Для чего нужна коробка передач
Схема передачи вращения на колеса заднеприводного автомобиля
О предназначении и расположении педалей в машине прочитать можно здесь
Для того, чтобы понять основы вождения автомобиля с механической коробкой передач, достаточно, пусть и поверхностно, знать схему передачи момента вращения от двигателя к ведущим колёсам. Итак, двигатель запущен, авто стоит на стояночном тормозе, рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Это означает, что вал двигателя и муфта сцепления вращаются. Вращение передаётся и на первичный вал КПП, но, поскольку ни одна из передач не включена, крутящий момент на ведущие колёса не передаётся и авто не двигается. Муфта сцепления состоит из двух дисков – ведущего и ведомого, плотно прижатых друг к другу. В тот момент, когда водитель выжимает педаль сцепления (крайнюю левую из трёх), диски разъединяются, и первичный вал коробки передач останавливается. Для того, чтобы автомобиль начал двигаться, необходимо включить передачу и отпустить педаль сцепления. Тогда вся цепочка, изображённая на схеме, объединится в одно целое и крутящий момент двигателя передастся на ведущие колёса. На полноприводных авто эта схема несколько усложнена, что принципиального значения в плане обучения вождению автомобиля с механической коробкой передач не имеет.
Обучение вождению: немного нескучной теории
Первая часть заканчивается, когда человек получает водительские права. Многие ошибочно начинают думать, что уже стали водителем. Отнюдь… Смею Вас уверить, что Вы еще не водитель. Вы только «кандидат» в водители.
Настоящим водителем человек становится, проехав 10-20 тыс. км по городу.
Это и есть вторая часть обучения. Однако, долгая езда по городу, сама по себе еще не гарантирует повышения мастерства. Очень многие, имея за плечами годы водительского стажа, так и остаются «чайниками» в худшем смысле этого слова. Они как говорящие попугаи, которые говорят хорошо, много, но совсем не понимают о чем. Почему так происходит?
Все дело в идеологии вождения, т.е. основная мысль при вождении:
— О чем думает «ЧАЙНИК» — Доехал до места, остался жив и, слава Богу! А как он доехал — это уже дело десятое.
— О чем думает «ГОНЩИК» — Да ни о чем!!! За него ноги думают. Для него главное «газу до отказу», а дальше как кривая выведет.
— О чем думает НАСТОЯЩИЙ ВОДИТЕЛЬ — Прежде всего он, думает о безопасности!!! Во вторую очередь о комфорте.
Именно эти две цели должны быть в голове у водителя. Безопасность и комфорт для себя, окружающих пассажиров. Иными словами вождение должно быть красивым. И от этой красоты можно и нужно получать огромное удовольствие.
При езде по городу 90% работы — это работа головой. А вся механическая работа руками и ногами — остальные 10%. Работа головой не только самая объемная, но и самая важная часть вождения. Научиться думать за рулем — это задача даже более важная, чем научиться нажимать на педали и крутить баранку. Потому, что человек умеющий давить на газ с пустой головой, как раз и есть тот, кого называют «обезьяна с гранатой».
В деле вождения ВСЕ ВАЖНО. По степени важности все делится на важное и принципиальное. Важное — это то, что можно обсуждать делать или не делать. Принципиальные вещи обсуждению не подлежат. Это святое. Хочешь, не хочешь, а делать надо ВСЕГДА, без исключений. Потому, что от них прежде всего зависит твоя безопасность, а проще говоря, твое здоровье и жизнь.
Все принципы, как правило, просты и понятны, сродни аксиомам. Например. Куда смотришь — туда едешь, куда не смотришь — туда что?.. Правильно — не едешь! Казалось бы, что тут еще объяснять? Ведь все это знают. Но за рулем мало знать. За рулем надо ВЫПОЛНЯТЬ! Ведь именно не выполнение этого, по сути, элементарного принципа приводит к массе аварий.
Принцип: за рулем всегда надо сначала думать, потом делать. Ни одного движения, сидя за рулем нельзя позволять себе делать, не подумав. Не думая можно только дышать. Этот принцип — основа всей безопасности.
Все, что относится к управлению автомобилем, водитель должен делать «на автомате».
Вождение автомобиля — это, по сути, танец или игра на музыкальном инструменте. Сначала ученик заучивает необходимые движения до автоматизма, а потом, на дороге, руки и ноги делают все как бы сами собой. Вы же при ходьбе не думаете о том, как переставлять ноги?..
ШАБЛОНЫ На первый взгляд кажется, что водитель делает много движений, в разное время по-разному. Возникает впечатление хаоса движений. Но посмотрите на танцора. Он тоже делает массу разнообразных движений. Как он все это запоминает?
