Совместимые авто для ГБО 4-го поколения
Газобаллонное оборудование 4-й генерации подходит для большинства инжекторных авто. Карбюраторы и моноинжекторы обходятся более ранними поколениями. Исключение составляют инжекторные моторы с двумя бензиновыми форсунками на цилиндр, работающими не синхронно, а в зависимости от нагрузки. Такие модификации встречаются на «Лексусах» или «Тойотах» для японского рынка – их невозможно перевести на газ без дорогостоящих переделок. В остальных случаях препятствий к газификации нет.
Дело в том, что главным агрегатом газовой установки является электронный блок управления (ЭБУ). Его задача – управлять системой. Однако без знания бензиновых алгоритмов это сделать не получится, потому что впрыск газа – самая важная функция «газомозга» и основывается на коррекциях бензиновых показателей. Здесь реализуется принцип ведущий-ведомый, где главным остается штатный БК. Подробнее о ГБО 4-го поколения читайте здесь: https://gaz-time.ua/pro-gbo. Далее коснемся наиболее частых ошибок, связанных с переводом машины на пропан-бутан.
Часто задаваемые вопросы
Что такое LPG?
LPG (сжиженный газ) это смесь углеводородов, в ней преобладают пропан и бутан, которые при нормальных условиях окружающей среды, имеют газообразное состояние, но эта смесь может переходить в жидкое состояние при давлении выше 2 бар. LPG получают из нефти в размере примерно 2% от полученного продукта, и примерно в 5% от натурального газа. Он получается также и как субпродукт при нефтепереработке. LPG, продаваемый в настоящее время в Италии, на 55% происходит из месторождений натурального газа и 45% после нефтепереработки. Использование LPG в качестве горючего относится к началу XIX века и благодаря заметному технологическому прогрессу в системах LPG, использование этой системы на сегодняшний день является идеальной альтернативой для тех, кто хочет сэкономить и при этом ездить, не нанося вред окружающей среде. Машины с LPG имеют в действительности выделение вредных выбросов ниже по сравнению с бензином и не производят вредных частиц. Кроме того, сжигая LPG, не производится углеродистого остатка. Поэтому моторное масло в машинах с LPG остается еще прозрачным и с ненарушенными свойствами даже после многих тысяч километров, и это позволяет уменьшить изнашивание механических частей двигателя. В Италии на сегодняшний день имеются примерно 3000 заправочных станций газом, которые обслуживают более 1.700.000 машин, оборудованных LPG, передвигающихся по итальянским дорогам.
Какие машины могут быть оборудованы системой LPG?
Эту систему можно установить на всех машинах с бензином с системой карбюраторного питания, снабженных турбокомпрессором и инжектором, а также каталитическим глушителем, сертифицированных вплоть до стандарта Евро 6. Имеются в наличии для установки газового оборудования LPG также системы и для наиболее распространенных моторов c непосредственной инжекцией.
Какие преимущества появляются в машине, переоборудованной c системой LPG?
Значительная экономия на цене топлива (более 50% по сравнению с бензином). При подсчете экономической выгоды надо иметь в виду преимущество цены LPG (от 50% до 60%) вместе с меньшим пробегом в километрах примерно в 10-12%. Большая автономия, в основном от 400 до 500 километров, достигается за счет дополнительного резервуара для LPG. Благодаря наименьшим выбросам разрешается обычное дорожное движение машины с LРG даже в случае ограничения движения по закону в зависимости от четных и нечетных номеров. При сгорании LPG не производит углеродистого остатка (который вызывает потемнение моторного масла). Поэтому масло в машинах с системой LPG остается прозрачным даже после многих тысяч километров и позволяет улучшить функционирование и уменьшить изнашивание мотора.
Насколько газовое оборудование LPG надежно?
