Загрязнение электролита
Эта неприятность может появиться при неправильном уходе за изделием, когда при неаккуратной доливке электролита внутрь банок попадает грязь. Вторая причина – некачественный ремонт батареи, в результате которого перемычки спаиваются неправильно. Как понять, что аккумулятор неисправен? Это можно увидеть по следующим признакам:
- сильное выделение газов (особенно при зарядке), вызываемое появлением в растворе меди;
- появление на дне банок светлого осадка из-за попадания внутрь АКБ хлора;
- окрашивание электролита в тёмно-красный цвет, что свидетельствует о появлении в растворе марганца;
- автомобильный аккумулятор не держит заряд.
Чтобы решить проблему, слейте загрязнённый состав и заполните аккумулятор дистиллированной водой. Затем поставьте АКБ на зарядку, установив небольшой ток. Через час удалите воду, залейте электролит нужной плотности и зарядите батарею стандартным током.
Неисправности свинцовых аккумуляторных батарей и способы их устранения
Основной причиной возникновения любого рода неисправностей аккумулятора является нарушение норм эксплуатации. Длительные зарядки, хранение при высоких температурах, глубокие разряды и другие нарушения могут стать причиной поломки:
Основными неисправностями свинцовых аккумуляторов являются:
1. Повышенный саморазряд.
Причина возникновения — утечка тока. Чтобы ликвидировать неисправность, нужно очистить поверхность, а затем нейтрализовать с помощью щелочного 10%-ного раствора, содержащего кальцинированную соду или же нашатырным спиртом. Выполняя эту процедуру, нужно обязательно следить, чтобы раствор щелочи не попадал внутрь аккумулятора, при этом не загрязнил электролит. Затем сосуд нужно досуха вытереть.
2. Общая загрязненность электролита.
При обнаружении в электролите различного рода примесей его в любом случае нужно заменить. Сначала разряжают батарею, выливают электролит, а затем заливают дистиллированной водой. Все это ставят на 1 час заряжать, применяя невысокий показатель тока. После этого необходимо слить воду, наполнить качественным электролитом. Выполнив эти мероприятия, батарею заряжают током стандартного напряжения.
3. Короткое замыкание, происходящее внутри аккумулятора
Сниженный уровень плотности, емкость и пониженное напряжение являются признаками замыкания.
Чтобы устранить эту поломку, требуется для начала разрядить батарею до конечного напряжения, только после этого ее можно разобрать. Разобрав элемент, производят замену поврежденных сепараторов, ножом срезают наросты на пластинах, извлекают шлам и очищают сосуды. После ликвидации замыкания батарею собирают и заряжают.
4. Разрушение пластин
Аккумулятор, который испорчен за счет разрушения пластин, не пригоден к работе, он подлежит замене.
5. Наиболее распространенной неисправностью является сульфатация пластин, которая возникает в результате неправильного использования батареи.
Для устранения «белого налета», проводят цикличную разрядку и зарядку аккумуляторной батареи. В процессе зарядки тщательно следят за плотностью и уровнем самого электролита.
Следует отметить, что ремонту при сульфатации поддается только стадия начального уровня. При условии вздутия корпуса ремонт не поможет. Такой аккумулятор нужно только менять.
6. Электродная переполюсовка.
Ошибка, выявленная своевременно, легко исправима. Необходимо переключить батарею в условия правильного режима зарядки.
7. Трещины в моноблоке.
Моноблок, подлежащий ремонту, хорошо промывают под проточной водой, просушивают в условиях комнатной температуры 3-4 часа.
Разобрав необходимый элемент, с помощью наждачной бумаги трещину зачищают до получения шероховатой поверхности. Потом зачищенные места обязательно обезжиривают салфеткой, которую смачивают в растворе ацетона, и просушивают. Нужно учитывать, что отремонтированный моноблок нужно обязательно испытать на герметичность.
Тщательное соблюдение стандартов эксплуатации аккумуляторов и регулярное техническое обслуживание комплектующих батареи помогут устранить возможность возникновения различных неисправностей, следовательно, увеличив при этом срок службы свинцовой батареи.
Неисправности, причины их возникновения и способы устранения приведены ниже. К неисправностям аккумуляторных батарей, возникающим в эксплуатации, относятся окисление выводов и наконечников проводов, нарушение герметичности, ускоренный саморазряд, сульфитация, короткое замыкание и преждевременное разрушение электродов.
Сульфитация — образование на поверхности электродов крупных малорастворимых кристаллов сернокислого свинца — происходит при повышенной плотности электролита, длительном хранении батарей без подзаряда, систематическом недозаряде, наличии контакта электродов с воздухом вследствие пониженного уровня электролита. Батареи с сульфатированными электродами быстро теряют емкость при разряде.
