Многие автолюбители в процессе эксплуатации автомобиля часто ищут возможность дополнительно увеличить мощность двигателя, чтобы улучшить разгонную динамику и ряд других показателей. Другими словами, водители осуществляют тюнинг двигателя.
При этом подобное решение обычно считается основным для того, чтобы добиться заметного улучшения динамических качеств и показателей. Сразу отметим, на самом деле это не совсем так. Дело в том, что явных улучшений позволяет добиться и тюнинг коробки передач.
Тюнинг трансмиссии: для чего нужен
Начнем с того, что комплексный тюнинг автомобиля не может быть ограничен «прокачкой» только двигателя. Прежде всего, общий объем доработок будет зависеть от того, насколько сильно увеличивается крутящий момент и мощность ДВС. Как правило, если производительность силовой установки возрастает на 25-30% и более, изменений и доработок также потребует трансмиссия, ходовая часть, тормозная система и т.д.
Что касается КПП, после форсирования двигателя (с установкой турбонаддува или без него) или свапа мотора на более мощный, стандартная коробка передач на многих авто может попросту не выдержать увеличившийся крутящий момент. Даже с учетом того, что производитель закладывает запас прочности в трансмиссию, этого может быть недостаточно. Результат — быстрый выход «стоковой» коробки передач из строя.
- Идем далее. Даже если учесть, что коробка достаточно выносливая, все равно необходимы модификации с учетом изменившихся показателей двигателя. В рамках тюнинга КПП главной задачей является оптимизации передаточных чисел, то есть «подгонка» коробки под конкретный двигатель.
Чтобы было понятно, простыми словами, каждая КПП рассчитывается таким образом, чтобы ДВС и трансмиссия работали в оптимальных режимах. Управление механической коробкой передач при активном разгоне простое. В двух словах, нужно последовательно осуществлять переключения, повышая передачу на каждом скоростном интервале в момент, когда стрелка тахометра находится в диапазоне оборотов максимальной мощности.
Механические коробки передач способны обеспечить переключение между различными «скоростями» посредством перемещения рычага КПП, а также выжима педали сцепления. Преобразование крутящего момента от ДВС осуществляется благодаря ступенчатому переходу с «низших» на «высшие» передачи. Также на данной КПП можно «перескакивать» через ступени, то есть после 2-й передачи сразу включить 4-ю и т.д.
При этом для наилучшего разгона важно, чтобы двигатель всегда работал в оптимальном режиме. Если же, например, поставить более оборотистый и мощный мотор, в этом случае со стандартной коробкой такой двигатель не сможет полноценно и эффективно раскрыть весь свой потенциал.
- Так вот, чтобы сократить время разгона, нужно, чтобы трансмиссия позволяла мотору на разных передачах быстро и плавно выходить на обороты максимальной мощности (высокие «мощностные» обороты) без потерь в скорости движения ТС. Как правило, на МКПП для гражданских авто низшие передачи «короче», а высшие передачи делаются «длинными», что оптимально для повседневной эксплуатации в обычных условиях.
При этом спортивный стиль езды на машине, где стоит форсированный двигатель в паре со стандартной КПП, может доставить водителю немало сложностей и проблем. Причина-соотношение передаточных чисел стандартной МКПП обычно имеет большие зазоры между соседними ступенями.
Также низкие передачи оказываются слишком «короткими», что не позволяет водителю получить достаточно тяги на выбранной передаче, удерживать мотор на высоких оборотах и двигаться с нужной скоростью без переключения на повышенную. Если просто, на «стоковой» КПП с мощным мотором, например, на 1-й и второй передаче обороты очень быстро поднимутся, при этом двигатель так и не успеет выйти на оптимальный режим.
С одной стороны, водитель может активно работать со сцеплением, плавно отпуская педаль при переходе на каждую повышенную передачу. Это позволит двигателю и коробке плавно продолжить работу при смене передачи, причем также удастся свести к минимуму потери по оборотам при переходе на высшую ступень. Однако на практике даже указанные способы не дают такой эффективности по сравнению с тем, чего позволяет добиться тюнинг механической коробки передач.
От теории к практике
Чтобы авто динамичнее разгонялось, КПП должна позволять двигателю работать ближе к красной зоне шкалы тахометра как можно дольше. Для этого нужно лишь добиться того, чтобы передаточные числа каждой передачи были ближе друг к другу. Такой тюнинг трансмиссии даст возможность оборотам мотора падать незначительно в моменты переключения вверх. Сближенные передачи трансмиссии помогут и при переключении на пониженную скорость: даже следуя на приличной скорости, при необходимости, можно смело переключиться «вниз» и ускорить разгон, не раскручивая при этом двигатель до красной зоны тахометра.
