Профессиональные болезни, подстерегающие водителей

Приветствую Вас на страницах нашего блога. Автомобиль уже давно не является роскошью. Это средство передвижение, где можно ездить с комфортом. Но, как бы это не звучало странно, помимо удобства, это приносит и дополнительные проблемы со здоровьем. Давайте поговорим о том, какие опасности могут подстерегать водителей (особенно профессиональных), и как с ними нужно бороться?


Какие болезни распространены среди водителей.

Автомобиль, для многих, стал неотъемлимой частью, в том числе, и в работе. Для дальнобойщиков, таксистов, водителей автобусов и маршруток, жизнь без машины просто невозможна. Эти люди находятся за рулем круглые сутки.

И такой сидячий режим создает условия для профессиональных болезней среди водителей. Так что же подстерегает автомобилистов?

Что мешает сохранить здоровье?

В первую очередь это отсутствие режима дня. У организма есть биологические часы, и работа многих его систем заточена на 24-часовые изменения. То есть ночью организм приводит все системы в спокойное состояние, чтобы спать, до обеда, наоборот, поднимается давление, учащается пульс и повышается работоспособность. Это лишь малая часть изменений, которые происходят в организме в течение суток. Поэтому при соблюдении режима дня он работает оптимально. Когда же сегодня вы спите в 11 часов вечера, а завтра плотно ужинаете в это время, организму сложно справиться с такими разными задачами одинаково хорошо. В частности это может выразиться в накоплении жировой клетчатки.

Водители много времени проводят за рулём, не вставая. Недостаток физической активности сказывается на весе, здоровье сердца и сосудов. Также нередко развивается и геморрой, при этом обращение к врачу обычно откладывается снова и снова, а тем временем состояние только ухудшается и справиться с проблемой бывает тяжело. Хотя на ранних стадиях геморрой можно вылечить довольно просто и безболезненно

Имея такой распорядок дня, очень трудно обеспечить себе здоровое питание, особенно если учесть, что за сутки может найтись возможность поесть только один раз. В таких условиях говорить о сбалансированном питании не приходится.

Частое следствие такого образа жизни — ожирение. Оно способствует развитию гипертонии, сахарного диабета 2-го типа, болезней сердца, заболеваний спины и суставов, инсульта, рака, а также зачастую возникает обструктивное апноэ сна (когда во сне происходит задержка дыхания).

Как правильно сидеть

Положение тела должно быть прямым, спинка сиденья выступает опорой для позвоночника. Тогда давление на межпозвонковые диски будет равномерным. Если конструкция кресла этого не предусматривает – заведите себе маленькую плоскую подушечку, которую будете подкладывать под поясницу. Возьмите за правило останавливаться через каждые 2-3 часа и выходить из кабины – немного подвигаться, осмотреть автомобиль. На стоянке можно сделать несколько упражнений.

Несколько слов о специальных ортопедических подушках под спину: такая подушка снижает неблагоприятное воздействие на позвоночник вибрации, вынужденного продолжительного сохранения неподвижной позы. Правильная комфортная подушка соответствует форме нижней части спины, являясь хорошей поддержкой для позвоночника. Она способствует сохранению правильной осанки, уменьшению давления на поясничный отдел позвоночника и предупреждает заболевания, виной которым – «сидячее» положение.

Сонливость за рулем

Из-за сбитого распорядка дня и большой нагрузки часто не удаётся нормально поспать: поджимает график, мучит бессонница или сон недостаточно качественный. В последнем случае виновником может быть как раз обструктивное апноэ сна.

Если нужно вести машину поочерёдно с напарником, то это также может нарушать сон. Например, потому что не доверяешь другому водителю, или потому что тяжело спать, когда машина движется, или из-за того, что она постоянно останавливается. Всё это приводит к дневной сонливости (и повышенному риску возникновения аварий). Со временем усталость воспринимается как норма, и человек уже не понимает степень опасности. Кроме того, недостаток сна связан с менее эффективным использованием основного источника энергии — глюкозы, а также ненормальным уровнем кортизола (гормона стресса).

Полный список заболеваний, при которых нельзя управлять автомобилем в 2020 году

Скопировано 26.06.2020 23:42:17 со страницы https://ftimes.ru/309048-pri-kakix-zabolevaniyax-po-novomu-zakonu-nelzya-upravlyat-avtomobilem-v-2020-godu.html — Mozilla/5.0 (Windows NT 6.3; Win64; x64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/81.0.4044.122 Safari/537.36 [ 2a01:4f8:210:5333::2 ]

Список болезней, с которыми нельзя получить водительские права, содержит такие пункты:

I. Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)

1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства 2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства 3. Расстройства настроения (аффективные расстройства) 4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства 5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте 6. Умственная отсталость

II. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)

7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

III. Болезни нервной системы 8. Эпилепсия

IV. Болезни глаза и его придаточного аппарата 9. Ахроматопсия 10. Слепота обоих глаз

Травмы и стрессы у водителей

Работа водителя также травмоопасна по очевидным причинам. Если водитель участвует в разгрузке, то это несёт дополнительные риски. Особенно если делать это в неправильной позе. Здоровью могут навредить и выхлопные газы. При перевозке жидкого бетона водители подвержены воздействию хрома и щёлочи, что может вызвать и кожную аллергическую реакцию, и химический ожог. Водители, перевозящие бензин, часто страдают от головных болей, головокружений и тошноты из-за паров топлива. Выхлопные газы связывают с раком лёгких и различными формами аллергического воспаления.

