Как отличить поддельное машинное масло от настоящего?


Разновидности базовых основ для синтетических масел

Свойства и характеристики синтетического масла напрямую зависят от химического строения его базовой основы. Промышленность выпускает несколько видов основ, используемых для производства таких материалов для смазки. Среди них представлены следующие.

  • Полиальфаолефиновые масла (PAO). Это наиболее распространенная группа синтетических смазочных материалов, отличается универсальными свойствами и может эксплуатироваться в широком температурном диапазоне. Они имеют высокий индекс вязкости и стабильны на протяжении всего срока службы. Полиальфаолефиновое синтетическое масло не вызывает коррозионных процессов металла рабочего механизма, не оказывает отрицательного воздействия на резиновые уплотнительные элементы. PAO является базовой основой для изготовления гидравлических и трансмиссионных жидкостей, а также индустриальных и компрессорных масел для механизмов, работающих под большой нагрузкой и увеличенной температурой. PAO могут смешиваться с минеральными компонентами и применяться для производства полусинтетических масел. На основе PAO изготавливают синтетические универсальные смазки для пищевого оборудования.
  • Масла алкилированных ароматических соединений (X). В эту группу синтетических масел входят продукты на основе алкилбензола, характеризующегося низким индексом вязкости. Они используются для производства компрессорных масел. Также сюда входят составы на основе диалкилбензола, имеющего отличные низкотемпературные свойства.
  • Полигликолевые масла (PG). Это большая группа смазок, применяемых в качестве охлаждающих жидкостей в металлургии и для производства трансмиссионных и гидравлических жидкостей. PG не используются для изготовления моторных масел, так как при высоких температурах обладают коррозионными свойствами, что негативно сказывается на ДВС. Синтетические смазки на основе PG-компонентов имеют высокий индекс вязкости, антиокислительную способность, низкую температуру застывания и малую воспламеняемость.
  • Полиэфирные масла (POE). Благодаря очень высокому индексу вязкости и низкой температуре застывания данные продукты широко применяются в авиационной промышленности. Могут использоваться в качестве компонента полусинтетических масел для повышения их характеристик.
  • Масла эфиров фосфорной кислоты (PH). Такое синтетическое масло создает на деталях рабочего механизма защитную фосфатную антизадирную пленку, что предотвращает износ трущихся элементов. Смазочные материалы этого типа являются негорючими.
  • Силиконовые синтетические масла (SI). Эти материалы термостойки и химически инертны, но не обладают высокой смазывающей способностью. Поэтому их применяют для изготовления гидравлических жидкостей и электротехнических масел.

Какие синтетические масла использовать для смазки рабочих механизмов, определяется не только их составом и назначением, но и условиями эксплуатации.

Технология производства

Из чего производят синтетические автомасла? Их изготавливают путем синтеза, на основе нефтепродуктов. Используя органический синтез, можно получать разнообразные соединения, поэтому синтетические жидкости отличаются друг от друга составом. Различают синтетику на базе:

  • полиальфаолефинов (ПАО);
  • гликолей;
  • силиконов (полиорганосилоксанов);
  • сложных эфиров.

Большой популярностью пользуется ПАО синтетика. Она обладает высоким индексом вязкости, обеспечивает пуск мотора без прогрева при минусовых температурах, защиту силового агрегата от перегрева летом. Изготавливается соединением коротких углеводородных цепочек бутилена или этилена в длинные цепочки. Чем длиннее цепь и однороднее атомы в ней, тем устойчивее структура моторного масла к разрушению. При не идеальных условиях работы силовых агрегатов (изменяется количество оборотов, нагрузка, температура, скорость) устойчивость жидкости к разрушению играет важную роль. Для увеличения ресурса двигателя необходимо, чтоб смазочный материал не кристаллизовался при минусовых температурах и сохранял свою плотность при очень высоких температурах. ПАО масла соответствуют указанным требованиям.

