Важным элементом колес любого автотранспортного средства считаются пневматические шины. Они стоят на автодиске и создают полноценный контакт с трассой. Когда авто едет, шина нейтрализует покачивания, а также вибрации от езды по впадинам, ямам, возвышениям и другим препятствиям. Так пневматика шины создает комфортабельность и безопасность. Производят сегодня различные типы покрышек, отличающиеся материалами, химическим составом, эксплуатационными качествами. Шины имеют различный протекторный узор, что обеспечивает максимум сцепки с разными покрытиями.
Пневматика покрышки — что это
Пневматические колеса: что это — интересно каждому автомобилисту. Пневматика является одним из главных комплектующих ходовой части транспорта. Во время применения пневматика колеса создает не только качественную сцепку с дорожным полотном, но и передачу тяги и тормоза, нейтрализацию проявлений при передвижении авто, маневренность и безопасность езды, динамику и плавность хода, проходимость в разных условиях на дороге. Кроме того, пневматика колеса сказывается на расходе горючего и образовании шума. Разделить шины можно по:
Пневматическая покрышка
- области применения;
- методике герметизации;
- конструктивным особенностям;
- профильному рисунку;
- протекторному узору;
- применению в климате;
- весу, размеру.
По использованию автошины можно разделить на:
- Колеса для легковушек (Госстандарт 4754), которые используются на легковых авто, легкогрузных грузовиках, мини-автобусном транспорте и прицепных конструкциях.
- Пневматика для грузовиков (Госстандарт 5513), устанавливаемая на грузовые авто, прицепные конструкции к ним, автобусный и троллейбусный транспорт.
- Автошины для грузовиков с давлением, которое регулируется (Госстандарт 13298), используемые на грузовиках с полным приводом, применяемых на почве и в условиях отсутствия асфальтированной дороги.
По методу герметизации бывают с камерой и без.
В комплектацию пневматики входят:
- Для камерных изделий легковушек — шина, камера с вентилем, укомплектованным мини-колпаком или колпаком-ключом.
- Для камерных изделий грузовиков — шина, камера с вентильным устройством и обод-лента.
- Для бескамерных легковушек и грузовиков — шина и вентильный механизм, устроенный в ободе.
Комплектующие:
Радиальная покрышка
- Шина — торооболочка изделия пневматики, полностью воспринимающая усилия, которые действуют при передвижении авто.
- Камера — герметизированная торообразная мягкая оболочка, которая наполняется газом либо воздухом.
- Вентильная часть камеры или покрышки бескамерной — оборотный воздухоклапан, требуемый для накачки, сдерживания, спуска воздуха и создания контроля давления внутри.
- Обод-лента — кольцо из резины, устроенное между бортами изделия, камерой и колесным ободком. Ободок-лента используется в камерах грузовиков для защиты камер от «травм».
На заметку!
По конструктивному строению покрышки бывают диагональные и радиальные.
В первых нитки корда каркасной части пересекаются в касающихся слоях и обладают углом наклона волокон в центре беговой дорожки примерно 45-60°. Данное устройство кордовых нитей именуется диагональным.
Вам это будет интересно Как правильно качать колеса на машине
Во вторых покрышках кордовые нитки во всех каркасных слоях в средине беговой дорожки обладают углом наклона около 0°, то есть кордовые волокна в соприкасающихся слоях идут в параллель друг другу или перекрещиваются под малым уклоном.
Данное устройство кордовых нитей именуется радиальным.
По климат-исполнению пневматика бывает:
- Для умеренных климатических условий, используемые при температурном режиме не менее минус 45 °С.
- Морозоустойчивые покрышки, необходимые для работы в районах с температурным режимом менее минус 45 °С.
- Изделия для тропических климатических условий, создаваемые из материалов влагостойких и сдерживающих высокий температурный режим.
По типоразмеру пневматика разделяется на:
- Габаритные — с профильной шириной 35 см (14″) и больше в независимости от диаметра посадки.
- Средние по габаритам — с профильной шириной 20-35 см (7-13″) и диаметром посадки не меньше 45.7 см (18″).
- Малогабаритные — с профильной шириной меньше 20 см (7″).
Обратите внимание!
Подобрать колесо пневматическое в комплектации поможет специалист. Если нет опыта, то самостоятельно подобрать сложно.
