Вы может, этого и не знали, но каждый опытный автовладелец любого вида транспорта обязан знать, как правильно совершается подъем и спуск на уклоне. Для чего это нужно? Не стоит так говорить. Когда вы покупаете внедорожник для путешествий, а не для того чтоб на него смотреть, то как раз это умение вам пригодится в любом случае. В этой статье вы найдете полезные рекомендации о том, как запросто это сделать.
Никогда не забывайте одно правило – заезжать или съезжать с горы необходимо исключительно с включенной передачей. Делается это для того чтоб водитель успевал менять обороты двигателя (уменьшать, увеличивать), а при съезде сумел затормозить двигателем.
Немного теории
Система помощи при спуске построена на тех же принципах, что и система курсовой устойчивости. Обычно и конструктивно она объединена с блоком ESP (ABS).
Ее основное отличие от системы ESP в том, что при расчете усилий блокировки колес учитываются дополнительные физические параметры:
1. Сила тяжести
.
При движении на ровной дороге (либо при небольшом уклоне) на динамику влияют инерционные характеристики, динамика мотора, тормозящие усилия колес, центробежное ускорение, коэффициент трения модели колесо-дорога.
В случае движения под сильный уклон в дело вступает сила тяжести. Она пропорциональна массе автомобиля и процентному углу наклона. На крутых склонах и большой массе авто эта сила имеет существенную величину.
Математически ее нельзя не учитывать при расчете усилий блокировки колес. Таким образом, активируя данную опцию, водитель запускает другую программу обработки сигнала системы ESP.
2. Момент опрокидывания автомобиля
.
Внедорожники имеют большие клиренс и общую высоту автомобиля. Центр массы авто расположен на 30 – 50 сантиметров выше, чем у обычного легкового автомобиля.
Если расположить автомобиль поперечно крутому уклону, он может перевернуться. Если при этом машина еще имеет центробежное ускорение, вероятность «перевертыша» многократно увеличивается. Все эти моменты также должна учитывать рассматриваемая опция.
3. При движении на крутых скользких склонах уменьшается коэффициент трения колесо-дорога
.
Теоретически при падении по вертикальному уклону он стремится к нулю. Таким образом, динамический расчет должен учитывать и этот фактор.
Переходя от теории к практике, следует отметить, что система помощи при спуске скорее необходимое, чем дополнительное оборудование автомобиля, эксплуатируемого в сложных дорожных условиях.
Автомобили с МКПП
В первую очередь хотелось бы начать с транспорта оборудованного механической коробкой передач. Первым делом совершаем подъём. И дабы вам снова не вернуться вниз с уклона, нужно перед заездом на горку:
- выжать полностью сцепление;
- в это же момент включить соответствующую передачу;
- затем нажать акселератор;
- отпускаем педаль сцепления, но самое главное не быстро.
При совершении заезда на более длинный подъём, сначала нужно ориентировочно определить его длину и включить низкую передачу (в основном это вторая или третья), при помощи которой можно будет с легкостью его преодолеть полностью. Если говорить о первой передаче, то чаще всего её предпочитают использовать новички, но еще она пользуется популярностью, когда на подъёме нужно совершать повороты. Говоря проще — первая передача очень эффективна, если на уклоне вам нужно замедлить движение или совершить остановку.
Автомобилисты с опытом, подъезжая к подъёму, моментально переключаются на низкую передачу, и тем самым продолжают заезд на разгоне. Если вы заметили, что транспорт плохо тянет, и вы использовали не ту передачу — не стоит давить газ до упора, потому что, это не изменит ситуацию. Просто переключите на другую передачу, которая более низкая и попробуйте повторить действие.
Вот взять, к примеру, буксир, то тут всё иначе, его необходимо совершать исключительно на первой. В связи с тем, что скорость должна быть незначительной, а сам мотор обязан работать на больших мощностях.
Поговорим теперь о спуске. Не стоит удивляться, ведь производить спуск намного сложнее, чем совершать подъём, и ДТП зачастую происходят именно по этой причине. Когда совершаете спуск с уклона использовать одни тормоза не желательно. Опытный автомобилист знает о том, что тормозить на спуске нужно только двигателем, и снова использовать самую низкую передачу, при этом отпустив сцепление. Использовать нейтральную передачу при съезде нельзя, но большинство водителей так делают, дабы сэкономить бензин или солярку. Однако такое действие очень опасное!
