Как продлить срок жизни генератора — правила эксплуатации электростанций продлевающие их срок службы

Резервный генератор позволит гарантировано получить необходимое бесперебойное электроснабжение в любых ситуациях как для индивидуального жилища, так и для любого коммерческого объекта, включая производственные комплексы, где каждая минута простоя сопровождается потерей денег, а в некоторых случаях может даже стоить жизни человека.

Принимая решение о покупке мини-электростанции, нужно уделять внимание не только вопросам стоимости оборудования, но и его рабочим характеристикам, которые должны максимально соответствовать специфике потребителей, уровню необходимой мощности и прочим не менее важным параметрам. Рассмотрим ключевые аспекты выбора резервных генераторов детально.

Что такое резервный генератор

Вспомогательная мини-электростанция подразумевает автоматизированный комплекс, который реализует временное питание электроэнергией объектов или отельного оборудования при перебоях с поставкой электричества от основных источников. Также они требуются в случаях, когда качество магистральной энергии не соответствует необходимым для работы показателям. Управляющие блоки активируют установку и регулируют напряжение, а также выполняют автоматическое отключение резервного источника после возобновления центрального питания.

Как выбрать и на что обратить внимание?

Критерии выбора следующие:

  1. Обратить внимание на тип двигателя. Популярность завоевали силовые агрегаты из семейства Honda GX. Они отличаются увеличенным сроком службы, простой конструкцией, функциональностью, доступной ценой.
  2. Наличие защиты. Модель обязательно должна иметь датчик уровня масла, автоматическое отключение при недостаточном количестве смазки. Большим плюсом будет защита от перегрева.
  3. Способ запуска. Бензогенераторы оснащены электростартером, блоком автоматики, ручным типом запуска. Какой тип выбрать — решает покупатель, исходя из личных предпочтений и финансовых возможностей.
  4. Тип генератора. Лучше выбрать щеточный бензогенератор. Он не требует регулярной замены щеток, рассчитан на работу с различными электроинструментами, бытовой техникой и со сварочными аппаратами.

Как работает резервный генератор

Резервный генератор работает полностью автономно аналогично штатным электростанциям. Для его функционирования необходимо определенное количество топлива (в зависимости от мощности) и наличие управляющего оборудования. Последнее будет обеспечивать старт силового агрегата и контроль параметров, считывая характеристики центрально сети. При этом вспомогательная мини-электростанция может включаться вручную. Способ ее ввода и вывода из сети зависит от спецификации обслуживаемого объекта и предпочтений владельца.

Наиболее эффективными и универсальными являются энергоустановки, оснащенные ДВС (двигателями внутреннего сгорания). Их популярность обуславливается возможностью работы в любых условиях независимо от температуры, влажности и прочих внешних факторов. Принцип работы таких резервных генераторов очень прост: в результате сжигания топливно-воздушной смеси внутри цилиндров двигателя вращается коленчатый вал. От него механическая энергия передается на генератор, где затем преобразуется в электрический ток.

Устройство автомобиля

Страница 1 из 5

Неисправности генератора имеют следующие основные признаки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя, пониженная сила зарядного тока, не обеспечивающая необходимого заряда аккумуляторной батареи, повышенная сила зарядного тока. Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам (контрольной лампе, амперметру, вольтметру) и может быть вызвано выходом из строя ремня привода генератора, неисправностью самого генератора (выходом из строя его щеточного узла, загрязнением контактных колец, замыканием или обрывом электрических цепей элементов генератора), а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.

Определение причины отсутствия зарядного тока генератора целесообразно производить в следующем порядке. Сначала необходимо проверить состояние и натяжение ремня привода генератора (см. «Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения»). Затем следует проверить вольтметром или пробником с отключенными дополнительными сопротивлениями регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключается к клемме «30» (или «+») генератора и к «массе» с соблюдением полярности, устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя (примерно 2000 мин−1) и включаются основные потребители электроэнергии (дальний свет фар, отопитель, габаритные огни). При этом величина напряжения должна быть в пределах 13,7… 14,5 В.

Если регулируемое напряжение генератора находится в указанных пределах, то генератор исправен и нужно проверять цепь заряда аккумуляторной батареи. В противном случае необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить состояние щеток (их износ, отсутствие заеданий в щеткодержателе) и отсутствие загрязнения контактных колец якоря генератора, а также надежность контактов регулятора напряжения и снова замерить напряжение. Если это не даст результатов, то заменить регулятор напряжения на заведомо исправный. Если после замены регулятора напряжение не восстановится, то следует снять генератор с автомобиля для более детальной проверки и замены вышедших из строя элементов.

