Замена расширительного бачка — Ford Fokus 2 SEDAN. 2.0 л


Назначение закрытых бачков

Все они, независимо от объемов, производительности, предназначены для нивелирования расширения теплоносителя (специальных жидкостей, воды), которое происходит при повышении его температуры.
Делается это для того, чтобы избежать разрушительных гидроударов, повреждений фитингов, арматуры, разрыва труб систем отопления, выдавливания прокладок.

Пример: теплоноситель (вода) расширяется на четыре процента с повышением температуры до 95 °С. Чего вполне хватает для выхода инженерной системы из строя.

Устройство и компоненты экспанзомата

Любое подобное современное изделие состоит из следующих конструктивных элементов:

  • корпуса;
  • камеры для теплоносителя;
  • газовой камеры, куда закачивается обычный воздух или инертный газ;
  • мембраны.

Вариант наполнения газовой камеры инертным газом является более предпочтительным, ведь обеспечивает емкости большую долговечность. Но обычный воздух более доступный.

Мембрана изготавливается из эластичных материалов, поэтому способна изменять свое положение при увеличении или уменьшении температуры теплоносителя. Этот элемент конструкции бывает диафрагменного или баллонного типа, при этом принцип действия у них аналогичный.

Подсоединение баков к отопительной системе происходит с помощью специального патрубка. Для закачивания газа предусмотрен клапан. Емкости закрытого типа типа изготавливаются в горизонтальной или вертикальной компоновке, что облегчает комплектацию системы отопления.

Емкости, предназначенные для установки в закрытые отопительные системы, оснащаются манометрами для контроля внутреннего давления. Аналогичные изделия, предназначенные для монтажа в системы обычных частных домов, работают при невысоких нагрузках, не превышающих 3,5-4 бар, поэтому в измерительных приборах не нуждаются.

А также в продаже можно найти резервуары двух видов:

  • с несменной или стационарной мембраной диафрагменного типа, то есть порыв, износ которой приведет к замене всего прибора;
  • со сменной мембраной балонного типа.

В первом случае изделия отличаются более демократичной ценой, во втором большей функциональностью, ремонтопригодностью и долговечностью.

Конструкция фланцевых бачков позволяет износившуюся или поврежденную мембрану заменить, причем в ряде случаев это получится сделать даже самому. А еще сменные мембраны способны выдержать большее давление.

Схема действия расширительного бачка

Когда теплоноситель холодный, то мембрана бака занимает максимально большое пространство. При повышении температуры давление на нее возрастает.

В результате указанный элемент конструкции преодолевает сопротивление инертного газа или воздуха и изменяет свое положение, освобождая больше места для образовавшегося излишка жидкости.

При остывании теплоносителя происходит процесс обратный, описанному выше. А дальше циклы многократно повторяются.

Как рассчитать объем расширительного бачка

Ремонт рулевых реек своими руками видео
По правилам возведения водяного отопления объем расширительного бачка должен быть равен 10% от всего объема системы. Поэтому, чтобы точно рассчитать объем бака, необходимо вычислить объем всех элементов.

Например, одна секция алюминиевого радиатора имеет объем 0,3 литра. Объем отопительного бака можно найти в паспорте изделия. Можно подсчитать объем воды внутри труб, если знать их длину и диаметр. Для многих это достаточно сложный способ подсчета, поэтому можно определить общий объем при заливке воды в систему. Если при этом используются ведра, то считайте их, если заливается вода специальным насосом, то берите показатель счетчика.

Многие специалисты рекомендуют использовать показатель объема расширительного бачка «с запасом». К примеру, при подсчете оказалось, что всего было залито 70 литров воды, значит, вам нужен семилитровый бак. Возьмите на размер больше для собственного успокоения.

В настоящее время производители предлагают бачки двух видов, которые устанавливают на напольные котлы отопления и на настенные. В первом случае это объемные бачки, во втором плоские. Разница в форме значительная, а вот принцип работы один и тот же.

Средства для чистки расширительного бачка

Для очистки и промывки РБ автолюбители используют различные средства — очистители, растворители, лимонная кислота, стиральный порошок и т. п. Если уровень загрязнённости настолько большой, что ничего не помогает, можно попробовать следующее.

  1. Заполнить бачок на 15% мелкой щебёнкой.
  2. Налить в бачок до половины тёплой воды и засыпать моющий порошок для посуды.
  3. Потрясти бачок двумя руками.
  4. Освободить бачок и промыть его водой.

Бачок должен очиститься.

Можно использовать готовые средства, например, концентрат для мойки DIMER. В этом случае очистка осуществляется следующим образом.

  1. Заполнить бачок на 15% концентратом DIMER.
  2. Потрясти бачок, постукивая руками по его корпусу, и оставить на 10 мин.
  3. Заполнить бачок наполовину тёплой водой.
  4. Щёткой с длинной ручкой очистить внутренние стенки бачка.
  5. Вылить раствор и промыть бачок тёплой водой.

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Концентрат DIMER довольно эффективен при чистке расширительного бачка

Существует много других способов очистки РБ.

Видео: промывка и очистка расширительного бачка

Исправный и чистый расширительный бачок — важный элемент системы охлаждения двигателя. Любые его неисправности могут быть легко диагностированы и устранены своими руками. Для этого необходимо лишь тщательно следовать рекомендациям специалистов.

Рекомендации по выбору емкости

Communities Лада Приора Lada Priora Club Blog Micro FAQ 2. Проверка работоспособности крышки расширительного бачка

Важнейшей особенностью, на которую следует обращать внимание при выборе модели расширительного бачка, является объем ее резервуара. Для закрытых систем с небольшим контуром, объем теплоносителя в котором не превышает 150 л, вместительность рассчитать несложно

Так, она должна составлять:

  • при использовании в качестве теплоносителя воды — 10% от объема всей системы отопления (например, если этот показатель равняется 100 литрам, то расширительный бачок должен вмещать не менее 10 литров);
  • при использовании в качества теплоносителя гликолевой жидкост-и — 15% от объема системы отопления.

В последнем случае емкость должна быть внушительней из-за большего коэффициента расширения указанного антифриза.

Объем бака для более вместительных систем, по контуру которых циркулирует более 150 л, удобнее всего вычислить, используя параметр общего объема системы и таблицу для подбора бака.

