Что значит tdi на машине тди расшифровка


Увидев незнакомые буквы, потенциальный автовладелец обязательно поинтересуется, что такое CRDI двигатель. Надо же знать, что собираешься купить, за что платишь честно заработанные деньги, что за них получишь – в том числе, и какие проблемы планируются в дальнейшем. Что интересно, что подобная система питания мотора почему-то считается, чуть ли не экзотикой, потому и вызывает некоторое недоверие.
Однако это заблуждение: многие автоконцерны оснащают ею свою продукцию. Просто называют систему иначе.

К примеру, Volkswagen именует ее TDI, у Fiat есть даже несколько названий: CDTi, TtiD, DdiS, JTD; а General Motors может указывать, что машина оборудована CDTi или VCDi. Имена разные – суть одна. Еще один любопытный, но малоизвестный факт: моторы с подобным способом питания широко применимы в судостроении и железнодорожных поездах. Уже одно это может значительно увеличить степень доверия к ней.

Содержание

  • Суть идеи и принцип ее осуществления
  • Что дает система CRDI?
  • Обратная сторона медали

Что такое CRDI двигатель, можно понять, уже просто расшифровав аббревиатуру. Она обозначает Common Rail Direct Injection, что в первом приближении следует растолковывать, как непосредственный (инжекторный) впрыск топливной смеси по магистрали. Однако подстрочный перевод мало освещает техническую сторону вопроса, так что разберемся, с чем имеем дело.

Суть идеи и принцип ее осуществления

Замысел в том, чтобы давление во всей питающей системе сделать независимым от частоты, с которой вращается коленвал а также от объема подаваемого топлива. В обычных инжекторах солярка подается на форсунки с нижним давлением, которое поднимается при последующих процессах.

В CRDI используется общий аккумулятор, создающий нужное давление, после чего топливо поступает в общую рампу, называемую также общей рейкой. Игла же на форсунке поднимается не в результате воздействия высшего давления, а специальным соленоидом, встроенным непосредственно в форсунку.

Из-за того, что 2 важнейших процесса – создание нужного давления и непосредственный впрыск топлива – разделены, стало возможно осуществление впрыска в несколько фаз, причем использовать их можно параллельно за время одного рабочего такта. На первых моделях этой системы существовал двухфазный впрыск, в современных, более продвинутых вариациях количество фаз возросло до 9.

1. Описание ТДИ

1.1. Свойства 1.2. Обращение, транспортировка, хранение 1.3. Получение
2. Применение
2.1 Применение по отраслям 2.2 Применение по видам

Описание

Понятие ТДИ объединяет три основные группы продуктов: ТДИ 100, ТДИ 80, ТДИ 60.

1.1. Свойства ТДИ.

ТДИ – представитель класса органических изоцианатов (точнее диизоцианатов): веществ, содержащих в структуре функциональную группу –N=C=O

, реакционная способность которой, обуславливает широкое применение таких соединений.

Рис. 1. 2,4′-ТДИ

Рис. 2. 2,6′-ТДИ

Толуилендиизоцианат

(ТДИ, TDI), [толуолдиизоцианат, toluenediisocyanate]

Толуилендиизоцианаты — жидкости или кристаллы (в зависимости от изомера) от белого до желтого цвета с острым, едким запахом. Толуилендиизоцианаты растворимы в ароматических и хлорированных ароматических углеводородах, нитробензоле, диэтиловом эфире, ацетоне и других апротонных органических растворителях. Реагируют с водой и спиртами.

ТДИ имеет 2 наиболее распространенных изомера: 2,4-ТДИ и 2,6-ТДИ.

2,4-ТДИ

[ТДИ 100, ТДИ Т-100,чистый ТДИ, TDI 100] – жидкость (при комнатной температуре) с температурой затвердевания 21,8°С, температурой кипения 250°С. Плотность (20 °С) 1.2178 кг/л.

2,6-ТДИ

– жидкость (при комнатной температуре) с температурой затвердевания 8,5°С, температурой кипения 120°С. Плотность (20 °С) 1.2271 кг/л.

