Основные задачи моторных масел – это смазка, охлаждение двигателя. Каждый автомобиль, индивидуальный по своим техническим характеристикам. Правильно подобранная смазка способствует максимальной эффективной работе агрегата, предотвращая образование отложений и нейтрализуя продукты окисления.
Часто на автомобильных форумах встречается вопрос, как определить, какое масло залито в двигатель. Чтобы это выяснить, нужно разбираться в его главных свойствах.
Синтетика
Высшая ступень в производстве смазывающих материалов. Они более устойчивые к высоким температурам, чем минеральные. Термическая устойчивость синтетики предотвращает ее разрушения в условиях высоких температурах. Синтетическая смазывающая жидкость производятся способом органического синтеза углеводородного сырья с более глубокой обработкой исходного материала, что делает его производство гораздо дороже и сложнее. Синтетика имеет преимущество при работе двигателя в холодных условиях. Благодаря лучшей текучести во время пуска и прогрева двигателя эти масла повышают эффективность движка, способствуют увеличению его ресурса.
Как производятся замеры — пошаговый алгоритм
Итак, давайте разберем с практической точки зрения, как именно проверяется уровень масла поэтапно:
- Если автомобиль только что эксплуатировался, то необходимо заглушить мотор и дать ему остыть в течение 10–15 минут, поскольку проверка делается на холодном двигателе или, по крайней мере, остывшем.
- После того, как масло стекло в картер, можно открывать капот. Возле головки блока цилиндров располагается масляный щуп, с помощью которого и производятся замеры.
- Его нужно извлечь и насухо вытереть любым куском чистой ветоши, приготовленной для этих целей заранее. Делается это для того, чтобы убрать следы старого масла, которые не дадут возможность объективно оценить объем смазки в системе двигателя.
- После этого щуп устанавливается до упора в свое прежнее положение и по прошествии пары секунд его можно извлекать наружу. За это время масло должно оставить контрольный след.
- Осталось оценить уровень смазки в системе, а точнее, ее объем. На каждом щупе есть две риски, которые обозначены «min» и «max» соответственно. Правильно, когда след будет располагаться между этими 2‑мя отметками. Если он находится выше уровня max, значит смазки в системе в избытке, если ниже уровня min, то его не хватает, и понадобится сделать доливку.
Кто-то может поинтересоваться, есть ли возможность проверять уровень масла на горячем двигателе? В некоторых автомобилях производители позаботились о такой возможности. Для этих целей предусмотрены о и «hot», которые обозначают, что в холодном и горячем режимах контрольный замер будет показывать разные результаты.
Минеральное масло
Его производят непосредственно из нефти, способом перегонки и последующей кислотной обработкой либо гидроочисткой масляных фракций. Такие продукты обладают хорошими смазывающими свойствами, высокой растворимостью присадок, что обеспечивает гидродинамическое трение в практически любом температурном режиме.
Однако на базе минерального масла невозможно разработать продукт, который будет одинаково эффективный как при пониженных таки и при повышенных температурах. Поэтому такой вид смазки нужно подбирать по вязкости.
На эстакаде
Для того чтобы лучше рассмотреть нижнюю часть двигателя машину можно загнать на эстакаду. В этом случае вы сможете легко разглядеть и другие неисправности: повреждения днища, протечки тормозной жидкости. Иногда на поддержанной машине можно увидеть непонятный шланг, свисающий вниз.
Это говорит о том, что вентиляционная система не справляется с отводом выхлопных газов, которые прорываются в полость картера.
Выявить подобную неисправность без эстакады можно при осмотре масляного щупа: его трубка будет очень сильно замаслена.
Полусинтетика
Основа данного продукта получена путем добавления присадок в минеральные базовые составы. Характеристики минеральных нефтепродуктов можно усовершенствовать, дополнив его состав синтетическими компонентами. Благодаря синтетической основе можно производить смазывающие материалы, которые обладают превосходными смазывающими свойствами. Произвести эти масла только на основе минеральной базы практически невозможно. Синтетика привносит вместе с собой ряд очень полезных и важных свойств, не увеличивая кардинально цену конечного продукта.
Обычно, полусинтетика используется в современных силовых агрегатах с большим пробегом, когда увеличиваются потери на угар.
На что обратить внимание до покупки?
Перед покупкой необходимо обратить внимание на:
Цену
Относительно низкая цена сразу же выдает поддельное масло. Скидка может и есть, только предоставляют ее крупным дилерам смазочных материалов. И она, в свою очередь не выходит за пределы нескольких процентов. В обычных магазинах вам не продадут качественное масло с 20-30% скидкой. Вас будут уверять, что это акция или распродажа остатков, но это скорее всего фикция.
Купить подделку можно и в крупных торговых магазинах. В таком случае, виноватым является собственники магазина, которые разбавляют полки некачественным товаром.
Однако есть риск приобрести подделку по цене качественного продукта. Так что обращать внимание нужно и на другие отличительные черты.
Место покупки
Чаще всего, подделки реализуют в сомнительных торговых точках, например: рынки или малоизвестные интернет-магазины. В известных магазинах с хорошей репутацией, риск меньше, но все же он есть.
Упаковка
Широко известные бренды стараются бороться с подделками именно с помощью упаковок. Это крышки с двойными пломбами, двухслойные этикетки, голограммы и тому подобное. Форма и цвет канистр постоянно изменяется.
Канистра
Тару под жидкость изготавливают из высококачественного пластика. Ее оттенок должен переливаться на свету. Ощупайте канистру, она должны быть гладкая, а ее швы — ровные. Также не должно быть видимых дефектов литья.
