Предлагаем услуги по квалифицированной и безопасной прошивке блоков управления двигателем для отключения неработающего клапана ЕГР, датчика оксида азота, системы адблю, системы улавливания паров топлива, вихревых заслонок. Перепрошивка применяется в тех случаях когда эти узлы не работают или совсем удалены из автомобиля. Никаких изменений в конструкцию автомобиля прошивка не вносит, изменяется только программное обеспечение блока управления двигателем. В большинстве случаев это делается с помощью подключения компьютера к диагностическому разъему OBD II, без вмешательства в электропроводку, без установки дополнительных устройств, без выпаивания чипов и микросхем.
Отключение клапана рециркуляции выхлопных газов ЕГР (EGR, Exhaust Gas Recirculation)
Клапан рециркуляции выхлопных газов (ЕГР) соединяет пространство впускного колектора за дросселем с пространством выпускного колектора. Предназначается для уменьшения токсичности отработавших газов (содержания оксидов азота NOx: NO и NO2) в режиме малых нагрузок. Доля выхлопных газов попадает в цилиндры и вызывает снижение температуры горения и уменьшение выбросов оксидов азота. ЕГР применяется на бензиновых, дизельных и газовых двигателях. При неисправности клапана ЕГР электронный блок управления двигателя фиксирует ошибки:
P0400 Неисправность системы рециркуляции отработанных газов P0401 Неэффективность системы рециркуляции отработанных газов P0402 Избыточность системы рециркуляции отработанных газов (ОГ) P0403 Неисправность цепи датчика системы рециркуляции отработанных газов P0404 Сигнал датчика системы рециркуляции ОГ вне допустимого диапазона P0405 Низкий уровень сигнала датчика «A» системы рециркуляции ОГ P0406 Высокий уровень сигнала датчика «A» системы рециркуляции ОГ P0407 Низкий уровень сигнала датчика «В» системы рециркуляции ОГ P0408 Высокий уровень сигнала датчика «В» системы рециркуляции ОГ
Появление этих кодов ошибок, можно убрать навсегда с помощью перепрограммирования и без ущерба для ездовых характеристик, узлов и агрегатов. В некоторых случаях требуется дополнительное физическое отключение клапана с помощью установки прокладки и отключения разъема управления.
Отключение датчика оксидов азота (NOx)
Датчик NOx применяется для обнаружения оксидов азота в выхлопных газах в выпускной системе двигателей с системой непосредственного впрыска, дизельных двигателей с системой избирательной каталитической нейтрализации. Он устанавливается за накопительным катализатором (бензиновые двигатели) или восстановительным катализатором (дизельные двигатели). Датчик имеет отдельный блок управления который усиливает сигналы датчика и передает их в блок управления двигателем. Датчик оксидов азота и блок управления чаще всего представляют собой единый узел. При неисправности датчика NOx электронный блок управления двигателя фиксирует ошибки:
P2000 NOx Ловушка эффективность ниже порога P2001 Эффективность ловушка NOx ниже порога P2200 NOx цепи датчика диапазон превышен P2201 Датчик NOx цепей / производительность низкая P2202 цепь датчика NOx низкий входной уровень сигнала P2203 цепь датчика NOx высокий уровень P2204 NOx цепи датчика неправильный сигнал P2205 Датчик NOx подогреватель Цепь управления / Open P2206 Датчик NOx подогреватель Цепь управления Низкая P2207 Датчик NOx подогреватель Цепь управления высокого P2208 Датчик NOx подогреватель Sense цепи P2209 Датчик NOx подогреватель Sense Диапазон цепей / низкая производительность P2210 Датчик NOx подогреватель Sense цепи низкого входного сигнала P2211 Датчик NOx подогреватель Sense цепи с высоким входным сигналом P2212 Датчик NOx подогреватель Sense цепи Прерывистый P2213 Цепь датчика NOx P2214 Датчик NOx Диапазон цепей / производительность P2215 NOx цепи датчика низкого входного P2216 NOx цепи датчика высокого входного P2217 NOx цепи датчика Прерывистый входного P2218 Датчик NOx цепи накала управления / Open P2219 Датчик NOx подогреватель Цепь управления низкий уровень сигнала P2220 Датчик NOx подогреватель Цепь управления высокого уровня P2221 Датчик NOx подогреватель Sense цепи P2222 Датчик NOx подогреватель Sense Диапазон цепей / производительность P2223 Датчик NOx подогреватель Sense цепи низкий уровень P2224 Датчик NOx подогреватель Sense цепей высокий уровень P2225 Датчик NOx подогреватель Sense цепи
Эти ошибки также удаляются навсегда с помощью прошивки электронного блока управления специальной программой, без установки «обманок» и эмуляторов, в результате чего он «забудет» про датчик Nox. В некоторых случаях требуется отключение блока управления датчиком от бортовой сети автомобиля.