Чтобы вычислить общий объем системы, можно использовать такие способы:

  1. Измерить объем теплоносителя, циркулирующего во всех отдельных элементах системы (котла, радиаторов, трубопроводов) с последующим суммированием полученных результатов. Этот способ отличается высокой трудозатратностью, но в тоже время является наиболее точным.
  2. Умножить каждый киловатт мощности котла на 15, приняв, что в среднем на 1 кВт приходится около 15 л теплоносителя. Этот способ отличается простотой, но следует помнить о том, что доверять результату можно только, когда есть уверенность в правильном подборе нагревательного элемента для системы.
  3. Слить всю воду из системы и заново заполнить ее, подсчитав необходимый литраж.

Также для расчета необходимого объема бачка можно воспользоваться формулами или онлайн калькулятором. Для чего необходимо знать объем теплоносителя, его температуру и давление в системе.

Способ с формулами более сложный и полученный в результате вычислений объем будет не существенно отличаться от грубого расчета, приведенного выше. Более того, найденное значение предстоит округлить в большую сторону.

Наиболее практичным решением при выборе станет расширительный бачок, предназначенный для систем отопления закрытого типа, оснащенный предохранительным клапаном.

Причина в том, что при забросе давления до критических норм приспособление вступит в работу и стравит его. То есть указанный клапан способен существенно повысить безопасность всей системы отопления.

При покупке емкости следует учитывать то, что для обозначения расширительных баков, использующихся для отопления, чаще всего применяется красная краска.

Такая особенность поможет отличить нужное изделие от других подобных, к примеру, схожих размерами и формой бачков для водоснабжения – гидроаккумуляторов, которые преимущественно покрываются синей эмалью.

Но при необходимости можно найти резервуары различных расцветок, что поможет разместить нужный в любом помещении без снижения его эстетических качеств.

Также следует обращать внимание при выборе на качество материалов, использованных при производстве корпуса емкости, мембраны. И наличие гарантии на приобретаемое оборудование и руководства по монтажу и подключению его в систему

Обслуживание расширительного бака

Ремонт крышки расширительного бачка

Нельзя преуменьшать роль такого устройства, как расширительный бачок системы отопления инструкция этого прибора предоставляет перечень правил его обслуживания. К ним относят:

  • Один раз в полгода необходимо проверять бак на внешние повреждения – коррозию, вмятины, подтеки. Если вдруг такие повреждения найдены, то обязательно нужно устранить их причину.
  • Один раз в полгода нужно проверять начальное давление газового пространства на соответствие расчетному показателю.
  • Один раз в полгода проверяется целостность мембраны. В случае обнаружения ее нарушения нужно заменить ее (если такая возможность предусмотрена).
  • Если бак не будет использоваться долгое время, то нужно держать его в сухом месте, слив из него воду.

Далее о том, как проверить расширительный бак отопления – его начальное давление газового пространства. Для этого следует отключить бак от отопительной системы, дренировать с него воду, к ниппелю газовой полости подключить манометр. Если давление ниже, чем то, которое было установлено тогда же, когда происходила настройка расширительного бака для отопления – через этот же ниппель бак нужно накачать компрессором.


Показания манометров при правильной работе расширительного бака

Проверка целостности мембраны – это тоже важный момент. Если вдруг во время проверки давления газового пространства после того, как вы дренировали воду, через дренажный кран идет воздух, а давление в газовой полости уменьшилось до атмосферного – то мембрана пробита.

Чтобы заменить мембрану, нужно пройти несколько этапов. Первым делом, бак отсоединяется от отопительной системы, затем его нужно дренировать. Далее давление газовой полости сбрасывается через ниппель. Фланец мембраны демонтируется. Находится он в области патрубка для соединения с трубами. Мембрана, входящая в устройство расширительного бака для отопления, извлекается из отверстия внизу корпуса.

Затем нужно проверить внутреннюю часть корпуса, чтобы там не было загрязнений и коррозии, если они есть – нужно их удалить и промыть водой, после чего высушить. Чтобы убрать коррозию, нельзя использовать средства, включающие масла! Держатель мембраны вставляется в отверстие вверху мембраны. Болт вворачивается в держатель мембраны, она ставится в корпус, а держатель отводится в отверстие в дно корпуса. Затем держатель фиксируется гайкой. После этого на корпус ставится фланец мембраны.

Монтаж

Бачок системы отопления.

Некоторые домашние мастера, которые стараются выполнять монтажные процессы самостоятельно, допускают при этом ошибки. Это приводит к нарушению целостности всей отопительной конструкции.

Например, нельзя спускать из бачка воздух, который закачивается в него в процессе производства, то есть, в заводских условиях. Если так случилось, что воздух самопроизвольно вышел из диафрагмы, не стоит паниковать. Кстати, вы это определите сразу, как только затопите котел. Манометр в системе будет скакать. Чтобы закачать воздух в бачок, можно использовать обычный автомобильный насос

Обратите внимание, что расширительный бак в системе отопления должен иметь давление внутри, не превышающее 1,5 атмосферы

Но учтите, что иногда этот показатель необходимо регулировать. Дело в том, что разные системы имеют различную протяженность, которая влияет на давление внутри трубопровода. Поэтому специалисты считают, что давление в расширительном бачке всегда должно быть меньше давления в системе отопления на 0,2 атмосферы. Почему? Если этого не будет, то теплоноситель не сможет проникнуть в корпус бака, и такой бак будет бесполезным атрибутом.

Открытый вариант бака

Где лучше всего устанавливать бачки расширительные? Определенного места для них нет. Во главу угла ставится удобство обслуживания. А будут они вверху или внизу, на стене или на котле, никакой разницы нет.

Специалисты же рекомендуют для этого одно место. Это участок трубы между котлом и циркуляционным насосом, если имеется принудительная циркуляция теплоносителя. А это место, как вы понимаете, относится к обратному контуру.

