Считается ли Выезд на Полосу Встречного Движения Одним Колесом

Одним из грубейших нарушений ПДД считается выезд на полосу дороги, предназначенную для движения встречных ТС. В Административном кодексе РФ прописано несколько ситуаций, когда на водителя может быть наложен штраф за выезд на встречную полосу. В зависимости от вида правонарушения размер денежного наказания за него колеблется от одной до пяти тысяч рублей. Кроме того, за вышеуказанный запрещенный маневр автомобилиста могут лишить водительских прав (ВП) на срок от четырех месяцев до года. За какие конкретно нарушения владелец авто подвергнется данным санкциям и в каком именно виде, разъясняется в этой статье.

Что считается выездом на встречную

Под выездом на встречку принято понимать заезд ТС на полосу дороги, предназначенную для движения встречных автомобилей. Так как движение транспортных потоков на дороге определяется разметкой, знаками и светофорами, при езде в населенных пунктах и за городом водители обязаны руководствоваться их указаниями. В одних случаях разметка и знаки дорожного движения разрешают автомобилистам выезжать на встречную полосу для выполнения на них определенных действий, в других — категорически запрещают.

Так, управляющего машиной человека не накажут, если:

  1. Он совершает левый поворот (разворот) на перекрестке с прерывистой линией разметки, разделяющей попутные и встречные потоки транспорта, под разрешающий сигнал светофора (при его наличии). В этом случае автомобилист имеет законное право выехать на полосу, по которой ТС движутся ему навстречу, и произвести указанное действие.
  2. Если авто едет по дороге с прерывистой линией посередине и на данном участке трассы нет запрещающих знаков, то ПДД разрешает выезд на встречку для обгона попутных ТС.
  3. Допускается заезжать на встречную полосу, когда машина движется по дороге с разметкой 1.11, представляющей собой сплошную одинарную линию, вдоль которой идет прерывистая. Однако в данном случае пересекать такую сдвоенную линию для поворота (разворота) разрешается только со стороны ее прерывистой составляющей.

Если же разнонаправленные потоки транспорта разделяет сплошная разметка (причем неважно: одинарная 1.1 или двойная 1.3), то пересечение такой линии и заезд на встречку считается уже нарушением ПДД, за которое, согласно КоАП РФ, следуют жесткие санкции.

Важно учитывать, что выездом на встречную считается даже такой маневр, при котором ТС переезжает линию разметки не полностью, а хотя бы частично — двумя колесами. Кроме того, под аналогичными запрещенными действиями понимаются перестроение на реверсивный участок дороги под неработающий светофор или его красный сигнал, а также езда против потока по улице с односторонним движением.

Подробно о том, как обжаловать штраф ГИБДД с камеры, мы рассказывали в этой статье.

Выезд на встречную полосу — серьезное нарушение, которое чаще всего наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев либо до 12 месяцев, если совершается повторно в течение года. Штрафом в размере 5000 руб. дело ограничивается, только если нарушение зафиксировано камерой (либо в редких случаях по решению суда). При этом есть масса ситуаций, когда выезд на встречку квалифицируется по другим статьям либо вообще не подразумевает нарушения.

Когда лишат прав

Движение по встречной полосе, в том числе задом

В большинстве ситуаций, когда это запрещено, выезд на встречку подразумевает лишение прав, объясняет автоюрист Сергей Смирнов. Это касается движения по встречной полосе, обгона через сплошную линию разметки, выезда на трамвайную полосу встречного направления, а также движения по односторонней дороге в противоположном направлении. Причем езда задом по односторонней дороге тоже квалифицируется как движение по встречной полосе с теми же последствиями.

Что делать, если:

Статьи 14 июня 2020 Новая инструкция: автомобилистам объяснили, за что лишат прав

Статьи 12 декабря 2020 Лишат прав без суда: как будут бороться с неадекватными водителями

Движение по встречной выделенной полосе

На дорогах, где в одном направлении организовано движение автомобилей, а в другом — маршрутного транспорта, действуют те же самые правила. Выезд на полосу, предназначенную для встречного автобуса, подразумевает лишение прав, причем одновременно водителя можно наказать и за движение по полосе для общественного транспорта. А вот если выехать на сторону дороги для движения маршрутного транспорта, но в попутном направлении, прав не лишат. Это действие равносильно выезду на обычную выделенку со штрафом 1500 руб. или 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге.

