Каждый водитель периодически задает себе вопрос: «Почему ест масло двигатель его автомобиля?». Отвечая на этот вопрос необходимо помнить, что сам принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) предусматривает наличие большого количества узлов трения, которые требуют постоянной смазки. При ее отсутствии – о каком-либо моторесурсе силового агрегата не может быть и речи.
Разработчики и изготовители автомобильных ДВС постоянно работают над совершенствованием систем смазки автомобильных моторов. В настоящее время считается нормальным, если расход масла составляет 0,1…0,3% от общего расхода топлива на единицу пробега. Превышение этой величины говорит об износе деталей мотора или появлении неисправностей в его системе смазки.
Существует множество причин, по которым двигатель ест масло. Они давно систематизированы по видам неисправностей, в связи с чем диагностировать их для опытного автовладельца не составляет большого труда.
Причины расхода масла
Ведущие специалисты различных компаний, таких как Castrol, выделяют целую систему причин, из-за которых происходит повышенный расход или снижается уровень масла в двигателе. Всё это непосредственно отражается на работе двигателя, и именно расход смазочного материала — это единственный параметр, который сможет оценить сам автомобилист. Ему будет достаточно провести замер самостоятельно, используя специально предназначенный для этого щуп.
Качество
Расход масла в основном зависит от его качества. И специалисты в этой области советуют оценивать качество смазочного материала по его способности нейтрализовать кислые элементы, образующиеся от сгорания топлива. Также немаловажное значение имеет антикоррозийная активность смазочного материала и то, насколько успешно моторное масло выполняют свои основные функции, к которым относится способность промывать и диспергировать различные составляющие. Но самым важным считается оценка качества, которая позволяет определить, насколько оно минимизирует и предотвращает износ деталей мотора.
Расход на угар
Немаловажной темой, которая заслуживает рассмотрения, является тема расхода масла на угар. Другими словами, этот термин означает прямое попадание масла в камеру сгорания и его последующее горение одновременно с топливом. И следует знать, что в каждом двигателе внутреннего сгорания в процессе работы возникает частичный расход этого самого смазочного материала, и это связано с работой агрегата и спецификой устройства.
Приведём следующий пример. В цилиндро-поршневой группе смазочный материал служит для того, чтобы непосредственно снижать трение между движущимися поверхностями. Масло также играет роль охладителя деталей и обеспечивает надлежащее уплотнение между ними. Оно наносится на поверхность цилиндра и поршневых колец, и во время такта рабочего хода кольца маслосъемные удаляют его излишки. Они оставляют тонкую масляную плёнку, которая одновременно с бензином или другим топливом выгорает в каждом цикле работы мотора автомобиля.
Сам по себе угар моторного масла бывает легко диагностировать. В выхлопе оно даёт сизый дым, чего не наблюдается при сгорании бензина (конечно же, качественного). Но нельзя путать с чёрным дымом, который означает неправильную работу впрыска. Ещё одним симптомом его сгорания является маслянистая чёрная кромка, образуемая на краях выхлопной трубы.
Вот понять причину угара масла гораздо сложнее. Это невозможно сделать без вскрытия двигателя, хотя существует ряд сравнительно несложных и недорогих методов борьбы с угаром.
В первую очередь, нужно будет определить, сколько масла должно угорать в двигателе. Другими словами, какой расход смазочного материала предназначен для определённого двигателя.
Второе – это знание того, что количество сгоревшего масла зависит от режима эксплуатации мотора автомобиля. То есть, если водитель будет часто использовать при езде большие обороты, то и масла в этом двигателе сгорит намного больше. Это, собственно говоря, обычный закон физики — чем больше оборотов, тем выше становится температура масла и двигателя.
Что касается нормы расхода в таком случае, то она учитывается в спецификациях конкретного производства автомобилей. И каждая конкретная модификация двигателя в обязательном порядке отражается в документации на автомобиль.
