Правильная проверка автомобильного аккумулятора мультиметром

Стартерный аккумулятор предназначен, в первую очередь, для запуска автомобильного двигателя. При работающем моторе функционирование электрооборудования обеспечивает генератор, одновременно осуществляя подзарядку АКБ. С другой стороны, современная электроника потребляет большое количество электричества даже при выключенном силовом агрегате.

Если не контролировать эти процессы, то в самый неподходящий момент движок может отказаться запускаться. Решить эти задачи поможет маленький прибор под названием мультиметр. Иметь его в своем бардачке должен каждый ответственный водитель.

Основные симптомы и причины возникновения проблем с АКБ

Проверка батареи на работоспособность, как правило, осуществляется в двух случаях: при приобретении нового аккумулятора или если он начинает проявлять строптивость уже во время эксплуатации. В большинстве случаев, если исключить заводской брак, причинами преждевременного выхода из строя АКБ является или постоянный недозаряд, или регулярный перезаряд батареи. Все остальные причины можно назвать второстепенными и производными от этих двух.

Следствием недозаряда аккумулятора, возникающего при эксплуатации автомобиля с частыми, но непродолжительными поездками, или при неисправностях реле-регулятора, является сульфатация пластин, приводящая к снижению ёмкости АКБ.

Перезаряд грозит вскипанием электролита и осыпанием пластин, что ещё хуже сульфатации, поскольку такой аккумулятор восстановлению однозначно не подлежит.

Может ли автовладелец, не имеющий опыта обслуживания аккумуляторов, самостоятельно выполнить его диагностику, чтобы вовремя исправить имеющуюся проблему?

Существует несколько основных симптомов, указывающих, что с АКБ что-то не так и требуется более тщательная проверка его состояния:

  1. Наиболее очевидным признаком неисправности батареи является горящая лампочка с изображением АКБ на приборной панели. Обычно она загорается только во время пуска мотора и гаснет, как только он начал работать. Если сигнализатор горит постоянно или мигает во время движения авто – аккумулятор не получает заряд от генератора, а о вреде недозаряда мы уже говорили. Нужно немедленно искать причину проблемы и устранять её.
  2. Визуальный осмотр, выполняемый при проверке уровня масла, может выявить признаки вздутости корпуса батареи. Это – следствие перегрева или результат воздействия отрицательных температур (замерзание и расширение электролита). Такую батарею эксплуатировать нельзя.
  3. Некоторые АКБ имеют прозрачные окошки для проверки уровня электролита. Если вы заметили, что он из прозрачного стал тёмным или мутным – это свидетельство того, что пластины начали сыпаться и в скором времени батарея «умрёт».
  4. Наконец, неприятный запах тухлых яиц в моторном отсеке, являющийся следствием выделения паров серной кислоты, может свидетельствовать о постоянном перезаряде батареи со всеми вытекающими последствиями.

Во всех описанных случаях требуется проведение диагностических процедур, позволяющих уточнить диагноз и избежать наиболее неприятных последствий.

Проверка напряжения мультиметром

Хорошо заряженный аккумулятор выдает напряжение, которое соответствует документам на него. В большинстве случаев цифры варьируются от 12,5 до 12,8 вольт, при полной зарядке.

Некоторые производители уверяют, что напряжение в их аккумуляторах выше 13 В. Если провести измерение сразу после заряда аккумулятора, то цифры могут быть равны или превышать 13 вольт, но эти данные ложные.

После полной зарядки напряжение в АКБ превышает нормы. Это происходит из-за свойств электролита. Чтобы получить точные данные, проводите измерение через 2 часа после окончания зарядки аккумулятора.

Инструкция:

  1. Включите мультиметр в режим постоянного тока.
  2. Установите красный щуп в гнездо для измерения тока в диапазоне от 10А до 20А.
  3. Прикоснитесь щупами к клеммам аккумулятора.
  4. Время контакта мультиметра с батареей не должно превышать 2 секунд, иначе АКБ можно испортить.
  5. Проверьте полученные показания с данными, указанными в документах аккумулятора.

Применение мультиметра для проверки состояния АКБ

Безусловно, самым точным и информативным способом, как проверить АКБ автомобиля на работоспособность, является использование мультиметра.

Чтобы воспользоваться им, не нужно быть автоэлектриком. Выставить прибор в режим измерения постоянного напряжения несложно, установить диапазон измерений в значение, превышающее 15 В, также элементарно. Остаётся только чёрный щуп прислонить к минусовой клемме, а красный – к положительной.

Делать это можно, не снимая батарею с автомобиля.

Чтобы проверить, рабочий аккумулятор или нет, этого простейшего теста недостаточно. Если при выключенном моторе напряжение ниже 12 В, это говорит о том, что АКБ сильно разряжен (более чем на 50%), и его нужно подзарядить. Напряжение менее 11.7 В свидетельствует о полностью разряженной АКБ, диапазон 12.4–13.2 В соответствует полностью заряженной батарее.