Абсолютно надежно. Оборудование LPG, установленное в Италии после января 2001 года, отвечает всем европейским нормативам ЕСЕ ONU 67 01, которые гарантируют высокие стандарты безопасности, на основе исключительно строгих международных спецификациях и тестах (КРАШ-тест, возгорание автомобиля и т.д.). Эти системы протестированы и сертифицированы согласно этим нормативам в каждой своей части. Они имеют также различные устройства безопасности, такие как: мультиклапан резервуара с системой блокирования загрузки бака при достижении 80%, который ограничивает наполнение для обеспечения расширения газа в случае повышения температуры, защитный электроклапан, который закрывает цепь газа на выходе из резервуара и на входе в редукторе давления в моторном отсеке. Резервуар также сертифицирован в соответствии со строжайшими нормами. И в заключение, оборудование LPG абсолютно надежно, и система LPG Ловато Газ на сегодняшний день используется как первая оснастка или как рекомендованное оборудование для установки многими производителями автомобилей.
Автомобиль теряет мощность, если работает на газе LPG?
Современные системы Ловато ГАЗ с последовательным впрыскиванием дают потерю мощности, количественные пределы которой колеблются от 2 до 5%, в общей сложности ниже потребляемой мощности, например, от включения кондиционера в машине и не являются значительными во время движения.
Автомобиль потребляет больше, имея систему LPG?
По различным физико-химическим характеристикам газа по сравнению с бензином наблюдается увеличение потребления топлива в общей сложности от 10 до 12 %, также и в зависимости от типа установленного оборудования. Увеличение потребления происходит именно теплового потенциала LPG. Все же, меньшая стоимость LPG и меньшая нагрузка на окружающую среду, делают его использование выгодным и экологичным выбором (экономия примерно 50 %).
Трудно использовать оборудование LPG?
С новым оборудованием с впрыскиванием от Ловато Газ все происходит автоматически. Водителю не остается ничего другого, как заправить газ, нажать кнопку переключения… и начать экономить!
С установкой оборудования LGP можно еще ездить на бензине?
После установки оборудования LPG машина имеет двойное питание, и в состоянии ездить на газе или на бензине. В этом случае автономия пробега машины тоже увеличивается, в зависимости от размеров установленного газового бака.
Какая гарантия дается на оборудование LPG?
Гарантия, которая дается на оборудование LPG Ловато Газ, равна 2 годам с даты установки оборудования на автомобиле.
Какое техническое обслуживание необходимо для оборудования LPG?
Для гарантии хорошего функционирования на долгий срок, оборудование необходимо периодически проверять (например, замена фильтра), в зависимости от плана технического обслуживания каждые 10-20.000 км. Эта процедура, таким образом, должна осуществляться в мастерской в связи с регулярными плановыми проверками и обслуживанием автомобиля.
Какие нормативы относительно выхлопных газов распространяются на автомобили с оборудованием LPG?
По закону, переоборудованная машина, которая имеет теперь оборудование с LPG, должна соблюдать те же самые нормы, которые распространяются на оригинальную сертификацию машины на бензине. Современное оборудование Ловато Газ сертифицировано до Евро 6 и, таким образом, совместимо с автомобилями, отвечающими самым последним нормативам ЕС.
Машины, оборудованные LPG, могут двигаться в случае ограничения дорожного движения?
В случае, который предусматривает ограничение дорожного движения по причине загрязнения воздуха, и движение осуществляется в зависимости от четных или нечетных номерных знаков; или есть запрет движения на основании уровня выхлопных газов (например, запрет для движения автомобилей Евро 0/2), автомобили с газом обычно признаются как экологичные и всегда могут свободно участвовать в дорожном движении.
Бак LPG занимает много места в багажнике?
На сегодняшний день предпочтительны баки тороидной формы, которые могут быть расположены в месте, предназначенном для запасного колеса. В этом случае не сокращается место в багажнике, и если возникли непредвиденные обстоятельства, такие как прокол шины, то всегда имеется в наличии комплект инструментов для починки и подкачки. В случае установки в багажнике цилиндрического бака, это может привести к сокращению имеющегося пространства примерно на 20-25%.
Бак может быть установлен под днищем автомобиля?
Эта установка возможна, если соблюдается минимальное расстояние от края автомобиля до земли, предусмотренное нормативами (250 мм. при пустом автомобиле). На баке тогда должно быть установлено дополнительное покрытие для защиты из стального листа, и минимальное расстояние до земли не должно быть меньше 200 мм. при пустой машине.