Закоксовка колец
Образование нагара и отложений на поршневых кольцах приводит к тому, что подвижность колец снижается. Данное явление также принято называть залеганием поршневых колец. Если кольца залегли (потеряли способность двигаться), тогда эффективное уплотнение в цилиндре отсутствует. Результатом становится прорыв газов из камеры сгорания, а также попадание моторного масла в камеру сгорания.
Рекомендуем также прочитать статью о способах раскоксовки двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, как самостоятельно раскоксовать поршневые кольца и удалить отложения из камеры сгорания.
Залегание колец приводит к снижению компрессии, перерасходу смазочного материала, дымлению дизельного или бензинового ДВС. Устранить неисправность можно как путем разборки двигателя и его механической очистки, так и при помощи различных химических средств для раскоксовки поршневых колец.
Из-за чего оно сгорает?
«А почему, вообще, сгорает масло?», — может спросить любознательный читатель. Существуют так называемые основные причины, из-за которых и происходит повышенное сгорание.
В первую очередь, сгорание может произойти из-за того, что в двигатель заливается неподходящий для него вид. Например, масло слишком низкой вязкости соответственно двигателю имеет свойство сгорать, а смазочный материал слишком высокой вязкости — накапливаться на внутренних стенках автомобильного агрегата. В обоих случаях будут обнаружены значительные потери масла.
Второй причиной могут стать маслоотражающие колпачки, которые износились со временем. И опытный водитель должен знать, что причиной этого самого износа является резкий перепад температур или опять же неподходящее моторное масло.
И третье, часто изношенные маслосъёмные кольца являются причиной сгорания. В идеале, чтобы решить данную проблему, следует кольца заменить и провести капитальный ремонт двигателя. Хотя некоторые специалисты советуют проводить раскоксовку колец.
Ещё одной причиной является износ внутренних поверхностей цилиндров или, другими словами, выработка.
И наконец, высокое давление картерных газов или выход из строя компрессора становится причиной сгорания масла.
И так друзья, в чем же кроется ошибка при проверке уровня масла?
Во-первых, прежде чем проверять моторное масло вы должны прогреть двигатель до рабочей температуры, иначе «на холодную» уровень этого масла в двигателе, что вы видите на масленом щупе, будет неправильным. Соответственно, заранее неправильно интерпретировав результаты замера уровня масла в двигателе вы можете совершить ошибку, а именно: -зря долить и перелить масло, или просто не долить масло в двигатель в котором смазочная жидкость находится на минимуме.
Также запомните, что после прогрева двигателя вы не должны тут-же сразу проверять уровень масла. Выключите друзья мотор и подождите примерно 5 минут пока масло не стечет с компонентов мотора. Если вы это сделаете раньше, то ошибочно можете просчитаться, что в моторе масло находится на минимальном значении.
И так о главном, проводите замеры масла каждые 1000 километров. В случае необходимости доливайте масло до максимальной отметки указанной на щупе. Затем, после пробега 10 или 15 тыс. км проверьте по количеству оставшегося масла в бутылке сколько жидкости вы долили в двигатель в этот самый интервал пробега.
В том числе, советуем вам уважаемые автомобилисты внимательно изучить руководство по эксплуатации к вашей машине, где автопроизводитель обязательно должен указать допустимый максимальный уровень расхода моторного масла. Еще раз повторим для тех кто не запомнил, что в настоящее время многие автопроизводители указывают в руководстве по эксплуатации авто, что расход масла- 1 л на 1000 км пробега, является допустимой нормой. Если же ваша машина потребляет больше масла чем указано в технической спецификации, то скорее всего существует либо утечка моторного масла либо конструктивные проблемы внутри самого силового агрегата. В этом случае вы должны провести комплексную диагностику двигателя в техническом автоцентре. Удачи всем уважаемые автомобилисты!