Максимальный разгон получится, если шкала тахометра находится в красной зоне
Конструкторы серийных машин обо всём этом знают, но стоковые КПП зачастую имеют «растянутые» передачи. Инженеры подбирают так ряды трансмиссии неслучайно, ведь обычный автомобиль должен удовлетворять массе других требований, кроме как эффектно «выстреливать» с места до заветной «сотни». Во-первых, такое авто должно уметь уверенно достигать максимальной скорости, заявленной производителем. Для этого высшая передача должна быть довольно «растянутой» и с малым передаточным отношением. Во-вторых, машина также должна не менее уверенно трогаться, стоя на подъёме, а тут необходимы уже «короткие» низшие передачи.
После тюнинга трансмиссии автомобиль разгоняется гораздо быстрее
Как же быть? Выход есть: тюнинг КПП, при котором под стандартный корпус трансмиссии изготавливаются новые валы и шестерни. Эта работа очень нелёгкая и дорогая. Однако, для владельцев машин нашего автопрома имеется приятное обстоятельство: в России накоплен немалый опыт таких переделок. Здесь на помощь автолюбителям пришёл автоспорт, подаривший любителям тюнинга, кроме всего прочего, большое количество различных рядов и главных пар трансмиссии. Всё это, в основном, разрабатывалось для машин ВАЗ с передним приводом.
Несмотря на некоторые различия, тюнинг коробки передач основывается на одной концепции: низшие передачи делаются более «растянутыми», а высшие более «короткими» и сближенными. Такое выстраивание передаточных чисел делает процесс трогания с места более вялым, зато последующее ускорение будет ощутимо вжимать экипаж автомобиля в спинки сидений.
Устанавливая в трансмиссию автомобиля иную «начинку», не стоит забывать, что не каждый ряд в состоянии нормально сопрягаться со стоковой главной парой. Хотя, здесь есть, где разгуляться. В серийный картер КПП устанавливаются тюнинговые пары с такими передаточными числами:
- 4,33
- 4,5
- 4,7
- 5,0
- 5,125
Также можно установить короткую кулису, призванную изменять передаточное отношение в приводе переключения. Такое решение стоит недорого и позволит работать с трансмиссией намного проще.
Есть варианты ещё более экзотические, чем просто замена ряда в коробке передач. За немалые деньги желающим могут собрать настоящую гоночную кулачковую КПП о шести передачах. Такая трансмиссия позволяет водителю выбирать скорости, не выжимая сцепление, что существенно снижает время разгона. Однако, чтобы ездить с кулачковой КП, необходимо уметь с ней обращаться. Кроме того, это довольно шумный агрегат. Также бывают и такие коробки передач, не требующие гоночной спецподготовки, но на отечественные авто их не устанавливают. Устройство кулачковой трансмиссии схоже с традиционной, только в ней вместо косозубых шестерен стоят прямозубые, а вместо зубчатых стоят кулачковые муфты. «Кулачки» призваны обеспечивать высокую скорость выбора передач, но ударные нагрузки быстро приводят их в негодность.
Кулачковая трансмиссия отличается от обычной
Тюнинг МКПП: особенности модернизации и доработки коробки передач
Итак, тюнинг механической коробки передач зачастую предполагает установку модернизированных компонентов в уже имеющийся корпус КПП. При этом в зависимости от той или иной задачи, существует множество вариантов (изменяются передаточные числа отдельных передач, увеличивается количество скоростей до 6 или 7 и т.д.).
В любом случае, основным принципом во время тюнинга коробки является следующее:
- необходимо сделать «низкие» передачи длинными, чтобы автомобиль получил возможность разгоняться плавно без переключений;
- повышенные передачи, в свою очередь, делаются более «короткими», а также сближаются между собой по передаточным моментам.
Такой тюнинг коробки позволяет сильно изменить поведение и характер автомобиля. Например, уже на второй передаче можно быстро разогнать машину до высокой скорости, при этом обороты по тахометру будут оптимальными, а не в красной зоне.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется тюнинг топливной системы двигателя. Из этой статьи вы узнаете, когда нужен тюнинг системы питания двигателя, а также на какие результаты модно рассчитывать после реализации данной доработки.
Также тюнинговая коробка позволяет сильнее нагружать трансмиссию, резко переходить на пониженную передачу для ускорения во время обгона и маневрирования. Чтобы добиться таких результатов, стандартные шестерни КПП меняются на тюнигованный набор.
