Доработка генератора ВАЗ 2110
Доработка генератора ВАЗ 2110 считается весьма полезным усовершенствованием ВАЗ 2110, особенно, если принять во внимание тот факт, что многие автомобилисты, в свете последнего времени, склонны к установке на свои автомобили дополнительных агрегатов потребляющих электроэнергию. Повысить напряжение на выходе генератора десятки можно различными способами. Тут, как говорится, кто на, что горазд. Например, можно приобрести и установить новый, более мощный генератор.
Доработка генератора ВАЗ 2110 может быть решена и другим способом. Он, конечно, более дешевый, хотя немного потратиться Вам все же придется, но и более трудоемкий. Зарядное напряжение генератора ВАЗ 2110 должно соответствовать заявленному в инструкции и составлять 13,9 – 14,4 вольт. Чтобы повысить эффективность работы генератора можно, например, установить в него диод КД202В, или диод 2Д219Б, при этом необходимо учесть, что напряжение пробоя должно соответствовать 20В, а ток должен быть не ниже 5А.
Для доработки генератора автомобиля ВАЗ 2110, можно воспользоваться установкой на штатный регулятор напряжения регулятора от иномарки, с напряжением 14,5В. Из штатного регулятора напряжения необходимо извлечь “таблетку”, и установить на ее место “таблетку” от иномарки. Вся работа заключается в правильной установке и соединении. Необходимо аккуратно припаять выводные контакты “таблетки” иномарки к штатному корпусу регулятора напряжения. Думается, как это сделать Вы знаете не хуже нас, выводы при этом придется немного подогнуть. Затем, нужно привинтить таблетку к корпусу регулятора. Все металлические соединения необходимо “посадить” на краску (винты, гайки), чтобы в процессе вибрации генератора конструкция не развалилась.
В результате данной доработки генератора ВАЗ 2110 мы повысили его зарядное напряжение до 14,5В. Наверное существуют и другие методы доработки генератора, например установка дополнительного генератора. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Разновидности реле регуляторов
Прежде, чем произвести самостоятельный ремонт устройства регулирования напряжения, необходимо учесть, что существует несколько типов регуляторов:
- внешние – повышают ремонтопригодность генератора
- встраиваемые – в пластину выпрямителя или щеточный узел
- регулирующие по минусу – появляется дополнительный провод
- регулирующие по плюсу – экономичная схема подключения
- для генераторов переменного тока – нет функции ограничения напряжения на обмотку возбуждения, так как она заложена в самом генераторе
- для генераторов постоянного тока – дополнительная опция отсечения АКБ при неработающем ДВС
- двухуровневые – морально устарели, применяются редко, регулировка пружинами и небольшим рычагом
- трехуровневые – дополнены специальной платой сравнивающего устройства и сигнализатором согласования
- многоуровневые – в схеме имеются 3 – 5 добавочных резисторов и система слежения
- транзисторные – в современных авто не используются
- релейные – улучшенная обратная связь
- релейно-транзисторные – универсальная схема
- микропроцессорные – небольшие габариты, плавные регулировки нижнего/верхнего порога срабатывания
- интегральные – встраиваются в щеткодержатели, поэтому заменяются после истирания щеток
Внимание: Без доработки схемы «плюсовой» и «минусовой» регулятор напряжения являются не взаимозаменяемыми приборами.
Реле генераторов постоянного тока
Таким образом, схема подключения регулятора напряжения при эксплуатации генератора постоянного тока сложнее. Поскольку в стояночном режиме авто, когда ДВС заглушен, необходимо отключить генератор от АКБ.
При диагностике проверка реле происходит на выполнение трех его функций:
- отсечка аккумулятора во время стоянки машины
- ограничение максимального тока на выходе генератора
- регулировка напряжения для обмотки возбуждения
При любой неисправности требуется ремонт.
Реле генераторов переменного тока
В отличие от предыдущего случая диагностика своими руками регулятора генератора переменного тока немного проще. В конструкцию «автомобильной электростанции» уже заложена функция отсечки питания во время стоянки от АКБ. Остается проверить лишь напряжение на обмотке возбуждения и на выходе с генератора.
Если в машине стоит генератор тока переменного, его невозможно завести разгоном с горки. Так как остаточного намагничивания на возбуждающей обмотке здесь нет по умолчанию.
Встроенные и внешние регуляторы
Для автолюбителя важно знать, что измеряют и начинают регулировать напряжение реле в конкретном месте их установки. Поэтому встроенные модификации воздействуют непосредственно на генератор, а выносные «не знают» о его наличии в машине.
Например, если выносное реле подключено к катушке зажигания, его работа будет направлена на регулировку напряжения лишь на этом участке бортовой сети. Поэтому, прежде чем узнать, как проверить реле выносного типа, следует убедиться, что оно подключено правильно.
Управление по «+» и «–»
В принципе схемы управления по «минусу» и «плюсу» отличаются лишь схемой подключения:
- при монтаже реле в разрыв «+» одна щетка подключается к «массе», другая к клемме регулятора
- если же подключить реле в разрыв «–», то одну щетку нужно подключить к «плюсу», другую к регулятору
Однако в последнем случае появится еще один провод, поскольку реле напряжения является устройством активного типа. Для него необходимо индивидуальное питание, поэтому «+» нужно подвести отдельно.
Двухуровневые
На начальном этапе в машинах устанавливались механические двухуровневые регуляторы напряжения с простым принципом действия:
- через реле проходит электрический ток
- возникающее магнитное поле притягивает рычаг
- сравнивающим устройством служит пружина с заданным усилием
- при увеличении напряжения контакты размыкаются
- на возбуждающую обмотку поступает меньший ток
Использовались механические двухуровневые реле в автомобилях ВАЗ 21099. Основным минусом являлась работа с повышенным износом механических элементов. Поэтому на смену этим приборам пришли электронные (бесконтактные) реле напряжения:
- делитель напряжения собран из резисторов
- стабилитрон является задающим устройством
Сложная схема соединения и недостаточно эффективный контроль напряжения привели к снижению спроса на эти приборы.