Для уточнения диагноза следует осуществить проверку работоспособности аккумулятора машины на работающем двигателе при отключённых потребителях электроэнергии.

При значениях, превышающих 14.2 В можно говорить о разряженной батарее, но после 10–15 минут работы мотора даже на холостых оборотах напряжение должно прийти в норму (13.4–14.2 В). Если этого не произошло – скорее всего, причину необходимо искать в неисправном электрооборудовании.

Кроме измерения напряжения аккумулятора, для полноты картины необходимо будет проверить уровень заряда и ёмкость батареи, а также произвести замеры утечки тока.

Измерение силы тока

Теперь попробуем проверить силу тока:

  1. Установите рычажок на отметке A – (также могут быть обозначения DCA или I -), поскольку нам нужно знать величину постоянного тока.
  2. До того, как проверить ампераж аккумулятора с помощью мультиметра, нужно обязательно подыскать третий объект электрической цепи – проще всего для этих целей взять обычную лампочку 24 Вт. Без неё ни в коем случае нельзя обойтись, иначе вы получите короткое замыкание.
  3. Металлический наконечник с красным проводом присоединяется к ветви, ведущей к плюсу АКБ, а с чёрным — к минусу.
  4. Теперь можно проверить амперы на дисплее.

Этот метод также подойдёт, если вы искали способ, как измерить силу тока обычных батареек – мультиметр прекрасно справляется с этой задачей.

Другие способы самостоятельной проверки аккумулятора авто на работоспособность

Если измерительного прибора под руками нет, определить работоспособность АКБ автомобиля можно и без него. Для этого необходимо нагрузить её потребителями, мощность которых составляет примерно половину от ёмкости батареи. Самый простой способ – параллельное подключение нескольких автомобильных лампочек. Если через 5–8 минут яркость их свечения упадёт, за состояние аккумулятора можно начинать переживать.

Но это весьма условная проверка, и если после неё возникли подозрения, следует приступить к более тщательной диагностике.

Визуальный осмотр

Проводится для выявления видимых дефектов корпуса, таких, как трещины, вздутия, потёки. Наличие трещин и вздутий – это прямое указание на необходимость покупки новой батареи. Потёки электролита, приводящие к появлению токов утечки, устраняют с помощью слабого раствора соды (ч. ложка порошка на 100 мл воды).

Проверить наличие саморазряда батареи можно, подключив один из щупов мультиметра к плюсовой клемме батареи, а второй водя по крышке в местах наличия загрязнений.

Проверка уровня и плотности электролита

Если батарея необслуживаемая и не имеет специального прозрачного окошка, проверить уровень электролита не представляется возможным. Хотя производители утверждают, что для данного типа аккумуляторов это и не нужно: уровень потерь рабочей жидкости здесь ничтожный, и её должно хватать на весь срок эксплуатации. В обслуживаемых моделях для того, чтобы узнать, не выкипел ли электролит, необходимо открутить все 6 пробок и проводить измерения в каждой из банок. Делается это с помощью стеклянной трубки, которую опускают в заливное отверстие, пока она не упрётся в сетку сепаратора. Затем верхнее отверстие зажимают пальцем и вытаскивают трубку, оценив уровень жидкости в ней. В норме это около 10 мм. Если электролита меньше, это грозит оголением пластин, и эта их часть, контактируя с воздухом, будет активно разрушаться. Исправляют ситуацию доливкой дистиллированной воды или готового раствора серной кислоты.

Плотность электролита измеряют ареометром, который опускают в банку, чтобы поплавок ареометра не касался стенок. Этот показатель для средней полосы в тёплое время года должен составлять 1.28 г/см3. В северных регионах необходимо использовать более плотный раствор, 1.30 г/см3, в южных – наоборот, менее вязкий, плотностью 1.23 г/см3. В любом случае снижение плотности на 0.04 г/см3 говорит о падении уровня заряда на 25%, разряженная на 50% батарея будет иметь плотность, на 0.08 г/см3 меньше номинала.

Внешний осмотр

Данный вид проверки аккумулятора является самым простым, но от этого не менее важным. Ведь от внешнего состояния во многом зависит работоспособность АКБ. При осмотре следует обратить внимание на наличие влаги на поверхности батареи, её присутствие ведёт к саморазряду аккумулятора. Проводником электричества может являться и скопившаяся на крышке пыль, это тоже приводит к снижению заряда батареи. Влагу и пыль следует протирать с особой тщательностью в районе клемм АКБ.