Результат — механическая коробка работает эффективнее, выдерживает больше нагрузки и позволяет двигателю полностью раскрыть свой потенциал. Еще отметим, что при тюнинге КПП и правильной реализации проекта даже сравнительно небольшой двигатель по объему и мощности позволяет автомобилю получить выдающиеся динамические характеристики.
Также водитель может рассчитывать на необходимое удобство, процесс управления авто при разгоне упрощается, появляется возможность реализовать различные спортивные приемы. Еще добавим, что также вместо тюнинга имеющейся коробки ставится другая КПП. В ряде случаев это также позволяет получить нужный результат, однако свап коробки часто требует дополнительных работ, связанных с креплением агрегата на авто и его синхронизации с двигателем.
Тюнинг АКПП
Тюнинг АКПП производится у нас в автомобильном техническом сервисном ]Transmission Service Group[/anchor] (сокращенно АТСЦ TSG) всегда профессионально, быстро, по расценкам ниже рыночных.
Работаем мы с 2007 года и основная наша специализация – это ремонт АКПП всех существующих на данный момент видов: АКПП, МКПП, вариаторы CVT, DSG, PowerShift.
При этом наш общий опыт работы, штат высококвалифицированных специалистов, оборудование и инструментарий, позволяют нам ремонтировать любые системы в автомобилях. Наши цены.
Тюнинг АКПП
Тюнинг АКПП – как это происходит и что для этого нужно. Подготовка автоматической коробки передач к жестким условиям эксплуатации является относительно новым направлением глубокого технического тюнинга. Он направлена на изменение и усовершенствование базовых рабочих характеристик АКПП заложенных производителем.
Профессионально выполненный тюнинг коробки автомат позволяет:
- Повысить ресурс трансмиссии.
- Снизить интервал переключения передач.
- Увеличить динамику разгона автомобиля.
- Подготовить трансмиссию к дополнительным нагрузкам, продолжительной поездке по труднопроходимой местности.
Тюнинг АКПП – стандартный тюнинг-пакет
Основной доработкой в стандартном тюнинг-пакете является монтаж дополнительной системы охлаждения. Стандартный тюнинг-пакет заключается в частичной доработке коробки передач, систем охлаждения АКПП и ДВС, вспомогательных устройств под условия эксплуатации:
- городские пробки;
- длительное движение на повышенной скорости;
- длительная буксировка другого автомобиля;
- длительные пробуксовки при застревании автомобиля в грязи, сугробах и подобное.
Дополнительная система охлаждения
Стандартная система охлаждения не всегда справляется со своей задачей поддержания определенной температуры в коробке при ее работе.
Это зависит от того, для эксплуатации в климатических условиях выпущен автомобиль и ка часто производится диагностика и промывание систем охлаждения и циркуляции масла в АКПП и ДВС.
При чрезмерных нагрузках, для которых автопроизводитель не адаптировал автомобиль устанавливается дополнительная система охлаждения.
Последствия засорения систем охлаждения
Продукты износа накапливаются в системе. Оседая на стенках радиатора, они значительно уменьшают его проходимость.
Тоже происходит и с внешней стороны радиатора за счет засорения пылью и грязью с дороги. Теплоотдача в системе охлаждения значительно снижается, а температура в коробке увеличивается.
При превышении определенного для коробки порога температуры, сальники, уплотнители теряют эластичность, рассыхаются и это приводит к протечкам, нарушению нормального уровня масла. Происходит падение давления в системе АКПП.
В следствии этого, выходят из строя стальные фрикционные диски. Во время перегрева происходит их обгорание, в результате которого, масляная система в коробке забивается дисперсной пылью, которая имеет темный цвет. Поэтому и масло в коробке становится черным с запахом гари.
Если вы ремонтируете коробку с намерением, чтобы срок ее эксплуатации без проблем был по максимуму, стоит заняться и проверкой, а при необходимости промыванием систем охлаждения АКПП и ДВС.
Работы эти должны выполнять профессионалы. Самостоятельно промывание систем охлаждения с использованием чистого масла и определенных присадок, в большинстве случаев приводит к попаданию большей части продуктов износа именно в коробку. В следствии этого, наиболее часто, нарушается работа в плите клапанов.
Тюнинг АКПП – расширенный тюнинг-пакет
Расширенный тюнинг-пакет заключается в полной доработке коробки передач с ее разборкой, систем охлаждения АКПП и ДВС, вспомогательных устройств под условия эксплуатации:
- городские пробки;
- повышенные нагрузки при движении на высоких скоростях;
- длительная буксировка другого автомобиля;
- длительные пробуксовки при застревании автомобиля в грязи, сугробах и подобное;
- участии автомобиля в OFROAD, стритрейсерских гонках;
- Постоянная эксплуатация автомобиля «на бездорожье».
