Круглый и коаксиальный объемные резонаторы


Назначение резонатора

Для начала разберемся, для чего нужен резонатор. Как упоминалось выше, он является частью выхлопной системы двигателя автомобиля. Его основная функция — гашение звуков низкой частоты, которые возникают в процессе отработки газов и попадания их в газоотводную систему. Существует две причины, по которым в ней возникают шумы:

  • звук от расширения газов;
  • шум от вибрации элементов выхлопной системы.

Вместе с глушителем к задачам автомобильного резонатора относится снижение скорости передвижения отработанных выхлопных газов. Это становится возможным благодаря физическому закону, в соответствии с которым газы, которые быстро передвигаются в узкой трубе при попадании в большой объем теряют свою скорость, и соответственно, энергию. В системе отвода газов, резонатор стоит перед основным глушителем, являясь, по сути, первым звеном в цепи глушения звуков у выхлопной системе. То есть, его основные задачи — предварительное снижение шума и уравновешивание пульсаций потока отработанных газов.

Некоторые автовладельцы называют его “средним глушителем” (из-за его физического расположения приблизительно посередине днища машины) или “вторым глушителем”. Однако это неверно, поскольку резонатор выхлопной системы и глушитель имеют разные принципы работы.

Резонатор выхлопной системы автомобиля также выполняет функцию по освобождению выхлопа двигателя от отработанных газов и создания равномерного давления в ней. Благодаря этому обеспечивается минимальное сопротивление передвижению выхлопных газов, и возникает возможность использовать почти всю полезную мощность двигателя.

Параметры кварцевых резонаторов

Номинальная частота – частота Fн, указанная на маркировке или в документации на кварцевый резонатор (измеряется в МГц или кГц). Базовая частота – реальная частота резонатора Fо, измеренная в заданных условиях эксплуатации. Как правило, определяются только климатические условия, а именно базовая температура окружающей среды То, (равная 25± 2°С для резонаторов со срезом типа АТ). Рабочая частота – реальная частота резонатора F, измеренная в реальных условиях эксплуатации (климатических, механических и электрических). Обычно определен только допустимый диапазон изменения рабочей температуры.

Будет интересно➡ Что такое датчик Холла

Точность настройки частоты – максимально допустимое относительное отклонение базовой частоты резонатора от номинальной частоты. Измеряется в миллионных долях от номинальной частоты, обозначаемых как ppm (part per m illion) или 1•10 -6. В отдельных редких случаях значение этого параметра приводится в процентах. Как правило, значение точности настройки частоты кварцевого резонатора выбираются из стандартного ряда.

Температурная нестабильность частоты

Относительное отклонение рабочей частоты резонатора от базовой частоты. Может быть представлено в виде зависимости от рабочей температуры T, в соответствии с формулой для кварцевых пластин с типом среза АТ и формулой (4) для кварцевых пластин остальных типов. Долговременная нестабильность частоты (старение) – систематическое изменение базовой частоты с течением времени из-за внутренних изменений в кварцевом резонаторе. Параметр старения задается как относительное изменение базовой частоты за заданный промежуток времени. Это значение выражается в частях миллиона за год (например, 3 ppm / year ). Уход частоты под влиянием старения в максимальной степени сказывается в течение первых 30 – 60 дней эксплуатации, после чего влияние этого фактора уменьшается. Стандартный ряд относительных отклонений частоты для резонаторов общего назначения включает следующие классы точности: ±5, ±10, ±15, ±20, ±30, ±50, ±75 и ±100 ppm.

Материал в тему: устройство подстроечного резистора.

Режим работы резонатора (номер гармоники)

Режим работы резонатора – неизменяемый параметр, определяющий частоту колебания. Для кристаллов кварца может использоваться не только основная частота, но и ее нечетные гармоники – обертоны. Например, кристалл может работать на основной частоте 10 МГц, или в нечетных гармониках приблизительно 30 МГц (третий обертон), 50 МГц (пятый обертон) и 70 МГц (седьмой обертон).

Устройство резонатора

Конструктивно резонатор состоит из перфорированной (просверленной по всей длине в пределах устройства) трубы, помещенной в металлический корпус. Также в конструкции есть дроссельное отверстие, предназначенное для повышения эффективности гашения волновых колебаний в трубе. Внутренняя полость резонатора разделена на две или более неравные части перегородками, расположенными в поперечной плоскости к трубе. Также в конструкцию более современных выхлопных резонаторов входит теплоизоляция и/или звукоизоляция (зачастую это один и тот же материал), расположенная под корпусом и предназначенная для снижения его температуры и/или звуков, исходящих из устройства.

Внутреннее устройство резонатора

Внутренние полости имеют неодинаковый объем с тем, чтобы обеспечивать периодическое сужение и расширение потока отработанных газов, что в свою очередь дает выравнивание их неравномерной пульсации. То есть, каждая камера имеет свою резонансную частоту. Кроме этого они имеют небольшое смещение относительно оси корпуса. Это необходимо для достижения смены направления потока выхлопов. А внутренняя перфорация на трубе нужна для гашения большой амплитуды звуковых волн, которые вырабатывают газы.

На эффективность работы резонатора влияют следующие факторы:

  • степень его изношенности, герметичность;
  • уровень загрязненности от нагара (чем чище, тем эффективнее);
  • диаметр (чем больший диаметр устройства, тем больший у него КПД).

Неполадки в работе резонатора

Как и всякая деталь, автомобильный резонатор периодически выходит из строя. Ведь он пропускает через себя выхлопные газы, имеющие температуру в несколько сот градусов по Цельсию. А в совокупности с агрессивными химическими элементами, содержащимися в выходящей газовой смеси это приводит к постепенному прогоранию металлических деталей системы.

Основными признаками поломки резонатора являются:

  • Ухудшение работы глушителя и выхлопной системы. Это проявляется по возросшему звуку, исходящему из выхлопной трубы, особенно это касается звуков низкой частоты (рев).
  • Появление выхлопных газов из-под днища машины. Это является явным признаком разгерметизации резонатора или других частей системы отвода газов.
  • Наличие характерного дребезжащего металлического звука со стороны резонатора. Он появляется вследствие того, что прогорает один (или несколько) из внутренних компонентов устройства. Обычно в таких случаях он “болтается” или отрывается и тарахтит в одной из камер.
  • Существенное падение мощности двигателя. Из-за возникшей неисправности значительно падает пропускная способность резонатора, поэтому он хуже или вовсе не гасит неравномерные пульсации выхлопных газов. А это дает обратную связь по ухудшению работы силового агрегата.

Если вы столкнулись с одним или несколькими из вышеперечисленных признаков неполадки резонатора, необходимо как можно быстрее провести ревизию его работы.

Как проверить катализатор?

От состояния катализатора зависит мощность двигателя. При характерных симптомах поломки обязательно нужно его проверить. Сделать это можно на свет (демонтировав) и на противодавление или содержания CO без снятия Подробнее

Стреляет в глушитель

На вашем авто двигатель стрелять в глушитель? Тогда стоит проверить систему зажигания, подачи топлива или метки ГРМ. Узнайте причины и как избавиться от хлопков из глушителя Подробнее

Замена резонатора ВАЗ 2110

Ремонт выхлопной системы или замена глушителя на ВАЗ 2110 чаще всего заключается в замене резонатора, поскольку решить проблему прогорания сваркой получается не надолго. Основная задача быстро снять резонатор Подробнее

Проверка резонатора

При выявлении перечисленных выше неполадок, каждый автомобилист должен знать, как проверить резонатор. Это позволит не только нормализовать работу двигателя и системы выпуска выхлопных газов, но и повысить комфорт использования машины, в том числе для окружающих людей.

