Вакуумный насос АВС 01Э: порядок работы и техническое обслуживание

Среди водителей бывают нередкими жалобы на то, что срабатывает АБС на сухой дороге. Но не стоит поднимать панику без серьезных причин. Ведь и правда, покупая машину, оборудованную подобным устройством, народ нередко даже не задумывается, как должна действовать антиблокировочная система и каковы ее защитные свойства. Так что иногда изображаемые тревоги оказываются в реале беспочвенными.
Задача, поставленная проектировщиками перед ABS – предотвратить блокировку колес при резком, экстренном торможении. Главным результатом работы системы является удержание автомобиля на заданной траектории и сохранение за ним управляемости. Резкое нажатие тормоза на машине без АБС в большинстве случаев ведет за собой вынос машины на встречку или в кювет.

Даже без столь катастрофических последствий авто все равно начинает идти юзом – как минимум, до своих попутчиков по полосе оно добирается. Еще больше ситуация обостряется на скользких и мокрых дорожных полотнах. Помимо увеличения тормозного пути, такие условия просто гарантируют выброс автомобиля из траектории. АВС при экстренном торможении предотвращает подобные неприятности, давая возможность объехать внезапное препятствие или затормозить без потерь для себя и окружающих.

Содержание

  • Тревожная лампа
  • Проверка датчика
  • ЭБУ

Срабатывает АБС на сухой дороге? Что же, в подобной нештатной ситуации система также должна реагировать. Между прочим, с ее помощью сокращается тормозной путь, причем значительно – до 20%. Так что утверждать, что АБС у вас капризничает, можно, только в случае постоянного ее срабатывания, причем на маленьких скоростях. Да и в этом разе треть жалобщиков в итоге снимают свои претензии: виноватым оказывается их стиль вождения. Либо они постоянно рвут педаль, и система воспринимает ситуацию как аварийную, либо многократно жмут на тормоз, сбивая электронику АБС с толку.

Прокачка тормозной системы с ABS, учитывая особенности системы

Чтобы прокачать тормоза с ABS, необходимо иметь некоторые технические навыки. Вдобавок, необходимо ознакомится с инструкцией по устройству и эксплуатации тормозной системы автомобиля.

Прокачка тормозов с ABS, ее особенности: — если в машине блок гидроклапанов, насос и гидроаккумулятор размещены в одном узле, тогда замена тормозных колодок своими руками, с заменой технической жидкости и прокачка тормозной системы производится также, как прокачка тормозов на автомобиле без АБС (отключаем (вынимаем) предохранитель, тем самым отключается система). Нажав педаль тормоза, и, отвернув прокачной штуцер РТЦ, прокачиваем контуры. Затем включаем зажигание – насос выгонит из контура воздух. Теперь закручиваем штуцер и отпускаем педаль тормоза. Если лампочка «неисправность ABS» потухла, значит, вы все сделали правильно. — если гидромодуль с клапанами и гидроаккумулятор находятся в разных узлах, значит, прокачка тормозной системы производится с помощью диагностического сканера, который снимает данные с ЭБУ ABS. Однако, его у вас скорее всего нет. Таким образом, тормоза с ABS прокачиваются только на СТО АвтоСервисТим. — Тормозная система с ABS и с электронной системой активации (SBC или ESP) прокачивается только в автосервисе.

Как происходит прокачка тормозной системы с ABS

Внимание! Не следует забывать, что давление в тормозной системе может достигать 180 атмосфер. Поэтому перед тем, как разъединить тормозные магистрали у любых тормозов с ABS, нужно разрядить аккумулятор давления. Чтобы это сделать, включите зажигание и примерно 20 раз нажмите на тормоз. Все это делается для того, чтобы предотвратить выброс технической жидкости.

Тревожная лампа

А вот, когда лампочка, отвечающая за АБС, после включения зажигания не гаснет через 2-3 секунды, срабатывание системы приключается не в повороте, при мягкой работе педали, на невысокой скорости, при сухом полотне да еще происшествие сопровождается подозрительными звуками, пришла пора насторожиться. Проверка будет включать в себя несколько этапов.
Прозвон всей цепи. Могут быть повреждены провода, отойти или окислиться клеммы, перегореть соответствующие предохранители, отвечающие за датчики на колесах.

Основной уязвимый узел в АБС, по мнению пользователей и экспертов – датчики. Сами по себе они довольно надежны. Но расположены в таком месте, что постоянно испытывают слишком серьезные нагрузки. Пыль, протекающее масло и прочие прелести дорожной жизни сильно сказываются на работоспособности приборов. Зачастую достаточно просто зачистить гнездо и сам датчик, чтобы он снова начал подавать требуемые сигналы на бортовой компьютер.

