Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth L и MotorData OBD


Что такое ELM327 v.1.5?

Пожалуй, самый главный и распространенный вопрос, который волнует покупателей. Постараемся дать на него развернутый ответ. «Оригинальный» ELM327 — это микросхема, выпущенная на рынок в начале нулевых годов канадской компанией Elm Electronics, на базе микроконтроллера PIC18F2480 от американского производителя Microchip Technology. Эта микросхема преобразовала протоколы, которые применяются в диагностических шинах автомобилей в протокол RS-232.

Стоимость устройств на «оригинальном» североамериканском чипе начинается от 50 у.е. и доходит до 500, цена собственно чипа PIC в районе 2000 рублей. Сканеры на оригинальном ELM327 рассчитаны на корпоративного потребителя, их можно встретить на крупных СТО, фирменных техцентрах брендах. Откуда же взялись массовые дешевые модели сканеров и адаптеров ELM327, которые получили такое широкое распространение среди рядовых владельцев машин и ремонтников-любителей?

Дело в том, что когда Elm Electronics выпустила первую версию своего ELM327, канадцы, по неизвестным причинам, не активировали на устройстве защиту от копирования. И программное обеспечение (прошивка) чипа было немедленно «считана» китайскими умельцами. Дальнейшее было делом техники. Китайские мастера, надо отдать им должное, сумели «натянуть» доставшуюся им бесплатно прошивку на более дешевый и массовый микроконтроллер PIC18F25K80, схожий по архитектуре, но стоимостью в несколько раз дешевле. Сделали они это настолько хорошо, что сканеры с таким чипом смогли достаточно уверенно работать с подавляющим большинством ЭБУ (электронных бортовых устройств) современных автомобилей. Поэтому, когда сегодня говорят о сканерах и адаптерах OBDII на чипе ELM327, имеют в виду именно китайские чипы. Работа с оригинальным ELM327 осталась за профессионалами. Версия наиболее распространенной китайской прошивки на микроконтроллере PIC18F25K80 получила название ELM327 v. 1.5 и является «почти аналогом» оригинальной канадской прошивки ELM327 v1.4b.

ELM327 V1.5 Wireless Bluetooth OBD-II Car Scanner Auto Diagnostic Tool

Товар получен от магазина BuySKU.com безвозмездно для тестирования.

Пришел ко мне OBDII блютуз-адаптер ELM 327. Кому эти буквы ни о чем не говорят поясню — это автомобильный сканер для диагностики по протоколу OBDII (протокол поддерживает большинство современных автомобилей).

Сразу хочется выразить респект почте Сингапура – сканер был в пути 12 (!!!) дней (до Гомеля, РБ). Я с Singapur Post сталкиваюсь второй раз и эта служба не подводит.

Сканер был упакован помимо пупырчатого конверта только в зип-пакетик, в котором еще лежал мини-CD (как ни странно диск не пострадал), содержимое которого будет выложено чуть ниже.

Сам сканер (или адаптер – кому как меньше режет слух) собран очень качественно, ничего не скрипит, не болтается, контакты все установлены жестко, не люфтят ни грамма. Честно говоря не ожидал, ведь по фото в магазинах отчетливо виден полупрозрачный корпус, который обычно доверия не внушает. Но на практике оказалось, что все части изделия выполнены из не жесткой пластмассы, которая не гремит и не потрескается в процессе эксплуатации.

Сразу также оговорюсь, что в автомобильный разъем сканер входит очень уверенно, не болтается и ни на каких кочках не выпадет (это если кто-то собирается с ним периодически ездить).

На корпусе имеется три светодиода:

— красный Power (загорается при подключении сканера в разъем автомобиля и горит постоянно);

— зеленый OBD (моргает при считывании информации с автомобиля);

— оранжевый PC (моргает при передаче данных по каналу Bluetooth).

Также присутствует гарантийная пломба)).

Но это все лирика. Я думаю, что все, кто заказывает подобные вещи ждут от них другого, а именно конкретных результатов при диагностике автомобиля. В первую очередь того, чтобы сканер законнектился с автомобилем.

Итак, для тестирования был избран автомобиль Ford Focus (европеец) 1,6 Zetec-SE, АКПП.

Софт: Для Windows 7 (ASUS K52N): — ScanMaster-ELM v2.1; — ScanXLProfessional v3.2.1 Build1865; — VitalScan v1.3; — ProScan v5.9; — Digimoto.

Также приведу ссылки на подобный софт, который мною еще не был протестирован вкупе с данным сканером:

— FORScanSetup v0.9.2 beta (для автомобилей Ford);

И, как обещал выше, содержимое комплектного CD-диска.

