Что такое развал, схождение и кастор
Несмотря на то, что операцию называют «развал-схождение», существует еще один параметр, сильно влияющий на управляемость машины. Что означают эти названия? Развал – это отклонение колес в вертикальной плоскости. Схождение – отклонение в угле поворота колес. Кастор – наклон амортизаторной стойки.
Если правильно сделать развал, то пятно контакта колес с дорогой максимально, что обеспечивает наилучшее сцепление с покрытием и управление во время движения. Если же развал неправильный, то сокращается пятно контакта колес, ухудшается сцепление и управляемость, а также возрастает износ резины. Правильное схождение колес обеспечивает минимальный уровень боковых нагрузок во время движения, благодаря чему возрастает управляемость автомобиля, снижается сопротивление движению, а также увеличивается срок службы покрышек. Правильный кастор обеспечивает оптимальное распределение динамических нагрузок, благодаря чему машина становится более управляемой.
Что необходимо для регулировки развала-схождения
Чтобы самостоятельно сделать развал или схождение колес вам потребуются:
- диагностика подвески, при необходимости ремонт;
- специальный стенд, ямные пути, смотровая яма или просто ровная площадка;
- прибор для измерения углов развала и схождения. Если его нет, то потребуются:
- линейка;
- длинная рейка;
- веревка;
- малярный скотч;
- несколько деревянных брусков;
- штангенциркуль;
- набор ключей;
- регулировочные шайбы;
- жидкость WD-40;
- домкрат;
- руководство по ремонту автомобиля.
Как понять, что нужна регулировка, и почему это важно
Данная процедура должна выполняться два раза в год при сезонной замене резины. Современные автомобили чаще всего обслуживаются в специализированных автосервисах. Здесь используются специализированные стенды, компьютеры. Данную процедуру можно провести своими силами.
Вначале важно научиться распознавать необходимость проведения такой регулировки. При этом ориентироваться следует на такие признаки:
- неоднородность износа покрышек;
- постоянный увод авто в сторону во время прямолинейного движения;
- возникновение трудностей при управлении автомобилем;
- неравномерность стирания кромок желобка переднего колеса.
Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно незамедлительно принимать адекватные меры для решения проблемы.
Какие операции можно сделать самостоятельно
Единственная операция, которую невозможно правильно сделать самостоятельно – это точная регулировка кастора. Если авария не изменила геометрию кузова, то можно сделать симптоматическую регулировку кастора. Когда машина плохо слушается руля, входит в повороты неустойчиво и с задержкой, необходимо просто увеличить кастор на 20–40 минут. Если же при резком разгоне руль начинает вырываться из рук, кастор нужно сделать меньше. При этом необходимо помнить – увеличение кастора приводит к увеличению развала колес. Также вы сможете отрегулировать развал схождение своими руками. Если же кузов поврежден в результате аварии, что привело к нарушению его геометрии, то любая регулировка подвески бессмысленна. Вы потратите много времени, а результат будет крайне сомнительным. Поэтому после даже небольшой аварии, обязательно проверяйте геометрию кузова на специальном стенде.
Как я попал к частнику
Все праздники, я провел со своими родителями в родном городе. Сам по себе, город маленький и все знают друг друга. Так вот, заговорили мы с отцом за угол установки колес. Он то мне и рассказал, что неподалеку от них живет мастер, который сам занимается развалом-схождения. Казалось бы, ничего удивительного, работает да и работает. Но только, всю установку он собирал сам. Так сказать своими руками.
Ну, я и решил посетить его «автосервис». Как я понял, работал он уже более 10 лет. И за это время, ни один клиент не ушел от него недовольным. Вот только неизвестно, как он нашел для меня свободную минуту.
Заехал я на «яму» и первое, что сделал механик – проверил давление в шинах и установил специальные зажимы. Больше всего меня удивили китайские лазеры. Именно они и установлены на эти самые зажимы. Луч света от них не самый точный. Поэтому для выравнивания плоскости вращения колеса, мастер установил на механизмы регулировочные шайбы. А ориентиром для него, была размеченная полоска на заднем колесе.
