13.03.2017 0
12669
Качественное топливо – один из важных элементов долголетия автомобиля. Водители знают: не каждая заправка предлагает хороший бензин. Автолюбители имеют свои предпочтения, часто – основанные на личном опыте проб и ошибок. Чтобы рассказать, на каких российских АЗС продают самое лучшее топливо, в статье собран рейтинг на основе отзывов владельцев авто за 2020 год.
Столичный топ: лучшие АЗС по качеству АИ-95 и дизтоплива в Москве и области
Водители столицы без всяких возражений отдают предпочтение газпромовской «дочке» ПАО «Газпром нефть», видя ней эталон качественного горючего. И это не голословное утверждение – состояние поступающего топлива всегда под жестким контролем, его параметры соответствуют технической документации. По сервисной деятельности нареканий ни у кого нет: в кафе – сытно и аппетитно, в туалете – безукоризненная чистота, в магазине – все необходимое для проезжающих.
Так что по показателю, лучшая заправка по топливу и сервису в Москве и области, все плюшки заслуженно достались ГПН. К остальным реализаторам горючего доверие автовладельцев мало чем отличается от всероссийских показателей. Столичный ТОП-10 выглядит следующим образом:
- Газпром нефть.
- Shell.
- Трасса.
- ЕКА.
- Нефтьмагистраль.
- British Petroleum.
- Роснефть.
- Татнефть.
- Лукойл.
- Славнефть.
Истина в мелочах
По характеристикам нефтепродукты на бензозаправках Shell и Трасса мало чем уступают Газпромнефти, потому что это собственно одно и то же. Дело в том, что они покупают горючку на Московском НПЗ, а его основной акционер – не кто иной, как ПАО «Газпром нефть». Клиенты с положительной стороны отмечают на Шелл такую приятную мелочь как постоплата – сперва заправился, потом заплатил.
АЗС «Трасса» привлекают своих абонентов за счет меньшей цены, копеек на 30-40. Несколько очков бренд потерял из-за нестабильной добротности топлива – в центре столицы ситуация всегда лучше, чем на окраине.
В сети ЕКА может и не лучшее дизтопливо и сервис в Москве, но компания входит в Московскую Топливную Ассоциацию, а значит, находится под постоянным контролем. Да и поставщики у них статусные – Роснефть и Газпром нефть. Если вы не знаете, чей бензин заливают на заправках «Нефтьмагистраль», то это продукция Ярославского НПЗ. Прежде были жалобы на неудовлетворительное качество АИ-95 на этих заправках, но нынче ситуация вроде бы нормализовалась.
Одноклубники BP и Роснефть имеют свои мощности – Ярославский и Рязанский НПЗ. Продукция у них неплохая, но недостаточный контроль служит причиной того, что иногда на реализацию поступают низкокачественные нефтепродукты.
С Московским НПЗ тесно работает и Татнефть. Досадно, что не все автозаправки в состоянии предоставить полный набор соответствующих сервисных услуг: оснащение для накачивания колес, горячий кофе, туалет.
Лукойл страдает теми же отраслевыми пороками, что и остальные, в какой-то мере больше, в какой-то – меньше. Много отзывов о хорошем качестве как бензина, так и зимнего дизеля, но не меньше и оценок обратного характера. Поставляет горючее Нижегородский НПЗ. Завод имеет оборудование последнего поколения, способное выдавать нефтепродукты стандарта Евро-5. Откуда такие диаметрально противоположные мнения – непонятно.
Славнефть завершает топ автозаправок столицы и области. Предприятие имеет свой НПЗ в Ярославском регионе, физико-химические характеристики горючего на уровне. Однако картину портят франчайзинговые автозаправки – есть риск заправиться горючкой с малым запасом по детонационной стойкости, а это чревато потерей мощности.
Как защитить себя от суррогата?
Один из самых простых и в то же время самых эффективных способов навсегда обезопасить себя от покупки некачественного бензина, — заправляться только на АЗС, принадлежащих крупным операторам рынка. Компании, для которых торговля нефтепродуктами является долгосрочным бизнесом, а не разовой акцией, не станут заниматься продажей низкокачественного топлива. Кроме того, вы никогда не нарветесь на некачественное топливо, если не будете стараться купить его по цене ниже рыночной. Если продавец на АЗС завлекает вас скидками по 2,5 рубля с одного литра, вам следует насторожиться: «А почему, собственно, одинокая автозаправочная станция может себе позволить продавать топливо по таким ценам, а крупная компания, закупающая топливо напрямую у производителей и в очень больших объемах (а следовательно, по максимально выгодной цене) не может предоставить такую скидку?»
