Держи руль правильно
Как ни странно, но предотвратить аварийную ситуацию или грамотно выйти из нее поможет правильная рулежка, а вернее правильное удерживание руля. В процессе движения нельзя «повисать» на руле, используя его в качестве опоры. В таком положении весьма трудно быстро вывернуть его в нужном направлении. Правильным будет такое положение тела, когда спина упирается в спинку кресла, а запястья рук располагаются на ободе руля. Данная поза поможет эффективно противостоять силе инерции, возникающей при движении машины.
Как правильно ездить зимой: советы эксперта
Зимняя пора встречается автолюбителями по-разному. Опытные водители не слишком-то переживают по этому поводу, активные «драйверы» радуются возможности эффектно поскользить в безлюдных поворотах, а новички волнуются, предвкушая нелегкий процесс получения нового опыта. Но всех их объединяет одно: необходимость понимания правильной техники зимнего вождения. О том, как правильно ездить зимой, как обезопасить себя и свой автомобиль, и что может в этом помочь, нам рассказал Иван Чужмар, тренер по защитному вождению.
Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.
Утренние упражнения
У тренние сугробы – первое, с чем может столкнуться водитель морозным утром. Лучшим способом выбраться из этого плена однозначно является расчистка пути перед автомобилем. Если вы не успели купить лопату, снег можно откинуть ногой или ковриком из машины, предварительно разрыхлив сугроб щеткой-сметкой. Это будет более затратно по времени, зато дешевле, чем замена бампера или радиатора.
Если за бамперы вы не переживаете, а радиатор достаточно высоко и глубоко, можно раскатать снег и самой машиной, расталкивая и трамбуя его движением взад-вперед. Однако я настоятельно не советую этого делать, если снег все-таки затвердел. Поэтому о выезде утром позаботиться надо еще с вечера, продумав себе этот выезд и посмотрев на прогноз погоды. Может быть, на зиму стоит установить будильник на 20 минут раньше, чтобы потом неспешно сделать утреннюю зарядку на свежем воздухе.
Ездим правильно
Говоря о зимнем вождении, стоит начать с простого – с главных отличий зимней манеры вождения от летней. О базовых вещах вроде прогрева и особенностей управления автомобилем в зимней одежде мы уже писали, теперь можно перейти непосредственно к движению по дороге. Летом все понятно: асфальт сухой и горячий, и сцепление шин с поверхностью максимально. Зимой же, даже в отсутствие снега, температура асфальта низка, и коэффициент сцепления холодных шин с холодной поверхностью далеко не такой высокий, а значит, и тормозной путь будет заметно длиннее.
Говоря о зимнем асфальте, стоит отметить и то, что его внешний вид зачастую обманчив. Кажется, что он просто мокрый или другого цвета – а на самом деле, он покрыт льдом. И лишь ощутив биение педали тормоза, говорящее о том, что сработала АБС, водитель понимает, что под колесами скользко. Поэтому даже на асфальте, свободном от видимой наледи или снега, стоит начинать торможение раньше, чем вы привыкли делать это летом – холодные колеса и тормоза работают иначе.
Двигаясь по зимней дороге, стоит учитывать резкость поворота руля. Если на асфальте опрометчивое движение было бы просто рискованным, то на льду оно может спровоцировать занос автомобиля. Аналогичный результат может вызвать и отпускание газа на дуге поворота: дестабилизация машины – и неуправляемое скольжение, которое, как правило, усугубляется тут же вжатой в пол педалью тормоза. А еще стоит понимать, что чуть более резкое, чем следует, нажатие на тормоз при движении на включенной передаче МКПП может заглушить двигатель – и дальнейший сценарий движения заглохшей машины без усилителя тормозов и руля имеет все шансы стать плачевным.
Стремясь наиболее динамично разогнаться на зимней дороге, не стоит использовать традиционные летние приемы. Стоит помнить, что какой бы ни была дорога, динамика зависит от коэффициента сцепления колеса с поверхностью. Если при разгоне возникает пробуксовка, зацеп практически пропадает – следовательно, чем меньше пробуксовка, тем быстрее мы разгоняемся. А поскольку на льду провернуть колесо куда легче, чем на асфальте, зимой стоит гораздо более аккуратно работать педалью акселератора.