Свойства смесей ТДИ:

2,4-ТДИ (80%) + 2,6-ТДИ (20%)

[просто ТДИ, ТДИ 80, TDI, ТДИ Т-80, ТДИ 80/20, «компонент В»] – жидкость (при комнатной температуре) с температурой затвердевания 13.89°С, температурой кипения 250°С. Плотность (20 °С) 1.2784 кг/л.

2,4-ТДИ (65%) + 2,6-ТДИ (35%)

[ТДИ 65, ТДИ 65/35, TDI 65] – жидкость (при комнатной температуре) с температурой затвердевания 5°С, температурой кипения 250°С. Плотность (20 °С) 1.222 кг/л

1.2. Обращение, транспортировка, хранение.

Обращение

При обращении и хранении должны соблюдаться соответствующие меры безопасности и использоваться специальная защитная одежда.

ТДИ высоко токсичен. Используйте только в хорошо-проветриваемом месте. Держите вдали от тепла, искр и пламени. Используйте взрывобезопасное электрическое оборудование. Примите меры предосторожности в отношении образования электростатических разрядов. Пары горящего ТДИ могут быть очень опасными. Избегайте попадания в глаза, на кожу и одежду. Избегайте проглатывания и вдыхания. Избегайте образования пара/тумана. Это вещество может вызвать астматические реакции даже из-за единичного вдоха низкой концентрации. Чувствительность: ТДИ реагирует с водой с образованием углекислого газа. Этот газ может привести к расширению запечатанного контейнера и к возможному прорыву. Если бочка герметична, осторожно отвинтить пробку, чтобы уменьшить давление, прежде чем ее снять. Контейнеры с этим веществом могут быть взрывоопасными, будучи пустыми. Следует избегать воздействия холода и прямых солнечных лучей. Нельзя наливать вещество в грязный или мокрый контейнер. Нельзя есть, пить и курить на рабочем месте. Оборудуйте рабочее место установками для мытья рук и промывки глаз. Тщательно помойтесь после обращения с веществом.

Транспортировка.

Наливом в цистернах, в металлических бочках (со специальным антикоррозионным покрытием) разового пользования емкостью 250 кг. Класс опасности – 6.1 (опасный груз)

Хранение (ТДИ 80)

Рекомендуемая температура хранения 15÷30ºС. Возможная температура хранения -20÷35ºС (кратковременно до 50ºС). При длительном хранении выше 35ºС качество ТДИ может изменяться. При хранении ниже 15ºС ТДИ обратимо кристаллизуется. Для переработки его необходимо медленно нагреть до 15-30ºС и обязательно тщательно перемешать, т.к. при кристаллизации нарушается распределение изомеров и реакционная способность. Вдали от тепла, пламени и всех источников возгорания. Вдали от окислителей. В плотно запечатанных контейнерах. Хранить в закрытом, хорошо проветриваемом помещении. Избегать попадания воды и влаги, прямых солнечных лучей. После вскрытия контейнеры должны быть закрыты и опечатаны с газообразным азотом или сухим воздухом. При хранении на открытом воздухе, контейнер должен быть покрыт водонепроницаемыми холстом, чтобы избежать попадания дождя. Гарантийный срок хранения 6 месяцев. При правильном хранении срок может быть увеличен до 9-12 месяцев.

1.3. Получение

В общем, технология получения ТДИ заключается в нитровании толуола до динитротолуола, затем каталитическом гидрировании динитротолуола до диаминотолуола. Далее диаминотолуол вводят во взаимодействие с фосгеном в среде инертного растворителя.

Более подробно цепочка производства ТДИ описывается следующими реакциями: Все начинается с базового сырья – толуола. Из него получают смесь изомеров мононитротолуола.

Рис. 3 Нитрование толуола

Далее существует 2 варианта синтеза: изомеры можно разделять или не разделять. 1) Из неразделенной смеси изомерных мононитротолуолов получают смесь 2,4- и 2,6-ТДИ в соотношении 80:20.