Трехуровневые
Однако двухуровневые регуляторы, в свою очередь, так же уступили позиции более совершенным трехуровневым и многоуровневым приборам:
- напряжение выходит с генератора на специальную схему через делитель
- информация обрабатывается, действительное напряжение сравнивается с минимальным и максимальным пороговым значением
- сигнал рассогласования регулирует силу тока, поступающего на возбуждающую обмотку
Более совершенными считаются реле с частотной модуляцией – в них нет привычных сопротивлений, зато увеличена частота срабатывания ключа электронного. Управление осуществляется логическими схемами.
Доработка генератора ВАЗ 2110 (установка диода). Когда есть чем заняться
Установка дополнительного оборудования на автомобиль требует увеличения бортового напряжения, поэтому доработка генератора ВАЗ 2110 (установка диода), заинтересует многих. Современные отечественные автомобили с каждой моделью всё больше оснащаются дополнительным оборудованием. Если первые модели ВАЗа имели генераторы, дающие силу тока 40 ампер, то сегодня 80, 90, а то и 100 ампер становится мало.
Многие владельцы самостоятельно устанавливают дополнительные потребители электроэнергии, такие как автомобильные сабвуфера, противотуманные фары и тому подобные.
Несколько слов об его устройстве
Генераторная установка этого автомобиля представляет собой достаточно надёжное устройство, которое способно хорошо переносить вибрационные нагрузки и перепады температуры в моторном отсеке. Также ей не страшны попадание влаги и грязи во время движения. Показатели его работы должны быть стабильны при любых оборотах мотора.
Главным узлом этого устройства, является статор, который вырабатывает электрическое напряжение. Его устанавливают между половинками корпуса, передней и задней. В корпусе на подшипниках вращается ротор с обмоткой возбуждения. Напряжение на эту обмотку подаётся через медные кольца на валу ротора, а на них оно поступает через щёточный узел, установленный на задней крышке.
О возможных доработках
. Сегодня у любителей дополнительных потребителей электрического тока в автомобиле получили два способа увеличения напряжения подзарядки аккумуляторной батареи. Давайте их рассмотрим.
Диагностика реле регулятора
Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:
- перезаряд – выкипает электролит, раствор кислоты попадает на детали кузова
- недозаряд – ДВС не запускается, лампы горят в пол накала
Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.
Встроенного
Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:
- после снятия защитной крышки и ослабления винтов щеточный узел извлекается наружу
- при износе щеток (осталось меньше 5 мм их длины) замена должна производится в обязательном порядке
- диагностика генератора мультиметром производится в комплекте с аккумулятором или зарядным устройством
- «минусовой» провод от источника тока замыкается на соответствующую пластину регулятора
- «плюсовой» провод от ЗУ или АКБ подключается к аналогичному разъему реле
- тестер устанавливается в режим вольтметра 0 – 20 В, щупы накладываются на щетки
- в диапазоне 12,8 – 14,5 В между щетками должно быть напряжение
- при увеличении напряжения больше 14,5 В стрелка вольтметра должна быть на нуле
В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.
Провод, управляющий тахометром (маркировка W только на реле для дизелей) прозванивается мультиметром в режиме тестера. На нем должно быть сопротивление около 10 Ом. При снижении этого значения провод «пробит», его следует заменить новым.
Выносного
Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).
Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.
Предлагаемые усовершенствования регулятора обеспечивают повышенную стабильность выходного напряжения автомобильного генератора при изменении тока его нагрузки и режима работы двигателя. Современные автомобили имеют сложное и многофункциональное электрооборудование,
надёжная работа которого обеспечивает работоспособность транспортного средства и безопасность его эксплуатации. Надёжность электрооборудования во многом зависит от стабильности напряжения в бортовой сети. Обеспечение неизменности этого напряжения — сложная задача, особенно на переходных режимах, когда частота вращения генератора и ток его нагрузки резко изменяются.
Вместе с регулятором напряжения, поддерживающим его постоянство, генератор образует систему автоматического регулирования. При определённых условиях такая система может терять устойчивость, что проявляется в виде резких колебаний выходного напряжения генератора и зарядного тока аккумуляторной батареи. Поэтому очень важно обеспечить устойчивость системы регулирования во всех условиях эксплуатации.
Наиболее широкое распространение сегодня получили электронные регуляторы, работающие в релейном автоколебательном режиме Такой регулятор при превышении выходным напряжением генератора заданного верхнего порога отключает его обмотку возбуждения от бортсети.
Ток в обмотке начинает спадать, что приводит к уменьшению генерируемого напряжения. Как только оно становится меньше нижнего порога, обмотка возбуждения вновь подключается к бортсети и ток в ней, а с ним и выходное напряжение генератора нарастают Таким образом, напряжение генератора всё время колеблется, но его среднее значение поддерживается стабильным.
Регуляторы с «принудительной» ШИМ более совершенны. За счёт повышенной частоты коммутации обмотки возбуждения напряжение генератора в установившемся режиме практически неизменно, хотя в переходных режимах колебания всё же могут возникать.
Такие регуляторы (один из них описан в статье Е. Тышкевича «ШИ регулятор напряжения». — Радио, 1984, № 6, с. 27, 28) не получили широкого распространения, вероятно, из-за того, что их параметры не намного лучше, чем обычных автоколебательных. Хотя они и выпускаются серийно, в магазинах их найти трудно. Продавцы либо вообще ничего не знают о таких регуляторах, либо утверждают, что они не пользуются спросом.
При эксплуатации автомобиля важную роль имеет такой параметр, как нагрузочная способность генератора при малых оборотах двигателя. От неё зависит минимальная частота вращения вала двигателя, при которой обеспечивается зарядка батареи. Электронные регуляторы напряжения чаще всего теряют устойчивость именно в ситуациях, когда частота вращения мала, а ток нагрузки велик.