При расширенном тюнинг-пакете производятся:
- установка тюнинг-комплектов гидроблоков от компании SONNAX,
- усиление фрикционных дисков и сепараторных пластин,
- усиление обгонных муфт,
- установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП с термостатом.
Особенности расширенного тюнинг-пакета
Алгоритмы работы АКПП довольно сложны. На разных автомобилях у данных алгоритмов присутствуют свои особенности . Поэтому, готового стандартного решения, позволяющего выполнить тюнинг АКПП не существует. Подход тюнингу АКПП на конкретном автомобиле всегда индивидуален.
Основное, что можно изменить в работе автоматической коробки:
- сократить время переключения передачи обеспечивающее быстрый разгон;
- ускорить динамику разгона;
- значительно улучшить охлаждение коробки;
- повысить эксплуатационные свойства коробки за счет использования специальных долговечных фрикционных дисков и муфт. Рабочие поверхности выполнены у них из материалов, выдерживающих довольно сильные нагрузки на трение и на высокие температуры.
Если что-то не установить
При сокращении времени переключения передач, интервал времени между включениями снизится, загрузка станет более жесткой. Если не установлены усиленные фрикционные диски и муфты, то повышенные динамические нагрузки раньше времени разрушают фрикционы.
Также, при сокращении времени переключения передач усиливается тепловыделение. Если не установлен дополнительный радиатор, срок эксплуатации коробки без ремонта значительно сокращается.
Наша компания имеет большой накопленный годами опыт, по ремонту автоматических трансмиссий и их тюнингу
У нас в АТСЦ TSG мы используем только самые современные оборудование и инструментарий. Штат сформирован только из высококлассных специалистов. Диагностика всегда проводится быстро и неисправности выявляются точно.
Консультации бесплатные и получать вы их можете, воспользовавшись бесплатными способами связи. Все наши контакты.
Запишитесь на бесплатную диагностику
Сайт ведется экспресс веб-студией KONTENT24.RU
Вам также может быть интересно:
Параметры трансмисии
Основным параметром трансмиссии считается проходной момент. Обязательно всегда необходимо следить, чтобы он по своей величине приравнивался к крутящему моменту или немного преувеличивал его. Если этого не сделать, и крутящий момент будет в полтора раза больше проходного, то, скорее всего Вы просто порвете коробку передач. Основное, что можно подвергнуть модернизации, это изменить на главной паре передаточный коэффициент и сделать его более высоким. Благодаря этому усиливается динамика, но уменьшается максимальная скорость автомобиля. Если человек не гонщик, и машина ему не для езды по трекам, то снижение показателей скорости не столь важны. При желании можно усовершенствовать шестерни передач, что отразится на разгоне, и он станет более быстрым.
Когда нужен программный тюнинг коробки передач
В большинстве случаев к перепрограммированию иномарки с коробкой-автоматом прибегают пользователи, чей выбор – быстрая и даже агрессивная езда. Зачастую это владельцы седанов Рено, Шкода, Ниссан, Форд и других марок. Главными признаками необходимости проведения чип-тюнинга могут считаться:
- Наличие заметной задержки при переключении передачи.
- Характерное подергивание транспортного средства во время перемещения в городских тянучках, пробках.
- Очень плавный разгон автомобиля (наиболее заметен, если движение начинается под горку).
Для решения обозначенных проблем предлагается заказать либо полное программное обновление двигателя, либо локальную перепрошивку АКПП. Примечательно, что результаты манипуляций специалиста будут заметны практически сразу же после выезда из мастерской. Во-первых, авто сможет быстро трогаться, во-вторых, будет без неприятного дергания двигаться в час пик по мегаполису, в-третьих, переход на максимальные передачи перестанет напоминать замедленную съемку.
Тюнинг салона
Модифицированный интерьер салона Peugeot 106.
Тюнинг салона включает в себя перетяжку элементов салона автомобиля (сидений, торпедо, руля, потолка и т. д.) различными материалами (автомобильная кожа, алькантара, велюр и пр.), замена штатных элементов салона на более удобные (чаще всего это замена сидений и руля на спортивные), доработка салона путём изменения форм или подключения различных дополнительных функций, таких, как подогревы и вентиляция сидений, подсветка (светостайлинг), подогрев руля, массажные накидки на кресла и пр.
Материалы для тюнинга салона автомобиля выделены в отдельную группу и не подходят для других целей в силу своих свойств. Так, например, натуральная автомобильная кожа отличается от мебельной, галантерейной и любой другой своей толщиной (она составляет в среднем 1,2—1,7 мм), дополнительными степенями защиты, что продлевает срок службы салона автомобиля.