Неверная траектория поворота и разворота

Существует целый набор типичных ошибок, когда при повороте налево водитель может лишиться прав. Все они так или иначе связаны с выездом на встречную полосу, поэтому и квалифицируются соответствующим образом. Первый вариант — срезка траектории, когда автомобиль при повороте попадает в нужную полосу, предварительно зацепив встречную. Второй — слишком ранний поворот, когда машина начинает маневр, уже находясь на встречной, например при объезде стоящего на светофоре автомобиля. Большой ошибкой также является разворот на перекрестке через полосу встречного, а не попутного движения, что тоже грозит лишением прав.

Обгон на перекрестке

Российские ПДД разрешают совершать обгон на перекрестке только при движении по главной дороге и при условии, что разметка и знаки позволяют такие маневры. Во всех иных ситуациях обгон запрещен — это касается движения и по второстепенной дороге, и на перекрестке, который регулируется светофором либо инспектором ГИБДД. Обгон в такой ситуации однозначно трактуется как запрещенный выезд на встречную полосу с последующим лишением прав.

Обгон с возвращением через сплошную

Легальный обгон, который был завершен после окончания прерывистой линии разметки, тоже трактуется как незаконный выезд на встречную полосу. «Многие водители пытались судиться, объясняя, что выехали на встречку, когда это было разрешено. Но Верховный суд разъяснил, что перед началом обгона водитель должен убедиться, что успеет завершить маневр по правилам», — добавляет Сергей Смирнов. Это решение юрист считает логичным, так как сплошная линия появляется уже там, где нахождение на встречной полосе является опасным.

Полколеса на встречной полосе

Правила не регламентируют, что именно считать выездом на встречную. «Установлено наказание именно за факт выезда, поэтому формально выездом считается попадание на встречную полосу любой части автомобиля, даже если это половина колеса», — объясняет юрист. Идея в том, добавляет Смирнов, что теоретически даже половины колеса достаточно для тяжелой аварии, если выступающая часть автомобиля на скорости столкнется с встречной машиной, которая по праву будет находиться на своей полосе.

Автосервисы Autonews Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг. Всегда рядом.

Прерывистая разметка и знак «Обгон запрещен»

Прерывистая разметка вполне может соседствовать с запрещающим обгон знаком, и в этой ситуации выезд на встречную полосу запрещен. Однако Сергей Смирнов уточняет, что на дорогах такая комбинация встречается редко: «Такое бывает, если выставлен временный знак запрета обгона, например в зоне ремонтных работ. И нарушение в этом случае, разумеется, грозит лишением прав». С другой стороны, под знаком запрета обгона может находиться табличка начала действия знака, добавляет юрист: «Под знаком стоит табличка, которая говорит о том, что через 500 метров обгон будет запрещен. Но многие не разбираются и думают, что обгон запрещен уже с этого места, поэтому боятся выходить на встречную».

Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru

От числа сплошных наказание не зависит

Более серьезное наказание за две сплошных не более чем миф. Закон не делает разницы между пересечением одинарной или двойной линий разметки. «Одинарная разметка рисуется обычно там, где на дороге есть только две полосы для движения, а двойная — там, где их как минимум четыре. Нет никакой разницы, выехали вы на встречку через одинарную или двойную линии — наказание будет одинаково строгим», — объясняет Смирнов.

Когда не лишат прав

Разворот и поворот налево через сплошную

Кроме перечисленных выше случаев с явным движением по встречной полосе, сами по себе маневры поворота и разворота через сплошную линию являются более мягкими нарушениями и не наказываются лишением прав. Такие маневры описываются частью 2 ст. 12.16 КоАП и наказываются лишь штрафом от 1000 до 1500 рублей.