Эта их особенность хорошо известна автомобилистам, некоторые из которых заменяют электронные регуляторы устаревшими контактно-вибрационными, которые в этом отношении более надёжны. Но вместе с повышенной устойчивостью они получают недостатки, свойственные этому типу регуляторов. Многие автомобилисты заменяют штатную аккумуляторную батарею другой, имеющей повышенную ёмкость, так как считают, что это улучшает устойчивость работы электронных регуляторов.
Как установить дополнительный диод?
Это ещё один способ для доработки генераторной установки с целью увеличения напряжения заряда аккумуляторной батареи. Этот способ несколько сложнее, так как потребуется полная разборка генератора. Переделка заключается в изменении подключения вывода D реле-регулятора.
На схеме красным цветом обозначен дополнительный диод, который необходимо установить. В качестве такого полупроводникового прибора хорошо подходит прибор 2Д219Б
, но можно подобрать аналогичный, схожий по параметрам.
Необходимо найти ещё примерно полметра двухжильного провода, две клеммы «папа» и «мама» номер 4, а также термоусадочный кембрик. С одного конца провода попаивают клеммы и изолируют термоусадкой. Свободные концы провода нужно подпаять к диоду, «маму» припаивают к катоду, а для анода предназначен «папа». Теперь нужно подсоединить «маму» к выводу РН
, а штатный провод подсоединяют к «папе». На этом переделка закончена, осталось только собрать прибор, установить на машину и провести испытания.
Как повысить напряжение генератора ВАЗ-2110: увеличение мощности
Как известно, на автомобиль часто установлено дополнительное оборудование, которое тянет дополнительное напряжение из бортовой сети. Так, показатель напряжения на ВАЗ-2110 может снижаться до критической отметки в 11 вольт. Если ещё установить дополнительно кондиционер или подогрев сидений – это может привести к тому, что стартеру не хватит мощности, чтобы запустить двигатель. Как исправить проблему? Сделать так, чтобы напряжение в бортовой сети повысилось.
Видео о повышении напряжения в бортовой сети на автомобилях ВАЗ:
Принцип работы реле регулятора
Благодаря встроенным резисторам и специальным схемам реле получает возможность сравнивать величину вырабатываемого генератором напряжения. После чего, слишком высокое значение приводит к отключению реле, чтобы не перезарядить аккумулятор и не испортить электроприборы, подключенные в бортовую сеть.
Любые неисправности приводят именно к этим последствиям, приходит в неисправность батарея АКБ или резко увеличивается эксплуатационный бюджет.
Переключатель лето/зима
Вне зависимости от сезона и температуры воздуха работа генератора всегда стабильна. Как только его шкив начинает вращаться, электроток вырабатывается по умолчанию. Однако зимой внутренности аккумулятора замерзают, он восполняет заряд значительно хуже, чем летом.
Переключатели лето/зима находятся либо на корпусе регулятора напряжения, либо этим обозначением подписаны соответствующие разъемы, которые нужно найти и подсоединить к ним проводку в зависимости от сезона.
Ничего необычного в этом переключателе нет, это лишь грубые настройки реле регулятора, позволяющие повысить до 15 В напряжение на клеммах аккумулятора.
Подключение в бортовую сеть генератора
Если при замене генератора вы подключаете новый прибор самостоятельно, необходимо учесть нюансы:
- вначале следует проверить целостность и надежность контакта провода от кузова машины к корпусу генератора
- затем можно подсоединять клемму Б реле регулятора с «+» генератора
- вместо «скруток», начинающих греться через 1 – 2 года эксплуатации, лучше использовать пайку проводов
- заводской провод нужно заменить кабелем сечения 6 мм2 минимум, если вместо штатного генератора монтируется электроприбор, рассчитанный на ток больше 60 А
- амперметр в цепи генератор/аккумулятор показывает, мощность какого источника электроснабжения в данный момент выше в бортовой сети
Повышаем напряжение — все варианты решения проблемы
Итак, многие автомобилисты могут решить, что выходом из подобной ситуации может стать установка генератора большой мощности, но при этом придётся заменить и аккумуляторную батарею на более ёмкостную. Это делается для того, чтобы не «убить» АКБ, который установлен на автомобиле, поскольку перегруз напряжения приведет к разрушению внутренних сот. Этот вариант не подходит, поскольку он слишком дорогой.
Вторым вариантом становится установка дополнительного диода из другого диодного моста или с маркировкой КД202В. Это намного дешевле, чем менять генератор и аккумулятор, но придётся немного повозиться.
Для начала рекомендуется изучить автомобильные электросхемы и устройство работы генератора, а также зарядной цепи.
Изготовление и монтаж диода в генератор ВАЗ-2114
Теперь, когда все готово, проводим установку дополнительного диода, более мощного, чем предыдущий. Потребуется пол метра провода 2*0.75мм. Распаиваем концы под клеммы «мама» и «папа» №4.Одеваем в кембрик, а лучше в термоусадку. Кстати, старый необходимо удалить из системы. Преступим к действиям:
- Теперь, припаиваем к диоду следующую схему: к катоду мамку, к аноду папку.
- Проводим изоляцию диода. Для примера взят контейнер для фотопленки.
- Демонтируем «клемму-минус» с АКБ.
- Откручиваем «+» провода от генератора, отключаем провод «D» к приборке.
- Демонтируем крышку генератора.
- Сквозь прорези в крышке, подключаем «маму» к РН, «папу» к штатному проводу.
- Проводим сборку.
Теперь, все готово для финальной проверки и проведения замеров.
Доработка генератора ВАЗ 2110
Доработка генератора ВАЗ 2110 считается весьма полезным усовершенствованием ВАЗ 2110, особенно, если принять во внимание тот факт, что многие автомобилисты, в свете последнего времени, склонны к установке на свои автомобили дополнительных агрегатов потребляющих электроэнергию. Повысить напряжение на выходе генератора десятки можно различными способами. Тут, как говорится, кто на, что горазд. Например, можно приобрести и установить новый, более мощный генератор.