Для это смесь изомерных мононитротолуолов повторно нитруют до смеси динитротолуолов.

Рис. 4 Нитрование мононитротолуола

Затем смесь динитротолуолов каталитически восстанавливают водородом над Ni Ренея до смеси диаминотолуолов.

Рис. 5 Восстановление динитротолуолов.

Диаминотолуолы можно обрабатывать по 2 схемам:

А) Одностадийное фосгенирование последних в растворе о-хлорбензола при молярном соотношении фосгена и диаминотолуолов 6:1 (200-210°С, 4,2-5 МПа, время пребывания в реакторе 40-50 с) по реакции:

Рис. 6. Фосгенирование диаминотолуолов.

приводит к толуилендиизоцианатам с выходом 90-96%

Б) Двустадийное фосгенирование диаминотолуолов 25-50%-ным раствором фосгена в о-дихлорбензоле протекает по реакции:

Рис. 7. Первая стадия двустадийного фосгенирования.

Рис. 8. Вторая стадия двустадийного фосгенирования.

С выходом толуилендиизоцианатов до 96%.

2) В случае разделения изомеров ректификацией или кристаллизацией из п-нитротолуола образуется 2,4-толуилендиизоцианат:

Рис. 9. Нитрование п-нитротолуола

Рис. 10. Восстановление 2,4-динитротолуола

Рис. 11. Фосгенирование 2,4-диаминотолуола.

Из о-изомера – смесь 2,4- и 2,6-толуилендиизоцианатов в соотношении 65:35.

Рис. 12. Нитрование о-нитротолуола

Рис. 13. Восстановление динитротолуолов.

Рис. 14. Фосгенирование диаминотолуолов.

ТДИ можно получить непосредственно из динитротолуола жидкофазным карбонилированием в среде о-дихлорбензола. Этот метод позволяет избежать использования фосгена, а проблема отходов состоит только в утилизации хлороводорода. Однако этот метод еще не нашел промышленного применения.

Весной 2011 Bayer объявили о планах строительства завода ТДИ в Китае по новой технологии газофазного фосгенировая. Представители Bayer считают, что за этой технологией будущее сырья для полиуретанов, т.к. она более экономична (за счет меньших тепловых затрат на разделение веществ), более экологична (за счет уменьшения токсичных растворителей), также имеет ряд других преимуществ по сравнению с жидкофазным процессом. Эта технология позволяет сократить расход растворителя на 80%, потребление энергии — на 60%, инвестиции — на 20%.

2. Применение

ТДИ – сырье для производства различных видов полиуретанов.

Продукты из полиуретанов прочно вошли в нашу жизнь, поэтому в будущем их производство, несомненно, будет расширяться.

2.1 Применение по отраслям.

ТДИ используется в основном для создания эластичных пенополиуретанов, применяемых в мебельном производстве, строительстве и транспорте. В 2009 году на них пришлось 66% мирового потребления ТДИ (рис. 1).

Рис. 15. Структура мирового потребления ТДИ 2009г

Наиболее важными сферами применения ПУ являются:

1. Мебель, матрацы – различные марки мебельных поролонов. 2. Транспорт (в основном, автомобильный транспорт) – сиденья и другие «мягкие элементы» салона. 3. В меньшей степени толуилендиизоцианат применяется в качестве компонента жестких пенополиуретанов. 4. Искусственные кожи. ТДИ является основным компонентом современного высокотехнологичного материала – полиуретановая искусственная кожа, которую часто называют «Экокожа». Из нее изготавливается большое количество одежды и обуви. 5. CASE (Coatings, Adhesives, Sealants, Elastomers)

Полиуретановые клеи используются для склеивания гибких материалов, резины, текстиля и кожи. Их применяют для соединения металлических изделий, а также для склеивания металла с резиной и пластмассой. Полиуретановый лак – сырье для производства уретановых лаков и красок — используются для защиты широкого спектра поверхностей. В частности, полиуретаны обеспечивают хороший блеск и устойчивость к царапинам автомобильной покраски. Полиуретановые эластомеры находят применение в толстопленочных покрытиях, фильтрах и обувных подошвах. Из них изготавливают виброгасящие детали, ролики, колеса, шины для роликовых коньков и скейтбордов. Полиуретановые герметики обладают рядом уникальных свойств. ТДИ также используется в качестве сшивающего агента для нейлона-6.