Хронический стресс, в отличие от острого, вредит здоровью и нехорошо сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. Он часто возникает у водителей — из-за длинного рабочего дня, расставания с близкими, сложностей на дороге и требований следовать жёсткому расписанию, притом что всегда можно застрять в пробке.

Любой из этих факторов может привести к потере трудоспособности и лишению водительских прав.

Статья

Актуальность проблемы.

Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.

Цель.

Провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.

Задачи исследования.

Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.

Материалы и методы.

Изучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта.

Полученные результаты.

По статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20-40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп.

1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.

2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой. 3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз. 4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это — сахарный диабет и ожирение.

5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест; в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).

Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.

Известно, что условия труда водителя определяются нервно-психическими перегрузками, возникающими из-за большого количества и разнообразия информации (сигналы светофоров, качество дорог, неожиданные препятствия), идущей с улицы и от приборов кабины. Увидеть, услышать, прочувствовать, понять 3-4 важных сигнала в 1 минуту, более 200 за 1 час, свыше 1600 за 8-часовую рабочую смену и быстро принять решение — основа для большой нервно-психической перегрузки у лиц данной профессии. К этому добавляется ответственность за свою жизнь и людей, находящихся в машине, за перевозимый груз, а также иногда работу в ночную смену. Неблагоприятными рабочими операциями для водителя городского транспорта, приводящими к особо высоким нервно-психическим перегрузкам, являются резкое торможение, обгон, проезд нерегулируемого перекрестка, встраивание в транспортный поток и выезд из него, а для машинистов строительной, дорожной и другой техники — работа на откосах, совместная работа с другими транспортными средствами. У 3% водителей причиной выхода на инвалидность являются заболевания нервно-психической сферы. Около 40% из них получают инвалидность по сердечно-сосудистой патологии в возрасте до 50 лет. Клиницистами установлено, что производственно обусловленные заболевания у водителей возглавляет артериальная гипертензия, возникающая в результате нервно-психических перегрузок. В нашей стране ею страдают (и при этом продолжают работать) 18-20% лиц данной когорты. Около 1/3 всех заболеваний с временной утратой трудоспособности и половина причин инвалидности у водителей автомобилей обусловлены ишемической болезнью сердца. Относительно часто начало артериальной гипертензии связано с так называемыми реактивными состояниями, возникающими у водителей после дорожно-транспортного происшествия.

Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор — физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90-150 раз за 1 час) на 50-130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени — все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя; бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы — простатит, основной причиной которого является застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6-7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.

Выводы.

Проведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.

Что можно сделать для своего здоровья?

Еда

Старайтесь есть небольшими порциями. Самым здоровым подходом к питанию считается средиземноморский. В еде должно быть минимальное количество жирного мяса и сладостей. Вместо колы или соков (в которых много сахара) лучше пить воду. Основу диеты составляют фрукты, овощи, зерновые, бобы, орехи и оливковое масло. Также нужно как минимум два раза в неделю есть морскую рыбу и морепродукты. Мясо, сливочное масло, маргарин, жареное — это всё источники вредных жиров, из-за которых образуются атеросклеротические бляшки. Они приводит к инсультам и инфарктам.

Спорт

Чтобы не набирать вес, нужно тратить столько же энергии, сколько поступает. Чтобы сбросить — надо тратить ещё больше. Поэтому для профилактики ожирения и для борьбы с ним очень важно быть физически активным. Конечно, в условиях дальнего рейса это сложно. Но немного размяться во время коротких остановок очень полезно. А полноценные тренировки можно проводить дома.

Отдых

Сон и отдых не менее важны, чем правильный рацион и физическая активность. Например, в Евросоюзе водителям запрещается находиться за рулём больше 9 часов в день, и каждые 4,5 часа необходимо делать 45-минутный перерыв. Такой режим считается безопасным.

В норме нужно спать 7–9 часов в день, но исследования показывают, что обычно водители-дальнобойщики в рейсе спят не больше 4–5 часов в сутки. Если избежать этого не удаётся, то хотя бы условия для сна должны быть максимально хорошими:

  • Лучше выбирать место на стоянке подальше от дороги, а если всё равно шумно, использовать беруши.
  • Нужно плотно задёрнуть занавески или использовать маску для сна.
  • Матрас и подушка должны быть удобными.
  • Если у вас нет матраса, а есть только спальник, то можно использовать наматрасник.
  • Попросите близких, работодателей и диспетчеров не беспокоить вас без острой необходимости во время сна.

Если сложно заснуть…

Когда человек ложится спать не в одно и то же время, ему нередко бывает сложно заснуть. Чтобы справиться с этим, можно каждый раз использовать одни и те же ритуалы: почистить зубы, умыться, переодеться. Это сигнал для мозга, что сейчас нужно засыпать. Причиной бессонницы может быть избыточное употребление кофеина. По-хорошему, после обеда кофе пить нельзя. Употреблять алкоголь перед сном — тоже не очень хорошая идея: он делает сон менее качественным.