Большой расход масла
Видео о том, почему автомобиль может иметь повышенный расход масла:
Что такое большой расход? Попробуем ответить на вопрос: много или мало литра масла на 1000 километров? Ответ несложен и он индивидуален. Если для двигателей V6 или V8 это является нормой, мотор рядных малолитражек столько смазочного материала расходовать не должен. Как и было сказано выше, всё зависит от определённого двигателя. И не стоит забывать, что любой мотор, даже самый новый, это самое масло будет забирать. Он на нём работает, и по-другому быть не должно.
Интересно, что опытные водители рекомендуют в изрядно изношенный двигатель просто доливать масло, а не делать капитальный ремонт. Это не всегда помогает, и как было сказано выше, причин большого расхода топлива множество.
На расход смазочного материала могут влиять и такие факторы:
- как состояние зазоров в цилиндро-поршневой группе (часто этот фактор бывает связан с естественным износом деталей, приводящим к большему потреблению масла);
- давление в картере;
- правильность регулировки и настроек двигателя;
- нарушение герметичности в точках соединения (имеются в виду те точки, которые имеют либо резиновые шланги, либо уплотнители);
- стиль вождения;
- правильный подбор масла в соответствии с определённым двигателем;
- качество масла;
- соблюдение сроков замены и многое другое.
Течь масла
Что делать водителю, если он обнаружил течь? Казалось бы, на этот вопрос знает ответ каждый опытный автомобилист: нужно поменять прокладки, сальники и тому подобное. И масло из двигателя может вытекать в следующих местах: из прокладки клапанной крышки, из прокладки ГБЦ, из сальников коленвала и распредвала, из заднего сальника коленвала и прокладки, находящейся под масляным фильтром.
Прокладка клапанной крышки
Если масло вытекает из прокладки клапанной крышки, находящейся сверху двигателя, подтёки смазочного материала будут отчётливо видны на внешних боковых стенках агрегата. Через эту самую прокладку вытекать много масла не может, но всё равно о герметичности позаботиться нужно.
Прокладка ГБЦ
Если масло вытекает из прокладки головки блока цилиндров, также находящейся наверху двигателя, то оно будет выходить наружу. Следует знать, что на V-образных моторах их бывает две, как и, собственно говоря, головок блока цилиндров.
Прокладка ГБЦ на блоке цилиндров
Прокладки могут быть повреждены в различных местах, но масло также может уходить в систему охлаждения, если бывает пробита та часть прокладки, которая находится между отверстиями системы охлаждения и рабочими цилиндрами. И в этом случае сам двигатель может быть внешне сухим, а течь масла будет труднее обнаружить. Но можно определить эту неполадку по охлаждающей жидкости, которая станет мутной и поменяет цвет. А масло в моторе даже начнёт пениться и эту самую пену можно будет увидеть на внутренней поверхности крышки горловины, через которую заливается смазочный материал в двигатель.
Проблемы с прокладкой ГБЦ решают сразу же, не дожидаясь ни секунды, так как всё это может привести к порче самого двигателя.
Сальники
Открыв капот, такую течь заметить будет нелегко. Но вот пятна на внутренней поверхности защиты картера и подтеки снизу могут свидетельствовать о проблеме. И данную течь, как и вышеописанную, следует удалить незамедлительно.
Отворачиваем масляный фильтр
Прокладка поддона картера
Её можно увидеть, только воспользовавшись домкратом и сняв защиту. И при очередной замене масла будет нелишним проверить наличие такой проблемы.
Задний сальник коленвала
Он находится прямо на входе коленвала в КПП и в большинстве случаев подлежит замене со снятием коробки передач. Увидеть его по-другому невозможно. Хотя диагностировать течь можно по подтёкам, обнаруженным в нижней части двигателя.
Определение причин большого потребления масла
- Выяснение цвета выхлопных газов.
- Выявление места утечки масла.
- Проверка работы вентиляции картера.
- Снятие головки блока и контроль ее состояния.