Обязательное условие, которое необходимо принять во внимание при проведении монтажных работ, это установка отсекающего вентиля, который монтируется на трубе, соединяющей расширительный бачок и трубопровод обратки. Он необходим для тех случаев, когда потребуется ремонт бака или его полная замена

Что можно доливать в расширительный бачок? Правильный выбор с научным обоснованием

Непростая задача переселения экстерьера броского кроссовера на новое шасси решена блестяще. Kaptur по-настоящему красив

Представьте, что, открыв капот, вы обнаружили критически низкий уровень охлаждающей жидкости. Или об этом вам сообщил сам автомобиль внезапно загоревшимся предупреждением на приборном щитке. И если масло «на долив», оставшееся после недавней замены, многие на всякий случай возят в багажнике, то с антифризом это происходит крайне редко. Поэтому вы отправляетесь в ближайший специализированный магазин с непростым вопросом, что долить и в какой пропорции? Ответ, как правило, очевиден и привязан к цвету той жидкости, что уже плещется в вашем расширительном бачке. Так что, скорее всего, вам порекомендуют доливать красное к красному, зелёное к зелёному, синее к синему. Насколько это верно, особенно когда однозначно определить цвет старой жидкости не удаётся? В отличие от тех же автомобильных масел, имеющих чёткую систему классификации, облегчающую подбор аналогов, у антифризов общепринятых международных стандартов нет. Они ограничиваются только внутренними стандартами производителей автомобилей. Причём у одной и той же марки их может быть несколько, в зависимости от года выпуска и модели. Классический пример – Volkswagen, у которого пять разновидностей антифриза, при этом далеко не все они способны смешиваться между собой без потери свойств. Вот и получается, что и совет продавца, и ваш собственный выбор – чаще всего лотерея «подойдёт – не подойдёт». Для правильного ответа и общего развития придётся слегка погрузиться в тонкости антифризных составов. Основа всех автомобильных антифризов – водный раствор моноэтиленгликоля (МЭГ), в который добавляют немного глицерина для удешевления и снижения экологических рисков. Именно МЭГ обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства. Но при единой основе существует множество комбинаций и цветов антифриза, что может легко ввести в замешательство неопытного водителя. При этом их систематизация вполне возможна, только смотреть надо не на цвет, а прежде всего на основу жидкости, на то, из какого материала выполнена система охлаждения, и немного – на пакет присадок.

Все антифризы делятся на несколько групп. Первая из них – неорганические гибридные, часто называемые силикатными, так как они содержат силикаты (цвета: зелёный, сине-зелёный, голубой, жёлтый). Зелёные и сине-зелёные появились на свет одними из первых и прошли весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на две подгруппы: североамериканского и европейского типа. В североамериканских антифризах присутствуют фосфаты, в то время как в европейских их применение строго запрещено. Среди североамериканских смесей существует небольшая подгруппа антифризов с пониженным содержанием силикатов – Low Silicate Formula. Стоит отметить, что у большинства современных антифризов, произведённых в Европе, содержание силикатов снизилось, и они могут служить аналогом американских Low Silicate Formula. На этикетке антифризов силикатного типа можно увидеть маркировку G11 или G48. Например, такое обозначение имеется у широко представленной на нашем рынке Liqui Moly Ku..hlerfrostschutz KFS 2000 G11. Вообще-то, обозначение G11 является стандартом Volkswagen, но сейчас его используют практически все производители антифриза в качестве маркировки типа жидкости и даже имени нарицательного. Неорганические антифризы ориентированы на использование в двигателях с чугунным блоком, хорошо совместимы с медными паяными радиаторами и прекрасно защищают от коррозии алюминиевые детали, так как в случае её возникновения быстро герметизируют повреждённые места, создавая приповерхностную пленку. Их основные недостатки – низкая стабильность и быстрое старение. Выпавшие в осадок отработавшие своё присадки превращаются в абразив, который неизбежно сокращает срок службы уплотнений водяного насоса. Если ваша система охлаждения преимущественно из лёгких металлов, вам подойдёт вторая группа антифризов, в которых в качестве основного ингибитора коррозии используют карбоксилатные органические кислоты. Органические антифризы тоже бывают разными и по составу, и по цвету. Типы G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашивают в оранжевый, красный или розовый оттенки. Как пример, та же Liqui Moly Ku..hlerfrostschutz KFS 2001 G12+. Все такие антифризы содержат два или больше типов карбоксилатных кислот, но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. Они хорошо противостоят коррозии во всём объёме жидкости и ориентированы на защиту алюминиевых деталей. Если вы рискнёте залить органический антифриз в двигатель с чугунным блоком, особенно тщательно следите за уровнем, так как возможно развитие коррозии поверхности чёрного металла на границе антифриз – воздух. Другой тип антифриза этой же группы – Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный). Они содержат один и тот же подвид карбоксилатной кислоты и фосфаты. Этот тип карбоксилатных кислот негативно действует на прокладки некоторых двигателей. Необходимо упомянуть, что до 2000-2001 года Honda и Toyota предлагали другой тип антифриза, в котором отсутствовали силикаты, но при этом было избыточное количество фосфатов. В Европе фосфаты не используются главным образом из-за повышенной жёсткости воды (там разрешено применять обычную водопроводную воду для разведения концентратов антифризов). От жёсткой воды фосфаты могут выпасть в осадок, и если вы готовите раствор из такого концентрата, используйте только дистиллированную воду. Третья группа – это лобридные антифризы. В них использован тот же тип карбоксилатных кислот, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC, плюс небольшое количество силикатов. Несмотря на то, что лобридный тип антифриза официально не содержит фосфатов, на самом деле они в нём присутствуют, только в совсем уж незначительном количестве. Цвета для них используют разные: жёлтый, иногда зелёный и оранжевый. Здесь есть свои нюансы, потому как цвет зависит от автопроизводителя, модели автомобиля и даже от того, заливается он на конвейере или на сервисе. Как видите, разные по классу и составу антифризы могут быть одинакового цвета, поэтому при выборе доливки нельзя ориентироваться только на цвет. Ведь все антифризы изначально бесцветны. Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для упрощения определения уровня жидкости в расширительном бачке. Иногда краситель бывает флуоресцентным, что помогает быстро найти места протечек. Количество красителя минимально – несколько граммов на тонну. Никакого влияния на свойства жидкости краситель не оказывает. Итак, мы пришли к очевидному выводу: самый правильный выбор – согласно инструкции по эксплуатации автомобиля. Там обязательно указан тип охлаждающей жидкости или хотя бы торговая марка производителя. Однако часто инструкция потеряна, а в интернете нет ничего определённого. Что делать в таком случае? Если необходимо долить небольшой объём – до полулитра, и причина убыли пока не выявлена, имеет смысл использовать дистиллированную воду. Дело в том, что незначительная потеря антифриза может быть следствием выкипания воды, ведь сам моноэтиленгликоль так легко не испаряется. При этом антифриз становится более концентрированным, и доливка воды лишь восстановит его плотность. На низкотемпературные свойства небольшое количество воды никак не скажется. Если нужно долить больше, то следует задать себе вопрос: когда была последняя замена антифриза и не лучше ли заменить его полностью? Полезно помнить, что ресурс современных антифризов не безграничен, хотя и может достигать пары сотен тысяч километров пробега. Присадки со временем теряют свойства, начинается коррозия и износ уплотнений водяного насоса. В такой ситуации лучше полностью сменить жидкость, не дожидаясь проблем. И ещё о ресурсе. Если антикоррозионные свойства антифризов примерно равны у всех классов, то по остальным показателям наибольший срок службы у органических и лобридных, ведь они задумывались . А вот неорганические антифризы рекомендуется менять не реже, чем раз в три года, да и гарантийный срок у них ограничен тремя годами, так как при хранении возможно образование сгустков. При эксплуатации такие сгустки не образуются. Существует ли универсальный антифриз, доступный в розничной сети и удовлетворяющий большинству требований автопроизводителей? Мы бы рекомендовали уже упоминавшийся карбоксилатный Liqui Moly Ku..hlerfrostschutz KFS 2001 G12+. Продаётся он почти везде и совместим по присадкам со всеми присутствующими в продаже аналогами, исключая только антифризы лобридного типа. Заодно можете купить промывочную жидкость Kuhler Reiniger. Не стоит пренебрегать промывкой системы охлаждения. Даже у двухлетнего автомобиля она удивляет количеством грязи, которое накопили радиатор и блок двигателя. Промывка удалит шлам от разложившихся присадок, накипь от минеральных солей в воде и следы масла, часто попадающего в систему охлаждения.