Изменение объема электродов при заряде и разряде приводит к отделению активной массы от решеток и оседанию ее на дне моноблока. Деформирование и разрушение электродов происходят интенсивнее при коротких замыканиях и длительных включениях стартера. Положительные электроды окисляются кислородом и быстро разрушаются при перезарядах батареи.
В связи с естественным износом электродов, коррозией решеток и выпадением активной массы положительных электродов, уплотнением активной массы отрицательных электродов происходит постепенное снижение емкости аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея снимается с эксплуатации при снижении емкости до 40 % номинальной или уменьшении продолжительности стартерного разряда при температуре
(25 ± 2) °С до 1,5 мин.
Минимальный срок службы батарей обычной конструкции и с общей крышкой в эксплуатации должен составлять 1 год при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 150 тыс. км пробега или 2 года при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 тыс. км пробега.
Причина неисправности | Способ устранения |
Аккумуляторная батарея не обеспечивает достаточной частоты вращения коленчатого электростартером вала | |
Повышенное падение напряжения в цепи питания стартера Разряд батареи ниже допустимого уровня Неисправность одного или нескольких аккумуляторов Ускоренный саморазряд батареи вследствие попадания электролита на поверхность батареи | Очистить выводы батареи и наконечники проводов, подтянуть креплениние наконечников проводов на выводах батареи и смазать их техническим вазелином Зарядить батарею,при необходимости проверить исправность генераторной установки Сдать батарею в ремонт Протереть батарею сухой тряпкой, а затем тряпкой смоченной 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. Разрядить батарею током 10-часового режима до напряжения одного из аккумуляторов 1.1-1.2 В. Электролит вылить, батарею промыть, залить в неё свежий электролит и зарядить. |
Быстрое понижение уровня электролита | |
Повреждение моноблока батареи. Повышение зарядного напряжения | Сдать батарею в ремонт Проверить регулятор напряжении , при необходимости отрегулировать. |
Разряженная батарея плохо заряжается (быстро повышается напряжение и температура электролита, начинаеться обильное газовыделение) | |
Сульфатация электролита | Восстановить батарею с сульфатированными электродами зарядно-разрядным циклом при силе тока менее 0.05С20 (А) в случае начальной плотности 1.12-1.14 г/см3. При значительной сульфатации электродов батарею сдать в ремонт. |
Выплескивание электролита из вентиляционных отверстий во время заряда | |
Повышение уровня электролита Повышение силы зарядного тока Короткое замыкание пластин в аккумуляторе | Удалить излишки электролита резиновой грушей Проверить регулятор напряжения, при необходимости отрегулировать Сдать батарею в ремонт |
Минимальный срок службы необслуживаемых батарей в эксплуатации должен быть равен 3 годам при наработке транспортного средства не более 100 тыс. км пробега.
Минимальный срок сохраняемости не залитой электролитом батареи должен составлять 3 года. Сухозаряженность должна сохраняться не менее 1 года. Для необслуживаемых батарей, залитых электролитом, устанавливается срок сохраняемости 2 года при условии промежуточного заряда в пределах минимального срока службы.
ЗАРЯД БАТАРЕИ:
1. Присоедините положительный вывод батареи к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.
2. Включите батареи на заряд, если температура электролита в них не выше 30°С в холодной и умеренной зонах ине выше 35°С в жаркой и теплой влажной зонах.
3. Ток заряда должен соответствовать данным табл. 4.
4. Заряд батарей ведите до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч. Напряжение контролируйте вольтметром класса точности 1,0 со шкалой на ЗВ с ценой деления 0,02 В, для батареи со скрытыми перемычками — вольтметром со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В.
5. Во время заряда периодически проверяйте температуру электролита и следите за тем, чтобы она не поднималась выше 45.°С в холодной и умеренной климатических зонах и выше 50сС в условиях жаркой и теплой влажной зон, В случае, если температура окажется выше упомянутых значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30—35°С.
6. В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки по табл.1,
будет отличаться от нормы, указанной в табл. (графа 4), произведите корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы и доливкой раствора кислоты плотностью 1,400 г/см3, когда она ниже нормы.
После корректировки электролита водой или раствором кислоты продолжите заряд в течение30 мин. для полного перемешивания электролита
По окончании корректировки плотности электролита батареи выключите с заряда, дайте постоять еще 30 мин. без тока.
Затем произведите замер уровня электролита во всех аккумуляторах батареи. Если уровень электролита окажется, ни же нормы, в аккумулятор добавьте электролит такой же плотности, какая указана в табл. t
(графа 4),
при
уровне электролита выше нормы отберите избыток электролита резиновой грушей. После заряда батареи сдаются в эксплуатацию.