Для Symbian OS 9.4 (Nokia X6):

— obd-scope v1.

Все программы успешно выполняли соединение со сканером и также успешно считывали всю информацию, которую «отдавал» ЭБУ автомобиля.

Пройдусь по некоторым программам и приведу скриншоты. Начну пожалуй с телефона. Честно говоря не знал, что под Symbian OS есть программы работающие с подобными сканерами, но все же случайно наткнулся. Коннект происходит без каких либо препятствий кроме кода безопасности (код 1234

, был подобран раза с третьего). На смартфоне даже удалось вывести отображение мгновенного расхода топлива (оговорюсь, мне удалось его выжать только в одной программе на ноутбуке, остальные говорят, что автомобиль не поддерживает функцию).

Под Windows 7 достаточно в принципе будет одной программы — ScanMaster-ELM

, потому как остальной софт повторял информацию ScanMastera, либо же выводил ее в довольно малом количестве.

ScanMaster

Окно общего состояния, где отображается процесс подключения к сканеру

Состояние системы, где можно увидеть поддерживаемые и неподдерживаемые параметры автомобиля

Скрин считывания кодов ошибок (у меня они не обнаружены, тьфу*3). Оговорюсь здесь, что некоторые программы могут сбрасывать ошибки, но, естественно, не все.

Таблица оперативных данных — выводится много параметров автомобиля по нажатию кнопки «читать», обновляется в режиме онлайн до нажатия на кнопку «стоп».

Можно сказать что это повторение оперативных данных, но в более красочном формате)), — четыре окна, выводимые значения в которых выбираются из выпадающего списка.

Снова повторение оперативных данных, но уже в виде графиков, выводимые значения опять же выбираются из выпадающего списка.

Также можно вывести на экран ноутбука импровизированную панель приборов, которая также будет отображать параметры в режиме реального времени.

А это мгновенный расход топлива, автомобиль работал на холостых оборотах и в движении не находился. Возможно именно поэтому расход топлива представляется в литрах/час.

Также хочу еще обратить внимание на программу ScanXL Professional, которая также как и ScanMaster изобилует своими возможностями и как видно по первому скрину может удалять коды ошибок.

Также имеется возможность выводить информацию в виде панели приборов.

Digimoto — небольшая программка, которая «любит» строить графики по заданным параметрам. Функционал ее мне показался несколько ограниченным.

Но здесь я немного удалился от предмета обзора. А он между прочим без проблем работал с любым ПО, которое я ему подсовывал, и будь то винда, симбиан или андроид. Кстати, для Андроида есть всем известная Torque, которая также не обделена функционалом и, при наличии смартфона на Андроиде, может успешно выполнять роль борт-компьютера. К сожалению протестировать ее не представлялось возможным, ввиду отсутствия «андрофона».

Итого мы имеем отличный прибор для домашнего использования, который поможет впоследствии сэкономить денежку (а при определенном складе ума и заработать) на копеечной диагностике, а также поможет предотвратить дорогостоящий ремонт, если почаще проверять основные папраметры вашего друга)) и своевременно реагировать на их изменение.

Что такое OBDII и «адаптер» OBDII

OBD-II (On-board diagnostics, второй версии) – это стандарт бортовой автодиагностики, который является развитием первой версии, созданным в конце прошлого века. Стандарт позволяет получить контроль и представление над состоянием двигателя, многих других узлов автомобиля. Данная спецификация предлагает стандартный интерфейс для соединения датчиков внутри машины и внешних устройств, которые подключаются к колодке диагностики (DLC) на 16 контактов. К этой колодке, которую можно найти в любом автомобиле, выпущенном после 1991 года, можно подключить сканеры кодов и устройства, их называют OBDII адаптерами.

Это миниатюрные приборы, которые преобразовывают сигналы от датчиков и через проводной или беспроводной интерфейс связываются с «умными» цифровыми устройствами – компьютерами, смартфонами и планшетами. Умные устройства в свою очередь, с помощью установленных программ выдают информацию о состоянии двигателя в удобном и понятном для пользователя виде. Пример беспроводного (Bluetooth) адаптера – Mini OBD II Bluetooth ELM327 V1.5

Если вы уже уяснили, что все адаптеры ELM327 по цене до 1000 рублей являются китайскими ревизиями оригинала, пойдем дальше, и расскажем о версии ELM327 V2.1. После 2014 года китайские производители выпустили на рынок адаптеры с чипами MCP2515, BK3231Q и некоторыми другими, еще более дешевыми, чем PIC18F25K80. Для этих микроконтроллеров им пришлось переработать имеющуюся у них прошивку 1.5 (создавать собственное ПО для них слишком сложно). Не долго думая, они назвали «новый» адаптер OBD II ELM327 v. 2.1. Получившееся в итоге устройство имело ограниченный диапазон применения, в частности, возникали реальные сложности с совместимостью с моделями машин, выпущенными до 2010-х годов.