Как регулировать кастор, развал и схождение
В первую очередь необходимо проверить состояние всех деталей подвески. Если что-то вызывает подозрение, проведите ремонт. Без этого все регулировка подвески, в том числе развал или схождение своими руками, не имеет смысла. Лучше всего для регулировки подходят специальный стенд и ямные пути. Проблема в том, что ямные пути стоят от 70 тысяч рублей, а стенд еще дороже. Впрочем, ямные пути отличаются от смотровой ямы или ровной бетонной площадки лишь большей комфортностью работы, но на регулировки никак не влияют.
- Закатите автомобиль на стенд, ямные пути или ровную бетонную площадку, несколько раз сильно нажмите на кузов в районе всех колес. Затем установите руль так, чтобы передние колеса смотрели строго вперед.
- Регулировка кастора на подвеске Мак-Ферсон проводится перестановкой шайб, установленных на растяжке. На других типах подвески эта регулировка выполняется по-разному, поэтому внимательно читайте руководство по ремонту вашей машины.
Помните, такая настройка является приблизительной, поэтому всегда существует вероятность, что управляемость машины ухудшится в некоторых режимах.
Развал
- Для регулировки развала закрепите веревку с помощью скотча на крыле так, чтобы она проходила через центр колеса, но не касалась резины.
- К веревке подвесьте грузик (пара гаек на 14–24).
- С помощью штангенциркуля измерьте расстояние до веревки в верхней и нижней точке колесного диска. Если сверху расстояние до веревки больше, чем снизу, это положительный развал. Оптимальное значение развала написано в инструкции по обслуживанию и ремонту машины и может отличаться для различных автомобилей.
Схождение
Способ регулировки схождения зависит от типа подвески. На подвеске Мак-Ферсон для этого используют болт с эксцентриком, соединяющий поворотный кулак и амортизатор. Регулировка развала на других типах подвески производится с помощью специальных шайб. Более подробно эта операция описана в руководстве по ремонту автомобиля.
Если у вас отсутствует лазерный стенд или прибор для регулировки развала, то с помощью малярного скотча вертикально прикрепите к диску переднего колеса два одинаковых бруса толщиной 20–50 мм и подставьте табуретку или какую-то опору на уровне ступичного подшипника. Положите на опору длинную ровную рейку и прижмите ее к брускам. Измерьте расстояние от рейки до ближнего края заднего колесного диска и вычтите из полученного значения толщину бруска и половину разницы между шириной задней и передней колеи. Если результат отличается от нуля, проведите регулировку.
Более подробно эта операция описана в инструкции по ремонту вашей машины. Если вы не можете найти рейку, сгодится и линейка длиной не менее 1 метра, к которой необходимо с помощью малярного скотча прикрепить тонкую веревку.
Вариант с использованием натянутой веревки
Линейка должна лежать на подставке и плотно прилегать к брускам. Натяните веревку и внимательно смотрите, чтобы ее направление полностью совпадало с линейкой. Если смотреть вдоль веревки, то легко заметить отклонение даже в 2–3 мм. Натянув веревку, измерьте расстояние до ближнего края заднего колесного диска и проведите такие же вычисления, как описано выше. Но, такая процедура менее точна, чем с использованием рейки.
Регулировка своими руками
Выполнять развал схождение своими руками довольно не просто. Не потому, что сход очень сложно сделать, а по той причине, что для этого нужно приобрести дорогостоящий инструмент. Если вы решили провести регулировочные работы собственными силами, то будьте готовы к некоторым затратам.
Хочу отметить, что рекомендуется выполнять развал-схождение после каждых двадцати тысяч километров.
Поэтому гораздо выгоднее купить инструмент и делать все самому. Из инструмента понадобиться:
- Измеритель развала (цифровой). Является самым удобным и довольно быстро производит замеры.
- Регулятор схождения. Выполняет замер уровня схождения, с его помощью подбирается необходимый угол.
- Набор ключей.
Учитывая всю сказанную выше информацию, можно выполнять развал схождение своими руками. Итак, как это делается?