Суть в том, что и у того и у другого нет никакого хаоса. В обоих случаях движения состоят из отработанных комбинаций. Танцоры называют это «ПА». В вождении будет называться ШАБЛОНАМИ.
Итак, все действия при управлении автомобилем состоят из шаблонов. Задача обучения состоит в том, что бы выучить и отработать эти шаблоны до автоматизма. Любое действие за рулем — это определенный шаблон.
— Запуск двигателя — это шаблон.
— Начало движения — это шаблон.
— Остановка — это шаблон, и т.д.
Это может, покажется странным, но вся езда по городу это всего на всего один шаблон — шаблон поворота. Все действия водителя, что бы он ни делал, базируются на одном этом шаблоне.
Вся прелесть этой методики состоит в том, что она избавляет ученика от необходимости заучивать и запоминать массу различных движений в разных ситуациях. Достаточно отработать несколько шаблонов. В процессе езды по городу достаточно будет только переключаться с одного шаблона на другой. Но и это еще не все. Главная задача — это работа головой (осмотр, оценка ситуации, принятие решения на маневр), тоже должна состоять из шаблонов, и тоже должна быть отработана до автоматизма!
Начиная обучение, ученик держит порядок действий в голове. При многократном повороте, постепенно упражнение переходит в моторную память (моторику), освобождая голову. Полностью отработав до автоматизма одно упражнение, можно переходить к другому. В следующем добавляются новые элементы, которые по началу так же контролируются головой, предыдущие выполняются на автомате. По мере отработки и эти новые переходят в мониторику, освобождая голову для других элементов.
Так, постепенно, элемент за элементом все действия укладываются в моторной памяти, освобождая голову для других работ.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЖДЕНИЯ Работа головой, как уже было отмечено, составляет основную часть процесса вождения. На то как сработает голова, большое влияние оказывает психологический настрой человека. Ведь, иногда бывает так, что опытный водитель в расстроенных чувствах ведет машину хуже новичка.
Из этого следует принцип: у водителя за рулем не должно быть никаких эмоций — Ни положительных, ни отрицательных. Логика проста — пока в голове бушуют эмоции, человек не может думать, а пока он не подумал, он не имеет права ничего делать. Поэтому очень важная часть подготовки водителя — научиться управлять своими эмоциями! Проще говоря — не допускать их до себя. Это особенно важно в критических ситуациях.
Управление эмоциональной сферой человека — одна из самых трудных задач. Она является наиболее сложной потому, что водителю приходится осуществлять контроль самому над собой. Ведь если мысли появляются по воле разума, то эмоции выскакивают абсолютно не произвольно.
Сев за руль, водитель должен настроится на вождение. Во-первых, успокоиться. Во-вторых «включить» все принципы и правила вождения. Водитель, по сути, это уже даже не человек, это функция, «биоробот» выполняющий задачу, которую сам в себя заложил.
Идеал для водителя — это лейтенант Дэйта из сериала «Звездный путь». Все знает, все выполняет согласно инструкциям, постоянно думает, анализирует и полное отсутствие каких бы то ни было эмоций.
В большей мере эмоциональные трудности — это проблема женской части водителей. Известна поговорка: женщина за рулем — это павиан с гранатой. И это, к сожалению, верно.
Весь секрет состоит в том, что за рулем не бывает мужчин или женщин. За рулем должен быть ВОДИТЕЛЬ!!! Сев за руль, женщина должна тут же забыть, что она — женщина потому, что она перестала быть женщиной она уже водитель и только водитель. Те женщины, которые это делают становятся хорошими водителями. Порой даже лучше чем многие мужчины.
Обучение вождению: немного нескучной теории
3 (60%) 1 голос[а]
Техника вождения автомобиля с механической коробкой передач
Перед тем, как впервые начать вождение автомобиля с МКПП, следует изучить органы управления им, основными из которых являются:
Как сдать на автомобильные права с первого раза прочитать можно здесь
- рулевое колесо;
- педаль управления муфтой сцепления;
- педаль тормоза;
- педаль акселератора («газа»);
- рычаг выбора передач;
- рычаг ручного тормоза.
Первые уроки вождения автомобиля с механической коробкой передач
О вождении автомобиля с АКПП прочитать можно здесь
Итак, вы впервые сели на водительское сидение. В первую очередь необходимо осмотреться, изучая расположение органов управления, порядок переключения передач, схема которого может быть различной — она обычно наносится на верхнюю часть рукояти рычага переключения передач, где буква «R» означает заднюю передачу. Далее выполняем последовательно следующие действия:
- Необходимо отрегулировать сидение так, чтобы посадка была удобной и позволяла свободно удерживать руки на руле слегка согнутыми, а ноги на педалях; отрегулируйте также зеркала заднего вида.