Разворот на пересечении с односторонней улицей

Разворот на перекрестке с пересечением односторонней дороги вообще не является нарушением, хотя водитель в момент маневра кратковременно движется во встречном направлении. Сергей Смирнов полагает, что это слишком лояльный подход: «По логике это столь же опасное нарушение, потому что не важно, в результате чего автомобиль оказывается на встречке и создает там опасность — просто едет, поворачивает или разворачивается».

Неправильный выезд с заправки или парковки

Заезды на АЗС, парковку магазина или другую территорию, которая не относится к дорожной сети, часто бывают организованы по схеме одностороннего движения: въезд с одной стороны, выезд — с другой. При этом оба обозначены знаками направления движения и «кирпичами» с неверных сторон. Однако нарушение порядка проезда на прилегающих территориях квалифицируется по-другому. Даже если водитель выехал с заправки под запрещающий знак через въезд, ему могут выписать только предупреждение или штраф 500 руб. по части 1 ст. 12.16 КоАП.

Фото: РБК

Обгон тихоходов

Правила позволяют обгонять тихоходные транспортные средства, которые едут не быстрее 30 км/ч в зоне действия знака «Обгон запрещен», причем тихоход должен быть обозначен красным треугольником с желтой окантовкой. Но стоит иметь в виду, что обгон разрешается при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Раньше дозволялось обгонять тихоходов и через сплошную, но с 2020 года это запрещено, замечает Сергей Смирнов: «Это всегда был очень спорный момент, но несколько лет назад в правила внесли уточнение: сплошную линию разметки 1.1 пересекать запрещено во всех случаях».

Опережение вместо обгона

Современные ПДД трактуют обгон как маневр опережения попутного транспорта, связанный с выездом на полосу встречного движения. Объезд машины без выезда на встречку является опережением и не запрещается знаком «Обгон запрещен». То есть можно легально опередить медленный грузовик, который прижался правее или даже съехал на обочину. Другое дело, что выезд на обочину для тихохода может обернуться штрафом за езду по обочине, но во многих местах две машины вполне умещаются в пределах одной обозначенной полосы.

Фото: spbvoditel.ru

Размеры штрафов за движение по встречной

Независимо от того, за какое описываемое в данной статье нарушение дорожный инспектор остановил автолюбителя, последний избежит лишения ВП и отделается исключительно потерей денег только в том случае, если подобное правонарушение он совершил в первый раз за последние 12 месяцев.

По состоянию на 2020 год ПДД предусматривает несколько ситуаций, связанных с запрещенным выездом на встречку. Попав в одну из них, водитель автоматически накажет себя рублем. Все эти ситуации перечислены в приведенной ниже таблице.

№ п/пВид нарушенияПояснениеШтраф, р. (ст. — ч. КоАП)
1Обгон по встречнойЗапрещенным маневром считается не только полное, но и частичное пересечение ТС сплошной линии разметки, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта.5000 (12.15 — 4)
2Объезд препятствия по встречкеПункт 1.2 ПДД гласит, что препятствием считается любой неподвижный объект на полосе движения. Не являются таковым автомобильный затор или ТС, остановленное для проверки дорожным инспектором.1000–1500 (12.15 — 3)
3Разворот через сплошную полосу с выездом на встречнуюЗапрещается совершать выезд через сплошные одинарную 1.1 и двойную 1.3 линии, а также разметку 1.11 со стороны ее непрерывной составляющей.5000 (12.15 — 4)
4Встречное движение по односторонней дорогеПриравнивается к заезду на встречку.5000 (12.16 — 3)
5Выезд на реверсивную полосуНе разрешается совершать под неработающий светофор.5000 (12.15 — 4)
Несвоевременное перестроение с реверсивной под желтый или въезд на нее под красный сигнал светофора1000 (12.12 — 1)
Объезд препятствия по полосе, действующей в режиме реверса1000–1500 (12.15 — 3)
6Выезд на встречные трамвайные путиПри обгоне приравнивается к заезду на встречку.5000 (12.15 — 4)
При объезде препятствия санкция смягчается.1000–1500 (12.15 — 3)

Попадание машины во встречный поток

Ситуаций, отвечающих такому определению много, рассмотрим основные случаи:

  • переезд через полосу при различных маневрах на дороге;
  • одновременное движение по своей и встречной полосе;
  • езда по разметочной линии;
  • пересечение разметочной линии при маневре только задним колесом;
  • переезд через встречку при выезде с пересекающихся дорог.