Доработка генератора ВАЗ 2110 может быть решена и другим способом. Он, конечно, более дешевый, хотя немного потратиться Вам все же придется, но и более трудоемкий. Зарядное напряжение генератора ВАЗ 2110 должно соответствовать заявленному в инструкции и составлять 13,9 – 14,4 вольт. Чтобы повысить эффективность работы генератора можно, например, установить в него диод КД202В, или диод 2Д219Б, при этом необходимо учесть, что напряжение пробоя должно соответствовать 20В, а ток должен быть не ниже 5А.
Общее устройство и ремонт генератора.
Мавр 2002 года, 2.0, двигло Зетек, генератор Моторкрафт.
Разумеется перед извлечением нужно снять натяжной ролик ремня.Медленно, по 30-40 градусов болты ролика отвинчиваются, главное сдвинуть закоревшую резьбу.
Добраться до болтов что держат кронштейн генератора на блоке цилиндров можно вот таким инструментом — головки 13, 15, советский четырёхгранник и советский разводной ключь, зеркальце и фонарь ну еще мобильник с камерой для куда зеркало не пролезет, бо мы не змеи что б так голову вывернуть что б посмотреть как расположены болты и шпилька
Вскрытие пациента придется делать полностью, ибо Таблетка и щетки под задней крышкой. Америкосы моторкрафт генераторы делают так, что б менять узел целиком. Это на Бошах там и Лукасах можно извернуться и поменять таблетку, не снимая генератор.
Гайку шкива пришлось отвинчивать варварски — зубилом и молотком при зафиксированном роторе ключом со звездочками. Блин, торговки с рынка головку на 22 оценили в 10 енотов. Я свою жабу уважаю.
Снять крышки удалось легкими постукиваниями молотком по торцам по кругу крышек — подшипники из аллюминиевого литья вышли нормально. Люфт подшипников есть, но допустимый.
Осмотр якоря показал тот же результат что и у автора ветки — кольца коллектора изношены в ноль до пластмассы, одно кольцо отошло и коротнулось с другим, одна щетка сносилась до контрольной дырки.
Анамнез — искать якорь целиком… поискал по рынку — нэту.Идем к торговкам новыми зч к генераторам, показываем якорь пациента, торговки меряют штангелем размеры колец и говорят — нет в наличии. Зато пишут бумажку с надписию — «Токовые кольца 233938». Идем дальше по авторынку в павильоны автоэлектрики.
Итак, 50% работы сделано — запчасти закуплены по цене значительно ниже стоимости генератора, можно сходить на пиво…
Пиво выпито, можно ехать домой… на маршрутке. Пиво нужно для придания деловой хватки, она нам пригодится.
И так осмотр ротора показал что снять старые кольца проблематично. Решение — пиво, молоток и заточенное зубило. Перекусываем токовые усы от проводов обмотки ротора и скалываем,АККУРАТНО, кусками страрую пластмассу колец. Потом спиливаем или аккуратно срубаем дужки вентиляторной крыльчатки (отрезным кругом смахнуть получится аккуратнее).
дужки не дают одеть новый узел токовых колец, вернее усы упрутся в эти дужки крыльчатки, поэтому тут надо определится — портим крылькатку или портим пластмассу на приливах проводников-усов токовых колец. Усы медные, квадратного сечения 2х2 мм гнутся с усилием и их нужно будет както просунуть под дужки одновременно с напрессовкой колец.
Покумекав что к чему дужки и были ликвидированы. А почему америкосы в техпроцессе сначала напрессовывают кольца а затем одевают крыльчатку на якорь поверх проводников делая дуги нас мало интересует.Потом акуратно постукиваем и напрессовываем на вал новый узел токовых колец, При этом нужно совместить заводскую метку колец с выемкой в крыльчатке. третья фото видно.на выходе операции получается вот такой полуфабрикат
Далее, нужно припаять усы от колец к проводам обмотки якоря. Медные усы острым ножиком зачищаются и залуживаются канифолью (!) и припоем, потом подгибаются к петлям проводов обмотки якоря и припаиваются солидной каплей припоя. Лишние куски усов откусываются. Крыльчатка теперь не единое целое и теоретически может разлетется на оборотах, но если выдержала рубку зубилом и выламывание кусков — будет жить. Есть признаки что посажена на контактную сварку по кругу не точками а непрерывно кольцом. На выходе получается такая конструкция
Читать далее: Фары Renault Megane 2 и 3 левые и правые замена тюнинг и регулировка ламп ближнего света и ПТФ
После запайки производим сборку генератора «в кучу». Вставляем ротор в переднюю крышку, одеваем шкив и закручиваем ключом типа разводник крепежную гайку на место, фиксируя ротор от проворачивания аналогично как на фото при разборке. Затем вращаем ротор за шкив и мелкой шкуркой нулёвкой чистим контактные кольца от всяких заусенцев, что получились на заводе при их изготовлении.
Далее, ставим на место обмотку статора, предварительно почистив торец передней крышки от окислов алюминия (белая такая параша, образуется от всякой гадости с дороги)
потом ставим на место «таблетку» регулятора напряжения». обратите внимание что новая таблетка обладает хитрой проволочкой, которая держит щетки во втянутом состоянии. Эту проволочку надо достать после установки таблетки и её привинчивания.
И наконец, ставим на место заднюю крышку генератора, легкими постукиваниями молотка и совмещая фломастерные метки, сделаные перед развинчивание стягивающих крышки болтов.
Ставим на место всякие пластмасски. Получается агрегат по ресурсу почти аналогичный новому, при условии что подшипники на роторе не качались (не разбиты еще).