Вот что нужно помнить: китайские устройства OBD II ELM327 v. 2.1. не являются вертикально совместимыми и не «наследуют» ELM327 v. 1.5. Большая цифра в маркировке версии – не означает, что адаптер будет работать «лучше». Это чисто маркетинговый ход, который остается на совести китайцев.

Классификация сканеров и особенности их применения

Для определения кодов ошибок вам понадобится специальный сканер. Часто его называют просто автосканером. В продаже можно найти как бюджетные модели, так и довольно дорогие. Цена формируется исходя из функционала такого устройства и некоторых дополнительных элементов. Вот что может делать сканер и какие доп. функции иметь:

  • Определение кодов ошибок при диагностике;
  • Перекодировка блока управления;
  • Адаптация блока управления;
  • Подключение и работа с планшетом, компьютером, эндоскопом, осциллографом и т.д.

В приличном техцентре имеется несколько профессиональных сканеров. К примеру, они поддерживают работу с ADAS-системами – бюджетные устройства нельзя подключить даже к осциллографу. Отдельные модели и вовсе являются полноценными диагностическими инструментами со встроенным планшетом, продвинутой базой данных, приборами связи (Wi-Fi, Bluetooth) и еще многим другим. Рядовой автолюбитель может обойтись и более простым сканером с возможностью подключения по RS232 и USB. Существуют такие типы сканеров:

  • Автономные. Те самые профессиональные диагностические инструменты. Могут сопрягаться с другими устройствами, но это не обязательная функция. Основные минусы: высокая стоимость, сложность в обновлении программного обеспечения;
  • Сканеры-адаптеры (адаптеры-спецификаторы, сканеры). Устройства, требующие дополнительных гаджетов для полноценной работы. Имеют ограниченный функционал, который дополняется сторонними гаджетами.

Также сканеры подразделяются на дилерские, марочные и мультимарочные. Рядовому автолюбители лучше всего брать марочный или мультимарочный автосканер – они имеют демократичный ценник, а последние еще и отличаются универсальностью. Вот что нужно сделать для работы с такими устройствоми, имея под рукой ноутбук:

  • Подключить сканер к DLC разъему;
  • Загрузить на ноутбук специализированный софт. Отлично подойдет ScanMaster;
  • Опционально, установить специальный драйвер. Если Bluetooth-модуля в ноутбуке нет, купить и вставить в USB-разъем специальный беспроводной модуль;
  • Перейти в панель управления и включить Bluetooth из раздела «Устройства Bluetooth» (может потребовать установки еще одного драйвера);
  • Поставить галочку в панели «Добавить устройство»;
  • Ждать сопряжения сканера с ноутбуком;
  • Продолжить работу уже на ноутбуке – вам придется разбираться с интерфейсом выбранной диагностической программы. Не беспокойтесь, с получением кодов справится даже неопытный юзер. Внимание: не пользуйтесь дополнительными функциями программы, если в них нет нужды.

Алгоритм работы со сканером будет зависеть от модели. Выше мы упомянули DLC разъем (англ.: Data Link Connector). Их всего два: DLC 1, DLC 2. Первый разъем находится под капотом. Как правило, в левой части подкапотного пространства. Рядом с ним можно видеть надпись «Diagnostic». Именно к этому разъему и нужно подключить сканер. Второй разъем выходит прямо в салон транспортного средства. Все современные автомобили имеют разъем DLC 2 – к нему проще всего подключать сканер. Если вы не хотите пользоваться ноутбуком для выявления ошибок, его может заменить практически любое Android или iOS устройство. Предпочтительный диагностический софт: Torque, OBD Car Doctor, FourStroke.

Вывод

Считывание и расшифровка кодов ошибок электронного блока управления позволяет сильно упростить поиск неисправных узлов автомобиля. Для получения кодов автолюбителю достаточно иметь сканер-адаптер или профессиональное диагностическое устройство, а также ноутбук, планшет или смартфон. В силу того, что большая часть кодов ошибок стандартизирована, с их расшифровкой не будет проблем. Но если они возникнут, достаточно будет обратиться к специализированным материалам или тематическим форумам. А также изучить наш следующий материал – в нем мы рассматриваем наиболее частые ошибки ЭБУ, неисправности, которые за ними кроются, а также методы устранения неисправностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]