Положение дел в северной столице: на каких заправках СПБ разливают качественный бензин и дизель
Здесь тоже немало АЗС в разных частях города, но в рейтинге присутствуют только те, чей бензин по октановому числу максимально соответствует своему классу. Также учитывалось количество присадок и посторонних примесей. Итак, ситуация с рейтингом следующая:
- Shell.
- Газпромнефть.
- Лукойл.
- Neste.
- Татнефть.
- Киришиавтосервис.
- Роснефть.
- Фаэтон Aero.
- ПТК.
Последнее десятилетие в Питере существовала сравнительно стабильная структура розничной торговли автомобильным топливом. Только 50% автозаправок и 60% продаж принадлежали крупным компаниям, таким как Лукойл, Сургутнефтегаз, Газпромнефть, Роснефть, Татнефть. Остальная доля рынка приходилась на независимые компании (Фаэтон, ПТК, Neste, Shell), которые оптом покупали горючее у тех же гигантов.
В 2020 ситуация в регионе заметно изменилась. Почти вся сеть розничной торговли оказалась у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединяющих добычу, переработку и продажу нефтепродуктов. Татнефть купила всю сеть «Несте», правда, внешний бренд у АЗС сохраняется на 5 лет. ПТК теперь в собственности «Роснефти», судьба бренда пока решается.
В итоге ВИНКам в СПб из 480 заправочных станций принадлежит 79%. В какой-то мере изменение структуры рынка должно повлиять на качество бензина на большинстве заправок Санкт-Петербурга, а также всей Ленобласти.
Важность качественного топлива
Зачастую мы не задумываемся о том, насколько важным является качество топлива для беспроблемной эксплуатации автомобиля. В бензине для улучшения его характеристик могут содержаться различные присадки и крупные взвеси, которые постепенно откладываются на соплах форсунок, засоряют топливную систему, приводят к выгоранию редкоземельного напыления цилиндров. В итоге, такой мотор попросту не будет подлежать ремонту, а замена силового агрегата обойдется автовладельцу в круглую сумму.
В прошлом, когда использовались стандартные низкофорсированные моторы, в двигатели заливали 76 и 92 бензин. Простейшие карбюраторные агрегаты были не столь критичны к качеству топлива, поэтому каких-либо проблем с эксплуатацией транспортных средств не возникало. Однако сегодня, когда современные автомобили оснащаются суперсовременными двигателями, полностью управляющимися автоматикой и имеющими сложную систему впрыска, качество бензина должно быть исключительным, что позволяет предупредить различного рода проблемы с использованием техники.
Постоянная заправка не слишком качественным топливом приведёт к тому, что на инжекторе образуется плотный налет, появляется проблема с впрыском топлива в камеру сгорания. Как результат, падает мощность, увеличивается расход бензина, а в последующем автовладельца будет ожидать дорогостоящий ремонт. Не редкость одномоментный выход из строя двигателя, что случается буквально через несколько километров после заправки. В каждом таком случае ремонт двигателя — это существенные финансовые затраты, которых можно было бы избежать, используя исключительно качественное топливо.
Трасса М4 Дон: какие АЗС пользуются авторитетом
Как-то собрался наш главред Порфирий Покрышкин посетить Черноморское побережье, и спрашивает, а где же ему лучше заправляться в пути. Пришлось в авральном порядке решать поставленный вопрос, исследуя массу информации. Ниже представлен полный отчет, подтвержденный реальной поездкой по трассе.
Чтобы поплескаться в синем море, придется проезжать через четыре региона: Тульскую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край. В Туле и ее окрестностях с топливом ситуация практически повторяет московскую – те же лидеры, тот же спектр услуг. Пробираясь ближе к югу, ориентируйтесь на всероссийские стандарты по АИ-95:
- Воронежский регион – Роснефть (рязанский НПЗ) и Газпром (Астраханский НПЗ).
- Ростовский регион – Башнефть (Уфимский НПЗ), Газпром (Астраханский НПЗ). Неплохой рейтинг на трассе Дон сложился и у франшизных АЗС Shell, которые закупают продукцию на
- Саратовском предприятии по переработке нефти.
- Краснодарский край – Роснефть (Саратовский НПЗ) и Газпром (Астраханский завод).
Важно! Отправляясь в путь из Москвы, постарайтесь спланировать место дозаправки примерно через 200-250 км. В дальнейшем это позволит вам избавиться от очередей на заправочных пунктах, потому что обычно за 350-400 км пробега от столицы бак у многих уже опустошается.
Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы определиться, на каких заправках лучше заправляться в 2020 году на трассе М4, пересекая границы транзитных областей. Это Роснефть и Газпром. Правда, случается иногда приличный недолив, но при этом авто едет без проблем.