И летом, и зимой при движении в повороте необходимо соблюдать элементарные правила. Так, видимый участок пути должен позволить вам остановиться без применения экстренного торможения – которое, в свою очередь, зависит от покрытия, шин и состояния автомобиля. Если же вы хотите поехать побыстрее, плавное и умеренное добавление газа в повороте не возбраняется – то есть, скорость на выходе из поворота вполне может быть выше, чем на входе. Однако в темное время суток нужно двигаться с такой скоростью, чтобы тормозной путь был в свете собственных фар: в случае заноса поворачивать в темноту не будет никакого желания.
В торможении зимой главное – чтобы оно было плавным, чтобы самим торможением не провоцировать скольжение автомобиля. Если у вас современный автомобиль, оснащенный множеством электронных систем активной безопасности, то их срабатывание стоит воспринимать как свою ошибку. Причин тому может быть много – резкое нажатие на педаль, место или момент торможения… Но суть, в любом случае, одна. Ну а с точки зрения правильного алгоритма, оптимальная методика торможения – это когда водитель тормозит до поворота руля, а не в самом повороте, и движется по дуге на постоянной скорости, без дотормаживания.
Предотвращаем заносы
Самая распространенная ситуация при езде по скользкой дороге — занос. Его может спровоцировать чересчур быстрый вход в поворот, резкий поворот руля, резкое торможение. Чтобы не допустить заноса нужно быть максимально внимательным и собранным, заранее продумывать все свои действия.
Если же все-таки занос произошел, то действовать нужно исходя из того, какие именно колеса в вашем авто являются ведущими. Техника выхода из заноса для заднего и переднего привода различна. В любом случае, чтобы без потерь выйти из заноса на скользкой дороге, нужно обладать навыками контраварийного вождения, которые можно получить автошколе.
Выбор резины
Правильный выбор резины — ответственный момент. Категорически запрещается отходить от стандартов завода-изготовителя, так как любое отклонение может сказываться на безопасности движения. При покупке резины руководствуйтесь тремя условиями.
Характеристика по типу «европейская» и «скандинавская» резина. У первого типа имеются водоотталкивающее свойства, которые предотвратят «аквапланирование» и имеет хорошее сцепление с дорогой. Второй тип больше подходит для обледенелых дорог.
Тип рисунка: симметричный и ассиметричный. Первый имеет невысокую стоимость, доставляет шум при езде и подходит для городских дорог. Резина с ассиметричным рисунком эффективнее справляется со своей задачей.
Опасности заснеженной трассы
Поездка по заснеженной трассе также имеет свои особенности. К примеру, после длительного спуска даже небольшой пологий подъем кажется довольно крутым, а плавные повороты выглядят очень резкими.
В условиях недостаточной освещенности дорога часто выглядит недостаточно широкой. Из-за этого многие водители, совершая встречный разъезд, резко выворачивают руль, пытаясь избежать мнимого столкновения. Стоит учитывать, что данный маневр чреват аварией.
Вне зависимости от ситуации на дороге в зимнее время года — самое главное сохранять спокойствие и самообладание и быть внимательным. Тогда ваш путь пройдет без проблем.
Особенности зимнего вождения
Как парковаться?
В зимнее время лучше не останавливаться на стоянке вплотную к бордюрному камню или иным автомобилям. В первом случае вы наверняка застрянете, так как возле бордюра скапливается снег, в который вы легко заезжаете с разгона, но выехать не сможете из-за пробуксовки. Во втором никто не застрахован от скольжения, которое на тесной стоянке может оказаться роковым, и вы зацепите чужое авто.
На подъемах парковаться нежелательно, но порой нет выхода. В этом случае останавливаться следует таким образом, дабы корма вашей машины была обязательно выше передка. Чтобы скатиться назад при выезде, лучше стать на спуске передом по ходу движения, а на подъеме – напротив.
Старт
Начало движения
В летнюю пору тронуться просто, однако зимнее вождение имеет свои нюансы. Стартовать нужно исключительно на малых оборотах, очень аккуратно отпуская педаль сцепления и медленно нажимая на акселератор. Причем это правило относится не только к сугробам и открытому льду, но также и к участкам дороги, которые кажутся чистыми, ведь на них часто образуется ледяная прослойка. Так что лучше заглохнуть, чем начать шлифовать дорогу колесами.