Для проверки вам понадобится смотровая яма (если ее нет, можно поднять машину домкратом). Диагностика выполняется при помощи визуального осмотра. В процессе необходимо внимательно осмотреть целостность как самого устройства, так и присоединенных к нему труб (особенно на их стыках).

Явным признаком неполадки является образование конденсата в остывающем резонаторе, после чего он начинает капать на землю. Это означает, что его корпус потерял герметичность и подлежит ремонту, а лучше замене. Проверить наличие конденсата можно через некоторое время, когда заглушили мотор (чтобы дать корпусу резонатора остыть). Обратите внимание! Некоторые автолюбители при самостоятельном изготовлении резонаторов специально просверливают в его корпусе отверстие для отвода влаги. Поэтому, если вы купили автомобиль с подобным резонатором, то такой метод проверки для вас не подойдет.

Виды автомобильных резонаторов

При выборе резонатора выхлопной системы необходимо знать, какие они бывают, и из каких материалов производятся. В настоящее время популярны автомобильные резонаторы, выполненные из алюминированной стали и нержавейки. Первые отличаются невысокой ценой, однако непродолжительным сроком службы. Их корпус выполнен из нетолстой стали, сверху покрытой алюминием для предотвращения коррозии. Однако такой антикоррозионный состав не отличается долговечностью. Поэтому не рекомендуем вам покупать выхлопной резонатор из алюминированной стали. Лучше купить автомобильный резонатор, выполненный из нержавейки. Этот материал обладает более гладкой поверхностью (то есть, создает минимум завихрений в системе), а также более устойчив при работе в условиях экстремальных температур.

Какие бывают резонаторы голоса?

Резонаторы бывают грудные и головные:

Грудные и головные резонаторы голоса

Немного разберем каждый вид резонаторов.

Грудные резонаторы

Грудные резонаторы голоса находятся ниже голосовых складок (связок) и отвечают за то, как звучит наш голос на нижних тонах, то есть на грудных (на грудном регистре, читать «Регистры голоса»).

Грудные резонаторы:

  1. Бронхи.
  2. Трахея.

Грудные резонаторы так и называются, потому что находятся в груди. Когда мы поем обычным грудным голосов, то работают грудные резонаторы. Это можно проверить так: положите руку на грудь во время пения грудным голосом (или просто разговора) — и Вы почувствуете вибрацию в области груди. Это работают грудные резонаторы.

Но это физические ощущения. А настоящий вокалист должен развивать еще и образное мышление во время пения. Так, при грудном пении нужно представлять, что звук рождается в груди и вырывается наружу.

Головные резонаторы

Головные резонаторы находятся уже выше голосовых связок. Они задействованы в работе при пении высоким голосом, головным (фальцетом, смотри «Головной голос. Как петь высокие ноты?»).

Головные резонаторы находятся в голове, поэтому их и называют головными:

  1. Полости носа.
  2. Полости рта.
  3. Полости глотки.

Как проверить работу верхних (головных) резонаторов? Очень просто: попробуйте спеть что-нибудь или сказать головным голосом (фальцетом), при этом положите руку на переносицу — она будет вибрировать.

Опять же, в этом случае вокалисту нужно понимать не только физические ощущения, но также нужно применить воображение. Вокалист должен представлять, что звук проходит через мягкое нёбо — и выходит где-то из задней части головы.

Резонатор своими руками

Перед тем как проектировать и собирать резонатор собственной конструкции необходимо понимать одну простую вещь. Чем толще материал, из которого изготовлена выхлопная система (в том числе резонатор), тем более эффективной будет борьба с вибрациями и возникающими шумами. Именно по этой причине выпускной коллектор, который первый принимает на себя газы из ГБЦ, имеет такой внушительный вес.

Однако при выборе материала не стоит переусердствовать и выбирать слишком массивные заготовки. В противном случае масса резонатора будет значительной, а это скажется на динамических характеристиках автомобиля, и нагрузке на его ходовую часть.

Существует ряд причин, по которым автовладельцы самостоятельно изготавливают резонаторы выхлопа. Одной из них является уменьшение шума, который производит стандартный заводской глушитель. Обычно для этого в систему выхлопа газов устанавливают дополнительный резонатор. Вторая причина — изготовление и установка прямоточного резонатора автомобиля. Его особенности заключаются в следующем:

  • уменьшение потери мощности двигателя (на самом деле незначительно, составляет около 5. 10%);
  • изменение звукового фона работы двигателя и выхлопной системы (для любителей низкого звука).

Для изготовления прямоточного резонатора вам понадобятся:

  • набор слесарных инструментов;
  • сварочный аппарат (желательно пользоваться современными полуавтоматами или инверторами);
  • углошлифовальная машина с набором отрезных и шлифовальных дисков.

Конструкция резонатора будет отличаться в зависимости от используемые материалов и фантазии автовладельца. Предлагаем для вас один из вариантов самостоятельного изготовления прямоточного автомобильного резонатора:

  • Предварительно подготовьте трубу, которая будет внутренней основой резонатора. Она должна быть такого же или немного большего диаметра, чем у заводского. Следите за тем, чтобы ее можно в дальнейшем без труда приварить к имеющейся системе, поэтому не выбирайте слишком большой диаметр (при условии отсутствия возможности присоединить трубу при помощи фланца).
  • Далее в этой трубе необходимо просверлить отверстия, аналогично стоковому резонатору.
  • После этого необходимо найти трубу немного большего диаметра (примерно на 3. 5 см), которая будет служить в качестве внешнего корпуса. Ее длину нужно сделать меньше (зависит от конструкции, в среднем на 5. 10 см с каждой стороны).
  • Изготавливают заглушки, необходимые для герметизации корпуса с торцов. Для этого используют листовой металл, где отрисовывают внешние диаметры большой и малой труб. После вырезают заготовки и обрабатывают при помощи шлифовальной машинки.
  • Трубу с большим диаметром надевают на трубу с меньшим диаметром, а полость между ними набивают стекловатой (а лучше современной минеральной ватой с хорошими тепло- и звукоизоляционными характеристиками).
  • Далее нужно с торцов заварить места по краям трубы с большим диаметром изготовленными заранее заглушками.
  • После выполнения сварочных работ следует очистить швы при помощи угловой шлифовальной машины. После этого стоит их окрасить.
  • Последний этап — это вваривание нового резонатора в систему выхлопа газов автомобиля. После проведения работ также очистите сварочные швы.

Резонатор своими руками

Приведенный алгоритм является приблизительным. Существует большое разнообразие вариантов самодельных резонаторов. В отдельных случаях их попросту выбрасывают из системы, устанавливая вместо них кусок трубы. Однако не советуем вам так делать, поскольку существенного дополнения к мощности автомобиля вы не получите, а вот дополнительный рев выхлопной трубы гарантирован!

Дополнительные проблемы

После установки самостоятельно изготовленного резонатора автовладелец наверняка столкнется с рядом проблем, которые необходимо обязательно решить. В первую очередь речь идет об увеличении массы системы отвода газов, и соответственно, автомобиля в целом. Это актуально в том случае, если вы использовали тяжелые металлические элементы для изготовления резонатора. Поэтому может возникнуть ситуация, когда нужно заменить кронштейны и/или амортизаторы. То есть, усилить их. В противном случае корпус машины “просядет”, а ходовая часть будет испытывать дополнительную нагрузку.

Кроме этого, замена резонатора влечет за собой изменение соотношения поступающего в двигатель воздуха и количества выхлопных газов. Поэтому опытным путем необходимо выявить, какие оптимальные настройки выбрать, и провести соответствующие регулировки в подаче топлива и фильтрации воздуха.