- Первое, что нужно сделать, убедиться в том, что набор необходимых инструментов, без которых не возможно выполнить данный процесс – готов.
- Перед тем, как приступать к основной работе, необходимо проделать ряд обязательных мероприятий. Нужно замерить старое расположение каждого колеса. Это необходимо выполнить для того, чтобы поставить все как было, если ваша регулировка вдруг не увенчается успехом. Каждое колесо необходимо замерить, полученные данные записать на листочек. Также нужно проверить, а лучше перепроверить выравнивание, которое появится после новых изменений. Это важно, так как при изменении развала будет меняться и схождение, также происходит и в обратном случае. Нужно убедиться, что все гайки на колесах затянуты. Также следует проверить колеса на количество атмосфер в них. Если вы заметите, что не соблюдается идентичность, то примите все меры, чтобы данную ситуацию изменить. Разность между колесами может иметь максимум 0.5 атмосфер. После проведения подготовительных работ можно выполнять схождение и развал своими руками.
- Развал своими руками. Нужно поднять транспортное средство на домкрат и проверить геометрию подвески. Нужно внимательно осмотреть подвеску, чтобы выявить на ней какие-либо механические повреждения (износ, трещины). Это можно не делать, но если уж появилась возможность заглянуть под автомобиль, почему бы ни просмотреть и другие элементы. Если дефектов не обнаружено, то можно продолжать дальше, а если такие есть – стоит сразу же заменить повредившиеся детали на новые.
Такие элементы, как контргайка и болт с эксцентриком, крепят рычаги подвески авто. Чтобы отрегулировать угол развала, вам нужно немного отпустить гайку, для того чтобы свободно вращать эксцентрик. Вращая его, вы сможете изменять угол, а так же вы заметите, как вращается подвеска. Теперь нужно достать листик с записями ваших старых показаний, чтобы определить, насколько нужно выставлять новое положение. Далее затяните отпущенные гайки, снимите автомобиль с домкрата. Откатите его на несколько метров назад, а потом верните в исходную позицию. После этого повторно замерьте развал. Если вы с первого раза добились необходимых оптимальных показателей – отлично. Если же нет – повторите попытку еще раз. Таким образом нужно отрегулировать каждое колесо.
- Схождение своими руками. Снова установите машину на домкрат и ослабьте уже известные вам контргайки крепления рулевых тяг. Регулировка схождения регулируется путем вращения рулевой тяги. Итак, вращая тягу, мы изменяем ее длину. Важно помнить, что ваша спецификация – только один дюйм схождения, то это значит, что с каждой стороны вы можете пододвинуть тяги только на полдюйма. После этого закрутите все ослабленные крепежи и снимите авто с домкрата. После этого нужно также откатить транспортное средство на несколько метров назад, а потом вернуть его на место. Теперь нужно измерять новые изменения, для того чтобы убедиться в том, что все сделано верно. Если все как предполагалось, нужно завершить выполнение – затянуть основательно гайку и эксцентрик. На этом регулировка окончена. После этого можно переходить на вторую сторону авто – к другим колесам. Если результат – неудовлетворительный, что ж, давайте все повторять, начиная с развала, проверяя каждое колесо.
Выполнить развал схождение своими руками значит сделать то, чем занимаются только мастера на сервисах. Если вы довольны своей работой и новые параметры удовлетворяют требования автомобиля, то вы действительно на отлично справились с этой задачей.
Диагностика и ремонт автомобиля: настройка развала колёс
Нужен мастер?
Машину паркуют на ровной площадке либо загоняют в гараж со смотровой ямой. Для диагностики пригодится обычный мел, стандартный набор инструментов для автомобиля вашей марки.
Все колеса машины выставляют прямо по направлению движения. Мелом рисуют отметки, отталкиваясь от диаметра колеса. Дальше измеряют расстояние от ободка до верёвки или шнура.
Стандартная разница при замерах должна составлять не более 3 мм. После первых замеров автомобиль выгоняют, проворачивают колёса и повторяют ещё раз замеры.
Затем каждое колесо снимают, попускают болты крепления. Регулируют угол до тех пор, пока он не будет соответствовать стандарту.