И вот этот генератор теперь нужно смонтировать на кронштейне, потому что в отдельности впихнуть обратно не получится, равно как и по отдельности достать — болты при снятии упираются в лонжерон и писец. Заодно окончательно затягиваем гайку шкива, фиксируя ротор от проворачивания, помня что подручный фиксатор не должен портить провода обмотки старота.
Ну а теперь неменее геморная процедура впихнуть кронштейн с генератором на место к блоку цилиндров. Геморно потому что тестно. Я бы сказал своеобразный кубик рубика покрутить придется, даже отсоединить от дроссельных заслонок входной воздухан потрубок ( о кстати там в заслонках заглянуть много чего черного насмотрите). Место куда вешаем кронштейн с генератором выглядит так
Первым закручиваем верхний болт. Затягиваем слегка, что бы можно было кронштейн пошевелить, вставить и вкрутить наощупь остальные 3 болта и 1 гайку снизу, которых не видно в патьмах. Опять прицеливаемся зеркальцем куда вставлять болты снизу и пальчиками завинчиваем скока крутится, болты перед завинчиванием нужно мокнуть резьбой в масло. Окончательно затягиваем головками, гнутым ключом и разводником.
А взавершение перед установкой натягивающего ролика ремня генератора потопчите ногами, как следует этот ролик на какой либо деревянной поверхности. Дело в том, что пружина там приржавела в одном положении и в добавок может от времени и температуры произойти усадка полиэтеленового пыльника и ролик нифига не натягивает ремень, от чего на холодном двигле может быть характерный скрип и писк ремня по шкивам.
Этот канадский усевшийся и перекосившияся полиэтилен был зверски выкусан, пружина макнута в масло и потоптана до восстановления «легкого» хода (пальцы берегите). Сам ролик был установлен на место, болты его крепежа затянуты. Потом одет ремень на шкивы. Ролик придется тянуть одной рукой, а второй подпихивать под ролик участок ремня и всё это, лежа животом на моторе…. Ну вот все установлено на место…
Пока были работы с генератором параллельно заряжался аккумулятор от зарядного, замер мультиметра показал 14.55V. Аккумулятор заряжен установлен на машину. Опять меряем напряжение включив габаритные огни — 13.8V.Пробуем заводится. Ключ на старт — стрелки приборов опять скачут в крайние положения, через пару секунд бодро идут в ноли, бензиновая стрелка возращается на истинный уровень топлива. Это радует.
Лампочки подушек, двигла, давления масла и ABSа отмаргали как обычно, противная лампа аккумулятора горит нормально, стало быть мозги загрузились. Пуск стартера — завелся курилка, гонит холостые вверх на 1500, заполняет матрицу топлива и зажигания, генератор издает знакомый всем жужжащий звук с присвистом — идет зарядка.
Читать далее: Инструкция установки фаркопа на ВАЗ 2110 и 2112
Ставим мультиметр на клемы аккумулятора смотрим что там идет с генератора 14.55V при обещанных таблеткой 14.6. Нормально. Можно ездить.Итого трудозатрат — 4 часа суббота разобрать, 8 часов воскресения закупится и собрать.Это было в июле. через 2,5 месяца замерил напряжения повторно стрелочным прибором — нормально, стрелка не дрыгается, стало быть щетки не скачут по кольцам, притерлись. Мультиметр такой информации не даст.
Устройство генератора показано на фото. Корпус (5) и передняя крышка генератора (2) служат опорами для подшипников (9 и 10), в которых вращается якорь (4). На обмотку возбуждения якоря напряжение от аккумулятора подается через щетки (7) и контактные кольца (11). Якорь приводится в движение посредством клинового ремня через шкив (1).
При запуске двигателя, как только якорь начинает вращаться, создаваемое им электромагнитное поле индуцирует переменный электрический ток в обмотке статора (3). В выпрямительном блоке (6) этот ток становится постоянным. Далее ток через совмещенный с выпрямительным блоком регулятор напряжения поступает в электросеть автомобиля для питания системы зажигания, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и др.
Условия, в которых приходится работать генератору, благополучными никак не назовешь. На генератор попадают грязь, масло, влага, соль, вредное действие которых усугубляется высокими температурами воздуха в подкапотном пространстве. Чтобы свести влияние соляных «ванн» к минимуму, не допустить окисления выводных клемм генератора и потери по этой причине в них надежного контакта, рекомендуется держать крепления всех генераторных проводов под слоем какой-нибудь консистентной смазки.
Особое внимание необходимо уделить натяжению и своевременной замене клинового или многоручьевого ремня привода генератора. Не следует допускать даже непродолжительную работу генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Всплеск напряжения в сети, возникающий при отключении аккумулятора, например для проверки генератора, опасен практически для всех бортовых электронных устройств современных автомобилей.
Как правильно осуществить замену диодного моста генератора на ВАЗ 2110?
Как известно, автомобильный генератор предназначен для обеспечения питания всего электрического оборудования в машине при запущенном двигателе. Этот узел в отечественных «десятках» состоит из множества элементов, которые обеспечивают его оптимальную работу. Одним из таковых устройств является диодный мост. Какие функции он выполняет, что нужно знать о его неисправностях, и как производится замена диодного моста генератора ВАЗ 2110? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти ниже.
Причины поломок
Как показывают многочисленные проверки, основная причина поломок – заводская. Здесь, в первую очередь нужно обратить внимание на оболочку, в которой находятся диоды. Если она алюминиевая, лучше такой узел не брать. Значительно надежнее — стальная.
К тому же, если продавец не предоставляет гарантию – следует насторожиться. По отзывам в Интернете, самые ненадежные диодные мосты производства Беларуси.
Пошаговая инструкция по ремонту генератора ВАЗ 2110 расположена здесь: https://vazweb.ru/desyatka/gena/remont-generatora.html
- Еще одна причина – попадание влаги, как следствие — окисление пространства между самим диодом и корпусом;
- Попадание масла или других рабочих жидкостей ВАЗ 2110 на поверхность;
- Если вы во время прикуривания или зарядки перепутали полярность АКБ, то диодный мост может запросто «вылететь»;
- Заподозрить, что у ВАЗ 2110 подводит выпрямитель, можно также в том случае, если пропадает зарядка аккумулятора.