В крайнем случае (когда уже далеко не первую ночь вы по полчаса, а то и больше, ворочаетесь) можно прибегнуть к помощи снотворного. Из безрецептурных препаратов лучше всего изучены антигистаминные средства первого поколения. Их раньше принимали от аллергии, но они вызывали сонливость. Теперь этот побочный эффект стал приносить пользу. Однако к антигистаминным развивается привыкание. К тому же, они могут иметь длительный эффект, и сонливость останется после пробуждения. Рецептурные снотворные должен выписывать только врач, он же и объяснит, как их принимать, чтобы не стать от них зависимым. А такая вероятность есть.

С дневной сонливостью можно бороться с помощью кофе (главное, не переусердствовать), а также благодаря коротким перерывам на сон. Но они не должны быть меньше 20–30 минут, иначе спать захочется ещё сильнее. Важно помнить, что большинство аварий из-за сонливости случается с полуночи до 6 утра, и лучше, конечно, сделать всё, чтобы в это время не быть в пути.

Безусловно, спать важно, но если есть возможность только полежать и так отдохнуть, лучше ею воспользоваться.

Влияние на органы зрения

С опытом вождения приходят и другие проблемы – снижается острота зрения. Негативно сказывается присутствие тонировочной пленки, она допустима лишь сверху, ширина – 15 см. Данное приложение призвано защищать глаза от ультрафиолетового излучения. Пленку следует подбирать коричневого или зеленого оттенка, поскольку они обеспечивают естественную цветопередачу.

Парадокс в том, что водитель заботится о своем транспортном средстве гораздо больше, чем о собственном здоровье, а потом не понимает, откуда берутся болячки. Во избежание вышесказанного делайте зарядку, питайтесь здоровой едой и не забывайте отдыхать на свежем воздухе в свободное время.

Профилактический медицинский осмотр водителей

К сожалению, несмотря на все опасности профессии, немногие водители вовремя доходят до врача. Не всегда предсказуемый график мешает запланировать визит к доктору. Но, как бы банально это ни звучало, здоровье должно быть важнее всего. И у водителей есть немало профессиональных болезней, которые не позволят в дальнейшем продолжить работу. При этом подавляющее большинство из этих заболеваний можно предотвратить.

К врачу обязательно нужно идти при возникновении беспокоящих симптомов, а также каждый год проходить профилактический осмотр. Например, зачастую повышенное артериальное давление никак не даёт о себе знать и обнаруживается только при измерении тонометром. А между тем, если его не контролировать, оно несёт большую угрозу здоровью: повышает риск развития инсульта и инфаркта.

Влияние на органы пищеварения

Вышеперечисленные причины негативно отражаются на органах пищеварения и моторной функции кишечника. Если его стенки уже не так эластичны, то они не могут сокращаться с прежней частотой, полезные вещества не сразу попадают в кровь, как следствие – диарея. Перекус на бегу влияет на накопление токсических веществ в организме, слизистые оболочки подвергаются раздражению. Требуется незамедлительное лечение, в противном случае не исключено образование полипов. Употребление фруктов, овощей и зелени, вареного мяса птицы положительно сказывается на восстановлении здоровья.

О половой системе

К болезням половой системы особенно склонны мужчины. Отсутствие движения крови в малом тазу может привести к бесплодию и импотенции. Не поступает достаточное питание к предстательной железе и она начинает давать сбои в работе. Выработка гормонов тормозиться, простата может увеличиться в размерах, а мочеиспускание – стать вялым. Профилактика – все та же гимнастика, способная защитить от таких вот неприятных и сложных проблем. При статичной позе в течение долгого времени приводит к нагреванию яичек и сперматозоиды могут потерять жизнеспособность навсегда.

Когда вождение противопоказано?

После инфаркта миокарда, аортокоронарного шунтирования, транзиторной ишемической атаки, стабилизации состояния при нестабильной стенокардии на месяц нужно воздержаться от вождения.

Если была аритмия с обмороком, то после этого эпизода должно пройти 3 месяца без повторной потери сознания. На тот же срок необходимо отказаться от вождения, если случился инсульт (и потом удалось восстановить функции) или произошло несколько транзиторных ишемических атак.

Установка имплантируемого кардиовертер-дефибриллятора или реанимация при устойчивой желудочковой тахикардии или фибрилляции желудочков приводят к запрету на вождение на полгода.

При диабете есть риск развития гипогликемии (слишком низкого уровня сахара в крови). В этом случае человек может потерять сознание. Если такое состояние возникло без ранних настораживающих признаков, то за руль можно садиться только через 3 месяца без подобных эпизодов. Либо после того, как предприняты надёжные меры контроля уровня сахара в крови. Также из-за неконтролируемого диабета может ухудшиться чувствительность конечностей, возникнут проблемы со зрением, и это повлияет на способность водить.

Именно поэтому нужно обращать внимание на своё здоровье даже тогда, когда времени на него, кажется, совсем нет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]