Пониженная сила зарядного тока проявляется в недозаряде аккумуляторной батареи на автомобиле, при этом снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженного зарядного тока могут быть пробуксовка ремня привода генератора, нарушение работы щеточно-коллекторного узла (загрязнение коллектора, износ или заедание щеток), обрыв и междувитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки статора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока.

Для определения и устранения неисправности нужно проверить натяжение ремня привода генератора, надежность контактов проводов, снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, износ и отсутствие заедания щеток. Если после принятых мер регулируемое напряжение генератора не восстаноовится, то генератор необходимо снять с автомобиля для проверки и замены вышедших из строя элементов.

Повышенная сила зарядного тока вызывает перезаряд аккумуляторной батареи, при этом стрелки контрольных приборов (амперметра, воль при больших оборотах двигателя, а электролит «кипит» и выплескивается из аккумуляторов. Причиной может быть неисправность регулятора напряжения либо аккумуляторной батареи. В этом случае следует проверить регулируемое напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправный регулятор напряжения, либо вышедшую из строя аккумуляторную батарею.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперёд
  • В конец

Выбор генератора по типу используемого топлива

Тип используемого топлива для мини-электростанции играет важнейшую роль. Он определяет эффективность работы в определенных условиях, стоимость обслуживания, финансовые затраты на эксплуатацию и другие характеристики. Современные энергоустановки по этому параметру делятся на три группы:

  • Газовые мини-электростанции чаще всего используются в качестве основного источника электроэнергии в составе систем когенерации и тригенерации, когда тепловая энергия, являющаяся побочным продуктом выработки электричества, используется для отопления или охлаждения помещений. Такие комплексы отличаются самым большим моторесурсом, внушительными габаритами, значительной производительностью и высокой стоимостью.
  • Дизельные резервные генераторы являются оптимальным решением в соотношении производительность/надежность/стоимость. Они представляют широкую группу установок мощностью 4–3000 кВт и более, которая выделяется высокими показателями экономичности и длительными межсервисными интервалами. Отсутствие необходимости регулирования подачи топлива при запуске мини-электростанции исключает все негативные моменты, присущие бензиновым моторам: повышенный расход, короткий период использования без выключения для охлаждения и пр.
  • Бензиновые мини-электростанции отличаются от конкурентов более низкой стоимостью и наличием компактных моделей, что делает их лучшим вариантом при оснащении небольших предприятий, частных домов и прочих объектов, не требующих длительной непрерывной работы генератора. Недостатком этого вида является малая эффективность, низкая мощность и небольшая износостойкость на фоне дизельных решений.

Модели генераторов

Большой популярностью для дачи и частного дома пользуются следующие модели генераторов:

  1. Kipor 5kva

    . Газовый однофазный асинхронный генератор, номинальной мощностью 4,5 кВт. Оснащен автозапуском, системой самоконтроля и стабилизатором напряжения. Цена 111 тыс. руб.
  2. KraftDele KWD-6500

    . Немецкий дизельный трехфазный генератор с номинальной мощностью 6,5 (максимальной 7,5 кВт) и ресурсом 100 тыс. моточасов. Оснащен системой самоконтроля, стабилизатором напряжения и автозапуском. Цена 85 тыс. руб.
  3. FORTE FGD6500EW. Немецкий сварочный дизельный генератор, выдающий напряжение 12, 380 и 230 В. Номинальная мощность 6,5 кВт, максимальная 7,5 кВт. Оснащен стабилизатором, автозапуском, и системой самоконтроля. Цена 81 тыс. руб.
  4. Хонда EG 5500CXS

    . Бензиновый однофазный генератор, мощностью 5,5 кВт. Оснащен функцией AVR, стоит 124 тыс. руб.
  5. WERK WPG6500

    . Китайский однофазный бензиновый генератор, мощностью 5,5 кВт (макс. 6,5 кВт). Выдает переменный ток прямого преобразования, автоматикой не оборудован. Цена 74 тыс. руб.
  6. Lifan LF5GF-4ES BF. Китайский однофазный бензиновый и газовый электрогенератор, номинальной мощностью 5 кВт. Оборудован AVR, автозапуском, а встроенная цифровая панель выдает параметры о выходном напряжении, токе нагрузки, частоту вырабатываемого тока, суммарную мощность нагрузки и моточасы с момента первого запуска. Цена 75 тыс. руб.
  7. Dalgakiran DJ 4000 DG-EC

    . Дизельный турецкий мини генератор переменного тока синхронного типа с автозапуском, защитой от короткого замыкания и перегрузки, номинальной мощностью 3,3 кВт. Одноцилиндровый двигатель устройства снабжен системой воздушного охлаждения. Цена 91 тыс. руб.