Снятие и установка резонатора

Многих автомобилистов интересует естественный вопрос — как снять резонатор? Ответ на этот вопрос будет отличаться в зависимости от марки машины. Однако в целом же алгоритм несложный и будет приблизительно следующим:

  • необходимо отсоединить патрубки резонатора в местах их соединения с системой отвода выхлопных газов (спереди, со стороны двигателя или катализатора, и сзади, со стороны глушителя);
  • снять резонатор с его подвесов, при помощи которых он крепится к днищу автомобиля;
  • демонтировать резонатор с его патрубками.

Как заменить резонатор Рено Логан

Установка нового устройства проходит в обратном порядке. При снятии резонатора важно не повредить уплотняющие кольца, которые соединяют его патрубки с остальной частью системы отвода выхлопных газов.

В качестве примера представляем вашему вниманию две видеоинструкции, демонстрирующие замену резонатора на популярных автомобилях “Рено Логан” и переднеприводных ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, “Калине”, “Приоре”, “Гранте”.

Напоследок

Частичный или полный выход из строя резонатора выхлопной системы автомобиля не является критичной поломкой. Диагностировать поломку резонатора несложно даже для неопытного автовладельца. На это указывает потеря мощности, распространение выхлопных газов под днищем и/или в салон, повышение звукового фона при работе двигателя. Учтите, что при этом машину можно использовать, однако, все же рекомендуем вам не затягивать с ремонтом, поскольку езда с прогоревшим резонатором может привести к выходу из строя других элементов системы выпуска выхлопных газов автомобиля.

Что представляет собой резонатор?

Одна из основных частей системы вывода сгоревших газов – резонатор глушителя. Что это такое?

Резонатор – важная деталь системы вывода выхлопных газов любого средства передвижения, что по своему внешнему виду похожа на небольшой глушитель. Вследствие этого эту часть иногда и называют дополнительный глушитель.

Сам по себе этот узел снижает уровень шумности работающего силового агрегата, но это всего лишь вторичный эффект выполнения самой важной его функции – обеспечить ровный поток сгоревших газов по всей выхлопной автомобильной системе.

В процессе работы автомобильного двигателя независимо от количества оборотов в коллекторе появляются прерывистые уровни давления газов. Частота их во многом зависит от количества используемых цилиндров в моторе и оборотов его коленвала. Резонатор как раз и предназначен для устранения этих прерывистых уровней.

Резонатор глушителя: устройство,типы,ремонт,неполадки

При работе любого механизма создается характерный шум, а если дело касается бензинового ДВС, то «звуковые эффекты» отличаются повышенной громкостью, которая доставляет массу дискомфорта как самому водителю, так и другим участникам дорожного движения, а также пешеходам. Как известно роль поглотителя шума играет штатный глушитель, являющийся частью выхлопной системы, однако мало кто знает, зачем нужен резонатор, который также представляет собой важную комплектующую этого узла.

Из названия очевидно, что эта деталь отвечает за резонирование звуковых потоков, возникающих в процессе работы двигателя автомобиля. Проще говоря, резонатор гасит звуковые колебания в момент выхода выхлопных газов из камеры сгорания. Рассмотрим подробнее устройство и особенности этого элемента.

Что представляет собой резонатор?

Одна из основных частей системы вывода сгоревших газов – резонатор глушителя. Что это такое?

Резонатор – важная деталь системы вывода выхлопных газов любого средства передвижения, что по своему внешнему виду похожа на небольшой глушитель. Вследствие этого эту часть иногда и называют дополнительный глушитель.

Сам по себе этот узел снижает уровень шумности работающего силового агрегата, но это всего лишь вторичный эффект выполнения самой важной его функции – обеспечить ровный поток сгоревших газов по всей выхлопной автомобильной системе.

В процессе работы автомобильного двигателя независимо от количества оборотов в коллекторе появляются прерывистые уровни давления газов. Частота их во многом зависит от количества используемых цилиндров в моторе и оборотов его коленвала. Резонатор как раз и предназначен для устранения этих прерывистых уровней.

Для чего он нужен?

В системе, обеспечивающей вывод сгоревших газов, резонатор обеспечивает своевременный вывод газообразной смеси из камеры мотора.

Значительная часть автомобильных специалистов уверена, что от качественности этой детали во многом зависит уровень полезной мощности, что предоставляет силовой узел.

Именно поэтому спортивные авто всегда поддаются модернизации: стандартную модель резонатора, который входит в базовую комплектацию, заменяют более совершенным вариантом.

Для того чтобы основной поток выхлопной смеси от мотора попадал сразу именно на эту деталь, ее размещают сразу за прямотоком. В результате этого, чем качественней и функциональней будет запчасть, тем более высокими будут общие ходовые качества транспортного средства.

Кроме того, наличие такой запчасти существенно снижает уровень выброса вредных газов в окружающую среду.

Типы резонаторов

Подобно множеству деталей резонаторы подразделяются на типы, зависящие непосредственно от двигателей ТС. Данные детали должны соответствовать либо 2-тактному, либо 4-тактному двигателю. С помощью испытаний были подведены следующие итоги:

  • если деталь взаимодействует с 4-тактным – обороты двигателя сокращаются;
  • при изъятии детали обороты мотора увеличиваются.

В случае с 2-хтактным двигателем все происходит наоборот. Если убрать этот элемент – мощность мотора снижается, а значит, расход топлива становится больше. Данная трата безосновательна, владелец ТС будет вынужден совершать переплату при меньшей скорости автомобиля.

Стоит ли менять резонатор

Ответ неоднозначен. Многие специалисты заявляют, что если вышел из строя резонатор глушителя «ВАЗ», то ремонт лучше не производить, а достаточно купить всю систему в сборе и установить на ваш автомобиль. Это объясняется тем, что, заменив его, через некоторое время вы все равно будете менять или выхлопную трубу, или один из других элементов системы. То же самое можно сказать и про резонатор глушителя «Ланос». Гораздо дешевле будет заменить всю систему.

Как осуществить ремонт глушителя

Есть два пути решения этой проблемы. В первом случае можно купить новый резонатор глушителя. Цена на него сегодня довольно доступная. Самый дешевый вариант может стоить около 500 р. Но есть и глушители, стоящие не одну тысячу. При этом выбор производителей и видов данных элементов системы достаточно большой.

Если идти по второму пути, то можно еще модернизировать полностью резонатор глушителя. При этом вполне удастся своими силами произвести все работы. Осуществляя ремонт глушителя, необходимо учитывать особенность конструкции элемента, выбрать подходящий материал и соблюсти герметичность. Возникшие проблемы с резонатором можно решить.

Для этого необходимо спланировать работы, которые предстоит выполнить. Если нет опыта проведения сварочных работ, то пригласите специалиста.

Для чего он нужен?

В системе, обеспечивающей вывод сгоревших газов, резонатор обеспечивает своевременный вывод газообразной смеси из камеры мотора.

Значительная часть автомобильных специалистов уверена, что от качественности этой детали во многом зависит уровень полезной мощности, что предоставляет силовой узел.

Именно поэтому спортивные авто всегда поддаются модернизации: стандартную модель резонатора, который входит в базовую комплектацию, заменяют более совершенным вариантом.

Для того чтобы основной поток выхлопной смеси от мотора попадал сразу именно на эту деталь, ее размещают сразу за прямотоком. В результате этого, чем качественней и функциональней будет запчасть, тем более высокими будут общие ходовые качества транспортного средства.

Кроме того, наличие такой запчасти существенно снижает уровень выброса вредных газов в окружающую среду.

