Охлаждающая жидкость – что это такое, состав, для чего используется, схема циркуляции

Схема циркуляции охлаждающей жидкости. Схема системы охлаждения двигателя

В любом автомобиле используется двигатель внутреннего сгорания. Широкое распространение получили жидкостные системы охлаждения – только на старых «Запорожцах» и новых «Тата» используется обдув воздухом. Нужно отметить, что схема циркуляции охлаждающей жидкости на всех машинах практически похожа – присутствуют в конструкции одинаковые элементы, выполняют они идентичные функции.

Малый круг охлаждения

В схеме системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания присутствует два контура – малый и большой. Чем-то она схожа с анатомией человека – движением крови в организме. Жидкость двигается по малому кругу тогда, когда необходимо произвести быстрый прогрев до рабочей температуры. Проблема в том, что мотор может нормально функционировать в узком диапазоне температур – около 90 градусов.

Большой контур охлаждения

В схему системы охлаждения двигателя при этом включается еще и основной радиатор. Он устанавливается в передней части автомобиля и предназначен для экстренного снижения температуры жидкости в двигателе. Если на автомобиле имеется кондиционер, то радиатор его устанавливается рядом. На автомобилях «Волга» и «Газель» применяется масляный радиатор, который также ставится в передней части автомобиля. На радиаторе обычно ставится вентилятор, который приводится в движение электромотором, ремнем или муфтой.

Что такое охлаждающая жидкость?

Другие ее названия – хладагент, антифриз, радиаторная жидкость. Основная ее цель – контроль температуры деталей и жидкостей двигателя при разных погодных условиях. Охлаждающая жидкость для авто представляет собой субстанцию с присадками, позволяющими ей сохранять жидкое состояние в условиях низких температур (менее 0°С), как и в условиях высоких температур (более 100°С), не давая ей испаряться. Она должна обладать антикоррозийными свойствами, защищая металлические поверхности двигателя и его деталей.

Состав охлаждающей жидкости

В основе таких средств – гликолево-водная смесь, благодаря которой они приобретают свои основные свойства: морозостойкость, вязкость, оптимальную удельную теплоемкость. Чаще встречаются охлаждающие жидкости, в основе которых этиленгликоль. Водный раствор этого вещества оказывает агрессивное воздействие на детали системы охлаждения. Из-а этого в состав ОЖ добавляют присадки:

  • стабилизирующие;
  • антивспенивающие;
  • противокоррозионные.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Хладагент выполняет ряд функций. Частота замены и объем охлаждающей жидкости для каждого авто индивидуальны. Делать это нужно своевременно, учитывая, какие важные задачи она выполняет:

  • охлаждение составляющих двигателя автомобиля;
  • благодаря антифризу смазывается водяной насос двигателя, через который подается антифриз;
  • охлаждение гидравлической жидкости, содержащейся в коробке передач автоматического типа;
  • обогрев салона автомобиля в холодное время года.

Жидкостный насос в системе

Это устройство входит в схему циркуляции охлаждающей жидкости «Газели» и любого другого автомобиля. Привод может осуществляться следующим образом:

  1. От ремня газораспределительного механизма.
  2. От ремня генератора.
  3. От отдельного ремня.

Конструкция состоит из таких элементов:

  1. Металлическая или пластиковая крыльчатка. От количества лопастей зависит эффективность работы насоса.
  2. Корпус – обычно выполняется из алюминия и его сплавов. Дело в том, что именно этот металл хорошо работает в агрессивных условиях, практически не действует на него коррозия.
  3. Шкив для установки ремня привода – зубчатый или клиновидный.
  4. Вал – стальной ротор, на одном конце которого находится крыльчатка (внутри), а снаружи шкив для установки приводного шкива.
  5. Бронзовая втулка или подшипник – смазка этих элементов осуществляется при помощи специальных присадок, которые имеются в антифризе.
  6. Сальник позволяет избежать вытекания жидкости из системы охлаждения.

Виды охлаждающей жидкости

Правильный выбор этой субстанции – залог корректной работы системы охлаждения автомобиля. Существуют такие виды антифриза:

  • традиционный;
  • гибридный;
  • карбоксилатный;
  • лобридный.

Традиционный антифриз

Эта разновидность хладагентов считается устаревшей. К ней относится и тосол для машины – вид охлаждающей жидкости, разработанный при СССР. Он использовался для советских марок машин – «Волги», «Москвича», «Жигулей». Представителем таких жидкостей является антифриз g11. В Европе такие хладагенты перестали выпускать в 90-х годах. На современном рынке традиционные антифризы присутствуют, но использовать их следует с осторожностью – нет гарантий, что они не повлияют негативно на детали автомобиля. В составе таких жидкостей присутствуют неорганические составляющие:

  • силикаты;
  • бораты;
  • фосфаты;
  • амины;
  • нитриты;
  • нитраты.

