При выборе покрышек опытные водители уделяют внимание не только комфорту движения, экономичности эксплуатации резины. Для безопасности движения решающее значение приобретают меры, которые производители шин предпринимают к уменьшению таких опасных эффектов как пробуксовка, ледовое скольжение, аквапланирование.
Что такое аквапланирование, его опасности
Эффект аквапланирования возникает на высоких скоростях из-за появления гидродинамического клина между залитой водой поверхностью дороги, пятном контакта шины. Несжимаемость воды выносит автомобиль на водяной валик, в неуправляемое скольжение. Лучшим примером аквапланирования становится применение эффекта в прототипе современных водных лыж – акваплане. Доска с гладкой нижней поверхностью, привязанная за катером, при увеличении скорости легко поднимает тяжелого спортсмена на поверхность воды. В водных видах спорта подъемная сила аквапланирования используется в серфинге, виндсерфинге.
При движении автомобиля присутствие водяного слоя, вызывающего аквапланирование, означает потерю сцепления с дорогой, потерю контроля управления.
Эффект возникает при скоростях, на которых шина не удаляет воду из пятна контакта. Критические значения скорости зависят от толщины водной пленки, глубины протектора, его рисунка, площади пятна контакта. На полигонных испытаниях тесты показали, что эффект аквапланирования появляется на скоростях около 70 км/час.
Уменьшение критической скорости «всплывания» колес может происходить при износе протектора, сниженном давлении в покрышке. Изношенные шины (с уменьшенной глубиной водоотводящих канавок) хуже выталкивают воду из-под покрышки. Протектор, изношенный до остаточной глубины в 1 мм, сохраняет 11% нормальной рабочей площади. Такое же уменьшение критической скорости происходит при недостаточной накачке шин.
Особенно опасно появление аквапланирования после проезда грязевых участков, забивающих канавки протектора. В этом случае аквапланирование может возникнуть при меньшей скорости, при выходе из лужи машина может попасть (при неровности дороги, близком повороте) в неуправляемое боковое скольжение, усиленное скользкой грязью.
В зимних условиях аквапланирование не менее опасно. В принципе, специальные зимние покрышки лучше защищены от его возникновения более крупным рисунком протектора. Но при слое воды на тающем льду ситуация усложняется. Мягкая зимняя резина работает как недокачанное колесо, мелкие кусочки льда, снежная каша забивают протектор.
Эффект скольжения на льду проявляется при каждом выходе из режима аквапланирования. Поэтому рекомендуется устанавливать узкие шины с глубоким протектором, широкими канавками. Дополнением к глубине протектора становится высота шипов (у шипованной резины), хотя на непосредственное возникновение аквапланирования шипы не влияют.
Каким образом происходит проявление аквапланирования?
Различные типы автомобилей испытывают проявления аквапланирования совершенно по-разному. Это зависит о того, какой системой привода обладает авто – передней или задней.
Заднеприводные машины срываются в неуправляемый занос из-за аквапланирования всегда с передней оси. В дальнейшем этот процесс передается и на заднюю ось. Ощутить возникновение данного явления можно по «легкому» рулю, который не получает никакой ответной реакции на любое вращение. Авто быстро теряет управляемость, значительно поднимая шансы тяжелейшего ДТП.
У автомашин, имеющих передний привод, аквапланирование начинается, наоборот, с задней оси, переходя вперед. Многие водители делают фатальную ошибку – пытаются затормозить, а это моментально оборачивается заносом и самопроизвольным скольжением автомобиля. Правильный алгоритм действий в подобной ситуации заключается в необходимости небольшого плавного ускорения.
Что делать при возникновение аквапланирования
Научиться правильной технике вождения при появлении аквапланирования достаточно трудно. Специальных полигонов для автолюбителей, методик обучения не существует. Навыки поведения могут вырабатываться только опытом вождения (иногда печальным). В реальной езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль становится «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи).