Телескопическая раздвижная ПСК-ЛГ линейка для контроля схождения колес
Замеры углов установки передних или задних колес следует проверять или регулировать на механической или оптической плоскости, поскольку измерительным приспособлением оказывается некое воздействие на обода колес и боковые поверхности шин. Чтобы правильно отрегулировать и установить колеса, необходимо следовать инструкции, а те автолюбители, которые предпочитают обслуживать свои машины в индивидуальном порядке, должны пользоваться телескопической линейкой.
Конструкция телескопической линейки заключается в том, что ее подвижный конец с упором выдвигается на определенный уровень. Необходимая длина определяется в зависимости от того, какая колея передней колесной оси авто, после чего ее следует зафиксировать с помощью зажима. На концах линейки телескопического типа крепятся цепи, которые предназначены для того, чтобы можно было установить линейку между колесами на одном расстоянии от поверхности пола.
Телескопическая линейка для схождения углов
Принцип работы телескопического прибора основывается на том, что расстояние между колесами машины измеряется с помощью рейки, которая находится внутри неподвижного цилиндра трубки. Данная трубка связана с подвижным концом, а также соединена с барабанным указателем и упором. Процесс перемещения рейки осуществляется с помощью шестеренки по барабанному указателю, отсчет перемещения которого ведется в рамках 20-25 мм.
Обратите внимание!
Учитывая стандартный диапазон измерения и процедуру выдвижения подвижных колец, категорически запрещено, чтобы нулевое положение шкалы барабанного устройства превышало 7 мм.
Стенд регулировки углов установки колес (сход-развал)_Hunter — WA330VM/20LE-421LZ5M
Компания Hunter разработала систему развал-схождения HTA-MB-R специально для удовлетворения строгих требований специализированных автосервисов Mercedes-Benz и обеспечения точного развал-схождения на всех легковых автомобилях и лёгких грузовиках. Специально разработанное программное обеспечение Hunter WinAlign® соответствует спецификациям всех моделей Mercedes-Benz.
Разработка позволяет существенно упростить и ускорить процесс выполнения регулировки углов установки колес. Стенд HAWKEYE не имеют себе подобных. В датчиках HAWKEYE четыре камеры непрерывно фотографируют проекции геометрических фигур на мишенях, устанавливаемых на колесах. Установленные на перекладине рамной конструкции по двум углам четыре камеры (по две в каждом углу) окружены массивом светодиодов, выполняющих роль фотовспышки. Светодиоды вспыхивают с частотой около 8 раз в секунду. Камеры с помощью цифрового процессора, к которому они подключены, способны по сфотографированной проекции фигуры определить все параметры.
Преимущества:
- Технология измерений 3D – обеспечивает быстрое выполнение рабочих операций (за счет отсутствия необходимости вывешивать колеса автомобиля при процедуре компенсации)
- Отражающие мишени:
- Разработаны специально для использования с высокоточными датчиками HawkEye™, обеспечивают больший угол видения, как по горизонтали, так и по вертикали
- Компактные и легкие мишени очень просты в обращении
- Обладают повышенной коррозионной стойкостью, имеют небьющуюся лицевую панель, ударопрочный корпус, защитный резиновый контур
- Никаких электронных схем, которые могут быть повреждены при падении! Мишени не нуждаются в калибровке, и поэтому практически не требуют обслуживания
- Колесные адаптеры — эксклюзивные функции самоцентрирующихся колесных адаптеров обеспечивают ещё большую универсальность применения, экстра-прочность и простоту эксплуатации
- Датчики высокого разрешения HawkEye™:
- Обеспечивают быстрый «захват» мишеней для достижения высоких скоростных характеристик благодаря использованию multi–D технологии
- Используют технологию трехмерного моделирования, обеспечивающую высокую точность результатов измерений
- Четыре видеокамеры высокого разрешения мгновенно обновляют информацию на мониторе
- Уменьшают размеры рабочего поста для выполнения измерений
- Четыре видеокамеры обеспечивают широкий угол зрения камер, в отличие от аналогов с двумя камерами