Гибридный антифриз

Эти жидкости относятся к классу g11 и производятся с применением современных биполярных технологий. Чаще это антифриз желтый или оранжевый. Основным отличием таких жидкостей является создание ими тончайшей пленки, защищающей поверхности деталей двигателя от коррозии при появлении ее очагов. За счет применения для их изготовления ингибиторов длительного воздействия обеспечивается надежная работа охлаждающей системы автомобиля при любых погодных условиях.

Карбоксилатный антифриз

Эту разновидность называют органической из-за наличия в ее составе органических кислот. В ней не содержатся нитриты, нитраты, силикаты, амины, фосфаты. Чаще это антифриз красного цвета, характеризующийся медленным, но пролонгированным воздействием ингибиторов. Такие жидкости характеризуются высокой температурой кипения и сроком службы от 5 лет. Антифриз g12 красный в своем составе имеет противокоррозионные вещества, способствующие образованию тонкой защитной пленки. Применяется средство как для автомобилей отечественного, так и иностранного производства.

Лобридный антифриз

Это жидкости класса g12++, обладающие фиолетовым цветом и отличными эксплуатационными качествами. В их состав входят минеральные вещества и органические ингибиторы. Такой антифриз для машины содержит и силикаты, образующие защитную антикоррозионную пленку на поверхности запчастей охлаждающей системы. Органические вещества, входящие в состав жидкости, оказывают воздействие на участки, на которых уже появилась ржавчина. При использовании лобридного антифриза для нового автомобиля срок действия хладагента неограничен.

Термостат и его особенности

Сложно сказать, какой именно элемент обеспечивает наиболее эффективную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. С одной стороны, помпа создает давление и антифриз двигается по патрубкам с ее помощью.

Но с другой стороны, если бы не было термостата, движение происходило бы исключительно по малому кругу. Конструкция содержит такие элементы:

  1. Корпус из алюминия.
  2. Выходы для соединения с патрубками.
  3. Пластина биметаллического типа.
  4. Механический клапан с возвратной пружиной.

Принцип работы заключается в том, что при температуре ниже 85 градусов двигается жидкость только по малому контуру. При этом клапан внутри термостата находится в таком положении, при котором не попадает антифриз в большой контур.

Как только достигнет температура 85 градусов, начнет деформироваться биметаллическая пластина. Она воздействует на механический клапан и открывает доступ антифризу к основному радиатору. Как только снизится температура, клапан термостата вернется в исходное положение под действием возвратной пружины.

Протечки и проблемы

Основные проблемы в охлаждающей системе AUDI 80 B3, B4 связаны с протечками, которые могут образоваться в шлангах, радиаторе и отопителе салона. Также часто из строя выходит помпа и термостат, которые при выявлении неисправности просто подлежат замене.

Встречается проблема прогорания прокладки головки блока цилиндров, в этом случае ОЖ попадает в камеру сгорания. Определить это можно по бурлению в расширительном бачке, создаваемым выхлопными газами.

Также можно обратить внимание на цвет дыма, выходящего с выхлопной трубы. Если он белого цвета, как бы с клубами пара, при этом уходит антифриз, а подтеков нет, то проблема наверняка в испорченной прокладке.

Крышка расширительного бачка

Еще один незаменимый компонент системы – это пробка. Существует два типа конструкции – герметичная и негерметичная. В том случае, если на автомобиле применяется последняя, пробка расширительного бачка имеет только дренажное отверстие, через которое уравновешивается давление в системе.

Но если герметичная система применена, то в пробке имеется два клапана – впускной (забирает внутрь воздух из атмосферы, работает при давлении ниже 0,2 бар) и выпускной (срабатывает при давлении свыше 1,2 бар). Он выбрасывает из системы излишки воздуха.

Получается так, что в системе всегда давление больше, чем в атмосфере. Это позволяет немного повысить температуру кипения антифриза, что благоприятно сказывается на работе двигателя. Особенно это хорошо для движения по пробкам в городских условиях. Пример герметичной системы – автомобили ВАЗ-2108 и аналогичные. Негерметичной – модели классической серии ВАЗ.