Определение полосы движения имеет такое же немаловажное значение, как и встречная полоса. В правилах движения ей дается описание, как любой из полос продольного направления, обозначенной или нет разметкой, шириной, достаточной для проезда автомашин в один ряд.
Попаданием на встречный поток движения является фактическое расположение транспорта на нем для продолжения поступательного движения далее. Часто автомобиль оказывается на встречке при выполнении маневра, при этом выезда как такового по определению, нет. Машина пересекает разметку, но так как полоса для передвижения не используется, то и выездом это назвать нельзя.

Пересечение встречки при совершении маневра

Действие совершается в ситуации, когда выполняется разворот с пересечением двойной сплошной или поворот в подобных условиях. Количество сплошных линий особого значения не имеет, так как при разделении ими транспортных потоков не допускается пересечение каждой из них. В этой ситуации происходит маневр с нарушением разметки.

Передвижение на своей и встречной полосе одновременно

Ситуация предполагает использование встречной полосы для частичного движения по ней, таким образом, осуществляется выезд навстречу транспорту, при этом присутствует нарушение правил разметки на дороге. Статья 12,15 в части четвертой предусматривает конфискацию прав.

Движение автомобиля по разметочной линии

Определить выезд на встречку может только дорожный патруль. Но проезд непосредственно по самой полосе разметки не считается попаданием во встречный поток, так как нужно иметь по факту его пересечение. Движение по разметке является нарушением пункта 9,7 ПДД, за который по статье 12,15 в первой части предусмотрен штраф.

Пересечение разметочной линии задним колесом при совершении маневра

Ситуация полностью аналогична предыдущей, так как пересекать сплошную разметку на дороге запрещается в любом случае. Ответственность наступает по статье 12,16 ПДД в части второй и предусматривает штраф 1 тыс.— 1 тыс. 500 р.

Перемещение на встречную полосу с пересекающихся дорог через сплошную разметку

Это сложный и неоднозначный случай, описанный в статье 8,6 ПДД:

  • поворот производится таким образом, чтобы при выезде с пересекающейся дороги нет выезда на полосу встречного движения;
  • поворот направо производится ближе к правому боку дороги.

Выезд на полосу встречного движения в связи с поворотом нарушает статью 8,6 ПДД, хотя автомобиль не предполагает движение навстречу транспорту, но он не должен появиться на встречке дороги, на которую совершается поворот. Нарушение квалифицируется по статье 12,15 в части четвертой.

Нет выезда на полосу встречного движения, если авто поворачивает на попутную полосу с пересечением встречки. Несмотря на то, что часть машины оказывается на полосе встречного передвижения, выезда на нее не происходит. Но маневры не по правилам остаются, но не может быть наказано по статье о расположении транспорта на дороге.

Штраф при фиксации камерой

Оштрафовать за движение по встречной полосе нарушителя может не только сотрудник ГИБДД или судья. Если запрещенный маневр будет снят дорожной системой автофиксации нарушений, владельцу ТС по почте придет «письмо счастья» с требованием заплатить штраф. Единственным утешением для нарушителя в данной ситуации является то, что, сколько бы раз в течение года дорожные камеры ни «ловили» его за подобные запрещенные действия, грозить ему будет только потеря денег, но не лишение прав за встречку.

Юристы крайне не советуют автолюбителям набирать несколько подобных штрафов с камер. Причина такой рекомендации заключается в том, что если в дальнейшем человек будет остановлен дорожным инспектором за любое нарушение ПДД, влекущее за собой изъятие ВП, то практически со стопроцентной вероятностью несколько следующих месяцев он не сможет управлять автомобилем.

Подробно о повороте налево с трамвайных путей читайте по ссылке.

