Неисправности насоса АКПП
Масляный насос в процессе работы подвергается экстремальным нагрузкам и потому часто выходит из строя. Чтобы предупредить серьезную поломку, необходимо соблюдать правила эксплуатации узла, следить за уровнем давления и эффективностью смазки в системе.
Масляный насос АКПП и его функции
Неисправности масляного насоса АКПП сопровождаются сбоем в функционирования автомобиля, появлению лишних звуков, рывков при движении, повышением уровня шума, пробуксовкой или полным отсутствием движения. Масляный насос – это эксцентриковый шестеренчатый насос, который связан с коленчатым валом двигателя автомобиля. Он необходим для осуществления подачи масла в трансмиссию под определенным давлением.
Для обеспечения эффективной работы автоматической коробки передач на нее устанавливается один из известных типов масляных насосов, с помощью которого обеспечивается поддержание необходимого давление в системе и эффективность смазки при наборе двигателем оборотов:
- кулачковый;
- лопастной;
- шестеренчатый.
Неисправность масляного насоса АКПП ведет к нарушению равновесия в системе смазки, изменению уровня давления в ней и отсутствию необходимого давления в гидроблоке.
Признаки неисправности масляного насоса в АКПП
- сбои в работе передач;
- падение уровня давления масла в системе;
- пробуксовка и нарушения в динамике движения автомобиля;
- появление характерного «воющего» звука, который меняет свою частоту и силу в тот момент, когда меняется частота оборотов двигателя.
Все это свидетельствует о неисправности масляного насоса АКПП и необходимости обращения в сервис для выполнения диагностики. Во время осмотра и обследования АКПП признаки поломки насоса подтверждаются, и обнаруживается наличие неисправностей.
Трогаясь с места стоянки, водитель может заметить на земле масляные пятна. Это один из первых и самых наглядных признаков того, что насос АКПП вышел из строя. Особое внимание необходимо обратить на пятна желтого и оранжевого цвета, свидетельствующие о неисправности насоса АКПП.
Чтобы обеспечить бесперебойнуюработу автоматической трансмиссии, необходимо внимательно следить за тем, в каком состоянии находится масляный насос АКПП, признаки неисправности которого легко заметить. Водитель должен регулярно проверять уровень масла в системе смазки, используя щуп, а после контрольного замера обращать внимание на цвет и консистенцию масла.
Пробуксовка, лишние звуки, толчки и рывки во время начала движения могут свидетельствовать о том, что в автомобиле с АКПП имеются признаки поломки шестерни первого насоса. Шестерни осуществляют передачу масла с всасывающего канала на нагнетательный.
Эффективность распространения масла по системе напрямую зависит от их исправности и частоты работы коленчатого вала.
Причины неисправностей и ремонт
Масляный насос, признаки неисправности которого особенно ярко проявляются при эксплуатации автомобиля в сложных условиях, может выйти из строя по нескольким причинам:
- использование некачественного масла;
- механические повреждения деталей узла;
- трещины шестерней;
- неправильная установка АКПП;
- экстремальное вождение.
Насос АКПП, признаки неисправности которого заметил водитель, необходимо тщательным образом обследовать, выяснить истинную причину и вовремя устранить поломку. Сделать это лучше всего в автомастерской, под контролем современной аппаратуры, необходимой для проведения диагностики проблем. Неисправность насоса АКПП, признаки которой обнаружил водитель, в сервисном центре может быть устранена в кратчайший срок. Важно, заметив признаки поломки насоса АКПП, немедленно обратиться за помощью к специалисту.
Расположение
Масляный насос в автоматической трансмиссии располагается внутри коробки передач, поэтому при появлении проблем с этим элементом требуется производить демонтаж защитного металлического кожуха с АКПП. В большинстве случаев для проведения ремонтных работ демонтировать коробку передач с автомобиля не требуется. Однако в данном случае вы должны учитывать особенности конструкции каждого конкретного автомобиля и конкретные модификации автоматической трансмиссии. Только лишь опытный мастер сможет быстро определить расположение масляного насоса и проведёт все необходимые ремонтные работы в максимально короткий срок.
Для того, чтобы понять расположение масляного насоса, ознакомьтесь с устройством акпп в целом.
Устройство и принцип работы масляного насоса — Видео
Подробнее о блокировке ГТР
Так, а зачем эта блокировка нам нужна? – Она является фрикционным компонентом ГТР. На скоростях за 60 км/ч, когда необходимость в непосредственной работе гидротрансформатора отпадает, она включается и соединяет двигатель с коробкой подобно обычному сухому сцеплению. Иначе говоря, блокировка призвана повысить КПД «бублика». Если гидротрансформатор с маслом внутри имеет полезность около 70-80%, то с блокировкой эта цифра уже стремится к 100-процентному КПД. Другое дело! Но за такое техническое решение, как всегда, приходится чем-то платить; Со временем фрикционная накладка блокировки истирается и тут начинаются проблемы. Давайте о них.