Предлагаем посмотреть обзор на данный генератор

[su_youtube url=»https://www.youtube.com/embed/XFqDdRqs-Ro?feature=oembed»]

Расчет потребления

Производительность мини-электростанции – это решающий фактор при ее выборе. В случае недостатка мощности устройство будет бесполезным, а при ее избытке ресурсозатраты будут неоправданно высоки, создавая ненужные и необоснованные расходы.

Для определения оптимальных параметров необходимо суммировать потребительские мощности всего подключаемого оборудования и систем. К полученному показателю обязательно добавляется 15–30%. Такой запас необходим, чтобы обеспечить оптимальную работу резервного генератора при максимальной загруженности в соответствии с начальными расчетами. Большинство агрегатов позволяют достигать оптимального износа и производительности в диапазоне 40–80% от максимальной нагрузки. Исключением являются промышленные модели, способные длительное время эксплуатироваться в предельных режимах.

Дизельные генераторы: экономичность и надежность

Основное преимущество дизельгенераторов в том, что они имеют такой низкий расход топлива, который бензиновые модели просто не в состоянии предложить. Для постоянной работы используются только дизельгенераторы. Такие модели стоят дороже, но их эксплуатация обходится дешевле (благодаря невысокой цене на топливо и экономному расходу). Из нескольких дизельных генераторов при необходимости можно создать параллельную конфигурацию для совместной работы.

Степень сжатия топлива напрямую влияет на КПД двигателя (чем больше, тем лучше). У дизельного топлива этот показатель невысок. Так как он ограничен только термостойкостью топлива и прочностью кривошипно-шатунной и поршневой систем, для эффективной работы дизельного двигателя в конструкцию закладывается дополнительный запас прочности (а значит, и вес). На высоких оборотах прибор прослужит не так долго, как легкие детали бензинового двигателя. Однако это не делает его менее прочным, а лишь объясняет, почему дизельгенератор предпочитает сниженные обороты.

Дизельные станции бывают:

  1. Мобильные. Предназначены для работы в течение непродолжительного времени, поэтому служат в качестве резерва, использовать как постоянный источник электроснабжения не рекомендуется. Такие характеристики обусловлены наличием двигателя с высокими оборотами (3000 оборотов за минуту), охлаждаемого воздухом. Подобный двигатель шумит сильнее, чем двигатель стационарного генератора, расход топлива высокий, а ресурс небольшой (около 500 моточасов за год).
  2. Стационарные. Если электроэнергия требуется круглосуточно, лучший выбор — стационарный дизельный генератор. Он работает на низкооборотном двигателе (1500 оборотов за минуту) с жидкостным охлаждением. Стационарный дизельгенератор долговечен, не такой шумный, экономно расходует топливо. Ресурс — от 15 000 до 40 000 моточасов за год. Основными недостатками является существенный вес генератора в сравнении с мобильной моделью, а также высокая цена.

Уровень шума дизельного генератора колеблется в пределах 80-110 дБ. Допустимая минимальная нагрузка (кВТ) для постоянной работы — 40 %.

Тип охлаждения двигателя

  1. Воздушное охлаждение применяется на маломощных резервных генераторах. Для результативной отдачи тепла им требуется хорошо проветриваемые комнаты или индивидуальная вентиляция. Наличие такой системы положительно сказывается на стоимости работы мини-электростанции. В число изъянов этой группы входит минимальная эффективность при высоком расходе ресурсов и дополнительный шум.
  2. Жидкостное охлаждение используется на энергоустановках, способных обеспечить электричеством крупные производственные объекты и предприятия. Преимуществом резервных генераторов данной категории является минимальный шум и максимальная эффективность даже при длительной эксплуатации с критическими нагрузками. В числе недостатков отмечаются дополнительные расходы на теплообменную жидкость и более высокая стоимость.

Бензиновые генераторы: конструкция и применение

Карбюраторный (бензиновый) мотор удобен, если необходима станция малой или средней мощности (до 9 кВА). Бензогенераторы незаменимы, если в приоритете как можно меньший уровень шума, небольшой вес и компактные размеры станции. В использовании бензиновые генераторы довольно просты. Их применяют как аварийный источник питания или для электроснабжения в условиях экспедиций, на стройплощадках и т. п. Бензогенераторы дешевле дизельных, но высокие расходы на топливо со временем «съедают» всю экономию. Основной недостаток бензиновых моделей с воздушным охлаждением — невозможность использовать их как постоянный источник электричества, для этого годятся только дизельгенераторы с жидкостным охлаждением.

