С последствиями недолива моторного масла автомобилисты встречаются чаще, чем с его переизбытком. Однако, положительного исхода от сверхнормативного объема ожидать не стоит. В статье мы объясним, что будет, если перелить масло в двигатель, и каким образом вернуть нормальный уровень этой жидкости.
Избыточный объем влияет на работоспособность двигателя, выводя некоторые системы из строя, разрегулирует датчики и способствует увеличению расхода масла. Особенно если присутствует существенное превышение нормы.
Как проверить уровень моторного масла
Проверка уровня масла проводится с помощью специального щупа. Он зафиксирован на герметичной заглушке, постоянно вставленной в отверстие блока цилиндров. Для точной проверки необходимо завести автомобиль и прогреть его на холостых оборотах около 10 минут для получения нужной вязкости жидкости.
Замер уровня масла в моторе
После этого требуется заглушить мотор и подождать несколько минут, чтобы основная масса масла стекла в поддон картера. Достаем щуп и протираем его нижнюю часть с о и «max» насухо, не оставляя на щупе масла и остатков ветоши. Далее возвращаем измеритель в отверстие, вставив его до упора, и аккуратно вынимаем снова.
Если этот металлический пруток будет вымазан в моторное масло выше минимального и ниже максимального уровня, то уровень этой жидкости в системе соответствует норме. Если пруток измазан значительно выше о, то это говорит о том, что допущен перелив в двигателе.
Почему увеличились интервалы замены масла в двигателе?
Перед тем друзья, как мы расскажем вам о всех технических деталях, хотим от себя заметить, что длинные интервалы замены масла это очень даже заранее продуманный маркетинговый ход любого автопроизводителя. Ведь потребитель понимает, что чем реже в автомобиле меняется масло, тем меньше затрат у него уйдет на обслуживание машины в процессе ее эксплуатации.
Когда речь заходит о замене масла в двигателе внутреннего сгорания, то все водители без исключения (даже блондинки) понимают, что это необходимо для смазки внутренних частей силового агрегата.
Есть три основных компонента двигателя, которые нуждаются в обязательной смазке.
-Во-первых, масло необходимо для работы коленвала, шатунов и коренных подшипников.
-Во-вторых, эта смазка необходима и для цилиндров, шестерней и распредвалов, а также других элементов и механизма газораспределения (ГРМ).
Современные двигатели с системами фаз газораспределения стали более требовательны к качеству моторного масла. Например, конфигурация современных распредвалов стала более инновационной и радикальной, т.е.,- подъем и интервал открытия клапанов стал гораздо больше. В итоге получается, что для открытия клапанов стало требоваться больше силы, а на сами распределительные валы возросла механическая нагрузка.
Это одна из причин почему современные силовые агрегаты требуют применения высококачественных моторных масел с различными химическими добавками.
Но несмотря на то, что данная конструкция современных двигателей за последние 20 лет значительно изменилась, сама система смазки стенок цилиндров осталась прежней. И это несмотря на то, что новые моторы стали более оборотистыми а конфигурация их поршней существенно видоизменилась.
Присадки и автохимия: Какие средства не помогают
Существует распространенное заблуждение, а именно, чем выше двигатель сможет набирать обороты, тем он более требователен к качеству масла. Но на самом деле все совсем не так, в таких двигателях применяется тот же самый принцип смазки всех компонентов силового агрегата, который применялся еще 20 — 30 лет назад.
Последствия перелива
Жидкости при повышении температуры расширяются. За счет этого процесса увеличивается давление на уплотнения, сальники, прокладки, вплоть до деформации герметизирующих элементов. После этого они не могут выполнять свою работу и начинаются протечки, при этом снижается давление в системе, увеличивается расход масла.
Масло взбивается в пену
Во время критичного возрастания давления происходят импульсные выбросы. Также возможно заливание свечей и проблемы с зажиганием, потеря мощности, увеличенный расход топлива. Такие же симптомы происходят во время импульсных выбросов при заливе датчика массового расхода топлива. Он начинает давать неверные показания, что ведет к дополнительному перерасходу.