Насколько надежны баки LPG?
Баки LPG в высокой степени надежны, сертифицированы и протестированы в соответствии со строжайшими нормами, имеют большую устойчивость к ударам и огню, и эта устойчивость выше, чем у обычных баков бензина. С 2002 года все баки LPG, установленные в Италии, сертифицированы в соответствии с нормами ЕСЕ/ONU 67/01, которые предусматривают, например, чтобы каждый бак прошел испытание при давлении 30 бар, что почти в три раза больше, чем обычное рабочее давление. Баки LPG сделаны из стали высокой прочности и большой толщины, термически обработаны, чтобы в случае удара они деформировались, но без разрывов, также баки тестируются на стадии сертификации при давлении 67,5 бар. Кроме этого, в соответствии с нормами ЕСЕ/ONU 67/01 мультиклапан, установленный на баке, имеет клапан безопасности против повышенного давления, а также клапан термической безопасности для выпуска газа в случае достижения повышенной температуры. Как показали многочисленные тесты «bonfire» (тест, при котором симулируется пожар автомобиля по внешним причинам), результатом этих технологий являются абсолютно надежные изделия. Дополнительной гарантией является итальянский закон, который предусматривает замену бака LPG каждые 10 лет (с даты производства, которая выбита на идентификационном номере бака).
Какие виды обслуживания имеются в Италии и за границей в случае, если оборудование LPG неисправно?
Обслуживание возможно у официальных дистрибьютеров и в авторизованных мастерских Ловато Газ, имеющихся в Италии и за границей. Ловато Газ, в действительности, имеет своих дистрибьютеров во всех странах Европы.
Существует ли хорошая сеть заправочных станций LPG?
В Италии заправочных станций больше 3.000 и они капиллярно распределены по территории и вдоль автострад. В Европе существует больше 27.000 пунктов заправок, и их число постоянно растет. Клапан загрузки со стандартным подсоединением в Италии используется также в большинстве европейских стран, за исключением Германии, Голландии, Люксембурга, Соединенного Королевства и Ирландии. Для этих стран имеются соответствующие адаптеры.
Каков автомобильный налог для машин с LPG?
В принципе автомобильный налог на машины с LPG, переоборудованные с системой «retrofit», такой же, как и для оригинала на бензине, так как для них может быть использован бензин. И все же, некоторые законодательные акты дают возможность регионам вводить льготы или освобождать от автомобильного налога на местном уровне.
Почему машины с LPG более экологичны?
С питанием на LPG значительно уменьшаются загрязняющие выбросы, в особенности СО уменьшается более, чем на 30%, НС на 20% и соответственно выбросы СО2. Кроме того, машины с газом не производят частиц РМ10, которые очень критичны для городского загрязнения.
Можно парковать машину с LPG в подземном гараже?
Автомобили с LPG, снабженные устройствами безопасности, отвечающие нормам ЕСЕ/ONU 67/01, а также все переоборудованные автомобили, начиная с 01.01.2001 г., могут быть припаркованы в подземном гараже до уровня первого подземного этажа. Машины, переоборудованные до указанной ранее даты, и поэтому отвечающие предыдущим нормативам, могут парковаться только на наземных этажах.
Можно перевозить машины с LPG на кораблях или круизных лайнерах?
Не существует специальных норм на данный счет, и определение этих правил берет на себя морская компания. По сложившейся практике, необходимо декларировать газовое оборудование в момент покупки билета, и в момент погрузки транспортного средства. И, таким образом, всегда нужно информировать компанию, занимающуюся водными перевозками.
Ошибки в выборе комплектации газовой установки
Для нормальной работы оборудования следует соблюсти три условия: правильную комплектацию, квалифицированный монтаж и корректную настройку. Когда мы говорим о комплектации, то в первую очередь имеем в виду соответствие возможностей агрегатов ГБО требованиям ДВС. Например, производительность редуктора-испарителя должна соответствовать мощности мотора. Нехватка пропана под нагрузкой приводит к несанкционированному переходу работы двигателя на бензин.
