Как определяется динамика разгона автомобиля, и как разгон влияет на расход топлива ( 3 фото + 1 гиф + 2 видео )


Не мешайте автомату работать!

Некоторые водители на светофоре переводят селектор автоматической коробки в «паркинг» — якобы для продления жизни агрегату. А еще говорят, что для экономии топлива, оказывается, при движении под горку надо в автомате тоже задействовать «нейтраль».

Если такой прием и дает призрачную экономию, это однозначно небезопасно. Жизнь и здоровье человека вряд ли стóят нескольких граммов бензина. Похоже, именно так рассуждало и большинство автопроизводителей. Например, в инструкции по эксплуатации Subaru четко сказано: «Не допускайте движения автомобиля, когда рычаг селектора находится в положении N». Пояснение простое: при разомкнутой трансмиссии становится невозможным торможение двигателем, что повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Kia также говорит о возможной потере управляемости. А Nissan добавляет, что это вредно для коробки.

Мы проверили, как автомобиль разгоняется на бензинах АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Что из этого вышло?

Как изменяется расход топлива в зависимости от того, какой сорт бензина залит в бак? О попытке найти ответ на этот вопрос рассказывалось в статье «Влияет ли сорт топлива на расход? Мы провели эксперименты на бензинах АИ-92, АИ-95 и АИ-98».

Однако только измерением величины расхода топлива наши испытания не ограничивались. Замеры, сколько бензина потребляет 2,8-литровый 30-клапанный V6, проводились при движении тестового Audi А6 по определенному участку трассы только в одну сторону.

На обратном пути к месту старта помимо попыток вызвать детонацию, упомянутых в приведенной выше статье, мы также выясняли, как в зависимости от сорта применяемого бензина изменяется динамика разгона.

Среди автомобилистов бытует мнение, что сорт залитого в бак бензина сильно сказывается на динамических характеристиках автомобиля: чем октановое число топлива выше, тем быстрее машина разгоняется.

Для многих автовладельцев эта истина очевидна и сомнению не подлежит. А как тогда быть с народной мудростью «доверяй, но проверяй»? Итак, возвращаясь на старт после каждого очередного измерения, помимо того, сколько машина «жрет», мы выясняли, как она будет разгоняться на том или ином бензине, если быстрого разгона потребует дорожная ситуация.

У задержки с оглашением результатов проверки влияния бензинов АИ-92, АИ-95 и АИ-98 на разгонную динамику есть несколько причин. Главная из них связана с методикой измерения.

Не потому, что мы не ищем легких путей, а дабы исключить погрешности, связанные с включением-выключением секундомера вручную в моменты проезда контрольных столбиков, и из-за того, что у тахометра более крупная и информативная шкала, чем у спидометра, решили ориентироваться на тахометр, а процесс разгона снимать на видеокамеру. Поскольку съемка велась со скоростью 30 кадров в секунду, далее оставалось в домашних условиях сделать раскадровку всех видеофайлов и из нее взять необходимую нам числовую информацию.

У профессиональных кинематографистов наша методика, наверное, вызовет улыбку, ведь они знают, на какой трудоемкий процесс мы себя обрекли, выбрав ее. Длительной процедура анализа видеоматериалов оказалась также из-за необходимости отвлекаться на другие работы.

Владелец Audi А6 ее уже опробовал. Присланное им видео показывает, что такой ракурс и качество съемки действительно дают полное представление о том, что происходит с приборами.

И скриншоты раскадровки позволяют получить четкую информацию, которая необходима для анализа.

На этот раз видеоролики, по которым невозможно было безошибочно определить время, затраченное на разгон с 2500 до 5000 об/мин, пришлось исключить из рассмотрения вообще. Результаты заездов, где нет ясности с расходом топлива при разгоне, оставили, так как определение экономичности было попутной, но не главной целью испытания на оценку разгонной динамики.

Остается добавить, что в отличие от заездов на проверку экономичности, которые проводились с ограничителем хода под педалью «газа» и на принудительно зафиксированной 4-й передаче, все «динамические» попытки проводились без упора под педалью «газа», при нажатии на педаль в пол и на 3-й передаче. На тестовом отрезке трассы было выбрано два контрольных участка с четкими ориентирами, где начинать разгон, поэтому таблиц, в которые сведены результаты, также две.