ОБЪЕМНЫЕ РЕЗОНАТОРЫ

к оглавлению резонаторы объемный резонатор

  1. Общее понятие волновода
  2. Волноводы
  3. Щелевые антенны
  4. Металлический волновод
  5. Световод (волновод оптический)
  6. Волновод плазменный
  7. Волновод акустический
  8. Волновод диэлектрический
  9. Ионосферный волновод
  10. Атмосферный волновод
  11. Волноводное распространение радиоволн
  12. Волноводы в радиоприемниках СВЧ
  13. Селекция мод
  14. Диэлектрические измерения
  15. Полосковые линии

Объёмный резонатор

— устройство, основанное на явлении резонанса в объемной проводящей волны полости, — диэлектрической для электромагнитных волн, упругой — для звуковых, ограниченной отражающими волны стенками, в котором вследствие граничных условий возможно существование на определенных длинах волн высокодобротных резонансных колебаний в виде стоячей волны.

Колебательные системы в виде резонансных линий являются основными для дециметровых волн, но на сантиметровых волнах длина линии получается такого же порядка, как ее диаметр, и о линии вообще уже говорить нельзя. Даже на наиболее коротких дециметровых волнах (10-30 см) применение резонансны линий часто становится неудобным.

Основным типом колебательных систем для сантиметровых волн (и отчасти для дециметровых) являются объемные резонаторы, предложенные советским ученым М. С. Нейманом в 1939—1940 гг.Х). Теория работы и расчета объемных резонаторов была развита в трудах М. С. Неймана, Г. В. Кисунько и ряда других ученых.

На рис.1 показан переход от контура с сосредоточенными параметрами к объемному резонатору. Пусть контур обычного типа имеет емкость в виде конденсатора С, образованного двумя круглыми пластинками, и индуктивность в виде прямоугольного витка L1 (рис.1 а). Как известно, качество такого контура на свч получается весьма низким. Если подключить к конденсатору параллельно несколько витков (рис.1 6), то индуктивность и активное сопротивление уменьшается. В результате этого повысятся собственная частота контура fо и его добротность Q.

Рис.1 — Переход от обычного контура (а) к объемному резонатору (в)

Например, если включить 25 витков, то индуктивность уменьшится в 25 раз, а частота увеличится в 5 раз, так как

характеристическое сопротивление контура уменьшится в 5 раз, что следует из формулы

а активное сопротивление контура r уменьшится в 25 раз (если считать его сосредоточенным только в витках).

Поэтому качество контура, равное ρ/r возрастет в 5 раз. Увеличивая число витков, присоединяемых к конденсатору С, придем к случаю,, когда все витки сольются в одну общую замкнутую металлическую поверхность (рис.1 б). Если для этого надо N витков, то на основании приведенного выше примера можно считать, что резонансная частота и качество контура возрастут в (корень) из N раз.

Таким образом, колебательный контур превратился в закрытую металлическую коробку цилиндрической формы, представляющую собой объемный резонатор. При этом в действительности качество контура возрастает не в (корень) из N раз, а гораздо больше вследствие того, что замкнутая металлическая поверхность является хорошим экраном, и поэтому электромагнитное поле существует только внутри резонатора.

Объемный резонатор подобно «аксиальной резонансной линии представляет собой экранированную колебательную систему, в которой отсутствуют потери на излучение и нет внешнего поля, способного создать паразитные связи с другими цепями. Кроме того, в объемном резонаторе нет потерь в твердых диэлектриках и активное сопротивление стенок резонатора очень мало благодаря их большой поверхности. В результате всего этого, если от резонатора не отбирается энергия, то его качество может доходить до десятков тысяч. Удобно также то, что наружная поверхность объемного резонатора имеет нулевой потенциал и не несет на себе токов. Поэтому объемные резонаторы могут монтироваться без изоляции.

Рис.2 — Поле в цилиндрическом объемном резонаторе
Рис.3 — Виды тороидальных резонаторов

Колебательный процесс в резонаторе, по существу, представляет собой стоячие электромагнитные волны, возникшие благодаря отражению волн от стенок резонатора. На рис.2 показаны силовые линии электрического и магнитного полей в цилиндрическом резонаторе, являющемся одним из простейших по своей конструкции. Электрические силовые линии идут от одного основания цилиндра к другому, а магнитные силовые линии в виде концентрических колец окружают электрическое поле. Такая структура поля является простейшей, но в объемных резонаторах могут существовать колебания и других видов, имеющие различную структуру поля.

Исторически одним из первых был тороидальный резонатор (рис.3 а). Электрическое поле в нем сосредоточено главным образом в средней части между двумя дисками, а магнитные силовые линии расположены кольцами вокруг электрического поля. Однако резонатор по рис.3 а, сложен в изготовлении, и в настоящее время резонаторы такого типа делаются иной формы. Наиболее распространены тороидальные резонаторы, показанные на рис.3 б и в, называемые иначе коаксиальными.

Действительно резонатор (рис.3 в) составлен из двух коаксиальных цилиндров и напоминает коаксиальную линию, короткозамннутую на одном конце, и имеющую некоторую емкость на другом конце. Но все же его нельзя назвать линией, так как он имеет размеры внутренней полости одного порядка в радиальном и осевом направлениях, а у линии длина должна быть значительно больше разности радиусов. Конечно, резкой границы между коаксиальным объемным резонатором и коаксиальной линией провести нельзя. Если у коаксиального объемного резонатора увеличить отношение высоты h к радиальному размеру r2 — r1 то он постепенно превратится в коаксиальную линию.

В некоторых случаях применяются резонаторы, подобные изображенным на рис.3 б к в, но имеющие размер r2 —r1, значительно больше высоты h. Их называют резонаторами типа радиальной линии. Иногда применяются объемные резонаторы прямоугольной формы (в виде параллелепипеда). Возможно устройство резонаторов и многих других форм.

Объемный резонатор в отличие от обычного контура имеет не одну собственную частоту, а множество резонансных частот. Это свойство характерно для колебательных систем с распределенными параметрами, и мы уже встречались с ним, рассматривая резонансные линии. У линий резонанс на той или иной гармонике определяется числом четвертей или половин волны, укладывающихся вдоль линии.

В объемных резонаторах различное число стоячих волн может укладываться не в одном направлении, а вдоль любого из трех размеров. Так как эти размеры могут находиться между собой в любом соотношении, то резонансные частоты объемного резонатора нельзя назвать гармониками. Они не обязательно в целое число раз больше основной частоты.

Прямоугольный или цилиндрический объемный резонатор можно рассматривать как короткий волновод, закрытый с обоих концов металлическими стенками. Вдоль него бегущие волны распространяться не могут, и поэтому режим стоячих волн получится не только в поперечном сечении, но и в продольном направлении. Резонанс будет наблюдаться на частотах, для которых вдоль волновода укладывается целое число полуволн.

Для простейшего типа колебаний, характерно то, что собственная частота не зависит от высоты резонатора h, а определяется только его диаметром D:

Возможно также возбуждение других колебаний высших порядков, частоты которых в большинстве случаев не кратны основной (наинизшей) частоте. Получение в резонаторе колебаний того или иного типа зависит от частоты возбуждающих резонатор внешних колебаний и от способа возбуждения, т. е. от того, какое устройство применяется для возбуждения. Колебания высших порядков обычно на практике не используются. Однако они могут возникнуть как вредные (паразитные) колебaния.

Устройства для связи объемных резонаторов с другими целями, в частности с другими резонаторами, осуществляются так же, как и в волноводах. Элементы связи служат либо для возбуждения колебаний в резонаторах, либо для отбора от них энергии.