Итог. Если требуется небольшая доливка, доливайте дистиллированную воду. Если долить нужно более полулитра, ищите место утечки, оцените остаточный ресурс антифриза и задумайтесь о полной замене с промывкой всей системы охлаждения. Доливать большое количество антифриза в неизвестный продукт однозначно не стоит!

Неисправности расширительного бачка ВАЗ и его ремонт

Неисправности бачка могут возникнуть как, вследствие его неправильной эксплуатации, так и в случае случайного механического воздействия. К примеру, при ДТП, бачок может повредиться и лопнуть или при повышенном давлении жидкости в системе. В любом случае, необходимо диагностика и срочный ремонт бачка, так как без него функционирование системы охлаждения не возможно.

Всего расширительный бачок страдает тремя «болезнями»:

Заклинивание крышки-клапана. Крышка расширительного бачка ВАЗ предназначена для выпуска избыточного давления из системы. При ее заклинивании давление возрастает, и многие части системы попросту лопаются. То же самое можно сказать и о самом расширительном бачке, который всегда страдает в первую очередь. При первых же симптомах (шипение при открывании крышки), ее необходимо заменить. Если замена крышки не представляется возможной, то можно попробовать ее отремонтировать. Для этого она выкручивается и разбирается. Пружина клапана отпиливается на некоторое число витков и пружина снова собирается. После этого, она должна заработать.

Как доработать неисправную крышку бачка на ВАЗ 2109?

Многие владельцы автомобилей ВАЗ 2109 сталкиваются с такой проблемой, как неправильная работа крышки расширительного бачка. Ее клапан либо не может удержать давление, либо попросту не сбрасывает. В этом случае, виновата пружина, жесткость которой завод-изготовитель учел не правильно.

Вначале, крышку необходимо разобрать. Для этого лучше использовать плоскую отвертку и любые плоскогубции. Когда все детали будут на столе, необходимо снизить упругость предохранительной пружины. Для этого число ее витков уменьшается при помощи плоскогубций. Как правило, предохранительный клапан укорачивается на 1 виток, а все остальные на 2. После этого, упругость пружины снижается и крышка расширительного бачка снова готова к работе.

Вот так происходит ее доработка, как вы заметили, данную процедуру можно выполнить без помощи автомехаников и значительно сэкономит деньги на проведении ремонта

Расширительный бачок является важным элементом системы охлаждения двигателя. Его выход из строя чаще всего связан с износом и механическими повреждениями. Все неисправности можно довольно легко устранить самостоятельно.

Устройство расширительного бака отопления

Устройство расширительного бака состоит из следующих элементов:

• камеры для воды;

В зависимости от вида может меняться комплектация конструкции.

Всего выделяется два вида бачков, используемых для оснащения отопительного оборудования.

• Открытая конструкция представляет собой металлическую ёмкость с незакрытой верхней частью. На дне бачка имеется резьбовое соединение для подключения с котлом. Модель открытого вида должна устанавливаться в наивысшей точке системы для нормального функционирования. Конструкции такой модификации не требует запорной арматуры и мембраны. Даже крышка функционально не играет никакой роли, кроме ограждения от пыли и мусора.

• Закрытая конструкция представляет собой металлическую герметичную капсулу со строенными элементами. Имеющиеся две камеры разделены мембраной, выполненной из резины. Это позволяет предотвратить коррозию металла от контакта с водой. Патрубок для соединения с котлом выходит из верхней части. Устанавливать такой бачок допускается в любом месте, за исключением врезки поблизости с циркуляционным насосом.

В современных системах бачки открытого типа практически не используются. Конструктивные особенности и функциональность уже устарели. Но для отопления небольших домов в сочетании с маломощным котлом использовать допускается.

Принцип работы бака закрытого вида заключается в распределении разогретой жидкости из системы в мембранное устройство. За счёт этого повышенное давление начинает нормализоваться.