Видео: Как водить авто зимой
Пробуксовка чревата неконтролируемым боковым скольжением авто, неважно, передне- или заднеприводная машина. На оживленных перекрестках с плотным трафиком пробуксовка почти наверняка приведет к столкновению. В лучшем же случае вы просто будете стоять на месте. При слишком скользком покрытии, рекомендуется начинать движение со второй, потому как она не такая «оборотистая», или перевести селектор АКПП в зимний режим.
Выезд «враскачку»
При выезде из сугроба необходимо двигаться только со второй передачи и выезжать с раскачкой. При ощущении, что машина буксует, необходимо выжать сцепление и тормоз. Естественно, авто будет откатываться. Далее требуется повторить процедуру несколько раз, в результате чего вы должны выбраться.
При наличии пространства для маневра, лучше включать поочередно вторую и заднюю скорость. Это же работает и с «автоматом», но действовать необходимо быстрее, переводя селектор. Если же под колесами подтаявшая снежная каша, а под ней твердое покрытие, можно вращать рулем – так снег из-под колес быстрее вылетит и шины получат сцепление с дорогой, но этот метод работает только на переднеприводных моделях.
Как правильно тормозить зимой?
С ABS и без нее
Видео: Мастер класс по вождению автомобиля зимой
Техника торможения зимой на машине оборудованной системой ABS и без оной, различается кардинально. Если авто без электроники, то давить на педаль тормоза требуется с перерывами и плавно. Это предотвратит неконтролируемое скольжение. Если же ABS имеется, то нужно жать на педаль тормоза как можно сильнее, а электроника сама будет блокировать колеса.
Торможение мотором
Тормозить можно и нужно и силовым агрегатом. Для этого требуется переключаться на пониженные передачи. Единственный момент – нельзя бросать педаль сцепления слишком резко, так как это приведет к блокировке колес. Если у вас авто с АКПП, то нужно использовать функцию «тип-троник». В ручном режиме гораздо проще контролировать обороты двигателя, тормозя им более эффективно. А ногу в это время требуется держать над педалью тормоза, чтобы максимально быстро затормозить.
Предусмотрительность
Необходимо также соблюдать интервал движения, учитывая увеличение тормозного пути зимой, в сравнении с таковым в летнее время, почти вдвое. Лучше увеличить дистанцию от едущего впереди авто. Но не стоит и злоупотреблять этим, так как более опытные (и не только) водители обязательно начнут вас обгонять.
Кроме того, рекомендуется постоянно смотреть в зеркало. Ведь далеко не все шоферы столь предусмотрительны – многие еще не осознают всех сложностей зимнего вождения. Зачастую это приводит к тому, что их машины начинают скользить и врезаются в едущие впереди. Следовательно, если вы хотите сохранить корму своего авто, время и нервы, лучше немного проехать вперед или пропустить когда видите такого «лихача», несущегося на вас сзади.
Зимние виражи
Общие рекомендации
При прохождение поворотов в зимнее время нужно соблюдать особую осторожность
Вхождение в повороты считается одним из сложнейших маневров зимой. При излишне быстром движении машина начнет скользить наружу поворота, причем это не зависит от привода авто. Обычная реакция водителя – доворачивание баранки, чего делать нельзя, так как выйти потом из заноса почти нереально. В этом случае необходимо немного отпустить руль в исходное положение и сбросить газ. Эти меры нагрузят колеса, а уже после рекомендуется плавно нажимать на акселератор и выкручивать руль в направлении поворота.
Зависимость от типа привода
В данном случае многое зависит именно от привода авто.
- Передний – в этом случае необходимо повернуть баранку в сторону заноса и нажать на акселератор. После этого вам нужно сразу выровнять рулевое колесо, отпуская педаль газа. И лишь когда передние шины зацепятся за дорогу, можно плавно наращивать обороты. Главное, не тормозить и не отпускать акселератор, если руль еще не выровнен – машина уйдет в занос.
- Задний – для стабилизации транспортного средства следует оперативно повернуть руль в направлении заноса (но не резко), а потом снять ногу с акселератора.
- Полный – с одной стороны такой привод кажется заманчивым, ведь устойчивость авто с ним выше. Однако стоит понимать, что схема 4х4 начинает скользить заметно позднее, а вот предсказать ее поведение в заносе сложнее. В такой ситуации следует не теряться, а повернуть баранку в сторону заноса, после чего варьировать подачу топлива по системе – больше-меньше. Главное – все делать в меру. Несли нажать на акселератор слишком сильно – машину попросту понесет, а если недостаточно, то ее начнет разворачивать.
