Как определить уровень заряда
Прежде чем подключать аккумулятор к ЗУ, следует убедиться в том, что аккумулятор действительно надо заряжать. Сделать это можно пятью способами:
- Замерить величину напряжения на клеммах. Для этого пользуются прибором, имеющим режим измерения постоянного напряжения. Это может быть как электронный мультиметр, так и стрелочный тестер. При показании 12,7 В, беспокоиться не о чем, а вот его снижение до уровня 12,1-12,5 В — тревожный звоночек о необходимости подзарядки. 11,7 В на приборе оповещает автовладельца, что его источник питания находится в глубоком «нокауте», то есть он разряженный полностью.
Мультиметр
- Произвести замер плотности электролита. Применить данный метод можно только в том случае, если аккумулятор обслуживаемый, а значит, имеется доступ к банкам с электролитом. Определяется плотность с помощью специального прибора, называемого ареометром. У заряженного аккумулятора плотность не ниже 1,27 г/см³. Если плотность 12.2 г/см³, то батарея уже разряжена на 30%.
Ареометр
- Определить заряд АКБ посредством индикатора, имеющегося в корпусе многих источников питания. Если он окрашен в зеленый цвет, то зарядка не требуется, серый или белый говорят о необходимости подзарядить батарею. Окошко, окрашенное в черный цвет, сигнализирует, что батарею надо зарядить полностью.
Индикатор заряженности на аккумуляторе
- С помощью зарядного устройства, если на нем имеется цифровое табло. Достаточно подсоединить его к клеммам и нажать специальную кнопку на корпусе устройства.
- Воспользоваться нагрузочной вилкой для АКБ. Данный способ, скорее, профессиональный, так как этот прибор имеется не у каждого автолюбителя. Его составные части: мультиметр, нагрузочное сопротивление и, собственно, вилка. При подключении последней к клеммам происходит имитация работы стартера. Прибор покажет, до какого уровня снижается напряжение батареи в момент запуска двигателя. Если это 9 В, то требуется зарядка, а если 10 В — все в норме.
Нагрузочная вилка
Последний вариант рекомендуется применять только на теплом аккумуляторе (20-25 градусов). В противном случае батарею можно сильно посадить.
Пуско-зарядные устройства (ПЗУ)
Бывают и пуско-зарядные устройства – например, «Автоэлектрика Т1014».
Как оно работает? Мы его подключаем к аккумулятору, который в свою очередь подключен к бортовой сети автомобиля. Если АКБ «полудохлый» — зарядное устройство помогает запустить двигатель. Конкретно «Автоэлектрика Т1014» выдает до 150А в течение 5 сек. Применяя такие устройства необходимо внимательно читать инструкции! Есть свои нюансы и особенности.
Правила техники безопасности
Все знают, как заряжать аккумулятор, но мало кто при этом задумывается о соблюдении мер безопасности, а ведь от этого порой зависит здоровье человека. Тем более, что соблюдать их несложно. Выглядит руководство по безопасности следующим образом:
- для зарядки аккумулятора необходимо выбирать хорошо проветриваемое место с нормальным уровнем влажности;
- рядом с заряжаемой от зарядного устройства батареей не рекомендуется курить, работать с открытым огнем, выполнять действия, связанные с образованием искр;
- сначала выполняется соединение АКБ с ЗУ, а затем последнее включается;
- на работающем с аккумулятором человеке обязательно должны быть надеты перчатки и защитные очки, чтобы защитить глаза и руки от попадания на них раствора кислоты;
- в непосредственной близости надлежит держать раствор карбоната натрия либо десятипроцентного гидрокарбоната.
С помощью средств, упомянутых в последнем пункте, не только нейтрализуется кислота, попавшая на человека, но и удаляются частицы реактива с корпуса источника питания.
Особенности зарядки аккумулятора
Каждому виду аккумуляторов свойственны свои особенности заряда и правила пользования.
Эта информация должна предоставляться в инструкциях по эксплуатации, которая прилагается к аккумуляторной продукции. Искать эти данные зачастую неудобно или вовсе нет желания.
Исходя из этого, можно выделить обобщенные правила по зарядке самых часто используемых продуктов.
Совет специалиста: после приобретения аккумуляторных батареек требуется произвести их «тренировку». Смысл этого заключается в полном разряде и заряде таких носителей. Рекомендуется повторять такую процедуру 3 или 4 раза.
После этих манипуляций удается продлить срок службы батареек на некоторое количество времени. Это удается сделать за счет увеличения потенциальной емкости. Таким образом, формируется так называемый «эффект памяти», поскольку батарейки запоминают эксплуатационные емкости.
Примите к сведению: если заряжать батарейки, которые сели не полностью, то сформируется так называемый предел, который станет причиной уменьшения величины физической емкости. Итогом такой ситуации станет недолговечность работы приборов.
Не рекомендуется выполнять зарядку аккумуляторов при определенных температурных показателях, а именно ниже 5 и выше 50 градусов.
Период зарядки не может длиться несколько дней. Если не удалось это сделать через сутки либо полтора дня, то продолжать не имеет смысла. Выход из такой ситуации один — поиск причины сбоя. Она может быть не только в заряднике, но и в самих батарейках.
Рекомендация специалиста: если батарейки будут долго находиться в зарядном устройстве, то это приведет к перегреванию изделия. Чтобы не нанести вред аккумуляторам, нужно придерживаться рекомендованных временных рамок.
Способы и время заряда АКБ
Теперь расскажем, сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля различными способами.