С помощью мультиметра проверить исправность очень легко. Нужно:
- Положительный щуп мультиметра приложить у плюсовой диодной шине;
- То же проделать с отрицательным щупом и выводом диода «-»;
- Эта проверка при исправности диодного моста должна выдать близкие к бесконечности показания. Если это не так – есть неисправности, нужна замена;
- Теперь меняем щупы местами (прикладываем плюс к минусу и наоборот) ;
- Смотрим на показания. При исправном узле показания должны быть несколько сот Ом;
- Чтобы проверить дополнительный диод, производят те же действия, что описаны выше.
Описание диодного моста на «Десятке»
Как производится доработка и установка диода в устройство? По каким причинам мост может выйти из строя? Для начала предлагаем ознакомиться с описанием детали. Если вы демонтируете генераторный узел с авто и демонтируйте крышку, то сможете увидеть диодный мост (ДМ), который расположен сразу за ней.
Предназначение и функции
Какие функции выполняет ДМ:
- Первостепенная задача устройства – преобразование переменного тока в постоянный.
- Также ДМ выполняет функцию блокировки попадания тока на обмотку статора. В данном случае устройство фактически устройство выполняет опцию одностороннего клапана.
- Помимо этого, ДМ предназначен для увеличения запаса прочности генераторного узла. Он позволяет защитить механизм от воздействия неблагоприятных факторов и загрязнений на устройство, а это, в свою очередь, может негативно повлиять на функциональность механизма в целом.
Устройство
Что касается устройства, то в заводской комплектации ДМ для «десяточного» генератора представляет собой монолитную конструкцию. Такая конструкция, как правило, достаточно прочная и надежная, характеризуется небольшими размерами, а также относительно невысокой ценой. Единственный недостаток, характерный для заводских ДМ – это то, что в случае перегорания одного из диодных элементов локальная замена повреждения будет невозможна. То есть автовладельцу придется своими руками менять полностью заводской мост.
Что касается непосредственно конструктивных особенностей, то ДМ состоит из:
- двух алюминиевых пластин;
- распорки, выполненной из пластика;
- а также девяти диодов, которые соединены друг с другом посредством пайки в одну конструкцию, то есть мост.
Неисправности выпрямителей на автомобилях
Обнаружить неисправность выпрямительного моста можно, если:
- При работающем двигателе на щитке приборов горит или мигает иконка с изображением аккумулятора — при включении зажигания индикатор должен загореться. После запуска двигателя — потухнуть;
- При включении зажигания и после запуска двигателя индикатор зарядки с иконкой батареи в обоих случаях не горит;
- Яркость света фар напрямую зависит от числа оборотов двигателя. При этом участились перегорания лампочек автомобиля;
- Стартер крутит, с трудом запуская двигатель, либо не крутит вовсе.
Если вы столкнулись с вышеописанными проблемами, то это говорит о том, что пришла пора заняться генератором. Это косвенные указатели неисправности диодного выпрямителя, но еще не факт, что виновен мост. Виновником в этом случае может оказаться реле-регулятор или же сам генератор. Поэтому надо провести дальнейшую проверку.
В первую очередь проверьте, не ослаб ли ремень. Недостаточное натяжение ремня вызывает проскальзывание. И это не дает генератору работать в нормальном режиме. После проверки ремня, если с ним все нормально, проверяем реле-регулятор. И только после этого приступаем к проверке выпрямительного моста. Кстати, обязательно проверьте аккумуляторную батарею. Клеммы должны быть чистыми и провода на них надежно закреплены.
Как проверить диодный мост мультиметром
Данную проверку можно сделать, не снимая генератор с автомобиля. Для этого понадобится мультиметр (тестер) и свободный доступ к задней крышке генератора. Если доступ затруднен, то лучше снять его. В любом случае отсоединяем всю внешнюю проводку от генератора, снимаем регулятор напряжения.
После этого берем мультиметр, выставляем переключатель в режим проверки диодов. Если его нет, то ставим на замер сопротивления не менее 2 кОм. Далее один из щупов подсоединяем к плюсовой клемме 30 генератора (шпилька, на которую идут обычно от двух до четырех проводов и закрепляются гайкой), а второй соединяем с массой (корпус). Затем меняем щупы местами. В одном случае измерительный прибор должен показать определенное сопротивление, во втором — бесконечность. Так проверяется вся цепь выпрямительного моста. Если тестер в обоих случаях покажет одинаковый результат, то выпрямительный мост неисправен.
Проверка моста с применением контрольной лампочки
Для дальнейшей и более точной проверки лучше всего воспользоваться контрольной лампочкой. Если ее нет в наличии, собираем простую схему. Для этого понадобится два отрезка электрического провода по одному метру, лампочка (можно снять с заднего плафона автомобиля) и аккумулятор. Один провод подсоединяем к минусу аккумулятора. Второй разрезаем пополам и в разрыв подключаем лампочку. Этот провод соединяем с плюсом батареи. Наш стенд готов к работе.
Теперь можно продолжить проверку. Минусовой провод аккумулятора подсоединяем к корпусу генератора. Плюсовой с лампочкой — с одним из болтов крепления диодного выпрямителя. Если лампочка при этом загорелась, значит, имеется неисправность внутри генератора.
Затем соединяем плюс батареи с клеммой 30, минус соединяем с болтом крепления моста. Если лампочка горит и в этом случае, то это указывает на присутствие короткого замыкания.
В любом из перечисленных случаев разбираем генератор, снимаем диодный мост и проверяем уже отдельно.
Прозвон диодного моста генератора
Для начала снимаем пластины с выпрямительными диодами. Некоторые генераторы для этого необходимо разобрать, но встречаются такие, у которых выпрямительный мост находится снаружи, прикрытый пластиковой крышкой.