2.2 Применение по видам ТДИ:

Коммерчески используются следующие виды ТДИ:

ТДИ 80 ТДИ 100 ТДИ 65 Модифицированный ТДИ

Виды отличаются содержанием изомеров (2,4-ТДИ и 2,6-ТДИ) и дополнительной модификацией.

ТДИ 80

— Мебель, матрацы, транспорт, герметики, лаки краски.

ТДИ 100

– CASE (Coatings, Adhesives, Sealants, Elastomers)

ТДИ 65

— Транспорт, жесткие пенополиуретаны.

Модифицированный ТДИ

– CASE, искусственные кожи.

Рис. 16. Структура мирового потребления изоцианатов (МДИ и ТДИ) по отраслям

Что дает система CRDI?

Благодаря всем описанным инженерным ухищрениям, двигатель с таким впрыском обладает рядом преимуществ.

  • Требования к экологической чистоте моторов все более ужесточаются с каждым годом. Распределение топлива с помощью CRDI предоставляет возможность полного соответствия этим нормам;
  • Тонкий распыл солярки позволяет тратить на работу движка значительно меньше топлива. Экономия достигает у некоторых двигателей 25%;
  • Точный, дозированный впрыск обеспечивает повышение мощности мотора на 40%;
  • Побочным, но весьма приятным последствием использования впрыска по общей магистрали стало заметное уменьшение шумности мотора – исследования, проведенные автоконцернами, показали снижение звукового фона на 10%.

В обычных ТНВД, когда возникают изменения топливного расхода, в каналах, ведущих к форсункам, возникают волны пульсирующего давления. Это вынуждало конструкторов ограничивать давление на форсунках показателем в 300 бар, что сказывалось на мощности агрегата. И при этом далеко не всегда спасало: топливопроводы все равно разрушались. Поддержание постоянного высокого давления (а в CRDI оно достигает 2000 бар) ликвидировало вероятность повреждение топливопроводов: вся работа идет внутри форсунки, внешних колебаний не существует.
Одним словом, система благоприятно сказалась на очень многих характеристиках двигателя.

Трассодефектоискатель ТДИ-МА (приёмник)

Трассодефектоискатель ТДИ-МА – это универсальный прибор, позволяющий на местности определять местоположение и направление кабельных линий и металлических трубопроводов, а также определять место их повреждения (обрыв, короткое замыкание, повреждение защитной оболочки, коррозия, понижение сопротивления изоляции).
Трассодефектоискатель ТДИ-МА заменяет приборы: ТИ-03М, ТИ-05, ТИ-05-2, ТИ-05-3, ТДИ-02М, ТДИ-05М, ТДИ-05М-2, ТДИ-05М-3, ТИ-05Ц.

Назначение

Трассодефектоискатель ТДИ-МА предназначен для проведения следующих видов работ на кабельных линиях и металлических трубопроводах:

  • определение места прохождения трассы;
  • определение направления трассы;
  • определение глубины прокладки трассы.
  • определение места повреждения трассы (обрыв, короткое замыкание, повреждение изоляции и пр.);

Область применения

Трассодефектоискатель ТДИ-МА применяется для контроля при прокладке и эксплуатации следующих типов кабельных линий и трубопроводов:

  • медножильные кабели связи (ТПП, МКС и т.п.);
  • кабели сигнализации и управления (СБПЗАВпШп и т.п.);
  • силовые кабели (АСБ, ВВГ и т.п.);
  • телевизионные и радиочастотные кабельные линии (РК-75 и т.п.);
  • оптические бронированные кабели (ДПС, СПС, ДАС, САС и т.п.);
  • водопровод, газопровод, нефтепровод;
  • в строительных организациях для предотвращения возможности повреждения коммуникаций при проведении земляных работ.