Итак, если вам необходимо совершить подъём, а следом спуск, тут рекомендуется выполнять такие манёвры на одинаковой передаче. Во всяком случае, съезд с уклона не нужно производить на высокой передаче. А вот благодаря тормозам при съезде вы сможете следить за разгоном автотранспорта и не допустить развития большой скорости.
Виды
В настоящее время на различных марках автомобиля можно встретить следующие обозначения таких систем:
- DAC на автомобилях Toyota (Downhill assist control);
- DDS на машинах Nissan (Downhill Drive Support);
- DBS (Downhill Brake Control) на Hyundai;
- HDC – на BMW и VW (Hill Descent Control).
Вид кнопки, активирующей систему, приблизительно одинаков:
Что категорически запрещено делать
В отношении того, что категорически запрещено делать на трассе при катанье на горных лыжах — опытные инструкторы говорят о таких правилах.
- 1. Запрещено выходить в состоянии алкогольного/наркотического опьянения.
- 2. Не выпускают тренеры и инструкторы лиц, склонных к агрессии и неуправляемому гневу.
- 3. Запрещено мусорить — это может спровоцировать травму, как и выгуливать животных.
- 4. Запрещено преодолевать ограждения и приближаться на короткое расстояние к колесам движущегося подъемника и иным техническим сооружениям.
- 5. Запрещено открывать самолично электрические щитки и отключать/включать подъемник.
Помимо этого, инструкторы говорят, что, отправляясь на прогулку — стоит оповестить друзей, знакомых или тренера о том, куда вы идете. Если идете кататься на лыжах в горы — не стоит идти в одиночестве. Немалую опасность представляют и ограды и опоры — потому так важно не приближаться к ним вплотную, а при резкой смене погоды — стоит немедленно прекратить любое катанье на лыжах.
Как производится активация
Система контроля спуска активируется при выполнении нескольких обязательных условий:
- скорость автомобиля менее 20 километров в час;
- двигатель работает;
- уклон движения более 20 процентов;
- отсутствует нажатие на педаль акселератора и тормоза.
Если случайно водитель нажимает на педаль акселератора или тормоза, система помощи при спуске мгновенно деактивируется.
Некоторые автомобили имеют свой алгоритм запуска. Например, в RAV4 предлагается следующий алгоритм:
- перед предполагаемым спуском включается H4, активируется полный привод;
- перед спуском производится остановка и перевод селектора в N;
- включается L4, ожидается до окончания моргания 4LO;
- нажимается кнопка системы DAC;
- начать движение;
- по окончании спуска нажать тормоз или педаль акселератора.
Довольно непростой алгоритм, который профессионал должен довести до автоматизма.
В современных автомобилях алгоритм запуска проще, но основные требования, связанные с педалями тормоза и газа, одинаковы.
Каких правил нужно придерживаться?
При катании на горных лыжах опытные тренеры дают ряд советов и рекомендаций, озвучивают следующие правила катания.
1. Прежде всего, это уважение к окружающим — это не только основные правила вежливости, но и запрет на то, чтоб подвергать других опасности при катанье.
2. Контроль скорости катания, направления своего движения — если на горнолыжном склоне вы новичок, стоит вставать на лыжи под контролем тренера.
3. Правильность выбора направления — когда вы подъезжаете к кому-то сзади, направление стоит выбирать так, чтоб не подвергать опасности других лыжников. Если вы совершаете обгон — важно оставить достаточно места для маневра другим лыжникам.
4. При начале движения, его возобновления после остановки важно осмотреться и посмотреть вверх/вниз по склону на предмет потенциальной опасности, других лыжников, которые могут представлять собой потенциальную опасность.
5. В отношении остановки на склонах — не стоит останавливаться в узком месте и на участке с ограниченной видимостью.
6. При подъеме наверх и спуске вниз, неважно, обуты вы в лыжи или нет — двигайтесь именно вдоль края трассы.
7. Важно соблюдать и разметку, не игнорировать опознавательные и предупреждающие знаки. Они также важны, как и знаки на дороге для автомобилиста.