Генератор малой мощности до 2 кВА оснащен двухтактным двигателем с одним цилиндром. Он не рассчитан на длительную работу (максимум — 500 часов). Генераторы со средними показателями мощности (от 3 до 9 кВА) изготавливаются на базе 4-тактного двигателя с одним или двумя цилиндрами. Оптимальная конфигурация такого мотора — с верхним расположением клапанов (OHV), обеспечивающим повышенный ресурс двигателя, стабильную и тихую работу. Модели мощностью от 9 до 15 кВА имеют V-образные двигатели с двумя цилиндрами, обеспечивающие еще больший ресурс (2500-4000 часов).

Маломощный бытовой карбюраторный генератор может иметь ручной способ запуска (с помощью шнура). Возможна комбинация шнура и электростартера. Автоматический старт — функция, которая обычно встречается в моделях большой мощности (как бензиновых, так и дизельных).

Уровень шума бензогенератора меньше, чем у дизельного (55-72 дБ). Допустимая минимальная нагрузка (кВТ) для постоянной работы — 10 %.

Шумоизоляция

В большинстве случаев шумовая защита не нужна для мини-электростанций, устанавливаемых в выделенных помещениях и на удаленных участках. Согласно нормам промышленной безопасности для механизмов, работающих в черте города, уровень шумов должен быть ниже 80 дБ. Для помещений или зон с особыми требованиями используются установки, оснащенные глушителями и/или укомплектованные специальными шумозащитными кожухами. При этом дополнительные приспособления увеличивают цену на резервный генератор.

Техническое обслуживание ДГУ

Своевременное, полное и последовательное техническое обслуживания — залог значительного увеличения моторесурса электроустановки. Регламент технического обслуживания составляется производителем устройства и зависит от типа генератора.

ТО могут быть плановые и ежедневные.

Ежедневные процедуры

Ежедневное обслуживание подразумевает плановый внешний осмотр, отслеживание ошибок в программах диагностики, проверка уровня рабочих жидкостей. Также в ходе осмотра проверяется состояние крепежных элементов и соединений.

Плановое обслуживание установок

Заводские регламенты устанавливают следующие интервалы обслуживания электростанций подобного типа (за исключением резервных источников питания). Проверку технической исправности дизельных установок выполняют на отметках: 50, 250, 500 и 1000 моточасов соответственно. Обслуживание, проводимое на отметке 50 мтч называется тестовым.

Мастер проводит плановое техническое обслуживание дизель-генератора

Операции выполняемые на отметке 50 моточасов:

  • проверка количества масла в картере (при необходимости производится долив);
  • проверка текущего состояния аккумуляторной батареи;
  • слив воды из отстойника;
  • проверка крепежей;
  • внешний осмотр патрубков, шлангов и прочих магистралей охлаждающей системы;
  • проверка целостности и степени натяжения приводных ремней;
  • оценка уровня загрязненности топливного фильтра;
  • восполнение уровня охлаждающей жидкости.

При плановой диагностике работы дизель-генератора заполняется диагностическая карта, которая храниться в журнале документов

Вне зависимости от интервала, на котором производится ТО по его завершении необходимо запустить ДГУ на холостом ходу и прогреть; затем требуется оценить качество работы электростанции на холостом ходу. Для некоторых моделей электрогенерирующих установок регламент предусматривает замену масляного фильтра после тестового ТО.

На отметке 250 моточасов производятся те же манипуляции, что и на отметке 50 мтч. Дополнительно на данной отметке меняют масло и масляный фильтр. Данная операция начинается с этой отметки и осуществляется при каждом последующем ТО.

Во время проведения ТО-2 (отметка 500 мчт) ко всем вышеперечисленным операциям добавляется замена топливного фильтра. Еще через 500 моточасов нужно менять воздушный фильтр. ТО-4 (2000 мтч) обременяет владельца заменой хладагента, фильтров системы охлаждения.

При проведении ТО проверяются вводной кабель и соединительные провода

Данный план технического обслуживания не распространяется на аварийные и резервные источники питания. Для поддержания их моторесурса достаточно один раз в год проводить ТО аналогичное обслуживанию генераторов постоянного использования на отметке 2000 моточасов. Кроме того для таких устройств проводится ежеквартальный осмотр с манипуляциями выполняемыми при ТО-50.

Чтобы продлить срок службы дизель генератора в холодных широтах, регламенты обязывают проводить сезонное техобслуживание (обычно, 2-3 раза в год).