Меры наказания за выезд навстречу транспорту

Наказание регламентируется статьей 12,15 во второй части:

  • выезд на встречку, по которой должен двигаться трамвай или создание препятствий его передвижению, наказывается штрафом от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р. (в зависимости от желания инспектора патрульной дорожной службы);
  • объезд препятствия по трамвайному пути со встречным движением наказывается штрафом аналогичного размера;
  • разворот или поворот налево с переездом сплошной полосы с наличием запрещающего знака послужит причиной наложения штрафа от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р.

Ответственность за повторное правонарушение

Если автомобилист совершит одно и то же нарушение, связанное с заездом на встречку, второй раз на протяжении одного года и будет остановлен за это сотрудниками ГИБДД, отделаться потерей некоторой суммы или лишением прав за выезд на встречную полосу сроком на 4–6 месяцев у него не получится. В этом случае в суде он гарантированно превратится в пешехода на 1 год.

Подобную суровую санкцию КоАП предусматривает за большинство правонарушений, описанных в приведенной выше таблице штрафов. Единственными исключениями являются объезд препятствия по встречке (за него и при повторном нарушении автолюбитель отделается исключительно денежным наказанием), а также въезд на реверсивную полосу под запрещающий сигнал светофора.

За последнее повторное правонарушение владельцу авто будет грозить штраф в 5000 рублей или лишение ВП на 4–6 месяцев (ч. 3 ст. 12.12 КоАП).

Крайняя необходимость – о чём речь?

Термин «крайняя необходимость» встречается в статье 2 Административного Кодекса РФ. Статья эта фактически даёт водителям возможность реализовывать право на свободу перемещения, гарантированное Конституцией. О чём идёт речь?

Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу возникает, например, если основная полоса забита сломанным автобусом – в такой ситуации водителю ничего не остаётся, кроме как совершать объезд через сплошную. Парадокс в том, что, если автомобилист остановится и будет ждать, когда автобус продолжит движение, он опять-таки станет нарушителем. Фактически он препятствует свободе перемещения других граждан: тех, кто постепенно начинает формировать «пробку» позади него.

Если верить разъяснениям ГИБДД о выезде на встречную полосу, водитель имеет право нанести противоправными действиями вред государству, если причинённый ущерб оказывается меньшим, чем предотвращённый. Благодаря такому постулату КоАП, автомобилисты фактически могут нарушать закон, не боясь раскаяния.

Хоть есть множество способов уйти от наказания за выезд на «встречку», испытывать судьбу не стоит. Последствия нарушения бывают более серьезными, нежели штраф – нарушитель ставит под угрозу жизни и здоровье людей.

За какие действия точно лишат прав

Почти за все виды запрещенных передвижений против потока нарушитель может быть наказан по-разному: либо денежным штрафом, либо лишением ВП. Причем без прав владелец ТС может остаться даже не за повторный заезд на встречную в течение одного года, а за первое же подобное «преступление» в жизни. Отягчающими вину водителя обстоятельствами, за которые у него изымут ВП по максимуму (на полгода за первое правонарушение и на год за повторное), являются:

  1. Грубое неподчинение требованиям сотрудников ГИБДД об остановке во время совершения запрещенных действий (когда автомобилист отказывается съехать с дороги и продолжает двигаться против потока).
  2. Наличие у владельца машины нескольких неоплаченных административных штрафов за нарушение других статей ПДД, совершенных им в течение последних 12 месяцев.
  3. ДТП как результат запрещенной езды.
  4. Откровенное неуважение нарушителя к суду и его попытки во что бы то ни стало оправдаться, несмотря на наличие задокументированных свидетельств его вины со стороны дорожных инспекторов.

Подробно о штрафе без категории Е читайте по ссылке.