Причины поломок насоса АКПП на раннем этапе
Ни для кого не секрет, что мы иногда пеняем на то, что у нас нет времени заехать на станцию техобслуживания. Хотя косвенные причины явно указывают на то, что с гидравликой нашего авто есть проблемы. Как правило, основной причиной таких поломок является наша невнимательность и посредственное отношение к автомобилю. Что ещё может являться причиной поломки насоса АКПП на первых этапах эксплуатации авто:
- Быстрая езда – чрезмерное использование разгона и торможения, может привести к быстрому износу деталей трансмиссии.
- Гибкий диск – любые проблемы в работе узла, где гидротрансформатор монтируется к двигателю.
- Монтаж трансмиссии – проведён не качественно с нарушениями, размер торцевого зазора не выдержан.
Утечка масла
Популярной неисправностью коробки автомата стали утечки масла в месте уплотнений. Поэтому владельцу автомобиля целесообразно выполнять периодический визуальный осмотр коробки на яме или подъемнике. При выявлении масляных утечек на коробке передач, нужно обращаться в автомастерскую. В этом случае проблема решается обычной заменой прокладок и трансмиссионной смазки.
Читать далее: Рейтинг самых дешевых автомобилей на рынке РФ
От состояния АТФ-жидкости во многом зависит ресурс и исправность АКПП. Специалисты рекомендуют производить ее замену раз в 40-50 тысяч километров. Однако своевременная замена еще не является залогом продолжительной работы гидротрансформатора. В случае потеков и низкого уровня АТФ-жидкости «бублик» выйдет из строя очень быстро.
Как произвести быструю диагностику? Нужно запустить двигатель, открыть капот и достать масляный щуп АКПП. На нем есть надпись «Cold» или «НОТ».
В первом случае прогревать коробку не обязательно. Если уровень ниже нормы, его срочно нужно возобновить. Заливается жидкость через то же отверстие для щупа.
Обратите внимание и на состояние самого масла. Так можно вовремя определить и предотвратить неисправности, связанные с гидротрансформатором. Наличие стружки на щупе исключено. Если это так, значит, либо вышло из строя турбинное или реакторное колесо, либо износилась торцевая шайба.
Обратите внимание! При эксплуатации АКПП с низким уровнем АТФ-жидкости, возможен перегрев ГДТ.
Периодически осматривайте днище автомобиля, а именно крышку (поддон) автоматической коробки. Иногда уплотнительные прокладки могут давать течь. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью нежелательно, поскольку уровень масла может упасть в любой момент.
Лопатки лопастей
Металлические лопатки под воздействием высоких температур и наличия в трансмиссионной жидкости абразива также со временем изнашиваются, и добавляют в масло еще больше металлической пыли. Из-за этого снижается эффективность работы гидротрансформатора, снижается общее давление жидкости в системе трансмиссии, ну а из-за грязной жидкости растет перегрев системы, изнашивается гидроблок, увеличивается нагрузка на всю систему. В самых худших случаях возможна полная поломка одной или нескольких лопастей на крыльчатке.
Похожие статьи:
- Схема кпп маз переключения. Кпп маз принцип работы. МАЗ
- Основные неисправности АКПП: признаки, причины и способы их устранения
- Устройство механической коробки передач автомобиля и расшифровка мкпп: описание принципа работы для чайников, схема переключения скоростей, фото и видео
- Неисправности стартера и способы их устранения таблица основных признаков и возможных причин поломки видео о проведении ремонта устройства своими руками
Соответствие признаков и причин
Приводим таблицу часто встречающихся поломок коробки-автомата.
Признаки. | Причины. |
Не работает задняя передача. Функционируют только 1 и 2 скорость, а 4 и 3 не работают. | Изношены диски фрикционные, обрыв манжет поршня, разрушены уплотнительные кольца. |
Автомобиль не двигается вперед, буксует, задняя передача работает. | Изношены диски, передние муфты, обрыв манжет, износ колец муфт, заедание клапана гидроблока. |
Автомобиль не двигается назад и вперед. Сильные толчки при переключениях. | Неисправность гидротрансформатора, требуется доливка масла и замена фильтра. |
Можно ехать только на третьей передаче. | Износ дисков фрикционных, передних муфт, обрыв и износ манжет поршня, износ колец муфты, заедание клапана. Электронный блок переключил коробку в аварийный режим, необходима диагностика и ремонт. |
Переключения на холодной коробке выполняются с толчками. | Грязные соленоиды или гидроплиты. Требуется замена расходных материалов, чистка гидроблока. |
Нет заднего хода. | Износ ленты тормозной, обрыв манжет, тормозной ленты, поломка штока поршня. |
Автомобиль не способен двигаться в любую сторону. Переключение выполняется без толчков. | Неисправность гидротрансформатора, ведущей шестерни насоса, нет сцепления шестерни с гидротрансформатором. Необходимо добавление масла, чистка фильтра. Износ тормозной ленты, муфты и диска, а также манжет поршней. Износ и поломка уплотнительных колец. Неисправен соленоид или клапан гидроблока. |