Напомним, что итоги первых заездов по проверке расхода топлива нас сильно озадачили, ведь вопреки теории и заверениям знатоков на 92-м бензине расход топлива оказался меньше, чем на 95-м. К сожалению, по причинам, указанным выше, «выпала» самая первая попытка разгона на АИ-92, но и без нее видно, что на этом сорте топлива машина еще и разгонялась быстрее, о чем свидетельствует сравнение результатов, показанных в первых пяти попытках на втором тестовом участке. Это тоже стало неожиданностью.

Сюрпризы с расходом топлива, которые в самом начале испытаний преподнес 92-й бензин, привели к тому, что, посовещавшись, мы решили снова поездить на АИ-92 сразу после тестирования АИ-98. Однако и после серии повторных заездов мы не нашли подтверждения факту, что 92-й бензин, как образно выразился один из читателей при обсуждении статьи, посвященной сравнению расхода топлива, держит автомобиль за «хвост».

На истину в последней инстанции претендовать не будем, но можем констатировать, что на конкретно взятом автомобиле при тех дорожных и погодных условиях в течение дня, когда проводились тесты, мы не нашли существенного проигрыша АИ-92 ни в расходе топлива, ни в разгонной динамике по сравнению с АИ-95 и АИ-98.

Напомним, что 92-й бензин не являлся топливом, рекомендуемым заводом-изготовителем для двигателя тестовой Audi. Примечательно, что тема экономичности недавно всплыла в разговоре с владельцем KIA Sportage 2.0. Он заправлял автомобиль АИ-95, по умолчанию придерживаясь общепринятого мнения, что на 95-м машина расходует меньше и едет резвее. Прочитав нашу статью про влияние сорта бензина на расход, владелец решил попробовать АИ-92, воспользовавшись тем, что в его случае оговоренная производителем октановая потребность min.92, а значит, заводские рекомендации нарушены не будут. Пробег Sportage уже намного превышает короткую дистанцию, на которой мы проводили тесты. По словам владельца, потери в динамике не чувствуется, расход топлива по показаниям БК уменьшился!

Может, кто-то задумается об упущенной выгоде, а кто-то и нет — как знать, пока сам не проверишь?

Результаты разгонов на первом тестовом участке
Время записи видео, час.минСорт бензинаВремя разгона с 2500 до 5000 об/мин, сКоличество израсходованного топлива, мл
11.09АИ-9213,2138
12.32АИ-9513,2
13.21АИ-9513,5
13.40АИ-9513,2131
14.15АИ-9812,9133
14.34АИ-9813,1
15.29АИ-9213,4
15.49АИ-9213,6140
16.06АИ-9213,3134
Результаты разгонов на втором тестовом участке
Время записи видео, час.минСорт бензинаВремя разгона с 2500 до 5000 об/мин, сКоличество израсходованного топлива, мл
10.53АИ-9212,5
11.11АИ-9212,9139
12.34АИ-9513,4140
13.23АИ-9513,2137
13.42АИ-9513,1135
14.17АИ-9813,4
14.38АИ-9813,3140
15.31АИ-9213,1137
16.26АИ-9213,0

Сергей БОЯРСКИХ Фото и видео Вадима ЗЕНЬКЕВИЧА и владельца Audi А6 ABW.BY

Вместо эпилога

Азбучным истинам можно верить. И это закономерно, ведь они подтверждены опытом. Ну а новомодные утверждения следует обосновывать и доказывать, в противном случае они остаются теоретическими предположениями.

Комментарий специалиста

ЕЗДИМ ЭКОНОМНО

Денис Загарин, руководитель Центра испытаний НАМИ

Наиболее экономичный режим — разгон до желаемой скорости с нажатием педали акселератора на 2/3 ее рабочего хода. Такие условия разгона были заложены в стандартный городской ездовой цикл, являющийся частью ездового цикла NEDC для оценки топливной экономичности автомобилей. В настоящее время реализуется более динамичный ездовой цикл WLTР с интенсивными ускорениями, при которых в городских условиях расход топлива резко возрастает. Отсюда общее пожелание: избегайте резких ускорений и торможений.