Рис.4 — Электрическая (а) и магнитная (б) связь резонатора с другими цепями и их эквивалентные схемы (в и г)
Рис.5 — Связь резонатора с двумя цепями

Рис.6 — Дифракционна связь волновода с объемным резонатором (через отверстие)

Электрическая связь устраивается с помощью штырька (рис.4 а), а магнитная связь—-с помощью витка (петли) (рис.4 б). Все, что говорилось о них применительно к волноводам, относится и к объемным резонаторам. Эти виды связи аналогичны емкостной и индуктивной связи в обычных контурах. На рис.4 в и г показаны эквивалентные схемы, подчеркивающие это сходство.

Нередко электрическая или магнитная связь применяется в резонаторе дважды: один раз для возбуждения колебаний, а другой раз—для отбора энергии (рис.5).

Связь объемных резонаторов с волноводами делается часто дифракционная—через отверстие, причем для согласования обычно ставятся диафрагмы (рис.6). В некоторых радиотехнических устройствах связь с резонатором осуществляется с помощью электронного потока. Для пропускания этого потока в стенках резонатора делаются отверстия.

Качество объемных резонаторов, связанных с другими цепями, получается значительно меньше, чем при отсутствии связи. Отбор энергии от резонатора равносилен увеличению потерь в резонаторе.

Поэтому всегда нужно различать качество самого резонатора, не имеющего связи с другими цепями, и качество нагруженного резонатора.

Настройку объемных резонаторов на необходимый диапазон частот можно осуществить изменением их объема. На рис.7 показаны различные способы изменения объема резонаторов. Подвижный плунжер рис.7 а устраивается так же, как и в коаксиальной резонансной линии, и обладает теми же недостатками. Часто встречается конструкция рис.7 б, в которой внутренний цилиндр резонатора может ввинчиваться и вывинчиваться.

Рис.7 — Настройка объемного резонатора путем изменения его объема.
Рис.8 — Настройка бъемного резонатора с помощью переменного конденцатора переменной емкости

Этот метод удобен и дает настройку в широком диапазоне.

Если внутренний цилиндр полностью вывинчен, то резонатор будет цилиндрическим и частота его получается наиболее высокой. При постепенном ввинчивании цилиндра резонатор превращается в коаксиальный, и собственная частота у него понижается. Иногда у резонатора делают упругую гофрированную стенку, которую можно прогибать с помощью нажимного винта (рис.7 в).

Другим методом настройки является показанное на рис.8 а, включение в резонатор конденсатора переменно емкости. Наиболее простая конструкция изображена на рис.8 б. Перемещение внутри резонатора винта с пластинкой дает также некоторое изменение объема, но основное влияние на частоту оказывает изменение емкости в пучности электрического поля или вблизи нее. Увеличение этой емкости дает уменьшение собственной частоты резонатора. Изменение частоты в небольших пределах путем ввинчивания внутрь резонатора винтов часто применяют для подстройки на нужную частоту. Иногда для этого используют поворот короткое замкнутого витка пучности магнитного поля или металлического диска в вблизи нее. Такой способ дает повышение собственной частоты, причем оно будет наибольшим в случае, когда плоскость витка или диска перпендикулярна магнитным силовым линиям.

Литература по объемным резонаторам

  1. Вайнштейн Л. А., Электромагнитные волны, 2 изд., М., 1988;
  2. Лебедев И. В., Техника и приборы СВЧ, 2 изд., т. 1, М., 1970;
  3. Джексон Дж., Классическая электродинамика, пер. с англ., М., 1965;
  4. Каценеленбаум Б. 3., Высокочастотная электродинамика, М., 1966;
  5. Никольский В. В., Никольская Т. И., Электродинамика и распространение радиоволи, 3 изд., М., 1989.

к оглавлению резонаторы объемный резонатор

Знаете ли Вы,

что релятивизм (СТО и ОТО) не является истинной наукой? — Истинная наука обязательно опирается на причинность и законы природы, данные нам в физических явлениях (фактах). В отличие от этого СТО и ОТО построены на аксиоматических постулатах, то есть принципиально недоказуемых догматах, в которые обязаны верить последователи этих учений. То есть релятивизм есть форма религии, культа, раздуваемого политической машиной мифического авторитета Эйнштейна и верных его последователей, возводимых в ранг святых от релятивистской физики. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА Рыцари теории эфира09.06.2020 — 19:25: ЭКОЛОГИЯ — Ecology -> Биологическая безопасность населения — Карим_Хайдаров. 09.06.2020 — 19:24: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма — Карим_Хайдаров. 09.06.2020 — 19:23: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Пламена Паскова — Карим_Хайдаров. 09.06.2020 — 19:17: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Андрея Фурсова — Карим_Хайдаров. 09.06.2020 — 18:26: ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ — Economy and Finances -> КОЛЛАПС МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ — Карим_Хайдаров. 09.06.2020 — 18:13: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> ЗА НАМИ БЛЮДЯТ — Карим_Хайдаров. 09.06.2020 — 06:30: ЭКОЛОГИЯ — Ecology -> ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ — Карим_Хайдаров. 09.06.2020 — 06:04: СОВЕСТЬ — Conscience -> РУССКИЙ МИР — Карим_Хайдаров. 08.06.2020 — 18:18: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? — Карим_Хайдаров. 08.06.2020 — 18:14: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Владимира Васильевича Квачкова — Карим_Хайдаров. 08.06.2020 — 18:08: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> КОМПЬЮТЕРНО-СЕТЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ — Карим_Хайдаров. 08.06.2020 — 07:32: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ — Карим_Хайдаров.

Устройство резонатора

Конструктивно резонатор состоит из перфорированной (просверленной по всей длине в пределах устройства) трубы, помещенной в металлический корпус. Также в конструкции есть дроссельное отверстие, предназначенное для повышения эффективности гашения волновых колебаний в трубе. Внутренняя полость резонатора разделена на две или более неравные части перегородками, расположенными в поперечной плоскости к трубе. Также в конструкцию более современных выхлопных резонаторов входит теплоизоляцияи/или звукоизоляция (зачастую это один и тот же материал), расположенная под корпусом и предназначенная для снижения его температуры и/или звуков, исходящих из устройства.

Внутреннее устройство резонатора

Внутренние полости имеют неодинаковый объем с тем, чтобы обеспечивать периодическое сужение и расширение потока отработанных газов, что в свою очередь дает выравнивание их неравномерной пульсации. То есть, каждая камера имеет свою резонансную частоту. Кроме этого они имеют небольшое смещение относительно оси корпуса. Это необходимо для достижения смены направления потока выхлопов. А внутренняя перфорация на трубе нужна для гашения большой амплитуды звуковых волн, которые вырабатывают газы.

На эффективность работы резонатора влияют следующие факторы:

  • степень его изношенности, герметичность;
  • уровень загрязненности от нагара (чем чище, тем эффективнее);
  • диаметр (чем больший диаметр устройства, тем больший у него КПД).

Резонатор: назначение, устройство и виды

Резонатор является одной из составляющих выхлопной системы автомобиля. Визуально напоминает уменьшенный глушитель, но им не является — это две разные детали с перекликающимся функционалом.

Изделие пусть и считается важным элементом выхлопа, но порой встречаются компоновки, где резонатора нет. Если за начальную точку взять двигатель и направляться к выходу выпускного тракта, то глушитель будет находиться с самого края. А резонатор располагается до него, ближе к мотору.

Предназначение

Основные функция этой детали, несмотря на внешние сходства с глушителем, не очевидные:

  • обеспечение своевременного отвода продуктов сгорания из двигателя, чтобы образовалось место для поступления рабочей смеси;
  • снижение температуры выходящих газов (с начальных 700-800 градусов по Цельсию до 300-400). Таким образом продлевается срок эксплуатации глушителя, испытывающего меньшие тепловые нагрузки;
  • компенсация импульсов, возникающих из-за сгорания топлива —газы выводятся потоком, встречая минимум сопротивления (отсюда и пошло название «резонатор»).