Повышающийся гул коробки, вибрация при езде, усиливаются при повышении оборотов мотора. | Износ подшипников. |
Есть задний ход, передние передачи – только первая и вторая. При прогревании коробки проблема уходит. | Заедание грязного соленоида или клапана гидроблока. |
Машине едет в нейтральном положении. | Неправильная регулировка рычага или троса привода коробкой. Заедание поршня муфты. Сваривание фрикционных муфт. |
Скорости включаются при высоких скоростях. | Неверная регулировка троса дросселя, засорен фильтр, неисправен клапан дросселя. |
Автомобиль едет нормально, но на подъеме автомат буксует и включает пониженную скорость. | Низкий уровень масла, износ дисков фрикционных, тормозной ленты. Неисправен маслонасос, соленоиды гидроблока. |
Внезапное нажатие на газ не переключает на пониженную скорость, не работает кикдаун. | Неисправна кнопка или датчик под педалью, заедает клапан переключения, неисправен трос заслонки, нет питания датчика. |
При трогании с места выполняется пробуксовка, но при возрастании скорости едет нормально, коробка переключается исправно. | Износ шлицев колеса турбины, обрыв манжет. |
При переключении происходит пробуксовка. | Неисправен маслонасос, засорился фильтр. |
Нет переднего и заднего хода. | На ступице колеса турбины срезало шлицы. |
При переключении скорости возникают значительные удары. | Износ тормозной ленты, фрикционных дисков, засорение соленоидов или каналов гидроблока. |
Машина буксует при движении и при переключении дергается. | Поломка муфты. |
Нет движения в обе стороны, нет давления масла. | Срезаны шлицы маслонасоса. |
Автомобиль двигается нормально до момента прогревания масла. Далее происходит пробуксовка, и машина останавливается. | Неисправность дисков фрикционных. При холодном масле его давление и вязкость выше, по сравнению с горячим, изношенные диски лучше прижимаются, и образуют тягу. Износ фрикциона, загрязнение масла, сетки фильтра. |
Шум в виде биения металла на холостом ходу. | Сильный износ дисков барабанов. |
Коробка не переключается на пониженную скорость при утапливании педали, нет кикдауна. | Неисправность двигателя. |
Нет переключения коробки на пониженную скорость при надавливании педали до конца. Машина двигается нормально, до прогревания масла. Далее машина буксует и не движется. Машина медленно разгоняется. Нет заднего хода. | Нарушение герметичности вентиляторных лопаток турбины и насоса. Обрыв лопаток. |
В поддоне металлическая стружка крупного размера. | Сильный износ планетарной шестерни. |
Масло в коробке пенится, происходит пробуксовка. | Проникновение воды в АКПП. |
Низкое давление масла. | Грязные соленоиды или гидроблок. Необходима проверка уровня масла, клапана сброса в насосе. |
При включении передачи автомобиль троит и глохнет. При возрастании оборотов двигается нормально. | Необходимо проверить клапан муфт скоростей. Неисправен гидротрансформатор. |
Алюминиевая стружка в поддоне. | Износ подшипника скольжения, планетарной шестерни. |
В поддоне элементы пластмассы. | Поломка пластиковой детали. |
Металлический скрежет. | Износ подшипника дифференциала, шестерен. |
В поддоне коробки-автомате выявлены намагниченные ролики. | Поломка роликового упорного подшипника. |
Читать далее: Система курсовой устойчивости, система динамической стабилизации, ESP, VSA, VSC, VDC, DSC – назначение, устройство, принцип работы
Неисправности гидротрансформатора АКПП приводят к появлению вибраций и неприятных шумов в процессе езды автомобиля в городском режиме, то есть, на скорости около 60 км/ч. Причинами неисправности могут быть частично вышедшие из строя фрикционные пары, износ лопаток шестерен, разрушение уплотнительных сальников, выход из строя подшипников.
Как избежать проблем с АКПП
Регулярно прогревать коробку
Частая проблема с автоматическими коробками переключения передач — механический износ отдельных элементов. Решение проблемы одно — регулярно прогревать коробку и давать рабочим жидкостям полноценно смазывать все детали.
Следить за жидкостями
Нужно следить за пробегом и вовремя менять рабочие жидкости. Изучите инструкцию к автомобилю, рекомендации по обслуживания в зависимости от модели могут отличаться. Проверяйте уровень и качество масла каждые 5 тысяч километров. Проводите диагностику в сервисе.
Правильно эксплуатировать
Повышенные обороты для АКПП означает быстрый износ и перегрев — не практикуйте агрессивную манеру езды на такой трансмиссии.
Зимой не начинайте движение сразу же после того, как завели двигатель, дайте коробке прогреться.
Используйте масло, рекомендованное производителем или автосервисом — расскажем о принципах выбора масла и его замене в отдельной статьей.
Важно. Если вы заметили один или несколько признаков неисправности — не откладывайте поездку в автосервис. Даже элементарные проблемы с жидкостями или приводами приводят к росту износа движимых частей коробки, а значит — к скорой смерти АКПП. Полная же замена коробки однозначно обойдется намного дороже, чем ремонт.