Режим торможения двигателем по сравнению с переходом в «нейтраль» дает преимущество в экономичности, так как при этом прекращается подача топлива в двигатель. Не забывайте и о правилах безопасности — на автомобилях с АКП запрещено переводить селектор в «нейтраль» не только на спусках, но и при прямолинейном движении.

Что касается экономичного вождения грузовиков, то стóит обратить внимание на удельную мощность двигателя. Чем она больше, тем предпочтительнее будет плавный разгон. Однако при удельной мощности меньше 6,0 л.с. на тонну выгоднее ускоряться резко, так как двигателю тяжело реализовать разгон при работе не на полную мощность. Получается, что без нагрузки экономичнее плавный разгон, а при полной нагрузке всё зависит от удельной мощности двигателя.

Инжекторные автомобили

При данной конструкции топливной системы вариантов некорректного поведения машины при разгоне меньше. И выявить проблемы, связанные с топливным оборудованием, помогут специальные средства для диагностики, а это прямой путь до ближайшего СТО. Устранить проблемы самостоятельно вам вряд ли удастся.

К основным причинам плохого разгона или набора скорости с рывками относят низкое давление топлива в системе, выход из строя ДМРВ и ДПДЗ. Возможные проблемы разгона могут возникнуть из-за неисправности в системе зажигания, выявить которые также поможет специальное оборудование диагностики узлов.

В большинстве случаев проблемы с разгоном возникают в пути (и это естественно), когда нет возможности быстро доехать до автосервиса. В таких случаях возможно провести диагностику самому, для этого необходимо визуально осмотреть и проверить надежность соединения проводов с катушками зажигания. Также можно, запустив двигатель автомобиля и открыв капот, послушать работу двигателя. Должны четко слышаться щелчки электричества при пробое, а при тусклом освещении еще можно увидеть и саму искру.

Существует такая неисправность, как выход из строя одного или нескольких цилиндров двигателя. Проявляется она в заметном снижении мощности мотора: авто плохо разгоняется, тяжело преодолевает различные подъемы. Выявить данную неисправность можно визуально, осмотрев работающий двигатель. Будет заметна сильная вибрация мотора, изменение звуков , начнут меняться обороты на холостом ходу. Кроме того, значительно увеличится расход топлива. В итоге снижение мощности двигателя приводит к его нестабильной работе и неадекватному поведению при разгоне. Решение здесь одно – ремонт двигателя.

Как видим, в автомобилях с инжекторной топливной системой вы мало что сможете сделать самостоятельно, без специального оборудования, и эксперименты здесь крайне нежелательны. В случаях обнаружения каких-либо проблем и неисправностей самым верным средством будет обращение к специалистам.

Способы увеличения мощности двигателя

  • Заправиться бензином с октановым числом, превышающим рекомендуемый.
  • Заменить стандартный воздушный фильтр на фильтр нулевого сопротивления.
  • Заменить стандартную выхлопную систему на прямоточную.
  • Чип-тюнинг двигателя.
  • Замена моторного масла на более качественное и менее вязкое.

Потеря мощности двигателя — досадная проблема для любого автомобилиста. Машина не едет так, как должна, и порой это очень раздражает, а иногда и вовсе небезопасно, поэтому поиск первопричин и их устранение — задача важная и нужная. Удачи на дорогах!

Автомобильная силовая установка может не развивать нужной мощности, и водитель обращает на это внимание, как правило, когда падение динамики уже явное. Вряд ли этого не заметишь, если на сухом, твёрдом и ровном дорожном покрытии автомашина разгоняется с большим трудом. В чём причина того, что падает мощность двигателя, и что можно сделать в этом случае?

Причины неисправности

Проверять электронику стоит в последнюю очередь, когда уже проведена диагностика всей механики и никаких проблем обнаружено не было. Игнорировать электронику точно не стоит, так как и она влияет на процесс потребления горючего. Но доверить процесс диагностики всё же стоит специалисту, потому что, не имея соответствующего опыта можно только усугубить ситуацию.