Такие же требования предъявляются к газовым форсункам, только здесь, кроме производительности, играет роль скорость срабатывания. Как правило, чем мощнее двигатель, тем более «скорострельные» подбираются форсунки. Однако это правило работает не всегда. Например, на инжекторные «Ланосы» не рекомендуется ставить медленные форсы: хотя мощность мотора у ДЭУ не запредельная, однако штатный алгоритм впрыска таков, что от форсунки требуется «скорострельность», чтобы быстрее завершать цикл, но при этом чаще срабатывать.
К прошивкам ЭБУ предъявляют особые требования, когда газифицируется авто с непосредственным впрыском (типа TSI или FSI). Дело в том, что конструкционные нюансы не позволяют полностью перекрывать подачу бензина в газовом режиме. В противном случае из строя выйдут штатные бензофорсы. Причина – перегрев из-за близости камеры сгорания. То есть бензин должен циркулировать всегда, чтобы охлаждать форсунку. Поэтому систему настраивают так, чтобы газ и бензин сменяли друг друга поочередно. На универсальном ПО бюджетных комплектаций подобный алгоритм без последствий реализовать невозможно.
Как понять, необходимо ли устанавливать ГБО?
В былые времена комплекты ГБО стоили относительно недорого, к тому же, установить их можно было в ближайшем гараже по договорной цене. При этом со стороны органов не велось особого контроля. Но те времена канули в лету, на смену старым комплектам пришли более новые модели, а с ними – и правила монтажа.
Современные автомобили и их новый уровень требует уже модифицированного газобалонного оборудования. При этом каждое новое поколение ГБО дороже прежних моделей. Соответственно, затраты на саму установку значительно возросли, а значит, теперь дороже и ТО газового автомобиля. Получается, что установка ГБО на авто теперь уже не столь выгодна.
В целом любой автолюбитель может самостоятельно рассчитать, выгодно ли ему ставить ГБО на автомобиль. Для этого необходимо просто посчитать ежегодные расходы на бензин и умножить их на количество лет эксплуатации своего автомобиля. Затем следует провести те же расчеты, только уже с газом, прибавить стоимость самого газобалонного оборудования. Если «газовые» цифры кардинально ниже, выгода будет очевидна.
Монтаж и настройка
О важности правильного монтажа, наверное, уже никто не спорит, ведь промахи монтажников оборачиваются материальным ущербом и серьезными рисками для жизни и здоровья водителя и пассажиров. А вот точными настройками случается, что пренебрегают. Вследствие этого уменьшается ресурс ДВС, повышаются расход топлива и неудовлетворение от езды. А все из-за неправильного состава топливной смеси. Чтобы этого не произошло, универсальное ПО правильно настраивается, а полученные настройки – проверяются на диагностическом оборудовании. В машинах с БК без обратной связи корректность регулировок проверяется с помощью газоанализатора.
Не повторяйте промахи автовладельцев, которые уже прошли ошибочным путем и вместо экономии получили непредвиденные расходы. Изначально делайте правильно – обращайтесь в сертифицированные установочные центры. Тогда ни с переоформлением, ни с работой ГБО проблем не возникнет.
Какая разница между пропаном и метаном
Существуют два типа газового топлива — пропан и метан. Пропан — это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10–15 атмосфер). Метан – это природный газ (в машине находится под давлением 200–250 атмосфер). Из-за такой разницы давления этим двум видам топлива требуются разные баллоны. Для пропана достаточно металлического баллона с толщиной стенок 4–5 мм, а стенки баллонов для метана должны быть гораздо толще. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Чтобы облегчить массу баллонов, их делают металлопластиковыми. Теперь о запасе хода. В стандартный (50-литровый) пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газа, расход пропана чуть выше расхода бензина (максимум на 10%). Метан измеряется не в литрах, а в кубометрах. Кроме того, у метановых установок гораздо более высокие требования к безопасности. Исходя их этого, чаще всего на легковые автомобили ставят пропановое оборудование.