Датчик кислорода
В современных автомобилях имеются компоненты, очищающие выхлоп от веществ, которые вредны для окружающей среды. В частности, одним из таких приспособлений считаются катализаторы и первые датчики кислорода. Их работа сводится к тому, чтобы анализировать процентное содержание кислорода в газах, выделяемых двигателем, и передавать эту информацию в систему, чтобы на ее основании могли быть созданы оптимальные (стехиометрические) условия.
Нижние датчики кислорода выполняют проверку катализатора, а также оповещают систему о его состоянии. Если элемент неисправен, то на приборной панели появляется значок Check Engine, тем самым оповещая водителя о проблеме. Решить ее просто – сделать удаление катализатора в Москве у нас на сервисе.
Когда все составляющие исправны и хорошо выполняют свои функции, удаление катализатора не является необходимостью. Однако для решения особых задач (подготовка к длительным поездкам, загородным путешествиям) или же когда эти компоненты оказываются на пределе своих возможностей, появляется потребность выполнить их деактивацию.
Отключение Adblue, мочевины, системы селективной каталитической нейтрализации
Система избирательной каталитической нейтрализации или система селективного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction, SCR, Adblue, «моча», «мочевина») применяется на дизельных двигателях. Она понижает долю оксидов азота в выхлопных газах и помогает выполнить нормы токсичности Евро 5 и Евро 6. SCR включает восстановительный катализатор, насос, бак, форсунку, механический смеситель, систему электронного управления и систему подогрева. С помощью прошивки блока управления двигателем можно полностью отключить всю систему и демонтировать её с автомобиля без появление кодов ошибок и без ущерба для ездовых характеристик, снижения ресурса узлов и агрегатов.
Что это такое
Оптимальный состав топливно-воздушной смеси содержит 1 часть бензина на 14,7 частей атмосферного воздуха. Если принять такое соотношение за единицу, то его отклонение в большую/меньшую сторону свидетельствует об обогащенном или обедненном составе смеси. Чтобы катализатор работал максимально эффективно, отклонение от оптимальной единицы должно быть не более одного процента.
Технически проблема решается посредством установки встроенного в электронную систему подачи топлива лямбда-зонда, который поддерживает состав топливно-воздушной смеси в катализаторе в оптимальных пределах.
Отключение системы улавливания паров топлива EVAP
В топливном баке автомобиля происходит образование паров бензина. После накапливания паров в топливной системе и при запуске двигателя, происходит выход паров через клапан управления и адсорбер во впускной коллектор и последующее сгорание. Система EVAP используется во всех современных автомобилях. Когда двигатель работает на холостом ходу или производится запуск холодного двигателя, система EVAP не позволяет парам переобогащать топливную смесь. При неисправности в системе улавливания паров топлива электронный блок управления двигателя фиксирует ошибки:
P0440 Неисправность контроля системы улавливания паров бензина P0441 Плохая продувка системы улавливания паров бензина P0442 Небольшая утечка в системе улавливания паров бензина P0443 Неисправность цепи клапана продувки системы улавливания паров бензина P0444 Клапан продувки системы улавливания паров бензина всегда открыт P0445 Клапан продувки системы улавливания паров бензина всегда закрыт P0446 Неисправность упр. воздушным клапаном системы улавливания паров P0447 Воздушный клапан системы улавливания паров всегда открыт P0448 Воздушный клапан системы улавливания паров всегда закрыт P0450 Неисправность датчика давления паров бензина P0451 Сигнал датчика давления паров бензина вне допустимого диапазона P0452 Низкий уровень сигнал датчика давления паров бензина P0453 Высокий уровень сигнал датчика давления паров бензина P0454 Перемежающийся уровень сигнал датчика давления паров бензина P1441 Расход в системе отвода паров топлива (EVAP) P1442 Evaporative emission control system small leak detected P1443 Evaporative emission control system — vacuum system, purge control solenoid or vapor management valve malfunction P1449 Evaporative emission control system unable to hold vacuum P1455 Evaporative emission control system control leak detected P1655 Контрольная цепь соленоида системы отвода паров топлива (EVAP) P1675 Контрольная цепь соленоида системы отвода паров топлива (EVAP)
Систему EVAP и сопутствующие ошибки можно полностью отключить с помощью прошивки блока управления двигателем без появление кодов ошибок и без ущерба для ездовых характеристик, снижения ресурса узлов и агрегатов.