Моторные смеси на базе эстеров являются продуктом нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Основным преимуществом такой синтетики есть полярность молекул эстеров, позволяющая им прилипать к поверхности металла внутри двигателя. Благодаря указанному свойству в синтетических эстеровых моторных маслах нет необходимости применять присадки, выгорающие в моторе и образовывающие нагар на элементах силового агрегата. Стоит такая моторная смесь в 10 раз дороже минералки.

Синтетику на основе гликолей нельзя смешивать с минералкой, полусинтетикой или синтетикой с другой основой. Поэтому гликолевые моторные смеси практически перестали делать, гликоли применяют для изготовления антифриза.

Посмотрите видео о свойствах синтетических моторных масел:

Присадки для синтетических смазочных материалов

Повысить функциональные свойства масла можно двумя способами:

  • улучшением базовой основы,
  • легированием присадками.

Синтетическое масло, улучшенное с помощью вводимых в него присадок, называется компаундированным.

Классифицируют несколько подгрупп, отличающихся по своему функциональному действию:

  • вязкостные – модификаторы индекса вязкости;
  • смазочные – антифрикционные, противоизносные, металлоплакирующие и др.;
  • антиокислительные – антиоксиданты;
  • антикоррозионные – ингибиторы коррозии;
  • моющие – детергенты;
  • противопенные и др.

Большинство присадок являются многофункциональными, объединяются производителем в пакеты и вводятся в базовое основание. Некоторые масла могут содержать 20–30 компонентов.

Пакет присадок — состав и содержание

Доля модификаторов в моторных маслах составляет 10%. Существует множество готовых «пакетов присадок», которые включают набор компонентов для повышения требуемых параметров смазочного материала. Перечислим наиболее важные соединения:

  • Высокомолекулярный алкилсульфонат кальция — моющий агент. Доля: 5%.
  • Диалкилдитиофосфат цинка (Zn-ДАДТФ) — защищает металлическую поверхность от окисления и механических повреждений. Содержание: 2%.
  • Полиметилсилоксан — термостабилизирующая (антипенная) присадка с долей 0,004%
  • Полиалкенилсукцинимид — моюще-диспергирующая присадка, которую вводят вместе с антикоррозионными агентами в количестве до 2%.
  • Полиалкилметакрилаты — депрессорные добавки, которые препятствуют осаждению полимеров при понижении температуры. Доля: менее 1%.

Наряду с вышеописанными модификаторами готовые синтетические и полусинтетические масла могут содержать деэмульгирующие, противозадирные и другие присадки. Общее процентная доля пакета модификаторов не превышает 10–11%. Однако в некоторых типах синтетических масел допускается содержание добавок до 25%.

Преимущества синтетических смазочных материалов

Благодаря более высокому индексу вязкости, чем у минеральных и полусинтетических смазочных материалов, синтетическое масло обеспечивает оптимальную толщину пленки на поверхности рабочих механизмов в широком диапазоне температур. В результате этого уменьшается износ трущихся элементов.

Синтетические смазки способны сохранять свою текучесть при низких температурах, что дает возможность эксплуатировать их в экстремальных условиях без риска преждевременного износа рабочего механизма.

Масла на основе синтетических материалов обладают низкой испаряемостью, что позволяет сократить их расход в процессе эксплуатации.

Синтетические материалы имеют однородные молекулярные цепочки. Благодаря этому у них снижается коэффициент трения, что повышает эффективность смазки.

Синтетические смазочные материалы обладают низкими термоокислительными свойствами, что значительно продлевает их эксплуатационный ресурс.

Энергосберегающие автомасла

Отличие энергосберегающих моторных масел от обычных заключается в том, что их характеристики позволяют сделать эксплуатацию транспортных средств более экономной. Например, в США принята специальная методика тестирования автомасел в зависимости от класса вязкости по сравнению с эталоном. Согласно данной методике, смазка, претендующая на звание энергосберегающей, должна обеспечивать уменьшение расхода топлива на 0,5-1,4%.