Помимо вышеперечисленного, изделие уменьшает уровень шума, исходящего от работающего мотора. Но подавляет в основном низкие частоты — если снять резонатор и завести автомобиль, то появятся «басовые нотки».

Строение

Форма, точная комплектация и габариты данного элемента варьируются в зависимости от конкретного автомобиля. Все параметры подбираются в индивидуальном порядке, чтобы расход топлива, шум и мощность мотора пребывали в балансе.

Однако обобщенно описать строение резонатора можно — представляет собой полую трубу, закованную в герметичный металлический корпус (банка/цилиндр). С одного ее конца газообразная смесь поступает, а с другого, проходя через многоуровневое строение детали, перенаправляется в глушитель. Труба просверлена по всей длине в пределах «банки». Перфорационные отверстия необходимы для разделения потока газов.

Внутреннее пространство разделяется поперечными перегородками на несколько и более камер. Они отличаются между собой по объему, благодаря чему выполняется периодическое расширение/сужение потока продуктов сгорания, компенсирующее пульсации.

Разновидности

Основным методом классификации резонаторов выступает тип двигателя, для которого они предназначены. Он попутно позволяет примерно определить степень практической пользы детали:

  • Двухтактные — резонатор в этом случае выступает важной частью выхлопной системы. При его отсутствии снизятся характеристики мощности мотора и поднимается расход топлива.
  • Четырехтактные — наличие данного изделия для таких силовых механизмов является сдерживающим фактором, ограничивающим предельные технические возможности двигателя. При демонтаже резонатора мощность вырастет на 2 процента,но взамен увеличится вред, наносимый экологии — повысится выброс вредных веществ.

Стоит отметить, что указанный метод разделения на категории достаточно размытый. Ведь резонаторы между собой отличаются по комплектации и размерам.

Проверка работоспособности

При вышедшем из строя или некорректно функционирующем резонаторе зачастую наблюдаются следующие явления:

  • запах выхлопа в салоне;
  • возникновение характерного шума;
  • появление газов из-под днища.

При обнаружении одного или нескольких из выше указанных признаков неполадок, необходимо проверить резонатор. Самый базовый и простой способ, позволяющий обнаружить/откинуть наиболее распространенные неисправности — осмотр. Загоняете автомобиль на яму или иным способом получаете свободный визуальный доступ к нужному элементу (например, посредством использования домкрата). Теперь следует внимательно поискать следы:

  • ржавчины, вызываемой воздействием агрессивных сред — коррозия нередко становится причиной сбойной работы резонатора;
  • термических повреждений — несгоревшее топливо попадая на корпус способствуют «прогоранию» металла, образуя в итоге сквозные отверстия;
  • вмятин и иных внешних повреждений механического характера — возникают по причине контакта поверхности элемента с дорожным покрытием.

Если визуальный осмотр не дал никаких результатов, но вы слышите громыхание резонатора или наблюдаете иные недвусмысленные признаки поломки этой детали, то без помощи специалистов не обойтись. Они проведут диагностику выхлопной системы и вычислят корень проблемы, включая «скрытые» варианты:

  • забитая полость резонатора;
  • разрушение внутренней структуры конструкции (нарушение положения стенок и т. п.).

Впрочем, обратиться к сотрудникам СТО придется в любом случае, даже когда самостоятельно обнаружите внешние повреждения, но исправить их своими руками не получится. Для этого потребуется специальное оборудование, которым располагают автосервисы.

Примечание! Восстановить работоспособность элемента порой невозможно — при слишком критичных повреждениях понадобится заменить неисправную деталь. В СТО проконсультируют, какой купить резонатор на замену, и установят его.

ТИПЫ РЕЗОНАТОРОВ

Подобно множеству деталей резонаторы подразделяются на типы, зависящие непосредственно от двигателей ТС. Данные детали должны соответствовать либо 2-тактному, либо 4-тактному двигателю. С помощью испытаний были подведены следующие итоги:

  • если деталь взаимодействует с 4-тактным – обороты двигателя сокращаются;
  • при изъятии детали обороты мотора увеличиваются.

В случае с 2-хтактным двигателем все происходит наоборот. Если убрать этот элемент – мощность мотора снижается, а значит, расход топлива становится больше. Данная трата безосновательна, владелец ТС будет вынужден совершать переплату при меньшей скорости автомобиля.

Признаки неисправности резонатора глушителя

Любые неисправности резонатора могут привести к понижению мощности мотора, а также повлиять на уровень шума. Чаще всего автолюбители сталкиваются со следующими признаками ухудшения работы дополнительного глушителя:

  • Увеличилась громкость звука работающей выхлопной системы.
  • Появился металлический дребезжащий шум в месте, где установлен резонатор. Причиной этому может стать то, что одна из внутренних частей резонатора прогорела насквозь.
  • Мощность двигателя начала падать. Это является следствием уменьшения пропускной способности дополнительного глушителя.

Если вы заметили один или сразу несколько характерных признаков, произведите ремонт или замену резонатора.

Проверка резонатора

При выявлении перечисленных выше неполадок, каждый автомобилист должен знать, как проверить резонатор. Это позволит не только нормализовать работу двигателя и системы выпуска выхлопных газов, но и повысить комфорт использования машины, в том числе для окружающих людей.

Для проверки вам понадобится смотровая яма (если ее нет, можно поднять машину домкратом). Диагностика выполняется при помощи визуального осмотра. В процессе необходимо внимательно осмотреть целостностькак самого устройства, так и присоединенных к нему труб (особенно на их стыках).

Явным признаком неполадки является образование конденсата в остывающем резонаторе, после чего он начинает капать на землю. Это означает, что его корпус потерял герметичность и подлежит ремонту, а лучше замене. Проверить наличие конденсата можно через некоторое время, когда заглушили мотор (чтобы дать корпусу резонатора остыть). Обратите внимание! Некоторые автолюбители при самостоятельном изготовлении резонаторов специально просверливают в его корпусе отверстие для отвода влаги. Поэтому, если вы купили автомобиль с подобным резонатором, то такой метод проверки для вас не подойдет.

Также целостность корпуса резонатора можно определить по наличию выхлопных газов, выходящих из него. Это также говорит о разгерметизации и необходимости его замены. Данный факт можно проверить при работающем двигателе автомобиля, заглянув под днище. Для уверенности можно попросить помощника одновременно “погазовать”, чтобы через систему прошло большее количество выхлопных газов. Также подозрение на разгерметизацию вызывает появление дыма из-под днища машины во время езды или при стоянке с включенным двигателем.

Как осуществить ремонт глушителя

Есть два пути решения этой проблемы. В первом случае можно купить новый резонатор глушителя. Цена на него сегодня довольно доступная. Самый дешевый вариант может стоить около 500 р. Но есть и глушители, стоящие не одну тысячу. При этом выбор производителей и видов данных элементов системы достаточно большой. Если идти по второму пути, то можно еще модернизировать полностью резонатор глушителя. При этом вполне удастся своими силами произвести все работы. Осуществляя ремонт глушителя, необходимо учитывать особенность конструкции элемента, выбрать подходящий материал и соблюсти герметичность. Возникшие проблемы с резонатором можно решить. Для этого необходимо спланировать работы, которые предстоит выполнить. Если нет опыта проведения сварочных работ, то пригласите специалиста.