История вопроса с некачественным топливом
Наверное, нет такого автовладельца в России, который бы не жаловался на качество топлива. Такой проблеме уже не один десяток лет, и, несмотря на все заявления властей и соответствующих контролирующих служб, улучшить как-то ситуацию не представляется возможным. Большинство современных автомобилей изготовлено на западе, соответственно они разработаны с учетом их эксплуатации исключительно на качественном топливе. Тогда как российский бензин по своим характеристикам не может быть допущен для использования на западе. Как результат, нашим автовладельцам приходится использовать дорогостоящие импортные автомобили на не слишком качественном топливе, что приводит к их поломкам.
Почему же происходят подобные проблемы с качеством бензина. В первую очередь, это техническая отсталость российских нефтеперерабатывающих заводов. Степень переработки тут не слишком глубока, поэтому, чтобы получить на выходе 95 высокооктановый бензин, требуется использовать различные добавки и присадки, которые приводят в негодность двигатели автомобилей. В бензине может содержаться повышенное количество серы, избавиться от которой на суперсовременном нефтеперерабатывающем оборудовании не составило бы труда. В итоге, с заводов на заправки поступает не слишком качественное топливо, которое по отдельным параметрам может не соответствовать современным требованиям ГОСТа.
Ещё одна проблема — это мошенничество на самих заправках. Часто в топливо уже в хранилище на АЗС добавляют небольшое количество воды или другой химии, что позволяет получить больший объем, соответственно увеличивается прибыль владельцев заправок. Причём доказать что-либо и заставить владельца АЗС возмещать ущерб на ремонт автомобиля крайне сложно.
Суперкарам и спортверсиям: где найти чистый АИ-100
Лидерами по разработкам в направлении увеличения октанового числа (ОЧ) признана компания Лукойл. Ее исследователи первыми достигли рубежа в 100 единиц. Марка Экто-100 в 2020 году полностью заменила Экто-98.
Спустя год появился первый конкурент – Газпромнефть, со своим брендом G-Drive 100. Не отставали и остальные, создавая достойную альтернативу: горючее V-Power Racing 98 от Shell и Ultimate 98 от BP.
У G-Drive 100 самые высокие показатели ОЧ, но основная часть маркетинга у Экто-100. Такое положение отнюдь не говорит о том, что один нужно лить, а другой – обходить стороной. Здесь рейтинг премиум-топлива АИ-100 на заправках Москвы или другого региона не имеет значения – каждый выбирает свое:
- Shell V-Pover Racing – подходит для штатных поездок на автомобилях с турбомоторами без какого-либо тюнинга. Антидетонационная и моющая присадка BASF Nemo 6125 выгодно отличает это топливо от конкурентов.
- Экто-100 – бензин хорош для турбодвигателей после чип-тюнинга в режиме ежедневной эксплуатации.
- BP Ultimate – характеристики аналогичны Экто-100, но присадочный состав лучше. Оправдано использование горючего на машинах с турбированными двигателями без особых модернизаций.
- G-Drive 100 – практика показывает, что применение этого премиум-топлива обосновано для форсированных моторов атмосферного типа или спортивных заездов на авто с турбоустановками.
Секрет высокого октанового числа заключается в увеличении соединений бензола и оксигинатов. Дополнительный кислород, который в них содержится, обеспечивает полноту сгорания смеси. Однако при этом снижается ее калорийность, поэтому «сотки» резонны из-за стойкости к детонациям. Одновременно нужно сократить интервал замены моторного масла, потому нагрузки существенно возрастают.
Из чего делают бензин
Топливную жидкость производят из нефти. Нефть — природная маслянистая жидкость с ярко выраженным специфическим запахом. Цвет продукта обычно темно-черный. Он относится к ископаемым видам топлива. Оно образуется из органического вещества осадочных пород, извлекается на поверхность с помощью специального нефтедобывающего оборудования и позднее перерабатывается.
Нефть не имеет постоянного точного химического состава. Это — многокомпонентная коллоидная система с асфальтенами, карабенами, мицеллами, углистыми и минеральными частицами и водой. Поэтому из-за сложных химических реакций производство бензина из нефти — сложный химический процесс, занимающий не меньше недели только на предприятии.
Для повышения октанового числа или основных технических характеристик жидкого топлива в него добавляют различные присадки или задействуют дополнительные этапы производства. Иногда с НПЗ отгружают моторное топливо с низким октановым числом, а оптовые поставщики сами повышают бензин с помощью специальных средств. Чтобы повысить качество бензина или его октановое число, можно использовать:
- свинцовые соединения, но с ними работать опасно — они вредны для двигателей и человека;
- топливные присадки, которые не допускают быстрого осмоления и загрязнения деталей топливной системы;
- снижение содержания в химическом составе ароматических углеводородов и серы;
- процесс, приводящий в норму концентрацию фактических смол;
- деление топлива по фракционному составу и давлению насыщенных паров.