ПНЕВМА
(греч. πνεῦμα, первоначально – дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее – дух, от πνέω – дую, дышу) – термин древнегреческой философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н.э. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная пневма», вдыхаемая космосом, в пифагореизме – 58 В 30). Начало спиритуализации пневмы было положено отождествлением воздуха-пневмы с субстанцией души (псюхе) в традиции
Анаксимена
–
Диогена Аполлонийского
, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н.э. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида пневмы: пневму как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н.э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. до н.э. (объяснявших всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нервах – у Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме пневма – тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хрисиппа – смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с панкосмическим имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа – тело, но различаясь при этом степенью интенсивности (τόνος), или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганическим телам; 2) «природа» (φύσις), вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос
) (SVF II 458–462; см. также
Посидоний
и
Симпатия космическая
). Каждая пневматическая система имеет свой , τὸ ἡγεμονικόν), соединяющийся с периферией тела потоками пневмы и на микрокосмическом уровне помещающийся у человека в сердце, на макрокосмическом – в
эфире
(у Зенона из Кития и Хрисиппа SVF II 642–644) или солнце (у Клеанфа SVF 1499). Полное одухотворение пневмы происходит в среде эллинистического иудаизма на рубеже н.э.: уже в «Книге премудрости Соломона» пневма выражает прямое вмешательство Бога в мировую историю; Филон Александрийский называет пневмой «божественный дух» – высшую часть человеческой души (Leg. Alleg. 1, 37), а также принцип сверхразумного профетического знания, даруемого богом. Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. Or. 432d). В гностицизме и герметизме пневма часто выступает в роли посредника: в космосе – между светом и тьмой, «горним» и «дольним» миром; в человеке – между телом и душой (воздушная оболочка души, ср.
Квинтэссенция
– астральное тело). У алхимиков пневма – таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определенной цели (напр., превращения металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесгеймского). У неоплатоников – посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая ее от оскверняющего прикосновения к телу (
Плотин
. Эннеады II 2, 2) и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматической оболочке).
В христианской теологии Πνεῦμα Ἅγων – Святой Дух, 3-е лицо Троицы.
Литература:
1. Leisegang Η.
Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik. Lpz., 1922;
2. Verbeke G.
L’évolution de la doctrine du pneuma du stoïcisme à St. Augustin. Louvain–P., 1945;
3. Saake H.
Pneuma. – RE, Suppl., Bd. 14, 1974, col. 387–412;
4. Verbeke G.
Pneuma. –
Ritter J.
Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 3, Geist, II. Basel, 1974, cols. 157–162.
А.В.Лебедев
Пневматика для легковушек
Протектор покрышки
Шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые различны по конструктивному строению.
Комплектующие:
- Каркасная часть — основа изделия, которая состоит из одного или нескольких слоев, покрытых кордовой резиной, прикрепленных обычно на кольцах борта. Корд — это материя, которая состоит из плотных ниток основы и тончайших редких волокон, создаваемых на основе синтетики или натуральных материй, или тонких ниток из стали (металлический корд).
- Брекер — элемент внутри шины, устроенный между каркасной и протекторной частью, включающий нескольких слоев резинового корда из металла или иного материала. Брекер нужен для защиты покрышки от перегрузок, которые возникают при передвижении авто по трассе.
- Протекторный узор — часть колесного изделия, снаружи выполненная из резины, обычно рельефная, создающая сцепку с трассой и защищающая каркас от деформаций.
- Боковина — покровной резиновый слой, устроенный на стенке сбоку шины, защищающий каркасную часть от деформации и «травм».
- Борт изделия — жесткая комплектующая пневматики, создающая ее крепеж на колесном ободе.
Внимание!
По сезонности изделия можно подразделить на применяемые летом, зимой и фрикционные (всесезонка). Назначение покрышки по сезонности отличают по протекторному узору.
На продукции сезона «лето» нет микроскопического узора. Однако здесь присутствуют ярко выраженные бороздки. Они требуются для того, чтобы в непогоду по ним отходила вода. Это позволяет получить максимум сцепки. Покрышки сезона «зима» различаются тонкими канавками на протекторном узоре. Данные канавки придают покрышке эластичности и обеспечивают сцепку даже на обледеневшей трассе. Фрикционные шины хорошо выдерживают летний зной и морозы. Однако эксплуатационные качества всесезонки весьма посредственны.
Важно!
Отработанные пневматические автомобильные шины должны утилизироваться.
Разновидности пневматических подвесок
Различают три основных типа пневмоподвесок: одноконтурная, двухконтурная и четырехконтурная. Далее более подробно о каждом из них.
Одноконтурная пневматическая подвеска предусматривает установку лишь на одну какую-то ось (передняя или задняя). Такая система широко применяется на грузовиках и устанавливается на заднюю ось. Такая подвеска позволяет не только сделать движение более комфортным, но и смягчить неровности дороги.