В случае испытаний по европейской методике данное снижение составляет как минимум 2,5% в сравнении с автомаслом 15W-40 по классификации SAE. Действующей в Европе классификацией АСЕА и международной классификацией ILSAC для энергосберегающих смазок даже предусматриваются отдельные категории.

Потребитель же может определить, относится ли выбранный им смазочный материал к категории энергосберегающих по наличию на упаковке обозначения ЕС (аббревиатура для «Energy Conserving»). Оно обычно указывается компанией-производителем около обозначения API. В ряде случаев расшифровка данной аббревиатуры вписывается в нижней части круглой логограммы, нанесенной на тару. Иногда вместо ЕС в маркировке также пишут FE, или Fuel Economy (в переводе – «экономия топлива»).

Совместимость синтетических смазочных материалов

Иногда возникает необходимость добавления масла в рабочий механизм, но не всегда в наличии есть тот продукт, который был залит в систему изначально. В этом случае встает резонный вопрос: можно ли смешивать синтетические масла разных производителей? Хотя прямого запрета на такие действия нет, но согласно рекомендациям API (Американский институт нефти) в исходное масло, имеющее сертификацию, можно добавлять не более 10 % другого при условии аналогичного показателя вязкости и идентичной базовой основы. При этом предполагается, что не должно происходить никаких химических реакций между компонентами смазочных составов, а характеристики синтетического масла остаются неизменными.

При увеличении соотношения возможно возникновение негативных последствий как для самого масла, так и для рабочего механизма. В химическую реакцию могут вступать между собой присадки, которые у всех производителей различаются, причем их точный состав в большинстве случаев не известен и составляет коммерческую тайну. Поэтому предсказать их поведение можно только экспериментальным путем – после длительной работы смазываемого механизма под нагрузкой в испытательной лаборатории.

Из чего делают синтетическое моторное масло

Базовое масло, которое служит основой для получения синтетических масел, производят путем химического синтеза из газа этилена, получаемого при пиролизе нефти и других низших углеводородов. Путем сложных реакций он превращается в децен, из которого синтезируют полиальфаолефины, имеющие различные свойства. Чтобы получить моторное масло, отбирают вещества, обладающие наиболее низкой вязкостью и другими подходящими характеристиками. Затем в базовое масло добавляются присадки, придающие ему необходимые свойства. Существуют базовые масла, производимые и из других продуктов перегонки нефти.

Маркировка автомасел

Для приобретения синтетического автомасла, подходящего конкретному автомобилю, следует тщательно изучить его маркировку.

В качестве примера возьмем наиболее популярное на сегодня синтетическое масло марки 5W40. Таким образом, как гласит общепринятая классификация SAE, на канистре со смазочным веществом указываются показатели его вязкости:

  • Буква W и расположенное перед ней число определяют зимний класс автомасла;
  • Второе число определяет его летний класс. Значение данного числа позволяет определить вязкостные свойства масла при разных температурах, т.е. диапазон температур, при которых смазка обладает оптимальными свойствами.

Сочетанием этих чисел маркируются масла всесезонные, пользующиеся в нашей стране повышенным спросом в связи с существенными среднегодовыми перепадами температур.

В условиях нашего климата применение масел только зимних или летних классов является неактуальным, поскольку при этом требуется частая замена смазочного материала, приводящая к необоснованным дополнительным затратам.

Спросите совета у консультанта

Поэтому наиболее популярными и являются такие марки как 5W30 и 5W40, которые могут применяться одинаково эффективно в течение круглого года. По классификации SAE синтетическое масло 5W30 способно сохранять свои характеристики при температурах от –35 до +30°, тогда как марка 5W40 – от –30 до +35°. При этом обеспечивается и простота холодного пуска без негативных последствий в зимние морозы, и сохранность и работоспособность мотора в летнюю жару.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]