Особенности прибора

  • полностью электронное управление режимами;
  • ЖК-дисплей, отображающий режимы работы;
  • цифровая фильтрация сигнала – позволяет на порядок повысить помехозащищенность и избирательность приемника;
  • дополнительное подавление индустриальных помех (50- 100Гц) допускает работу вблизи контатных линий железных дорог и в иных неблагоприятных условиях, в которых работа предыдущих моделей трассоискателей была невозможна;
  • полностью автоматический выбор необходимого коэффициента усиления в пределах 5 декад;
  • наличие 7 Гц канала, что делает возможным разделение ёмкостной и гальванической утечек и отфильтровать блуждающие токи;
  • возможность работы как с использованием наушников или встроенного динамика, так и по показаниям на ЖК-дисплее;
  • скоростное зарядное устройство в сочетании Li-Ion аккумулятором позволяет не только полностью зарядить аккумулятор за 2 часа, но и оперативно подзаряжать его за 15-20 минут без каких-либо неблагоприятных последствий (Li-Ion аккумулятор не имеет эффекта “памяти”);
  • микропроцессорный контроль за состоянием аккумулятора позволяет своевременно отключить прибор в автоматическом режиме, предохраняя аккумулятор от разрушения перезарядом;
  • брызгозащитная пленочная клавиатура;

Технические характеристики

Методы поискаиндукционный и контактный
Рабочие частоты, индукционный метод50 Гц, 893 Гц, 2430 Гц, 8930 Гц
Рабочие частоты, контактный метод7 Гц, 50 Гц, 893 Гц, 2430 Гц, 8930 Гц
Активная фильтрацияаналоговая, цифровая
Вывод информацииЖК-дисплей 98х32, встроенный динамик, головные телефоны
Время непрерывной работы ТДИ-МА от аккумуляторной батареине менее 8 часов и зависит от состояния аккумулятора.
Диапазон рабочих температур-20°С …+40°С
Габаритные размеры350 х 850 х 260 и 300 х 400 х 250 мм
Масса ТДИ-МА с аккумуляторной батареейне более 2,5 кг
Совместимые по параметрам сигнала генераторыисточник зондирующих импульсов ИЗИ-6М или ИЗИ-100

Комплект поставки

Приемник ТДИ-МА: измерительный блок1 шт.
Дискообразная поисковая антенна1 шт.
Штырь для поиска утечек2 шт.
Блок питания (зарядное устройство)1шт.
Руководство по эксплуатации1шт.
Cумка для аксессуаров3шт.

Дополнительная комплектация

  • источник зондирующих импульсов ИЗИ-6М или ИЗИ-100
  • головной телефон

Сертификаты и отзывы

  • Внесён в реестр учётной регистрации как вид продукции в Тест-Санкт-Петербург
  • Отзыв об испытаниях ТДИ-МА в ОАО “РЖД”

Документация

Обратная сторона медали

Совсем все хорошо быть не может. Следовательно, система впрыска CRDI тоже имеет определенные недостатки.

Главное, что может поставить в тупик хозяина авто – требовательность CRDI к топливу. Солярка должна быть чуть ли не идеальной, а на наших просторах хотя бы хорошую залить удается не всегда.

Запасные детали на систему обходятся на четверть дороже, чем на более скромные варианты. Здесь же можно пожаловаться на то, что CRDI использует катастрофически много датчиков – и это является ее слабым местом. К тому же не везде найдутся автосервисы с достаточно подготовленными мастерами. Для самостоятельного ремонта система малопригодна: работы требуют специального оборудования.

Конечно, знания о том, что такое CRDI двигатель и какие проблемы он может принести своему владельцу, не могут расцениваться как препятствие для покупки машины с таким агрегатом. Однако поинтересоваться, найдутся ли в вашей местности грамотные специалисты, и заранее поискать надежную заправку все же стоит: такие действия либо предупредят возможные проблемы, либо, если дадут отрицательные результаты, заставят подумать о другом автомобиле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]