Общие советы при заносе
Когда машину уже понесло и сделать что-то возможности нет, нужно выжать сцепление, тормозить и надеяться, что ДТП не случится. На дороге такая ситуация часто заканчивается на встречной полосе, так что с нее нужно поскорее съехать. В худшем случае вас ожидает лобовое столкновение.
В заносе тяга должна быть постоянно, причем тип привода на это не влияет. Набирать обороты во время прохождения виража зимой непозволительно, равно, как и тормозить.
Но самый дельный совет – не уповать на электронику и вести себя на дороге сдержанно. Такое поведение позволит не допустить столкновения, ведь от него пострадать можете не только вы, но также и иные участники движения, а то и пешеходы, не защищенные металлом кузова и средствами безопасности.
Второе правило
Если ты решил подвезти одинокую девушку, мерзнущую январским вечером на автобусной остановке, тормози заранее и очень плавно. Иначе тебя либо пронесет метров на двести дальше, либо, что значительно хуже, вышвырнет на тротуар и девушку.
Дело в том, что остановки общественного транспорта, перекрестки, выезды из боковых проездов и другие участки, где транспорт притормаживает или трогается с места, зимой становятся потенциально опасными — нарваться на раскатанный лед там вероятнее всего. К тому же и пешеходов там, как правило, больше.
Насколько опасна езда на летней резине зимой?
Эксперты рекомендуют менять летнюю резину при падении температуры воздуха до +5°С. В холодное время года летняя резина начинает менять свои свойства. Это обусловлено её химическими составами.
Управлять ТС, обутым в летние шины, по гололёду или на заснеженной дороге крайне сложно.
Среди проблем управления:
- проблемы со стартом и торможением;
- заносы на поворотах;
- потеря скорости движения;
- жёсткая езда.
Всё это может привести к ДТП. В состав зимней резины входят специальные примеси. Они позволяют шинам сохранять мягкость при низких температурах.
Как меняются свойства резины?
Поведение летних шин на зимней дороге зависит от вида и типа резины.
Свойства выпускаемых промышленностью изделий неодинаковы.
Увеличение тормозного пути летних шин на холодной дороге:
Наименование бренда | Ед. изм. | Величина удлинения тормозного пути |
Bridgestone | м | 2,7 |
Continental | м | 1,7 |
KUMHO | м | 2,3 |
Nokian | см | 70 |
Michelin | см | 10 |
Главное отличие летних шин от зимних — большая жёсткость используемого в их производстве материала. Такие изделия имеют более низкую степень вязкости с дорожным полотном в холодную погоду.
При низких температурах летняя резина резко изменяет свои свойства. Она буквально «дубеет».
Основные принципы управления автомобилем зимой
Чтобы управление автомобилем прошло комфортно и без происшествий, машину важно подготовить. Главными атрибутами езды зимой являются:
- зимние покрышки;
- рабочее освещение;
- стеклоомывающая жидкость.
После оснащения автомобиля всем необходимым можно поговорить о том, как ездить в зимний период на полном приводе. Следует рассмотреть главные принципы.
Третье правило
Особую опасность зимой представляют собой виадуки и мосты. Там на подъемах и спусках при легком падении температуры лед образуется в первую очередь, даже в сухую и солнечную погоду. Особенно в утренние часы.
Другой опасностью являются различные отвалы снега, устраиваемые дорожными службами. Когда колеса с одной стороны машины едут по асфальту, а другие попадают на кашеобразную ледяную жижу, вероятность мгновенного заноса очень высока. Единственным проверенным средством борьбы с возникновением заноса в такой ситуации может стать только адекватно выбранный скоростной режим.
Для пересечения таких вот снежных брустверов лучше всего заходить на них под углом в 45 градусов, поочередно переезжая бруствер всеми четырьмя колесами таким образом, чтобы только одно колесо оказывалось в снежной каше, в то время как все остальные имели бы стабильную связь с дорогой.
Езда зимой или первый зимний сезон
Водителей, которые ездят только летом, весной иногда называют «подснежниками», но чаще чайниками. Водители, отъездившие зиму, смотрят на них свысока. И это не лишено оснований – езда зимой намного сложнее летнего вождения.