Самым опасным с такой ситуации становятся лихорадочные движения рулем с большой амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, возникновении сцепления вызовет резкий бросок автомобиля в сторону. Нужно попытаться сохранить прямое движение до появления сцепления с покрытием, после этого выравнивая автомобиль.
Видео: Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектора
Неприемлемы действия, обычные при заносе на льду (выворачивание руля в противоположную сторону, добавление газа), не дают результата резкое нажатие на тормоза, акселератор. Любые резкие движения могут стать опасными при выходе из аквапланирования. Снижение скорости становится самым эффективным для выхода, автомобиль, теряя скорость, «тонет», получает сцепные качества. Тормозить нужно двигателем, обратными переключениями скоростей. Возможна и естественная потеря скорости.
Предупредительные меры:
- соблюдение правил вождения;
- приобретение надежной резины;
- профилактический контроль износа шин (уменьшает вероятность появления аквапланирования до 50%);
- визуальный контроль качества, состояния дороги;
- постоянное движение на безопасной скорости, при входе в лужу – сброс скорости.
Как предотвратить появление аквапланирования и что делать, если оно произошло?
Главное условие предупреждения аквапланирования – соблюдение разумного скоростного режима. Если увидели, что на плоскости дорожного полотна имеется вода, сразу притормозите. В дождливую погоду спешить тем более не стоит.
В случае, когда аквапланирования избежать не удалось, ни в коем случае не поддавайтесь панике. Не надо бездумно жать на все педали и крутить рулем в разные стороны. Притормаживать необходимо плавно, стараясь выполнить замедление автомобиля с помощью двигателя. Запомните, любые резкие движения только усугубят ваше положение.
Как с этим борются производители шинной продукции
Первыми начали борьбу с аквапланированием производители спортивных шин. В автогонках огромные скорости вызывают проявление эффекта даже при водяной пленке в один миллиметр. Потеря управления вызывает фатальные последствия, поэтому автогонщики меняют резину при малейших намеках на изменение погоды. При сильном дожде, с постоянной водной пленкой на треке, спортивные гонки зачастую прекращаются.
Для спортивных шин были изобретены специальные дождевые протекторы, постепенно перекочевавшие на массовую шинную продукцию. В конструкции дождевых протекторов применяются направленные, асимметричные рисунки, глубокие водоэвакуационные каналы, разветвленные водоотводящие канавки. Специализация шин отражается в их названии, пиктограммах в маркировке, словах «rain», «water», «aqua».
Пионерами в конструировании специальных водоотводящих протекторов были фирмы Michelin, Dunlop, Pirelli & C, Goodyear. Финский производитель Nokian Tyres лидирует в конструировании протекторов зимних шин с эффектом предупреждения аквапланирования.
Конкуренция производителей выражается в изобретении новых рисунков протекторов, особых составов резины. Дождевые протекторы отличаются расположением водоотводящих канавок (формы «елочки», «бабочки»), глубокими ножевидными диагональными прорезями, пересекающими боковые канавки, количеством глубоких продольных водоэвакуационных каналов. Так, протектор дождевой шины Yokohama Geolandar снабжен двумя ребрами, диагональными изогнутыми канавками, четырьмя продольными каналами. Кроме предупреждения аквапланирования, протектор оборудован широкими плечевыми зонами, повышающими противодействие скольжению.
При этом конструкция протектора не ухудшает других параметров покрышки (уровня шумности, бокового увода, тормозного пути, сопротивления качению). По всем этим параметрам проводятся тестовые рейтинговые испытания шинной продукции, в которые составной частью входят тесты на продольный, поперечный аквапленинг. В комплексных тестах новые модели шин Goodyear, Pirelli теряют очки в аквапленинге, имея отличные показатели по сцеплению на снегу, хорошие тормозные качества, динамические характеристики.
В прошлогоднем тесте лучшую универсальность зимней резины (при хорошей сопротивляемости аквапланированию) показали покрышки Dunlop SP Winter Sport, Pirelli Winter 210SP, Continental Winter Contakt, Michelin Pilot Alpin, GoodYear Eagle Ultra Grip. Рядовые автолюбители редко выбирают для покупки специальную дождевую резину из-за высокой стоимости. При постоянном скоростном движении (вне зависимости от погоды) ее установка значительно повышает безопасность.