Нередко сбои возникают после ремонта любых других узлов, находящихся поблизости от датчика. В таком случае будьте уверены: он просто вышел из своего гнезда, и некорректно воспринимает поступающую информацию. При переустановке его на должную глубину он снова становится работоспособен.

Распространённые поломки

Несущественный треск при надавливании на тормозную педаль — вполне нормальное явление. Подобный звук возникает из-за функционирования модуляторов. Если АБС неисправна, то её индикатор загорается и не потухает даже при запущенном моторе. Существует несколько самых распространённых неисправностей антиблокировочной системы:

  1. Деактивация по результатам самодиагностики. Это может быть вызвано сбоями в работе управляющего блока или повреждением проводки сенсорного датчика ABS.
  2. АБС после активации самодиагностируется, но затем выключается. Такую проблему может вызвать разрыв проводов, нарушение контактов или их окисление, где нарушена подача питания и сигналов.
  3. Появляется ошибка, но датчик АВС работает. Это является следствием обрыва в сенсорном датчике. Также её может вызвать разница давления в колёсах или даже разный узор протекторов.
  4. Полная потеря работоспособности системы. Тут может быть масса причин, начиная от поломок датчика и заканчивая износом подшипников ступиц.

Это интересно: Обзор пятидверного кроссовера Audi Q3

Чтобы выявить неисправность, нужно проверить давление и люфт в автоколёсах, работоспособность гребёнки и ротора. Если на элементах есть сколы, то их лучше полностью поменять. Если проблема осталась нерешённой, то причина, скорее всего, кроется в электронной составляющей. В таком случае требуется получить код для диагностики.

Проверка датчика

Однако все со временем изнашивается, может быть поврежден и сам датчик скорости. Его замена – вопрос серьезный, хотя решение и не слишком дорогостоящее. Прежде, чем отправляться за новым, проверьте, насколько все же жизнеспособен старый. Для этого:

  • Передок приподнимается домкратом или подъемником, так, чтобы подозрительный скат оказался на весу;
  • К датчику подсоединяется вольтметр. Уже во время стыковки он должен дать показания. Обычно напряжение выдается порядка 0,7 В. Если оно есть – уже хорошо, но этого недостаточно;
  • Колесо крутится рукой. Данные на приборе должны меняться, пусть и незначительно;
  • Стрелка, оставшаяся неподвижной (или неизменившиеся цифры на табло), свидетельствует о выходе из строя ДС.

Подробней читайте статью
«Как проверить датчик скорости».

Тактико-технические характеристики

Таблица № 1

Наименование параметровЗначение
Способ управленияполуавтоматический или ручной
Номинальное напряжение питания, В12
Потребляемый ток, А130… 160
Максимальное разрежение, кгс/см2, не менее0,8
Время водозаполнения пожарного насоса, с, не более: – с высоты 3,5 м- с высоты 7,5 м2040
Время непрерывной работы, с, не более60
Тип устройства защиты вакуумного агрегата от перегрузкиАвтоматическое, электронное
Средний расход масла (моторное по ГОСТ 10541) за цикл работы, мл5
Габаритные размеры вакуумного агрегата, мм, не более:400 x 220 x 220
Габаритные размеры блока управления, мм, не более:150 x 140 x 75
Масса изделия (общая), кг, не более25

ЭБУ

Борт компьютер может выходить из строя гораздо реже, чем датчики. Однако программные сбои в нем также случаются. Если проверка показала целостность электрической цепи и работоспособность датчика, а ошибки выдаются постоянно, меняющиеся и трудно распознаваемые, у вас может быть проблема с ЭБУ. Для того чтобы опровергнуть или подтвердить подозрения, следует поступить так:

  • Вручную отключить датчики сразу на всех колесах;
  • Завестись и сделать кружок вокруг микрорайона, притормаживая на разных скоростях и с различной резкостью;
  • Поскольку информация на ЭБУ не поступает, она никак не должна реагировать на ваши эксперименты.

Если все же АБС как-то отзывается – пора везти на диагностику «мозги». Сразу начинать хандрить не стоит: нередко просто перепрограммирование и сброс ошибок возвращает работу системы к норме. Во всяком случае, вы уже знаете, отчего срабатывает АБС на сухой дороге, и с чем предстоит бороться.

Принцип работы

Датчик АБС и разработка модернизированной тормозной системы для автомобильного транспорта позволили повысить безопасность эксплуатации техники. Производители машин начали ставить АБС в свою продукцию примерно с 70-х годов. Устройство датчика АБС состоит из следующих элементов:

  • датчики количества оборотов;
  • механизмы, устанавливаемые на колёсах;
  • гидравлический блок;
  • управляющий блок.