Типы каталитических нейтрализаторов
Есть три разных типа автомобильных катализаторов. Первый тип — катализатор окисления. Он уменьшает вредные загрязнения, такие как угарный газ (CO) и углеводороды топлива (HC) в выхлопе. Одновременно часто используется вторичный впрыск воздуха. Однако катализатор окисления уменьшает только часть загрязняющих веществ.
Двухступенчатый
Второй тип — двуступенчатый каталитический нейтрализатор, который является более совершенным. Работает в два этапа. Есть два элемента, которые расположены один за другим.
Двусторонний (или «окислительный») каталитический нейтрализатор имеет две одновременные задачи:
- Окисление оксида углерода до диоксида углерода: 2CO + O2 → 2CO2.
- Окисление углеводородов (несгоревшего и частично сгоревшего топлива) до диоксида углерода и воды: CxH2x + 2 + [(3x + 1) ⁄ 2] O2 → xCO2 + (x + 1) H2O (реакция горения).
Этот тип автомобильных катализаторов широко используется в дизельных двигателях для снижения выбросов углеводородов и окиси углерода. Они также использовались на бензиновых двигателях в автомобилях американского и канадского рынков до 1981 года. Из-за неспособности контролировать оксиды азота они были заменены трехступенчатыми нейтрализаторами.
Трёхступенчатый
Третий тип — это трёхступенчатый каталитический нейтрализатор. Начал использоваться с 1981 г. Он преобразовывает вредные газы, выходящие из двигателя, в безвредные.
Выхлопные газы двигателя содержат опасные вещества, которые наносят вред окружающей среде. К ним относятся оксиды азота, углеводороды и оксид углерода. Трехступенчатый катализатор превращает их в менее вредный диоксид углерода, воду и азот.
Три ступени очистки выхлопных газов выглядят так:
- Восстановление оксидов азота до азота (N2): 2 CO + 2 NO → 2 CO2 + N2 углеводород + NO → CO2 + H2O + N2 2 H2 + 2 NO → 2 H2O + N2;
- Окисление угарного газа до углекислого газа: 2 CO + O2 → 2 CO2;
- Окисление несгоревших углеводородов (HC) до диоксида углерода и воды в дополнение к вышеуказанной реакции NO: углеводород + O2 → H2O + CO2;
Эти три реакции происходят наиболее эффективно, когда катализатор получает выхлоп от двигателя, работающего немного выше стехиометрической точки. Для сжигания бензина это соотношение составляет от 14,6 до 14,8 частей воздуха на одну часть топлива. Эффективность преобразования очень быстро падает, когда двигатель работает вне этих пределов.
При бедной смеси выхлоп содержит избыточный кислород и это не способствует реакции восстановления NOx. При богатой смеси избыточное топливо потребляет весь доступный кислород перед нейтрализатором, оставляя для функции окисления только кислород, находящейся в катализаторе.
Трёхступенчатый конвертер является единственным устройством, которое уменьшает количество всех трёх загрязнителей за один раз. Такой способ очистки наиболее экономичный.
Большинство автопроизводителей используют в своих транспортных средствах именно трехступенчатые нейтрализаторы, которые соответствуют строгим нормам выбросов.