Описанные проблемы являются самыми частыми причинами, из-за которых возникает ощущение, что автомобиль кто-то удерживает при разгоне. Избавиться от них можно отправив авто на диагностику и ремонт. Чтобы избежать подобных неприятностей в будущем, важно проводить диагностику машины минимум 1 раз в год.

Как увеличить приемистость простыми способами

Каждый опытный автомобилист знает и использует собственный, любимый способ повышения былой динамики автомобиля. Рассмотрим самые популярные, однако не будем забывать о том, что только устранение причин, поспособствовавших падению мощностных характеристик ДВС, даст гарантию возврата былых позиций.

  1. Использовать горючее с более высоким октановым числом (ОЧ). И действительно, чем выше будет ОЧ, тем лучше будет топливо противостоять самовоспламенению при сжатии. Это скажется непосредственно на большей мощности от взрыва газа.
  2. Применение «Супротека». Это смазка, представляющая собой композицию из нескольких составляющих. Это не присадка и не добавка, а особый состав, входящий во взаимодействие с металлическими поверхностями элементов ДВС. Прекрасно помогает устранять изношенность металлических поверхностей.
  3. Замена классического воздушного фильтра на модернизированный. Таким образом можно обеспечить подачу в двигатель более богатой смеси.
  4. Изменение выхлопной системы. Прямоток способствует повышению мощности.
  5. Турбирование.
  6. Замена изношенных деталей и многое другое.

Одним словом, привести в норму двигатель своего автомобиля нужно и возможно. Делать это рекомендуется в профессиональных автосервисах, но если у водителя имеются специфические знания и требуемое оборудование — в собственном автогараже.

Многим хотя бы однажды доводилось сталкиваться с ситуацией, когда прекрасно работавший до этого мотор «сдувается», машина словно отращивает якорь сзади. Причины, по которым двигатель не тянет и не набирает обороты, различные, но распознать признаки большинства нетрудно и без навыков автомобильного диагноста или моториста.

Общие причины для всех двигателей

Характеристики мотора, указанные в паспортных данных автомобиля, обеспечиваются при определенных условиях. Это соответствующее норме наполнение цилиндров воздухом, который в ДВС является рабочим телом. Это и возможность вовремя нагреть его до нужной температуры – подать определенное количество топлива надлежащего качества и вовремя его поджечь (пик давления для максимального КПД должен приходиться на момент перехода поршнем верхней мертвой точки).

Рабочий цикл ДВС

Потеря мощности двигателя независимо от его конструкции становится следствием ряда общих причин. Начнем с топлива: его качество остается лотерейным, мотор же настроен на определенный сорт. То есть и прописанная в карты впрыска или заданная настройками карбюратора смесь может уйти от идеальной, и скорость горения смеси изменяется. Так что, если проблемы появились сразу после заправки, сами понимаете, в какую сторону смотреть.

Наполнение цилиндров воздухом жестко связано с фазами газораспределения. Достаточно уйти меткам, как такты работы ДВС окажутся смещенными: уже разница в 1 зуб способна ощутимо снизить мощность мотора. Причем ремню или цепи необязательно перескакивать – все больше моторов получают бесшпоночные шкивы, которые требуют жесткой фиксации валов спецприспособлениями при установке. При не дотянете шкив, и однажды он сместится с заданного положения. И хорошо, если мотор просто потеряет тягу, а не ударит поршнем по не успевшим вовремя закрыться клапанам, вбивая их в головку блока цилиндров.

У моторов с изменяемым газораспределением распредвалы (как минимум один) имеют возможность смещаться, чтобы при достаточной приемистости на низах (малое перекрытие фаз) не терять и на верхах (распредвалы смещаются «друг к другу», увеличивая фазу перекрытия, что на высоких оборотах увеличивает мощность). Возможные причины, по которым машина не набирает скорость – это отказ клапана управления VVTi либо проблемы с муфтами-фазовращателями. Этот вопрос мы уже разбирали, говоря об .