Процесс замены мембраны

При износе мембраны следует произвести следующие виды работ:

  • отсоединить бак и дренировать;
  • произвести сброс давления с помощью ниппеля;
  • в том месте, где присоединяется трубопровод, находится мембрана. Производится демонтаж фланца мембраны. После освобождается держатель;
  • мембрана извлекается;
  • проверяется внутренняя поверхность расширительного бачка на предмет загрязнений и ржавчины. В случае необходимости производится промывка;
  • необходимо знать, что мембрана чувствительна к маслам. Так что недопустимо использовать их в качестве антикоррозийных средств на внутренней части корпуса.

Монтаж нового элемента

Как уже говорилось, оригинальные запчасти – не самый лучший вариант. Более оптимальным решением выглядит установка усиленной модели расширительного бачка на УАЗ Патриот вместо родного. Как правило, автовладельцы в этом случае берут расширитель с Волги ГАЗ 31105. Подобный вариант отличается повышенной надежностью, так что прослужит вам на протяжении длительного периода. Но тут есть один недостаток: модель с Волги нельзя установить на родной кронштейн.

Также будет интересно почитать: Lada Niva Urban 4х4: обзор и технические характеристики

Для изготовления подходящего крепежа придерживаемся следующего алгоритма:

  • изготавливаем П-образную конструкцию, что по размерам соответствует новому бачку;
  • на ребрах делаем дырки, куда потом можно будет прикрепить расширитель;
  • в отверстия монтируются болты, затем прихвачиваем их сваркой;
  • делаем кронштейн, при помощи которого можно зафиксировать рамку на кузове;
  • окрашиваем рамку, чтобы повысить ее долговечность.

Если правильно все выполнить, готовая конструкция будет намного надежнее оригинального варианта, что сэкономит вам массу денег и сил на ремонте узла.

Назначение расширительного бачка

Предназначение расширительного бачка заключается в обеспечении компенсации объема охлаждающей жидкости, изменяющейся в зависимости от ее температуры. Кратко устройство расширительного бачка можно описать следующим образом. Материал расширительного бачка — прозрачная пластмасса. На его стенках нанесены специальные метки, помогающие контролировать уровень охлаждающей жидкости — минимум и максимум. Так, крышка расширительного бачка на Ладе Приоре находится в горловине, расположенной сверху. Пластмассовая пробка герметично закрывает горловину. В самой пробке также расположены два клапана, собранные в единый блок — впускной и выпускной. Выпускной клапан срабатывает, когда давление в расширительном бачке достигает величины в 110кПа. Открытие выпускного клапана обеспечивает повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости, тем самым предупреждая интенсивное парообразование. Когда охлаждающая жидкость остывает, ее объем уменьшается — тем самым создается разрежение в системе. Впускной клапан срабатывает при достижении определенного уровня разрежения и пропускает воздух в расширительный бачок.

Зачастую ремонт расширительного бачка производят только в случае обнаружения его негерметичности

Тем не менее, важно контролировать исправность работы и термостата, и клапанов. Например, если происходит закипание охлаждающей жидкости, то обязательно необходимо проверить работоспособность клапанов

В частности, негерметичность выпускного клапана приведет к тому, что температура закипания охлаждающей жидкости снизится, а заклинивание этого же клапана в закрытом состоянии приведет к такой проблеме, как аварийное повышение давления в системе. Это, в свою очередь, может вызвать повреждение шлангов и радиатора.

Осуществление замены расширительного бачка

В частности, замена расширительного бачка на Приоре производится следующим образом:

  • в качестве основного инструмента следует использовать крестообразную отвертку. В первую очередь снимается пробка расширительного бачка. Для этого нужно отвернуть пробку сливного отверстия внизу бачка радиатора с правой стороны и слить из него жидкость. Кстати, замена охлаждающей жидкости должна осуществляться по всем правилам — так, например, нельзя смешивать разные охлаждающие жидкости. После того, как слив будет осуществлен, пробку сливного отверстия следует завернуть. Необходимо отметить, что если вы сливаете жидкость не из бачка, а из радиатора (при его ремонте), то вся жидкость из бачка также вытечет,
  • необходимо ослабить затяжку хомута крепления пароотводящего шланга радиатора отопителя и снять шланг со штуцера расширительного бачка,
  • аналогичным образом необходимо осуществить снятие пароотводящего шланга радиатора системы охлаждения (также со штуцера расширительного бачка),
  • после ослабления затяжки хомута заправочного шланга эту деталь можно беспрепятственно отсоединить,
  • расширительный бачок, для снятия нужно двигать вверх и одновременно с этим выводить его задний край из выемки облицовки моторного щита. Таким образом он легко снимется с автомобиля,
  • необходимо слить из бачка остатки охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок устанавливается обратно в порядке, противоположном снятию. Систему охлаждения следует заполнить жидкостью, учитывая все стандартные для этой процедуры требования. Затем необходимо завернуть пробку расширительного бачка, пустить двигатель, после чего следует проверить отсутствие утечки охлаждающей жидкости в местах соединения шлангов бачка. Двигатель нужно прогреть до рабочей температуры на холостом ходу — это позволит удалить из системы воздушные пробки.

Ремонт расширительного бачка своими руками

На расширительный бачок в процессе эксплуатации постоянно воздействует деформация: ёмкость сужается и расширяется из-за температурных изменений — таков режим её работы. При пиковых значениях на стенках бачка появляются трещины. Проблему можно решить двумя способами: купить новый бачок или отремонтировать старый.

Трещина расширительного бачка

Материал, применяемый в процессе изготовления расширительных бачков, не вступает в реакцию ни с какими клеями независимо от марки. Это говорит о том, что путём склеивания отремонтировать бачок качественно не получится. Те автовладельцы, которые решились на восстановление ёмкости, прибегают, как правило, к следующим методам:

  • запаивают трещины корпуса с применением металлической сетки;
  • применяют эпоксидную смолу, специальный герметик либо холодную сварку.

Из-за постоянного воздействия на расширительный бачок высокого давления и температуры, на сосуде со временем появляются трещины
Стоит обратить внимание, что холодная сварка и эпоксидка устраняют проблему лишь временно и к ремонту либо замене бачка придётся все равно вернуться.