Причин несколько. Основная, конечно же, природная – холод, снег и лёд на дорогах никак не способствует комфорту вождения. Но не меньшую роль играет и психология – водители зимой более напряжены и это неизменно отражается на стиле вождения, особенно в начале сезона.
Может лучше не искушать судьбу и поездить зиму на общественном транспорте? Не стоит – один единственный успешный зимний сезон сделает из Вас лучшего водителя, чем 10 лет езды на дачу летом по сухой дороге. Специалисты вообще считают, что зима – лучшее время для обучения вождению, поэтому даже если Вы только недавно получили права, то не бойтесь предстоящей зимы! С помощью наших нехитрых советов Вы имеете все шансы отъездить её без потерь.
- 1. В первый настоящий зимний день со снегопадом/гололёдом лучше на машине не ездить. Этот день –главный праздник для участков рихтовки и малярки на всех без исключения автосервисах. Название у этого праздника – «начало сезона». Будет намного лучше, если отмечать его в автосервисе будет без Вас. Всё просто – те, кто вообще не был готов к зиме, побъют свои машины сразу и попадут в надежные объятья автосервиса, а Вы через пару дней поедете уже среди «прикатавшихся» к новым условиям водителей, которые успели за эти дни поставить зимние шины, привыкнуть к гололёду и т.д.
- 2. Поставьте зимние шины. Ставить зимние шины надо тогда, когда ночью стабильно устанавливаются заморозки. Не слушайте тех, кто говорит, что зимние шины – для выезда из сугроба и до снега можно спокойно ездить на летних. Они неправы – летние шины предназначены для эксплуатации ТОЛЬКО при плюсовых температурах. Поэтому если по утрам 0 или «минус», выезжать на дороги надо на зимней резине. Вполне может статься, что кажущийся чистым асфальт уже успел превратиться в каток и на летних шинах на нём делать нечего.
- 3. Не тормозите зимой в пол. Даже если перед Вами резко затормозили, даже если Вы боитесь столкновения – заставьте себя перебороть привычку и не допускайте юза колес. Тормозной путь увеличится многократно. Применяйте прерывистое торможение, тормозите двигателем, в крайнем случае прижмитесь к сугробу на обочине, но не тормозите с блокировкой колес! Конечно, если у вас автомобиль с ABS, то за Вас всё уже продумали его создатели. В этом случае можно не задумываться и тормозить как велят инстинкты, но лучше всё-таки выработать в себе правильную последовательность действий – сначала тормозить двигателем и лишь потом рабочими тормозами.
- 4. Всё делайте плавно. Главное условие безаварийной езды зимой – плавность. Плавно разгоняйтесь, плавно тормозите, плавно поворачивайте руль. Любое резкое движение может привести у сносу или заносу.
- 5. Будьте внимательны на снежной каше. Каша из снега и химикатов – обычное состояние дорог в большинстве крупных городов. Но мало кто знает, что именно это покрытие – самое коварное. Достаточно лишь сказать, что тормозной путь на такой «каше» в 1.5 (!!!) раза больше, чем на льду!
- 6. Избегайте заносов и сносов. Конечно, существуют правила – при заносе на переднеприводном автомобиле надо прибавить газ, на заднеприводном – убавить, но без практики они ничего не значат. Поэтому имеет смысл либо потренироваться на свободной площадке выходить из заноса, либо попросту стараться ни в коем случае его не допускать. На практике этого удаётся достичь с помощью хороших шин, большой дистанции и плавности всех действий.
- 7. Не забывайте провести зимнее ТО. Зимой Ваш автомобиль ждёт настоящий стресс. Специалисты считают, что один зимний сезон для автомобиля равносилен трём летним. Но нагрузка на автомобиль ещё больше увеличивается, если его правильно не подготовить к зиме. Об этом мы уже рассказывали здесь.
- 8. Соблюдайте повышенную дистанцию. Помните, что даже на самых лучших зимних шинах, даже на самом современном автомобиле с самой последней версией ABS тормозной путь на зимнем покрытие будет не менее чем в 1.5 раза больше, чем летом! А это значит, что дистанцию надо держать в 1.5 раза больше! Если же учесть худшую видимость, непостоянство покрытия под колесами и т.д., то окажется, что и увеличение дистанции в 2 раза будет нелишним.
Эти достаточно банальные правила обязательны к применению если Вы хотите безаварийно отъездить свой первый зимний сезон. Хорошего Вам сцепления шин с дорогой!
https://master-driver.ru/