Как избежать аквапланирования?
Важные правила, которые не допустят эффекта планирования:
- соблюдайте скоростной режим, максимальная скорость при этом не должна превышать 70 км/ч;
- проверьте давление в шинах, оно должно быть одинаковым везде;
- остаточная толщина протектора не должна быть менее положенных значений;
- избегайте резких разгонов, торможений и резкого вращения рулем;
- не перегружайте багажник;
- видя перед собой лужу — снизьте перед ней скорость.
Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию
Не каждая шина способна обеспечить максимальный отвод воды. Например у всемирно известной фирмы Continental существуют специальные “дождевые” шины серии Uniroyal Tyres. При долгосрочных тестах была выявлена наилучшая эффективность отвода воды от колес, максимальное сцепление с дорогой и стабильный контроль над управлением автомобиля. Главное помните, какой бы не была качественная шина, какими новейшими технологиями безопасности автомобиль не комплектовался — от аквапланирования не застрахован никто. Только соблюдение скоростного режима, дистанции и интервала, а также поддержание транспортного средства в исправном состоянии позволит избежать пагубного эффекта аквапланирования.
5 / 5 ( 3 голоса )
Что способствует утрате сцепления?
Чтобы суметь, если не предотвратить, то хотя бы минимизировать последствия АП, нужно знать условия, благоприятные для его возникновения. Как говорилось выше, самым основным фактором выступает большая скорость. Любая резина имеет рисунок водоотводящих канавок, цель которых – вывод воды из контактирующей области колеса с дорогой. Если машина на полном ходу проезжает через большое количество воды, то на них рассчитывать не приходится. Такой объем воды они не в состоянии вывести из-под колеса за какие-то секунды.
Потому между колесом и дорожным покрытием возникает водная прослойка, разрывающая сцепление. Второй фактор – толщина водного слоя. Чем глубже лужа и выше скорость, тем меньше шанс избежать аквапланирования. Единственное, что можно предпринять – заблаговременно сбавить скорость.
Состояние и глубина протектора резины – третий фактор, оказывающий колоссальное влияние на исход езды по лужам. Стертые и неглубокие канавки и ламели шины не могут справиться с водной массой, а значит АП практически неизбежно. Потому, прежде чем набирать скорость, лучше трезво оценить состояние своей резины.
Некоторые водители предпочитают обувать свое авто в спортивную резину, пытаясь добиться максимального сцепления с сухой дорогой. Однако, уменьшение канавок, за счет которого и увеличивается сцепление, в дождливую погоду и на влажной поверхности даст прямо обратный эффект. Отсюда назревает логичное заключение о необходимости своевременной замены резины и ее соответствия сезону.
Косвенными причинами возникновения водяного клина могут стать:
- неудовлетворительное состояние подвески;
- переизбыток или нехватка давления в шинах;
- масса автомобиля;
- состояние дорожного покрытия.
Чем лучше дорожное полотно, тем выше риск потерять сцепление: водный слой более равномерно распределяется по поверхности, лишенной трещин, выбоин и ямок. Старые дороги же словно впитывают в себя влагу, пропуская ее через дефекты и изъяны своего покрытия.
Причем в зоне повышенного риска модели, стоящие на широких колесах. Современные авто, отличающиеся более узкими колесами, могут спокойно преодолеть опасный участок, даже не заметив этого. Чем меньше площадь соприкосновения, тем ниже риск.
Спущенные шины также увеличивают риск неприятной ситуации. Они просто промнутся, впуская водные массы в область контакта с дорогой. Аналогичным эффектом обладает и неисправная подвеска машины: изношенные амортизаторы, как правило, не отличаются жесткостью и упругостью. А значит автомобиль не сможет «прижаться» к дороге. И последний фактор: чем легче авто, тем меньше сила собственной тяжести будет препятствовать разрыву сцепки.