Кому стоит переводить машину на газ. Советы эксперта
Фото: Агентство «Москва»/Антон Кардашов
Технический директор группы Алексей Банковский рассказал Москве 24 о плюсах и минусах использования газового оборудования для легковых автомобилей и субсидий на их установку. Он также дал несколько советов по выбору комплектующих.
Эксперт сразу отметил, что речь идет о компримированном природном газе (метан). Альтернативой ему является сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан), но на этот вид топлива никаких субсидий не распространяется.
Банковский считает, что в большей степени устанавливать газовое оборудование стоит только тем, кто много пользуется автомобилем.
«Оно выгодно тем перевозчикам и тем частным лицам, кто пользуется автомобилями достаточно много. Для потребителя единичного, который в год проезжает 10 000 километров, это оборудование, даже с субсидией, выделяемой государством, будет неинтересно», – заявил эксперт.
Он пояснил, что выгода от перевода легкового автомобиля на газ зависит от региона, в котором эксплуатируется транспортное средство. По его мнению, заправочных станций, где можно приобрести газ, не так много.
«Вопрос заключается в том, что если мы на легковой автомобиль устанавливаем газовое оборудование, то он на нем проезжает 150–200 километров. Дальше он поедет на бензине, но речь-то идет об экономии. Все зависит от региона эксплуатации: если в этом регионе достаточное количество заправочных станций и они позволяют заправиться, то да. Если речь идет о таком регионе, как Москва, где 2,5 заправочных станции, то только в том случае, если автомобиль работает в зоне покрытия этих станций», – отметил Банковский.
Он подчеркнул, что на некоторые категории автомобилей не предусмотрена установка газового оборудования. Это современные легковые иномарки, работающие на дизельном топливе, и машины с системой прямого впрыска топлива.
«Если говорить о народном автомобиле – условном Skoda Octavia, Hyundai Solaris, KIA Rio, – подобного класса автомобили совершенно спокойно переоборудуются. Отечественный автопром без всяких проблем переоборудуется на метан», – заявил эксперт.
Если мы говорим о современных системах, об установке в сертифицированных сервисных центрах, то таких явных минусов нет. Потому что системы оснащены основными системами безопасности. Там стоит защита от протечек, защита даже от взрыва, даже если автомобиль попал в ДТП и загорелся. Алексей Банковский
технический директор
Эксперт объяснил, что оборудование, соответствующее современным требованиям безопасности, стоит достаточно дорого и в этом плане субсидия будет крайне полезна. При его выборе Банковский советует отдать предпочтение итальянским системам, например OMVL.
При выборе самого баллона стоит обратить внимание на его тип.
«Как правило, для легковых автомобилей используются баллоны второго и третьего типов. Это либо металлокомпозитные баллоны (второй тип), либо алюминиевые композитные баллоны», – отметил Банковский.
Он также подчеркнул, что сейчас на рынок вышел чешский производитель, но он делает баллоны из стали, что существенно влияет на их размер и вес.
Ранее министр энергетики РФ Александр Новак предложил вице-премьеру Юрию Борисову увеличить долю субсидий из бюджета на перевод машин с бензина на газомоторное топливо в два раза. Такая антикризисная мера предполагает увеличение с 30 до 60%.
Кроме того, предполагается, что 30% расходов выделит «Газпром». Известно, что данное предложение содержится в письме вице-премьеру от 17 апреля. В пресс–службе Минэнерго подтвердили инициативу Новака. Представитель Борисова сказал изданию, что правительство поддержало предложение министра.
Как считает Новак, благодаря переходу на использование газомоторного топлива существенно снизятся расходы автомобилистов, которым не потребуется покупать бензин и дизель.
Министр предлагает распространить меры поддержки на малый, средний бизнес и граждан, в том числе самозанятых. В результате владельцам транспортного средства останется заплатить лишь 10% стоимости авто на газ.
Стоит ли переводить двигатель автомобиля на газ?
Технология использования газа метана в качестве автомобильного топлива появилась ещё в середине прошлого века. Изначально такие автомобили на газу не отличались надёжностью, а сама такая система не обеспечивала должную безопасность эксплуатации машины. Лишь в девяностых годах появились экономичные надёжные и безопасные газовые установки, которые с успехом использовались отечественными автовладельцам. В этой статье мы поговорим с вами о том, стоит ли переводить машину на газ, какие преимущества и недостатки у данной технологии.
Какой газ лучше?
Газовое топливо бывает разным – метан и пропан-бутан. Чаще всего выбирают метан.
«У пропана-бутана класс второй класс опасности, потому что он тяжелее воздуха, а метан легче, поэтому в этом году его перевели в 4-й класс опасности – он менее опасен», — считает Михаил Лихачев.
Директор НИИ энергоэффективных технологий КНИТУ-КАИ Ришат Салахов называет метан более дешевым топливом и по сравнению с бензином, дизельным топливом и по сравнению с пропан-бутаном.