В каких случаях можно избежать наказания

Несмотря на то что заезд на встречку считается тяжким правонарушением, за которое строго наказывают штрафом или лишением ВП, даже за него можно полностью избежать наказания. Однако для этого человек должен привести убедительные доводы, рассмотрев которые остановивший его инспектор (или в дальнейшем судья) «простит» ему выезд на встречную. К таковым доводам относятся:

  1. Попытка избежать ДТП. Если автолюбитель переехал сплошную линию, чтобы не врезаться в другой автомобиль или не сбить выскочившего под колеса человека, то, вероятней всего, его не накажут.
  2. Крайняя необходимость. Под ней обычно подразумевают ситуацию, когда заезд на встречку автомобилист осуществил, объезжая препятствие из-за того, что не мог ждать, когда для проезда освободятся попутные полосы. Если водитель предоставит остановившему его инспектору доказательства того, что он везет в больницу тяжелобольного родственника либо спешит куда-то по неотложному делу, то, скорее всего, сотрудник ГИБДД не будет составлять на него протокол за движение по полосе для встречного транспорта.
  3. Нечитаемость разметки или отсутствие умысла в совершении запрещенного маневра у нарушителя. Это самые спорные доводы, которые на большинство инспекторов не действуют. Для доказательства того, что управляющий ТС человек проехал против потока из-за того, что не увидел запрещающей сплошной, чаще всего приходится обращаться в суд. Однако в случае, когда владельцу авто грозит не штраф, а изъятие ВП, данные доводы остаются последним шансом для автомобилиста не превратиться на несколько месяцев в пешехода.

Похожие правонарушения

Выезд на встречную полосу запрещен

Статьи, регламентирующие актуальные меры взыскания за обгон впередиидущего транспорта по встречной полосе появились в КоАП сравнительно недавно – только в 2007-ом году. В связи с этим случаи штрафования водителей за данное правонарушение заметно участились.

На первый взгляд, подобная ситуация не может не радовать. Ведь, совершая подобный проступок, автомобилист не только подвергает опасности собственные жизнь и здоровье, но и рискует благополучием тех, кто едет в данный момент по своей полосе и ПДД не нарушает.

Однако, как показывает практика, большая часть штрафов за езду по «встречке» выписывается недобросовестными инспекторами ДПС при реальном отсутствии правонарушения тем водителям, кто просто плохо разбирается в существующих законодательных нормах.

Как же не стать жертвой предприимчивого сотрудника дорожной инспекции? Прежде всего, – разобраться, какие, пусть и похожие, правонарушения не относятся к описанному в данной статье разделу КоАП:

  1. Передвижение под запрещающим въезд знаком. Если водитель по неосторожности проигнорировал упомянутый знак «забрался» на дрогу с односторонним встречным движением, он имеет право тут же выполнить обратный разворот. В данном случае его действия попадут под регламент, описанный в статье 12.16 КоАП, а мера взыскания, положенная за данное правонарушение, ограничится штрафом в размере 500 рублей. И это, пожалуй, самый «безболезненный» для автомобилиста выход из сложившейся ситуации. Ведь, продолжив свой путь в заданном направлении, он нарушит уже другую статью ПДД – «Движение по полосе встречного движения». А подобное правонарушение карается еще более сурово. Такого водителя не только обяжут выплатить штраф в размере 5 тысяч рублей, но и, вероятнее всего, лишат прав на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
  2. Выезд на «встречку» во избежание столкновения с движущимся «в лоб», то есть, по чужой для него полосе, автомобилем. Хотя, технически, совершивший подобное деяние водитель все равно является правонарушителем (о чем ему не преминут напомнить сотрудники ГИБДД), обстоятельства, при которых произошел инцидент, могут помочь незадачливому автомобилисту избежать административной ответственности и не попасть под штрафные санкции.

Как обжаловать наказание

Существуют ситуации, когда обжаловать решение работника ГИБДД о наложении на водителя денежного взыскания практически невозможно. Например, если человек был остановлен за встречную езду по улице с односторонним движением, то вряд ли судья поверит, что автомобилист просто не увидел запрещающего знака при въезде и проехал под «кирпич» случайно. Не сработает и довод о нечитаемости разметки даже на занесенной снегом дороге, если нарушителя поймали за езду по встречным трамвайным путям. И поэтому возникает вопрос, можно ли ездить по трамвайным путям?

Иногда у водителя есть хорошие шансы оспорить решение дорожного инспектора о наложении на него штрафа. Для этого ему следует вести себя уверенно и настаивать на том, что его действия были продиктованы крайней необходимостью (либо другими извиняющими его причинами: попыткой избежать ДТП, нечитаемостью разметки, отсутствием умысла в совершении правонарушения или его малозначительностью).