Некоторые автолюбители задаются вопросом, чем и как можно заделать трещины в пластиковом корпусе расширительного бачка? Для проведения процедуры в домашних условиях следует:

  • очистить корпус в месте трещины чистой ветошью или салфеткой;
  • обезжирить участок растворителем, после чего просушить;
  • вырезать кусочек латунной сетки с мелкими ячейками по длине повреждения;
  • наложить полоску на место ремонта;
  • разогретым паяльником припаять сетку к краям трещины таким образом, чтобы образовался армированный слой по всей площади сетки;
  • выполнить шлифовку шва;
  • нанести шпатлевку, слой грунтовки и провести окрашивание.

Наиболее распространенным и доступным способом восстановления расширительного бачка является пайка с использованием мелкой металлической сетки
Для рассмотренной процедуры потребуется паяльник с минимальной мощностью 40 Вт с плоским жалом. Восстановить герметичность бачка можно с помощью специального красного герметика Done Deal, который предназначен для пластика. Перед нанесением вещества корпус тщательно зачищают и обезжиривают.

Видео: ремонт расширительного бачка посредством пайки

Как осуществить монтаж

Каких-либо существенных ограничений, влияющих на место установки расширительного бачка в системе, нет. Все же установку желательно производить в любой удобной точке обратной магистрали имеющейся системы отопления.

Причина в том, что там теплоноситель прохладнее. А это позволяет существенно продлить ресурс расширительной емкости, ее мембраны.

Кроме того, если установить бачок неподалеку от твердотопливного котла, то в определенных ситуациях в камеру для теплоносителя может попасть пар. В результате чего емкость потеряет способность производить компенсацию расширения теплоносителя.

Установка резервуара может осуществляться двумя способами. К ним относятся монтаж:

Но следует понимать, что первый вариант предназначен только для случаев, когда расширительная емкость имеет умеренный объем.

Не следует экономить на подключении бака к системе отопления.

Так указанная процедура должна выполняться с применением:

  • отсекающего крана с, так называемой, «американкой» — этот элемент конструкции позволит оперативно вывести резервуар с эксплуатации, а при необходимости заменить его, причем не дожидаясь остывания теплоносителя;
  • тройника с краном для слива, что позволит перед заменой бака быстро его опустошить;
  • манометра для измерения давления;
  • предохранительного клапана или ниппеля для регулировки давления внутри оборудования.

После монтажа бачка его предстоит правильно настроить, учитывая рекомендации производителя, приведенные в инструкции к приобретенному оборудованию. Чтобы давление в баке было соответствующим, т.е. меньшим, чем в системе, что позволит мембране деформироваться при нагревании теплоносителя.

Если расчеты были выполнены не верно и в системе отопления размещен резервуар меньшего, чем нужно объема, то он не справится со своими обязанностями, но исправить ошибку можно.

Для чего нужно приобрести и установить в систему вторую емкость. Емкость которого составляет разницу между нужным объемом и имеющимся у работающего в системе бака. Такой способ сократит финансовые потери.

Ошибки и советы по их устранению и предотвращению

Выше были рассмотрены правильные варианты установки бачка. Но обычные пользователи способны произвести неправильные действия, не понимая сути возможных проблем. Чтобы исключить возникновение подобных ситуаций, пригодится следующая информация:

  • Гидроаккумулятор, поставленный непосредственно за котлом, будет работать с теплоносителем, разогретым до максимальной температуры в контуре, что не рекомендуется. На этом участке жидкость расширяется сильнее, что способно вызвать слишком большие перепады давления;
  • Частое изменение напора происходит сразу за насосом. Именно поэтому туда также не советуют устанавливать бачок;
  • Расширительный бак при полном заполнении становится значительно тяжелее по сравнению с исходным состоянием. Именно поэтому крепление буферной емкости должно быть рассчитано на соответствующие нагрузки;
  • Гидроаккумулятор подбирают с объемом не менее 10% от количества теплоносителя во всем отопительном контуре.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Зачастую выходит из строя клапан высокого давления, он просто начинает скидывать антифриз при нормальном показателе, либо вообще его не скидывает.

При скидывании нормального давления (при прогретом двигателе), происходит выплеск антифриза или тосола и соответственно его понижение. Зачастую может валить пар из под капота, потому как жидкость попадает на раскаленный выпускной коллектор. Причем температура двигателя не в красной зоне, то есть она рабочая – значит 90% крышка.

При выходе из строя вакуумного клапана, будут проявляться совершенно другие признаки. Так зачастую возникают воздушные пробки в системе – приводит это к следующему, двигатель перегревается, а из печки идет холодный воздух.

Если честно причин может быть масса, так например еще один из признаков — это когда разрывает трубки или срывает хомуты. ДА и сам бачок может лопнуть – это говорит, что клапан высокого давления не скидывает «излишки» и оно начинает превышать 1,5 атмосферы, может кстати повредить и сами радиаторы, напомню их два основной и печки (в салоне).

Так что если у вас начали «сопливиться», соединительные хомуты или другие соединения, выбивает часто шланги – меняйте крышку.

Как работает крышка бачка для охлаждающей жидкости

Система охлаждения ДВС полностью герметична. Однако в силу того, что охлаждающая жидкость изготавливается на основе метилового спирта, в процессе нагревания она может увеличиваться в объёме.

Поэтому излишки жидкости, а также сдавленный воздух поступают при нагревании в резервную ёмкость — расширительный бачок. Если воздух в системе сильно сжимается из-за повышения объёма жидкости, то срабатывает выпускной клапан в крышке: он чуть приоткрывается, и излишки воздуха выходят наружу.

Далее, когда машина долгое время стоит, происходит обратная реакция: мотор и жидкость остывают, из-за чего объём тосола резко сокращается. Соответственно, в системе появляются воздушные пробки. Благодаря клапану на впуск эти пробки быстро устраняются из системы.

Клапаны в крышке поддерживают необходимое давление в системе

Неисправности крышек бачка и их последствия

Негерметичная крышка расширительного бачка может стать причиной дополнительного и «не нужного» подсоса воздуха в систему. Дело в том, что если давление внутри системы станет соответствовать атмосферному, то жидкость начнет закипать при тех значениях температуры, при которых это должно происходить. Таким образом, произойдет утечка охлаждающей жидкости и последующий перегрев мотора. Последний может запросто выйти из строя.