Цвет выхлопных газов
Эту процедуру лучше выполнять с помощником. Один человек должен нажать на педаль газа, достичь оборотов двигателя около 3000. Второй человек должен смотреть на дымность выхлопных газов. На дизельных моторах при резком нажатии на газ может появиться черный цвет дыма, исчезающий после отпускания педали газа. Сизый дым, который усиливается с ростом скорости двигателя, говорит о проникновении масла в цилиндры посредством колец, колпачков или прокладки, требуется их замена. Если выхлопные газы бесцветные, то кольца и колпачки исправны.
Поиск масляных утечек
Автомобиль с большими утечками обычно оставляет на месте стоянки пятна масла, ей необходим срочный ремонт. Незначительные утечки возникают только при эксплуатации двигателя под нагрузкой, поэтому на земле не остается следов во время стоянки. На наружных поверхностях исправного двигателя не должно быть масляных мест. Если имеется масляное или влажное пятно, это означает утечку масла.
Чтобы уточнить утечку нужно запустить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах, чтобы он достиг рабочих параметров, после чего еще раз провести визуальный осмотр подозреваемого места.
Если на этом месте не видно увеличения масла, то нужно в течение минуты плавно повышать обороты мотора до максимальных значений, и внимательно смотреть за контрольным местом. Если такая процедура не помогает выявить утечку, то нужно проехать на машине 20 километров, при этом периодически повышая скорость движения. В таком темпе давление в цилиндре намного больше, чем при обычной эксплуатации, поэтому и объем газов, проникших в картер, намного больше. Если после проверки контрольное место стало более масляным, то проблема кроется в системе вентиляции картера и повреждении прокладки или некачественной ее затяжке.
Контроль вентиляции картера
Для проверки вентиляции нужно ослабить хомуты крепления клапана вентиляции и снять его. Далее нужно продуть клапан вентиляции ртом, либо компрессором. При исправности клапана воздух должен проходить в одну сторону, и то с усилием, в другую сторону воздух не должен проходить.
Далее снимают и продувают вентиляционные шланги, и проверяют патрубки. Они могут забиваться отложениями или грязью.
Проверка прокладки ГБЦ
Такую проверку производят после выявления сизых выхлопных газов. Исправная прокладка ГБЦ не должна иметь повреждений в виде разрывов, трещин и прогаров. Но если прокладка исправна, то она подлежит замене, так как ее используют один раз. Если она имеет повреждения, то необходимо проконтролировать плоскостность головки блока цилиндров, так как в результате чрезмерного нагрева двигателя ее могло покоробить.
Индекс вязкости
Выбор масла производится в соответствии с его индексом вязкости
Существует таблица маркировок вязкости. Помечается масло следующим образом. Зимняя пометка вязкости содержит латинскую букву W и цифру рядом, к примеру, 5W, 10 W, 30 W. Чем меньше цифры рядом с буквой, тем более жидким будет масло при снижении температуры, отчего двигатель будет заводиться легко. Летняя маркировка включает в себя только цифры, и чем они выше, тем более вязким будет масло в жару. Маркировка выглядит так:
- около 0 °С: 5W-30 10W-30 10W-40 20W-50;
- от 18 °С: 5W-30 10W-30 10W-40;
- ниже 18 °С: 5W-30.
Выбирать масло следует, ориентируясь на предписания завода-производителя. Исключение может составить двигатель, который подвергся серьезным преобразованиям.
Кроме того, масло маркируется для бензинового двигателя пометкой А и для дизельного буквой Е. В двигатель можно залить масло трех типов:
- экономичное;
- универсальное;
- с высокой производительностью.
Таким образом, получается, А1 — экономичное масло, которое используется в двигателе на бензине. Далее по аналогии. Важно знать, что от индекса вязкости зависит расход масла и топлива. Моторные масла напрямую влияют на следующие факторы:
- легкость запуска автомобиля, независимо от погодных условий;
- толщину образуемой пленки, что гарантирует надежность разделения трущихся поверхностей;
- КПД двигателя;
- мощность мотора (зависимость объясняется потерями на трение);
- количество осадков, которые образуются в смазке.