Кроме того, наполнение цилиндров завязано на сопротивление впуска и выпуска. Забить воздушный фильтр настолько, чтобы он потерял пропускную способность – это надо умудриться, а вот выбросы масла через систему вентиляции картера, особенно, если поршневая уже изношена, а маслоуловитель примитивен, нередки. На ВАЗ-2106 заставить мотор «хлебнуть масла» через вентиляцию картера нетрудно, да и на свежих переднеприводных автомобилях (2109, 2110, 2114) такие случаи возможны. У замасленного воздушного фильтра резко вырастает сопротивление, отсюда и потеря тяги мотора.

Выпуск на карбюраторных автомобилях и старых дизелях прост, и достаточно сильно снизить пропускное сечение, чтобы мотор начал «давиться» выхлопными газами, можно разве что мощным ударом (при переезде неровностей, к примеру) или каноничной картофелиной – но ее хотя бы сразу заметно.

Если же не тянет двигатель с электронным впрыском, то под подозрение в этом случае попадает катализатор. Перегрев, попадание топлива из-за неисправностей системы питания способны вызвать спекание его сот. У дизелей с сажевыми фильтрами главным врагом становится сажа: автоматический прожиг фильтра на ходу малоэффективен, и как минимум нужно выполнить принудительную регенерацию.

Проблемы с выпуском легко выдают себя: заглушенный мотор при последующей попытке запуска выбрасывает во впуск дым, меняется звук работы двигателя, сразу «выползают» наружу неплотности (выхлоп начинает «сечь» до поврежденного участка).

Мотор должен не просто получить нужное количество воздуха и топлива – оно должно вовремя воспламениться. На бензиновом моторе нужен соответствующий угол опережения зажигания, у дизеля – угол опережения впрыска. Так как на современных впрысковых моторах отдельной системы зажигания нет, проблемы с опережением зажигания свойственны в первую очередь карбюраторным машинам и старым инжекторным системам с трамблером (у японцев такие системы использовались аж до начала 2000-х годов). Проверяйте базовый угол опережения, настраиваемый трамблером, и работу автоматов опережения в нем (при неисправностях угол, нормальный на холостом ходу, начнет «уходить» при наборе оборотов).

Отдельный случай – моторы, где трамблер приводится отдельным шкивом от ремня ГРМ (старые «Ауди» и «Фольксвагены»). Здесь при замене ремня шкив трамблера ставят «как придется» (меток на этом шкиве нет!), забывая, что трамблер при замене ремня нужно ориентировать кулачком по риске на картере под ним. После такой замены автомобиль ехать перестает, так как меняются углы зажигания. У дизелей с механическим ТНВД выставляется начальный угол впрыска, кроме того, работает регулятор опережения – их проверяют согласно данным из инструкции по ремонту и обслуживанию.

На бензиновых моторах заносим в подозреваемые и свечи зажигания: даже если мотор нормально работает на холостых, не факт, что свечи будут хорошо работать и под нагрузкой, когда давление в цилиндрах в конце такта сжатия вырастает, и условия для искрообразования становятся хуже. Стоит для пробы поставить другой комплект: без осциллографа, позволяющего снять кривые напряжения с работающей системы зажигания, трудно определить, как реально свеча ведет себя под нагрузкой. На иллюстрации ниже посмотрите на пиковые напряжения, соответствующие моменту искрообразования: в третьем цилиндре чрезмерно увеличен зазор, искра разгорается на слишком большом напряжении, а ее длительность падает (мощности, накопленной в катушке зажигания, не хватает для нормального горения искры).

Если же говорить о компрессии, то в нормальных условиях она снижается по мере износа настолько медленно, что снижение мощности происходит для водителя незаметно. Исключение – это быстро развивающиеся поломки (трещины поршневых колец, разрушение перегородок между кольцами, ). Одновременно с падением мощности резко упадет стабильность холостого хода, окончательный диагноз однозначно поставит компрессометр.

Что касается моторов с турбонаддувом, то на их динамике состояние турбокомпрессора отражается хорошо. Идеальный центробежный насос (крыльчатка турбокомпрессора) имеет квадратичную зависимость производительности от оборотов: стоит оборотам упасть в два раза, как давление наддува упадет в четыре. Подклинивание ротора из-за разрушения или закоксовки подшипников, обгорание «горячей» крыльчатки – вероятная причина, по которой турбированная машина не тянет. Здесь, как и с компрессией, выручит манометр.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]