Другая сторона проблемы – это образование воздушной пробки. Воздушная пробка передвигается наравне с охлаждающей жидкостью и мешает ей выполнять свои функции. Жидкость греется и закипает, что приводит к ее утечке, а зимой из-за воздушной пробки возможна плохая работа радиатора отопителя салона.

Самое страшное – когда крышка герметично закрыта, но перестала отдавать давление в атмосферу. При увеличении давления, ОЖ начинает выталкивать через соединения патрубков и прочие «дырки в системы». В лучшем случае все обойдется и вам придется лишь поменять крышку. В худшем – может запросто разорвать расширительный бачок и тогда ремонт обойдется намного дороже.

Техническое обслуживание при эксплуатации

Нужно помнить, что при перерывах в использовании баки, как и другие компоненты системы отопления, следует опустошать с последующей просушкой. Игнорировать этот пункт не следует, так как его несоблюдение приведет к появлению коррозии и снижению сроков эксплуатации.

При использовании любого закрытого бака владельцам регулярно следует выполнять ряд несложных операций.

К которым относятся:

  • периодические осмотры на предмет выявления коррозии, механических повреждений – такая процедура должна производиться дважды в год;
  • проверка давления в системе, что выполняется через каждые полгода;
  • периодические осмотры целостности мембраны – такие операции производятся согласно рекомендациям производителя.

А кроме того, на протяжении всей эксплуатации пользователям придется соблюдать требования относительно допустимых норм температуры и давления.

Для ремонта резервуаров следует использовать исключительно оригинальные комплектующие, так как это обеспечит не только нужную производительность, но и безопасность использования.

С правилами и особенностями подбора расширительного бачка для отопительных систем открытого типа ознакомит следующая статья, прочитать которую стоит владельцам домов с открытыми контурами отопления.

Итак, что же такое расширительный бак

Название говорит само за себя. Бак предназначен для расширения. Любой теплоноситель, наполняющий систему отопления, при нагреве расширяется. А это, в свою очередь влечёт, за собой увеличение давления в системе.

Подробнее о типах, конструкции таких баков читайте тут — https://kvarremontnik.ru/rasshiritelnyjj-bak-dlya-otopleniya/

Как же это предотвратить? При помощи резервуара с воздухом, который обладает способностью легко сжиматься. Именно благодаря этой способности воздуха и не произойдёт значительного скачка давления.

Весь объём увеличенного теплоносителя перейдёт в расширительный бак. А в случае его отсутствия горячая вода или выльется из системы, или произойдёт разрыв одного из её элементов в зависимости от типа отопительной системы.

Читайте: последствия сильного увеличения давления – гидроудары.

Чем отмыть расширительный бачок внутри

Расширительный бачок системы охлаждения по мере эксплуатации может быть загрязнён, причём не только снаружи, но и внутри. Если с внешней стороны отмыть ёмкость не так уж сложно, то изнутри очистить её довольно проблематично. Загрязнения бывают разного характера: осадок, накипь, масло и т. п., в результате чего может быть не виден даже уровень жидкости в сосуде. Чтобы устранить загрязнение, прежде всего, ёмкость нужно снять с автомобиля. В зависимости от конструкции, корпус может разделяться перегородками, что усложняет процесс чистки. Через отверстие пробки грязь можно попытаться удалить подручными инструментами, например, намотав на деревянную палочку ветошь, просунуть её внутрь и вытереть грязь.

Иногда возникает необходимость в чистке бачка расширения в результате его загрязнения. Для этих целей можно использовать как подручные средства и материалы, так и специальные жидкости

В зависимости от типа загрязнения может помочь лимонная кислота, стиральный порошок, керосин или уайт-спирит. Есть ещё один вариант — смесь порошка, бензина и тёплой воды, которую заливают в бачок, закрывают отверстия и оставляют на сутки. Периодически ёмкость нужно взбалтывать. Некоторые автолюбители насыпают в сосуд немного песка и, путём встряхивания производят очистку, но добиться идеальной чистоты удаётся далеко не всегда. Если ничего из перечисленного не помогло, прибегают к применению современных химических средств, разнообразие которых на сегодняшний день удовлетворит потребности любого автовладельца.

Расширительный бачок системы охлаждения относится к надёжным деталям. Однако бывают случаи, когда с ёмкостью возникают неполадки. Чтобы не пришлось прибегать к преждевременной замене бачка, рекомендуется периодически выполнять проверку крышки на работоспособность клапанов. При исправной детали удастся избежать разрыва корпуса от высокого давления.

Расширительный бачок автомобиля — это неотъемлемый узел, входящий в систему охлаждения. Его задача состоит в компенсации увеличивающегося объема тосола либо антифриза при высоких температурах и повышении давления в системе охлаждения. Особенности конструкции охлаждающей системы диктуют, какую форму имеет расширительная емкость и какими дополнительными функциями, кроме сбора жидкости, она обладает.

Устройство расширительного бака

Устройство бака

Изготавливают его из металлических штампованных полуформ, которые соединяют между собой методом вальцовки. С нижней стороны корпуса расположена горловина, именно с ее стороны бак присоединяют к системе отопления. С верхней стороны расположен ниппель, через который воздух закачивается в диафрагму, расположенную внутри корпуса.

В верхней части корпуса на болтовом соединении установлена специальная крышка. Она необходимо только в одном случае, если нужно провести осмотр бачка или заменить диафрагму.

Как работает бачок? Расширяющаяся вода через горловину поступает в бачок и занимает пространство между стенками корпуса и стенками надутой диафрагмы. Воздух в диафрагме сдавливается, и ее размеры уменьшаются. Как только теплоноситель начинает остывать, диафрагма принимает свой первоначальный объем, выдавливая теплоноситель из расширительного бачка. Как видите, все достаточно просто.

Для чего нужен этот узел

Такой элемент, как расширительный бачок УАЗ Патриот, представляет собой емкость из пластика, предназначенную для компенсации объема охлаждающего вещества (показатель может варьироваться, исходя из температуры жидкости, так что емкость нужна для лишнего антифриза при его нагревании). Таким образом, бачок является важной составляющей системы охлаждения силового агрегата.