Радиатор и вентилятор

Циркуляция охлаждающей жидкости проходит через основной радиатор, который установлен в передней части автомобиля. Такое место выбрано не случайно – при движении с большой скоростью соты радиатора обдуваются встречным потоком воздуха, что обеспечивает снижение температуры двигателя. На радиаторе устанавливается вентилятор. Большая часть таких устройств имеет электрический привод. На «Газелях», например, часто используются муфты, аналогичные тем, которые ставятся на компрессорах кондиционера.

Включение электрического вентилятора происходит с помощью датчика, установленного в нижней части радиатора. Может использоваться на инжекторных машинах сигнал от датчика температуры, который расположен на корпусе термостата или в блоке двигателя. Самая простая схема включения содержит в себе только один термовыключатель – у него нормально разомкнуты контакты. Как только в нижней части радиатора температура достигнет 92 градусов, контакты внутри переключателя замкнутся и произойдет подача напряжения на электродвигатель вентилятора.

Отопитель салона

Это самая важная часть, если смотреть с точки зрения водителя и пассажиров. От эффективности работы печки зависит комфорт при езде в зимнее время года. Отопитель входит в схему циркуляции охлаждающей жидкости и состоит из таких компонентов:

  1. Электродвигатель с крыльчаткой. Включается он по специальной схеме, в которой имеется постоянный резистор – он позволяет менять частоту вращения крыльчатки.
  2. Радиатор – это элемент, по которому проходит горячий антифриз.
  3. Кран – предназначен для открывания и закрывания подачи антифриза внутрь радиатора.
  4. Система воздуховодов позволяет направлять горячий воздух в нужном направлении.

Схема циркуляции охлаждающей жидкости по системе такая, что при закрывании всего одного входа в радиатор горячий антифриз никаким образом в него не попадет. Существуют автомобили, в которых кран печки отсутствует – внутри радиатора всегда находится горячий антифриз. А в летнее время просто закрываются воздуховоды и тепло в салон не подается.

Читайте НАС ВКонтакте

Какую охлаждающую жидкость заливать?

Для разных машин используются разные виды антифриза. Оптимальный вариант – подбор охлаждающей жидкости по марке автомобиля. Производители указывают, какой антифриз подходит определенной марке. Например, хладагент класса g11 рекомендуется использовать для таких автомобилей:

  • Alfa Romeo (годы выпуска – с 1976 по 2005);
  • Audi (годы выпуска – с 1981 по 1996);
  • Bentley (годы выпуска – с 1980 по 2005);
  • BMW (годы выпуска – с 1975 по настоящее время);
  • Chrysler (годы выпуска – с 1985 по настоящее время);
  • Daewoo (все модели);
  • Fiat (годы выпуска – с 1982 по 2005);
  • Ford (годы выпуска – с 1977 по 1998);
  • Lada (все модели);
  • Opel (годы выпуска – с 1975 по 2000);
  • Volkswagen (годы выпуска – с 1975 по 1997);
  • Volvo (все модели).

Охлаждающая жидкость класса g12 используется для таких марок:

  • Alfa Romeo (годы выпуска – с 2005 по настоящее время);
  • Audi (годы выпуска – с 1996 по настоящее время);
  • Bentley (годы выпуска – с 2005 по настоящее время);
  • Citroën (все модели);
  • Daihatsu (все модели);
  • Ford (годы выпуска – с 1998 по настоящее время);
  • Honda (все модели);
  • Hyundai (все модели);
  • KIA (все модели);
  • Lexus (все модели);
  • Mazda (все модели).

Рейтинг охлаждающей жидкости

Есть производители, продукция которых зарекомендовала себя как качественная. Топ охлаждающей жидкости составлен с учетом предпочтений пользователей:

  1. Lukoil Antifreeze G12 Red 5L
    . Лидер рейтинга производится с использованием карбоксилатной технологии, надежно защищает двигатель от перегрева, появления накипи.
  2. Felix Energy G12 + 1L
    . Отечественный антифриз, используемый для любых видов машин. Применять средство можно в диапазоне температур от -40 до +50°С.
  3. AGA Z65 5L
    . Универсальная охлаждающая двигатель жидкость, применяемая для грузовых и легковых автомобилей. Температурный диапазон от -65 до +132°С, срок службы – 5 лет.
  4. CoolStream Optima
    . Универсальное средство, которое подходит для любой системы охлаждения: как для отечественных автомобилей, так и для машин иностранного производства. Диапазон температур от -42 до +109°С, срок службы – 2 года.
  5. Felix Carbox G12
    . Антифриз отечественного производства, который можно использовать для моторов любых типов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]