При значительном избытке смазывающей жидкости в системе коленвал практически все время находится в этом объеме. Своими противовесами он взбивает все в пену во время работы. Образуются воздушные пузырьки, снижающие однородность. Такие последствия перелива масла в двигатель приводят к завоздушиванию гидрокомпенсаторов и их неправильной работе. Возникают ударные нагрузки на другие узлы газораспределительной системы, приводящие к скорой выработке деталей.
Также если конструкция завоздушенного узла является неразборной, то его придется заменить. Однако, стоимость этого элемента достаточно высокая.
Повышение давления в смазочной системе дает значительную нагрузку на масляный насос. Его шестерни подвергаются необоснованно высокому износу. Помимо этого воздушные пузырьки могут переносить частички грязи из поддона картера дальше по системе. Этот процесс быстрее загрязняет масляный фильтр.
Нужно знать, что последствия перелива проявляются в большей степени на автомобилях со значительно выработанным ресурсом.
Моторы с большой выработкой практически сразу реагируют на перелив в виде нескольких миллиметров превышения по щупу протечками из-под сальников. Стратегия, заключающаяся в ожидании, пока избыток масла самостоятельно выгорит, является неэффективной. За этот период могут произойти другие, иногда более серьезные повреждения.
Снятие фильтра
Для новых автомобилей небольшой перелив несет не такие печальные последствия, как для старых авто. Но если проблему не решать длительное время, то неприятности могут возникнуть. Поэтому стоит быстрее избавиться от существенного избытка масла.
Признаки масляного голодания
Чтобы точно определить испытывает ли двигатель голодание, необходимо как минимум снять крышку клапанов, осмотреть распредвал и рокеры (они же коромысла клапанов). Именно эти узлы работают в условиях постоянного трения и нагрузки, при малейшем недостатке смазки они начнут изнашиваться.
Без снятия крышки клапанов диагноз поставить куда труднее. Косвенными признаками может быть общее ухудшение силовых показателей, посторонние шумы и стуки, но они также могут быть признаками других неисправностей.
Статья в тему: Как снять натяжитель ремня генератора и заменить его
Причины, по которым может наступить масляное голодание можно разделить на объективные и субъективные. Разберем причины и действия их определяющие.
Способы удаления от лишнего моторного масла
Для слива небольшого количества лишней смазывающей жидкости можно ненадолго выкрутить масляный фильтр. Под отверстие надо подставить емкость. Немного подождав, когда стечет достаточное количество, нужно вкрутить фильтр обратно. Если уровень превышен значительно, то удалять избыток придется через сливную пробку, открутив ее на непродолжительный период либо через отверстие щупа для проверки уровня.
Традиционно применяется медицинский шприц на несколько кубов и гибкая трубка из-под капельницы. Прочно соединив один конец шланги со шприцем, второй опускаем в отверстие. Откачав часть масла, можно провести проверку и при необходимости повторить операцию. Такую процедуру необходимо проводить при остывшем двигателе.
Отбор лишнего масла из ситемы
Если произошел отбор большего, чем предполагалось объема масла, то его всегда можно долить обратно в систему до необходимого уровня.
Можно ли редко менять моторное масло?
В течение длительного времени многие автоэксперты для того чтобы ответить на этот вопрос, проводили различные исследования с одной целью, выяснить тот уровень деградации моторного масла (старение) с нормальными интервальными пробегами, которые рекомендуют сами автопроизводители.
Это было необходимо чтобы понять, как меняется свойство масла в процессе эксплуатации машины сразу после замены жидкости в двигателе и до следующей плановой замены.
Причем многие эксперименты были приближены к реальным условиям владения автомобилями. Так к примеру, во время проводившихся исследований эксперты повторяли частые привычки водителей, т.е,- автомобиль часто стоял у них в пробках или частенько эксплуатировался в спортивном режиме, ну и т.д. и т.п.