- Убедитесь, что машина удерживается ручным тормозом, а рычаг КПП находится на «нейтралке» (он должен быть не зафиксирован).
- Запустите двигатель.
- Нажмите до упора на педаль сцепления и включите первую передачу.
- Снимите машину со стояночного тормоза, опустив вниз его рычаг.
- Перенесите правую ногу на педаль газа.
- Плавно отпускайте педаль сцепления. Чтобы двигатель не заглох, слегка нажимайте на «газ».
- По мере разгона авто переключайте передачи, выжимая сцепление и снимая ногу с «газа».
Передачи переключайте, когда обороты двигателя достигнут 3000 – 4000 оборотов в минуту. Впрочем, различные модели машин имеют отличные друг от друга характеристики двигателя и КПП, поэтому достигнуть определённого совершенства в управлении можно, лишь упорно практикуясь.
Начало движения на подъёме и остановка авто
Какую марку машины выбрать женщине прочитать можно здесь
Обучению началу движения в этом случае, начинают на специальной эстакаде. Авто устанавливается на ручной тормоз. При трогании с места необходимо, при включенной первой передаче, плавно опускать рычаг ручного тормоза, параллельно с этим увеличивая обороты двигателя педалью «газа» и отпуская педаль сцепления. Поначалу возникнут проблемы с координацией действий, которая появится в результате тренировок. В дальнейшем, по мере приобретения навыков езды, вам даже не придётся ставить машину на «ручник». Вы научитесь трогаться с места в горку, даже если во время остановки авто будет удерживаться нажатием педали тормоза, без использования рычага ручного тормоза. Остановку авто следует осуществлять, сбавляя обороты двигателя и последовательно переходя на низшие передачи, применяя приём торможения двигателем. Не стоит привыкать гасить скорость на «нейтралке» — эта привычка может здорово подвести вас на скользкой дороге. При обучении движению задним ходом учитесь ориентироваться по боковым зеркалам заднего вида – этот навык поможет впоследствии филигранно парковаться в условиях тесноты. Для управления скоростью в таком случае пользуйтесь педалью сцепления, не снимая с неё ногу – это позволит вовремя скорректировать направление и избежать столкновения с каким-нибудь препятствием. Применяя эти несложные правила вождения автомобиля с механической коробкой передач на практике, вы постепенно обучитесь грамотной и безаварийной езде.
Виртуальный автоинструктор вождения авто с МКПП
Где самое безопасное место в машине прочитать можно здесь
В помощь начинающим водителям разработаны различные симуляторы, позволяющие «примерить» на себя роль водителя. Но, несмотря на достаточно совершенные разработки в этом направлении, научиться ездить с их помощью невозможно – никакая программа не способна предусмотреть все неожиданности, возникающие в реальной жизни. Впрочем, отработать реакцию и скорость зрительного восприятия они помогут. Как вариант, можно приобрести лицензионную программу «City Car Driving». Это игра, имитирующая вождение автомобиля с механической коробкой передач. Она имеет несколько уровней сложности, позволяет создать видимость движения в различных погодных условиях, при изменениях освещённости и т.п. Но реальный опыт никакой симулятор заменить не в состоянии, поэтому – практика и только практика!
Самоучитель вождения по городу
ПДД 2010. Самоучитель вождения по городу (2009) Русская версия игры.
Жанр: Обучение.
- Год выхода: 2009;
- Разработчик: Exceed Entertainment;
- Издатель: ИДДК;
- Издатель в России: ИДДК;
- Язык (локализатор): русский (оригинал);
- Поддержка игровых манипуляторов (руль, педали).
Описание:
X-instructor. Самоучитель вождения по городу. ПДД 2010. Подготовка и cдача экзамена.
Самоучитель подготовит Вас к теоретическому и практическому экзаменам на получение водительского удостоверения категорий: А, B, С, D, а главное – поможет овладеть навыками управления автомобилем в условиях города, изучить реальные маршруты московских экзаменационных подразделений ГИБДД.
Благодаря ЗD-тренажеру, Вы можете смело тренироваться ездить по дорогам Москвы под присмотром «виртуального инструктора», который подскажет маршрут и зафиксирует ошибки.
У Вас есть уникальная возможность без угрозы для жизни или кошелька побывать в ДТП, а учебную машину «бить» и эксплуатировать Вы сможете столько, сколько необходимо для приобретения навыков уверенной езды.
И при этом, без затрат на бензин! Испытав все то, что ощущает водитель на дороге в реальной жизни, в будущем Вы сможете избежать многих ошибок и успешно сдать экзамен в ГИБДД!