Разберем проверку диодного моста генератора автомобиля ВАЗ 2110. Проверку диодной сборки можно сделать мультиметром или вышеописанным стендом из лампочки и аккумулятора. На тестере ставим переключатель режимов на 2 кОм.
Для проверки щупы мультиметра подсоединяем к выводам диода. Запоминаем показание измерительного прибора и меняем щупы местами. В одном случае показания тестера должны быть в пределах 570 — 590 Ом, в другом — бесконечность.
Если показания тестера в обоих случаях одинаковы — неважно, что это будет, сопротивление или бесконечность — то такой диод неисправен. В этом случае меняем выпрямительный мост целиком. На рынке цены выпрямителей напряжения сравнительно недорогие. Можно также поменять неисправный диод, это обойдется дешевле, но для этого нужен определенный навык. Остальные диоды моста проверяются точно так же.
Как проверить диодный мост генератора ВАЗ 2109, 2107? Вся вышеописанная проверка диодных сборок подходит как для отечественных, так и зарубежных генераторов. Ход и принцип проверки выпрямительных мостов везде одинаковый. Иногда встречаются некоторые отличия, но они никак не влияют на порядок проверки.
Другие выпрямители
В электронной аппаратуре существует множество других выпрямительных мостов, размер которых намного меньше вышеописанных. Например, диодный мост GBU606. Такие выпрямители с легкостью поместятся в спичечный коробок, еще и не один выпрямительный блок, а несколько штук. Он прямоугольной формы. Один угол имеет небольшой срез. С торца длинной стороны имеются четыре тонкие пластины. Этими пластинами он припаивается к плате. И хотя у GBU606 характеристики имеют существенные отличия от автомобильных, но принцип работы и назначение остаются все те же. Это преобразование переменного тока в постоянный ток.
Возможные неисправности: признаки и причины
Как сказано выше, предназначение диодных элементов заключается в преобразовании переменного напряжения в постоянное. Если один из диодных элементов выйдет из строя, то о его неисправности может сообщить такой признак, как снижение уровня напряжения, а также мощности в автомобильной электросети.
По каким причинам в работе ДМ могут возникнуть неполадки:
- Заводской брак. Как показывает практика, многие современные производители ДМ при изготовлении используют алюминиевые оболочки достаточно низкого качества. Соответственно, это влияет и на их надежность в целом. Именно поэтому рекомендуется использовать ДМ, оснащенные стальными оболочками, поскольку это напрямую влияет на ресурс эксплуатации.
- Попадание влаги внутрь устройства. Регулярное воздействие влаги может стать причиной появления окисления, в частности, речь идет о поверхности между корпусом устройства, а также диодными элементами.
- Попадание моторной жидкости на узел, такая причина является одной из наиболее распространенных. Воздействие смазки может привести к нарушению функциональности девайса в целом, особенно, если оно попадает внутрь генераторного узла, прямо на ДМ.
- Еще одна причина, по которой ДМ на «десятках» часто выходят из строя – это спутывание полярности аккумуляторной батареи. Если вы подключите АКБ к зарядному прибору либо во время «прикуривания» авто случайно спутаете полярность, это, вероятнее всего, станет причиной перегорания ДМ. Поэтому всегда нужно помнить, что плюс подключается к плюсу, а минус – к минусу.
- Регулярная эксплуатация транспортного средства со слабой аккумуляторной батареей. В том случае, если АКБ не тянет нагрузку и постоянно работает в условиях сниженного заряда, то причина может заключаться в неработоспособности ДМ.
Причины неисправностей
Практика автомобилистов показывает, что замена диодного моста может быть вызвана различными причинами, но основной из них является все же особенность заводского изготовления.
Будет полезно: Ремень грм ленд ровер фрилендер 2: замена своими руками
Потому давайте детальнее познакомимся с причинами выхода из строя выпрямителя, которые могут повлечь за собой необходимость замены устройства.
Причина
Особенности
Многие производители используют алюминиевые оболочки для диодов, которые не отличаются высоким качеством и надежностью. Выбирать рекомендуется стальные оболочки. Опыт специалистов и автомобилистов показывает, что самые лучшие выпрямители сегодня делают в Беларуси
Влага может проникнуть внутрь конструкции, привести к появлению окислений пространства между корпусом и диодами
Масло также приводит к нарушению функциональности устройства, если проникает внутрь конструкции генератора и конкретно на диодный мост
Путаница полярности АКБ
Если при подключении аккумуляторной батареи к зарядному устройству или при «прикуривании» вы случайно перепутаете полярность, это с высокой долей вероятности приведет к поломке, перегоранию моста
Если аккумулятор не тянет, постоянно имеет слабый заряд, виновником может быть именно выпрямитель
Прежде чем приступать к замене устройства, необходимо для начала проверить генератор и мост, тем самым убедиться, что виновником проблем является именно выпрямитель.
Преимущества заводского выпрямителя
Многие считают, что при ремонте автомобиля лучше использовать аналоговые запчасти, которые стоят дороже, но обладают более высоким качеством. Это справедливое утверждение для многих запчастей, что уж скрывать.
Но если речь идет о выпрямителе, то для ВАЗ 2110 при замене лучше использовать заводской вариант, то есть монолитный диодный мост.
Объясняется это несколькими важными преимуществами. А именно:
- Доступная цена, что позволяет выполнить недорогой ремонт своими руками;
- Небольшие размеры, компактность устройства;
- Используемые диоды эффективно взаимодействуют друг с другом, их параметры совпадают оптимально;
- За счет качественной компоновки диодами, функционирование моста осуществляется в едином режиме нагрева. Это, в свою очередь, позволяет избежать перегрева с высокой долей вероятности;
- Простота замены и установки. Процедура легкая, что позволяет производить ремонт своими руками.