Затем, после определённого пробега масло сливалось с двигателя и проверялось специальным тестером, который замеряет диэлектрическую проницаемость масла. Это свойство масла тесно связано с деградацией (потеря свойства) моторного масла.
Диэлектрическая проницаемость в принципе ничего не имеет общего с самим качеством масла, но именно этот самый показатель говорит об отработке моторного масла в двигателе. Дело вот в чем, чем больше в отработанном масле различных примесей, частиц или других загрязнений, тем ниже его диэлектрическая проницаемость.
В результате многочисленных исследований выяснилось следующее, что в процессе эксплуатации любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, масло в силовом агрегате теряет свое свойство не одинаково. Все конкретно зависит от условий эксплуатации машины.
Таким образом помните друзья, если вы часто передвигаетесь на машине на большие расстояния по скоростному шоссе и редко ее заводите, то масло к пробегу в 10.000 тыс. км сохраняет 40% своих свойств. Если же вы используете автомобиль чаще на короткие расстояния с большим количеством холодных запусков, то к пробегу в 10.000 тыс. км масло сохранит свое изначальное свойство только лишь на 5%.
Смотрите также: Как проверить масло в коробке передач?
Также далее, в результате этих исследований эксперты поняли для себя, что деградация моторного масла (ухудшение смазочных и защитных свойств масла) в основном связана с химическими процессами, которые происходят в жидкости во время работы двигателя. Так что дорогие друзья мнение о том, что масло теряет свои свойство только из-за физического износа деталей двигателя (которые якобы засоряют масло) в процессе их трения, ошибочно.
Конечно все мы с вами знаем, что со временем любое моторное масло в двигателе начинает темнеть, но это не признак потери свойств масла. Да, масло потемнело в связи с накоплением в нем некоторых загрязнений. Но чаще всего потемневшее масло не становится менее вязким. А это главное для любого двигателя. То есть отсюда вывод, если масло стало более жидким, то оно уже не сможет обеспечивать мотору должную защиту и поэтому должно быть заменено. Так что запомните на будущее, что темный цвет моторного масла не может говорить о том, что оно потеряло свои свойства и возможно данная жидкость в двигателе еще вполне нормальная.
Таким образом мы с вами уяснили, что главным врагом моторного масла не могут являться следующие параметры: -не механические нагрузки в двигателе, не фазы сдвига системы газораспределения, ни давление и даже не высокая температура. Большинство этих проблем связаны именно с химическими веществами, которые образуются в моторном масле, а именно,- накопление серы и увеличение кислотности масла.
Все это вызывает химическую коррозию внутри картера двигателя и его подшипниках.
Плюс ко всему к этому надо добавить и различные современные химические добавки вводящиеся в топливо (которое в России и без того оставляет желать лучшего), а еще различные электронные топливные системы регулирующие различную топливную смесь из-за чего мы с вами и получаем более ускоренный процесс окисления моторного масла.
Конечно, обо всем этом знают производители масла которые, сбалансировав вышеуказанные химические свойства добавляют в современные масла специальные добавки, строго дозируя их в зависимости от марки и типа жидкости для всех современных силовых агрегатов.
Да, некоторые производители масел до сих пор выпускают такие (многие) моторные масла с теми же химическими формулами, как и 20 лет тому назад. Но в целом и в частности все смазочные современные материалы сильно отличаются от тех смазочных материалов прошлых лет.
Кроме всего, наша автопромышленность в настоящий момент живет в синтетической эпохе когда моторные масла стали полностью продуктом химической промышленности. Так к примеру, если раньше основой любого масла была конкретно нефть и ее продукт переработки (минеральные масла), то сегодня многие синтетические смазочные материалы созданы и создаются полностью из химических элементов.
Стоит отметить, что синтетические масла имеют более долгий срок службы в отличие от тех минеральных или полусинтетических смазочных жидкостей. Благодаря этому сегодня стало возможным увеличить сам интервал технического обслуживания современных автомобилей.
