строя. Также такой автомобиль не получится завести «с толкача» при разрядке аккумулятора.
Наконец, автоматические трансмиссии требуют более тщательного ухода и обслуживания. Замена трансмиссионной жидкости, фильтров, сальников, прокладок и прочего является регулярной и обязательной процедурой. Также, в связи с более сложной конструкцией коробки-автомата по сравнению с механической, обслуживание и ремонт АКПП обойдётся в более значительную цену.
Учитывая все преимущества и недостатки автоматической трансмиссии, можно сделать выводы относительно её применения. Машину с такой коробкой можно рекомендовать тому, кто ценит комфорт и готов пойти для этого на дополнительные расходы.
Также такая коробка станет отличным выбором для городских условий в плане удобства и простоту управления. Она не слишком хорошо подходит для экстремального вождения, зато обеспечит вам спокойное и безопасное управление при размеренной езде.
Какая коробка лучше: автомат или механика?
Так кто же из них прав, какую трансмиссию выбрать? – Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться в устройстве механизмов, в чём их отличия и преимущества.
Постараемся объяснить простыми словами.
По сути, ездить на «механике» или «автомате» – большой разницы для опытного водителя нет, а вот новичок эту разницу чувствует сразу. Всё дело в привычке,
- особенностях трассы
- и стиле вождения.
При этом пересаживаться с механики на АКПП намного проще, чем наоборот.
Сравнение автоматической и механической коробки передач
Прогресс человеческой цивилизации стремительно набирает обороты, и, чтобы соответствовать времени, многим людям пришлось ускорить свой темп жизни, воспользовавшись механическими средствами передвижения.
Процесс обучения вождению автомобиля у некоторых представителей людского рода вызывает осложнения, связанные с техническими особенностями конструкции автомобильного транспорта.
Исходя из этого, научные умы нашей цивилизации пришли к выводу, что упрощение всей процедуры вождения приведет к улучшению профессиональных навыков, а значит, позволит еще больше популяризовать автомобиль в современном мире.
Изобретение автоматической коробки передач стало первым шагом на этом пути. Достоинства и недостатки»автомата» будут рассмотрены в данном материале, а также мы сравним АККП с механической коробкой передач.
В данный момент отечественная промышленность в корне отличается от своих аналогов за рубежом: если компании — разработчики из западных стран Европы и северной Америки оснащают свои автомобили на 90 процентов АКПП, то представители нашего автопрома достаточно долго использовали, за редким исключением, только МКПП.
Ручка переключения передач в механической коробке
Механическая коробка — это редуктор многоступенчатого типа, который представляет возможность водителю транспортного средства самостоятельно переключать передачи автомобиля. МКПП бывают с разным количеством передач: самые простые имеют четыре передачи, а в самых сложных количество передач достигает семи и более штук.
Конструкция механической коробки передач представляет собой металлический вал с фиксированным комплектом шестерен и его аналог со свободно вращающимися шестеренками. При синхронизации вращения соответствующих пар шестерен может происходить блокировка и фиксация их специальными механизмами.
Для процесса переключения передач используется однодисковое сцепление.
Главным отличием механики от автомата является то, что МКПП дает опытному водителю больше возможностей для управления транспортным средством. Экономия топлива, быстрое достижение достаточно высоких скоростей – это преимущества МКПП перед АКПП в руках профессионального водителя.
Читать далее: Как завести двигатель в мороз
Схема МККП
Преимущества «механики»:
- потери при передаче энергии вращения двигателя автомобиля к ведущей паре колес минимальны;
- простая конструкция не требует сложной технологии ремонта и профилактического обслуживания;
- значительно меньший вес механической коробки влияет на общую массу транспортного средства;
- более простая конструкция влияет на более низкую стоимость автомобиля;
- более высокий КПД по сравнению с аналогичным показателем для АКПП;
- не требует установки специальной системы охлаждения;
- больший срок эксплуатации по сравнению с АКПП;
- стоимость всех элементов МКПП более низкая, чем запчасти к «автомату»;
- возможность буксировки автомобиля на большие расстояния и завода транспортного средства «с наката»;
- более широкие возможности для управления и качества вождения транспортным средством;
- при наличии некоторого опыта ремонт МКПП можно совершать самостоятельно.
Недостатки МКПП:
- научиться водить автомобиль на механической коробке передач требует больше сил и времени, чем на «автомате»;
- при неправильном выборе режима передачи возможна перегрузки двигателя и трансмиссии;
- управлять автомобилем с автоматической коробкой гораздо более комфортно, чем на «механике»;
- плавное изменение передаточного отношения невозможно осуществить.
Процесс управления транспортным средством, оснащенным механической коробкой передач связан с применением существенных физических усилий.
Это серьезно утомляет, особенно во время передвижения в городских условиях, когда требуется постоянно останавливаться, а затем опять разгонять свой автомобиль.
Человек, который научился водить автомобиль с помощью МКПП, легко сможет управлять аналогичным средством передвижения, оснащенным АКПП. А вот наоборот, скорее всего, легко не получится.