Вне зависимости от характеристик, состава, октанового числа топлива его производят из обычной нефти. Сегодня существует 6 разновидностей моторного топлива — от Нормаль-80 до ЭКТО-100. Октановое число последнего определяется по исследовательскому методу и не может быть меньше 100.
Резюме
Повторять одно и то же вроде бы неприлично, но придется. Рейтинги рейтингами, а выбирая подходящее горючее нужно смотреть не на статистику, а руководствоваться рекомендациями производителя вашего автомобиля. Когда он разрешает разные октановые числа – заливайте в бак, что хотите. Если же нет – никто не предскажет результатов ваших экспериментов.
Ни в коем разе не ищите топливо с позиции «Там будет дешевле». Такой подход неприемлем как в отношении бренда, так и ОЧ бензинов. Почему? Вот смотрите: принципиальных изменений в двигателях за последние 100 лет не было, их в любом случае проектируют под определенный тип горючки.
Проблемы со смазкой
Различные присадки, зола, сера и другие включения в некачественном бензине могут быстро попадать в масло, изменяя его структуру. Появляются определенные проблемы со смазкой подвижных элементов двигателя. Неудивительно, что в России, где качество автомобильного топлива оставляет желать лучшего, эксплуатационный срок современных моторов будет на 20-30% хуже, чем в странах Запада.
Отчасти решить имеющуюся проблему можно частой сменой масла, что специалисты рекомендуют выполнять каждые 8000-9000 километров пробега. А вот если следовать рекомендациям производителя и выполнять сервис каждые 15000 километров пробега, то двигатель подвергается серьезному износу. Как результат, ухудшается состояние маслосъемных колпачков, страдает клапанная группа, коленвал и другие подвижные элементы агрегата. Такой двигатель может заклинить, требуя замены или капитального ремонта.
Параметры, определяющие качество ДТ
О качестве дизельного топлива свидетельствуют следующие характеристики:
- Предельная температура фильтруемости. Данный показатель определяет нижний уровень температуры, при котором ДТ прекращает просачиваться сквозь отверстия фильтра.
- Температура помутнения.
- Плотность. Чем выше данный показатель, тем больше энергии выделяется при сгорании топлива.
- Кинематическая вязкость. Жидкая солярка ускоряет износ топливного насоса. Густой продукт негативно отражается на состоянии отдельных частей двигателя.
- Цетановое число. От него зависит скорость воспламенения топлива. Результат показателя в пределах 50-55 свидетельствует о высоком качестве, а 40-49 — о хорошем. Цетановое число ниже 40 замедляет воспламенение, а значит, увеличивает расход солярки и приводит к износу двигателя.
- Цетановый индекс. Данный показатель — это цетановое число до добавления цетановоповышающей присадки. Разница между числом и индексом не должна быть большой. Иначе состав может быть подвержен сильным изменениям.
- Фракционный состав. Характеризует скорость перехода солярки из жидкого состояния в газообразное. Определяется температурой испарения.
- Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем меньше вероятность случайного возгорания топлива.
Применение
Бензин в основном используется в качестве топлива. Некоторые виды бензина предназначены только для заправки машин. Сейчас выпускают несколько марок топлива, качество которых различается в зависимости от октанового числа и включения присадок. Есть специальный автобензин для зимнего и летнего периода.
Производятся специальные разновидности топлива, использовать которые можно только для заправки самолетов. Осуществляется выпуск бензина, который применяется в качестве растворителя и как сырье для химической промышленности.
Бензин используется в качестве сырья для производства парафина и этилена. Применяется эта жидкость для блендинга и проведения процессов органического синтеза. Используется он для чистки и обезжиривания поверхностей и кожи. Данное вещество применяется для очищения металлических элементов. Он используется для изготовления:
- красок;
- лаков;
- растворителей;
- мастик;
- резиновых клеевых составов;
- конденсаторов;
- защитных составов, образующих пленку.
Кроме того, этот продукт может применяться даже для выведения жирных пятен с разных поверхностей.
Топливо для бензиновых двигателей и его характеристики
Большинство людей обращают внимание только на октановое число, но это далеко не единственный важный параметр. У углеводородов имеется разная скорость закипания. Качество продукта зависит от данных параметров.
Бензины АИ и Евро различаются процентным соотношением трудно- и легко- закипаемых фракций. От данного параметра зависит способность перегорания. В топливе, применяющемся для бензиновых моторов, содержится сразу несколько фракций.
Некоторые из них могут закипать при 27°C. Таким образом, первичное воспламенение возможно даже при пуске холодного двигателя. Другие фракции закипают при 100°C. Они подходят для поддержания стабильной работы двигателя. Кроме того, в состав топлива входят фракции, закипающие при 200 °C. Одни необходимы для поддержания процесса выключения мотора.