В том числе мы с вами часто видим, что производители масел выпускают для каждой марки и даже модели автомобиля свое индивидуальное моторное масло, которое специально было разработано для определенного вида (модели) машин. В таких маслах, как правило, используется специальный пакет присадок который идеально подойдет только для определенной модификации двигателя или модели авто.
Правда это не будет какое-то там невероятное и специальное масло. В принципе такое масло, что было создано специально для какой-то определенной модели автомобиля, основано на той же самой синтетической или минеральной смазочной жидкости. Производитель просто добавил в обычное масло набор специальных присадок и все.
Эти добавки и являются определяющими факторами качества масла. Чем дороже присадки в масле, тем более качественные смазочные свойства содержатся в нем, а значит медленнее идет процесс его окисления внутри самого двигателя, что напрямую влияет на старение масла в двигателе (потеря вязкости и других важных свойств).
В итоге мы получаем, что качество масло влияет на периодичность плановой замены моторного масла.
В настоящий момент в мире существует только несколько крупных производителей химических присадок для моторного масла. Ранее этот рынок присадок выглядел иначе. Например, еще 10 лет назад химические добавки в масла производились сотнями мелких химических заводов размещенных по всему миру.
Но в конечном итоге этот самый рынок в настоящий момент поделен между немногочисленными компаниями. Это привело к следующему, что каждый производитель химических добавок стал в принципе производить химические присадки для масла практически одинакового свойства и качества.
Старение и деградация смазочных материалов зависит в итоге от тех присадок, которые использует производитель. Именно поэтому, автопроизводители, устанавливая межсервисный интервал автомобиля в руководстве по эксплуатации транспортного средства указывают тип и марку разрешенных к использованию моторных масел.
В итоге получаем,- если не соблюдать эти интервалы между заменами масла, то данная жидкость уже не сможет должным образом обеспечивать защиту внутренних компонентов двигателя из-за таких вредных химических процессов.
Правда стоит однако отметить, что на состояние масла влияет не только интервал его замены и химические добавки в жидкости. Например, на старение моторного масла также влияет и сама конструкция силового агрегата, а также температура масла, качество фильтрации и оставшееся масло в двигателе после его плановой замены.
То есть, если не сливать отработанное масло полностью до конца, то новое моторное масло будет терять свое свойство быстрее, чем установлено производителем. В итоге интервал замены масла в этом случае должен быть обязательно сокращен.
В заключении уважаемые друзья мы хотели бы отметить следующее, что большой интервал замены масла в современных автомобилях по своему принципу не приводит к быстрому износу силового агрегата, но все это правда только при соблюдении ряда условий и правил.
Главное правило здесь — это качество заливаемого в двигатель масла. Помните друзья, что мы должны заливать в двигатель своей машины только те масла, которые рекомендованы автопроизводителем.
Кроме того, автотранспортное средство должно эксплуатироваться в нормальном режиме как предусмотрели инженеры в процессе разработки автомобиля.
Смотрите также: Менять ли часто масло в двигателе?
Например, обычный легковой автомобиль должен эксплуатироваться на обычных дорогах и не должен использоваться для спортивной езды. Если же вы планируете спортивную эксплуатацию машины, то масло в двигателе должно быть заменено на ту марку, которая создана для спортивной эксплуатации силового агрегата. Также надо помнить, в этом случае интервал замены масла должен быть сокращен.
Если же мы будем заправлять машину плохим топливом, часто использовать ее на короткие расстояния и к тому-же постоянно ездить на высоких оборотах двигателя а заодно и менять масло как рекомендует производитель, то срок службы двигателя к сожалению значительно сократиться, и произойдет это очень и очень быстро.
Если мы хотим редко менять масло, т.е. через длительные промежутки времени, то мы должны следовать вышеуказанным нами правилам.
Также, необходимо обратить свое внимание на то, что по мере того как пробег машины становится все больше и больше, количество этих проникающих в картер газов увеличивается. Это означает, что даже на небольшом пробеге машины после замены моторного масла в двигателе, в нем будет присутствовать большое количество углерода, грязи и других отложений. В конечном итоге интервал замены масла должен быть обязательно сокращен.