- Ударопрочные алюминиевые мишени-отражатели имеют неограниченный срок службы
- Беспроводной стенд без аккумуляторов
- Поддержка USB принтеров
- Разработанное Hunter программное обеспечение WinAlign® включает в себя новые процедуры, необходимые для правильного выполнения развал-схождения на всех моделях MB
- Омологация MB — в дилерском варианте стенда HTA-MB
- Гарантия 12 месяцев
Комплектация стенда:
- Передвижная стойка темного-сbytuj цвета HUNTER
- Программное обеспечение WinAlign® VAS6292
- Жидкокристаллический монитор 26″
- Цветной струйный принтер
- Клавиатура и оптическая мышь
- Измерительная система HUNTER HAWKEYE
- Центральная колонна с подвижной траверсой
- Колесные адаптеры MB
- 4 кронштейна для хранения датчиков на стойке
- Депрессор педали тормоза
- Держатель руля
- Инструкция по эксплуатации на русском языке
Линейка для схождения колес грузовых автомобилей
Конструкция приспособления ПСК-ЛГ имеет среднюю сложность. К элементам, из которых состоит устройство, относится следующее:
Линейка для схождения колес
- измерительный наконечник и трубка;
- шкала отсчета и корпус;
- выдвижной шток и винт;
- подвижная втулка, удлинитель;
- заглушка и стержень.
Внутри главного цилиндра расположен выдвижной шток, на котором надежно закреплена подвижная втулка. Чтобы фиксировать шток в определенном положении относительно втулки, внутри цилиндра и трубки находится стопорный болт.
Производитель в обязательном порядке наносит на втулку указательный штрих-код.
Стоит заметить, что во втулку со штоком встроены пружины, чтобы она перемещалась по шкале и корпусу. Также в шток обязательно должен быть установлен удлинитель, на котором находится второй измерительный наконечник с ограничительными стержнями, свободно вращающимися вокруг своей оси. С целью регулировки схождения колес грузовых машин на стержнях также должны быть заглушки.
Обратите внимание!
Чтобы контролировать процесс схождения, установка ограничительного удлинителя между штоками является обязательной.
Принцип работы устройства заключается в том, что оно определяет разницу расстояний, которые измеряются между точками колес транспортных средств. Эти точки в свою очередь образуются за счет того, что автомобиль перекатывается на расстояние, примерно равное диаметру колесного обода. Линейка представлена трубкой с измерительным наконечником на одном конце, и с корпусом с передвижной шкалой отсчета — на другом. Данная передвижная шкала фиксируется с помощью винта.
К основным техническим характеристикам относится цена деления шкалы, которая составляет 1 мм, а диапазон показания колеблется в пределах от -10 до +10 мм. Допускаемая погрешность линейки составляет 0,5 мм, а масса прибора в собранном виде достигает 1,5 кг. Что касается габаритных размеров, они составляют 1930х40х35.
Конструкция линейки для схождения колес
Для чего предназначена линейка для схождения колес грузовых автомобилей
Конструкция, с помощью которой ведется контроль за процессом схождения колес машин, предназначена для того, чтобы регулировать и правильно определять углы. На сегодняшний день существует две модификации данного устройства, которое пользуется популярностью у многих автомобилистов:
- линейка ПСК-Л, которая предназначена для того, чтобы контролировать схождение передних колес транспортного средства;
- устройство ПСК-ЛГ необходимо для контроля схождения колес грузовых и легковых машин.
Вам это будет интересно О колесах Форвард Сафари на Ниву и УАЗ
Только при условии, что управляемые колеса будут установлены с соблюдением всех правил и требований, устойчивость машины будет повышаться. Правильное схождение также способствует тому, что транспортным средством будет легче управлять, безопасность при движении повысится в несколько раз, износ запчастей и колес снизится, как и расход топлива.
Важно!
Использование линейки ПСК-ЛГ возможно только на СТО или в автомобильном хозяйстве. На сегодняшний день у многих опытных автомобилистов такое устройство есть в гараже, поскольку в индивидуальном порядке используют его для обслуживания своего транспорта.