Ремонт

Резонатор глушителя подлежит ремонту только в случае образования в нем дыр. Для этого понадобится:

  • кусок жести;
  • саморезы по металлу для крепления жестяной «заплатки»;
  • наждачная бумага;
  • дрель и сверло по металлу;
  • шпаклевка и отвердитель.

Порядок работы следующий:

  1. Вырезать из жести пластину, по размерам превышающую повреждение, которое предполагается заделать.
  2. Зачистить поверхность, на которую будет устанавливаться «заплатка».
  3. Просверлить несколько отверстий в корпусе и пластине.
  4. С помощью шпаклевки и отвердителя установить пластину на место.
  5. Закрепить «заплатку» с помощью саморезов.
  6. Эксплуатацию автомобиля можно начать после застывания шпаклевки.

Снятие и установка резонатора

Многих автомобилистов интересует естественный вопрос — как снять резонатор? Ответ на этот вопрос будет отличаться в зависимости от марки машины. Однако в целом же алгоритм несложный и будет приблизительно следующим:

  • необходимо отсоединить патрубки резонатора в местах их соединения с системой отвода выхлопных газов (спереди, со стороны двигателя или катализатора, и сзади, со стороны глушителя);
  • снять резонатор с его подвесов, при помощи которых он крепится к днищу автомобиля;
  • демонтировать резонатор с его патрубками.

Как заменить резонатор Рено Логан

Установка нового устройства проходит в обратном порядке. При снятии резонатора важно не повредить уплотняющие кольца, которые соединяют его патрубки с остальной частью системы отвода выхлопных газов.

В качестве примера представляем вашему вниманию две видеоинструкции, демонстрирующие замену резонатора на популярных автомобилях “Рено Логан” и переднеприводных ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, “Калине”, “Приоре”, “Гранте”.

Частичный или полный выход из строя резонатора выхлопной системы автомобиля не является критичной поломкой. Диагностировать поломку резонатора несложно даже для неопытного автовладельца. На это указывает потеря мощности, распространение выхлопных газов под днищем и/или в салон, повышение звукового фона при работе двигателя. Учтите, что при этом машину можно использовать, однако, все же рекомендуем вам не затягивать с ремонтом, поскольку езда с прогоревшим резонатором может привести к выходу из строя других элементов системы выпуска выхлопных газов автомобиля.

Первый, промежуточный, средний глушитель — как только не называют этот компонент выхлопной системы. Но во всех случаях в виду имеется резонатор. Рассмотрим, что это за устройство, за что отвечает и как работает.

Назначение, принцип работы и устройство резонатора

Если спросить любого мало-мальски разбирающегося в устройстве машины автомобилиста о назначении резонатора, он ответит, что данный элемент обеспечивает уменьшение уровня шума. В принципе, такое утверждение верно. Но большинство из нас не подозревают, что у этого компонента выхлопной системы есть и другие функции. Помимо уменьшения звука резонатор отвечает и за уменьшение сопротивления системы движению выхлопных газов (и происходит это за счет сглаживание пульсаций).

Подтверждением этому является тот факт, что выхлопная система без резонатора на многих автомобилях работает не совсем корректно. Само-собой повышается шумность, а вместе с этим многие автомобилисты, кто решился на необдуманный шаг и самовольно удалили резонатор, заменив его отрезком трубы, жалуются на то, что авто не держит обороты ХХ. И происходит это, как раз за счет того, что повышается обратное сопротивление системы, и нету сглаживания пульсаций (выхлопные газы же поступают не одновременно от всех цилиндров, а, так сказать, «партиями»). Поэтому труба вместо резонатора — «не есть хорошо»: это, в принципе возможно, но доверять такую переделку нужно профессионалам, которые проведут необходимые расчеты и сделают все правильно. Также в этом элементе происходит снижение кинетической энергии выхлопных газов и уменьшение их температуры (порядка 300-400 градусов на выходе против 700-800, а то и боле — на входе резонатора).

Устройство, принцип работы и ремонт резонатора глушителя

В пути каждый механизм автомобиля издает много звуков, особо громкий шум характерен для двигателей внутреннего сгорания — с целью снижения уровня шума и был создан глушитель.

Смотреть все фото новости >>

Он остается ключевым звеном выхлопной системы, а сам глушитель состоит из ряда узлов, один из которых — резонатор.

Резонатор глушителя

Основную роль по глушению шума, возникающего после сгорания рабочей смеси в моторе, играет резонатор. Габариты этой запчасти зависят непосредственно от количества воспроизводимого шума, имеет значение и его форма.

Из-за поломки резонатора хуже работает вся выхлопная система — внутри машины возникает запах выхлопных газов и во время движения появится сильный шум.

Как устроен резонатор

Сам по себе он состоит из массы слоев, где каждый несет ответственность за осуществление конкретных задач. Едва только горячий отработанный газ попадает в резонатор, где проходит через отражатели. Частицы выработанного газа идут по двум разным потокам. Впускной и выпускной резонаторы проделывают один и тот же объем работ, поскольку пропускают выхлопы через всю систему.

В связи с тем, что на резонатор и на выхлопную систему в целом регулярно влияют крайне высокие температуры, то эти детали машины нередко ломаются. Для предотвращения поломки нужно регулярно осматривать выхлопную систему и ухаживать за ней.

Следует знать, что работа резонатора зависит от:

• состояния чистоты глушителя;• качества катализатора;• размера трубы в диаметре.

Снаружи резонатор напоминает маленький глушитель. Для отличной работы системы, давление обязано равномерно распределяться. Именно благодаря этому выхлопная система оказывает меньшее сопротивление, никак не влияющее на понижение отдачи мотора.

Ремонт резонатора

В зависимости от двигателей бывают и разные виды резонаторов — например, бывают резонаторы под двухтактный двигатель и четырехтактный. Делят их и в зависимости от размеров и наружности.

Как понять, что в резонаторе есть поломка: если он неисправен, то появится шум при работе мотора или же сократится отдача движка.

В основном в резонаторе возникают дырки и появляется ржавчина. Ремонт можно сделать самостоятельно, или же прийти к мастерам.

Итак, для заделки дыр нужно:

• вырезать пластину из жести для закрытия дырки. Следует учесть, что размер «заплатки» сделать нужно больше, чтобы не было встык;• потом нужно затереть место ремонта наждачной бумагой;• затем высверливают несколько отверстий для крепления на резонаторе и пластине;• для фиксации пластины на резонаторе понадобится взять шпаклевку и отвердитель;• после установки пластины через проделанные отверстия прикручивают саморезы;• не нужно сразу запускать двигатель — шпаклевке нужно застыть.

Таким образом, удастся заделать дыру в резонаторе и он сможет проработать еще пару лет.

Как заменить резонатор глушителя своими руками

Замену резонатора выполняют обычно в гараже, поскольку нужна яма.

Последовательность действий такова:

• спреем против ржавчины WD-40 обрабатывают поверхность соединения болтов резонатора, затем откручивают соединительные болты.• Отсоединяют особый хомут крепления резонатора, а после разъединения труб нужно извлечь уплотнитель.• Разъединяют все крепления с уплотнительными кольцами и полностью снимают резонатор.• Установка нового резонатора выполняется в обратной последовательности.

Во время монтажа резонатора следует проверить место соединения с глушителем — не должно быть зазоров. В случае их появления при сборке, станет заметно меньше коэффициент полезного действия резонатора и будет громкий

Как устроен и работает резонатор

Работа данного элемента основана на следующих физических процессах:

  • Расширение и сужение потока выхлопных газов. Это обеспечивается за счет использования нескольких камер в рассматриваемом элементе.
  • Гашение средне- и высокочастотных пульсаций. Выхлопные резонаторы для автомобилей имеют для этого внутри трубопроводы, размещающиеся со смещением относительно друг друга.
  • Интерференция звуковых волн. За счет этого происходит увеличение суммарной амплитуды, а, следовательно — уменьшение частоты колебаний. Добиваются этого за счет использования камер разного объема, а также при помощи перфорационных отверстий на трубах внутри резонатора.
  • Использование закрытых камер, в которых накапливаются газы. Поступая через перфорационные отверстия газы стравливаются в определенный момент времени.