Диагностика
Процедура диагностики должна осуществляться на демонтированном генераторном устройстве, поэтому узел сначала нужно снять. Когда механизм будет демонтирован, с него снимается пластиковая крышка, как сказано выше, сразу за ней расположен ДМ (автор видео о самостоятельной диагностике мультиметром – Рамиль Абдуллин).
Для диагностики вам потребуется тестер – мультиметр – проверка осуществляется так:
- Сначала мультиметр следует активировать в режим омметра. Сделав это, положительный щуп тестера нужно подсоединить к диодной шине.
- Таким же образом следует подключить отрицательный щуп тестера к соответствующему контакту на диодном мосте.
- Далее, необходимо следить за показаниями тестера. Если диодный мост находится в рабочем состоянии, то на дисплее тестера будут выведены значения, близкие к бесконечности. В том случае, если таких значений нет, то скорей всего, ДМ неработоспособный и его следует заменить. Но на этом диагностика не заканчивается.
- Далее, вам нужно будет поменять местами расположение щупов, то есть отрицательный контакт подключается к положительному и наоборот. Сделав это, опять посмотрите на показания мультиметра на дисплее. Если в работе ДМ нет сбоев и устройство в целом функционирует нормально, то на экране тестера должно появиться значение в несколько сотен Ом.
- В том случае, если ДМ оснащен дополнительным диодом, то можно проверить и его. В данном случае процедура диагностики выполняется аналогичным образом, вам нужно просто повторить все действия.
Фотогалерея «Самостоятельная проверка работоспособности»
Проверка состояния
Проверка диодного моста выполняется достаточно просто даже самостоятельно. Ехать на станцию технического обслуживания нет никакой потребности.
Все, что вам необходимо, это наличие мультиметра.
- Плюсовой щуп мультиметра подключаем к диодной шине.
- Аналогично соединяем минусовой щуп с минусовым выводом диодного моста.
- Теперь смотрим на показания прибора. Если все хорошо с выпрямителем, тогда на вашем мультиметре вы увидите показания, близкие к бесконечности. Если таковых не появляется, тогда с устройством возникли проблемы, придется его менять.
- Но это не все. Теперь щупы следует поменять местами, то есть минус соединить с плюсом, а плюс с минусом.
- Вновь обращаем внимание на наш мультиметр. Что вы там видите? Если отображается несколько сотен Ом, единиц измерения сопротивления, тогда узел работает нормально, он исправен.
- Для проверки дополнительного диода, если таковой имеется, повторите те же действия, описанные выше в нашей инструкции.
Замена
Если проверки показали, что с диодным мостом что-то не так, не остается ничего другого кроме как заменить устройство. Сложного в этом ничего нет. Особенно, если вам уже приходилось разбирать генератор или по крайней мере извлекать его.
Действуйте по предлагаемому алгоритму, опирайтесь дополнительно на видео инструкции. Это поможет справиться с задачей.
- Отключите аккумуляторную батарею. Для этого достаточно снять с нее минусовую клемму.
- Отсоедините розовый провод, который отвечает за включение генератора. Чтобы сделать это, потребуется открутить крепежную гайку с плюсового болта.
- Ослабьте немного натяжение верхней и нижней гайки, отвинтите натяжные болты, снимите ремень. Его можно пока отложить в сторонку.
- Поверните ваш генератор на 90 градусов, после чего вы сможете демонтировать нижний крепежный болт.
- Внимательно осмотрите корпус вашего генератора. Может потребоваться очистить корпус выпрямителя. При наличии загрязнений на нем и на соединениях, не лишним будет выполнить зачистку. Это позволит новому устройству функционировать более качественно и эффективно.
- Постарайтесь максимально аккуратно, но в то же время тщательно зачистить внутренние части кольца.
- Снимите старый диодный мост, после чего выполните процедуру обратной сборки.
- Запустите двигатель, проверьте работоспособность нового выпрямителя.
Демонтированный элемент
Обратная сборка выполняется в строгой последовательности, учитывая при этом индивидуальные конструктивные особенности нового выпрямителя генератора.
Опираясь на предоставленные материалы и инструкцию по замене, вы должны без особых проблем справиться с поставленной задачей. Но при возникновении проблем обязательно обращайтесь к специалистам.
Инструкция по замене своими руками
В случае поломки ремонт ДМ заключается в его замене, которая производится так:
- Для начала нужно отключить зажигание, открыть капот и обесточить бортовую сеть, для этого отключается АКБ.
- Когда клемма батареи будет сброшена, нужно будет отключить розовый кабель, отвечающий за активацию генераторного узла. Сам провод фиксируется с помощью болта и гайки, саму гайку нужно будет выкрутить.
- Теперь вам необходимо немного ослабить натяжку верхней, а также нижней гаек. Открутите натяжные винты и демонтируйте ремешок. Осмотрите его – если на ремне видны следы повреждений – трещины, расслоения – то его лучше сразу поменять. Если ремешок целый, отложите его в сторону.
- Выполнив эти действия, необходимо провернуть генераторный механизм на 90 градусов, это делается для того, чтобы вы могли получить доступ к нижнему крепежному винту. Выкрутите его.
- Далее, внимательно осмотрите корпус демонтированного агрегата. При необходимости произведите очистку – грязи не должно быть, особенно, на соединениях. Попадание грязи внутрь корпуса генератора также может привести к его некорректной работе и даже выходу из строя. Отогните фиксаторы и демонтируйте крышку.
- Далее, вам нужно максимально осторожно, но наиболее эффективно произвести очистку внутренних частей колец.
- После этого вам остается только произвести демонтаж вышедшего из строя ДМ и произвести его замену на рабочую деталь. Когда установка будет завершена, производится сборка конструкции в обратной последовательности. Не забудьте натянуть ремешок, только проследите за тем, чтобы он был не перетянут, это важно. Сделав это, вам нужно будет запустить мотор вашего авто и произвести диагностику работы нового ДМ.