Отключение вихревых заслонок впускного коллектора
Вихревые заслонки впускного коллектора (клапаны) ставятся на большинство автомобилей с непосредственным впрыском. Предназначение заслонок — завихрение потока воздуха, и улучшение работы двигателя на малых нагрузках и низких оборотах. Управляемые вихревые клапаны располагаются в тангенциальных каналах системы всасывания и закрываются или открываются в зависимости от рабочего режима. При управляемых вихревых клапанах регулятор клапанов открывает вихревые клапаны при увеличении частоты вращения. При неисправности в системе вихревых заслонок впускного коллектора электронный блок управления двигателя фиксирует ошибки:
P1017 Заслонки 2 впускных каналов, не достигнут верхний предел P1018 Заслонки 2 впускных каналов: не достигнут нижний предел P1026 Подача сигнала управления на заслонки впускных каналов: короткое замыкание на плюс P1027 Подача сигнала управления на заслонки впускных каналов: короткое замыкание на массу P1028 Подача сигнала управления на заслонки впускных каналов: обрыв цепи P1029 Клапан заслонок впускных каналов-N316: не достигнут верхний предел P1030 Клапан заслонок впускных каналов-N316: не достигнут нижний предел P1031 Клапан заслонок впускных каналов-N316: не достигнуто номинальное значение P3069 Управление вихревой заслонкой 2.Ошибка адаптации. P3066 Управление вихр.заслонкой 1.Ошибка адаптации P3191 Заслонки впускных каналов: нарушены базовые установки механич. упора в положении ОТКР. P3192 Заслонки впускных каналов: нарушены базовые установки механич. упора в положении ЗАКР. P3193 Заслонки впускных каналов: упор в положении ОТКР. за пределами действ. диапазона P3198 Подача сигнала управления на заслонки впускных каналов: недостоверный сигнал P3199 Подача сигнала управления на заслонки 2 впускных каналов: недостоверный сигнал P3241 Заслонки впускных каналов: слишком высокая температура P3242 Заслонки впускных каналов 2: слишком высокая температура
Основные причины неисправностей связанных с системой вихревых заслонок это закоксовывание нагаром самих заслонок и неисправность сервопривода управления положением заслонок. Большое количество нагара способно поломать заслонку которая попадает прямо во впускной коллектор. Чтобы восстановить нормальную работу мотора мы предлагаем полное отключение системы с помощью перепрошивки блока управления двигателем. Заслонки при этом перестают перемещаться. Небольшая потеря мощности на малых нагрузках компенсируется специальным программным обеспечением (прошивкой) устанавливаемым на автомобиль.
©SVD CHIP Москва. Перепечатка материалов без разрешения запрещена.
Технологические характеристики твердых катализаторов
Лекция 8. Катализ
1. Общие представления о катализе
2. Технологические характеристики твердых катализаторов
3. Промотирование и отравление катализаторов
4. Основные стадии гетерогенно—каталитических процессов
Общие представления о катализе
Современные процессы основного неорганического синтеза, нефтепереработки, нефтехимии и органического синтеза в настоящее время без применения катализаторов невозможно представить. Около 90 % промышленных химико-технологических процессов ведут с применением катализаторов. Примерами неорганического синтеза являются: производства аммиака, азотной и серной кислот; нефтехимии и органического синтеза – процессы производства метанола, стирола, бутадиена, фенола и ацетона, ацетальдегида и др. В нефтепереработке – это процессы каталитическиого крекинга и риформинга, гидроочистки и гидрокрекинга, алкилирования изобутана и изомеризации парафиновых углеводородов и т.д.
Каталитические процессы имеют ряд важных преимуществ по сравнению с некаталитическими. Кроме того, что применение катализаторов резко ускоряет скорости химических реакций, процессы с их использованием могут быть организованы как непрерывные, безотходные и менее энергоемкие, отличающиеся высокими технико-экономическими показателями и обеспечивающие более высокий выход целевых продуктов.
Катализаторы – это вещества, которые, многократно вступая в промежуточное взаимодействие с участниками реакции, изменяют ее механизм и увеличивают скорость. При этом они восстанавливают свой химический состав после каждого цикла промежуточных взаимодействий.
Влияние катализатора на механизм химической реакции можно пояснить на примере реакции А+В ® D, имеющей без катализатора энергию активации Ео (рис. 1). Рассмотрим энергетическую диаграмму этой реакции:
Рисунок 1 — Энергетические диаграммы каталитической и некаталитической
реакций
I и II — энергетические уровни исходных реагентов и продуктов реакции; 1 — путь реакции без катализатора; 2 —
путь каталитической реакции
Ход реакции без катализатора на энергетической диаграмме изображен кривой 1. В присутствии катализатора механизм реакции изменяется, и она протекает через несколько последовательных стадий в соответствии с кривой 2. Например, первой стадией может быть образование промежуточного активированного комплекса АКт:
А + Кт ® АКт, где Кт — катализатор.