ГИБДД Москвы рекомендует данный самоучитель для самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов на водительские удостоверения категорий A, B, C, D в качестве практического учебного пособия.
Особенности игры:
- Самый свежий официальный текст ПДД РФ в формате электронного справочника (с цветными иллюстрациями). Все изменения и дополнения на сентябрь 2009 год выделены цветом;
- Десять районов города Москвы, воспроизведенных с точностью до каждого дорожного знака;
- Реальные маршруты экзаменационных подразделений ГИБДД Москвы;
- Система контроля нарушений во время вождения;
- Виртуальный инструктор, помогающий во время тренировки и контролирующий экзаменационный заезд;
- Реалистичный трафик: пробки, спецтранспорт, нарушители;
- Практическая часть с базой экзаменационных вопросов по категориям: А, B, С, D. Тестирование знаний ПДД: тренировка и экзамен. Общая база – 1600 вопросов.
Минимальные системные требования:
- OS: Windows XP/2003
- CPU: Pentium IV 1.5 ГГц
- VIDEO: GeForce 4400/Radeon 9200, 800*600 16 bit
- RAM: 512 Мб
- SOUND: звуковая карта
- HDD: 500 Мб
Установка:
- Смонтировать образ.
- Установить.
- Учиться.
Так же будет полезно изучить симулятор вождения автомобиля
Самоучитель вождения по городу:
Симулятор вождения по городу 2011
Сколько можно выпить вечером, чтобы утром безболезненно сесть за руль?
Тактика вождения автомобиля
Идем дальше. Перечисленные навыки вождения автомобиля – составляющая водительского мастерства, но их совсем недостаточно для полноценного и безопасного вождения. Эти навыки позволят вам полностью контролировать движение автомобиля как такового и неплохо управлять им на пустой дороге, горном серпантине, к примеру. Но автомобиль – существо «социальное», и управление им подразумевает наличие других участников движения, соблюдения правил дорожного движения, учет дорожных знаков, разметки, условий видимости и т.п.
И для того, чтобы учитывать все это, существует отдельная группа водительских навыков, которая складывается в тактику вождения автомобиля. К ним относится следующее:
- равномерность движения
- приемы экономичного вождения автомобиля
- отсутствие бесполезных и незапланированных торможений
- навыки создания и сохранения безопасного пространства вокруг автомобиля
- знание критериев безопасности окружающего пространства
- умение быть видимым для других участников движения
- умение рационально наблюдать за дорогой и оценивать ситуацию
- умение прогнозировать изменение ситуации и своевременно реагировать
- знание критериев безопасной, оптимальной скорости движения в потоке
- умение поддерживать и своевременно изменять оптимальную скорость
- умение правильно выбирать оптимальную скорость в свободных условиях движения и в плотном потоке
- умение выбирать безопасную скорость в зависимости от условий видимости дороги
- 5 способов эффективного перестроения
- навыки безопасных опережения и обгона
- навыки безопасного выезда на главную дорогу
- умение учитывать намерения других участников движения
- способность сознательно жертвовать своим приоритетом
- умение занять оптимальное положение на дороге и не создавать помех более «быстрым» водителям
- понимание и использование принципа рационального приоритета проезда
И этому тоже не учат в автошколах
Как видите, мало что из перечисленного изучается в автошколе, и что самое обидное вы это можете освоить далеко не в каждой школе водительского мастерства. Большая часть этих навыков на западе называется defensive driving, что по-русски принято переводить как «защитное вождение». Это вторая треть того, что должен знать и уметь хороший водитель.
В Kaminsky Driving School вы можете частично освоить эти навыки на курсе «Безопасное вождение в городе» (Уровень 2. Уверенное вождение) и пройти обучение защитному вождению на курсе безопасного вождения высшего уровня «МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Пройдя этот курс и научившись всему, о чем я написал, вы поднимитесь на уровень продвинутого водителя – МВА – мастера вождения автомобиля.
Итак, перечисленные навыки вождения автомобиля позволят водителю не допускать аварийных ситуаций: полностью контролировать машину и дорожную ситуацию, осознавать уровень риска ДТП в каждый момент времени, управлять уровнем риска и сводить его к минимуму.
Если вы владеете всеми этими приемами, это, конечно, здорово, но недостаточно для полностью безопасного вождения автомобиля. Ведь раз в год и палка стреляет, и на старуху бывает проруха. Так что как ни предугадывай развитие дорожной ситуации и не избегай аварий, рано или поздно могут понадобиться навыки выхода из экстремальных ситуаций – контраварийные приемы вождения автомобиля.