На нем находится ряд отметок, благодаря которым можно осуществлять контроль над количеством жидкости в емкости и, соответственно, в самой системе. Сверху бачка расположена пробка, через которую заливают антифриз. Пробка обеспечивает герметичность узла. Таким образом, исключается возможность утечки охлаждающей жидкости.

Конструкция расширительного бачка на УАЗ Патриот предполагает наличие трех отверстий. В нижней части расположено самое большое отверстие. С его помощью антифриз распространяется по системе. Две дырки немного меньшего диаметра находятся в верхней части емкости. Они обеспечивают компенсацию жидкости во время ее нагревания.

Видео-обзор про бачок расширительный УАЗ Патриот:

Видео — Как снять расширительный бачок на ВАЗ 2110 — 2112

Нарушение герметичности соединения бачка с патрубками. Такая неисправность встречается реже, но тоже имеет место быть. В основном это связано с плохим подбором диаметра резинового патрубка. В этом случае, необходимо обработать места соединения с помощью автомобильного герметика. Для этого охлаждающая жидкость сливается из бачка и патрубок отсоединяется.

С внутренней части патрубка намажьте слой герметика. После этого, намажьте тот же слой герметика на трубку, расположенную на расширительном бачке. После выжидания 5 минут, патрубок одевается и затягивается хомутом.

Теперь герметику нужно высохнуть. Это происходит в течение 24 часов и лишь после этого можно заливать тосол или воду и снова эксплуатировать автомобиль.

Такое вещество появилось относительно недавно. Необходимость использования герметика возникла в связи с применением в качестве охлаждающей жидкости тосола, из-за его высокой текучести. Автомобильные герметики способны выдерживать довольно широкие перепады температур, которые достигают 300 градусов Цельсия. Поэтому, даже если двигатель закипит, система попрежнему останется герметичной и будет пригодна к дальнейшему использованию.

Механические повреждения расширительного бачка. Пожалуй, самая страшная неисправность и чаще всего заканчивается заменой последнего. Редко кто ремонтирует расширительный бачок, но все же сделать это можно. Для этого необходимо иметь определенный навык владения паяльным устройством. Стоит отметить, что запаять трещину можно только в верхней части бачка, где нет никакого доступа для охлаждающей жидкости, однако может попасть воздух в систему.

Для этого, охлаждающая жидкость сливается из расширительного бачка, он снимается и освобождается от крышки. Суть пайки заключается в расплавлении двух частей до густого состояния и их слипания в процессе высыхания. Чтобы это получилось, необходимо два элемента прижать друг к другу и поставить жало паяльной лампы между ними. Как только произойдет мелкое плавление элементов, необходимо сразу же отвести жало назад.

В случае сильного повреждения бачка, такого как, например, его раскалывание или откол кусков, ремонт бачка считается нецелесообразным, и он подвергается только замене.

Причины попадания масла в расширительный бачок

Обе жидкости – и охлаждающая, и смазочная – циркулируют в автомобиле в разных системах независимо друг от друга. Они выполняют разные функции, поэтому внутри двигателя должна обеспечиваться их изолированность. При возникновении проблемы смешивания моторного масла с антифризом водитель должен понимать, что это возможно только при разгерметизации систем.

Происходит она по следующим причинам:

Трещина на расширительном бачке

  • нарушения в работе масляного радиатора;
  • механические повреждения головки блока цилиндров, прокладки теплообменника;
  • разрушения патрубков, сквозь которые проходит охлаждающая жидкость;
  • возникновение трещин и прочих дефектов на расширительном бачке;
  • приход в негодность насоса системы охлаждения.

Помимо перечисленных причин, вызвать поломку может и использование неправильных хладагентов, а именно: их смешивание. У каждой охлаждающей жидкости имеется своя классификация. Каждая из них обладает разными свойствами и состоит из определенных ингредиентов. При взаимодействии несовместимых между собой присадок может начаться неконтролируемая химическая реакция, которая и вызовет разгерметизацию системы. Поэтому прежде, чем заливать новый антифриз в автомобиль, необходимо слить старую жидкость.

Обратите внимание на то, что цвет охлаждающей жидкости никак не характеризует класс, к которому она относится. Это всего лишь краситель, который добавляет производитель. Поэтому не пытайтесь смешивать два, скажем, красных охладителя, опираясь лишь на их визуальное сходство.

как разобрать, как почистить и отремонтировать

В конструкции автомобиля нет ни одной лишней детали. Каждый элемент выполняет свою функцию, даже такая маленькая деталь, как крышка расширительного бачка. Большинство автовладельцев даже и не подозревает о том, что крышка используется не только для закрытия бака, но ещё и для стабилизации давления в нём. Поэтому ремонт крышки бачка для охлаждающей жидкости представляется одной из тех процедур, которую в случае необходимости придётся проводить своими руками.

Ремонт крышки расширительного бачка

Не уделяя должного внимания такому незначительному, казалось бы, элементу, как крышка, водитель может столкнуться с серьёзными поломками двигателя. Мало кто знает, но крышка расширительного бачка контролирует давление в системе охлаждения. Специальные клапаны, вставленные в полость крышки, стравливают лишнее давление или же выпускают воздух, чтобы повысить необходимый для циркуляции в системе объём антифриза.

Ремонт крышки бачка включает в себя три этапа:

  1. Разборка.
  2. Чистка.
  3. Замена элементов.

При этом все этапы вполне под силу выполнить даже водителю-новичку.

Как разобрать крышку

Самостоятельный ремонт крышечки расширительного бачка — это простейшая процедура, поскольку крышка имеет простую конструкцию и для её реставрации не нужны специальные инструменты. Всё, что понадобится — это ваши руки и отвёртка с тонким плоским лезвием. Нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Выкрутить крышку из бака.
  2. Вытащить изделие и очистить его сухой тряпкой от капель охлаждающей жидкости.
  3. В полость крышки вставлен резиновый уплотнитель — нужно поддеть его лезвием отвёртки и вытащить.
  4. После чего снять пружинку, которая кроется под резиной.
  5. Сразу же под пружинкой можно увидеть маленькое устройство клапана — его также поддеть отвёрткой и вытащить. По соседству с первым располагается и второй клапан — его также нужно снять.

На этом разборка крышки расширительного бачка завершена. Все составляющие демонтированы — можно приступать к их очистке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]