Состав оборудования
Газовое оборудование 4 поколения включает в себя несколько элементов. Однако все они входят в единый комплект оборудования. Для того чтобы снабдить свой автомобиль системой последовательного впрыска, необходимо установить блок электронного управления, переключатель топлива, баллон для хранения газа, газовый электроклапан, мультиклапан, заправочное устройство, газовый редуктор, форсунки, газовый фильтр, а также датчики температуры газа и его давления. Все элементы должны быть качественными, и за ними необходимо следить, так как в случае выхода из строя одного из них начнутся проблемы с системой в целом. К примеру, при выходе из строя датчиков возможен чрезмерный расход топлива. Поэтому лучше использовать комплект ГБО компании STAG.
Как правило, многих автолюбителей от того, чтобы поставить на автомобиль комплект ГБО, отводят тяжеловесность и габариты газового баллона, необходимого для хранения сжиженного газа. Он может быть установлен как в багажнике (для этого используются баллоны тороидальной формы), так и под днищем автомобиля (баллоны цилиндрической формы). Последнее применимо для внедорожников, у которых там установлено запасное колесо. Среди специалистов можно встретить частые нарекания касательно турецких баллонов. Низкое качество металла они компенсируют толщиной его стенок. В целом она должна быть примерно 4 мм, а сам металл должен быть устойчив к повреждениям и высоким температурам. Отметим, что автомобиль будет не стоять на месте, а передвигаться по дорогам России, где порою дорогой называется лишь направление движения. Поэтому он должен быть хорошо зафиксирован и спокойно переживать кочки и колдобины. Стоит отметить, что баллоны российского производства широко распространены и доказали свою надёжность.
Заправочное устройство служит для заправки автомобиля газом на заправочных станциях. Оно защищено колпачком или крышкой.
Установка заправочного устройства производится в кормовой части авто в непосредственной близости от бака. Распространённым случаем является, когда его располагают в бампере. Во время заправки к нему подключается пистолет, через который и происходит насыщение баллона газом.
Залогом его безопасной эксплуатации и системы в целом является мультиклапан. Он состоит из ряда клапанов, которые объединены в едином элементе. Имеет вход и выход – заправочная и расходная магистрали. Ширина отверстий – 8 мм (маркировка – EXTRA), для расходной магистрали может быть 6 мм. Он по необходимости открывает и закрывает подачу газа из баллона в двигатель и отвечает за поступление его в нужном количестве. Кроме того, в случае чрезмерного давления он перекрывает подачу топлива, тем самым предохраняя систему от чрезвычайных последствий давления. На ГБО 4 поколения, которые разработаны в Голландии, мультиклапан отсутствует. Вместо него используются несколько клапанов, которые не интегрированы в едином приборе, а устанавливаются на газовый баллон с помощью специальной арматуры.
В моторном отсеке размещается газовый редуктор. Его роль – переход газа из жидкого состояния в газ (в баллоне газ хранится в сжиженном виде). Это происходит за счёт уменьшения его давления. Сам элемент может быть как независимым, так и соединённым с электроклапаном. Электроклапан снабжён съёмным фильтром для сжиженного газа, который предохраняет системы от возможных повреждений, связанных с качеством топлива.
Газовые форсунки регулируют количество газа, подаваемого непосредственно в двигатель. Выбор производителя форсунок – важный момент, так как они различаются друг от друга своей производительностью и скоростью работы.
Для того чтобы газ из-за своего качества и наличия примесей не повредил форсунки, используется газовый фильтр.
Газовое оборудование управляется блоком управления, которой руководит системой в целом. Управление происходит на основании данных, поступающих с датчика температуры и давления газа UCC-1, а также давления в рампе форсунок.
После анализа информации ЭБУ открывает и закрывает клапаны, форсунки, взаимодействует с бензиновой системой.
Благодаря взаимодействию двух систем топлива, не происходит ошибок при переходе с одного вида на другой. Кроме того, блок управления отвечает за само переключение, которое зависит от температуры двигателя и объёма газа.
Для переключения топлива с бензина на газ в салоне автомобиля устанавливается специальный переключатель. Он открывает и закрывает газовый электроклапан, активирует или деактивирует газовые форсунки. Для звукового сопровождения переключения в переключатель встроен специальный зуммер.
Стоит отметить, что элементы, входящие в комплект, могут относиться к разным производителям.