Затем активированный комплекс реагирует со вторым реагентом с образованием комплекса катализатора и продукта:
АКт + В ® DКт.
Последней стадией является разложение комплекса DКт с образованием продукта D и высвобождением катализатора для нового каталитического цикла:
DКт ® D + Кт.
Каждая из этих последовательных стадий характеризуется своими значениями энергии активации E1, E2, E3, но, как правило, высота каждого из этих потенциальных барьеров ниже энергии активации Eо.
Таким образом, в присутствии катализатора реакция протекает по энергетически более выгодному пути, что позволяет проводить процесс с большей скоростью.
Исходное (I) и конечное (II) энергетические состояния реакционной системы в присутствии катализатора и без него остаются одинаковыми. Следовательно, катализатор не может изменить состояние химического равновесия, которое не зависит от пути реакции.
Роль катализатора состоит лишь в изменении скорости достижения состояния равновесия. Катализатор может увеличивать скорость только тех процессов, которые разрешены термодинамически, но не может инициировать термодинамически невозможные реакции.
Некоторые химические реакции без катализаторов практически неосуществимы из-за слишком большой энергии активации. Казалось бы, что для преодоления высокого энергетического барьера можно повысить кинетическую энергию молекул, т.е. увеличить температуру. Но для многих обратимых экзотермических реакций повышение температуры приводит к смещению равновесия в обратную сторону и делает реакцию неразрешенной термодинамически. В таких случаях применение катализатора не только оправдано, но и необходимо. Катализатор снижает энергию активации реакции и позволяет тем самым проводить ее при существенно более низких температурах. Очень важна роль катализаторов в осуществлении сложных реакций, так как катализаторы обладают способностью избирательно влиять на скорость только какой-то одной нужной реакции.
В качестве примера рассмотрим реакцию синтеза аммиака, характеризующуюся очень большим значением энергии активации (примерно 280 кДж/моль). Для преодоления такого высокого энергетического барьера реагенты необходимо было бы нагреть до температур выше 1000°С, при которых равновесная степень превращения даже при очень высоких значениях давления ничтожно мала.
В присутствии катализатора на основе железа энергия активации синтеза аммиака снижается примерно до 160 кДж/моль, что позволяет проводить реально процесс с достаточно высокой скоростью при температурах 400-500°С и высоких давлениях, достигая 20-35%-ной степени превращения исходного сырья.
Чрезвычайно важна роль катализаторов в осуществлении сложных реакций, так как катализаторы обладают способностью избирательно влиять на скорость только какой-то одной нужной реакции. Так, например, сейчас трудно представить процесс крекинга нефтепродуктов (система сложных последовательных и параллельных реакций) без селективно действующих цеолитных катализаторов, позволяющих направить процесс в сторону получения высококачественного бензина.
Каталитические процессы подразделяют на две большие группы – гомогенные и гетерогенные. Наибольшее распространение в промышленности получили гетерогенно-каталитические процессы. В свою очередь, подавляющее большинство гетерогенно-каталитических процессов такие, в которых границей раздела фаз служит поверхность твердого катализатора, находящегося в газообразной или жидкой реакционной среде. Существенным преимуществом таких процессов является простота разделения продуктов реакции и частиц катализатора для повторного использования катализатора.
Технологические характеристики твердых катализаторов
Подбор катализаторов для проведения промышленных процессов – задача чрезвычайно сложная. Катализаторы очень специфичны по отношению к различным химическим реакциям. Твердые катализаторы – это, как правило, высокопористые вещества с развитой внутренней поверхностью, характеризующиеся определенной пористой и кристаллической структурой, активностью, селективностью и рядом других технологических характеристик. Наиболее важные характеристики твердых катализаторов:
1) Активность – это мера ускоряющего воздействия катализатора по отношению к данной реакции. При сравнении разных катализаторов обычно выбирают более активный, если он удовлетворяет основным технологическим требованиям. В связи с большим разнообразием каталитических процессов не существует единого количественного критерия активности. Это связано с тем, что применение различных катализаторов даже для одной и той же химической реакции может по-разному изменить ее механизм. Как правило, применение катализатора приводит к изменению и порядка реакции, и энергии активации, и предэкспоненциального множителя. Количественным критерием активности катализатора для данной реакции может служить, например, константа скорости, измеренная для разных катализаторов в сопоставимых условиях. Такой подход применим, если для всех сравниваемых катализаторов данной группы остается одинаковым порядок реакции. Иногда сравнивают катализаторы по скорости реакции или по степени превращения реагентов в стандартных условиях, по количеству реагентов, вступающих во взаимодействие в единицу времени на единице поверхности катализатора (производительности или напряженности катализатора) и т.п.