Если же все перечисленные доводы так и не действуют на инспектора и дело движется к составлению протокола и дальнейшей передаче материалов о правонарушении в группу разбора в ГИБДД, то владельцу ТС рекомендуется:

  1. Самостоятельно зафиксировать на месте все обстоятельства вменяемого ему проступка. Нужно сфотографировать дорогу со всеми знаками и разметкой на ней, причем сделать это так, чтобы в кадр вместе с ними попали автомобиль ГИБДД и ТС нарушителя.
  2. По возможности попытаться найти свидетелей, которые могли бы подтвердить, что вменяемый водителю запрещенный маневр был совершен им без выезда на встречку.
  3. Не соглашаться на предлагаемый инспектором минимальный штраф на месте, так как в дальнейшем подобное действие автомобилиста не позволит ему оспорить наказание в суде.
  4. Если в группе разбора дело повернется не в пользу нарушителя, то не следует бояться идти в суд. При этом на последнем необходимо вести себя максимально уважительно по отношению к судье: признать ту часть обвинений, которые доказаны сотрудниками ГИБДД, но одновременно настаивать на наличии смягчающих вину обстоятельств и приводить собранные на месте правонарушения собственные доказательства своей невиновности.
  5. Необходимо также помнить, что закон дает всего 10 дней на обжалование решения о наложении на водителя штрафа. Если пропустить этот срок, избежать денежного наказания уже не получится.

Полоса встречного движения

Прежде чем рассматривать случаи выезда на встречку, необходимо дать определение выезду на встречную полосу. Регулируют данный вопрос Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения». Пункт 1.2 Правил посвящен определению значения терминов и понятий, которые встречаются в тексте и должны пониматься всеми однозначно, чтобы не допустить отклонений от их первоначального значения.

В этом пункте отмечено, что полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, что считать выездом на встречную полосу, но установить это несложно из общего смысла Правил. Что такое «полоса движения» мы выяснили, теперь с языковой точки зрения не сложно установить, что полоса встречного движения – полоса, по которой движение осуществляется «навстречу».

Также к разрешению этого вопроса можно привлечь п. 1.4 Правил, где сказано, что движение в РФ осуществляется по правой стороне.

Подведем итог. Официального определения, что считать выездом на полосу встречного движения, закон не содержит, но содержит критерии определения. На их основе можно сформулировать определение: полоса встречного движения – полоса движения, с разметкой или без, расположенная слева от всех полос попутного направления, движение по которой осуществляется в направлении, противоположном направлению движения водителя.

Важно! Обратите внимание, из определения полосы движения следует, что отсутствие разметки не делает проезжую часть однополосной. Некоторые недобросовестные водители думают, что если разметки нет, по такой дороге можно ездить как угодно. На практике же складывается так, что выезд на «встречку» будет считаться произошедшим, даже если дорога визуально не делится на полосы. В бытовом лексиконе часто можно встретить фразу «пересечь сплошную» в значении выезда на полосу встречного движения, но если разобраться, выяснится, что это не всегда то же самое.>

В Правилах установлено, что в отсутствие разметки водитель должен определять полосы самостоятельно. Должны быть учтены два фактора: ширина дороги и габаритные размеры автомобиля. Сколько машин поместится на дороге одновременно, столько на ней и полос. Единственное строгое правило в этом вопросе – четность количества полос.

Это означает, что если ширина проезжей части одновременно вмещает 3 автомобиля, то полос будет только две, если 5 автомобилей – то 4. В отсутствие разметки предполагается, что каждое из направлений движения, встречных относительно друг друга, должно иметь равное с другим направлением количество полос для движения.

Правила дорожного движения устанавливают, что стороной встречного движения в отсутствие разметки будет являться половина ширины дороги, расположенная с левой стороны. Анализируя эти положения, мы понимаем, что сторона встречного движения устанавливается не только по формальным признакам, но и на основе содержательных критериев.

Это означает, что встречной полосой мы будем считать ту часть дороги, где транспорт движется нам навстречу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]