Плюс пропана в том, что этот газ легко сжижается, баллоны достаточно легкие и позволяют перевозить достаточно много топлива. Однако по эффективности и экологическим характеристикам пропан серьезно уступает метану. «Конечно, метан сложнее хранить и перевозить, ведь сегодня существует только два способа установки на транспорт, — говорит эксперт. — Первый, когда газ находится в баллонах под высоким давлением до 250 атмосфер. В этом случае приходится жертвовать грузоподъемностью и запасом хода автомобиля, что однако для некоторых видов техники вполне приемлемо, например коммунальной. Второй способ предполагает сжижение газа (СПГ) при очень низкой температуре до -170 градусов Цельсия. Это достаточно дорогая технология, однако очень перспективная. Сейчас, с удешевлением материалов и технологий она широко распространяется по миру».
Цены на газ и на бензин для авто
20 лет назад ГБО стоило копейки, а пропан-бутан был дешевле самого дешевого бензина вдвое. Именно это и послужило широкой кампании по развертыванию инфраструктуры газозаправочного оборудования и станций по установке ГБО. Но сегодня компоненты системы питания в корне изменились, изменились материалы, что привело к повышению стоимости самой установки.
Нельзя не учитывать и цены на бензин, при которых переход на газ был актуальным, даже актуальнее, чем сейчас. Расход топлива, который также нельзя не учитывать, у автомобиля на газе возрастает на 18-22%, а это значит, что о тройной выгоде говорить уж точно не приходится. От этого никуда не уйти и это продиктовано самим принципом работы на газу. Так, в Москве на сегодняшний день цена 95-го бензина почти в два раза выше, чем цена на газ на авто. В этих условиях нельзя не учитывать окупаемость самой газобаллонной установки. Если подходить к вопросу с этой стороны, то окупаемость ГБО на бюджетном седане состоится только через 20-22 тысячи км. Если устанавливать газ на внедорожник или микроавтобус, то система окупится быстрее, примерно за 15 тысяч, в зависимости от расхода топлива. Получается, что чем древнее и прожорливее автомобиль, тем выгоднее ставить ГБО. Кстати, само оборудование обойдется в 28-30 тысяч рублей.
Плохой газ для автомобиля
Но и отрицательных моментов хватает также. Самый главный минус, который надо учесть при переводе автомобиля на газовое топливо, это то, что газа на заправках практически нет. Теоретически он есть, но попасть на раздачу бывает сложно даже в крупных городах, не говоря уже о провинции. Стало быть, инфраструктура газовых АЗС отсутствует или находится в эмбриональном состоянии. Дальнейшие газовые проколы можно перечислить буквально на пальцах, их не так много:
- существенно сокращается место в багажнике, ГБО занимает очень много места, порядка 35% объема багажника, в зависимости от модели автомобиля и марки ГБО;
- минимальная потеря разгонной динамики при полностью обслуженном и настроенном оборудовании составляет порядка 10%;
- чувствительность ГБО к пограничным низким и, особенно, пограничным высоким температурам; опасность утечки газа.
Вывод, который напрашивается сам собой, довольно прост — ГБО рационально применять только в тех случаях, когда двигатель автомобиля имеет древнюю конструкцию, высокий расход топлива, а автомобиль эксплуатируется подолгу, часто и круглый год. Но только в том случае, если есть возможность пользоваться развитой сетью ГЗС. Выбирайте топливо по карману и рационально, тогда автомобиль прослужит долго, а расходы на его содержание уменьшатся.
Сначала поговорим о преимуществах
Авто на газу, преимущества которой рекомендуется рассмотреть перед модернизацией авто, обойдется дешевле, так как описываемое топливо стоит меньше по сравнению с альтернативным, и это никогда не измениться. Поездки на вашем любимце будут обходиться раза в два дешевле.
Если вы решили перевести авто на газ, преимущества обязательно перед этим рассмотрите. При предстоящих длительных поездках одновременно вы сможете заправить бак и взять баллон, так вы увеличите расстояние, между которыми вам придется искать заправку. Это очень облегчит путешествие. Октановое число значительно выше, это снижает риск детонации и нагрузки на поршневую систему.
Машина на газу, плюсы и минусы которой оцениваются еще перед переводом авто на новый вид топлива, получается более экологически чистой, так как топливо отличается этим. Выбросы в атмосферу значительно ниже, чем при использовании привычной альтернативы. Когда осуществляется перевод машины на газ, плюсы и минусы обязательно перед этим рассматриваются.
Пропан сгорает лучше в двигателе и поэтому на деталях не остается копоти, он не удаляет масло с цилиндров и как следствие — двигатель дольше не изнашивается. Детали автомобиля, такие как свечи, будут работать без замены значительно дольше при использовании описываемого топлива, и срок использования масла увеличивается на одну треть.
Если вас заинтересовал перевод авто, плюсы и минусы ее рекомендуется рассмотреть заранее. Например, при установке ГБО вы сможете пользоваться двумя видами топлива, бензин никто не отменял. Можно пользоваться не только бензином. Это очень удобно, если осуществлять поездки на дальние расстояния, и вы не осведомлены о наличие в незнакомом городе соответствующих заправок. Во время пути можно перевести автомобиль в режим использования топлива – бензин. При всей радужности картины ГБО имеет и недостатки.