Подделанные канистры просвечиваются, плохо пахнут, имеют неровные швы и задиры.
Этикетка
Осматривая этикетку, она не должна вызывать подозрений. Качественная полиграфия говорит об оригинальности продукта. Сама наклейка должна приклеиваться ровно и без пузырей воздуха. Попробуйте поддеть ее ногтем. На подделках она быстро отстает от поверхности. Также на подделке присутствует плохая печать, размытые тона, а в особых случаях и орфографические ошибки.
Определяем тип смазки залитой в двигатель
Каждый водитель сам определяется с выбором смазывающих материалов для своего транспортного средства. Поэтому, покупая автомобиль с пробегом, обязательно нужно узнать на каком масле он эксплуатировался, и когда проводилась последнее обслуживание. Если по каким-то причинам продавец не дает определенного ответа, можно попытаться определить тип масла в двигателе самостоятельно.
Как узнать, какое масло залито в двигатель, варианты проверки.
Просмотреть сервисную книгу. Информация о требуемой модели нефтепродукта указана в рекомендациях производителя к автомобилю. Хотя обычно там указано периодичность проведения ТО без спецификаций. В таком случае необходимо обратится в сервисный центр, который выполнял техническое обслуживания данного автомобиля;
Просмотреть специализированные ресурсы. Многие автовладельцы регистрируют аккаунты, где ведут учетные записи о техническом обслуживании автомобиля;
Провести лабораторный анализ. Моторное жидкость является важным носителем информации об общем техническое состояние мотора. Лабораторная проверка поможет определить спецификацию масла в двигателе.
Также, на основании проведенных анализов, можно заблаговременно определить причины неисправностей, определить область износа, что существенно сократит затраты на ремонт;
Определить по отличительным особенностям. Оттенок масла варьируется в зависимости от присадок и красителей, применяемых в его структуре, по нему некоторые водители пытаются определить тип моторной жидкости. Но этот способ малоэффективен, поскольку в процессе эксплуатации любая смазка меняет окраску, что затрудняет установление марки.
Стоит помнить, что при выполнении обслуживания часть отработанной жидкости остается на стенках, картере, что также влияет на цвет и запах будущего продукта.
Разумеется, что стопроцентной гарантии о виде ГСМ залитого в двигатель не даст ни один из вариантов. Если есть опасность что новая смазывающая жидкость будет несовместима с тем маслом, которое залито в ДВС, рекомендуется выполнить промывку.
Промывать или не промывать
Промывка актуальна лишь тогда, когда применяется некачественное масло. Ее также используют при покупке подержанного авто. Какое масло в него заливали – неизвестно, поэтому при первой замене двигатель лучше промыть. Если автовладелец льет в мотор самые дешевые масла, которые он смог найти на рынке, то и здесь лучше подстраховаться. Сделав своевременную промывку запущенного мотора можно свести к минимуму вероятность заклинивания гидрокомпенсаторов, залегания поршневых колец, закоксовывания масляных каналов. Кроме того, эта процедура обеспечит в разных цилиндрах выравнивание компрессии.
Промывка двигателя при замене масла
Термические и механические нагрузки двигателя постепенно приводят любую техническую жидкость в негодность. При этом ухудшается смазывающие свойства, накапливаются загрязнения, которые необходимо удалять.
Варианты промывки.
- Промывка сортовым составом. Способ заключается в промывании двигателя тем ГСМ, которое планируется использовать в дальнейшем. В этом случае нужно залить свежее масло до минимального уровня и проездить на машине непродолжительное время (100 – 500 км.). После чего заменить масло повторно вместе с фильтром.
- Промывочное масло. При этом варианте отработанную жидкость заменяют специальной промывочной. Дают мотору поработать на холостых оборотах. Затем промывочную жидкость заменяют необходимой смазкой с последующей установкой нового фильтра.
- Присадки-промывки. Подобная жидкость заливается в смазку за 50 – 100 км до ее замены. Этот вариант, рекомендуемый для изрядно грязных двигателей. Отработав свое, присадки максимально испаряются из системы. После рекомендуемого пробега можно сливать старую смазывающую жидкость вместе с грязью и налетом, который полностью растворился под действием активных компонентов промывки. Только после этого должна заливаться новый ГСМ.
- Пятиминутки. Такую очистную жидкость добавляют в моторное масло непосредственно перед его заменой. Далее нужно запустить двигатель на 5 минут удерживая холостые обороты. После этого – стандартные работы по обслуживанию.
Нормальное или требует замены?
Начиная проверку жидкости в домашних условиях, выполните действия:
- прогрейте мотор;
- остановите силовой агрегат, дайте возможность смеси стечь из двигателя к поддону;
- достаньте щуп, капните некоторое количество моторной жидкости на белую салфетку или лист бумаги;
- оставьте салфетку в горизонтальном положении часа на 2 (можно больше);
- определите состояние жидкости по оставленному маслянистому пятну.
Рисунок 1. Масляное пятно
Проведя тестирование для проверки качества моторного масла в домашних условиях, мы получили результат, изображенный на рисунке 1.
Проанализируем состояние тестируемой смеси. Для этого выделим зоны:
- 1 — ядро, обозначим его диаметр d1, мм;
- 2 — краевая зона ядра- d2, мм;
- 3 — дисперсная зона, обозначается D, мм;
- 4 — зона чистого масла, для расчетов не нужна, при тестировании может отсутствовать.
Рассчитаем площадь диффузии, характеризующей диспергирующие способности моторной жидкости по формуле: Дс=1- (d2)2/ D2. Полученное число должно превышать 0,3 условные единицы, иначе диспергирующие свойства жидкости плохие — смесь подлежит замене.