Двухконтурная пневматическая подвеска. Монтируется на две оси, или на одну ось, но по одному контуру на колесо.
Четырехконтурная пневматическая подвеска, считается самой сложной и в то же время самой эффективной по сравнению с остальными. Каждое колесо получает пневматическую подушку (подпору), позволяющее регулировать его положение в независимости от положения остальных колес. Давление в пневматической системе регулируется электронным блоком.
Для каких авто подходят пневматические колеса
Езда по бездорожью
Покрышки пневматика гасят колебания от препятствий на дороге, создают качественное касание колеса с трассой. За счет пневматики сокращаются проскальзывание в грязи и уменьшаются повреждения при передвижении. Резина создает проходимость в непростых ситуациях.
Вам это будет интересно О размере колес на Хонда СРВ
Пневматика — это востребованные автошины, они стоят на многих легковушках для бездорожья, автобусном транспорте. Используются они и на специализированном транспорте, в частности на погрузчиках.
В зависимости от присутствия или отсутствия камеры во внутренней части вся пневматика бывает камерной и без нее.
Несмотря на то, что пневматика востребована среди специализированных видов техники, она используется далеко не всегда. Более оптимально ее применение в тех местах, где присутствуют неровные покрытия из камня. Но нужно хотя бы ограничить риск прокола шины: на территории организации не должно быть досок с гвоздями, битое стекло, торчащая из земли арматура и так далее.
Vip Style Customs
Пневмоподвеска вот уже несколько десятилетий используется на грузовых автомобилях и автобусах, там она выполняет, прежде всего, роль компенсатора массы, выравнивает автомобиль в случае несимметричной загрузки и предотвращает просадку, позволяя добиться нормального клиренса как на пустом автомобиле, так и на гружёном.
Со временем пневмоподвеску начали устанавливать на легковые автомобили бизнес-класса, а умельцы стали самостоятельно устанавливать пневмоподвеску на свои автомобили.
Появились фирмы, профессионально занимающиеся производством подушек, ресиверов, рукавов высокого давления и других комплектующих, необходимых для переделки на пневмоподвеску автомобилей, конструкция которых изначально не предусматривает таких решений.
Пневмоподвеска — не только посадка
Пневмоподвеска — не только посадка, это быстро поняли владельцы внедорожников. Внедорожное применение пневмоподвески позволяет получить быстрое увеличение и уменьшение клиренса, коррекцию клиренса при неравномерной загрузке (например, в багажнике вашего пикапа стоит квадроцикл или холодильник), благодаря чему сохраняются ездовые качества автомобиля как на ровной дороге, так и на бездорожье.
Пневмоподвеска позволяет регулировать высоту внедорожного автомобиля в широком диапазоне.
Ограничения по установке пневмоподвески
Многие задаются вопросом: как ведет себя пневмоподвеска на внедорожнике? Боится ли она грязи? Отвечаем: нет, пневмоподвеска не боится грязи. Чувствителен к ней только компрессор, блок управления и другая электроника. Но всё это находится в салоне (багажнике) автомобиля и опасным внешним воздействиям не подвергается.
Подушки и рукава высокого давления полностью герметичны, и грязи не боятся.
Ресурс внедорожной пневмоподвески
Внедорожные системы пневмоподвески принципиально ничем не отличаются от дорожных систем, и срок их службы при нормальной эксплуатации примерно такой же — порядка 60000 километров гарантированно, если речь идет о правильной американской пневме.
Пневмоподвеска на внедорожнике
Однако, стоит иметь в виду тот факт, что при езде по классическому бездорожью, когда подвеска постоянно работает в максимальных диапазонах, срок службы подушек может сокращаться. Поэтому для трофи-рейдов, триала и постоянного экстремального бездорожья предпочтительна будет пружинная (рессорная) подвеска.
Если же вы планируете ездить по бездорожью время от времени, а основную часть времени эксплуатируете свой автомобиль на асфальтовых и грунтовых дорогах, то пневма — для вас.
Отличия внедорожной пневмы от легковой
Несмотря на принципиальное отсутствие отличий, они все-таки есть. Пежде всего, они обусловлены большими ходами подвески. На легковой машине с небольшими ходами чаще всего достаточно подушек типа «одинарный бублик», а на внедорожник необходимо ставить двойной, а то и тройной бублик.
Пневмоподушки Universal Air на Jeep Wrangler
По этой объективной причине увеличивается стоимость комплекта, ведь такие подушки стоят дороже.
Смотрите также
Что такое пневмоподвеска