8. Всегда оказывайте друг другу помощь в рамках своих умений и квалификации, и немаловажным моментом в этом случае служит время.
Особенности схемотехнического построения и обслуживания
Схемотехнически блок системы помощи при спуске обычно располагается в блоке ESP (или ABS), Таким образом, если не работает система ABS или ESP система контроля спуска включаться не будет.
При обслуживании и ремонте данной системы начинать необходимо именно с системы ABS. Наиболее «популярные» неисправности этой системы:
- отказ датчиков вращения колес;
- засорение зазоров между датчиком и зубцами (кольцом) индикатора движения;
- обрыв электропроводки от датчика к блоку ESP (ABS).
Последний пункт наиболее актуален при движении по пересеченной местности с низкорослой растительностью.
Блоки управления ESP, оборудованные дополнительной системой помощи при спуске, имеют дополнительные G-сенсоры и датчики угла наклона автомобиля. Они обычно не выходят из строя, иногда встроены в электронные блоки. Поэтому при креплении блоков ESP и ABS всегда следует соблюдать юстировку (горизонтальное позиционирование).
Особенности программы безопасности
Электронный контроль транспортного средства упрощает управление в сложных и экстремальных ситуациях, уменьшая опасность заноса. Электронная стабильность определяет направление движения транспортного средства, а затем применяет тормоза на отдельных колесах, чтобы поддерживать движение автомобиля в нужном направлении.
В программе используются:
- антиблокировочная тормозная система (ABS);
- электронное распределение тормозного усилия (EBD);
- системы электронного дифференциального замка (EDL);
- системы контроля тяги (ASR).
В более новых версиях также предусмотрена функция сухих тормозов, что означает, что система вытирает воду с тормозных дисков через определенные регулярные промежутки времени, применяя тормозные колодки, чтобы обеспечить большую стабильность и уменьшить расстояния остановки даже под дождем.
Разработчиком системы стала корпорация «Тойота». Этот производитель серьезно относится к безопасности передвижения и поэтому представляет знаменитую Star Safety System Toyota, предлагаемую на каждом из своих автомобилей.
Принцип работы
Принцип работы системы контроля движения при спуске состоит в своевременном подтормаживании конкретного колеса в момент превышения установленной скорости спуска. Этим достигается равномерное и равнонаправленное (без заносов и поворотов) движение.
Автолюбители со стажем знают, что в горных условиях движения наиболее эффективно «торможение двигателем». Большинство автотранспортных средств, эксплуатируемых в такой местности, оснащено такой опцией.
Однако, в автомобилях с автоматической коробкой переключения передач «подключить» двигатель к торможению проблематично. В некоторых современных автомобилях более сложный алгоритм работы системы помощи при спуске имеет связь с блоком управления трансмиссией и блоком управления двигателя.
Принцип работы[ | ]
Принцип работы системы основан на поддержании постоянной скорости при спуске за счёт подтормаживания колёс, а также управления настройками двигателя. На основании сигналов датчиков электронный блок управления анализирует текущую дорожную ситуацию и в случае необходимости включает насос обратной подачи. Впускные клапаны и клапаны высокого давления ABS открываются, а выпускные и переключающие клапаны при этом закрыты. Далее в тормозной системе нагнетается необходимое давление, которое обеспечивает снижение скорости до определенного значения. Оно зависит от начальной скорости машины и включённой передачи (обычно в пределах 5-15 км/ч). Причём притормаживание происходит очень аккуратно, чтобы избежать сноса и возможного переворота автомобиля. В случае необходимости цикл работы системы повторяется заново. При этом алгоритм управления системы срабатывает при определённых условиях: автомобиль заведён, педали газа и тормоза отпущены, скорость движения менее 20 км/ч, преодолеваемый уклон более 20 %.
Автомобили с электронно-управляемыми АКПП могут иметь функцию торможения двигателем. ЭБУ АКПП самостоятельно распознаёт режим торможения двигателем (обычно на крутых затяжных спусках) и принудительно включает пониженную передачу (третью при четырёхступенчатой АКПП) при достижении заданной скорости, не перегружая трансмиссию и двигатель. Для снятия режима торможения достаточно поставить ногу на педаль газа, при этом АКПП сразу перейдёт на повышенную передачу (упадут обороты двигателя).