Главная составляющая оборудования — блок правления. Эта деталь отвечает за приём и анализ сигналов, идущих с датчиков. Полученная информация тщательно изучается электроникой, после чего ею делаются выводы об уровне скольжения автомобильных колёс. Управление же осуществляется гидравлическими клапанами.

Давление, подаваемое ГТЦ (главным тормозным центром), создаёт нажим на тормозные суппорты. Это позволяет прижать колодки тормозов к дискам. Вне зависимости от усилия автомобилиста при нажатии на педаль и ситуации, давление внутри тормозной системы все равно будет нормальным. Преимущество АБС состоит в том, что анализу подвергается каждое колесо, препятствуя блокировке.

Именно на этом и основывается принцип функционирования системы ABS. На автомобилях, оснащённых полным или задним приводом, стоит только один автодатчик, расположенный в конструкции задней оси. Сведения о риске блокировки получаются с ближайшего колеса, а специальная команда о давлении отправляется на все колёса независимо от того, как устроен датчик АБС.

Это интересно: Как выглядит знак «Уступи дорогу» и как его читать в различных ситуациях?

Уменьшение или увеличение давления осуществляется по ступенчатой схеме благодаря особым режимам. При наличии каких-либо проблем ABS отключается, и тормоза функционируют самостоятельно. О неисправности оборудования можно узнать по специальному индикатору на приборной панели.

Транспортирование и хранение

Транспортирование и длительное хранение составных частей вакуумного насоса производится в штатной упаковке. Перед упаковкой вакуумного агрегата слить масло из масляного бачка.

Блок управления и все документы должны быть упакованы во влагонепроницаемые пакеты.

При транспортировании вакуумного насоса должна быть обеспечена сохранность его составных частей от механических повреждений и атмосферных осадков Длительное хранение изделий должно осуществляться в отапливаемых складских помещениях при температуре не выше 40 °С.

Предлагаем вам к просмотру тематическое видео по теме Вакуумные системы

Назначение индикаторов

«Питание»питание блока управления включено;
«Вакуумирование»электропривод включен, шиберный насос вращается;
«Насос заполнен»пожарный насос полностью заполнен водой, сработал датчик заполнения;
«Не норма»зафиксирована одна из неисправностей системы:1) время непрерывной работы электродвигателя превысило 50… 55 сек. Короткие вспышки индикатора чередуются с более длинными;2) подгорели контакты тягового реле, двигатель не запускается. Индикатор мигает равномерно;3) электродвигатель перегружен (шиберный насос заторможен замерзшей водой или посторонними предметами). Индикатор мигает равномерно.

Техническое обслуживание

Вакуумный насос АВС-01Э обладает высокой надежностью, при соблюдении правил эксплуатации, изложенных в данном руководстве.

Во избежание выхода изделия из строя необходимо при монтаже, эксплуатации и техническом обслуживании вакуумного насоса учитывать следующие требования:

При монтаже изделия исключить возможность попадания посторонних предметов (частиц) в полость шиберного насоса.

Следить за состоянием системы смазки шиберного насоса: своевременно пополнять масляный бачок и устранять возможные засоры маслопровода и другие неисправности.

Использовать вакуумный насос только по прямому назначению.

Не допускать работу агрегата в режиме перегрузки, в частности:

  • – по времени непрерывной работы;
  • – при попадании в полость шиберного насоса большого количества воды.

Для обеспечения постоянной технической готовности изделия предусматриваются следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) и техническое обслуживание ТО-1. Перечень работ и технические требования для проведения указанных видов технического обслуживания приведены ниже.

Содержание работТехнические требования (методика проведения)
1. ежедневное техническое обслуживание
1.1. Проверка наличия масла в масляном бачкеПоддерживать уровень масла в бачке не менее 1/3 объема
1 .2. Проверка работоспособности вакуумного насоса и функционирования системы смазки шиберного насосаПроверку провести в режиме испытания пожарного насоса на “сухой вакуум” в соответствии с п. 6.2.При включении вакуумного насоса маслоподводящая трубка должна полностью заполняться маслом до жиклера 2 (рис.2)
2. техническое обслуживание ТО-1
2.1. Проверка затяжки крепежных деталейПроверить затяжку крепежа составных частей вакуумного насоса и электрических соединителей
2.2. Проверка расхода маслаСредний расход масла за цикл работы в 30 сек. должен быть не менее 2 мл. При несоответствии – см. п. 7.5
2.3. Очистка рабочих поверхностей датчика заполненияСнять датчик поз. 6 (см. рис.1), очистить электрод и поверхность “А” корпуса (см. рис.3) до основного металла.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]