С этим аккумулятором явно что-то не так

Особое внимание следует обратить на состояние полюсных клемм аккумулятора. Они должны быть чистыми, без всяких отложений и не иметь повреждений. Контакт с проводами должен быть надёжным, прослабленные зажимы не допускаются. Не допускаются сквозные повреждения и трещины корпуса, вытекший через них электролит приведёт к замыканию пластин и повреждению деталей автомобиля. Если у батареи есть заливные пробки, то они должны быть плотно завёрнуты в корпус.

Тестирование нагрузочной вилкой

Узнать степень заряженности АКБ можно и с помощью нагрузочной вилки – устройства, представляющего собой сочетание вольтметра с электрической нагрузкой (обычно это спираль с большим сопротивлением или просто резистор определённого номинала).

Проверка осуществляется по следующему алгоритму:

  • температура внешней среды должна быть в пределах 15–25° С;
  • провода вилки подключаются к клеммам аккумулятора с соблюдением полярности (провод красного цвета – к плюсовому выводу, чёрного – к минусовой клемме);
  • в момент подключения замеряем показания вольтметра;
  • ждём 5–6 секунд, фиксируем показания прибора и отключаем нагрузочную вилку.

Цель измерений – имитация включённого стартера, потребляющего на протяжении короткого периода времени от 100 до 200 А. Если батарея была полностью заряженной, после такого теста падения уровня напряжения до 10.2 В говорит о её нормальном состоянии. Если показатель ниже – АКБ находится в неудовлетворительном состоянии, потеряв часть номинального заряда. Так, значение порядка 8.4 В говорит о падении степени заряженности батареи на 75% от номинального показателя.

Автомобиль

Многие автовладельцы, выбирая АКБ смотрят ёмкость. Измеряется она в Ампер/часах. Согласно ГОСТу все производители батарей, обязаны указывать ёмкость аккумулятора на этикетке, но как узнать – соответствуют ли заявленные показатели действительности?

Проверить емкость аккумулятора автомобиля можно несколькими способами: мультиметром, нагрузочной вилкой или устройствами, которые подают специальные сигналы на АКБ, после чего выводят снятые показатели на экран. Но в отличие от мультиметра, такое оборудование найти сложно, и стоит оно не дёшево.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Для измерения ёмкости батареи мультиметром необходимо сделать следующее:

  1. Полностью зарядить АКБ.
    Определение ёмкости батареи автомобиля
  2. Собрать электрическую цепь, включающую в себя:
  • Нагрузку – подойдёт лампа, используемая в автомобиле для освещения дороги. Мощность – 35-40Вт. Необходимо помнить, что нагрузка должна иметь значение, равное половине ёмкости. Пример: для ёмкости 7 А/ч нагрузка должна быть 3.5В;
  • Мультиметр, подключенный к аккумулятору для отслеживания показателей;
  1. Подключить лампочку к батарее, и замерить время. Необходимо снимать показатели с АКБ, и строго отслеживать момент снижения напряжения. Как только показатели станут менее 12В – процесс разряда начался.
  2. Подсчитать, сколько времени прошло с момента подключения цепи до разряда.
  3. Ёмкость высчитывается путём умножения, полученного в 4 пункте времени, на потребляемый лампочкой ток. Полученное значение и будет ёмкостью аккумулятора.

АКБ автомобиля

Если ёмкость намного отличается от заявленной в паспорте или маркировке, то это означает только одно – батарею лучше не покупать. При измерении, эксплуатируемого аккумулятора, изменение показателей означает, что ёмкость снижается, и пришло время замены.

Когда отклонения незначительные, то возможно дальше использовать автомобильную батарею, не испытывая проблем с АКБ.

Важно: необходимо помнить, что мультиметр – универсальное устройство, включающее в себя несколько приборов. Поэтому, при проведении замеров нужно следить за режимами работы (вольтметр, амперметр).

Проверка батареек

В обычных батарейках при разряде напряжение практически не падает. Вместо этого растёт внутреннее сопротивление, и падает отдаваемый ток. Для проверки элемента определяется ток короткого замыкания. Он измеряется амперметром и в разряженной батарейке уменьшается через несколько секунд после начала измерений.

Важно! В исправном устройстве ток короткого замыкания достигает нескольких ампер.

Знание того, как проверить емкость аккумулятора мультиметром без использования дорогостоящих приборов, поможет вовремя заменить или не устанавливать неисправный элемент.

Как проверить плотность аккумулятора

Для проверки плотности электролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотности электролита. В стеклянную колбу набираем электролит из банки аккумулятора и опускаем ареометр. По шкале определяем плотность и сравниваем ее с таблицей:

Плотность электролита, г/см 31,271,231,201,171,12
Степень заряженности, %100755025

В зависимости от моделей аккумуляторов начальная плотность электролита может отличаться (см. инструкцию АКБ). Процесс определения плотности электролита АКБ показан на видео:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]