2) Селективность – это способность катализатора избирательно ускорять целевую реакцию при наличии нескольких побочных. Сложные каталитические реакции могут протекать по нескольким термодинамически возможным направлениям с образованием большого числа различных продуктов. Преобладающее направление зависит от используемого катализатора, причем не всегда ускоряется процесс, термодинамически самый выгодный из нескольких возможных. Количественно селективность катализатора можно оценить как селективность процесса – интегральную или дифференциальную. Селективность зависит не только от выбранного катализатора, но и от условий проведения процесса, от области протекания гетерогенно-каталитического процесса и т.д.
Если одновременно протекает несколько параллельных реакций, можно подобрать разные селективные катализаторы для каждой из этих реакций. Например, в присутствии оксида алюминия или оксида тория этанол разлагается преимущественно на этилен и воду:
С2Н5ОН С2Н4 + Н2О.
В присутствии серебра, меди и других металлов практически имеет место только реакция дегидрирования спирта с образованием уксусного альдегида:
С2Н5ОН СН3СНО + Н2.
В присутствии смешанного катализатора (А12О3 + ZnO) с достаточно высокой селективностью идут реакции дегидратации и дегидрирования с образованием бутадиена:
2С2Н5ОН С4Н6 + 2Н2О + Н2.
3) Температура зажигания – это минимальная температура, при которой технологический процесс начинает идти с достаточной для практических целей скоростью. Понятие «зажигание», означает, что при увеличении температуры выше предела, равного Тзаж, происходит резкое, скачкообразное увеличение скорости реакции. Так как каждый катализатор характеризуется своими кинетическими параметрами, то и температуры зажигания будут различными для разных катализаторов. С технологической точки зрения лучше использовать катализаторы с низкой температурой зажигания, что позволяет снизить энергетические затраты на предварительный нагрев реакционной смеси. Особенно важно иметь невысокую температуру зажигания катализатора при проведении обратимых экзотермических реакций, тогда невысокие температуры проведения процесса позволяют сместить равновесие реакции в сторону образования продуктов.
4) Пористая структура катализатора – характеризуется размерами и формой пор, пористостью (отношением свободного объема пор к общему объему), удельной поверхностью (поверхностью, приходящейся на единицу массы или объема). При выборе твердого вещества, которое должно служить активным катализатором гетерогенных газовых реакций, важную роль играет доступность поверхности. Чем больше для данного катализатора поверхность, доступная для реагирующих молекул, тем выше скорость расходования реагентов в единицу времени при использовании того же количества катализатора. Промышленные катализаторы всегда имеют развитую внутреннюю поверхность, иначе весьма небольшая внешняя поверхность быстро подвергалась бы отравлению, и катализатор вскоре утрачивал бы активность. Чем выше пористость катализатора и чем меньше диаметр пор, тем больше внутренняя поверхность. Современные катализаторы характеризуются большими значениями удельной поверхности (до 10-100м2/г). Однако распределение пор по размерам может оказаться таким, что часть поверхности катализатора окажется недоступной для молекул большого размера и, кроме того, скорость превращения реагентов в конечные продукты может уменьшаться вследствие затруднения диффузии реагентов внутри пор. Для получения катализаторов с развитой пористой структурой используют специальные методы их приготовления. Стараются применять в качестве катализаторов природные или искусственные высокопористые адсорбенты (алюмосиликаты, цеолиты, силикагель, активированный уголь и т. д.). Эти вещества употребляют также как носители, на поверхность которых наносят активные компоненты.
5) Кристаллическая структура катализатора – различные кристаллические модификации одного и того же вещества могут обладать сильно отличающейся каталитической активностью. Например, переход -Аl2О3 в -А12О3 (это происходит при температуре около 1200оС) на несколько порядков снижает активность этого вещества как катализатора.