Также, в зависимости от конструкции, средняя часть глушителя (или резонатор) может иметь несколько камер. Последняя, для уменьшения шумности, может производиться с использованием специального звукоизоляционного материала. Что касается корпуса, оригинальный или универсальный резонатор выхлопной системы может выпускаться из нержавеющей стали, или так называемой алюминиевой стали (покрытой слоем алюминия для защиты от коррозии). Первый вариант — более дорогостоящий, но он характеризуется лучшими показателями устойчивости к коррозии.

СВЧ

англ. Microwave cavity

Ускоряющий СВЧ-резонатор в линейном ускорителе Австралийского синхротрона. В центре резонатора проходит вакуумная камера линейного ускорителя. Возможная конфигурация электрического и магнитного поля в СВЧ-резонаторе.

Электромагнитный резонатор, в котором накопление энергии электромагнитных колебаний происходит в объёме, ограниченном хорошо проводящими поверхностями. Объёмному резонатору присущ спектр частот собственных колебаний и соответствующие им моды колебаний (виды колебаний). Каждая мода определяется своей структурой электрических и магнитных полей. В простейших объёмных резонаторах на основе отрезков волновода, ограниченных с торцов проводящими стенками различают: колебания H-вида, имеющие продольные (вдоль оси волновода z) составляющие только магнитного поля Hz (составляющая электрического поля Ez=0); колебания E-вида, имеющие продольные составляющие только Ez (Hz=0).

Возбуждение колебаний в объёмных резонаторах, как и в радиоволноводах, осуществляется с помощью петель, штырей, щелей, электронных потоков и т.п. Объёмные резонаторы широко применяют в приборах СВЧ электроники (клистронах, магнетронах и др.), устройствах техники СВЧ (волномерах, фильтрах и др.). В объёмных резонаторах применяемых в электронных приборах для взаимодействия с электронными потоками, чаще всего используются основные виды колебаний. При этом основные характеристики объёмного резонатора — резонансная частота, добротность и волновое сопротивление — отождествляются с характеристиками эквивалентного колебательного контура.

В соответствии с уравнениями Максвелла переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле, и наоборот. Между электрическим и магнитным полями происходит непрерывный обмен энергией. Если каким-либо образом ограничить некоторый объём пространства отражающими стенками, препятствующими потере энергии из этого объёма за счет излучения, то в этом объёме на некоторых длинах волн, определяемых размерами устройства можно возбудить электромагнитные колебания. Если полый резонатор образован металлическими стенками, то он также часто называется закрытым резонатором. Объёмные СВЧ резонаторы могут быть также заполнены диэлектриком. Существуют также открытые диэлектрические резонаторы, без металлических стенок, в которых волна отражается от границ диэлектрика за счет эффекта полного внутреннего отражения — резонаторы с модами «шепчущей галереи». В связи с тем, что электрические и магнитные поля почти не выходят за пределы границ объёмного резонатора, их добротность чрезвычайно высока (10000 и более).

Прямоточный резонатор

Одной из разновидностью рассматриваемого элемента выхлопной системы является прямоточный (или спортивный) резонатор. Его отличие от «обычного» заключается в том, что здесь имеет место более низкое обратное сопротивление. И получается оно в ущерб сглаживанию пульсаций и уменьшению звука. Такой резонатор, как правило, не имеет камер и не изменяет направление движения потока выхлопных газов. По сути это — ровный «тоннель», имеющий перфорированные стенки. А это значит что, учитывая рассмотренные выше проблемы, которые могут быть вызваны пульсациями, выбирать такой элемент для своего авто нужно очень тщательно. А лучше доверьте это дело профессионалам. Итак, мы разобрались, для чего нужен резонатор и как он работает. Если вам нужен ремонт или замена данного элемента (в том числе и установка прямоточного), обращайтесь к специалистам GSAvto.

Что такое резонатор и чем они отличаются друг от друга?

Добро пожаловать! Резонатор – прежде чем мы начнём разбирать в чём же их различие между собой, скажем пару слов про них, во-первых данный агрегат имеет ещё массу других названий, кстати часто встречающиеся названия у этого агрегата именно резонатор и просто дополнительный автомобильный глушитель, давайте перейдём всё же чуть по ближе к данной теме.

Примечание! В самом конце размещён интересный ролик, если вам действительно интересно что такое резонатор, то в таком случае просмотрите его там сказано очень многое про данный агрегат!

Что такое резонатор? (Более подробно)

Во-первых вы должны понимать то что данный агрегат, это всё основная часть выхлопной системы и поэтому практически на всех автомобилях Вазовского семейства он присутствует, выполняет он роль некой трубы которая располагается по самой середине автомобиля и поэтому как таковой дополнительный глушитель имеет намного больше шансов попасть под удар, чем к примеру та же самая приёмная трубка, да кстати в основном под удар попадают бачок или бачки резонатора (Об этом чуть позже) и в основном деформированные бачки дополнительного глушителя очень заметны на так называемых опущенных автомобилях, по другому на низких, для того чтобы вы имели хоть какое то представление о данном дополнительном глушители, то в таком случае просмотрите подготовленное специально для вас фото, на котором стрелками указан сам резонатор, а так же те места где он крепиться с приёмной трубой (Синяя стрелка) и с задней частью глушителя (Зелёная стрелка).

Примечание! Данное фото выше, было сделано под днищем автомобиля ВАЗ 2106, на других автомобилях Вазовского семейства дополнительный глушитель располагается практически так же!

Виды резонаторов:

На данный момент существует очень множество различных видов, как говориться для каждого автомобиля свой, да и на самом деле так, практически на каждом автомобиле Вазовского семейства используется свой резонатор, но они все очень похожи между собой, для примера возьмём дополнительный глушитель с классики. На классических машинах а это линейка ВАЗ 2101-ВАЗ 2107, используются резонаторы с двух видом, а именно дополнительный глушитель с одним и двумя бачками, разберём их более подробно:

Резонатор с одним бочком – главная его особенность заключается в том, что он дешевле стоит, в отличие от дополнительного глушителя с двумя бочками. По размеру оба вида резонатора практически схожи между собой, там вся особенность в них заключается только лишь в том, что к свободному месту в резонаторе с одним бочком приваривается как ещё один так называемый дополнительный бачок и тем самым получается дополнительный глушитель с двумя бочками.

Резонатор с двумя бочками – начнём с того, что по стоимости он немножко превышает резонатор с одним бочком, но главная его особенность заключается в том, что двигатель с ним работает тише и тем самым вы едете в спокойном автомобиле и можете беспрепятственно наслаждаться музыкой и не отвлекаться постоянно на звук мотора, так как на автомобиле где установлен данный агрегат с одним бочком, двигатель а именно его выхлопная система работает громче, что создаёт некий дискомфорт при этом.

Примечание! При выборе резонатора следует обращать внимание на его размеры, потому что не каждый резонатор сможет встать идеально в днище автомобиля, а так же не каждый данный агрегат сможет беспрепятственно со стыковаться с приёмной трубой вашего автомобиля и задней частью глушителя, поэтому при выборе будьте аккуратнее и обращайте на это особое своё внимание!

Ссылка! Как заменить резонатор — на классике? Как заменить дополнительный глушитель – на автомобилях семейства Самара?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]