Постоянным током
Характеристика заряда аккумуляторной батареи постоянным током
Ответ на вопрос, каким током заряжать аккумулятор, находится в подзаголовке. Для этого на зарядном устройстве сила тока выставляется так, чтобы она не превышала 1/10 емкости АКБ. Так, если емкость батареи равна 60 Ач, то ток заряда устанавливается на отметке 5,5 или 6 А. Произведя ручную регулировку, продолжаем процесс до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет порога в 14,4 В.
После этого снижается величина зарядного тока до уровня, соответствующего 1/20 емкости. В нашем случае это 3 А. Таким образом удается добиться снижения скорости нагрева электролита, а значит, получить возможность продолжать процесс зарядки.
Силу выходного тока снижаем в 2 раза, когда измеренное на клеммах напряжение поднимется до 15 В. Финальный этап продолжается до момента стабилизации значений обоих параметров: тока и напряжения. Финишная величина тока поддерживается на отметке 0,2 А, соответствующей режиму саморазряда батареи. Длительность — 8-12 часов.
При постоянном напряжении
Характеристика заряда аккумуляторной батареи постоянным напряжением
В этом варианте напряжение устанавливается на номинальный уровень заряда, равный 14,4 В. Если заряжается необслуживаемая батарея, то поддержанию определенного напряжения необходимо уделять особое внимание. Не стоит при этом забывать и о величине тока, которая должна соответствовать уровню порядка 10% емкости. При нахождении этого показателя на отметке, составляющей 20% от емкости, аккумулятор может повредиться.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Восстановление после глубокого разряда начинаем с напряжения не более двенадцати-тринадцати вольт. Величина тока не должна быть выше пяти процентов от емкости батареи. В случае повышения данного параметра надо снижать напряжение.
Для полной зарядки АКБ с использованием постоянного напряжения понадобится больше времени, чем в случае со стабильным током. При установке номинального напряжения в течение суток следует ждать восстановления не более 75-85%. Задавая норму в 15 В, надо понимать, что за этот же период емкость увеличится до девяноста процентов. Чтобы добиться стопроцентной зарядки за 24 часа, выставляют напряжение 16 В и более.
Однако не стоит забывать о том, что заряжать аккумуляторную батарею напряжением больше 15,6 В небезопасно. Если допущена глубокая разрядка источника питания, на приведение его в работоспособное состояние может уйти около трех дней.
Автоматический и ручной режим зарядки
Далее идут категории зарядных устройств самые простые из которых имеют две технологии – автоматический и ручной режим.
При ручном режиме все просто. Вы самостоятельно оцениваете характеристики своего аккумулятора и выставляете ток зарядки, который можете менять в процессе.
При автоматическом режиме ещё проще, устройство постоянно поддерживает определенное напряжение (около 14,5В) и по мере заряда автоматически снижает ток. Это самый бюджетный сегмент — «Катунь», «Орион», Т1021 и т.д.
Следующая категория – заряд идет постоянной силой тока, например, ЗУ «Полюс».
Устройство работает только при подключенной аккумуляторной батарее. ЗУ автоматически отключится, если отсоединить хотя бы одну из клемм.
ЗУ осуществляет стабилизацию тока заряда АКБ при изменении напряжения питающей сети 220В, 50Гц. и степени заряженности АКБ. Это позволяет сократить время заряда АКБ и производить заряд максимально допустимым током.
Подручные средства
Изучая вопрос, как заряжать аккумулятор, можно отметить, что необязательно использовать специальное зарядное устройство. Его легко изготовить самостоятельно. Однако это представляет определённую опасность, если не иметь представления об основах такого процесса. Причём не все водители знают, как зарядить аккумулятор машины с помощью различных подручных средств. Есть несколько способов изготовления таких приборов своими руками:
- Применять для зарядки стандартную бытовую розетку, напряжение которой составляет 220 вольт. Для этого рекомендуется использовать электронный аппарат, изготовленный из полупроводникового материала, и технические устройства, способные преобразовывать энергию.
- Взять вторичный источник электропитания. К примеру, блок питания от ноутбука или компьютера. Такой прибор способен обеспечить напряжение в размере 13–14 вольт и силу тока больше 1 ампера.
Следует помнить, что необходимо постоянно контролировать, как заряжается аккумулятор автомобиля. Грамотное регулирование осуществляется не только на основе периодических измерений на клеммах АКБ, но и на вычислении временного интервала.
Зарядка автомобильных аккумуляторов с использованием подручных средств требует большой осторожности, так как они провоцируют повышенное нагревание аккумуляторной батареи. Это в свою очередь приводит к значительному выделению таких химических элементов, как кислород и водород. Неграмотное применение приборов становится причиной опасных ситуаций, таких как повреждение, возникновение пламени, ожоги.
Интеллектуальные зарядные устройства
Интеллектуальные зарядные устройства – например, фирмы Hyundai. В них «думает» процессор. Установлен цифровой преобразователь, процессор сам решает какие режимы использовать. Эти ЗУ для тех, кто думает, подбирает под какую-то функцию, т.е. выбрал, установил и пошёл. В них есть функции: именно для гелевых аккумуляторов, для обычных стандартных, выбор мощности, быстрая — медленная зарядка и т.д.
Тут тоже есть ограничения по току – 8А, соответственно 90-е или 100-е аккумуляторы будут заряжаться дольше.
Зарядка постоянным напряжением
С помощью данного способа можно обеспечить батарею зарядкой в пределах 90–95 %.
Преимущества данного метода:
- мгновенное доведение АКБ до работоспособного режима;
- значительная доля электроэнергии идёт на возобновление пластин.
Недостатки данного метода: значительное увеличение температуры электролита вследствие большой силы тока, возникающей на начальном этапе зарядки.
Чтобы полностью зарядить АКБ, может потребоваться несколько дней. Величина плотности электролита выступает главным определителем заряженности аккумулятора.