Асинхронный или синхронный агрегат

  1. Асинхронные мини-электростанции поддерживают напряжение с точными характеристиками и без колебаний, что делает их оптимальным решением для питания устройств с повышенной чувствительностью к качеству тока. Они обладают лучшей защитой от влаги и пыли, отличаются долговечностью. Рекомендованная область их применения: медицинские учреждения, телекоммуникационные комплексы и серверные, а также питание иных приборов. Резервные генераторы этой группы чувствительны к пиковым нагрузкам и не могут использоваться для обслуживания оборудования с высокими пусковыми токами.
  2. Мини-электростанции синхронного типа отличаются более низким качеством тока и повышенной устойчивостью к кратковременным перегрузкам. Эти генераторы обладают большей эффективностью в условиях обеспечения питанием устройств с реактивной нагрузкой. Их обычно используют для обслуживания индивидуального жилья, продовольственных площадок, офисов и строительных объектов, где можно обеспечить защиту от влаги, пыли и прочих агрессивных факторов.

Испытания ДГУ под нагрузкой

Для оценки текущего моторесурса установки производятся испытания, сопряженные с повышенной нагрузкой на устройство. Во время данных испытаний производится ряд сервисных действий:

  • прочистка системы охлаждения;
  • замена масла с последующим удалением конденсата;
  • замена фильтров и прочих р/м;
  • обслуживание силовой установки: регулировка клапанов двигателя, частоты вращения, проверка натяжения приводных ремней;
  • диагностика системы управления на соответствие отдаваемым командам, проверка пульта управления установкой;
  • проверка герметичности охлаждающего контура ДГУ;
  • калибровка стоек и опор генератора;
  • чистка компонентов компрессора электростанции;
  • проверка целостности и чистоты топливных магистралей.

После проведения ТО проверяется работа ДГУ под нагрузкой

После завершения испытаний двигатель будет сильно закоксован, его нужно очищать от скопившихся продуктов горения. После это полагается длительная просушка основной обмотки ДГУ. Результаты испытаний и проведенные после испытаний ремонтные работы дают четкую картину об оставшемся моторесурсе устройства, возможности и целесообразности последующего капитального ремонта.

Класс защиты

Уровень защиты мини-электростанции определяет то, в каких условиях эксплуатация данного оборудования будет безопасной. Этот параметр обозначается символами IP в сочетании с двумя цифрами. Первый параметр указывает уровень защищенности от твердых частиц, включая пыль и механические воздействия. Вторая цифра определяет уровень стойкости к влаге.

Подбирать оптимальные значения характеристик для резервного генератора нужно с учетом условий эксплуатации: закрытое/открытое помещение, навес/улица, производственная площадка, отдельная комната и так далее.

Система запуска генератора

Система старта двигателя определяет эффективность эксплуатации оборудования. Мини-электростанции могут оснащаться автоматической или механической системой запуска силового агрегата. Первый вариант подразумевает использование специального реле, которое срабатывает без участия человека, получая сигналы от датчиков, непрерывно отслеживающих параметры основной электромагистрали. Он может быть оснащен удаленным узлом управления. Блок автоматического запуска рекомендуется использовать при питании систем высокой важности, где требуется непрерывное обеспечение потребителей энергией. В других случаях достаточно установить резервный генератор с механическим или ручным пуском.

Представленная информация позволит самостоятельно подобрать оптимальное техническое решение и составить четкие требования для менеджера относительно необходимой версии энергоустановки. Наши специалисты всегда готовы помочь выбрать мини-электростанцию, а также предоставить исчерпывающую информацию о реализуемых моделях.

Выбор топлива для генератора

На срок службы и эффективность работы генератора влияет качество выбранного топлива и смазочных материалов. Нужно учитывать химические свойства и сезонность.

Для бензинового генератора подходит только бензин без содержания этиловой жидкости, имеющий высокое октановое число.

Для двухтактного мотора, у которого клапан находится сбоку, выбирайте бензин с октановым числом выше 77. Это бензин марок А-80, АИ-92, а также АИ-95 и АИ-98. Четырехтактному двигателю, клапаны которого расположены вверху (OHV), требуются марки АИ-92, АИ-95 и АИ-98, то есть бензин, октановое число которого выше отметки 85.

Дизельным станциям важно так называемое цетановое число. При этом наиболее подходящие показатели зависят от сезона. В летнем топливе, когда работа осуществляется при высоких температурах, цетановое число должно быть не больше 45. В зимнее время при температуре не ниже 35 градусов Цельсия понадобится топливо с цетановым числом больше 45. В особо суровых климатических условиях применяют арктическое топливо (работает и при -50 °C).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]