То есть, чем больше пробег машины тем быстрее протекает деградация (старение) моторного масла. Помните друзья, это ваш враг №1. Поэтому после 50.000 тыс. км пробега нового автомобиля интервал замены масла должен быть сокращен примерно на 10 — 20%.
Смотрите также: Пять видов жидкостей которые необходимо проверять в автомобиле
Примечательно вот еще что, эту самую рекомендацию вы не найдете ни в одном руководстве по эксплуатации к любому автомобилю. Запомните, это очередной маркетинговый ход самих автопроизводителей. Ведь они не заинтересованы в том, чтобы вы долго владели своим автомобилем. У них задача иная, а именно, чтобы вы меняли свой автомобиль на новый как можно чаще.
Какие отрицательные последствия могут быть при некорректном соединении масел
При различиях в химических формулах и разнящихся наборах присадок, продуты могут конфликтовать, что непременно отразится на рабочем процессе. Старайтесь не допускать отсутствия масла в вашем багажнике, чтобы не попасть в ситуацию, когда срочно требуется доливка масла, а его нет. Производители утверждают, что использование только одного бренда и марки моторного масла для вашего автомобиля, может гарантировать его длительную и бесперебойную работу.
После неудачных экспериментов с двигателем, в движке накапливаются шлаки, осадок, а это обязательно скажется на деталях мотора и сократит его срок службы.
Не берите одно масло в части менее 15 процентов, это грозит опасностью для мотора. Это как раз то количество, которое остаётся при замене смазки.
Масляное голодание двигателя: последствия для мотора
Начнем с того, что незначительное понижение уровня масла в двигателе (например, до отметки MIN на щупе), как правило, не является критическим. В этом случае необходимо долить смазку, обязательно учитывая совместимость масел.
Если же щуп для масла полностью сухой, тогда нужно ориентироваться на количество, которое потребовалось для долива. Показатель около 0.5-0.7 литра (в зависимости от рабочего объема ДВС и общего количества смазки в системе) зачастую не приводит к серьезным неисправностям.
Рекомендуем также прочитать статью, почему нет давления масла в двигателе. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах низкого давления масла в системе смазки мотора.
Дело в том, что производители рассчитывают объем масла и метки на щупе для контроля его уровня с небольшим запасом. Однако это не означает, что снижение уровня масла всегда обходится без последствий для мотора. Существуют ДВС, для которых критичной может оказаться нехватка даже 300-400 грамм масла.
К последствиям масляного голодания можно отнести неустойчивую работу двигателя и неожиданное появление сизого масляного дыма. Это указывает на залегание поршневых колец или их преждевременный износ, возможно появление задиров на зеркале цилиндра. Также происходит замасливание свечей зажигания, так как масло в избытке попадает в камеру сгорания.
Ощутимая нехватка масла часто приводит к проблемам с ГРМ. Как правило, первым страдает распредвал. Во время вращения происходит сильный нагрев, без масла распределительный вал заклинивает, повреждается постель распредвала в ГБЦ.
Критически низкий уровень масла в картере часто становится причиной заклинивания самого коленчатого вала или поршней в цилиндрах ДВС. В результате происходят обширные разрушения узлов мотора, может вырвать часть блока цилиндров. Такая ситуация обычно приводит к необходимости полной замены силового агрегата без возможности его восстановления.
Дело в том, что если двигатель работает без масла и по этой причине заклинило коленвал, тогда менять нужно практически все узлы: ГРМ, КШМ, ЦПГ, растачивать блок цилиндров и т.д. Получается, целесообразнее сразу приобрести работоспособный двигатель.
Еще отметим, что на турбомоторах по определенным причинам может возникнуть масляное голодание турбины. С учетом высокой стоимости данной детали следует регулярно проверять качество и интенсивность подачи смазочного материала к турбокомпрессору. В противном случае даже незначительные проблемы со смазкой могут вывести элемент из строя, так как турбина имеет высокую скорость вращения и рабочая температура турбонагнетателя очень высока.