Лидеры среди моделей с АКПП
Если обратить внимание на вторичный рынок свежих иномарок, то картина с автоматами становится еще более яркой.
Так, например, KIA Rio 4 поколения с АКПП с начала года показал прирост в 6% по отношению к аналогичному периоду 2020 года. Вторичный рынок предлагает нам 5862 варианта, из которых лишь 1422 на механике. Остальное все — «бездушная» АКПП.
Набирающий популярность кроссовер Hyundai Creta показывает еще больший прирост проданных машин на автомате — плюс 8%. Вторичка предлагает 4841 машину, из которых 3616 с АКПП.
С Toyota Camry ситуация еще хуже. Или лучше. Поколение XV40 было последним, где можно было застать механическую коробку. Начиная с XV50, выпускаемую с 2011 года, на модели ставят только автомат. Вот так, без права выбора.
Один только Hyundai Solaris II остается относительно доступным на МКПП. Но тенденция к вытеснению механических коробок тоже есть — плюс 3% по сравнению с первым кварталом 2020 года. Б/у машин продается 8088 штук, но с механикой из них всего чуть меньше половины — 3449, округленно — 42%.
Педантичные немцы и раньше не питали особой любви к механике, а сейчас — и подавно. Так, полюбившийся публике Volkswagen Tiguan II уже не просто отыскать на «ручке». Из вторичных 5470 экземпляров МКПП оснащены лишь 555. Всего 10%! А что делать жителям некрупных городов? В Самаре официальный дилер предлагает всего две машины с не самыми ходовыми комплектациями, но с МКПП. Хочешь — бери эти, не хочешь — поезжай за «Солярисом»… На вторичке механики вообще нет.
Устройство АКПП
АКПП состоит из таких элементов:
- Гидротрансформатор — фактически во всем соответствует сцеплению в МКПП, однако не нуждается в личном управлении со стороны автомобилиста.
- Планетарный ряд — предназначен для изменения передаточного числа при переключении передач в АКПП и соответствует блоку шестерен МКПП.
- Задний фрикцион, тормозная лента, передний фрикцион — элементы, с помощью которых производится переключение передач.
- Система управления. Этот узел состоит из шестеренчатого насоса, клапанной коробки и маслосборника.
Гидротрансформатор предназначен передавать крутящий момент от «движка» к компонентам АКПП. Он вмонтирован в промежуточный кожух, между КПП и «движком», и выполняет опцию обыкновенного сцепления. При работе данный узел, который наполнен трансмиссионной жидкостью, совершает обороты с высокой скоростью и несет большие нагрузки.
Он способен не только передавать крутящий момент, осуществлять сглаживание и поглощение вибраций «движка», но и запускать масляной насос, который расположен в корпусе КПП. Масляный насос наполняет гидротрансформатор масляной жидкостью и образует в системе контроля и управления рабочее давление.
Поэтому ошибочно мнение, что транспортное средство с АКПП можно завести принудительно без применения стартера. Насос автоматической коробки передач получает энергию лишь от мотора, а если «движок» не работает, давление в системе контроля и управления не образуется, как бы не был расположен рычаг выбора режима езды. Соответственно, принудительное вращение карданного вала не способно заставить мотор вращаться, а коробку передач — работать.
Планетарный ряд. Автоматические трансмиссии, в отличие от МКПП, которые используют сцепляющиеся между собой шестерни и параллельные валы, в большинстве применяют планетарные передачи.
В корпусе КПП находится несколько планетарных механизмов, которые и обеспечивают требуемые передаточные отношения. Передача крутящего момента посредством планетарных механизмов от «движка» к колесам происходит благодаря дифференциалу, планетарных дисков и прочих устройств. Управление данными устройствами производится путем системы контроля и управления с помощью трансмиссионной жидкости.
Клапанная коробка — система каналов с расположенными плунжерами и клапанами, выполняющими опции управления и контроля. Такое устройство преобразует степень нажатия на педаль газа, нагрузку «движка» и скорость движения автомашины в гидравлические сигналы. За счет хронологического включения и выхода фрикционных блоков из рабочего состояния, на основе данных сигналов, происходит автоматическое изменение передаточных отношений в КПП.
Тормозная лента — прибор, применяемый для блокировки компонентов планетарного ряда.
Принцип работы АКПП
Автоматические коробки разделяются на два вида. Различие основывается на системах контроля и управления за использованием трансмиссии. Для первого вида характерно, что опции контроля и управления выполняются с помощью специального гидравлического прибора, а для второго вида — электронного прибора. Составные части АКПП обоих типов фактически одинаковы.
Есть некоторые отличия в устройстве и компоновке АКПП заднеприводного и переднеприводного транспорта. Для переднеприводных машин АКПП более компактна и отличается наличием внутри корпуса отделения основной передачи — дифференциалом.
Принцип работы всех АКПП одинаков. Для выполнения своих функций и обеспечения движения, автоматическая трансмиссия должна оборудоваться такими узлами — гидротрансформатором, узлом контроля и управления, устройством выбора режима движения.